профессии в которые можно поиграть дома
Город профессий в домашних условиях или Экономическая игра для детей
Города профессий нынче стали довольно популярным развлечением для детей. Почти в каждом крупном городе (и не очень) можно найти свой КидБург, ФэнтазиГрад, Талантику и т.п. Мы с Таисией, конечно, тоже в таких городах бывали. Для дочери это полнейший восторг и море полезного, для меня – настоящая сказка, о который мы в детстве даже и не мечтали.
Как-то после очередного похода в город профессий мне пришла в голову мысль, что ведь можно попробовать сделать что-то подобное в домашних условиях… и понеслось! Теперь домашний город профессий – наше излюбленное развлечение! Конечно, это не значит, что Таисия больше не просится в ФэнтазиГрад, который ждет ее в торговом центре, но, скажу я вам, домашний город профессий она тоже обожает, ведь он имеет немало своих преимуществ И низкая цена – далеко не главное из них.
Для тех, кто еще не был в городе профессий, коротко объясню, что он из себя представляет и какая от него польза.
Что такое город профессий?
Итак, город профессий – это воссозданная в миниатюре модель города – здесь есть парикмахерские, пожарные станции, магазины и прочее. Ребенок может попробовать себя в качестве работника каждой из организаций и за свой труд получить некоторую плату. Ну а потом и потратить заработанные деньги. В результате ребенок начинает лучше понимать градоустройство, роли каждого человека в обществе, формирует свое отношение к той или иной профессии, усваивает некую простую экономическую модель (прежде чем потратить – заработай), начинает понимать ценность деньгам. Интересно все это примерно с 4 лет.
В настоящем городе профессий можно увидеть много красивых реалистичных декораций, переодетых актеров и интересный реквизит. Я, конечно, не призываю вас шить костюмы и строить у себя дома сложные декорации. На самом деле реализовать такую экономическую игру можно и из имеющихся у вас дома игрушек и подручных материалов. Ваша игра превратится в настоящий город профессий вовсе не благодаря красивому реквизиту, а если вы сможете соблюсти основные принципы (читайте ниже).
Как сделать город профессий в домашних условиях
Итак, вот основные моменты, которые должны присутствовать в вашей экономической игре:
В вашем городе должно быть несколько «работ» на выбор (я для одной игры готовлю около 10 профессий), ребенок сам выбирает, на какую из них подрядиться – он может побывать доктором, парикмахером, ученым и т.п. Все «организации» располагаются в разных местах комнаты или квартиры, рядом с каждой указывается ее название и размер заработной платы, которую здесь можно получить за свои труды. Чуть ниже вы найдете идеи профессий, подходящие для домашнего города профессий.
После выполнения каждой « трудовой задачи » ребенку выплачивается установленная заработная плата в условной валюте. Вашей валютой могут быть игрушечные деньги из настольной игры или специально напечатанные из интернета.
Мы начинали играть, когда дочь еще не очень хорошо складывала числа с переходом через десяток, поэтому я добавила на наши купюры точки, которые помогали ей вести подсчет своих сбережений (например, на купюре в 5 денежных единиц нарисовано 5 точек и т.д.). Предлагаю и вам воспользоваться нашим шаблоном денег, его можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
Желательно также помимо такой таблички с профессиями в конце паспорта вести еще и общую шкалу, на которой будет видно, как далеко ребенок продвинулся по «карьерной лестнице». По прохождении всего пути (это не за одну игру, конечно) можно пообещать получение какого-то подарка и изобразить его на финише.
Ни для кого не секрет, как дети любят что-нибудь копить, а здесь для них двойной интерес получается – и денежный доход, и наклейки! Но самое главное, ребенок сам решает, каким способом их заработать! А для детей это очень важно — свобода выбора!
В вашем городе профессий помимо мест, где деньги можно заработать, обязательно должны быть и места, где их потратить! Это ведь самая основная мотивация работать У нас такими местами были кинотеатр (где за некоторую плату можно посмотреть желаемый мультфильм) и магазин (в котором можно приобрести разные интересности). Кинотеатр, правда, так ни разу и не был выбран Таисией, видимо, товары в магазине оказались куда более привлекательны
Подбирая варианты платных развлечений, важно ориентироваться на интересы ребенка. Если это магазин, то желательно продавать там то, что ребенок действительно любит или давно хотел. И это вовсе не значит, что нужно наполнить магазин дорогостоящими игрушками. Это могут быть интересные материалы для творчества (если ребенок любит рисовать и клеить), маленькие игрушки, которых не хватает для коллекции, любимые сладости, книжки, небольшие, но заманчивые игрушки, которые дети часто выпрашивают на прогулке (вроде мыльных пузырей). Стоимость тоже, желательно, установить разную – на маленькие сладости поменьше, на игрушки – побольше.
Я удивилась, но у Таси одной из самых желанных покупок в магазине были новые фломастеры, потому как рисовать она очень любит, а незадолго до игры у нее как раз перестал писать самый важный фломастер – красный!
Вообще полезность магазина трудно переоценить. Ребенок учится копить деньги на желанный товар. Учится принимать решение – купить сейчас недорогую сладость или набраться терпения, пойти еще поработать и накопить-таки на долгожданные фломастеры / машинку
Варианты профессий для детской экономической игры
Здесь я приведу различные варианты работ, которые вы можете предложить ребенку в вашей экономической игре. На мой взгляд, это довольно простые и быстрые в реализации варианты, их я и использовала. Готова поспорить, что вы и сами сможете придумать немало интересных профессий, которых здесь нет. Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими идеями.
Важный момент – организуйте задание на каждой работе так, чтобы оно занимало не слишком много времени (не более 10 минут). Иначе игра слишком растянется, и ребенок устанет раньше, чем успеет попробовать себя на разных поприщах
Задача ребенка в парикмахерской – сделать красивые прически «клиентам» парикмахерской (для усложнения задания можно попросить ребенка сначала сделать сами волосы). Клиентами могут быть обычные втулки от туалетной бумаги и бумажные одноразовые тарелки с заранее подрисованными лицами.
Когда ребенок справляется с поставленной задачей, вы выдаете ему установленную плату и наклейки для паспорта.
В рамках одной игры достаточно приготовить одно небольшое блюдо.
На этой работе ребенку нужно будет представить себя ученым-математиком, перед которым будут стоять задачи на счет и логику. В качестве задания для ребенка можно взять, к примеру, одну из тех математических игр, о которых я писала здесь (когда-нибудь я обязательно напишу статью и с играми посложнее ), а если не хотите заморачиваться, то можно просто взять какое-то математическое пособие (например, « Kumon. Задачи ») и предложить ребенку выполнить из него несколько заданий на счет.
Тут, думаю, все понятно. Докторский набор, наверно, найдется дома у каждого ребенка. Сгодятся также бинты, шприцы без иголок, пустые коробки от лекарств, медицинские маски и т.д.
Задача простая – вылечить больного (родителя или игрушку) – наложить повязку, сделать уколы, дать «лекарства», записать больного в журнал, выписать рецепт (если ребенок уже умеет писать) и т.д.
Это одна из любимых профессий у Таисии – разносить письма игрушкам. Мне она тоже очень нравится, ведь это отличная тренировка навыков чтения в игре. Ребенок читает на конвертах, кому из игрушек предназначены письма, и разносит их.
От вас здесь потребуется заранее подготовить стопочку подписанных конвертов (внутрь письма вкладывать не обязательно, ведь почтальон читает только то, что написано сверху ), можно также подготовить сумку почтальона. У нас еще остался от прошлых игр почтовый ящик, он тоже здесь пригодился.
Если ребенок читает еще неуверенно, то достаточно написать на конвертах только имена игрушек – МИШЕ, КАТЕ и т.д. Если же уровень чтения более продвинутый, то можно как-то «зашифровать» имя получателя. Напишите на конверте короткую характеристику игрушки, по которой ребенок догадается, о ком идет речь – «Братику Симки», «Тому, кто любит носить красивые ошейники» и т.д.
Ну а эта профессия просто хит! Танцуем и веселимся
Основная задача, которая стоит перед танцором на работе, — повысить свое мастерство. Для этого он должен повторять различные танцевальные движения за вами, либо за зажигательным видео. Конечно, видео с ютуба с участием детей, на мой взгляд, пользуются бОльшим успехом, поэтому рекомендую их вам. Вот парочка удачных роликов:
Думаю, здесь все ясно. Цель работы – нарисовать заданное изображение или выполнить творческое задание (например, порисовать льдом, ватой, на клее ПВА и т.п.).
У актера задание не менее интересное – он должен показать своим благодарным зрителям маленький спектакль. Заранее подготовьте весь реквизит, продумав какую сказку малыш будет показывать. Если ребенок не первый раз участвует в сценических постановках, ему, скорее всего, будет интересно придумать сюжет самому.
Для спектакля можно использовать любые игрушки, самодельные или готовые домашние театры. У нас чаще всего это театр теней (кстати, его можно показывать и днем, если сесть напротив солнечного окошка).
Чтобы побывать в роли ученого, ребенку нужно будет поставить настоящий эксперимент. Сейчас нет дефицита идей опытов для детей, на эту тему написано много книг ( например ). У меня тоже уже готовы материалы для статьи про первые опыты с водой, в скором времени опубликую.
После проведения каждого опыта мы с Таисией обычно записываем ход эксперимента и результаты в блокнот в виде картинок и коротких предложений. На мой взгляд, так информация гораздо лучше усваивается, а по прошествии времени можно еще и просматривать дневник, освежая в памяти пройденный материал.
Здесь все ясно. Задание – слепить что-то из пластилина / теста. Немного идей для лепки можно взять здесь и здесь.
Что если вам дома создать из подручных средств полосу препятствий, преодолев которую, ребенок сможет спасти какого-нибудь своего игрушечного друга? В ход можно пустить диванные подушки, обручи, скакалки и пр. Получится очень активная подвижная игра.
Я немного учу Таисию музицировать , поэтому заданием для нее на этой работе является исполнение пары-тройки коротких песенок по цветным ноткам. Но здесь возможны и другие варианты реализации этой профессии, например:
Простой вариант этой профессии – перевезти какой-либо груз (кубики, игрушки и т.п.) на игрушечном самосвале из одного места квартиры в другое.
Иными словами, вариантов профессий, которые вы можете предложить ребенку в вашем городе профессий огромное количество. При выборе опираться, прежде всего, стоит на интересы вашего ребенка и на то, какие материалы есть у вас дома. Смелее фантазируйте. Не забывайте выплачивать за «детский труд» символическую плату и отмечать успехи в паспорте!
Самая большая прелесть домашнего города профессий в том, что в увлекательную игру вы «вплетаете» море развивающих игр и полезных занятий. А ребенок все требует и требует продолжения, ведь в этом городе он чувствует себя совсем взрослым!
Играем в профессии
Как ответить на вопросы ребёнка, когда он каждое утро допытывает тебя: куда ты идёшь, что ты там делаешь, зачем ты идёшь на работу, зачем нужна работа? Не скажешь же, что бумажки перекладываешь весь день, возникнут сразу другие вопросы, – какие бумажки, зачем перекладываешь. Короче, приходит время, когда нужно рассказать ребенку о профессиях.
Каждый родитель знает, что рассказывать о работе, о профессиях необходимо. Малыши должны знать, что в будущем они смогут стать… да кем только не смогут! Однако как рассказать интересно? Так, чтобы ребёнок понял, что подразумевает та или иная профессия? Сегодня мы говорим не о профориентации. А, конечно, об игре. Попробуем поиграть с детьми. в журналиста, фотографа и биолога.
Я буду журналистом
Мы все включаем телевизор, компьютер, читаем или смотрим новости. Поэтому и наши дети знают слово «журналист». Что же делает человек этой профессии, и как можно поиграть с ребёнком?
Вам нужны: микрофон, бумажка, карандаш, фотоаппарат (по желанию).
Где можно провести интервью: дома, в транспорте, на улице, на празднике.
Современный журналист-репортёр многофункционален. Он может и фотографировать, и брать интервью, и писать текст статьи. Микрофон для создания антуража игры ребёнок может сделать вообще из чего угодно! В зависимости от возраста ваш журналист может снять видеоролик о мероприятии с рассказами участников о событии, опросить маму, бабушку, тётю об их впечатлениях от происходящего: поездки в автобусе, очереди в поликлинике. Тема может быть, какой угодно. Не забывайте подыгрывать и обстоятельно отвечать на вопросы юного собкорра.
Вам нужны: лист и карандаш (по желанию).
Где можно провести: любое место.
Что сейчас происходит вокруг? Вы торопитесь на день рождения, наблюдаете за снегопадом, собираетесь полить цветы. Вы можете подбирать красивые, яркие заголовки к потенциальному материалу. Помните, заголовки должны быть заметными, броскими, запоминающимися. Если сложно придумывать заголовки к бытовому сюжету, можно нафантазировать новые названия любимым сказкам, рассказам. Переименуйте название сказки «Колобок» на другое, например «Можно ли выжить в лесу». Допускаются самые смелые и смешные предложения.
Я буду фотографом
На самых разных праздниках, днях рождения ребята часто видят фотографов. Да и просто многие взрослые колдуют с этим аппаратом. Ах, как хочется тоже пофотографировать. А можно ли стать фотографом на полчаса, не покупая дорогой техники?
Вам нужны: руки.
Где можно провести: любое место.
Что может попасть в кадр? Как научиться его видеть? Порой фотографы и сами используют такой приём: расставляем ладошки, отставляя большой палец в сторону (указательный и большой палец оказываются под углом 90 градусов). Соединяем большие пальцы и получаем будто бы границы кадра. Окошко. Квадратик. И что же теперь в нём окажется? Что может стать предметом интереса? Что окажется любопытным не только самому фотографу, но и зрителю? Поиграйте со своим ребёнком, ищите, подбирайте! Игра отлично тренирует умение концентрироваться, собираться и обращать внимание на детали.
«Фотография к материалу»
Вам нужны: телефон с камерой (по желанию).
Где можно провести: любое место.
Итак, мама или папа, наш корреспондент, будет писать статью о том… как вы, к примеру, едете в электричке. Для оформления материала, нужна фотография, которая могла бы проиллюстрировать лучше всего этот сюжет. Эта игра может быть использована где угодно с поправкой на окружающее. Это занятие помогает научить ребёнка видеть главное, основное в событии, выхватить его, то есть ориентироваться в ситуации и быстро реагировать.
Вам нужны: иллюстрация, телефон с камерой.
Где можно провести: комната, улица.
Найдите в журнале, интернете фотографию или картину портретного жанра. Попросите ребёнка сделать фотографию-копию с изображением мамы. Возможные работы для игры: В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной», В.Боровиковский «Портрет Е.А.Нарышкиной», В.Васнецов «Аленушка», И.Крамской «Портрет неизвестной», В.Серов «Девочка с персиками», В.Серов «Девушка, освещённая солнцем», В.Тропинин «Кружевница», Т.Яблонская «Утро».
Особенно интересна эта игра, если есть возможность увидеть картины в оригинале. Отличный повод сходить в музей и обратить внимание ребёнка на сюжет картины, особенности композиции, цветовые акценты, предметные детали. Если ваш ребёнок любит рисовать, то этот поход будет интересен и полезен вдвойне!
Я буду биологом
Обе рассмотренные профессии очень творческие, детям с полётом фантазии они близки и понятны. Но вот, ребенок сфотографировал красивый цветок и решил рассмотерть его повнимательнее. А это уже другая профессия – биолог. А чем же занимается биолог? Кто это вообще?
«Микроскоп или Лупа»
Вам нужны: микроскоп, лупа, листок растения.
Где можно провести: комната, улица.
Что скрывает в своём строении лист или травинка? А что прячется в ягоде? Кусочке яблока? Кусочке апельсина? Отличная тема для исследования!
Вам нужны: горшок, семечко, лист бумаги, карандаш, планшет (по желанию).
Где можно провести: на подоконнике, на столе.
Как развиваются растения? Что будет с семечком? Посадите с ребёнком цветок или иное растение, заведите график, куда будете фиксировать все этапы его жизни и даты. Когда появилось из-под земли? Когда вышел первый лист? А когда он стал большим? Если у вас есть возможность делать исследование групповое, то будет значительно интереснее! Дети смогут обсуждать результаты. Конечно, такая игра не подразумевает быстрого окончания, но помогает учиться наблюдать длительное время.
Сегодняшнее путешествие в профессии закончено, но оно не может охватить всех возможных мероприятий даже по перечисленным специальностям. Ваша фантазия сможет многому научить ребёнка, познакомить его с окружающим миром и миром профессий. Не забывайте, сколько есть увлекательных дел жизни: археология, геология, космонавтика, ветеринария, строительство, архитектура!
Ольга Евсеева, учитель русского языка и литературы
Игра-путешествие в мир профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус»
Цель: знакомство с миром профессии.
I. Вступительное слово
– Здравствуйте, ребята!
Ребята, вы сейчас – ученики школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Когда вы закончите школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Его сравнивают со вторым рождением.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
и каждой профессии слава и честь.
Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.
– Для того, чтобы отправиться в любое путешествие, нужно с собой в дорогу собрать багаж. Как вы думаете, что нужно взять с собой?
– Какие качества пригодятся нам в пути? (Cообразительность, смекалку, внимание, положительные эмоции, терпение).
– Правильно, ребята! Это все нам поможет в путешествии. Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на 2 команды:
1 команда – «Искатели»
2 команда – «Романтики»
II. Игра-путешествие
– И первая станция называется «Знакомство с профессиями»
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
– А что такое профессия? (ОД)
– Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности – читает ученик.
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
– Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разные профессии». Надо закончить предложения.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (тракторист).
Самолётом правит… (лётчик).
Клеит книжки… (переплётчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Красит стены нам… (маляр).
Столы делает… (столяр).
Песни нам поёт… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткёт ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
С другого языка переведёт… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
Рыбу ловит нам… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
Хлеб убирает… (комбайнёр).
В шахте трудится… (шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
– А теперь следующая станция «Детективы». Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
РВАЧ = В– – – (медработник)
ТЁРКА = А – – – – (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = К – – – – (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М – – – – («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = С – – – – – – (младший медработник)
ВОДОСТОК = С – – – – – – – (животноводческая профессия)
КРЕДИТОР = Д – – – – – – – (руководитель предприятия, начальник)
– Следующая станция называется «Профессионалы». И конкурс «Бюро находок»
– Кому принадлежат эти вещи? Человеку, какой профессии?
(В мешке находится набор различных инструментов.Дети определяют, кому они принадлежат).
1. Кисточка, карандаш, краски – (художнику)
2. Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы – (швее)
3. Ручка, тетрадь, книга – (учителю)
4. Молоток, гвозди, долото, отвёртка – (плотнику)
5. Лампочка, розетка, индикатор – (электрику)
6. Письма, газеты, сумка – (почтальону)
7. Градусник, шприц – (врачу)
8. Расческа, ножницы – (парикмахеру)
9. Парик, костюм – (актеру)
– А теперь весёлая компания, удвой своё внимание!
Станция «Внимание». «Лишний инструмент»
В цепочке слов найдите лишний предмет.
– Молодцы, ребята! Прекрасно справились со всеми заданиями. Переходим к следующей станции – «Литературная»
– О каждой профессии написано поэтами немало стихов. И сейчас мы посмотрим инсценировку С. Маршака «А что у вас?»
Разминка
Девиз: из-за парт скорей вставай, слушай стих и повторяй.
Мы в профессии играли –
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас –
Быстро едет третий класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз – кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
– Отдохнули мы немножко и продолжаем наше путешествие. Следующая станция называется – «Важная».
– Перенесёмся в будущее. Представим себе, что мы уже состоявшиеся специалисты.
Профессиональная игра «Повар высшей категории»
Из набора продуктов – муляжи овощей и фруктов готовим обед:
1 команда – борщ, винегрет, компот
2 команда – суп, салат из свежих овощей, компот.
Станция «Игровая»
«Пословицы о труде и профессиях»
Собери пословицы – кто быстрее поднимет сигнал – имеет право отвечать)
Умелые руки … (не знают скуки)
Делу время – … (потехе час)
Какие труды, … (такие и плоды)
Кто любит труд, … (того люди чтут)
Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи)
Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда)
Кто не работает, … (тот не ест)
Труд человека кормит, … (а лень портит)
– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
III. Заключительная часть
Похвалить
Подвести итог
– Что делали, что понравилось?
– А что было трудно?
– Что из сегодняшнего занятия самое полезное вы возьмете для себя.
– Да, мы много сегодня узнали интересного о труде, о профессиях. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.
Ведь главное: Счастье – это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
– Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела
– До свидания! До новых встреч!