процесс диссоциации соляной кислоты можно выразить уравнением
Итоговая контрольная работа по химии за 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Итоговая контрольная работа по химии
УМК: О.С. Габриелян, базовый уровень
Данная программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, 70 учебных часов в году.
Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года.
Определить уровень освоения обучающимися программы по химии для 8 класса
Определить соответствие уровня знаний, умения и навыков требованиям к уровню подготовки обучающихся 8 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.
В результате изучения химии обучающийся должен
химическую символику: знаки химических элементов, формулы неорганических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;
основные законы химии: периодический закон, закон постоянства состава вещества, ЗСМ.
· называть: химические элементы, соединения изучаемых классов;
· объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров групп и периода, к которым относится элемент в ПСХЭ; закономерности изменения свойств элементов ;
· характеризовать: химические элементы (1-20) на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических соединений;
· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность вещества определенному классу, типы химических реакций, степень окисления, тип химической связи;
· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций, схемы строения атомов химических элементов (1-20);
· обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем, массу по уравнениям химических реакций.
Форма контрольной работы: тестирование
Система оценивания итоговой работы:
Электролитическая диссоциация
Электролитической диссоциацией называют процесс, в ходе которого молекулы растворенного вещества распадаются на ионы в результате взаимодействия с растворителем (воды). Диссоциация является обратимым процессом.
Диссоциация обуславливает ионную проводимость растворов электролитов. Чем больше молекул вещества распадается на ионы, тем лучше оно проводит электрический ток и является более сильным электролитом.
В общем виде процесс электролитической диссоциации можно представить так:
Замечу, что сила кислоты определяется способностью отщеплять протон. Чем легче кислота его отщепляет, тем она сильнее.
У HF крайне затруднен процесс диссоциации из-за образования водородных связей между F (самым электроотрицательным элементом) одной молекулы и H другой молекулы.
Ступени диссоциации
Некоторые вещества диссоциируют на ионы не в одну стадию (как NaCl), а ступенчато. Это характерно для многоосновных кислот: H2SO4, H3PO4.
Посмотрите на ступенчатую диссоциацию ортофосфорной кислоты:
Важно заметить, что концентрация ионов на разных ступенях разная. На первых ступенях ионов всегда много, а до последних доходят не все молекулы. Поэтому в растворе ортофосфорной кислоты концентрация дигидрофосфат-анионов будет больше, чем фосфат-анионов.
Для серной кислоты диссоциация будет выглядеть так:
Для средних солей диссоциация чаще всего происходит в одну ступень:
Из одной молекулы ортофосфата натрия образовалось 4 иона.
Из одной молекулы сульфата калия образовалось 3 иона.
Электролиты и неэлектролиты
Химические вещества отличаются друг от друга по способности проводить электрический ток. Исходя из этой способности, вещества делятся на электролиты и неэлектролиты.
К ним относятся соли, сильные кислоты и щелочи (растворимые основания).
Степень диссоциации сильных электролитов составляет от 0,3 до 1, что означает 30-100% распад молекул, попавших в раствор, на ионы.
К неэлектролитам относятся многие органические вещества, слабые кислоты, нерастворимые в воде основания и гидроксид аммония.
Степень их диссоциации до 0 до 0.3, то есть в растворе неэлектролита на ионы распадается до 30% молекул. Они плохо или вообще не проводят электрический ток.
Молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения
Молекулярное уравнение представляет собой запись реакции с использованием молекул. Это те уравнения, к которым мы привыкли и которыми наиболее часто пользуемся. Примеры молекулярных уравнений:
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Блиц-опрос по теме Электролитическая диссоциация
Урок №8. Диссоциация кислот, оснований и солей
Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах
С помощью теории электролитической диссоциации дают определения и описывают свойства кислот, оснований и солей.
Диссоциация кислот
Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода (H + )
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато:
НРО 2- 4 ↔ Н + + PО З- 4 (третья ступень) – ортофосфат ион
Диссоциация оснований
Примеры уравнений диссоциации щелочей:
Многокислотные основания диссоциируют ступенчато:
Диссоциация амфотерных оснований (амфолитов)
Диссоциацию амфотерного гидроксида цинка Zn(ОН) 2 можно выразить уравнением:
Диссоциация солей
Солями называются электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов, а также катион аммония (NH + 4 ) и анионы кислотных остатков.
Диссоциация средних солей
Na 3 PO 4 →3Na + + PO 3- 4
Кислые и основные соли диссоциируют ступенчато.
Диссоциация кислых солей
У кислых солей вначале отщепляются ионы металлов, а затем катионы водорода.
Диссоциация основных солей
У основных солей вначале отщепляются кислотные остатки, а затем гидроксид-ионы.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Итоговая контрольная работа по химии для 8 класса.
Итоговая контрольная работа по химии в 8 классе. Учебник О.С.Габриелян. Химия 8 класс. С ответами и решениями.
Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по химии для 8 класса.»
Итоговое тестирование по химии 8 класс
1. Символ химического элемента кальция
2. Физическим природным явлением является
1. образование глюкозы в зеленом растении
3. высыхание дождевых луж
4. процесс квашения капусты
3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают вещество.
2. стекло, дерево, железо
3. парта, дерево, стекло
4. стекло, окно, гвоздь
4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только сложные вещества.
1. кислород, ртуть, оксид азота
2. оксид натрия, вода, серная кислота
3. барий, оксид бария, гидроксид бария
4. кислород, водород, барий
5. Число, показывающее число атомов в молекуле называется…
6. Как определяется число электронов атома химического элемента?
1. по порядковому номеру
2. по номеру периода
3. по номеру группы
4. по разнице между атомной массой и порядковым номером.
7. Какое из веществ имеет ковалентный неполярный вид связи?
8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.
9. Выберите ряд, где указаны только основания
10. Определите сумму коэффициентов в уравнении химической реакции:
11. Процесс диссоциации соляной кислоты можно выразить уравнением
12. Определите к какому типу химических реакций относится данное уравнение реакции: Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
B) реакции замещения;
C) реакции соединения;
D) реакции разложения.
13. Чему равна молярная масса K2SО4 :
14. Чему равна массовая доля калия в K2SO4 :
15. По уравнению реакции CaО + H2O®Ca(OH)2 определите массу гидроксида кальция, образовавшегося при взаимодействии 112г оксида кальция с водой.
Итоговое тестирование по химии 8 класс
1. Символ химического элемента кальция
2. Определите, что относится к химическим явлениям:
2. растворение соли в воде
3. горение природного газа
4. высыхание асфальта после дождя.
3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают вещество.
2. стекло, дерево, железо
3. парта, дерево, стекло
4. стекло, окно, гвоздь
4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только сложные вещества.
1. кислород, ртуть, оксид азота
2. оксид натрия, вода, серная кислота
3. барий, оксид бария, гидроксид бария
4. кислород, водород, барий, угарный газ.
5. Число, показывающее число атомов в молекуле называется…
6. Как определяется число электронов атома химического элемента?
1. по порядковому номеру
2. по номеру периода
3. по номеру группы
4. по разнице между атомной массой и порядковым номером.
7. Какое из веществ имеет ковалентный неполярный вид связи?
8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.
9. Выберите ряд, где указаны только основания
10. Определите сумму коэффициентов в уравнении химической реакции:
11. Процесс диссоциации сульфата калия можно выразить уравнением 4
12. Определите к какому типу химических реакций относится данное уравнение реакции: 2Na + 2HCl → 2NaCl + H2
B) реакции замещения;
C) реакции соединения;
D) реакции разложения.
13. Чему равна молярная масса H2SiO3 :
14. Чему равна массовая доля калия в K2SO4 :
15. По уравнению реакции Fe(OH)2 = FeO + H2O определите массу оксида железа (II), образовавшегося при разложении 45 г исходного вещества.
Процесс диссоциации соляной кислоты можно выразить уравнением
С помощью теории электролитической диссоциации дают определения и описывают свойства кислот, оснований и солей.
I. Электролитическая диссоциация кислот
Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода (H + )
1. Электролитическая диссоциация одноосновных кислот
Кислоты состоят не из ионов, а из молекул.
Возникает вопрос – как же тогда кислота диссоциирует, т. е как в кислотах образуются свободные заряженные частицы? Оказывается, ионы образуются в растворах кислот именно при растворении.
Рассмотрим процесс электролитической диссоциации хлороводорода в воде, но для этого запишем строение молекул хлороводорода и воды.
В уравнении реакции электролитической диссоциации не всегда учитывают образование катиона гидроксония – обычно говорят, что образуется катион водорода.
Тогда уравнение диссоциации хлороводорода выглядит так:
HCl⇄H + + Cl —
2. Электролитическя диссоциация многоосновных кислот
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.
Рассмотри процесс электролитической диссоциации серной кислоты. Серная кислота диссоциирует ступенчато, в две стадии.
I–я стадия диссоциации
На первой стадии отрывается один катион водорода и образуется гидросульфат-анион.
II — я стадия диссоциации
Существуют кислоты, которые даже на первой стадии диссоциируют не полностью – такие кислоты являются слабыми. Например, угольная кислота Н2СО3.
НРО 2- 4 ↔ Н + + PО4 З- (третья ступень) – ортофосфат ион
II. Электролитическая диссоциация оснований
Диссоциация амфотерных оснований (амфолитов)
Щёлочи – это основания, растворимые в воде
Это основания щелочных и щелочноземельных металлов :
LiOH, NaОН, КОН, Rb ОН, С s ОН, Fr ОН и Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2, R а(ОН)2, а также NН4ОН
Примеры уравнений диссоциации щелочей
Многокислотные основания диссоциируют ступенчато:
Примеры уравнений диссоциации амфолитов
Диссоциацию амфотерного гидроксида цинка Zn(ОН)2 можно выразить уравнением:
Нерастворимые в воде основания практически не подвергаются электролитической диссоциации, так как в воде они практически нерастворимы, а при нагревании – разлагаются, так что расплав их получить не удается.
III. Электролитическая диссоциация солей
Солями называются электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов а также катион аммония (NH + 4) и анионы кислотных остатков.
Например, диссоциация средних солей :
Кислые же и основные соли диссоциируют ступенчато:
Диссоциация кислых солей
Диссоциация основных солей
У кислых солей вначале отщепляются ионы металлов, а затем катионы водорода.
У основных солей вначале отщепляются кислотные остатки, а затем гидроксид-ионы.
IV. Тренажеры
Интерактивное задание LearningApps.org по теме: “Химические свойства растворов кислот»
V. Памятки
Памятка – Определение солей
VI. Задания для закрепления
Задание №1. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ:
Задание №2. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ: Ca(OH)2, Na2CO3, Na3PO4, HNO3, KOH, Ba(OH)2, H2SO3, Ca(NO3)2, Ca3(PO4)2, H2S, NaOH, HBr