ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Дети-маугли

В последнее время в прессе новостные заголовки «запестрели» сообщениями о новых «детях-маугли», найденных в запущенных квартирах, в связи с чем, полагаю, имеет смысл вспомнить историю написания всемирно известной «Книги джунглей» Джозефа Редьярда Киплинга, а также разобраться в терминологии.
Известно, что на написание «Книги джунглей» Редьярда Киплинга вдохновила история индийского мальчика Дина Саничара, воспитанного волками. Однако, если имена животных своей книги Киплинг дал на языке хинди (Багира – пантера, Балу – медведь, Хатхи – слон), который знал, то имя Маугли, которое по словам матери-волчицы означает «лягушонок», было придумано им самим.
История Дина Саничара не единична. Известно много случаев, когда дети были воспитаны животными. Одной из наиболее известных таких историй является легенда об основателях Рима – Ромуле и Реме, которых вскормила волчица. Не менее известны вымышленные истории Тарзана Эдгара Райса Берроуза и Бинго Бонго из одноименного фильма с Адриано Челентано.
Помимо истории Дина Саничара существуют и другие истории реальных детей, воспитанных животными, таких как Виктор из Аверона, ребенок-обезьяна Джон, дикий мальчик Питер, Амала и Камала, Лобо – девочка-волк с реки Дьявола и другие. От детей, найденных в запущенных квартирах, их отличает поведение: они с трудом шли на контакт с людьми, лаяли, выли или издавали звуки, свойственные тем животным, среди которых оказались, передвигались преимущественно на четвереньках или ползком.
Дл того, чтобы расставить все точки над «и», следует обратиться к медицинской литературе, которая описывает симптомы, наблюдаемые у детей, выросших среди животных, называя их феральными (от лат. fera – дикое животное) детьми, а их поведение – синдромом Маугли.
Всех феральных детей объединяет то, что они росли в условиях крайней социальной изоляции: вне контакта с людьми, о них практически никто не заботился, и они не имели опыта социального поведения и общения. Все это формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального и личностного развития. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения, а лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации. Причины абсолютной изоляции детей исследуются. Когда ребенка находят в дикой природе, то установить причину, по которой он оказался среди животных, затруднительно. При искусственной изоляции причинами синдрома Маугли могут стать гибель родителей, их психические расстройства и недостаточный присмотр.
Базовые психические функции развиваются до пяти лет, поэтому, чем меньше возраст, в котором ребенок оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект. Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики: интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Дети с синдромом Маугли не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением и не могут устанавливать и поддерживать контакт с людьми. Основная проблема таких детей – невозможность полной социализации. Случаи позднего овладения речью и развития высших форм поведения единичны. Во многих случаях такие дети оказываются в специализированных учреждениях, где за ними наблюдают специалисты: психиатр и невролог. Вместе с тем известны случаи, когда здоровые в привычной для них звериной среде «Маугли» умирали, попав к людям.

Источник

Синдром Маугли

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Синдром Маугли – совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции. Отсутствие опыта общения, человеческих отношений формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Движения, поведение детей схожи с активностью животных: передвигаются на четырех конечностях, ловко прыгают. Вместо речи – звукоподражание. Эмоциональные реакции примитивны, отражают гнев, страх, удовольствие. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения. Лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Общие сведения

Название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Главный герой по имени Маугли с ранних лет воспитывался волками в джунглях. Автор приписывает ему относительно развитый интеллект, физические навыки людей (прямохождение, использование орудий), дифференцированные социальные эмоции и чувства. В отличие от героя книги, реальные дети перенимают поведение животных и значительно отстают в развитии интеллекта. Синонимичные названия синдрома Маугли – одичавшие, дикие, феральные дети. В России общественной изоляции чаще подвержены дети алкоголизировавшихся и психически больных родителей.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Причины синдрома Маугли

Вопрос о причинах абсолютной социальной изолированности детей продолжает исследоваться. Когда развитие протекает в дикой природе, невозможно определить условия, при которых ребенок оказался среди животных. При искусственно созданной изоляции удается установить контакт с матерью и/или отцом. Предположительно причинами синдрома Маугли становятся:

Патогенез

В психическом развитии ребенка существуют сенситивные периоды – временные интервалы, характеризующиеся оптимальным сочетанием внутренних условий для развития определенных психических процессов. Психика становится максимально чувствительной к внешним социальным воздействиям, способствующим формированию произвольности памяти, мышления, внимания, освоению речи, различных форм деятельности. При дефицитарности развивающей среды возникает задержка психических функций.

Синдром Маугли – результат тотальной социально-психологической депривации в сензитивные периоды развития. Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту. Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.

Классификация

Типология синдрома пока окончательно не разработана. Недостаточное количество эмпирических данных, устаревшие методы исследования большинства случаев (XIX, начало и середина XX века) не позволяют произвести классификацию по клиническим проявлениям, характеру течения, патогенетическим механизмам. С середины прошлого столетия как разновидность синдрома Маугли стали рассматривать синдром Каспара Хаузера, названного в честь имени мальчика, находившегося в заточении с раннего возраста. В настоящее время пациенты подразделяются на две группы:

Симптомы синдрома Маугли

Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики – на интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Уровень когнитивного дефицита сопоставим с тяжелой умственной отсталостью. «Дети джунглей» не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением. Все функции психики реализуются на наглядном, конкретном уровне: доступно освоение простых орудий, манипулятивные (реже предметные) действия, образное запоминание. Речь заменена звукоподражанием, дети имитируют вой, лай, скуление, хрюканье, шипение.

Отсутствует способность к прямохождению, передвижение осуществляется на четырех конечностях – ползанье, прыжки. Дети не могут устанавливать и поддерживать контакты с людьми, при их приближении демонстрируют испуг или ярость – забиваются в угол, скулят, рычат, оскаливаются, кусают, хватают за волосы, царапаются. Эмоции ярко выраженные, примитивные, обусловленные инстинктом выживания – страх, гнев. Зачастую «маугли» не умеют улыбаться, удовольствие проявляется гримасой с искривлением рта. Дети идентифицируют себя с животными, иногда проявляют любовь к представителям «родного» вида.

Изменены особенности физического развития, сенсорной чувствительности. Кости скелета (особенно конечностей) деформированы, чувствительность к температурным, болевым воздействиям снижена, хорошо развиты слух, зрение, обоняние. Не установлены суточные ритмы, сон преобладает днем или хаотично распределяется в течение суток. Привычным рационом являются ягоды, фрукты, орехи, сырое мясо. Навык использования столовых приборов, предметов обихода отсутствует. Дети едят руками, отказываются от ложки и вилки, сопротивляются проведению гигиенических процедур, использованию одежды.

Осложнения

Диагностика

Диагностика синдрома Маугли выполняется врачом-психиатром, неврологом. Значимым условием постановки диагноза является факт полной длительной изоляции от социума. К данным обследования добавляется информация от родителей, людей, нашедших ребенка и ухаживающих за ним в настоящий момент. Используются физикальные и клинические методы:

Лечение синдрома Маугли

Методы лечения остаются предметом исследований. Основное направление – психолого-педагогическая коррекция. Используются техники, применяемые для работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость. Доказана эффективность поведенческих методов обучения, основанных на простой цепочке «стимул-реакция-подкрепление или наказание». Выученные поведенческие шаблоны – бытовые, коммуникативные навыки – позволяют минимально адаптировать ребенка к социуму. Общая схема терапевтических и педагогических мероприятий включает:

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Маугли определяется длительностью периода развития вне социума и возрастом, до которого ребенок находился в нормальных условиях. Общая тенденция такова, что тем позже началась изоляция и чем менее продолжительной она была, тем лучше происходит адаптация, легче развивается речь и социальные навыки. Специфические профилактические меры отсутствуют. Снизить распространенность случаев принудительного заключения представляется возможным через усиление контроля социальных служб за неблагополучными семьями, в которых родители страдают психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией.

Источник

Дети с синдромом Маугли – болезнь общества или беспечных родителей

Случай с москвичкой Любой Гаращенко, запертой матерью в захламленной квартире, заставил вспомнить о детях-маугли, которые, увы, не являются пережитком прошлого. Одичавшие малыши, живущие по неписаным законам животного мира, будут существовать до тех пор, пока есть взрослая безответственность.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Кто бы мог подумать, что рассказ Редьярда Киплинга о Маугли — ребенке, воспитанном волками, — получит продолжение в наши дни. Некоторые взрослые настолько беспечны и безответственны, что не задумываются о безопасности беспомощных малышей, бросая их на произвол судьбы: оставляют одних в квартире, без еды и питья. Не все выживают, а те, кому удается спастись, вряд ли забудут об этом кошмаре. В медицине существует термин — «синдром Маугли». Это не врожденное явление: его приобретают дети, которые с ранних лет предоставлены самим себе и изолированы от общества. О них и пойдет речь.

ЛЮБА ГАРАЩЕНКО, ПЯТЬ ЛЕТ

История пятилетней Любы, жительницы столичной многоэтажки на Ленинградском шоссе, всколыхнула общественность. Девочка была желанным ребенком, но потом с ее матерью что-то случилось: Ирина Гаращенко не боялась оставлять беспомощного ребенка одного на несколько дней в жутком беспорядке. Сама Ирина, в одиночку воспитывающая Любу, всегда выглядела опрятно, к соседям относилась дружелюбно, поэтому не вызывала у окружающих каких-либо подозрений.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Девочку спасли — соседи услышали непрекращающийся плач Любы, — вызвали полицию и сотрудников МЧС. По словам очевидцев, она находилась в плачевном состоянии: изнывала от жажды и голода, в детскую шею впилась резинка для волос, а одежда была грязной.

Любаше повезло, теперь она в безопасности. «У малышки не было и нет анорексии, как предполагалось. Да, в первый день она жадно ела все, что ей приносили, но как такового обезвоживания и истощения нет», — рассказала сотрудница детской городской больницы имени Башляевой, где сейчас пребывает Люба.

Девочка простужена, у нее гнойный отит, однако организм малышки работает нормально. Специалисты строят радужные прогнозы: у Любаши есть все шансы догнать сверстников по развитию. И еще одна хорошая новость: Люба, которую еще недавно называли «маугли», заговорила. Горе-мамаша под следствием, на нее заведено уголовное дело о покушении на убийство, ей грозит лишение родительских прав.

На допросе у Гаращенко взыграл материнский инстикт, о котором до этого, похоже, не было и речь. Женщина начала выражать обеспокоенность за дочь, интересоваться ее самочувствием. Ирина неумело оправдывалась, утверждая, что в ее отсутствие за Любашей присматривала няня, но в тот день она якобы отлучилась. «Мы с близким другом собирались разменять квартиру на две — одну оформить на дочку, а во второй собирались жить сами», — так Гаращенко объяснила жуткий беспорядок в трехкомнатном жилье.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

В феврале 2009-го в одном из домов Ленинского района столицы Башкортостана перед очевидцами предстала странная картина: трехлетняя девочка по имени Мадина передвигалась на четвереньках и жадно грызла кость. Рядом с ней находился пес, — стоило животному чуть ближе подобраться к малышке, как та, словно дикий зверек, начинала отстаивать свой «обед». В это время мать преспокойно сидела за столом и ела из тарелки.

Когда Мадину забрали в больницу, родительница расплакалась и стала возмущаться, почему с ней так поступили, ведь она якобы хорошо заботилась о ребенке. Выяснилось, что женщина, растившая дочь в одиночку, часто выпивала, срывалась на дочери. Опасаясь гнева матери, Мадина в страхе убегала на улицу. Сверстники сторонились девочку, потому что та толком не говорила и постоянно лезла в драку. Тогда лучшими друзьями малышки стали дворовые псы.

В ходе обследования выяснилось, что физическое здоровье у Мадины в полном порядке, зато психическое состояние девочки вызывало у специалистов опасение. Малышку поместили в специальный реабилитационный центр.

ВИТЯ КОЗЛОВЦЕВ, ШЕСТЬ ЛЕТ

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Юного жителя Подольска Витю Козловцева воспитали не заботливые родители, а дворняга. К шести годам Витя умел ходить только на четвереньках, скулил и рычал. Мальчика-собаку обнаружили случайно: в детской поликлинике врач обратила внимание на амбулаторную карту Козловцева, последняя запись в которой датировалась 2001 годом. Решила проверить, почему мать не водит ребенка на осмотр. Несколько раз являлась по адресу, но тщетно: дверь никто не открывал, а за стеной слышался лишь лай. Педиатр обратилась в правоохранительные органы.

Ободранные обои, экскременты, валяющиеся по всей квартире, мусор, — вот что обнаружили очевидцы, взломав дверь. В коридоре стояли две больших миски, куда бросали еду собаке и Вите. Ребенок спал не в уютной кроватке, а на подстилке. В той же квартире жила и мама ребенка Венера Козловцева. Женщина работала уборщицей на одном из предприятий, не пила.

«А что такого, я ребенка нормально воспитывала!» — недоумевала она, когда ее лишали родительских прав. Витин отец проживал в этом же доме и платил алименты. «Я несколько раз пытался навестить сына, — оправдывался он, — но бывшая супруга не пускала даже на порог. Она с кулаками и такой площадной бранью обрушивалась на меня и мою маму, что мы решили не вмешиваться».

Все изменилось, когда Витя попал в семейный детский дом. По словам директора учреждения, самым сложным был первый месяц. Витя боялся света, дрожал, услышав звук воды, капающей из крана, не умел пользоваться столовыми приборами. У него были серьезные проблемы с позвоночником, — сказались годы хождения на четвереньках. Он мог часами лежать на одном месте, а ночью прислушивался к каждому шороху. Мальчик долго не мог понять, зачем нужно ходить в туалет, поэтому до восьми лет ему надевали подгузники.

Но любовь и ласка посторонних людей сделали свое дело. Витя научился разговаривать (никого не удивило то, что первыми он произнес слова «алкоголь», «истеричка», «ПХМЗ» — именно на этом заводе работала его мать), стал понемногу осваивать буквы.

НАТАША МИХАЙЛОВА, ПЯТЬ ЛЕТ

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Если некоторые дети в пятилетнем возрасте уже умеют читать, то Наташа Михайлова из Читы только хорошо лаяла и мяукала. Более двух лет она жила в квартире вместе с четвероногими и вела аналогичный образ жизни: ела с животными из одной миски, ползала на четвереньках.

Примечательно, что вместе с одичавшей Наташей проживали родственники, которым не было дела до девочки. Отец малышки не смог объяснить, почему так относился к ребенку. «Ее мне добровольно отдала бабушка моей бывшей жены Яны Михайловой. Яна оставила ей дочку, а сама была неизвестно где…» — признавался мужчина.

Показания матери девочки этому противоречили. Яна утверждала, что отец буквально выкрал у нее ребенка и не давал видеться с ним. О положении Наташи женщина якобы узнала из репортажа по местному телевидению. Однако Михайловой-старшей мало кто верил: предполагалось, что она попросту забыла о ребенке.

ВАНЯ ПАВЛОВ, ШЕСТЬ ЛЕТ

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

В 2008-ом в Волгограде нашли шестилетнего мальчика, разговаривающего на птичьем языке. «Маугли» заинтересовались даже британские журналисты. Ваню Павлова (имя и фамилия изменены), который должен был готовиться к поступлению в начальную школу, забрали у нерадивой матери. Она предпочитала общаться не с сыном, а пернатыми: двухкомнатная квартира была заставлена клетками с птицами, всюду царил жуткий беспорядок. «Мы пытались поговорить с Ваней, но в ответ он только чирикал», — с ужасом вспоминала социальный работник.

Женщина всячески отрицала, что ее ребенок отстает в развитии. «Да, у него есть некоторые проблемы с речью, только и всего, — говорила она — Мне сделали замечание, что в доме нет занавесок. Но мы с Ваней живем одни, кто же повесит нам карнизы?! Заявляли, что Ваня слишком худой, потому что я его не кормлю? Что за чушь! Сын всегда накормлен, одет и обут». Основной причиной всех проблем горе-мамаша назвала стресс, который пришлось пережить ей и малышу: из семьи ушел отец, практически в то же время умерли дедушка и бабушка мальчика.

ОКСАНА МАЛАЯ, ВОСЕМЬ ЛЕТ

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Оксана росла в многодетной семье. Мать с отцом беспробудно пили, так что им было не до малышей. До восьми лет Малая жила в сарае без любви и ласки родителей. Единственным другом девочки стала собака. В 1992-ом Оксану забрали у горе-родителей и поместили в детский дом.

Стоит ли говорить о том, что Малая вела себя как дикий щенок: лаяла, скулила, пыталась укусить тех, кто едва приближался к ней. Но жизнь среди неравнодушных людей сделала свое дело: Оксана научилась говорить, вести себя в обществе. С 2001 года она жила и работала в Барабойском доме-интернате, где заботилась о домашней скотине.

МАРИНА ЧАПМАН

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

В Колумбии в 50-х годах похищение и торговля детьми были прибыльным бизнесом. В руки злоумышленников попала и Марина Чапман — девочка из вполне благополучной семьи играла во дворе, неожиданно ее схватили незнакомцы и увезли далеко от дома. По неизвестным причинам похитители бросили беспомощное дитя в джунглях. От неминуемой смерти малышку спасли обезьяны.

«Они, видимо, решили, что я не представляю опасности, и все захотели потрогать меня, чтобы познакомиться поближе, — рассказывала позже пострадавшая. — Они издавали звуки, словно переговаривались друг с другом, подбадривали друг друга и смеялись. Ко мне подошло сразу несколько обезьян, которые начали меня толкать, дергать мое грязное платье и копаться в волосах».

Марине ничего не оставалось, как влиться в обезьянью стаю. «У меня было огромное желание говорить и общаться, — продолжала она. — Я начала воспроизводить звуки, которые издавали обезьяны, для развлечения и чтобы слышать свой голос. Одна или несколько обезьян сразу отреагировали на то, что я «сказала», и у нас завязалась «беседа». Я очень обрадовалась. Это означало, что обезьяны обратили на меня внимание. Я стала имитировать производимые животными звуки, стараясь делать это максимально похоже на то, как «говорят» они».

Чапман жила с обезьянами пять лет, но не теряла надежды вернуться в цивилизованный мир. Желание девочки исполнилось, но все вышло не так, как она себе представляла: Марину поймали браконьеры и продали в бордель. Чапман была слишком мала, чтобы обслуживать клиентов, поэтому ее оставили в качестве служанки. Позже девочка стала работать в семье криминального авторитета: здесь над ней издевались, жестоко избивали. Благо, на пути Чапман попалась сердобольная женщина, которая, рискуя жизнью, помогла девочке сбежать из этого ада.

Сегодня Марина живет в Великобритании. Она вышла замуж, родила детей. Чапман работает шеф-поваром. Прошлое в джунглях дает знать себе: женщина ловко лазает по деревьям, уверенно ползает на четвереньках.

Источник

Феномен Маугли — Одичавшие дети Среди Животных 🙉

Феномен Маугли. Одна из наиболее интригующих разновидностей легенд об оборотнях связана с детьми, воспитывавшимися среди волков, подобно диким зверям, и в такой степени перенявшими привычки и повадки животных, что нормальная жизнь среди людей стала для них совершенно невозможной.

Мальчик-волк, как мы уже говорили, известен с самых древних времен, а история Ромула и Рема — один из самых ранних описанных случаев. Одичавшие дети, сами по себе имея лишь касательное отношение к легенде об оборотне, видимо, оказали определенное влияние на предания, сложившиеся вокруг этого ужасного существа, и только по этой причине уместно упомянуть о нескольких наиболее известных случаях одичания.

Феномен Маугли — Мальчик обезьяна

Мальчик-обезьяна лет двенадцати, обнаруженный в джунглях на юге Цейлона играющим с обезьянами, был обследован врачами и представителями гражданских властей. Выяснилось, что он отставал в умственном развитии и был, видимо, по этой причине оставлен родителями в джунглях. Ребенок научился имитировать поведение обезьян и поэтому выжил.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Мальчик, которого назвали Тисса, не умел говорить и только вскрикивал и бормотал как обезьяна. Он сидел, как обезьяна, и не мог стоять без посторонней помощи Передвигался он только на четвереньках. Более того, когда ему дали тарелку с пищей, он вывалил ее на землю перед тем, как приступить к еде.

Важное различие между мальчиком-обезьяной и мальчиком-волком, которое мы будем обсуждать, — большая адаптируемость первого. Через несколько недель мальчик-обезьяна носил одежду и ел из тарелки. Мальчики-волки, как правило, остаются дикими, они совершенно не способны к обучению.

Феномен Маугли мальчики волки

Естественно, что в свете легенды об оборотне для нас более интересны мальчики-волки. Их можно разделить на две категории: «ликантропы», на которых мы сосредоточим внимание, и «дикие мальчики», обычно робкие дети, жертвы убогого и жестокого обхождения. (Мальчик-обезьяна, видимо, попадает во вторую категорию.)

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Трудно предположить, конечно, что мальчик-волк есть нечто другое, нежели жертва случая или каприз природы. Но вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что его существование оказало огромное влияние на формирование легенды о ликантропе. Всякий, кто видел такого дикого ребенка, покрытого царапинами и болячками, со спутанными длинными волосами, грязного, принимающего позы, свойственные животным, с поломанными зубами и длинными, напоминающими волчьи когти, ногтями, со смрадным дыханием, ртом, перепачканным кровью от съеденного сырого мяса, а кроме всего прочего, был свидетелем его свирепости и слышал напоминающие волчьи вой и рычание, которые он издает, — тот не мог не содрогнуться.

Есть целый ряд факторов, необходимых ученым для констатации Homo ferus, особенно если речь идет о «ликантропическом» варианте. Его типичный представитель лишен многих присущих человеку черт: любви, обычных эмоций и особенно смеха; он молчалив, исключая те моменты, когда рычит, фыркает или воет; он ходит на четвереньках, как настоящее четвероногое; он не способен жить среди людей и должен вести существование, свойственное животным, и главное, он может жить без всякой человеческом помощи.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Короче, он должен обитать в лесу и находиться среди зверей.

Но есть и другие проявления Homo ferus, которые также нередко рассматривают в контексте оборотничества.

Феномен Маугли в ауле Кабардино-Балкарии

В одном из высокогорных аулов Кабардино-Балкарии появился дикий человек, одетый в звериные шкуры и самодельную обувь. Длинная густая борода закрывала почти полтела. Незнакомец с трудом произносил слова.

Вот вкратце его история.

После изгнания фашистских войск с Северного Кавказа в годы Отечественной войны в ауле остались два полицая, верой и правдой служившие оккупантам. Чтобы избежать заслуженной кары за многие преступления, которые совершили, они бежали в горы, прихватив с собой винтовки и запас патронов — целый цинковый ящик.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Они ушли в самый глухой район, поселились в пещере, практически не доступной ни охотникам, ни туристам. Питались вяленым мясом горных туров, которое заготовляли впрок, и сушеными ягодами, кореньями, дикими фруктами, грибами и орехами — их было много в окрестных щедрых лесах и альпийских лугах. Так прожили они восемь лет вдвоем, боясь возмездия и не зная, что война давно закончилась.

Один из бежавших заболел раком горла. Другой лечил его, заставляя глотать наперсток с заточенными краями на кожаном шнурке. Насильно вытаскивая его обратно, он зверски, жестоко «прочищал» горло напарника от опухоли, срезая острыми гранями наперстка живую ткань. Больной в конце концов скончался. И человек остался совершенно один. 28 лет прожил он уже в полном одиночестве. Он шил одежду и обувь из шкур горных туров. Они были здесь в изобилии, патронов хватало, а обветшавшая одежда окончательно рассыпалась.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Добровольный изгнанник разучился говорить, потому что за все годы лишь дважды видел людей, да и то на значительном расстоянии, так как боялся вступить в контакт со случайно забредшими в эти края туристами.

Во время одного из походов за многие десятки километров к полю, с которого изгнанник собирал початки кукурузы, он вдруг встретил кошку и унес ее с собой в пещеру. Теперь животное скрашивало существование пещерного жителя. Их было уже двое. О ком-то надо было заботиться. Но через пару лет кошку сожрали не то лисы, не то волки.

И вновь одиночество… Теперь уже изгнанник его не вынес. Он решил наконец отдаться в руки властям и спустился в родное село. Здесь родственники с трудом признали его.

Война кончилась? — был его первый вопрос.

Ему объяснили, что война закончилась более тридцати лет назад. Сталин давно умер, и по амнистии грешный полицай освобожден от ответственности за свои преступления.

Отшельника отмыли, одели, привели в порядок, выделили ему жилье. Как говорится, приняли в коллектив и даже женили.

Поразительно, что шестидесятилетний старик внешне выглядел как тридцатилетний мужчина — ни одного кариесного зуба, ни одной морщины. Однако духовно он полностью деградировал, и старение его в обществе происходило стремительно. Буквально на глазах он увядал в непривычных для него условиях цивилизации.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Он так и не смог жить среди людей — вновь ушел из села в горы. Но теперь уже как пастух. Говорят, исправно исполнял свои обязанности, стараясь крайне редко появляться на людях.

А теперь назовем наиболее известных «классических» детей-волков:

Это Питер, дикий мальчик из Ганновера, Виктор из Аверона, знаменитый Каспар Хаузер из Нюрнберга и дикая девочка Камала, индианка, которую позже стал воспитывать священник. Руссо и Линней дали свои комментарии, исследуя загадку дикого мальчика, но истинный представитель этого вида, ликантропический вариант Homo ferus, далек от того благородного дикаря, портрет которого нарисован Руссо.

