пушкин куда можно сходить
Что посмотреть в Пушкине за 1 день? — Маршрут по Царскому Селу: 20 лучших и главных мест
Город Пушкин со своими уникальными архитектурными и старинными достопримечательностями продолжает великую историю Санкт-Петербурга. Но поначалу в 1710 году на этом месте была Сарская мыза, затем до 1918 года — Царское Село, с 1918 по 1937 год — Детское Село, а ныне Пушкин — названия одного и того же прекрасного города в окрестностях Петербурга.
В Пушкине туристической меккой является музей-заповедник «Царское Село», дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков. Царское село — бывшая резиденцию российских императоров привлекает сюда туристов со всего мира. Величественные дворцы, сады и парки невообразимой красоты и шедевры русской архитектуры достались современному городу по наследству. Царское Село было и остаётся одним из центром притяжения для туристов — 9 из 10 гостей, посещающих Петербург, обязательно бывают в Царском Селе, и многие из них — по нескольку раз, и возвращаются сюда вновь и вновь.
История этого места тесно связана с династией Романовых и лучшими деятелями культуры и искусства России: Александром Пушкиным, Анной Ахматовой, Михаилом Глинкой, Василием Жуковским и многими другими. Пушкин привлекает всех почитателей таланта и творчества великого русского поэта, в честь кого был назван этот город. И назвали ведь неспроста.
В Царском Селе учился будущий поэт в Царскосельском лицее. Впоследствии, когда переехал в шумную столицу, где добился больших успехов, Александр Сергеевич всё равно очень любил эти края, ностальгически вспоминал и никогда о них не забывал. Говорят, Александр Сергеевич вставал в денёк погожий пораньше и отправлялся пешочком сюда с тросточкой, чтобы отобедать, и ещё успевал возвратиться обратно домой в столицу. А жил Пушкин уже в центре Петербурга. Заметим, от Петербурга до Царского села — 25 км.
Как же так быстро добирался в Царское село литературный отец «Евгения Онегина», писавший «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь», наверняка, намекая на время своего пребывания в «Альма-матер». Вы думаете, что всё-таки привирали его соотечественники или неправильно понимали гения, а он добирался сюда на лошадях? Возможно, и нередко. А очевидцы утверждают и настаивают на том, что Александр Сергеевич иногда любил совершать променад из Санкт-Петербурга до Царского Села на «своих двоих».
Хотите повторить подвиг Пушкина — пойти пешком? Но он воспринимал прогулку как приятный моцион, ностальгическое паломничество в места своей юности. Но нам в свете нашего путешествия главное — не прогулка и не только отобедать в Царском Селе, а всё посмотреть.
Маршрут по Царском Селу — Пушкин за 1 день
Соборная площадь → Памятник Екатерине II → Мемориальный Музей-лицей А. С. Пушкина → Екатерининский парк → Екатерининский дворец → Камеронова галерея → Павильон Эрмитаж → Мраморный мост → Фонтан «Девушка с кувшином» → Александровский парк → Большой Китайский мост → Китайская деревня → Драконов мост → Александровский дворец → Ратная палата → Певческая башня → Музей «Россия в Великой войне» → Музей для друзей → Музей-дача А. С. Пушкина → Египетские ворота
1. Соборная площадь → Собор Святой Екатерины → Центральном сквер → Памятник героям Первой Мировой войны → Памятник Екатерине II → Мемориальный Музей-лицей А. С. Пушкина
Соборная площадь располагается в самом сердце Царского Села, здесь находятся несколько знаковых для города объектов. Площадь представляет собой сквер 170 на 225 метров, от которого отходят улицы Оранжерейная, Московская, Пушкинская и Леонтьевская.
Соборная площадь
Проект Соборной площади разрабатывал архитектор Гесте в начале XIX столетия. Изначально, площадь задумывалась как единая композиция с Екатерининским собором, возведённого в 1840 году.
По замыслу архитектора вокруг собора сделали насыпную круглую площадку, а от неё в форме креста проложили аллеи, обрамлённые деревьями. Они создают рисунок Андреевского креста, в центре которого — Екатерининский собор.
Зато через два года после этого инцидента было начато строительство Екатерининского собора. В 2007 году площадь вновь стала Соборной и здесь закипели работы по реставрации. К 300-летнему юбилею города собор был полностью восстановлен и освящён.
Памятник героям Первой Мировой войны
В центральном сквере у собора святой Екатерины в Пушкине 1 августа 2018 года торжественно открыли памятник в память героев Первой мировой войны. Памятник представляет собой фигуру полкового священника, благословляющего воинов на ратный подвиг.
Гранитный пьедестал содержит надпись римскими цифрами, обозначающими год начала Первой мировой — 1914, а также бронзовые барельефы с изображением Георгия Победоносца, покровителя русского воинства, и двуглавого орла. Вокруг памятника разбит цветник из трёх тысяч цветов тагетеса и колеуса.
В оформлении объекта также использованы многолетники – флоксы. Сквер на Соборной площади занимает площадь более 3 гектаров, садовники сохраняют исторический облик зеленого объекта.
Памятник Екатерине II
Скульптуру Екатерины II можно увидеть на Пушкинской улице города Пушкина, между домами №№ 28 и 32, на северовосточной границе центральной Соборной площади, близ Дома молодежи «Царскосельский».
Скульптура императрицы поражает своей величиной: высота фигуры — 200 см, а постамента — 150 см. Монумент из бронзы и гранита создали относительно недавно — в 2013 году, хотя разговоры об установлении памятника велись еще задолго до этого.
Скульптура является точной копией статуи, воздвигнутой в городе Новоржев (Псковская область). Образ Екатерины вдохновлён портретом Д. Левицкого «Екатерина II Законодательница в храме богини Правосудия», который находится в Эрмитаже.
Мемориальный Музей-лицей А. С. Пушкина
В продолжении нашего маршрута, прогуливаясь по Леонтьевской улице, вы окажетесь возле одного из главных музеев города — Царскосельского лицея. Именно это учреждение подарило «путёвку в жизнь» талантливому Александру Пушкину и многим другим общественным деятелям: Александру Горчакову, Ивану Пущину, Михаилу Салтыкову-Щедрину и т. д.
Лицей, основанный в 1810 году, базировался на европейской программе с учетом отечественных традиций образования. Основная задача — воспитание дворянской молодежи для государственной и военной службы. Поэтому отбор для обучения был предельно строг. В лицей принимали только мальчиков от 10 до 12 лет из высшего сословия, на «отлично» сдавших сложные вступительные экзамены.
В 1843 году по приказу Николая I учебное заведение перевели в Петербург, в здание Александринского сиротского дома. Тем не менее память о былых воспитанниках и традициях лицея в Царском Селе бережно хранилась студентами и передавалась из поколения в поколение. Музей-лицей открылся в 1949 году, здесь восстановлена обстановка первых лет его существования.
2. Екатерининский парк → Екатерининский дворец → Камеронова галерея → Павильон Эрмитаж → Мраморный мост → Фонтан «Девушка с кувшином»
Следующий обязательный пункт любой экскурсионной программы по Царскому Селу является Екатерининский парк. Вход в один из самых помпезных и роскошных парков во всём мире расположен на Садовой улице. Вы попадаете на территорию, которая является неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции.
Екатерининский парк
Екатерининский парк — красивейший памятник мирового садово-паркового искусства XVIII-XX веков, входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село». Прогуливаясь по парку, вы испытаете массу приятных эмоций и ощутите наслаждение от его живописной природы. Своё название парк получил по находящемуся на его территории Екатерининскому дворцу.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. По преданию Старый (Голландский) сад основал сам Пётр I. В 1720-х годах голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали территорию Голландского (Старого) сада перед Екатерининским дворцом.
В середине XVIII века сад был расширен, созданы павильоны «Эрмитаж» и «Грот», Большой пруд. В 1770-х годах по проекту архитекторов В. И. и И. В. Нееловых в саду был построен комплекс Адмиралтейства, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны. В этот же период, под руководством В. И. Неелова, начались работы по созданию пейзажного (Английского сада).
Екатерина II хотела показать не просто сад разбитый в современном стиле того времени, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. В честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
В регулярной части парка находятся белые мраморные статуи мифологических героев в исполнении итальянских мастеров. Там вы встретите амазонку, опирающуюся на щит с высеченным на нем изображением орла, борющегося со львом (символ победы России над Швецией); статую Геркулеса, в облике которого изображали Петра I.
У фасада Екатерининского дворца вы увидите скульптуры персонажей античной мифологии: Иола — возлюбленная Геракла, Сивилла — пророчица; а также аллегорические статуи – Любовь к родине, Мудрость, Мир и Великолепие. Вы повстречаете на своем пути фигуру бронзовой девушки, сидящую на большом камне с разбитым кувшином, из которого льется вода. Эта незнакомка — героиня сюжета басни Лафонтена о молодой крестьянке, которая по дороге на базар разбила кувшин с молоком.
Гуляя по Екатерининскому парку летом и осенью, вы насладитесь видом цветущих аллей, искусственных водоёмов, вдохнёте ароматный запах хвои, цветущей сирени и шиповника. Ну а встреча с белками, утками и другими братьями нашими меньшими доставит вам незабываемое удовольствие. В Екатерининском парке расположено множество уникальных сооружений и исторических памятников:
Всего в парке более 30 объектов величайшего культурного наследия России, где доминанта — Екатерининский дворец. В нашей экскурсии мы обратим ваше внимание на пять достопримечательностей парка. Они рассредоточены по всей территории, поэтому за время прогулки вы сможете составить полную картину о райском уголке.
Екатерининский дворец
Екатерининский дворец — это первое строение, которое мы встречаем, попав в парк. Дворец выполнен в стиле барокко и является композиционным центром и одним из главных украшений парка. Его лазоревые фасады имеют протяжённость 300 метров. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Дворцовые фасады декорированы колоннами, фигурами атлантов, различными лепными украшениями по моделям скульптора И. Дункера.
Строительство Царскосельской резиденции с конца 1748 по 1756 год возглавлял обер-архитектор двора Ф.-Б. Растрелли. Самая популярная достопримечательность внутри дворца — Янтарная комната, подаренная Петру I от прусского короля Фридриха I.
Апартаменты Екатерининского дворца:
Дворец был возведён для императрицы Екатерины I в качестве летней царской резиденции. Однако значительно позже, в период правления Елизаветы Петровны, главное здание было перестроено под руководством архитектора Бартоломео Растрелли. Именно в таком виде дворец дошёл до наших дней.
После 1917 года здание резиденции было национализировано, и здесь был открыт музей-заповедник. Во время Великой Отечественной войны дворцовый ансамбль серьезно пострадал. Многие экспонаты были уничтожены или разворованы фашистами. Реставрация проходит до сих пор на основе архивных документов и снимков.
Камеронова галерея
С левой стороны Екатерининского дворца находится следующий пункт нашей остановки. Камеронова галерея была построения по велению Екатерины II, которая мечтала о месте для прогулок и философских бесед. Именно поэтому памятник архитектуры украшают бюсты античных писателей и мыслителей, например: Гомера, Платона, Цицерона, Сенеки, Овидия, Демосфена.
Галерея получила название по имени своего архитектора Чарльза Камерона. Расположена она на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Строительство галереи началось в 1784 году и закончилось в марте 1787 года. Камеронова галерея — это место, с которого открывался вид не только на Царское Село, но и на мир вообще, это место обозначало точку зрения, возвышенную над бытовой жизнью.
Первый этаж своей тяжеловесностью и мрачным серым цветом как будто изорванного ветрами прошлых веков пудостского камня резко контрастирует со светлым вторым этажом, украшенным нарядной и легкой колоннадой, воплощающим идеал античности. Пудостский камень добывался вблизи Петербурга в селе Пудость. Наверху галереи находится Висячий сад с множеством благоухающих цветов. Это редчайший элемент в мировой архитектуре.
Павильон «Эрмитаж»
Продолжая путь в левую часть парка, вы увидите павильон «Эрмитаж» — двухэтажное каменное строение с большим залом в центре, а в зале, в свою очередь, в каждом из четырёх углов была галерея. Внешне павильон напоминает Екатерининский дворец. Единообразие Эрмитажа с Екатерининским дворцом выделяется, прежде всего, расположением павильона: он стоит на аллее, исходящей от центра Екатерининского дворца.
Внешняя отделка Эрмитажа, как и подобает стилю барокко, многообразная, богатая, яркая и довольно активная, как и у Екатерининского дворца. Сочетание цветов в отделке павильона ровно такое, что и у большого дворца, то есть лазурный голубой, белый и золото. Императрица Елизавета, дочь Петра Великого, после того как заняла престол, приказала разбить регулярный парк в Царском Селе.
Для этого было приказано вырубить Дикую рощу, посаженную двадцать лет тому назад. В роще этой росла ольха, ели и берёзы. Устроением парка занимался садовник Елизаветы Ламберт. Подобные павильоны, название которых по-французски «эрмитаж» означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка.
В 1744 году началось строительство павильона «Эрмитаж» в Регулярном парке. Разработкой проекта строительства нового каменного здания занимался М. Г. Земцов, а собственно стройку вел С. И. Чевакинский. Закладка фундамента заняла всего полгода. А в 1744 году была завершена предварительная стройка. В 1749 году Эрмитаж был отстроен полностью, но фасады были переделаны по плану Ф. Б. Растрелли. Смысл его идеи состоял в том, что новый павильон – этакий парафраз Екатерининского дворца.
Первое время вокруг Эрмитажа был проведён канал. Вся площадка между новым павильоном и каналом была выложена чёрными и белыми мраморными плитами в шахматном порядке. Эрмитаж был украшен гирляндами, лепными украшениями, вазами, статуями. Часть этих украшений была вызолочена, на ярком голубом фоне великолепно выделялись белые колонны. Павильон оставляет впечатление роскошной ювелирной игрушки на фоне большого Екатерининского дворца.
Эрмитаж предназначался для встреч и развлечений знатных особ в небольшом кругу. Самым интересным экспонатом внутри павильона являются столы м подъемными механизмами. Для трапезы они поднимались с нижнего этажа наверх благодаря отверстиям в полу, а после — обратно уходили вниз. Таким образом, обеденная зона быстро превращалась в танцевальную, а прислуга не мешала гостям. В «Эрмитаже» проводятся отельные экскурсии, где показывают работу диковинной конструкции.
Мраморный мост
Далее мы будем идти вдоль Большого пруда и Каскадов, откуда открываются великолепные виды на Адмиралтейство, Зал на острову, Чесменскую колонну и Мраморный мост. На этой переправе предлагаем сделать небольшую остановку и сфотографироваться. Мост был построен по модели архитектора В. И. Неелова.
Прототипом для него послужили мосты, созданные по проектам А. Палладио в английских парках Стоу и Уилтон. Мраморным его назвали оттого, что его колонны, тумбы, капители, балясины были выточены из уральского мрамора, а устои моста облицованы гранитом. Также его называют Сибирским мостом, видимо по причине того, что все его составные части были изготовлены на Екатеринбургской гранильной фабрике под руководством мастера В. Тортори. Он же руководил сборкой моста в Царском Селе.
Мраморный мост представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися по бокам лестницами. По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами оформлены балюстрадами из фигурных балясин.
Мрамор реально придаёт конструкции невообразимую легкость и воздушность. Это — одно из самых романтичных мест в Екатерининском парке.
Фонтан «Девушка с кувшином»
Обогнув Большой пруд, в центре пейзажного парка встретится необычный фонтан «Девушка с кувшином». Как известно, не место красит человека, а человек — место. Что уж говорить, когда дело касается прекрасной девушки. В нашем случае продолжаем рассказ о месте не совсем обычном — в Екатерининском парке.
Именно здесь судилось своим очарованием «завлечь» необычную скульптуру, выполненную по спецзаказу и к тому же носящую три оригинальных названия: — «Молочница», «Царскосельская статуя» или «Девушка с кувшином» — выбор за вами, как называть эту прелестницу.
В начале XIX столетия император Александр I распорядился обустроить участок на месте бывшей Катальной горы. Весь процесс совершался под наставлением садового мастера Иоганна Буша и зодчего Луиджи Руски. Склон между Большим прудом и Гранитной террасой оформили в виде зелёных террас, к пруду «протоптали» новые тропинки, а у местного источника поместили фонтан.
Чем бы еще, казалось, можно было приукрасить парк? Скульптуры на природе — смотрится просто чудесно. Так в 1816 году в Екатерининском парке появилась фигурка «Молочницы». По одной из версий, прообразом этой скульптуры стала сама императрица Елизавета Алексеевна, проводящая свои дни в затворничестве и скорби.
Но всё же официальной версией для создания сего творения служит основой сюжет одноимённой басни Жана де Лафонтена. И был впечатлён этим произведением не кто иной, как скульптор Павел Соколов. Как бы там ни было, а фигурка девушки, кстати, действительно очень похожа на Елизавету.
Девушку отлили из бронзы и «усадили» на гранитный пьедестал. Хотя разбитый кувшин и принес грусть-печаль своей хозяйке, но гуляющим по парку эта картина неизменно приносит приятные минуты созерцания. Прохладная струя из разбитого кувшина журчит у ног девушки: так и манит наклониться и зачерпнуть ключевой водицы. Во времена создания скульптуры вода уходила в бассейн в виде грота. Он просуществовал до середины XIX столетия.
Спасая хрупкую фигурку от фашистских оккупантов, её зарыли в землю — это и спасло фонтан. Сейчас оригинал «Девушки с кувшином» хранится в фондах музея-заповедника, а в парке установили копию. И в наши дни бронзовая девушка — одна из наиболее известных и любимых достопримечательностей парка.
Кроме этого, «Молочницу» считают поэтическим символом Царского Села: она воспета не одним известным поэтом. А каждый уважающий себя экскурсовод обязательно подведёт группу к этому романтическому уголку, ведь по преданиям чудесная вода из фонтана сулит здоровье и красоту.
Это единственная статуя, отлитая специально для Екатерининского парка. Сейчас здесь многие загадывают желание и бросают монетку в воду, чтобы оно обязательно исполнилось. Теперь со спокойной совестью возвращаемся к Екатерининскому дворцу и продолжаем экскурсию по Пушкину.
3. Александровский парк → Большой Китайский мост → Китайская деревня → Драконов мост → Александровский дворец
Прогулка по Александровскому парку окажется не менее интересной, чем по Екатерининскому. Однако она, вероятно, продлится значительно дольше, ведь территория парка почти в два раза превышает предыдущую. Площадь Александровского парка около 200 га.
Александровский парк
Попасть в парк можно через ворота расположенные у Александровского дворца или по большому китайскому мосту рядом с парадным входом в Екатерининский дворец. Отсюда начнётся наше путешествие. Александровский состоит из двух частей: регулярного (или Нового сада) и пейзажного парков.
Регулярный или французский парк — это парк, имеющий геометрически правильную планировку аллей, цветников, бассейнов. Деревья и кустарники в них обычно подстригают. Пейзажный или английский парк — это парк со свободной планировкой, повторяющий естественный ландшафт.
Александровский парк входит в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село». Название парка идёт от имени его создателя — императора Александра I.
Он унаследовал от своей бабушки Екатерины II любовь к садоводству и придал парку законченный облик, доведя его тем самым до совершенства. Александр I делал это прежде всего для себя, потому что любил гулять в парке, продолжая традицию садовых прогулок, заведённую Екатериной Великой.
За время прогулки мы обратим ваше внимание на несколько интересных объектов, составляющих парковый ансамбль.
Большой Китайский мост
Характерное для рубежа XVII и XIX веков увлечение Китаем нашло отражение не только в павильонах Александровского парка, но и в трёх мостах Нового сада, переброшенных через Крестовый канал, — Большом Китайском, Драконовом и Крестовом.
Большой Китайский мост расположен у центральных ворот в Александровский парк со стороны парадного плаца. Этот широкий и плоский мост из розового гранита, ограждают перила из высокими изящными вазами, соединённых друг с другом ярко-красными ветвями коралла, выкованными из железа.
Проект сооружения Большого китайского моста разработал И. В. Неелов в 1784 г. Но почти сразу же Екатерина II утвердила новый проект этого моста Ч. Камерона, по которому мост и был построен в 1784-1786 годах, одновременно с Драконовым.
Помимо гранитных ваз и ветвей кораллов, в 1860 году Большой Китайский мост был украшен четырьмя фигурами китайцев, сидящих на тумбах-постаментах, скульптор П. И. Шварц. Фигуры были одеты в национальные костюмы, раскрашенные в разные цвета, и держали в руках подвешенные на палках фонарики.
К концу 1860-х известняковые раскрашенные фигуры китайцев окончательно обветшали и были заменены на цинковые, также полихромно раскрашенные и изготовленные на заводе «Генке, Плеске и Моран». Работы проводились под наблюдением придворного архитектора И. А. Монигетти.
Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и сейчас воссозданы. В работах на первоначальном этапе принимала участие скульптур-реставратор ГМЗ Швецкая Лилия Михайловна. Сегодня, как видим, в XVIII веке было модно обращаться к восточным мотивам в строительстве, и тогдашний тренд не обошёл Царское Село стороной. Ограждения переправы напоминают китайские вазы, которые украшены необычным декором в виде красных кораллов. Также на мосту можно увидеть фигуры 4-х китайцев.
Китайская деревня
Продолжая знакомство с древнекитайскими элементами архитектуры в Александровском парке, направляйтесь налево, где расположена Китайская деревня. Здесь вы увидите небольшие домики, характерной для Азии конструкции. Всего — 18 зданий.
Замысел проекта строительства Китайской деревни приписывается А. Ринальди и датируется примерно 1772 годом. Постройка началась спустя 10 лет и закончилась к 1786 году, хотя была завершена не полностью. Её вёл Ч. Камерон. Деревня представляла собой группу домиков, построенных для приезжавших ко двору знатных гостей и придворных Екатерины II.
В центре деревни должна была расположиться восьмиугольная обсерватория, однако замысел Екатерины II так и не был до конца воплощен в жизнь. Детали фасада здания были заимствованы с китайской пагоды в Нанкине. Во времена Царской России дома предоставлялись знатным гостям и придворным. Например, здесь останавливались поэт Г. Р. Державин и историк Н. М. Карамзин.
В настоящее время, как и 200 лет назад, домики используются под жилые и гостевые апартаменты. Датская компания «ТК Девелопмент Пушкин» за свой счёт полностью восстановила Китайскую деревню в обмен на право ее аренды на 49 лет и право использовать под гостиничный комплекс. Сейчас там 28 апартаментов, в которых может пожить каждый желающий.
Драконов мост
Еще одним китайским увлечением является Драконов мост в Александровском парке. Чтобы добраться до него необходимо вернуться в Новый сад, откуда мы начинали наше путешествие. По пути вы встретите руины Китайского театра, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.
Драконов мост был построен в 1785 году по проекту Ч. Камерона, неподалеку от Китайского театра. Мост строился в ансамбле с Большим Китайским мостом на противоположном конце аллеи у Екатерининского дворца. Интересно, что в документах конца XVIII века он назывался мостом «чудовищными фигурами».
Первоначально, при строительстве моста в царствование императрицы Екатерины II, фигуры были грифонов и были из гипса Мост стал называться Драконовым, когда в середине XIX века обветшавшие фигуры заменили литыми из чугуна скульптурами китайских драконов.
Драконов мост украшают четыре выразительные фигуры крылатых драконов, установленные на гранитных пьедесталах. Фигуры драконов полны экспрессии, их лапы вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями. Ныне существующие чугунные драконы отлиты в 1860 году по моделям скульптора И. Шварца.
Александровский дворец
Затем предлагаем пройти в правую часть парка, к Александровскому дворцу. Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии её внука Александра с княжной Елизаветой Алексеевной.
Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года будущий император Александр I вместе с супругой переехал жить во дворец. Проект дворца принадлежит архитектору Джакомо Кваренги. В целом, Александровский дворец — это двухэтажная постройка, план которой прост и удобен.
Дворец выдержан в строгом классическом стиле, по его архитектуре можно судить о большом влиянии на Кваренги одного из последних архитекторов эпохи Возрождения, выдающегося Палладио. Александровский дворец является памятником классицизма.
Дом приходился по душе многим императорам после Александра I: Николаю I, Александру III и в особенности Николаю II. Последний русский государь имел здесь официальную резиденцию, где проводил все торжественные и дипломатические приемы.
Так же, как и Екатерининский дворец, после Великой октябрьской революции, дом династии Романовых стал музеем. В настоящее время во дворце проходят реставрационные работы, и совсем скоро он откроется для посетителей. Во время прогулки вы встретили величественную гору Парнас.
4. Ратная палата → Певческая башня → Музей «Россия в Великой войне» → Музей для друзей → Музей-дача А. С. Пушкина → Египетские ворота
Теперь предлагаем познакомиться с объектом, расположенном за пределами парка, на пограничной территории. Это — Ратная палатой, которая входит в комплекс зданий Федоровского городка. Для этого вам нужно пройти тропой, начинающейся от Детского пруда в сторону Фермской дороги. Здесь находится официальный выход, где вы сразу увидите очень интересное с исторической точки зрения здание.
Ратная палата
Здание Ратной палаты представляет собой замкнутый многоугольник с внутренним двором. Главным является 2-этажное здание с большим двуглавым орлом на фасаде, с пристроенной восьмигранной трехъярусной башней. Центром здания является зал на 400 мест, от него идут галереи-переходы в жилые помещения, построенные в виде крепостных башен. Ратная палата представляет собой образец русского средневекового стиля, который был заново открыт в эпоху модерна. Это было вызвано двумя процессами: развитием исторической науки и растущим интересом к русскому средневековому искусству.
Чуть позже император решил на базе экспозиции создать полноценный музей «Палата-хранилище собрания «Войны России». Однако события Первой мировой войны скорректировали концепцию, и сюда направлялись портреты георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. Идейным вдохновителем создания Ратной палаты был император Николай II. На юбилейной Царскосельской выставки 1911 года Е. А. Третьякова подарила императору собрание документов по истории русских войн. Это послужило началом для постройки в городе Пушкин музея исторических документов и военных трофеев русского войска с древних времён и до настоящего времени.
В 1913 году в присутствии императора Николая II была заложена Государева Ратная палата. Здание Ратной палаты строилось с 1913 по 1917 годы на частные пожертвования, в том числе и Е. А. Третьяковой, которая стала первым директором музея. Автором и строителем проекта был С. Ю. Сидорчук, который считал, что новому военному музею лучше всего подойдёт здание в строгих и спокойных линиях.
Война, начавшаяся в 1914 году, изменила планы. В 1915 году по воле императора Николая II в войсках запросили материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Сбор экспонатов шел с самого начала войны, особо ценные сразу привозили императору в Царское Село, часть из них оставляли в Ратной палате, а остальные отправляли в артиллерийский музей.
Во дворе музея был установлен сбитый немецкий самолёт «Альбатрос». В здании было решено создать музей войны с трофеями, добытыми в сражениях, и открыть галерею с портретами георгиевских кавалеров, таким образом, увековечив память воинов, отдававших жизни «за род свой, за Отечество». В музее все было подготовлено для чтения лекций с наглядными материалами, для этого был даже установлен экран.
Во время войны здания пострадали, но оставались пригодными для жилья, В них были расквартированы фронтовики-царскоселы, а также устроены склады. Сразу после Февральской революции уже достроенная Ратная палата распахивает двери для посетителей. Но в 1919 году музей закрывают, а экспонаты распределяют по государственным хранилищам.
В 1923 году здание Ратной палаты в числе многих соседних отошло Петроградскому агрономическому институту под ректорат, канцелярию и клуб, в котором проходили литературные вечера с выступлениями С. Есенина, Вс. Рождественского, В. Маяковского и др. Постепенно внутреннее убранство помещений разрушалось.
До 2008 года в здании находились реставрационные мастерские. В 2008 году Ратная палата перешла к Государственному музею-заповеднику «Царское Село». Летом 2014 года на первом этаже Государевой Ратной палаты открылся единственный в России музей посвященный истории Первой мировой войны «Россия в Великой войне».
После столь насыщенной прогулки предлагаем сделать перерыв. Рекомендуем подкрепиться в аутентичных заведениях города. Прогулку по Екатерининскому парку можно продолжить в необычном комплексе «Певческая башня». Он находится рядом с выходом, на Лицейском переулке.
Певческая башня
Это здание бывшей водонапорной башни, которое появилось в конце XIX века. Высотой оно 6 этажей, а на крыше находится доступная обзорная площадка. В комплексе расположено несколько тематических ресторанов на разный вкус и цвет и отель, где можно остановиться при желании продолжить осматривать Пушкин в течение ещё 2-3 дней.
Музей «Россия в Великой войне»
Сейчас экспозиция размещается на первом этаже здания Ратной палаты. Однако в дальнейшем планирует занять и второй этаж. Там представят экспонаты из разных коллекций: «Искусство и культура в годы войны», «Кавказский театр военных действий», «Первая мировая — война машин», «Национальные формирования», «Экспедиционный корпус». В музее можно будет увидеть интерактивную кабину броневика и самолёта. В музее планируют проводить лекции на военную тематику.
Музей для друзей
После посещения музея «Россия в Великой войне», такого насыщенного потока информации, приятно и любопытно будет заглянуть в необычный ресторан «Музей для друзей». К нему вы выйдете по Фермской дороге, продолжением которой станет Московская улица. Идите до пересечения с Леонтьевской улицей.
Это уникальное заведение, так как является одним из 3-х ресторанов-музеев в мире. И находится он в особняке инженера Франциско Каноббио. Внутри гостей встречает обстановка XIX века. Дом является редким примером сохранившихся произведений архитектора В. И. Гесте и создаёт облик исторического центра города Пушкина.
Вкусная еда восстановит силы и воодушевит на продолжение знакомства с Царским Селом по приезду в Санкт-Петербург в следующий раз, ведь здесь ещё столько много удивительных мест, что 1-м днём экскурсия по Пушкину однозначно не ограничится. Можно посетить Пушкин и Царское село в следующий раз, ещё раз, ещё много-много раз, как в песне поётся, которая не кончается.
Музей-дача А. С. Пушкина
Также обязательным к посещению является Музей-дача Александра Пушкина. Его вы найдёте на пересечении Пушкинской и Дворцовой улиц — не более 10 минут ходьбы. Здесь великий русский поэт провёл несколько месяцев счастливой жизни с Натальей Гончаровой.
Музей-дача А. С. Пушкина расположен в одноэтажном деревянном здании, во многом сохранившем свой первозданный архитектурный облик. В восьми съёмных комнатах этого дома Александр Сергеевич с мая по октябрь 1831 года проживал с молодой женой.
Жёлтое деревянное здание, выходящее скруглённым фасадом на перекрёсток Дворцовой и Пушкинской (ранее Колпинской) улиц было построено в 1827 году для личного камердинера Николая I — Я. В. Китаева по проекту архитектора А. М. Горностаева. Яков Китаев недолго владел своим домом. После его кончины в 1831 году, дом отошёл его вдове — Анне Китаевой.
Однако в историю дом камердинера царя вошёл как дача А. С. Пушкина, на которой в 1831 году поэт провёл с молодой супругой самые счастливые 5 месяцев семейной жизни. Сегодня музей-дача входит в пушкинский комплекс города Пушкина, который включает ещё 4 мемориальных музея. На даче собрана внушительная коллекция вещей, принадлежавших поэту. По мемуарам его друзей и родственников воссозданы интерьеры.
По просьбе Пушкина, ностальгировавшего по проведённым в Царском Селе годам юности, друг поэта Петр Плетнёв снял для молодоженов этот 11-комнатный домик с мезонином, колоннадой и балкончиком у его владелицы Анны Китаевой. Здесь находились большая овальная гостиная, столовая, буфетная, будуар Наталии Николаевны, спальня и две гостевые комнаты.
Пушкины снимали 8 комнат, в том числе комнату в мезонине, в которой располагался кабинет поэта. В этом скромном кабинете Пушкин работал над «Сказкой о царе Салтане», окончил роман «Евгений Онегин», начал писать повесть «Рославлев», а также подготовил «Повести Белкина» к печати.
Тихая жизнь в Царском Селе очень нравилась поэту. По утрам он имел обыкновение купаться в пруду Александровского парка, пил чай, после чая поднимался к себе в кабинет и работал. Это время его жена Наталья Николаевна обычно проводила за чтением или вышиванием. Здесь же гостеприимную молодую чету навещал Николай Гоголь.
После обеда молодую пару часто можно было видеть гуляющими по аллеям императорских парков, куда многие царскосельские дачники нарочно ходили посмотреть на Пушкина с женой. Как писал сам Александр Сергеевич о своей жизни в Царском:
Пушкины переехали из дома Китаева в Петербург глубокой осенью 1831 года. В музее воссозданы по воспоминаниям современников интерьеры комнат, также в экспозиции представлены материалы, рассказывающие о жизни и творчестве поэта этого периода.
Египетские ворота
Продолжая путь по Дворцовой улице и через один из многочисленных скверов города до пересечения с Октябрьским бульваром, вы увидите ещё один внушительный памятник архитектуры — Египетские ворота.
Они были сооружены в 1830 году на въезде в город со стороны Петербурга. В то время особенно тяготели к культуре Древнего Египта. На воротах изображены 30 сцен из египетской мифологии, где героями стали бог Осирис в образе человека, богини Маат и Исида и другие. На нижних ярусах представлен сюжет посвящения в фараоны. Произведение архитектуры является одним из ярких доказательств египтомании в те времена, и сегодня они составляют огромную ценность для города.
На этом наше путешествие по маршруту «Пушкин за 1 день» подошло к концу. Пройдите вдоль Октябрьского бульвара и поверните на Школьную улицу — вы увидите железнодорожный вокзал, с которого можно на электричке вернуться в Санкт-Петербург, или можете проехаться на автобусе. Рассказываем, как добраться из Пушкина в Санкт-Петербург.