рассрочка в исламе можно или нет
Дозволенная рассрочка
Учёный шафиитского мазхаба ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет следующее:
وإذا باع نسيئة اشترط.. زيادة على النقد تليق بالنسيئة
«Когда опекун продаёт имущество своего подопечного с рассрочкой оплаты, необходимо, чтобы его цена, соответствуя времени отсрочки, была выше, чем наличная оплата»
[См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 5, с. 225].
Эти слова указывают на дозволенность надбавки цены, когда товар продают в рассрочку.
— Но если собственник товара выдвинет условие, что в случае задержки оплаты, цена товара увеличится, или же по наступлении времени оплаты покупатель предложит продлить срок за дополнительную плату, поскольку не смог рассчитаться за товар в указанный срок, то сделка является недозволенной, и это будет считаться одним из видов ростовщичества (риба).
Также ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:
ربا الجاهلية كان أحدهم إذا حل دينه قال لمدينه: اقض، أو زد، فإن لم يقضه زاد في الدين، والأجل
«Ростовщичеством невежественной эпохи считалось то, что, когда наступал срок выплаты долга, кредитор требовал от заёмщика выплатить всю сумму или внести надбавку. И если тот не погашал кредит, торговец увеличивал сумму долга и продлевал срок его выплаты»
[См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 10, с. 496].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Дозволено продавать товар в рассрочку с надбавкой в цене, но с условием, что в дальнейшем эта цена не должна меняться. Оставшаяся сумма оплаты товара является задолженностью, и требование выплатить больше оговоренной суммы означает требование надбавки к кредиту, что является запретным.
Дозволяет ли Ислам совершать покупки в рассрочку?
Торговля в рассрочку – это вид торговли, при котором товар переходит во владение и пользование покупателя в момент заключения договора, а выплата стоимости за него откладывается либо полностью, либо частично, по оговорённым частям в условленные временные промежутки.
В настоящее время этот вид торговли получил широкое распространение как среди отдельных лиц, так и на уровне крупных торговых компаний. Так, организации, компании и банки покупают товары у поставщиков за наличные средства и затем продают их своим клиентам в рассрочку, например, автомобили, станки и оборудование, недвижимость и тому подобное.
Поэтому необходимо знать положения торговли в рассрочку
Торговля в рассрочку дозволена и действительна, однако с условием, что в форме заключения сделки не упоминаются две цены. Например, так: «Я продал тебе этот автомобиль за 500 000 рублей наличными или за 550 000 рублей в рассрочку». В таком случае это будет двумя сделками в одной, что является недействительным.
Так, если заключающие сделку стороны поторгуются о цене до заключения сделки, а в конце договорятся о продаже товара в рассрочку и заключат соответствующую сделку, то сделка действительна, и в ней нет запретности и греха, даже если в ходе обсуждения цены они упоминали оплату наличными, но во время заключения сделки о продаже в рассрочку не сказали об этом ничего.
Торговля в рассрочка: лихоимство или благо?
Следует отметить, что в подобной сделке нет ростовщичества, потому что разница в двух ценах установлена в обмен на предоставленную отсрочку. Ростовщичество – это излишек, процент, который одна из сотрудничающих сторон берёт у другой из того же вида имущества, что она отдала в обмен на отсрочку выплаты.
Например, человек выдаёт в кредит тысячу долларов с условием забрать у дебитора 1100 долларов через месяц, или продаёт одну тонну пшеницы за тонну и сто килограммов пшеницы, которую покупатель выплатит ему сразу же или спустя какой-то срок. Подробно о ростовщичестве можно прочитать на нашем сайте.
Что же касается случая, когда продавец отдаёт покупателю товар стоимостью в тысячу долларов за 1100 долларов с отсрочкой (например, с выплатой через три месяца) или в рассрочку (то есть с выплатой определёнными частями в условленные сроки), то здесь нет никакого ростовщичества.
Напротив, это один из видов снисходительности и облегчения в деловых отношениях, потому что продавец отдал покупателю товар, но не деньги, и не взял с него излишек, процент из отданного имущества того же вида. Нет сомнения в том, что получение средств наличными предпочтительнее отсрочки, и все люди предпочитают меньшие средства, выплачиваемые им наличными, чем большие средства, выплачиваемые спустя какое-то время.
Учёные-богословы аргументировали дозволенность подобной сделки доказательствами из Корана и Сунны.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ
(смысл): «И разрешил Аллах торговлю» (сура «аль-Бакара», аят 275). Этот аят своим обобщённым смыслом охватывает все ВИДЫ торговли, к которым относится и торговля с надбавкой цены из-за отсрочки.
Также Всевышний Аллах говорит в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلَّا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ
(смысл): «О уверовавшие, не пожирайте (не берите) имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию». (сура «ан-Ниса», аят 29)
Этот аят также своим общим смыслом охватывает дозволенность торговли, если она будет основана на довольстве обеих сторон. И если покупатель доволен надбавкой цены в обмен на отсрочку, то это будет действительным договором.
Также в хадисе передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах):
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: اشْتَرَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ يَهُودِيٍّ طَعَامًا بِنَسِيئَةٍ، وَرَهَنَهُ دِرْعَهُ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) купил у иудея пищу (в долг) до (определённого) срока и заложил у него свою кольчугу из железа». (Бухари, Муслим)
В этом хадисе есть указание на разрешение торговли с отсрочкой выплаты цены, а ведь торговля в рассрочку и есть по сути торговля с отсрочкой выплаты цены. Только при торговле в рассрочку цена выплачивается по частям; для каждой части есть известное (оговорённое) время расплаты. В хадисе, переданном Бухари, говорится:
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: جَاءَتْنِي بَرِيرَةُ فَقَالَتْ: كَاتَبْتُ أَهْلِي عَلَى تِسْعِ أَوَاقٍ، فِي كُلِّ عَامٍ وَقِيَّةٌ
Аиша рассказывает, что к ней пришла женщина по имени Барира, которая сообщила о том, что она выкупила себя из рабства у хозяина, заключив договор о выплате девяти окия (мера веса, равная 12 дирхемам или 37,44 г.) – за каждый год по одному окию.
Этот хадис указывает на дозволенность отсроченной выплаты по частям, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не отверг и не запретил это, напротив, одобрил. Хотя впоследствии Аиша выкупила женщину, ускорив погашение взносов.
Торговец соглашается на отсрочку по причине получения пользы от надбавки, а покупатель доволен надбавкой по причине отсрочки и затруднения выплаты наличными немедленно. Каждый из них получает пользу от этой операции.
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал Абдуллаху ибн Амр ибн аль-Асу (да будет доволен им Аллах) готовить войско, он покупал одного верблюда за двух на срок, то есть брал за наличные одного верблюда с тем, чтобы выплатить за него двух верблюдов после наступления определённого срока. Это говорит о дозволенности увеличения цены при продаже в рассрочку и о том, что такой вид сделки практиковался среди мусульман в прошлом, практикуется и в настоящем.
Резюмируя сказанное, упомянем несколько необходимых условий торговли в рассрочку:
1. разрешается увеличение цены товара при его продаже с рассрочкой платежа на определённый срок. При этом цена товара в рассрочку и график погашения задолженности (объём взносов и их сроки) должны быть чётко оговорены во время заключения сделки. В противном случае сделка противоречит Шариату;
2. не дозволяется устанавливать в контракте дополнительные проценты (пеню) за просрочку платежа в указанные сроки, ибо эта сумма уже будет считаться процентом за долг, что является ростовщичеством;
3. платежеспособному дебитору Шариат запрещает задерживать погашение задолженности, но не разрешает кредитору взыскивать с должника какие-либо компенсации за это;
4. продавец имеет право поставить в договоре условие о досрочной выплате покупателем полной стоимости товара в случае несоблюдения им графика погашения задолженности;
5. за продавцом не сохраняется право собственности на товар после заключения договора о его продаже в рассрочку.
И, конечно же, при заключении сделки необходимо соблюдать ещё и столпы, и условия, присущие обычной торговой сделке, о которых мы поведали выше.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Из книги «ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Нормы продажи товара в рассрочку
Шариат запрещает сделки, в которых содержатся элементы риба (лихоимство, ростовщичество). В частности, согласно исламу, запрещено давать в долг с целью извлечения из него выгоды. Также запрещено обменивать некоторые определённые виды товаров с разницей или не из рук в руки (то есть когда сделка взаимообмена имуществом не закрывается на месте).
К примеру, запрещено давать в долг определённую сумму с условием её возврата с надбавкой. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279).
В связи с этим многие мусульмане задаются вопросом о том, можно ли продавать товар в рассрочку (когда плата за товар производится в течение определённого времени), поскольку видят в этом схожесть с риба. Ещё больше сомнений вызывает вопрос о дозволенности увеличивать цену в случае продажи товара в рассрочку. Оба эти договора являются дозволенными, по мнению подавляющего большинства исламских правоведов.
Актуальность данной сделки
Суть такого договора состоит в том, что покупатель получает товар от продавца сразу на месте сделки, а продавец передаёт покупателю плату или её часть в течение определённого времени на обговорённых условиях. Данная сделка является предельно распространённой в наше время. В рассрочку сегодня продаются квартиры, автомобили, техника, электроника и т. д. Одной из причин сильного распространения данной сделки стали современные банки (в том числе финансовые учреждения, строящие свою деятельность на основе норм шариата), которые покупают товары и продают их в рассрочку с надбавкой.
Положение (хукм) купли-продажи в рассрочку
На дозволенность данной сделки указывает Сунна. От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил еду у иудея в долг и оставил у него в качестве залога за плату свою кольчугу (Аль-Бухари, Муслим).
Данный хадис указывает на дозволенность покупать товар в долг. Купля-продажа в рассрочку является частным случаем данного положения, поскольку представляет собой покупку в долг, выплата которого распределяется по периодам времени, определённым сторонами при заключении договора.
Положение увеличения цены при продаже товара в рассрочку
По мнению подавляющего большинства учёных-правоведов, дозволено увеличивать цену при продаже товара в рассрочку, поскольку такая сделка подпадает под общее определение договора купли-продажи, и в шариате нет оснований для её запрета. Аллах говорит в Коране (смысл): «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (сура «Корова», аят 275); «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29).
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, её жители покупали финики в виде долга сроком на два или три года. Он сказал: «Кто покупает что-либо (в виде долга), давая аванс, пусть определит объём, вес и срок поставки (товара)».
Данная сделка (которая называется «салям») дозволена по единогласному мнению учёных, и она схожа с куплей-продажей в рассрочку. Учёные указали, что мудростью законности таких сделок в шариате является облегчение для покупателя и продавца, что может быть выражено в денежном эквиваленте в виде части платы (см. «Аль-Мугни», 6/385).
Однако при увеличении цены по причине продажи товара в рассрочку является обязательным, чтобы во время заключения сделки цена была чётко обозначена и зафиксирована. Если стороны разойдутся после того, как заключат сделку, и при этом у покупателя останется право выбора между различными вариантами цены и оплаты, то такая сделка будет запрещённой и недействительной. Само же увеличение цены – в случае оплаты товара в течение оговорённого срока вместо оплаты на месте – является дозволенным.
Слова учёных четырёх мазхабов об увеличении цены товара при его продаже в рассрочку.
Ханафиты: «Цена товара может увеличиваться по причине отсрочки оплаты» («Бадаи’у с-санаи’», 5/187).
Маликиты: «Отсрочка оценивается частью платы» («Бидаяту ль-муджтахид», 2/108).
Шафииты: «Пять (денежных единиц) наличными может равняться шести отсроченным» («Аль-Ваджиз», Аль-Газали, 1/85).
Ханбалиты: «Отсрочка оплаты предполагает определённое увеличение цены» («Аль-Фатава», Ибн Таймийя, 29/499).
Постановление Международной академии исламского права в Джидде
Увеличение цены при продаже товара в рассрочку является дозволенным согласно постановлению Международной академии исламского права в Джидде (Маджмау ль-фикх). В тексте постановления говорится (приводится не полностью):
«Дозволено увеличение цены при продаже в рассрочку, так же как дозволено упоминать цену в случае продажи товара с полной оплатой на месте и цену в случае продажи товара в рассрочку с установлением определённого срока. Однако сделка не будет действительной, если стороны не остановились на одном из вариантов: оплате на месте или рассрочке. Если стороны заключат сделку, не определившись с тем, каким образом будет производиться плата – на месте или в рассрочку – то есть у них нет взаимной договорённости о конкретной определённой цене, то такая сделка будет недозволенной шариатом…
Если покупатель, который в данном случае является должником, опоздает с уплатой цены согласно обговорённому графику, не дозволено налагать на него штраф в виде надбавки ни по заранее обговорённому условию, ни без него. Поскольку в таком случае это будет квалифицироваться как риба.
Покупателю-должнику запрещается затягивать с выплатами согласно графику, но вместе с этим шариат не дозволяет обуславливать какое-либо дополнительное возмещение взамен затягивания выплаты.
Дозволено шариатом для продающего товар в рассрочку поставить условие об отмене обговорённого срока выплаты цены согласно графику, если покупатель опоздает с определённой выплатой, с согласия покупателя на это условие во время заключения акта.
Продавец не имеет права оставить за собой право собственности на проданный товар после заключения акта, однако он может поставить условие, чтобы покупатель заложил этот товар в качестве залога за свою цену – за погашение обговорённых выплат» (текст постановления был приведён с сокращениями).
Заключение
Продавать товар в рассрочку разрешено, и учёные указали на наличие единогласного мнения исламских правоведов по данному вопросу. Также дозволено и увеличивать цену на товар по причине его продажи в рассрочку, как это прямо упомянули учёные четырёх мазхабов. Однако стороны, заключая договор, должны остановиться на конкретной цене, а также сроке и порядке оплаты. Цена должна быть зафиксирована договором, а штрафы за просрочку оплаты будут относиться к риба.
Шейха Ибн Усаймина спросили: «Каково постановление религии относительно купли-продажи в рассрочку, если известно, что при продаже товара в рассрочку цена на него бывает выше, чем при получении платы на месте сразу?»
Шейх ответил: «В этом нет никаких проблем. Согласно единогласному мнению учёных, если человек, нуждаясь в каком-либо товаре, покупает его в долг, независимо от того, будет ли он выплачивать через определённое время всю сумму сразу или будет выплачивать её по частям, в этом нет проблем. (Поскольку влезать в долги без необходимости не является похвальным – «ЧК».) На единогласное мнение относительно дозволенности этого указал не один учёный. И является известным, что при продаже товара в рассрочку, как правило, цена на него увеличивается. Потому что продавец не будет продавать свой товар в долг по той же цене, по которой он продаёт этот товар при наличной оплате на месте. Дозволенность данной сделки относится к проявлениям красоты шариата, поскольку продавец получает из неё пользу посредством увеличения цены товара, а покупатель – посредством возможности отсрочки оплаты». ]§[
Разрешено ли поднимать цену товара при продаже в рассрочку (в кредит)
Разрешено ли поднимать цену товара при продаже в рассрочку (в кредит)
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Вопрос #13973: Разрешено ли поднимать цену продукта при покупке в кредит.
Ответ : Вся хвала Аллаху.
Продажа в кредит означает, что человек получает товар и оплачивает часть его стоимости позже, в определенный период времени.
Важно знать по этой теме:
Покупка в кредит – это вопрос которому следует уделить внимание, для того чтобы принять решение, потому что подобные сделки получили широкое распространение после второй мировой войны.
Компании и корпорации приобретают у поставщиков в кредит и затем продают в кредит покупателям машины, недвижимость и т.д.
Банки также занимаются подобными сделками, покупая товар за наличные и продавая их в кредит, что и привело к широкому распространению подобных сделок.
Правило относительно покупки в кредит:
В сообщениях указано, что разрешено покупать в кредит, т.е. приобретать продукт с задержкой оплаты.
Бухари (2068) и Муслим (1603) передали от Аишы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) купил еды у еврея, с задержкой оплаты, и оставил кольчугу в залог.
Этот хадис указывает, что разрешено совершать покупки с отсрочкой в оплате; все это означает, что цена делится на некоторые малые порции, которые следует оплатить в определенное время.
Нет различия в шариате, в том будет ли произведена оплата позже за один раз или в несколько раз.
Бухари (2168) передал, что Аиша сказала: «Барира пришла ко мне и сказала: «Я подписала соглашение с моим хозяином о предоставлении мне вольной, при условии что я выплачу 9 вагийа, по 1 вагиа каждый год» (Вагиа мера веса серебра)
Этот хадис указывает на дозволенность покупки в кредит.
Несмотря на то, что существуют тексты, указывающие на дозволенность продажи в кредит, нет сообщений относительно дозволенности увеличения цены.
Поэтому ученые разошлись по данному вопросу.
Некоторые ученые сказали, что это харам, так как считали это риба. Они сказали: «цена увеличивается за рассрочку, а это риба»
Но большинство ученых, включая четырех имамов, считали это дозволенным.
Вот комментарии мазхабов по этой теме:
Мазхаб Ханафии: «Цена может быть поднята за задержку оплаты» (Badaa’i’ al-Sanaa’i’, 5/187)
Мазхаб Малики: «За большой период времени цена может быть изменена» (Bidaayat al-Mujtahid, 2/108)
Мазхаб Шафи: «Пять наличными эквивалентно шести в рассрочку» (al-Wajeez by al-Ghazaali, 1/85)
Мазхаб Ханбали: «Задержка прибавляет к цене» (Fataawa Ibn Taymiyah, 29/499).
Они приводили доказательство из Корана и сунны в пользу этого:
1 – Аллах сказал (перевод смысла) «Аллах разрешил торговлю» (2:275)
Общий смысл этого аята включает все формы торговли, в которые входит и увеличение цены за задержку
2 – Аллах сказал (перевод смысла) « О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному ва¬шему согласию» (4:29)
Общий смысл этого аята указывает на то, что торговля разрешена, если имеется обоюдное согласие. Если покупатель согласен заплатить более высокую цену в замен задержки оплаты, то сделка действительна.
3 – Бухари (2086) передал, что Ибн Аббас сказал: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину и они (жители) платили за фрукты, которые должны были быть доставлены через два – три года.
Он сказал: «Кто оплачивает заранее то, что будет доставлено позже, должен платить за определенный вес в определенный период»
Bay’ al-salam (предоплата) разрешена согласно текстам и консенсусу ученых, и это подобно покупке в рассрочку. Ученые указали на пользу в этом: подобное приносит пользу покупателю, снижая для него цену и поставщику, принося ему деньги. Это указывает на то, что к цене может быть прибавка за отсрочку в расплате, и что нет ничего неправильного в покупке и продаже. См. al-Mughni, 6/385.
4 – Действия мусульман указывают на то, что разрешено увеличивать цену в замен на задержку в оплате, и никто из них не порицал этого. И это стало подобным консенсусу (иджма), что подобные сделки дозволены.
Шейха ибн База спросили о дозволенности увеличения цены за задержку оплаты.
Он сказал: Нет ничего неправильного в подобной сделке, потому что оплата наличными отличается от оплаты в рассрочку. Мусульмане до сих пор совершают подобные сделки, и разрешенного этого подобно консенсусу. Некоторые ученые считали и говорили о том, что недозволенно увеличивать цену за задержку в оплате и они считали, что это является разновидностью риба, но это безосновательное мнение. Это не является разновидностью риба, потому что когда продавец продает продукт с задержкой в оплате, он соглашается с задержкой и поэтому может получить прибыль от увеличения цены, взамен на отсрочку во времени… Существует достоверное сообщение от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое указывает на дозволенность этого; он приказал Абдуллаху ибн Амр ибн Аль Ас снарядить армию и он купил одного верблюда за два верблюда, которые должны были быть оплачены позже. Более того, подобные сделки попадают под общий смысл аята, в котором Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (2:282)
Подобные сделки являются разрешенной разновидностью долгов, которые упомянуты в этом аяте, тоже самое относится к предоплате (bay’ al-salam).
Fataawa Islamiyyah, 2/331
См. Bay’ al-Tasqeet Dr. Rafeeq Yoonus al-Masri
Аллаху известно лучше.
Дополнение
Опровержение тем, кто заявляет о том, что в «Бай’ бит-такъсит» – торговле в рассрочку с разницей в цене – нет проблем, и тем, кто заявляет о том, что нет доводов на запрет данного вида торговли.
Шейх Альбани, да смилуется над ним Аллах, привел в своей книге «Сильсиля ас-сахиха» под номером 2326 следующий хадис: «Кто торговал двумя сделками в одной, должен взять меньшую (сумму), а иначе это будет ростом (риба)».
Хадис передали Ибн аби Шайба в «аль-Мусаннаф» (6\120\502), и от него же (3461) Ибн Хиббан в своем «Сахих» (1110), также Хаким (2\45), аль-Байхаки (5\343) :
«Нам сообщил Ибн аби Заида от Мухаммада бин ‘Амра от Аби Салямы от Аби Хурайры от пророка, салла Аллаху алайхи уа саллям: (вышеприведенный хадис)
Шейх Альбани сказал: «Это хороший иснад, его достоверность подтвердил Аль-Хаким, с ним согласились Аз-Захаби и Ибн Хазм в своей книге «аль-Мухалля» (9\16), также его передали Ан-Насаи (7\296), Ат-Тирмизи (1\232), подтвердив его достоверность, Ибн Джаруд (286), также Ибн Хиббан (1109), Аль-Багауи в «Шарх ас-сунна» (8\142\211), подтвердив его достоверность, Ахмад (2\432, 475,503).Также у имама аль-Байхакъи разными путями от Мухаммада бин ‘Амра…. : «Посланник Аллаха, салла Аллаху алайхи уа саллям, запретил совмещать две сделки в одной». Имам аль-Байхакъи сказал по поводу этого хадиса: «Абдульуаххаб (т.е. ибн ‘Ата) сказал: «Т.е. если кто-то скажет: «За наличные это будет стоить десять, а в рассрочку двадцать». Точно такое же толкование сделал имам Ибн Кутайба в «Гарибуль-хадис» (1\18) сказав: «И из запретных видов торговли…. Та, в которой есть два условия, т.е. если кто-то покупает с условием рассчитаться за два месяца, это будет стоить два динара, а за три месяца три динара, это и есть две сделки в одной». Этот сообщение в таком кратком виде – достоверно. Также пришло в хадисе Ибн Умара и Бин ‘Амра, они приведены в «Аль-Ирва» (5\150-151). Также подобный смысл имеет хадис со слов Ибн Мас‘уда: «Две сделки в одной – рост (риба)» Хадис привел ‘Абдурразак в «Аль-Мусаннаф» (8\138-139), также Ибн Аби Шайба (6/199), Ибн Хиббан (163,1111), Ат-Табари (1\141) с достоверным иснадом. Что касается того, слышал ли этот хадис ‘Абдуррахман от своего отца Ибн Мас‘уда, то в этом есть разногласие, некоторые подтвердили это, а подтверждающему отдается предпочтение перед отрицающим.
Также имам Ахмад (1\393), и это версия Ибн Хиббана (1112), передал этот хадис с достоверным иснадом в следующем виде: «Не дозволено совершать две сделки в одной, и поистине, посланник Аллаха, салла Аллаху алайхи уа саллям, проклял того, кто ест рост (риба), и того, кто кормит им, и того, кто свидетельствует, и того, кто пишет это».
Также это сообщение передал Ибн Наср в книге «Сунна» (54) с добавкой в сообщении: «Т.е. когда человек говорит: «Если расплатишься наличными, то это будет стоить столько и столько, а если в рассрочку, то столько и столько». Этот версию привел имам Ахмад (1\398) сказав, что это (толкование) слова Симака (один из передатчиков хадиса), который передает от ‘Абдуррахдана бин Абдалла. Также этот хадис предал Ибн Наср (55) и ‘Абдурразак в «Аль-Мусаннаф» (8\137\14629) с достоверным иснадом от Шурайха: «Кто торговал двумя сделками в одной, должен взять меньшую (сумму), а иначе это будет ростом (риба)».
Далее шейх Альбани сказал:
«Симак ибн Харб – известный таби’ин, который сказал: « Я застал восемьдесят сподвижников». Его словам должно отдаваться предпочтение, если где-то возникнет противоречие, тем более, он один из передатчиков этого хадиса, а передатчик лучше знает то, что он передает, так как он, слыша от того, кто передал ему это сообщение, взял не только слова, но и понимание этого хадиса. И тем более, что с ним согласились многие ученые и факъихи из саляфов (предыдущих поколений):
1 – Ибн Сирин, да смилуется над ним Аллах, как передал о нем Аюб: «Он порицал, когда кто-то говорил: «Продам тебе за наличку за десять динаров, а в рассрочку за пятнадцать» Это передал ‘Абдурразак в аль-Мусаннаф (8\137\14630) с достоверным иснадом. И он порицал из-за того, что это было запретным.
2 – Таус, да смилуется над ним Аллах. Он сказал: «Если кто-то скажет, если ты заплатишь тогда-то, то это будет стоить столько, а если тогда-то, то столько, и сделка уже произошла, то он за самый дальний срок должен отдать наименьшую сумму». Передал ‘Абдурразак в «аль-Мусаннаф» (14626, 14631) с достоверным иснадом.
акже Ибн Абу Шайба (6\120) от Лайса от Тауса, без слов «и сделка уже произошла…..» однако в его версии есть добавка: «И если они договорились на одно из условий, прежде чем разойтись, то в этом нет проблем». Это добавка является недостоверной от Тауса, так как Ляйс – т.е. Ибн Аби Суляйм – ихъталята (начал путать).
3 – Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах. Он сказал: «Если ты скажешь, продам за наличные за столько, а в рассрочку за столько, и покупатель уйдет с товаром, за ним остается право отказаться от обеих сделок, если они не определились с видом сделки. Если же они договорятся на месте, то это порицаемо, т.к. это будет двумя сделками в одной, и это не действительно и является запретным. И если ты найдешь свой товар целым, забери его, а если он уже использован, то возьми наименьшую из цен (, о которых договаривались при сделке) и на дальний срок». Это передал ‘Абдурразак в аль-Мусаннаф (14632).
4 – Аль-Ауза‘и, да смилуется над ним Аллах. От него передается подобное, и также то, что ему сказали: «А если он (покупатель) уйдет с товаром, не определившись с тем, на каких условиях он покупает его? Он ответил: «Он отдает наименьшую цену и в дальнейший срок». Передал Аль-Хаттаби в «Маалим ас-сунан» (5\99).
Также подобное передается со слов имамов хадисов и языка, из них:
5 – Имам Ан-Насаи. Он сказал под разделом «Две сделки в одной»: «Т.е. когда он говорит: «Я продам тебе этот товар за сто дирхамов наличными, и за двести в рассрочку». Также он растолковал хадис Ибн ‘Амра: «Не дозволено два условия в одной торговой сделке». Хадис приведен в «аль-Ирва» (1305) см. «Сахих аль-джами‘» (7502).
6 – Ибн Хиббан. Он сказал в своем «Сахихе» (7\25 аль-Ихсан): «Он сказал о запрете продажи чего-либо в рассрочку по сто динаров, а за наличные по девяносто». И он сказал об этом под хадисом Абу Хурайры.
7 – Ибн аль-Асир в «Гариб аль-хадис». Он сказал подобное, толкуя два вышеприведенных хадиса.
Положение (хукм) торговли в отсрочку
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!