Конечно, некоторые дети, найденные в диком состоянии, действительно смогли вернуться в общество людей, но мы не знаем точно, как долго они пребывали среди зверей. Может быть, они просто восстановили знания, полученные в ранние годы и временно забытые из-за необходимости жить в лесах в течение двух или трех лет?

Вспоминая многочисленные легенды о ликантропах, невольно обращаешь внимание на детали, фон. Несомненно, они больше подходят приключенческому роману, чем беспристрастному документальному произведению. Именно это часто смущает нас при разборе некоторых наиболее поражающих воображение легенд. Люсьен Мальсон, профессор из Франции, серьезно изучавший проблемы одичавших детей, придерживается мнения, что любой миф содержит элементы истины, и не стоит сразу отвергать какой-либо необычный случай только из-за того, что какая-то часть его является, очевидно, вымышленной. Это весьма здравый совет.

Видимо, древнейший и наиболее подробно описанный случай одичания мальчика, названного ребенком-волком из Гессе, произошел в XIV веке. Местные жители стали замечать, что в лесах около городка обитает призрачное существо, которое всякий раз, когда людям случалось натолкнуться на него, быстро скрывалось в зарослях. Относились к нему с суеверным страхом.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Реальное же доказательство его существования было получено лишь в 1344 году, когда это странное дикое существо наконец поймали. К удивлению жителей, оно оказалось мальчиком, который совсем одичал, передвигался на четвереньках, как волк, не умел говорить.

Установили, что ребенок, которому было примерно восемь лет, провел в диком состоянии половину своей жизни. Мальчик, согласно всем свидетельствам, был найден волками, которые вырыли для него нору и сохранили ему жизнь, согревая телами даже в самые суровые зимы. В некоторых записях говорится, что они выстлали пол его норы листьями, соорудив нечто вроде гнезда. Как мы уже убедились, данный факт не лежит за границами возможного и подтверждается другими историями об одичавших детях.

Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам шлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо v как люди. Членораздельно говорить он не умел, а мог издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую видимо, счастливее в тех диких условиях, где он оказал » Ребенок-волк из Гессе стал знаменитостью, его возили в Англию, чтобы показать королевскому двору.

Примерно в то же время в густых лесах Баварии был найден другой несчастный. Он известен как ребенок-волк из Ваттеравии, и его судьба очень похожа на судьбу мальчика из Гессе, хотя он, видимо, оказался в более тяжелых, почти безнадежных, обстоятельствах — когда его нашли, ему было уже более двенадцати лет.

Эти два случая, а также и те, что имели место раньше, к сожалению, не были своевременно глубоко исследованы, ученые занялись ими только в конце XVIII столетия, спустя четыре века после описанных событий.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Обратимся снова к авторитетному мнению профессора Мальсона. Ученый считает, что не стоит удивляться, если нечеловеческое окружение формирует нечеловекообразного ребенка. Таково же мнение Жана Итара, героического учителя и психолога, который много лет трудился, стараясь наладить контакт с мальчиком-волком из Аверона и дать ему образование. Но перед тем как рассказать историю Виктора, упомянем еще несколько мелких, но тоже необычайно интересных случаев.

Так в 1803 году в местечке Овердайк в Голландии был найден дикий мальчик, возраст которого определить не могли. Его отличительной особенностью было то, что он питался птичьими яйцами, птенцами или взрослыми птицами, которых ему удавалось поймать. Он умел великолепно подражать птичьим крикам.

Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно, потому что ее жители из-за нищеты были вынуждены оставлять маленьких детишек в джунглях. С 1843 по 1933 год из Индии поступило не менее шестнадцати сообщений о найденных детях-волках обоих полов, были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. Впрочем, некоторые из этих историй совершенно неправдоподобны.

Найденные дети-звери оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретенные во время жизни в джунглях. Это неудивительно, если учесть, что некоторые из них прожили среди зверей до десяти лет.

Валентин Болл первым сообщил подробности о индийских детях-волках в своей книге «Жизнь в джунглях Индии», опубликованной в Лондоне в 1880 году. Хотя Болл получал сведения из «вторых рук», их достоверность не вызывает сомнений.

Первый ребенок-волк, упомянутый в книге, Дина Саничар, был пойман крестьянами у местечка Минспури в 1872 году. На вид ему было около шести лет, и он имел все классические признаки Homo ferns.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Он был диким, совершенно голым, молчаливым — мог издавать лишь горловое рычание и, подобно зверям, имел острые как бритва зубы, которые заострялись от постоянного глодания костей. Конечно, было невозможно определить, как долго он пробыл в джунглях, но его физическая сила и крепкое телосложение говорили о том, что он прекрасно приспособился к дикой жизни. Как и все упомянутые дети-волки, он ходил на четвереньках и яростно сопротивлялся всем попыткам одеть его.

В отличие от многих других детей-волков Дина прожил среди людей довольно долго — двадцать лет. Но несмотря на самое терпеливое обучение, его достижения за этот длительный период были такими: он научился одеваться, прямо стоять, хотя для него это никогда не было легким делом, и пользоваться посудой.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Болл рассказывает и о другом мальчике-волке, из Лакнау — ребенке десяти лет, которого нашли спустя два года после Дины. Его определили в детский приют Секандра, но несмотря на многочисленные попытки обучить его, ребенок так и остался совершенно диким; впрочем, его сомнительным достижением было то, что он научился курить сигареты. Оба мальчика так никогда и не научились говорить.

Среди детей-волков можно выделить несколько наиболее ярких представителей, которые, несомненно, могли помочь легенде об оборотнях продержаться последнюю сотню лет. Двух же самых знаменитых детей, девочек-волков, Камалу и Амалу, нашли в 1920 году.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Манднапоре, написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками, находившимися на его попечении; записи делались на протяжении длительного времени, так что достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами. Итак, обратимся к записям доктора.

В октябре 1920 года, когда он читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько возбужденных местных жителей и рассказали о «фантастических существах», живущих в джунглях. Доктор решил отправиться посмотреть на эти существа.

Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек он и сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, потом бежали два волчонка, а за ними двигались, по определению перепуганных крестьян, два «чудища». Это были два диковинных животных, которых Сингх не мог классифицировать.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Детей забрали из берлоги и отдали местным жителям, те же при первой возможности избавились от них, и доктор Сингх нашел девочек несколько дней спустя полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя есть молоко и другую питательную пищу. Младшей, Амале, было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале — так их окрестил доктор Сингх — около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы и тяжело дышали.

Еще более удивительные факты выяснились позже. Дети были неспособны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость.

Обе девочки ползали на коленях и локтях, когда находились в комнате, но на улице они довольно быстро бегали, вставая на ладони и ступни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно водкам, при приближении того, кого они считали опасным. Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их.

Но эти дети-волки прожили недолго в цивилизованной обстановке. Младшая девочка, Амала, прожила в неволе меньше года, она скончалась от нефрита в сентябре 1921 года. Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить, хотя до конца жизни ей так и не удавалось избавиться от своей волчьей походки. Она начала умываться, пользоваться стаканом и даже выучила несколько слов, но продолжала есть сырое мясо и потроха, избегала собак. То, что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов и что ее волчьи повадки были целиком переняты у «приемных родителей».

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Неудивительно, что простые индийские крестьяне были напуганы «чудовищами» из пещеры — даже в 1920 году страх перед оборотнем, как и перед волком, оставался одним из древнейших первобытных инстинктов человека.

Со смертью Камалы закончилась одна из интереснейших историй нашего времени, хотя разговоры о ней и ее изучение продолжаются по сей день. Многие обстоятельства, окружавшие жизнь этих детей-волков, покрыты мраком. Например, возникают естественные вопросы: почему дети не были немедленно съедены волками? Откуда взялась вторая девочка? Но природа хранит эти тайны.

Теперь обратимся к последнему примеру из этой серии — Виктору, дикому мальчику из Аверона.

Виктор из Аверона появился раньше Каспара Хаузера, и его случай выглядит менее загадочным. Он тоже содержит ряд уникальных обстоятельств, но сам Виктор и вся его жизнь подверглись, несомненно, более детальному изучению. Начало его истории как две капли воды похоже на начало истории другого мальчика-волка, исключая, естественно, Каспара.

Это произошло в 1797 году (странный юноша на улицах Нюрнберга появится только через 32 года), когда крестьяне удаленного района в департаменте Тарн (Южная Франция) впервые заметили странное существо, прятавшееся в густых зарослях.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Крестьяне боялись голого и растрепанного «дикого человека» и, несмотря на многочисленные встречи, не могли установить с ним близкий контакт.

В апреле 1797 года этого мальчика, которому, как оказалось, было около девяти лет, заметили играющим вблизи небольшой деревушки Ла-Басин. Местные жители поймали его и поместили в сарай, но ребенок сбежал оттуда и долго скрывался в лесу.

Прошло около пятнадцати месяцев, прежде чем его опять заметили. В июле 1798 года трое охотников с большим трудом поймали дикаря и поместили в один дом в близлежащей деревне. Хозяева проявили полную безалаберность, и всего лишь через неделю Виктор опять сбежал, выпрыгнув в окно.

На следующий день его поместили в больницу и там впервые тщательно осмотрели. Первым обследовал Виктора, так назвали ребенка, естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер. Позднее Бонатер написал подробный отчет, опубликованный в Париже, под названием «Исторические заметки о дикаре из Аверона». Этот отчет вызвал интерес медиков и естествоиспытателей.

Виктор, вероятно, был самым необычным из всех детей-волков, подвергшихся длительному изучению. Как и многие другие такие дети, он Раздражался без видимых причин, засыпал с наступлением сумерек и просыпался с рассветом и был не в состоянии понять, что видит в зеркале свое отражение.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Но Виктор любил смотреть на свое отражение в спокойной воде пруда; долгие ночные часы он зачарованно глядел на луну; его не интересовали другие дети или их игры, и он не раз разжигал костер из деревянных игрушек.

Звуки, которые издавал найденыш, напоминали хрюканье Возможно, самой противоестественной его особенностью было то, что он никогда не улыбался и лишь странно кривил рот. Виктор совсем не мог сосредоточиться. Его постоянно мучили судороги.

Кожа мальчика была до такой степени нечувствительна к боли, что он мог вытаскивать руками из огня горящие поленья. Обоняние было тоже особенным, он не чувствовал некоторых запахов, даже если вещество подносили к самому его носу. Вызывал удивление его слух. в проводимых экспериментах мальчик не проявлял ни малейшего волнения или испуга, когда вблизи него стреляли из пушки, но оборачивался на очень слабые звуки, например на шум шагов идущего позади человека. И что особенно удивительно он не мог отличить музыку и человеческий голос от других звуков. Виктор, как и его собратья по несчастью, не любил спать на кровати и вообще спокойно переносил любой дискомфорт. Но мальчик, способный переносить тяготы дикой жизни, оказался совсем не приспособлен к жизни цивилизованной: даже обезьяна быстрее перенимала многие человеческие привычки, чем этот ребенок-волк.

Особенно поражала исследователей его невосприимчивость к сильному холоду — мальчик зимовал в лесу голым. Из пищи предпочитал ягоды и каштаны, питая отвращение к более мудреной еде.

Ребенок постоянно рвался на волю, но теперь стражи были начеку, и все его попытки кончались неудачами. Вскоре мальчика перевезли в Париж, где его обследовал доктор Пинель, известный в то время психолог. Он категорически заявил, что Виктор — просто дебил, и этим объясняются все отклонения в его развитии.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Но Виктору неожиданно повезло. Молодой доктор Жан Марк Итар, которому было всего лишь 25 лет, когда он впервые познакомился с Виктором, в 1800 году был назначен на должность главного врача в Императорский институт глухонемых в Париже.

Итар обследовал мальчика и не согласился с великим Пинелем.

Он провел шесть с лишним лет в упорной и терпеливой борьбе, пытаясь вернуть Виктора, бедного дикаря из Аверона, обратно в человеческое состояние. Его усилия первопроходца, понимание нужд своего пациента и глубокое знание вопроса были вознаграждены: состояние Виктора значительно улучшилось, хотя он и не стал членом человеческого общества в привычном понимании

Итар опроверг заслуженного психолога Пинеля: Виктор не был врожденным идиотом, он был ребенком, лишенным возможности нормально развиваться, и хотя Итар не смог стереть из его сознания годы, проведенные среди зверей, он все же обогатил его жизнь, вернув человеческое дитя к людям. Виктор был классическим примером настоящего мальчика-волка, он так и не научился говорить, несмотря на все героические усилия доктора Итара.

По- видимому, его самым большим интеллектуальным достижением за все это время были минуты вдохновения, когда он сделал карандашницу из старого вертела. Но он очень полюбил разнообразную домашнюю работу, особенно охотно рубил дрова. Он мог заниматься этим часами, никогда не уставая и не скрывая явного удовольствия.

Шесть лет доктор Итар работал с Виктором, а его наблюдения, опубликованные позднее, свидетельствуют о замечательной одаренности этого человека в избранной им области.

ребенка маугли с психологической точки зрения можно скорее всего описать через понятие

Теперь мы с полным основанием можем сказать, что судьба Виктора сложилась довольно счастливо, если сравнивать с теми случаями, которые мы уже разбирали. О нем всегда хорошо заботились, жил он в пристройке Парижского института глухонемых. Более того, благосклонное и, как можно почувствовать, просвещенное правительство назначило денежную помощь некой мадам Герин, присматривавшей за Виктором. Умер Виктор из Аверона в 1828 году, когда ему исполнилось сорок лет.

… В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо — покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда».

Обследовавшие мальчика ученые отметили множество аномалий в его поведении: передвигался он только на четвереньках, а на ногах даже стоять не мог — падал; не умывался, а вылизывал себя, как кошка; ел листья и молодые побеги бамбука; чесался и фыркал, как дикое животное; рычал, если был чем-то недоволен.

Хоу Мэнь Лу, биолог из Пекина, изучавший мальчика-панду, считает, что мальчика, вероятно, в раннем детстве потеряли родители, а может быть, намеренно оставили в лесу, испугавшись его внешнего вида. И неудивительно: малыш родился со значительными генетическими отклонениями — все его тело покрыто густыми волосами.

Затем, очевидно, его нашли панды и по ошибке приняли, так сказать, за члена своей семьи. Соответственно и воспитали. Не считая нескольких несущественных отличий, мальчик-панда вел себя точно так же, как и его приемные родители».

Новоявленного Маугли поймал 36-летний охотник Куан Вай. И сейчас приемыш живет вместе с ним, его женой и пятилетней дочкой.

Ученые считают, что этому ребенку должно быть от полутора до двух лет На руках и ногах у него были длинные крепкие ногти, больше похожие на когти, он проворно лазал по деревьям и поначалу кусал ^ царапал всех, кто к нему приближался. Однако после нескольких неделі пребывания в семье немного пообвыкся и даже начал проявлять привязанность к новым «маме» и «сестренке». Он научился стоять на ногах я произносить несколько слов. Но до сих пор, если чем-то расстроен, он не плачет, а скулит, как собачонка.

«Семья Куана очень полюбила малыша, несмотря на его странный вид и повадки дикого животного, — отмечает доктор Лу. — Они говорят, что хотели бы оставить его у себя. Однако мальчик представляет большую научную ценность: изучая его, мы сможем лучше понять процессы развития человека в обществе и вне его. А поэтому мы собираемся взять ребенка в Пекинский университет, чтобы провести многоступенчатые исследования.

Впрочем, после этого я не вижу особых препятствий для его возвращения в новый дом».

Дети Феномен Маугли

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *