приведите основные аргументы критиков массовой культуры какие контраргументы в споре с ними можно

Приведите основные аргументы критиков массовой культуры.

Обсуждение вопроса:

приведите основные аргументы критиков массовой культуры какие контраргументы в споре с ними можно

приведите основные аргументы критиков массовой культуры какие контраргументы в споре с ними можно

Один из аргументов состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».

Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение, оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.

В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.

Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.

Само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

Источник

Учитель всех предметов

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

приведите основные аргументы критиков массовой культуры какие контраргументы в споре с ними можно

Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Ответ

Один из аргументов состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».

Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение, оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.

В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.

Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.

Само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

Источник

Приведите основные аргументы критиков массовой культуры?

Приведите основные аргументы критиков массовой культуры.

Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

приведите основные аргументы критиков массовой культуры какие контраргументы в споре с ними можно

Приведите основные аргументы критиков массовой культуры.

• Общедоступность (массовая культура доступна для всех и всеми узнаваема, облегченность смыслов, • Занимательность (обращение к тем сферам жизни, которые вызывают неизменный интерес и всем понятны) • Серийность, тиражируемость (все продукты массовой культуры выпускаются в больших количествах и рассчитаны на потребление огромным количеством людей)

• Пассивность восприятия (не требуется интеллектуальных и эмоциональных усилий для восприятия)

• Коммерческий характер (все продукты массовой культуры предназначены для массовой продажи, поэтому он должен быть простым и всем нравится) Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

• Общедоступность тоже самое что и примитивность в данном случае

• Простота информации и произведений часто связана с их низким качеством • Занимательность тоже самое что зомбированность, люди смотрят примитивные вещи без смыслов, просто потому что они не требуют анализа

• Серийность связана с отсутствием индивидуальности, копированием • Глупость – продукты массовой культуры не требуют от нас задействовать интеллектуальные возможности, они вообще здесь не нужны, чем меньше думаешь, тем больше покупаешь

• На людях, которые не привыкли анализировать, зарабатывают, и все создано только для того, чтобы подороже продать.

Источник

Приведите основные аргументы критиков массовой культуры какие контраргументы в споре с ними можно

Подробное решение параграф § 16 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Могла ли появиться массовая культура в традиционном обществе?

Нет, так как появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня и т. д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру. Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: работа и досуг.

Как связаны СМИ и массовая культура?

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

• средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;

• средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;

• технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Откуда пошло выражение «жёлтая пресса»?

«Жёлтая пресса» (также бульварная пресса) — обозначение изданий печатной прессы, распространяемых по достаточно низкой цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях о жизни известных людей. Информация в подобных изданиях выступает в качестве развлекательного товара.

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и New York Journal American Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — жёлтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

Вопросы и задания к документу

1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему?

Днём её рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате широким массам населения потенциально становился доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам. В 1895 г. был изобретён кинематограф — новая форма творчества, близкая всем, не требующая даже элементарной грамотности для своего восприятия. Третий раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — лёгкая музыка, захватившая радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившая с экранным творчеством славу «развращения» широких масс.

2. Какие направления массовой культуры называет автор? Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню?

Литература, изобразительное искусство, кино, телевидение, радио, интернет.

3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?

Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и читателем, зрителем, слушателем. Массовая культура наоборот эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство характеризуется в известной мере торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических и даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.

1. Что включает в себя массовая культура?

Термин «массовая культура» означает различные культурные продукты, а также систему их создания и распространения. Прежде всего к таким продуктам относятся произведения литературы (беллетристика), музыки (поп- музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии и т. д.). В сферу массовой культуры можно также включить определённые образцы поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, веяния моды.

2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят, даже о её примитивности. Этот упрёк отчасти справедлив. Но «облегчённость» произведений масскульта во многом обусловлена объективно. В условиях индустриализации возросла потребность в «интенсивном отдыхе» — быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после напряжённого и монотонного трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего лёгкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации. За них он согласен был платить деньги.

Особенно большими возможностями в привлечении внимания и возбуждении интереса обладает «картинка», или так называемый видеоряд. Изображение всегда более наглядно, чем текст. Акцент на зрительное, визуальное свойственен массовой культуре.

Серийность, тиражируемостъ. Эта черта масскульта проявляется двояко. Прежде всего она находит выражение в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги, диски выходят подчас миллионными тиражами, мыльную оперу по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Не меньше и количество тех, кто, пусть и невольно, знакомится с рекламными роликами.

С другой стороны, определённая серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев. Так, в разных вариациях используется образ Золушки — бедной хорошей девушки, начинающей свой жизненный путь в трудных условиях (сирота, обманута любимым и т. п.) и добивающейся благодаря трудолюбию, честности, скромности, обаянию перелома в своей судьбе, жизненного успеха (удачное замужество, профессиональный рост, семейное счастье).

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре её становления. Беллетристика, комиксы, лёгкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту масскульта. Читая даже «облегчённое» литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаём свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого. Видео-восприятие, как считают культурологи, по сравнению с чтением почти развлечение.

Коммерческий характер. Культурный продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции. Мало кто не умилится улыбке маленького ребёнка, счастью влюблённых, не обрадуется торжеству добра и наказанию зла, всем приятно смотреть на красивых женщин и мужчин.

3. Каковы особенности рынка массовой культуры?

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов — профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры.

При этом «массовый человек» отнюдь не просто потребляет то, что ему предлагается. Рынок массовой культуры — это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца (т. е. условия обмена «культуры на деньги» диктует покупатель, а не продавец). Если вдруг по какой-то причине массовый покупатель начнёт требовать трансляции концертов классической музыки, а не очередного шоу звёзд эстрады, рынок массовой культуры пойдёт ему навстречу. Но и «продавцы» на этом рынке (как и на любом другом) также активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.

4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте.

Нет, массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе не могла существовать.

В обществе всегда существовала культура, создаваемая не самим народом, а для народа. К примеру, в Средние века она находилась в основном в рамках церковной традиции. Некоторые признаки роднят её с массовой культурой. Для её восприятия не нужна была специальная подготовка, образованность. Она базировалась на универсальных психологических механизмах восприятия, обращалась к эмоциональной сфере, была рассчитана на людей с разным уровнем развития. Но есть, конечно, и принципиальные различия: культура, развивавшаяся в лоне церкви, обращала человека к высшим духовным ценностям, чего не скажешь о массовой культуре.

5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими?

Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием таких процессов, как технический прогресс, механизация труда, секуляризация культуры (отделение светской культуры от церковной), урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах), распространение рыночных отношений на область культуры, становление системы всеобщего образования.

С XIV в. в Европе начался переход от церковных жанров искусства к светским: от храма к дворцу, от иконы к портрету и пейзажу, от песнопения к опере. Но эта светская культура была востребована только образованными слоями общества, т. е. была элитарной. В нашей стране вершиной этой культуры стала русская классическая литература XIX в., которая, в силу неграмотности абсолютного большинства российского населения, была фактом культурной жизни для довольно узкого круга дворянской и разночинной интеллигенции.

На рубеже XIX и XX вв. культурное развитие общества сделало новый виток: «культура для образованных», продолжая существовать, стала уступать место «культуре для всех». Очень быстро оформились основные жанры и направления массовой культуры. Первыми стали произведения, выходящие, как сказали бы сегодня, на бумажных носителях — беллетристика, комиксы, бульварная пресса.

Технические достижения способствовали появлению кинематографа, который был назван «самым массовым из искусств». Широко распространилась фотография. И, наконец, была изобретена граммофонная запись, что открыло широкую дорогу такому направлению массовой культуры, как лёгкая музыка.

В середине прошлого века технические возможности массовой культуры стали ещё более значительными, прежде всего благодаря развитию радио и телевидения. И наконец, последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось бурным развитием Всемирной компьютерной сети — Интернета.

6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст. т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Один из аргументов состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».

Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение, оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.

В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.

Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.

Само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

1. Английский писатель О. Хаксли считал, что причинами успеха массовой культуры являются её узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что бы вы могли добавить в этот перечень?

В перечень я могла бы добавить яркость. Всяческое яркое воздействие на органы чувств человека: красивая музыка, запоминающая песенка, красивый видеоряд и многое другое. Когда людям нравится то, что они слышат и видят, они невольно начинают это популяризировать.

2. Известно, что успех современного эстрадного певца зависит сегодня не столько от его вокальных данных (с помощью современной аппаратуры их можно существенно улучшить), сколько от постановочных эффектов, внешности исполнителя, рекламного сопровождения. Можно ли на этом основании делать вывод, что артист создаёт не художественное произведение, а коммерческий продукт? Свой вывод обоснуйте.

Любой коммерчески успешный артист является продуктом, так как кроме непосредственно песен и концертов, доход так же поступает от продажи различных товаров с изображение исполнителя. Плюс еще различные рекламные контракты. То есть исполнитель становится брендом. Но это не отменяет того, что музыка исполнителя может быть талантливой.

3. Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80% детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?

Коммерческий характер. Культурный продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции.

4. Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?

Тем что через визуальный образ легче получать информацию, чем через книги. Большими возможностями в привлечении внимания и возбуждении интереса обладает «картинка», или так называемый видеоряд. Изображение всегда более наглядно, чем текст. Акцент на зрительное, визуальное свойственен массовой культуре.

5. Проанализируйте данные социологических опросов, проведённых в нашей стране в разные годы. Опрашиваемые отвечали на вопрос «Что прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя?». Вот как распределились ответы.

приведите основные аргументы критиков массовой культуры какие контраргументы в споре с ними можно

Как менялось понимание людьми функций телевидения? Укажите возможные причины таких изменений.

За десять лет снизилось число тех, кто считает, что телевидение должно информировать, но также возросло число людей, думающих что телевидение должно просвещать. В других функциях особых изменений не произошло.

Такие изменения связаны с тем, что за десятилетие возросло научно-популярных каналов и передач, люди стали больше задумываться о получении знаний, образования.

Источник

§ 16. Массовая культура (окончание)

Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления.

Один из аргументов её критиков состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».

Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.

В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в таких критических высказываниях происходит логическая подмена: понятие «массовая культура» подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение от знакомства с ними.

Рассмотрим ещё один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведёт к их опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.

Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.

Само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.

Словарь

Массовая культура — коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.

Средства массовой информации — периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации.

Таблоид — тип дешёвой прессы небольшого объёма и формата с фотографией во всю первую полосу.

Практические выводы

1. Современная массовая культура предлагает широкий выбор образцов и стилей поведения. Каждый в рамках этого многообразия делает свой выбор. Важно, чтобы этот выбор был осознанным, ответственным и продиктованным значимыми целями.

2. Массовая культура очень разнородна. Ряд её продуктов — книг, фильмов, теле- и радиопередач — гуманистичны по направленности, насыщенны по содержанию, оригинальны по форме. Наряду с такими произведениями есть немало низкопробной продукции. Постоянное потребление такой «духовной пищи» оглупляет человека, делает его нравственно неразборчивым, невосприимчивым к подлинно прекрасному в искусстве.

3. С появлением телевидения, а затем и Интернета значительно расширились возможности распространения образцов массовой культуры, прежде всего развлекательных передач, боевиков, сериального «мыла». Вместе с тем сегодня телевидение представляет широкий круг познавательных и развивающих передач. Не следует исключать их из своей индивидуальной сетки просмотра.

Документ

Из работы современного отечественного культуролога К. Э. Разлогова.

По проблемам массовой культуры у нас и за рубежом написано немало. Одни видели в ней абсолютное зло, подлежащее искоренению, другие — неизбежные издержки на пути к демократизации. Лишь немногие смутно сознавали, что речь идёт о качественно новом феномене, принципиально отличающемся от совокупности традиционных форм функционирования культуры.

Массовая культура зародилась в конце XIX в. в результате кризиса культуры классической. Днём её рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате широким массам населения потенциально становился доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам. В 1895 г. был изобретён кинематограф — новая форма творчества, близкая всем, не требующая даже элементарной грамотности для своего восприятия. Третий раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — лёгкая музыка, захватившая радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившая с экранным творчеством славу «развращения» широких масс.

Действительно, произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам, нежели классические шедевры и работы авангардистов. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и читателем, зрителем, слушателем. Массовая культура наоборот эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство характеризуется в известной мере торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических и даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.

Вопросы и задания к документу

1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему? 2. Какие направления массовой культуры называет автор? Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню? 3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?

Вопросы для самопроверки

1. Что включает в себя массовая культура? 2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 3. Каковы особенности рынка массовой культуры? 4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими? 6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Задания

1. Английский писатель О. Хаксли считал, что причинами успеха массовой культуры являются её узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что бы вы могли добавить в этот перечень?

2. Известно, что успех современного эстрадного певца зависит сегодня не столько от его вокальных данных (с помощью современной аппаратуры их можно существенно улучшить), сколько от постановочных эффектов, внешности исполнителя, рекламного сопровождения. Можно ли на этом основании делать вывод, что артист создаёт не художественное произведение, а коммерческий продукт? Свой вывод обоснуйте.

3. Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80% детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?

4. Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?

5. Проанализируйте данные социологических опросов, проведённых в нашей стране в разные годы. Опрашиваемые отвечали на вопрос «Что прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя?». Вот как распределились ответы.

приведите основные аргументы критиков массовой культуры какие контраргументы в споре с ними можно

Как менялось понимание людьми функций телевидения? Укажите возможные причины таких изменений.

Мысли мудрых

«Наши массы заслуживают чего-то большего, чем зрелищ».

В. И. Ленин (1870—1924), российский мыслитель
и политический деятель

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *