принцип приемлемого риска можно описать как

Приложение K (справочное). Принцип снижения риска настолько, насколько это практически целесообразно (принцип ALARP), и концепция приемлемого риска

Принцип снижения риска настолько, насколько это практически целесообразно (принцип ALARP), и концепция приемлемого риска

K.1 Общие положения

В 3.2 приведены основные критерии, которые используют для контроля за промышленными рисками, и указано, что соответствующая деятельность должна быть направлена на то, чтобы определить:

a) риск велик настолько, что он вообще неприемлем; или

b) риск незначительный либо он может быть сведен до этого уровня; или

c) является ли риск промежуточным между оценками, указанными в перечислениях а) и b), и снижен ли он до самого низкого практичного уровня. При этом «практичность» определяется, с одной стороны, преимуществами, которые влекут за собой снижение уровня риска, и с другой стороны, стоимостью мероприятий по его снижению.

Риск, превышающий некоторый уровень, считается недопустимым. Такой риск не может быть признан оправданным при любых нормальных обстоятельствах. Если такой риск существует, то он либо должен быть снижен настолько, чтобы попасть в область приемлемого или вполне приемлемого риска, либо должен быть устранен источник опасности.

Риск ниже этого уровня считается приемлемым при условии, что он был уменьшен до уровня, при котором выгода от дальнейшего его снижения не оправдана ввиду требующихся для этого больших затрат и при условии, что для управления этим риском применены все соответствующие общепринятые стандарты. Чем выше риск, тем обычно больше расходы по его сокращению. Риск, сниженный таким образом, можно рассматривать как «сниженный до практически целесообразного уровня» (ALARP).

В области, расположенной ниже области допустимых значений, уровни риска считаются настолько несущественными, что контролирующий орган не требует дальнейших улучшений. Это широкая область, риски в которой малы по сравнению с ежедневно испытываемыми нами рисками, не требует детальных исследований для демонстрации ALARP; однако необходимо сохранять бдительность, чтобы быть уверенным в том, что риск остается на прежнем уровне.

При применении принципа ALARP необходимо всегда быть уверенным, что все принятые предположения обоснованы и документально оформлены.

K.2.2 Задание приемлемого риска

Для применения принципа ALARP необходимо предварительно определить границы трех областей, показанных на рисунке K.1, значения которых выражены вероятностью возникновения события и его последствиями. Такое определение обычно бывает результатом обсуждения и соглашения между заинтересованными сторонами (например, между регулирующими органами в области безопасности, теми, действия которых приводят к появлению риска, и теми, кто этому риску подвергается).

Задав допустимый риск, можно определить уровни полноты безопасности функций безопасности ПСБ с помощью, например, одного из методов, описанных в приложениях С-F.

Источник

Системный подход к процессу управления рисками

7.4. Концепция приемлемого риска

В прошлом абзаце мы обозначили, что в деятельности предприятия возможны случаи, когда риск может быть принят для определенных случаев, когда это обосновано ситуацией и оценено как необходимость. Подобные риски принято обозначать как приемлемые риски.

Концепция приемлемого риска была разработана и основана под вилянием парадокса, который лежит в большинстве современных бизнес активностей. Парадокс заключается в том, что с одной стороны любой основополагающий для современного предприятия процесс должен быть подкреплен информационной, документарной и правовой базой, но с другой стороны, без принятия возможности потенциального ущерба в современном «динамическиразвиваемом» технологическом мире, начать развитие любых процессов представляется маловероятным. Поэтому, для процессов риск-менеджмента используются указания типа: избегать риск, сводить его результаты к минимуму и т.д.

Для решения этого противоречия и была выработана концепция приемлемого риска, целью которой является выработка оптимального компромисса между упомянутыми, диаметрально противоположными условиями возникновения рисков.

Основа концепции заключается в том, что всегда существует опасность того, что в случае реализации определенного управляющего решения возникнет определенный риск или группа рисков. Масштаб и количество рисков, в начале их жизненного цикла в бизнес процессах, могут проявиться не в полном объеме и не с «максимальной» силой. Величина ущерба может варьироваться в зависимости от стадии, на которой проявился тот или иной риск, внешних условий процесса и многих других причин.

Концепция приемлемого риска построена на методологии дифференциации риска (его величины) в зависимости от стадий его проявления. Выделить можно следующие уровни:

Таким образом, можно/нужно констатировать, что приведенная концепция приемлемого риска состоит в том, что риск не обязательно полностью или частично устранять. С учетом информации, необходимой для принятия управленческого решения по риску, возможным результатом процесса принятия решения по работе с риском могут/должны быть:

На текущем «витке» развития процессов анализа рисков в области информационных технологий, концепция приемлемого риска находится в основе большинства существующих систем (как организационных, так и программных) по анализу и управлению рисками.

7.5. Обзор методов управления рисками

Чуть выше, говоря о концепции приемлемого риска, мы подняли тему методов по работе над рисками. На сегодня нет сложившихся универсальных систем, использование которых можно было бы рекомендовать в любой «рисковой» ситуации, для любого окружения проблемного процесса. Возможно, подобная ситуация связана с многообразием внешних и внутренних факторов риска, действие которых проявляется не только локально, на определенном процессе, а «глобально», на деятельности организации в целом.

Эта задача решается при помощи использования различных методов управления рисками, объединенных в систему по работе с рисками. Каждый из методов продуктивно решает только специализированные проблемы, определенных направлений в области информационных технологий.

Условно, методы по управления рисками можно разделить на 4 категории:

Следуя принятому стилю изложения материала, мы оговоримся и констатируем тот факт, что перечисленные методики не противоречат друг другу, а взаимодополняют, по факторам, уровням и локациям своего проявления. Приведенная классификация видов методов позволяет на их основе выстроить систему методов управления рисками, которая должна быть своими результатами синхронизированная с общей системой риск-менеджмента предприятия, но более комплексно и подробно о видах методов мы поговорим чуть позже, когда будем рассматривать комплексную программу управления рисками.

Перед принятием решения о использовании определенного метода или группы методов, можно порекомендовать лицу, ответственному за это решение, учитывать следующие принципы:

7.6. Выводы по изученной лекции

Сегодня мы подвели итоги в изучении трех лекций, составляющих базисный модуль нашего курса.

Модуль «Виды анализа рисков», подытоженный сегодняшней лекцией «Системный подход к управлению рисками» представляет собой самодостаточную часть нашего курса, в которой мы изложили фундаментальные аспекты деятельности по анализу и управлению рисками. Причина, по которой мы уделили довольно большое внимание именно видам анализа рисков, состоит в том, что с помощью теоретического и практического материала по качественному и количественному видам анализа рисков формируется базис дисциплины управления рисков.

Понимая и умея применять изложенную в лекциях информацию каждый «зрелый» специалист будет способен организовать процессы риск-менеджмента и суметь добиться успешных результатов в конкретной организации, учитывая специфику её работы.

Так же мы довольно подробно рассмотрели суть активности управления рисками и концепцию приемлемого риска, которая должна использоваться на каждом предприятии. Концепция приемлемого риска определяет уровень рисков, который допустим для организации и таким образом, устанавливает тренд «рисковости», который допустим для процессов конкретной компании.

Мы упомянули о методах управления рисков и далее расширим эту тему, изложив её в виде инструментария, рекомендуемого для применения в нашей следующей лекции.

Источник

Термины МЧС России

система взглядов для рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности нынешнего поколения людей с учётом социальных и экономических факторов. Она лежит в основе концепции обеспечения техногенной безопасности в России, деятельности по обеспечению природной и техногенной безопасности, рациональному планированию мероприятий по обеспечению безопасности нынешнего поколения людей с учетом социальных и экономических факторов. Уровни приемлемого риска устанавливаются в каждой стране. Законодательно для нормирования воздействия от предприятия ядерного топливного цикла, например, рекомендуются следующие значения риска в расчете на человека в год: персонал предприятий — 1-10-5; население в санитарно-защитной зоне — 1-10-6; остальное население региона — 1-10-7; население за пределами данного региона с учетом трансграничных и глобальных эффектов — 110-8. Для объектов специальной техники пред-ложены следующие социально-приемлемые критерии безопасности: для общества в целом — математическое ожидание ущерба не более 1 % общественных затрат на создание, эксплуатацию и уничтожение объектов спецтехники; для индивидуума из населения — вероятность смерти или тяжёлой травмы не выше бытовой или от случайных поражающих факторов; для индивидуума из персонала — не выше, чем для наименее опасных профессий. Средней величиной приемлемого риска в профессиональной сфере обычно принимают 2,5-10-4 гибели человека в год. Условия профессиональной деятельности считаются безопасными, если риск для персонала ниже приемлемого, и опасными, если превышает этот порог. Приемлемый уровень риска для отдельных категорий персонала — вредных производств, сотрудников силовых структур — может быть выше, чем для других профессий в силу их специфического предназначения, но тогда для этой категории должны быть предусмотрены социально-экономические компенсации.

109012, г. Москва,
Театральный пр., 3

Источник

Принцип приемлемого риска можно описать как

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИЕМЛЕМЫЙ РИСК

Принципы и методы определения приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания

Air transport. System of management safety of aviation activity. Acceptable risk. Principles and methods of determining acceptable risk for the state and the service providers

Дата введения 2015-01-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1878-ст

Введение

В настоящее время производители обеспечивают качество авиационной техники лишь по показателю нормативной вероятности возможности возникновения рискового события.

Производитель полагает, что если авиационная техника надежна, она по умолчанию безопасна, что не соответствует требованиям международных стандартов. Он не располагает методиками пересчета рисков в показатели надежности и не обязан делать что-то дополнительно, т.к. необходимые методики оценивания интегральной значимости рисков отсутствуют.

В настоящем стандарте отмеченные вопросы обсуждаются комплексно, во взаимосвязи, теоретически и практически в форме алгоритмов.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к оценке уровня приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания авиационной деятельности, а также принципы и подходы к методам его определения.

Стандарт может применяться органами государственного регулирования и организациями, ответственными за менеджмент безопасности авиационной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55860-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 55860-2013, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.2 инцидент: Любое событие, связанное с использованием воздушного судна, которое потребовало дополнительных действий по обеспечению безопасности авиационной деятельности.

3.1.3 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.

3.1.4 приемлемый уровень риска: Уровень риска, при котором никаких дальнейших действий по управлению состоянием системы не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить с малыми затратами или усилиями).

3.1.5 проективный подход: Такой подход в профилактике авиационных происшествий, который основан на выявлении опасных факторов в авиационной системе, которые еще не проявились, но могут стать причиной инцидентов, аварий и катастроф.

3.1.6 уровень безопасности: Степень безопасности системы, определенной в виде четких или нечетких стандартных показателей.

3.1.8 управление безопасностью: Процесс (и/или деятельность) в пределах функциональных возможностей систем и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности для комплекса условий, требований и специфики функционирования системы с учетом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов.

3.1.9. управление риском: Процесс, аналогичный управлению безопасностью, в узкоспециализированном направлении обеспечения безопасности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и уклонения системы от факторов риска.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т.е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в безопасной системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией. Авиация представляет собой полную систему, которая включает в себя: летный экипаж, аэропорт, управление воздушным движением, техническое обслуживание, кабинный экипаж, наземную службу эксплуатационного обеспечения, диспетчерскую службу и т.д. Надежное управление безопасностью предполагает учет всех компонентов этой системы. Безопасность все в большей степени рассматривается как контроль факторов риска.

принцип приемлемого риска можно описать как

4.3 Программа обеспечения безопасности авиационной деятельности представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности.

4.4 Основным показателем безопасности авиационной деятельности для государства и для поставщиков обслуживания является число авиационных происшествий с человеческими жертвами на 100000 ч летного времени. Для вертолетов принято пользоваться термином «риск смертельного ранения» (РСР), рассчитываемым по формуле Р.Дж. Фокса.

На рисунках 2 и 3 показана зависимость принцип приемлемого риска можно описать каки РСР от налета на 1 инцидент. Рисунок 4 показывает соотношения принцип приемлемого риска можно описать каки РСР.

принцип приемлемого риска можно описать как

принцип приемлемого риска можно описать как

принцип приемлемого риска можно описать как

По зависимостям, представленным на рисунках 2 и 3, можно определить уровень безопасности в авиакомпании, в регионе и в государстве.

Зная распределение инцидентов по причинам (отказы ВС, аэродромное обеспечение, птицы, ошибка экипажа и пр.), можно определить слагаемые суммарного риска.

4.5 Для проведения необходимых расчетов необходимо наличие баз данных, содержащих:

4.5.1 Сведения по парку ВС, эксплуатирующихся в авиакомпании, регионе, государстве, включая следующую информацию:

4.5.1.2 Регистрационные знаки.

4.5.1.3 Серийный номер.

4.5.1.5 Дата последнего ремонта.

4.5.1.6 Место последнего ремонта.

4.5.1.7 Наработка СНЭ, ч/пос.

4.5.1.8 Наработка ППР, ч/пос.

4.5.1.9 Наработка за последний год, ч/пос.

4.5.1.10 Налет за последний год, км.

4.5.1.11 Число перевезенных пассажиров.

4.5.2 Сведения по авиационным происшествиям.

Источник

принцип приемлемого риска можно описать какdinamitri494

dinamitri494

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. В этом случае риск считается обоснованным (мотивированным). Для ряда опасных факторов, например возникающих в случае радиационных аварий, установлены величины мотивированного риска, превышающего приемлемый риск, – «планируемое повышенное облучение», допускаемое в исключительных случаях для лиц, участвующих в ликвидации последствий радиационных аварий.

н емотивированным (необоснованным) риском называют риск, превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты и т.д., что, как правило, приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.

Пути управления риском :

nbsp; 1)совершенствование технических систем безопасности;

nbsp; 2)подготовка и обучение персонала;

nbsp; 3)совершенствование управления при чрезвычайных ситуациях.

Для правильного определения соотношения инвестиций по каждому направлению необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий. Технические, организационные, административные методы управления риском дополняются экономическими методами. К ним относятся: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска. Сочетание качественного и количественного анализа на разных стадиях проектирования и эксплуатации дает в результате оценку общего риска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *