проекты можно разделить по доминирующей деятельности учащихся на следующие группы укажите какие
Классификация проектов по доминирующей деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
проблема (что вызвало интерес к данной теме);
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся (по материалам книги «Как организовать проектную деятельность учащихся»)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(по материалам книги «Как организовать проектную деятельность учащихся»)
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
§ межрегиональными (в рамках одного государства);
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
§ Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее;
§ краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков;
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1) Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Консультант(ы) проекта.
4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7) Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).
8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой.
9) Заказчик проекта.
12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13) Необходимое оборудование.
15) Предполагаемый (е) продукт (ы) проекта.
16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ
Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударственной школы:
1) самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) артистизм и выразительность выступления;
6) как раскрыто содержание проекта в презентации;
7) использование средств наглядности, технических средств;
8) ответы на вопросы.
Критерии оценок, использовавшиеся в практике государственной школы:
1) важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА
«Метод проектов в технологическом образовании школьников»)
1) Определение потребности и краткая формулировка задачи.
2) Набор первоначальных идей.
3) Проработка одной или нескольких идей.
4) Изготовление изделия.
5) Испытание и оценка изделия.
Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, необходимо сочетать его с упражнениями, которые помогут выработать умения и навыки проектирования и обработки материалов.
ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
(по материалам книги
«Метод учебного проекта в образовательном учреждении»)
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Методические материалы «Классификация проектов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Существуют разные виды классификаций проектов.
I. По доминирующей деятельности выделяют :
ü Исследовательские (направлены на решение практических задач, учащиеся проводят опыты, осуществляется исследовательский поиск, после чего результаты выполнения оформляются в виде какого-либо творческого конкретного полезного продукта (модели, газеты, картотеки опытов, альбомы, выставки детского дизайна и пр. Такие проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации)
ü Творческие (как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии. После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Любим сказки», «Мир природы»);
ü Практико-ориентированные (направлены на сбор информации о каком-либо предмете, объекте или явлении из разных источников, а затем реализуют её. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);
ü Информационные (направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения).
ü Ролево- игровые (создание спектакля, сценария; драматизация, игры).
II. По количеству участников проекта:
ü индивидуальные (личностные-проект, выполняемый одним учащимся);
Преимущества персональных проектов:
— формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
ü парные (выполняется двумя учащимися);
ü групповые (проект, выполняемый группой (группами) учащихся).
Преимущества групповых проектов:
— в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
— проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
— на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
— в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.
III. По продолжительности проекты бывают:
ü мини-проекты (укладываются в 1 урок);
ü краткосрочные (4-6 уроков);
ü среднесрочные (несколько недель)
ü долгосрочные (на учебный год)
ü монопроект (проект по одному учебному предмету);
ü межпредметный (проект, объединяющий несколько предметных областей);
ü свободный (тема проекта выходит за рамки школьного обучения).
V. По форме продукта (проектный продукт):
ü Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, отчёт об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опрос, словарь, тесты, учебное пособие
ü Публицистические материалы: настенная газета, школьная тиражная газета, журнал, заметка, интервью, обзор и др.
ü Творческий продукт: сборник стихотворений, литературный альманах, альбом с иллюстрациями, картина театральная постановка.
ü Мероприятие: экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина КВН, Что? Где? Когда? выставка, пресс-конференция, литературное кафе
VI. По характеру контактов между участниками :
Типология и методы проектирования проектов в образовательном учреждении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Типология и методы проектирования проектов в образовательном учреждении
Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:
– по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;
– по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
– по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника прокта):
– по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. региона, страны, разных стран мира);
– по количеству участников проекта;
Рассмотрим специфику видов проектов по доминирующей деятельности участников.
Рисунок 1 – Типология проектов в образовательном учреждении
Творческие проекты. Целью проектов данного типа является получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата: сценария праздника, плана сочинения или статьи, дизайна и рублик газеты и др.
Ролевые и игровые проекты. Специфика данных проектов обусловлена их названием: проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт? Чем закончатся переговоры и будет ли заключен договор?
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты.
Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ. Интернет и др. такие проекты, так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, содержащей: актуальность проекта и его цель; объект изучения и предмет информационного поиска; перечень источников информации (литература, средства СМИ, базы данных, данные опросных методов исследования); обработку информации (анализ, сопоставление и известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видеоролик или видеофильм); презентацию в виде публикации; обсуждение (на конференции, в сети); внешняя оценка.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др.могут быть разработаны следующие документы: программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; проект закона; справочный материал; методические рекомендации; словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т.д. Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр. 2
По второму признаку – предметно-содержательной области, можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты. Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. Руководителями таких проектов, как правило выступают учителя-предметники. Примерами таких проектов могут быть литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, географические, исторические, музыкальные и другие проекты. Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы.
Классификация проектов по характеру координации подразумевает проекты двух типов.
По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и групповые (два и более участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
Долгосрочные проекты – проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.
Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».
Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения.
Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы:
– спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;
– запись «выданных» идей;
– поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;
– отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.
– предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;
– анализ и оценка каждой идеи;
– отбор наиболее интересных и нестандартных.
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения.
Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач. Это «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение функции».
Метод «наводящая задача-аналог» основан oc на oc заимствовании oc опыта oc посредством oc поиска, oc тщательного oc анализа oc достоинств oc и oc недостатков oc и oc «улучшения» oc чужих oc идей oc в oc научной oc и oc методической oc литературе. oc Данный oc метод oc чаще oc всего oc используется oc в oc работе oc со oc школьниками oc для oc начального oc формирования oc проектировочных oc умений oc (например, oc в oc работе oc с oc младшими oc школьниками).
Метод oc «изменение oc формулировки oc задач» oc заключается oc в oc расширении oc границ oc поиска oc решения oc актуальной oc проблемы. oc Так, oc например, oc меняя oc формулировки oc структурных oc составляющих oc готового oc и oc реализованного oc проекта, oc можно oc выявить oc интересные oc решения oc известной oc проблемы oc и oc определить oc новые oc направления oc деятельности.
Метод oc «наводящих oc вопросов» oc позволяет oc упорядочить oc поиск oc вариантов oc решения oc проблемы. oc Такими oc вопросами oc могут oc быть:
– oc Почему oc данную oc проблему oc нужно oc решать?
– oc Что oc нужно oc сделать, oc чтобы oc проблемная oc ситуация oc разрешилась?
– oc Какие oc средства oc для oc этого oc необходимы?
– oc Кто oc мог oc бы oc участвовать oc в oc проекте oc и oc т.п.
Разновидностью oc этого oc метода oc является oc прием oc «Пять oc почему?», oc применяющийся oc на oc этапе oc проблематизации oc с oc целью oc извлечения oc проблемы oc или oc «веера» oc проблем.
Приведем oc пример oc использования oc приема oc «Пять oc почему?» oc Проблема: oc рост oc числа oc детей oc и oc подростков oc с oc игровой oc зависимостью.
1. oc Почему? oc В oc чем oc причина? oc Причина oc в oc стремлении oc к oc уходу oc от oc действительности.
2. oc Почему? oc В oc чем oc причина? oc Школьные oc кружки oc и oc секции oc не oc обеспечивают oc интересный oc досуг.
3. oc Почему? oc В oc чем oc причина? oc Недостаточно oc современных oc и oc интересных oc форм oc организации oc внеучебной oc и oc досуговой oc деятельности oc учащихся.
4. oc Почему? oc В oc чем oc причина? oc Основными oc приоритетами oc учебно-воспитательного oc процесса oc является oc обученность oc и oc учебные oc достижения oc учащихся, oc не oc используют oc новые oc формы oc организации oc свободного oc времени oc учащихся.
5. oc Что oc делать? oc Обеспечить oc поиск oc и oc применение oc инновационных oc форм oc организации oc досуговой oc деятельности oc школьников oc (организовать oc повышение oc квалификации, oc стимулировать oc применение oc инноваций oc в oc воспитательном oc процессе oc со oc школьниками oc и oc в oc работе oc с oc родителями oc и oc пр.).
Метод oc «перечень oc недостатков» oc можно oc применять oc для oc описания oc проблемной oc ситуации, oc когда oc необходимо oc собрать oc информацию oc и oc составить oc полный oc развернутый oc перечень oc недостатков, oc подлежащих oc изменению.
Метод oc «свободное oc выражение oc функции» oc направлен oc на oc описание oc всех oc функций, oc которые oc должен oc выполнять oc предполагаемый oc проектный oc продукт oc и oc поиск oc «идеального» oc результата oc в oc виде oc макета oc или oc модели.
Третья oc группа oc методов oc – oc это oc творческие oc методы oc проектирования.
К oc ним oc относятся oc «аналогии», oc «ассоциации», oc «неологии», oc «эвристическое oc комбинирование», oc антропотехника».
Суть oc метода oc «аналогии» oc состоит oc в oc использовании oc уже oc существующих oc решений oc в oc других oc областях oc жизнедеятельности. oc При oc использовании oc этого oc метода oc интерпретируется oc аналог oc первоначальной oc заимствованной oc идеи oc и oc постепенно oc доводится oc до oc получения oc проектного oc замысла.
Метод oc «ассоциации» oc связан oc с oc извлечением oc ассоциаций oc из oc разных oc идей oc по oc изменению oc социальной oc действительности. oc Применение oc данного oc метода oc в oc немалой oc степени oc способствует oc развитию oc образного oc и oc ассоциативного oc мышления oc школьников.
Метод oc «неологии» oc – oc метод oc использования oc чужих oc идей, oc но oc при oc условии oc изменения oc структуры, oc содержания, oc оформления, oc представления.
Метод oc «эвристического oc комбинирования» oc состоит oc в oc том, oc чтобы oc первоначальную oc идею oc проекта oc перекомпоновать, oc довести oc до oc абсурда, oc а oc потом oc найти oc в oc этом oc рациональное oc зерно.
Метод oc «антропотехника» oc предполагает oc привязку oc свойств oc проектированного oc объекта oc к oc удобству oc его oc использования, oc т.е. oc определении oc условий oc и oc обстоятельств, oc наличие oc которых oc обеспечит oc максимальный oc комфорт oc для oc целевой oc группы oc проекта.
Таким oc образом, oc можно oc видеть, oc что oc существует oc множество oc методов, oc с oc помощью oc которых oc можно oc создавать oc оригинальные oc и oc интересные oc проекты. oc Оптимальный oc выбор oc методов oc проектирования oc определяется oc спецификой oc деятельности, oc заложенной oc в oc проекте, oc возрастом oc участников, oc длительностью oc проекта oc и oc т.д.
Итак, oc концептуальным oc основанием oc метода oc проектов oc является oc положение oc о oc направленности oc учебно-познавательной oc деятельности oc школьников, oc учащихся, oc студентов, oc обучающихся oc взрослых oc на oc результат, oc который oc получается oc в oc интересующей oc их oc самостоятельно oc спланированной oc деятельности, oc направленной oc на oc решение oc практически oc или oc теоретически oc значимой oc проблемы. oc Метод oc проектов oc в oc практике oc работы oc образовательного oc учреждения oc может oc использоваться oc как oc дидактическое oc средство oc развития, oc обучения oc и oc воспитания oc учащихся, oc в oc более oc широком oc контексте oc – oc как oc средство oc формирования oc социально-активной oc личности. oc
2 Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. С. 21.
3 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2008. С.16
4 Сергеев И.С. Там же…С.16