процедурные знания можно определить фразой

Декларативность: декларативные знания, характер и многое другое

Содержание:

Термин «декларативность» очень часто применяется в общении, например, можно услышать такие фразы как?

Что общего у этих всех выражений? Давайте сегодня выясним.

Декларативный характер

Но когда вы слышите словосочетание «декларативный характер», то он несет смысл ближе к слову «символический». Например: эти законы носят только декларативный характер, потому что их исполнение невозможно.

Простой пример. Допустим в законодательстве условной страны закрепить подобное конституционное право: «Каждый житель страны имеет право жить и развиваться на Луне». Но если после принятия закона государство ничего не будет предпринимать, чтобы каждый житель страны смог переселиться на Луну, то данный закон будет носить декларативный характер. То есть он будет официально записан в Конституции и гарантировать право каждого гражданина, но фактически данный закон не работает, потому что граждане чисто физически не могут улететь на Луну.

В общем, выражение «декларативный характер», несет оттенок невозможности исполнения того, к чему применяют данное выражение.

Декларативные знания

Декларативные знания носят более серьезный подтекст, чем декларативный характер, и описывают декларативность человеческих знаний.

Формально человеческие знания трудно как-то структурировать и формализовать и вообще описать, потому что знания очень сильно зависят от каждого конкретного человека, его опыта, жизненной позиции, профессии, эмоциональности и т. д. И как к знаниям применить термин «декларативность»? Это вообще проблема.

Чтобы точнее разъяснить, что такое декларативные знания, их нужно рассматривать сразу с процедурными. Процедурные и декларативные знания — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ученые проводили множество исследований на эту тему, чтобы дать четкое определение этим понятиям, но пока это так и остается и приходится ограничиваться лишь поверхностными.

Если вбить в поиск выражение «что такое декларативные знания», то можно встретить такие определения как:

Все эти определения верны лишь частично. Потому что, по сути, абсолютно любое знание об окружающем мире можно изложить декларативно. К любому знанию человек подходит осознанно и практически любое знание закладывается в интеллектуальной системе человека. Тогда что же такое декларативное знание на самом деле? — спросите вы.

А мы же отвечали, что нет четкого определения этому выражению. Но чтобы показать, что это такое, можно привести пример. Кстати, с описанием процедурных знаний та же беда — разобраться можно только на примере.

процедурные знания можно определить фразой

Декларативные и процедурные знания: пример

То есть многие процедурные знания воспринимаются естественно и мы их даже не замечаем.

Идем дальше. Вы слышите фразу «зеленая груша». У вас сразу складывается представление о груше — это и есть декларативные знания. Вы легко сможете отличить настоящую зеленую грушу от искусственной, так как в ваших знаниях есть все свойства настоящей «зеленой груши»: цвет, форма, запах, вкус. Если вам дадут две зеленые груши — одну из воска, а другую настоящую, то благодаря своим декларативным знаниям вы сможете определить настоящую.

Получается, что декларативные знания — это некие знания об окружающем нас мире, которые мы можем использовать для проверки реальности происходящего. Вам скажут «баскетбольное поле» — вы сможете по ряду факторов отличить баскетбольное поле от волейбольного, футбольного или поля с посевом.

Если проще описать, то процедурные знания можно описать фразой «Я знаю как делать», а декларативные знания — «Я знаю, что это». Процедурные знания решают и делают, а декларативные — описывают.

Источник

Чем отличаются декларативные и процедурные знания?

Уровень знания зависит исключительно от самого человека, а также его социальной жизни, психического состояния, эмоциональности. Знания можно воспринимать абсолютно по-разному. К тому же, их можно передавать другим, но без гарантии того, что они воспримут их также. В этой статье вы узнаете, в чем отличие декларативных и процедурных знаний, а также на какие вопросы они отвечают.

процедурные знания можно определить фразой
Отличия декларативных и процедурных знаний

Научиться отличать декларативные и процедурные знания очень важно в современном мире. Часто декларативными знаниями пренебрегают, сильно их недооценивая.

Особенности декларативных знаний

Такие знания еще называют описательными. Они представлены в памяти интеллектуальной системы и доступны к использованию после обращения к определенному полю памяти.

Декларативные знания отвечают на следующие вопросы:

Подобные знания обычно относятся к философии, культурологии, искусствоведению. Получают их в интернете и из книг. Обычно все находится в свободном доступе. Часто разработчиками декларативных знаний являются несколько человек. Информация редко проверяется. Подобные знания можно использовать в статьях в журналах и газетах, на лекциях и семинарах, а также в книгах или диссертациях. Автор всегда может почувствовать себя умным и способным научным работником.

Декларативные знания дают возможность обобщенно говорить о какой-то теме, используя высказывания и некоторые примеры из личного опыта. В качестве примера можно взять работу Зигмунда Фрейда. Большинство его концепций можно использовать лишь в качестве дополнения обычного способа понимания людей.

Особенности алгоритмических познаний

Процедурные знания еще называют алгоритмическими. Они отвечают на следующие вопросы:

Областью использования процедурных знаний являются технические дисциплины, физика, химия. Данная информация, в отличие от декларативной, может обрабатываться годами, а также она проходит тщательную проверку. Применять процедурные знания можно исключительно в одной из областей. С помощью процедурных знаний должны решаться практические задачи, или в случае творческого подхода должна повыситься вероятность решения. Охарактеризовать процедурные знания можно как немногочисленные и принципиально проверяемые работы.

Наилучшим примером в этом случае является изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, который решил следовать по этому пути еще будучи подростком. Альтшуллер создал алгоритм того, как увеличить решение изобретательской задачи.

Подводя итоги, можно сказать, что декларативные знания являются собирательными и описательными. Процедурные знания являются необходимыми для решения конкретных задач. Лишь научившись отличать эти два вида знаний, вы сможете перейти от специалиста к профессионалу. А чтобы любые знания усваивались лучше, необходимо постоянно тренировать мозг. Используйте для этого тренажеры Викиум.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор

Процедурные знания (т. Е. Знания-как) отличаются от описательных знаний (т. Е. Знаний-то) тем, что их можно напрямую применить к задаче. Например, процедурные знания, которые человек использует для решения проблем, отличается от декларативных знаний о решении проблем, потому что эти знания формируются в результате действий.

Определение

Разработка

Однако в определенных случаях процедурные и декларативные знания можно получить независимо. Исследования с пациентами с амнезией показали, что они могут изучать двигательные навыки без способности вспоминать эпизоды, в которых они их выучили, а также выучили и сохранили способность эффективно читать зеркально перевернутые слова, но у них были серьезные нарушения в распознавании этих слов, которые дают доказательства. о различиях в неврологической основе процедурных и декларативных знаний. Исследователи также обнаружили, что некоторые нормальные субъекты, например пациенты с амнезией, демонстрировали существенное процедурное обучение при отсутствии явных декларативных знаний. Несмотря на то, что декларативные знания могут влиять на выполнение процедурной задачи, процедурные и декларативные знания могут быть приобретены отдельно, не обязательно иметь знания одного типа, чтобы построить другой тип знаний. Влияние декларативного знания может быть связано с облегчением процесса активации пути, который находится за пределами сознательного осознания. Если прайм хорошо предсказывает цель, степень содействия увеличивается из-за активного, осознанного эффекта внимания, который накладывается на активацию пути. Следовательно, если и когда субъекты разовьют явное декларативное знание процедуры, они могут использовать это знание для формирования ожиданий внимания в отношении следующего элемента в этой процедуре.

Активация

Лэшли (1951) предположил, что поведенческие последовательности обычно управляются централизованными планами, а структура планов является иерархической. Некоторые свидетельства также подтверждают эту гипотезу. Одно и то же поведение может иметь разные функциональные интерпретации в зависимости от контекста, в котором оно происходит. Один и тот же звуковой образец можно интерпретировать по-разному в зависимости от того, где он встречается в предложении, например, «там» и «их». Такая контекстная зависимость возможна только с функционально всеобъемлющими состояниями, которые подразумеваются иерархическими планами. Время инициирования последовательности движения и время взаимного отклика элементов последовательности могут увеличиваться с ее длиной. Кроме того, время между ответами может зависеть от размера фразы, которая должна быть сгенерирована. Чем крупнее фраза, тем больше время между ответами. Такие данные интерпретировались с точки зрения «расшифровки» или «распаковки» иерархических планов на их составляющие. Более того, трудности в обучении меняются с легкостью поведенческих последовательностей. Наконец, долгосрочное обучение навыкам естественным образом характеризуется процессом формирования все более крупных иерархических единиц или «блоков». Люди изучают управляющие структуры для последовательно увеличивающихся единиц поведения, при этом новые усвоенные процедуры вызывают или полагаются на более элементарные процедуры, такие как обучение игре простых нот перед тем, как играть на фортепианном концерте.

Что касается процесса формирования плана поведения, Rosenhaum et al. (2007) предположили, что планы не формируются с нуля для каждой последовательной последовательности движений, а вместо этого формируются путем внесения любых изменений, необходимых для различения последовательности движений, которая должна быть выполнена следующей, от последовательности движений, которая только что была выполнена. Есть свидетельства того, что двигательное планирование происходит за счет изменения характеристик последовательно необходимых двигательных планов. Также Rosenhaum et al. (2007) обнаружили, что даже отдельные перемещения, по-видимому, контролируются с помощью иерархически организованных планов. Со стартовыми и целевыми позами на верхнем уровне и промежуточными состояниями, включающими переход от стартовой к цели на нижнем уровне.

Взаимодействие с концептуальным знанием

Технические использования фразы

Искусственный интеллект

Когнитивная психология

Например, исследование когнитивного психолога Павла Левицки продемонстрировало, что процедурные знания могут быть получены путем бессознательной обработки информации о ковариациях.

Образовательные последствия

Одним из ограничений процедурных знаний является их характер работы. В результате оно имеет тенденцию быть менее общим, чем декларативные знания. Например, компьютерный эксперт может иметь знания о компьютерном алгоритме на нескольких языках или в псевдокоде, но программист на Visual Basic может знать только о конкретной реализации этого алгоритма, написанной на Visual Basic. Таким образом, «практические» знания и опыт программиста на Visual Basic могут иметь коммерческую ценность, например, только для мастерских Microsoft.

Закон об интеллектуальной собственности

Источник

Словари

ru А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
en A B C D E F G H I K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Процедурные знания: основные понятия и термины

© 2007–2021 «ФИНАМ»
Дизайн — «Липка и Друзья», 2015

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Finam.ru обязательна. Подробнее об использовании информации и котировок. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. 18+

АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия. Адрес: 127006 г. Москва, пер. Настасьинский, д.7, стр.2.

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №077-11748-001000 выдана ФСФР России без ограничения срока действия.

АО «Банк ФИНАМ». Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте № 2799 от 29 сентября 2015 года.

ООО «ФИНАМ ФОРЕКС», лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера № 045-13961-020000 от 14 декабря 2015 года. Адрес: 127006, Российская Федерация, г. Москва, пер. Настасьинский, д. 7, стр. 2.

Источник

Декларативные и процедурные знания

Информацию и знания пытались классифицировать не один раз, но нам кажется, что действительно удачной можно считать только эту классификацию, состоящую всего из двух категорий. В отношении пользы, которую могут принести знания, можно использовать именно эти две категории, хорошо характеризующие идею, гипотезу, мысль, наблюдение и реальный факт, закономерность, правило, инструмент.

Провести границу между декларативными и процедурными знаниями особенно важно в наше время, когда объем информации очень быстро растет, часто это говорят в отношении декларативных знаний, не подозревая или игнорируя их реальную ценность. Декларативные и процедурные знания принципиально отличаются друг от друга по своим качествам. Очень подробно качества и тех, и других видов знаний изложены в таблице И. Л. Викентьева, приведенной ниже.

Что это? Как это бывало, бывает, случается? Я думаю по этому поводу, что… Мне кажется… Я чувствую, что это…

Философия, культурология, искусствоведение, художественная критика.

Трудозатраты на получение

Умно рассуждать, не действуя; писать глупые статьи и книги; защищать диссертации; выступать на халтурных конференциях; читать лекции невинным в предмете студентам.

Позволяют думать, что ты умный, автор труда, научный работник.

Решать практические задачи или – в случае творческих задач – не гарантировано, но существенно повышать вероятность появления решений задач…

Проверяемость

Узко «заточены» на результат в какой-то области задач.

Зигмунд Фрейд написал более десяти работ по психологии. Максимальный резонанс на момент своего появления вызвала работа “Толкование сновидений”. Работа содержала огромное количество интересных и ценных идей, возможно, даже прорывных на тот момент для науки.

Зигмундом Фрейдом был позже написан на тему своих работ «Очерк истории психоанализа». Однако на сегодняшний день в современной психологии использование психоанализа (метода Фрейда) сводится к применению относительно незначительного количества идей.

Лесли Стивенсон в своей книге «Десять теорий о природе человека» пишет:

«Психоанализ — это скорее не набор научных гипотез, должных проходить эмпирическую проверку, а в первую очередь способ понимания людей, усмотрения смысла их поступков, ошибок, шуток, снов и невротических симптомов. […] Многие фрейдовские концепции можно рассматривать как дополнение к обычным способам понимания людьми друг друга в терминах повседневных понятий — любви, ненависти, страха, тревоги, соперничества и т. п. И в опытном психоаналитике можно увидеть того, кто обрел глубокое интуитивное понимание пружин человеческой мотивации и овладел искусством интерпретации действий этих различных и сложных механизмов в конкретных ситуациях, независимо от теоретических взглядов, которых он придерживается».

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель и первый разработчик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), приемов РТВ (развития творческого воображения), ЖСТЛ (жизненной стратегии творческой личности), посвятил десятки лет изучению творчества.

В период 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ — технические системы развиваются по определенным законам, и эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию Алгоритма решения задач, а в конечном счете, созданию теории сильного мышления Г. С. Альтшуллер посвятил свою жизнь — около 50 лет. [3]

В результате проработки тысяч единиц патентного фонда и многолетней работы Г. С. Альтшуллер обнаружил и оформил в рабочий алгоритм основные приемы, использование которых увеличивает вероятность успешного решения изобретательской задачи. По некоторым оценочным данным, ТРИЗ на 15% увеличивает вероятность успешного творческого решения.

Таблица приемов и сами приемы, выявленные Г. С. Альтшуллером, являются яркими примерами инструментальных знаний.

Декларативные или описательные знанияПроцедурные или алгоритмические
Отвечают на вопросыКак это сделать? Как это сделать наилучшим образом? Как исключить типовые ошибки во время осуществления?
Область знаний, где наиболее распространеныНе всегда, но часто: один или несколько вечеров, подборка книг и Internet. Есть исключения, но они настолько редки, что входят в статистическую погрешность, однако даже в исключениях потраченное время на работу не гарантирует ее качество.Отрабатываются годами, иногда десятилетиями, пример – методика К. С. Станиславского, фактически разрабатываемая и совершенствующаяся им больше 50 лет.
Число разработчиковОдин или несколько человек, проверка работоспособности идей, как правило, декларируется и не проверяется.Основной разработчик может быть один, но в проверке работоспособности алгоритмов так или иначе участвуют десятки и сотни людей.
Позволяют.Принципиально проверяемы.
Фактическое применениеПозволяют обзорно или неглубоко поговорить о всей теме, обобщить некоторые примеры из опыта.
Известность или распространенностьПовсеместно в крупных городах.Немногочисленные работы.
Примеры

Можно назвать декларативные знания собирательными, описательными знаниями первого порядка. Процедурные и инструментальные знания, необходимые для выполнения определенной задачи, можно назвать знаниями второго порядка. Понимание разницы и значимости этой разницы в оценке информации, книг, литературы, методик или учений является незаменимым навыком, который обычно определяет переход от специалиста к профессионалу.

Автор: Чернов А. В., инженер-проектировщик

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *