проскомидия за кого можно подавать

Помощь святых

В сообществе публикуются записи прославляющие святых, свидетельства об их чудесной помощи, благодарность им и Богу, прославление святых. Святоотеческие тексты, которые были полезны верующим в современной жизни.

«Хвалите Бога во Святых Его» (Пс. 150, 1)

. справедливо взирать на Святых, и песнословить Бога их. Ибо кто, изучая деяния блаженнаго Павла, или богомудраго Петра, или божественнаго Иоанна, или других Апостолов, или добропобедных мучеников, или ныне подвизающихся в добродетели, не подвигнет язык свой к песнопению Даровавшаго людям такое обилие благ? (Блж. Феодорит Кирский).

Церковное сознание, согласно с православной верой, содержит догмат о молитвенном заступничестве святых пред Богом. Такова была общая вера Церкви в первые века; христиане всегда рассматривали это положение как несомненную истину и веровали в нее на протяжении всех веков. (святитель Нектарий Эгинский)
https://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egi.

В сообществе публикуются записи прославляющие святых, свидетельства об их чудесной помощи, благодарность им и Богу, прославление святых. Святоотеческие тексты, которые были полезны верующим в современной жизни.

«Хвалите Бога во Святых Его» (Пс. 150, 1)

. справедливо взирать на Святых, и песнословить Бога их. Ибо кто, изучая деяния блаженнаго Павла, или богомудраго Петра, или божественнаго Иоанна, или других Апостолов, или добропобедных мучеников, или ныне подвизающихся в добродетели, не подвигнет язык свой к песнопению Даровавшаго людям такое обилие благ? (Блж. Феодорит Кирский).

Церковное сознание, согласно с православной верой, содержит догмат о молитвенном заступничестве святых пред Богом. Такова была общая вера Церкви в первые века; христиане всегда рассматривали это положение как несомненную истину и веровали в нее на протяжении всех веков. (святитель Нектарий Эгинский)
https://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Eginskij/o-svjatykh-bozhiikh-zastupnikakh.

С Божьей помощью сообщество ведется по благословению священника Украинской Православной Церкви.

проскомидия за кого можно подавать

За кого можно подавать записки на проскомидью.

-=== Святитель Симеон Фессалоникийский. ===-
О частицах, приносимых в проскомидии[1]

(На Литургии) Бог зрится и приемлем бывает нами! Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Ибо кое общение свету ко тьме (2 Кор. 6, 14)? Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому вообще иерей не должен приносить частиц за инославного или совершать по нем память. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и Причащение тем, кои без покаяния причащаются Страшных Таин, как сказал божественный Павел (см.: 2 Кор. 11, 29).

-=== Старец Паисий Величковский ===-

Не следует совершать поминовение о явно согрешающем и не кающемся, а также поминать умерших без покаяния

Если вы говорите о противящихся Соборной Церкви и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает. Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствующему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (см.: 1 Кор. 11, 29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношение священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойным, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священ-нику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «Насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи Божественного Хлеба, после того как этот Хлеб будет освященнодействован и станет Телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена. Ибо бывает мысленное Причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою Причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей Святой Соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без по-каяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в День Страшного Суда Его.

==== О том же современные пастыри ====
Вопрос священника:
Возможно ли вынимать частицы на проскомидии за тех, кто никогда не исповедовался и не стремится. То же самое об умерших без покаяния.
Ответ архимандрита Рафаила (Карелина):

Когда священник в конце литургии опускает частицы в Чашу с Кровью Христовой, то говорит: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною». А без покаяния грехи не прощаются. Поэтому поминовение на проскомидии подразумевает включенность человека в жизнь Церкви. Думаю, что людей крещеных, но не воцерковленных следует поминать главным образом на молебнах. Насчет усопших. Если нет явных фактов, что они отвергали веру и Церковь или не посещали храм, то можно поминать их в надежде, что они жили по-христиански и когда-либо принимали церковные таинства. Если человек перед смертью отказывается от исповеди и Причащения, то его поминать не следует.

Источник

Можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви?

Аудио

— Можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви? Одни священники говорят, что нельзя, а другие считают, что можно. Об этом нигде не написано. Что Вы посоветуете? Где можно об этом прочитать?

— Этот вопрос в каком-то смысле мне очень близок, потому что после окончания Московской духовной академии и до принятия священного сана меня этот вопрос серьезно интересовал в том смысле, чтобы найти письменное подтверждение в каком-то источнике того, что действительно является достоянием Священного Предания. Где найти письменное свидетельство этому? Нередко современные люди, особенно «очень грамотные» (в кавычках), не слушают никаких слов, им надо увидеть, где это написано.

Я обратил внимание на такой нюанс. У этой проблемы есть как бы две стороны: богословско-литургическая и финансово-практическая. Последняя состоит в том, что записки, которые подаются в храм на литургии, бывают простые и заказные, цен никаких нет, а есть ориентировочная сумма пожертвования, но заказная записка дороже. Но эту финансово-практическую сторону мы сейчас обсуждать не будем, а я хочу обратить внимание на богословско-литургическую сторону этого вопроса: можно ли подавать записки за людей, живущих нецерковно, нравственно мертвых, далеких от веры, которые над верой смеются, абсолютно равнодушных к своей душе и душам ближних, к Богу и вечной жизни? Такие люди есть, у кого-то это близкие родственники (сын, муж), и мы не можем за них не переживать. Как такому человеку помочь? Правильно ли за него подавать записки на Божественной литургии, чтобы священник вынимал частицу, а затем опускал в потир со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною»? Главный вопрос: правильно ли это будет, уместно ли, полезно ли самим тем людям?

Интересный нюанс, на который я обратил внимание еще тогда, когда искал ответ в книгах. Вопрос задается конкретный, а ответы на него, которые чаще всего приходилось видеть в книгах, общего плана. Для наглядности приведу пример. Вы меня, например, спросите: «Как мне доехать до Троице-Сергиевой лавры?» А я отвечу: «Хотите доехать до лавры? Вам надо двигаться в сторону Северного Подмосковья». Может быть, когда-нибудь вы и приедете в лавру при таком ответе. Конечно, вас такой ответ не удовлетворит. И самое главное: вроде бы я ответил на ваш вопрос и направление правильно указал, но в то же время на прямо поставленный вопрос я вам не ответил. То же самое и в книгах по вышеуказанному вопросу, ответ звучит так: «Надо молиться. А кто же будет молиться? А как же за них не помолиться?» Но вопрос же не звучал, нужно ли молиться. Вопрос был конкретный: вынимать частичку на литургии за человека, равнодушного к вере, ведущего сознательно нераскаянный образ жизни, полезно это ему и полезно ли тому, кто подает такую записку? Это не значит, что Господь кого-то не любит и к кому-то относится с предубеждением или не хочет спасения этим людям. Вопрос в том, полезно ли таким людям это, если они сами попирают истины веры?

Догматическая истина состоит в том, что Бог не спасает нас без нас. У одного из выдающихся отечественных литургистов Ивана Дмитриевского в его книге «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию» (это автор XIX века) помещена книга блаженного Симеона Солунского (святой отец, живший на рубеже XIV-XV веков), переведенная на русский язык, где четко и ясно дается конкретный ответ на этот вопрос. Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать Духа Святого и прощение грехов. Блаженный Симеон пишет дальше: «Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же неполезно тем, которые сознательно попирают христианскую веру». Вот где грань: вопрос не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей.

Есть еще одна замечательная книга, она очень маленькая, и я часто вожу ее с собой: она называется «Всенощное бдение и литургия», издана в 2004 году Издательским советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Здесь написано: «Значительно доработанное переиздание популярной брошюры поможет православному народу лучше понимать богослужение и полнее молитвенно соучаствовать в нем». В приложении перечислены многие авторы (преподобный Максим Исповедник, святитель Геннадий Константинопольский, блаженный Симеон, Николай Кавасила), изъясняющие Божественную литургию. При пояснении проскомидии (той части Божественной литургии, на которой священник вынимает девятичинные частички) в этой книге написано следующее: «Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя приносить частицы за тех, которые живут нераскаянно, потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как сказал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. Кор.11; 28-30)». В этой книге очень много ссылок и на святого Симеона, архиепископа Солунского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Очень полезная книга, у меня издание 2004 года, но, наверное, она издавалась и позже.

Источник

Что такое записка «на проскомидию»?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

У нас в храме можно подать записку «на проскомидию», а что это такое? Что значит «простая» и «заказная» проскомидия?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин:

проскомидия за кого можно подавать

Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

Потом все вынутые частички собираются на дискосе (специальная тарель для Агнца) и во время Божественной Литургии пребывают вместе с Агнцом. В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

В древности первые христиане сами пекли такие хлеба — просфорки, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частичку и возвращал хлеб хозяину.

В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды — на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных).

О том, что такое «простая» и «заказная» записка на проскомидию, надо отдельно узнавать в каждом конкретном храме. Обычно «простая» записка — это та, по которой частичка за человека вынимается только на проскомидии, а «заказная» — когда имя человека звучит и на проскомидии, и на молебне.

Источник

Проскомидия за кого можно подавать

Ответы всех остальных будут удаляться. Отнеситесь к этому с пониманием, пожалуйста.

проскомидия за кого можно подавать

Группа: Участники
Сообщений: 8

проскомидия за кого можно подавать

проскомидия за кого можно подаватьпроскомидия за кого можно подавать

проскомидия за кого можно подавать

Группа: Священники
Сообщений: 643

проскомидия за кого можно подавать

проскомидия за кого можно подаватьпроскомидия за кого можно подавать

проскомидия за кого можно подавать

Группа: Участники
Сообщений: 8

проскомидия за кого можно подавать

проскомидия за кого можно подаватьпроскомидия за кого можно подавать

проскомидия за кого можно подавать

Группа: Священники
Сообщений: 378
Страничка
Из: г. Кременчуг

Следуя логике запрета подачи записок на проскомидию, указанной в вашем сообщении, о нас самих нельзя подавать такие записки, пока мы не избавимся своих грехов (т.е. не станем святыми), но какой тогда смысл в такой молитве? Как видите, мы снова возвратились к необходимости молитвы о грешниках, к коим и мы относимся.
Хотя конечно, соваться в чужой монастырь, со своим уставом не могу.

проскомидия за кого можно подавать

проскомидия за кого можно подаватьпроскомидия за кого можно подавать

проскомидия за кого можно подавать

Группа: Участники
Сообщений: 8

Здравствуйте, о. Владимир, спасибо за Ваш ответ. У меня нет богословского образования, возможно я неверно что-то понимаю, простите. На размышления меня подвигли такие вот слова. Скопирую.
Продолжают звучать вопросы: действительно ли поминовение на Литургии – это так серьезно? В чем его смысл? Всем ли это полезно? Можно ли этим поминовением нанести вред душе? Кого поминать, кого не поминать – и прочее, и прочее. Для того чтобы найти ответы на эти недоумения, давайте обратимся к святоотеческому наследию.

Вопрос: для чего на проскомидии вынимаются частицы за людей? Какая в этих частицах польза для человека?

Святитель Симеон, митрополит Солунский:
«До нас дошло учение от древних Отцов о том, что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу. Частицы представляют при священнодействии тех самых людей, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Это подтверждается словами священника, произносимыми во время проскомидии: «Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник!» «Частицы, о Святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее принятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 349-350).

Вопрос: Если поминовение на Литургии приносит столько пользы: оставление грехов, защиту от скорбей, значит, нам необходимо всех наших родных и знакомых записать на поминовение, поскольку мы желаем им добра.
Всем им нужна помощь Господа, даже если они этого не понимают. Правильно ли это?
Преподобный Лев Оптинский:
«Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает. Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым). ». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

Вопрос: Получается, что человек не верующий во Христа не должен поминаться на Литургии. А как же мы – простые христиане, которые ходят в храм, исповедуются, но, тем не менее, грешат. Нас можно поминать в этом священнодействии?
Святитель Симеон, митрополит Солунский:
«Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократный опыт» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 351).
Преподобный Иоанн Дамаскин:
«Для принимающих (Причастие) с верою достойно оно служит во оставление грехов и в жизнь вечную и в соблюдение души и тела; а для причащающихся с неверием недостойно — в наказание и кару» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. 13. О святых и пречистых таинствах Господних. – Москва, 1992).

Вопрос: По милости Божией кающийся христианин получает в поминовении пользу, а получает ли ее человек крещенный, но живущий без понятия о вере, покаянии, грехе, страстях. Принесет ли ему пользу приношение на проскомидии?
Святитель Симеон, митрополит Солунский:
«Ежели кто, будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе примет от принесенной за него жертвы
Сколько полезно тому, за кого приносится эта жертва, когда он живет достойно христианскому званию, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого-либо христианина, и близ Божественного Хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святого Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 350).

Вопрос: Благодать – это несомненная польза душе?
Св. праведный Николай Кавасила:
«Благодать освящает нас чрез Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред». (Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, изъяснение Божественной Литургии», гл. 34. – СПб., 1857).

Вопрос: Есть ли критерий, по которому мы можем сделать вывод, что человек отпал от Церкви, и его нельзя поминать на проскомидии?
Преподобный Симеон Новый Богослов:
«Явным же признаком того, что человек обнажен от благодати святого Крещения служит его собственное признание, что никак не может пресечь и отсечь срамной похотливости своей и не может воздержаться, чтоб не удовлетворять ее срамными делами.
И сколько у нас таких несчастных, которые тем несчастнее, что не сознают и не чувствуют своего бедственного положения?! А между тем видим, что некоторые из них доходят до такого безумия, что дерзают причащаться пречистого Тела и безценной Крови Христовых. Какое бесстыдство и самозабвение!
Горе причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе вниде в онь сатана (Ин. 13, 27). (Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово тридцать третье к причащающимся Божественных Таин. – И кто причащается недостойно. – М., 2006. – С. 400).

80 правило 6 вселенского Собора:
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Вопрос: Будет ли полезно поминовение на проскомидии для человека умершего и не успевшего раскаяться?
Преподобный Паисий Величковский:
«Поминовение по умершим есть самая главная часть безкровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить безкровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается.
Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить безкровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него безкровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствуюшему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (См.: 1 Кор. 11, 29). Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его» (Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. – Минск, 2006. – С. 276-277).

Вопрос: Какова мера ответственности священнослужителя в деле литургического поминовения людей?
Святитель Симеон, митрополит Солунский:
«Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению.
От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 351).

Поминовение на проскомидии оказывается не простой приходской требой, а высшим и ответственным делом, связанным с Таинством Причастия, способным очистить от греха кающегося христианина и наказать нераскаянного грешника. Христиане должны уважать свободу другого человека и знать свою веру, чтобы в благом порыве не навредить ни себе, ни другим. И если человек не просил о себе молиться как о верном, то мы и не должны этого делать. Для помощи таким людям есть молебны – как совместное церковное обращение к Господу. Таким образом, даже невоцерковленные христиане не выпадают из сферы внимания Церкви, которая молится о них в свое время.
В любые Таинства и обряды бездумно лезть, действительно, опасно. И Крещение, и Венчание, и освящение квартир имеют реальные духовные последствия.
Недоумения, касающиеся проскомидии, вскрывают целый пласт серьезных проблем: они связаны не только с практическим вопросом «кого поминать, а кого нет», но с нашим отношением к святоотеческому учению о спасении. Постоянно нам хочется духовные проблемы решить побыстрее и полегче. Но ведь если мы примем истину, то будем более глубоко и серьезно относиться и к своей жизни, и к жизни ближних.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *