при торможении руль трясется в разные стороны
при торможении руль трясется в разные стороны
📝 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
Этот симптом нередко возникает даже на новых автомобилях и причины могут быть разными. Проявляется это в толчках, причем они, как правило, тем сильнее, чем выше скорость, на которой осуществляется торможение. Если возникли такие вибрации, причина в состоянии конечных элементов системы.
Вибрация может проявляться по-разному:
— на рулевом колесе;
— по всему кузову;
— на педали тормоза.
В большинстве случаев истоки проблемы заключаются в тормозных дисках или колодках. Но бывают и иные варианты. Причем иногда приходится перебрать массу вероятностей, прежде чем удастся устранить проблему. Основные причины:
— дефектные покрышки либо диски;
— разбалансированные колеса;
— грязь;
— недостаточное давление воздуха в шинах;
— износ компонентов ходовой части;
— деформация самой ступицы;
— слабо подтянутые болты на колесах и т. д.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВИБРАЦИИ
1. ПРОВЕРИТЬ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ И ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ
Для начала требуется рассмотреть проблему поверхностно. Иногда вибрация может возникать из-за банальной грыжи на покрышке или неграмотной балансировки колес. Этот момент необходимо сразу проинспектировать. Ведь во время вращения колеса участок с большей тяжестью будет тянуть к себе центр, провоцируя возникновение центробежной силы.
Если дело не в шинах и не в балансировке, рекомендуется проверить качество комплектующих. Нередко, особенно когда машина приобретается с рук, в тормозной системе можно обнаружить дешевые и некачественные компоненты, установленные предыдущим собственником, чтобы за минимальную стоимость подготовить авто к продаже. Статья из сообщества сам себе автомеханик. При наличии откровенно дешевых тормозных колодок и тому подобных элементов, их лучше сразу заменить.
Дело в том, что материал низкокачественных тормозных колодок может стираться и оставаться на поверхности диска, что немного изменяет его толщину, так как распределение происходит неравномерно. Из-за этого также возникает вибрация при торможении. Для начала можно попробовать удалить загрязнения щеткой. Если же это не помогает, диск, вкупе с колодками, придется заменить.
Не секрет, что притирка тормозных колодок происходит первые 200 км, на протяжении которых необходимо двигаться размеренно и плавно тормозить. При несоблюдении таких рекомендаций фрикционный материал на колодках стирается неравномерно, что может вызвать вибрации.
Если давление в шинах неравномерное, то на руль могут передаваться вибрации. Нужно остановиться и проверить давление посредством использования манометра.
2. ПРОВЕРИТЬ ДИСКИ НА ИЗНОС И ПЕРЕГРЕВ
Несмотря на то, что конструкция и исполнение современных тормозных дисков позволяет им достаточно быстро охлаждаться, при интенсивном торможении времени на отвод тепла, возникающего в результате трения, не хватает и диск перегревается.
В этом случае на блестящей поверхности диска возникают термопятна синего цвета, а он деформируется. Подобный дефект исправить невозможно и диск стоит незамедлительно сменить. При этом оставлять имеющейся тормозные колодки недопустимо. В этом случае они меняются в комплекте с диском.
Владельцы нечасто обращают внимание на толщину тормозных дисков. В результате этого последние изнашиваются настолько, что не в состоянии выполнять свою задачу. При наличии широких кромок по краю рекомендуется измерить толщину дисков и сравнить ее с минимально допустимой. Нередки случаи, когда вибрации возникают из-за чрезмерной изношенности диска. Если же запас имеется, не лишним будет прошлифовать компоненты, отдав их профессиональному токарю.
Кроме этого на отечественных дорогах нередки случаи деформации диска. Ведь достаточно один раз заехать на скорости в яму, чтобы деформировать диск. Кроме того, отнюдь необязательно, что искривление будет заметно визуально – зачастую это видно только на специальном стенде. В некоторых случаях диск можно оптимизировать и выровнять, а иногда приходится менять его.
3. ПРОВЕРИТЬ СУППОРТА И СТУПИЦЫ
В этом случае часто рвутся резиновые манжеты, из-за чего клинят направляющие суппорта. В этом случае можно самостоятельно разобрать их, заменить манжеты и собрать.
Нередко ступица сама становится источником проблем. Причем случаи могут быть разными. Самой банальной является наличие грязи либо следов коррозии на ее поверхности, из-за чего вплотную посадить тормозной диск не получается. Для устранения вибрации достаточно почистить посадочные поверхности.
Если происходит замена ступицы, необходимо попросить мастера на СТО проинспектировать ее состояние специальным индикатором. Изредка ступица может иметь дефекты, что и станет причиной вибрации в будущем. Такую ступицу придется заменить. Кроме того, если забыть почистить посадочное место от ржавчины, ступица не станет плотно.
Некоторые владельцы настолько туго затягивают колесные болты, что диск может деформироваться из-за чрезмерного напряжения. Особенно часто это возникает у тех, кто вопреки рекомендациям изготовителя смазывает колесные болты и, как следствие, перетягивает их. В этом случае диск придется заменить, а в будущем контролировать степень затягивания.
Кроме того, иногда вибрация при торможении может быть вызвана установкой колесных дисков универсального типа, для которых используются специальные проставки. При отсутствии либо повреждении такой проставки, диск не получится верно отцентировать. При возникновении вибрации колесо придется проверить индикатором. В некоторых случаях приходится менять колесо.
4. ПРОВЕРИТЬ ХОДОВУЮ ЧАСТЬ
Тут вибрация при торможении может возникать из-за проблем с наконечниками рулевых тяг. Если они заметно люфтят их следует незамедлительно заменить, иначе проблемы могут возникнуть и с рулевым управлением. Вибрации могут появиться и в случае изношенных компонентов ходовой части – сайлент-блоков, шаровых опор либо ступичного подшипника. Для проверки состояния шаровой опоры достаточно будет поддомкратить колесо, взяться за него снизу одной рукой и сверху другой, после чего пошатать его. Если люфт присутствует – налицо износ детали и необходимость ее замены.
Биение на руле: причины и устранение.
Биение руля является одним из наиболее раздражительных и неприятных факторов при эксплуатации авто. К тому же она не только может вывести из себя любого водителя, да еще и в некоторых случаяx, биение на руле, станет причиной создания аварийной ситуации.
Вибрация на руле может быть двух типов:
— Вибрация на скорости;
— Вибрация при торможении.
Очаги возникновения этих двух типов вибрации разные, как собственно и сам её характер.
— Проблема, связанная с вибрацией руля на скорости (или же при движении) довольно часто появляется у автовладельцев после сезонной смены шин, а так же вследствие наезда на яму на скорости. Причем биение может быть как постоянного характера, так и возникающее на определенной скорости (в основном это от 80 км и до 100 км/ч), хотя бывают случаи, когда биение не поддается анализу, когда оно начинается на разных скоростях и разных дорожных покрытиях.
Можно долго гадать из-за чего проблема, но ясно одно, в большинстве случаев – это нарушение балансировки массы одного или же нескольких колес. Рассмотрим эти, и другие причины, которые, как правило, еще и дополняют друг друга.
Причины биения руля на скорости:
1. Загрязненный диск;
2. Нарушена балансировка колес;
3. Нарушение геометрии шины или диска;
4. Деформация ступицы или всей подвеске (в основном это нарушение параметров рычагов);
5. Несоответствующий диск параметрам ступицы (нарушена установка колеса). К этой причине также относится неправильная затяжка болтов колеса, которые имеют конусное основание. Затяжка гаек должна происходить вручную на вывешенном колесе при этом чередуя последовательность противоположных болтов.
Вывод из всего сказанного один, нужно делать балансировку в проверенных СТО, следить за состоянием колесных дисков и шин и аккуратно водить автомобиль. Производить правильную установку шин и дисков в соответствии с тех. характеристиками.
— Проблема с вибрацией руля при торможении заключается либо в колесных дисках, либо тормозных колодках. Точный диагноз можно поставить, лишь разобрав суппорт и проверив состояние колодок и тормозных дисков. Также подобный эффект дают разбитые рулевые тяги и люфт рулевой рейки.
Причины биения руля при торможении:
1. Изношены тормозные колодки «в ноль»;
2. Расслоение колодок;
3. Выработка тормозного диска;
4. Нарушение геометрии диска или тормозного барабана;
5. Нарушена работа тормозного суппорта (подклинивание направляющих, плохое срабатывание поршня);
6. Рулевые тяги и рулевая рейка имеют значительный люфт.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что лекарством, от биения в руле при торможении, является качественная переборка тормозного механизма, причем как переднего, так и заднего. Своевременная замена тормозных колодок, тормозных дисков и профилактика суппортов.
Комментарии 31
Парни, вопрос, когда на холодную скажем так (прогрел и поехал на трассу сразу), от 70 до 100 биение конкретное, потом сбросишь, тут же снова набираешь — норм, ничего не бьет! И вообще если по городу покатаешься, потом на трассу, то не бьет! Колеса проверял на шинке, баланс в норме, по ходовке все в норме!
И второе, самое интересное: на скорости свыше 70-80 начинаешь подруливать и руль как рывками делает, как закусывает его на скорости чуть чуть! Вообще не знаю в чем причина?
Реечникам звонил многим-не сталкивались говорят, гур в норме! Вот это прям загадка🙄
Инфинити фх37
100 и 1 причина имеют место быть
Привет! А в чём может быть подвох не постоянной вибрации руля.Сильно не смейтесь но по другому не представляю как описать!)))))(Пример: скорость 70 тишина-постоянная) руль дрыгается через определённые промежутки поездки-времени.То есть тыр-тыр- тыр-затихла. Короче вибрация руля обрывистая
Трясет руль при торможении!
Вечер добрый! Нервов не хватает! При торможении бьет руль. Что это может быть?! Грешок на диски тормозные был, поменял, колодки новые. Через две недели опять 25. Инфы по данной теме много, но ни какой конкретики! Товарищи помогите, в день пролетаю 200-300 км, скоро во сне руки будут труситься)))
Была такая беда, но у меня был кривой тормозной диск. Потом начало клинить суппорт. Психанул, поменял оба суппорта, колодки, оба тормозных диска. Теперь аж ездить непривычно.
))) суппорт только я еще не менял, а на диске была полоса, по которой было видно биение колодок, поменял, рузультат на пару недель и продолжение следует…
чудес не бывает. скорее всего ведёт диски от заклинившего поршня в суппорте. было такое + разбитый рулевой наконечник.
Если возникла вибрация при торможении (при нажатии на педаль тормоза, вибрирует педаль, руль или вся передняя часть автомобиля), можно предположить появление биения на передних тормозных дисках (биение задних тормозных дисков не отдаёт в руль, может ощущаться вибрацией на педали и вибрацией задней части кузова при торможении).
Нередко, все подобные ощущения, как от биения дисков, происходят от деформированных ступиц колёс (на которые крепятся тормозные диски). Есть способ диагностировать, что именно деформировалось — диск или ступица (способ описан ниже). В практике обычно, клиент-водитель при появлении вибраций при торможении, меняет тормозные диски и ощущения вибрации уходят. Но бывает, что вибрации уходят только на время (2-4недели езды). Если вибрация, после замены дисков, вернулась, обязательно нужно проверить на биение ступицы.
Если через короткое время после замены тормозных дисков, опять появляется вибрация в руль при торможении, можно предположить, что кривая колёсная ступица (деталь, к которой прикручивается тормозной диск).
Чтобы в этом убедиться на 100%, нужно вывесить машину, снять колесо и вращать равномерно ступицу с закреплённым на ней тормозным диском. Вращать удобно, накинув на ступичную гайку головку с воротком.
Чтобы увидеть биение тормозного диска, нужно плоскую отвёртку опереть на скобу суппорта и подвести её жало к рабочей поверхности вращающегося тормозного диска (ближе к краю диска) и удерживать так неподвижно (лучше конечно использовать микрометр на штативе)
Если тормозной диск имеет биение, неподвижная отвёртка, прислонённая к диску, будет царапать на нём полосу не по всей окружности, а только в одном (выпуклом) месте диска.
Повторив несколько раз измерение биения, убедившись в существовании конкретного выпуклого места, нужно пометить это место диска маркером или мелом (метки наносить на нерабочей поверхности диска, чтобы метки не стёрлись при последующих испытаниях).
Если не получается найти на диске конкретное выпуклое место, значит эта сторона не имеет деформации и нужно проделать то же самое с другой стороной (с другим тормозным диском, закреплённым на своей ступице).
Если удалось определить конкретное выпуклое место на тормозном диске, нужно открутить направляющие болты крепления диска к ступице и провернуть диск относительно ступицы на половину оборота (на 180 градусов). Потом нужно надёжно и плотно закрепить диск на ступице в таком положении (если нет направляющих, или диск закреплён на ступице хилым винтиком на 6мм, можно прижать диск к ступице парой колёсных болтов-гаек с толстыми шайбами).
Вращая ступицу с тормозным диском головкой за ступичную гайку, нужно опять повторить измерение биения диска, подводя к нему неподвижную отвёртку.
Так же заметить выпуклое место на рабочей поверхности диска.
Если выпуклое место диска в первом и втором положении (с разворотом на 180градусов) не совпали на половину оборота (примерно на те же 180 градусов), значит кривая ступица (если кривой диск, тогда выпуклое место его биения не изменит своего положения, как его не переставляй).
Если кривая ступица, то её нужно заменить (вместе с подшипником ступицы). Проточить ступицу в токарном станке теоретически можно, но нужна сложная оснастка. Можно проточить тормозной диск вместе со ступицей (сейчас есть такая услуга на крупных СТО). Проточка диска вместе со ступицей, решит проблему временно, пока не замените или не переставите диск.
Биение и вибрации при торможении.
Довольно большое количество автовладельцев в той или иной степени сталкивались с таким явлением как биение и вибрации руля при торможении. Причин этому явлению может быть на самом деле довольно много… Биение при торможении может возникать при наличии определённых проблем с элементами ходовой части, элементами рулевого управления либо может быть связано с неисправностью или дефектами элементов тормозной системы, возникшими в процессе эксплуатации автомобиля. Пообщавшись на эту тему с клиентами наших магазинов, насобирав таким образом определённую статистику в течении довольно продолжительного промежутка времени, прихожу к неутешительному выводу:
-» К большому сожалению, далеко не каждый автослесарь способен правильно заглянуть в корень проблемы и поставить верный диагноз. Или ставит его наугад. С чем это связано порой бывает не понятно… То-ли тупо от лени, то-ли от нехватки опыта и знаний, то-ли от отсутствия необходимого инструмента и оснастки… В итоге частенько клиент тратит уйму времени и денег на покупку и установку ненужных запчастей, не добиваясь тем самым необходимого результата.»
Самой «топовой» причиной возникновения биения и вибраций при торможении по результатам опроса покупателей запчастей в наших магазинах, является искривление тормозных дисков в результате перегрева. Или, выражаясь по простому: — Диски «повело». Причём вразумительного ответа, по каким именно критериям определялось что диски именно «повело» и какие манипуляции при этом выполнялись в том или ином автосервисе, ни от кого, ни разу добиться так и не вышло)) Особенно запомнился случай, когда к нам обратился наш постоянный клиент с просьбой подобрать на его INFINITI EX25 новые передние тормозные диски взамен якобы «поведённых» старых. Ответ на наш вопрос, о том каким образом в автосервисе определили что диски «повело», был просто бомбическим: » — Да ничего они там не диагностировали, сказали что у таких машин биение — это болезнь и что замена тормозных дисков всё решает!»)) Всё это конечно смешно, если б не было так грустно, поскольку, спустя примерно полгода при очередном обращении в наш магазин я поинтересовался у клиента пропало ли биение и вибрация при торможении после установки новых тормозных дисков. Ответ был отрицательным… Вернее биение пропало на какое-то время, но вскоре вновь постепенно начало проявляться и прогрессировать. Очередной вердикт автосервиса: — снова «повело» тормозные диски, требуется замена либо проточка! В общем, в тот день человек приобрёл новые тормозные колодки и отправился на проточку дисков без снятия с автомобиля где-то в гаражах у «Дяди Васи». Спустя три недели мы снова встретились с владельцем е-икса. С его слов, проточка тормозных дисков снизила уровень биения в руль при торможении примерно в два раза. Ездить стало комфортней, но проблема осталась. Видно было что человек здорово устал от затянувшейся эпопеи с тормозами, решил далее не заморачиваться и оставить всё как есть. По крайней мере до весны…
Прошу прощение за долгое лирическое отступление…
Ну что же, давайте поподробнее рассмотрим вероятные причины связанные с тормозной системой, вызывающие биение и вибрации руля при торможении. Но, прежде предлагаю немного вспомнить как устроен тормозной механизм:
Бывают случаи возникновения биения при торможении в результате деформации тормозного диска по причине его перегрева, деформации привалочной поверхности ступицы к тормозному диску в результате неудачного наезда на какое-либо препятствие или попадания в дорожную выбоину на нагруженной подвеске в момент интенсивного торможения. В особо запущенных случаях биение возникает из-за сильно изношенного и «люфтящего» ступичного подшипника. Так же причиной биения запросто может стать монтаж нового тормозного диска, на некачественно очищенную поверхность ступицы.
В таких случаях, для правильной диагностики проблемы необходимо произвести измерения рабочей поверхности тормозного диска и привалочной плоскости ступицы к тормозному диску на биение. Для этого понадобится небольшой набор необходимых инструментов, который наверняка имеется в любом профессиональном автосервисе. А именно: стойка (желательно магнитная) с индикатором, часового либо электронного типа. После проведения измерений нужно сравнить фактически полученные показания с параметрами установленными заводом изготовителем транспортного средства и только потом сделать соответствующие выводы.
В идеале всё должно выглядеть примерно так как получилось у нас на видео представленном ниже:
В данной теме, мы сегодня затронули лишь некоторые вероятные причины биений, связанные лишь с тормозной системой. На самом же деле причин биений при торможении намного больше. Резюмируя, хочется добавить в общем и целом. Не стоит делать самостоятельные, порой поспешные выводы по одним лишь только косвенным признакам. Не всегда суть проблемы лежит на поверхности. А при выполнении диагностики в автосервисе, старайтесь присутствовать при этом лично, не стесняясь задавать побольше вопросов. Настоящий профессионал с удовольствием ответит на них максимально развёрнуто и понятно, что впоследствии сильно поможет с понимаем сути проблемы, правильным выбором необходимых запчастей и выполнением успешного ремонта. Если объяснения мастера покажутся неубедительными, следует обратиться в другую мастерскую. Пускай это будет связано с дополнительной потерей некоторого времени и небольшого количества денег, зато, у Вас появиться дополнительная возможность в принятии верного решения.
Всем успехов, добра, ровных дорог и тормозных дисков!;)
Почему бьет руль при торможении и как это исправить?
Вибрация различных элементов автомобиля неизбежно возникает в процессе эксплуатации, когда постепенно изнашиваются движущиеся детали ходовой части и трансмиссии. Но среди подобных неисправностей встречается одна опасная неполадка – биение руля при торможении. Чем сильнее дергается рулевое колесо после резкого нажатия педали тормоза, тем выше вероятность потерять управление и слететь с дороги на приличной скорости. Чтобы избежать описанной аварийной ситуации, стоит изучить характер проблемы и способы ее решения.
Откуда возникает биение рулевого колеса?
Под биением руля в момент торможения подразумеваются самопроизвольные рывки рулевого колеса в разные стороны. В особенно запущенных случаях вибрация настолько сильная, что водителю приходится в буквальном смысле ловить автомобиль на дороге. На скорости свыше 50 км/ч явление создает реальную опасность для пассажиров транспортного средства.
Поскольку баранка посредством рейки и шаровых наконечников жестко связана с передними колесными ступицами, источник проблемы нужно искать в ходовой части и тормозной системе авто. Основные причины сильной вибрации кроются в различных дефектах тормозного диска:
Передние тормозные диски названы виновниками не случайно. Стоит рабочей поверхности детали немного изменить форму или получить дефект, как после срабатывания колодок передние колеса начнут вилять, повторяя вращение неровного элемента. Еще сильнее бьет руль при торможении на большой скорости, поскольку частота оборотов передних колес повышается.
Как на диске появляется волнообразная деформация:
Биение рулевого колеса также проявляется после неправильного крепления элемента или при наличии заводского брака, когда поверхность запчасти изначально кривая.
Другие причины вибрации
Вибрации рулевого колеса, не связанные с рывками автомобиля в разные стороны, проявляются по следующим причинам:
Примечание. Неполадки, связанные с износом шаровых опор и амортизаторов, также проявляются на колесах задней оси. Чаще всего на колодки попадает тормозная жидкость, причины – неисправность рабочих цилиндров и прохудившиеся резиновые манжеты.
Как диагностируется неисправность?
Чтобы выявить биение диска одного из передних колес, понадобится домкрат, противооткатные средства и баллонный ключ. Порядок диагностики следующий:
Суть диагностики проста: после срабатывания тормозные колодки отодвигаются назад ровно настолько, чтобы освободить вращающиеся поверхности. До крайнего раскрытого положения накладки нужно раздвигать принудительно. Если металлическая рабочая часть искривлена, то при вращении деталь начнет застревать между колодками.
Совет. Не факт, что рывки руля в разные стороны вызваны деформацией одного диска. Вполне вероятно, что второй элемент тоже согнут. Поэтому обязательно проверьте на наличие дефектов оба передних механизма. Заодно осмотрите детали на предмет трещин (особенно после бокового удара).
Если вибрация не вызывает отклонений машины от прямой траектории в процессе движения и не заставляет дергаться баранку, проверьте элементы подвески и ходовой части. Транспортное средство загоните на смотровую канаву и рывками попробуйте рулевые тяги на предмет люфта. Работоспособность амортизаторов проверяется раскачиванием автомобиля вверх-вниз весом тела. После приложения усилия машина должна качнуться не более 1 раза.
Как устранить биение?
Когда на автомобиле слегка вибрирует руль в момент резкого торможения, можно просто ничего не делать и ездить дальше, принимая соответствующие меры безопасности. Они заключаются в том, чтобы избегать слишком резких замедлений, иначе неисправность усугубится, а вы рискуете потерять бдительность и слететь с дороги.
Рекомендация. Перед дальнейшей эксплуатацией авто убедитесь, что виновником биения рулевого колеса является именно дефект тормозного диска, а не другие причины.
Если биение довольно ощутимо и реально угрожает безопасности людей (пассажиров транспортного средства и пешеходов), деформированный диск следует поменять либо реставрировать. Первый путь связан со значительными финансовыми затратами – запчасти на некоторые марки автомобилей достаточно дороги. Вдобавок тормозные диски необходимо менять парами, иначе в моменты резкого замедления переднюю часть машины начнет уводить в сторону.
Реставрация дисков заключается в проточке на специализированном станке. Оборудование продвинутых станций техобслуживания позволяет обработать металл, не снимая дефектной детали с машины. Процедура обойдется дешевле покупки и установки новых запчастей.
Когда при торможении трясет машину независимо от скорости движения, нужно искать и устранять неполадку в другом месте:
В отдельных случаях вибрация появляется из-за отвалившихся тормозных накладок. Неисправность сопровождается посторонним звуком скрежета либо трения о металл.
Бьет руль при торможении — главные причины
Почему рулевое колесо трясется при торможении?
Дрожащее рулевое колесо при торможении не только сильно раздражает, это означает, что что-то не так с тормозной или рулевой системой. Не игнорируйте это.
Ощущение тряски рулевого колеса при торможении может и должно заставить вас нервничать. Обычно это указывает на проблему с тормозами, одной из самых важных систем безопасности вашего автомобиля.
Есть два типа тормозных систем: дисковые и барабанные. С 1980-х годов практически все автомобили в стандартной комплектации поставляются с передними дисковыми тормозами. Сегодня большинство автомобилей оснащено дисковыми тормозами на все четыре колеса.
Вибрации от изношенных тормозных барабанов обычно ощущаются в сиденьях или в задней части автомобиля, но не в рулевом колесе. Однако (когда дело касается поломок и ремонта автомобилей всегда есть слово «однако») есть еще несколько возможных причин дрожания рулевого колеса при торможении.
Вот что вам нужно знать.
Как работают тормоза
При нажатии на педаль тормоза начинается цепная реакция. Тормозная жидкость нагнетается, приводя в действие тормозные суппорты. Когда жидкость воздействует на суппорт, тормозные колодки, находящиеся внутри суппортов, сжимают поверхность дискового тормоза (ротора), зажимая их на поверхности дисковых тормозов. В результате трения колодок об поверхность тормозных дисков происходит их замедление (и колеса) и в итоге остановка автомобиля.
Поскольку роторы дисковых тормозов механически соединены с колесами и системой подвески, любые вибрации во время торможения перемещаются вверх по рулевому колесу, где водитель их и ощущает.
Причины вибрации при торможении
Изношенные, ржавые, грязные или ослабленные тормозные колодки не могут эффективно зажимать поверхность тормозного диска. Колодки также могут быть загрязнены маслом, тормозной жидкостью, грязью, дорожной солью или даже смазкой из-за неаккуратной установки.
Любая из этих причин может вызвать дрожание рулевого колеса при торможении. Обратите внимание: хотя и есть способы очистить загрязненные тормозные колодки, лучше их заменить.
Сухие, корродированные, дефектные, отсутствующие крепежные детали суппорта тормозного механизма (особенно направляющие штифты суппорта, которые не позволяют суппорту работать ровно и плавно) приведут к заеданию и изгибу тормозного суппорта, что означает, что он не сможет прижимать колодки прямо к поверхности тормозного диска.
Заменить колодки можно самостоятельно, но правильная очистка и смазка ржавых направляющих штифтов суппорта — это работа, которую лучше всего доверить профессионалам.
Трясется руль и вибрация в педали тормоза
Роторы могут сигнализировать о неисправности, если вы чувствуете, как рулевое колесо трясется из стороны в сторону, а педаль тормоза пульсирует вверх и вниз при торможении.
Деформированный тормозной диск означает, что его поверхность, как правило, имеет неоднородную толщину. В этом случае, поскольку тормозные колодки будут перемещаться по более тонкой или более толстой области диска при торможении, педаль тормоза будет перемещаться вверх и вниз, а рулевое колесо будет трястись.
Поверхность тормозных дисков должна быть абсолютно плоской. Обратите внимание, что биение при торможении уже может появиться всего лишь при отклонении толщины более чем на 0,08 мм или на толщину человеческого волоса.
При неоднородной поверхности диска неравномерно будут изнашиваться не только тормозные колодки, но и сам ротор (из-за неравномерного рассеивания тепла, которое возникает при зажиме колодок тормозного диска).
В том числе неравномерный износ тормозных дисков может быть связан со скоплением ржавчины или песка между ротором и его монтажной поверхностью, в результате чего это приводит к колебаниям тормозного диска.
Даже незначительные дефекты или трещины ротора могут вызвать дрожь при торможении. Серьезные поломки тормозного диска могут привести к блокировке колес и потере контроля над автомобилем во время движения.
Перегрев тормозных колодок, а также чрезмерная затяжка гайки крепления являются основными (и частыми) причинами деформации тормозных дисков. Окружающая среда, в которой вы живете (соленый воздух и дорожные соли), могут вызвать коррозию роторов.
Поэтому на очередном ТО попросите автомеханика произвести визуальный осмотр тормозных дисков и колодок. Также желательно измерить их толщину.
Имейте в виду, что поверхность тормозных дисков может быть отшлифована, но все зависит от того, какой запас их толщины. Если же они повреждены или изношены больше спецификации автопроизводителя, их необходимо заменить. Обычно рекомендуется заменять оба тормозных диска на одной оси. Также желательно поменять и тормозные колодки.
4. «Однако»… «Однако»
Неисправные ступичные подшипники, ослабленные, изношенные или поврежденные детали подвески (втулки, сайлентблоки, пружины, стойки/амортизаторы, рулевые тяги / рулевые наконечники) также могут вызывать вибрацию рулевого колеса при торможении.
Вибрации от ослабленных или изношенных ступичных подшипников обычно ощущаются в рулевом колесе при одновременном торможении и повороте.
Также имейте в виду, что, например, из-за неисправного датчика скорости колеса в компьютер автомобиля может быть отправлена дезинформация, которая по ошибке активирует антиблокировочную тормозную систему даже при плавном торможении на небольшой скорости на сухом ровном асфальте.
Внимание: рулевое колесо не должно вибрировать при торможении! Чтобы избежать крупного и дорогостоящего ремонта, проверяйте тормоза и тормозное оборудование, когда ваш автомобиль находится на регулярном плановом техническом обслуживании или любом ремонте.
Вибрация на рулевом колесе, на педали тормоза или по всей машине может начаться по целому ряду разных причин, таких как лопнувшие кронштейны опоры двигателя, изогнутые обода дисков колёс, плохо отбалансированные колёса, изношенные ШРУСы и ещё ряд причин. Но ни одна из этих автомобильных проблем не вызвала бы вибрацию на руле только при торможении. Вибрация или бьёт руль при торможении на дисковых тормозах почти всегда только по причине деформированных тормозных дисков.
Бьёт руль, педаль тормоза или вибрация из-за деформации тормозных дисков
На рисунке автомеханик прижимает настоящие тормозные колодки к тормозному диску. На деле эту работу выполяет суппорт
Почему деформация тормозного диска становится может быть причиной вибрации или биения на руле, проще выяснить, поняв принцип работы диска. Тормозные диски, как правило, сделаны из металла и бывают определённой ширины в зависимости от марки и модели Вашего автомобиля. При применении тормоза, колодки сильно прижимаются к диску, создавая колоссальное давление и силу трения, отчего тормозной диск подвергается сильному нагреву. Нагрев этот провоцирует небольшое изменение плотности металла диска, и диск этот должен охладиться равномерно по всей своей поверхности. Тем не менее, это происходит не всегда, и когда тормозной диск охлаждается внезапно и не равномерно, то, как правило, он деформируется в определённых местах. Деформация эта приобретает волнистую форму. Получается, что когда тормозные колодки зажимают деформированный диск на высоких скоростях, это диск заставляет вибрировать влево-вправо весь суппорт, а вместе с этим и всё колесо, передавая вибрацию на руль или на весь автомобиль.
Как именно резко охлаждается перегретый тормозной диск, думаем, говорить не нужно. Отметим, что причиной тому может быть лужа или снег после длительного торможения.
В случае, когда повело тормозной диск на передних колёсах, то Вы почувствуете, что при торможении бьёт именно руль. А если на одном из задних колёс, то и вовсе можете не заметить вибрацию, хотя в случаях, когда диск повело достаточно сильно, вибрация при торможении ощутима на высоких скоростях. А вот вибрация педали тормоза не покажет достоверно, какой из роторов повело.
Работа по расточке тормозного диска
А вот на барабанных тормозах барабаны, аналогично ротору на дисковых тормозах, деформируются из-за перегрева или переохлаждения после перегрева достаточно редко.
Бьёт руль или вибрация после замены тормозного диска, ступицы или ступичного подшипника
А вот если биению на руле или по всему автомобилю предшествовали работы в сервисе по ходовой части машины, то первопричину следует искать первым делом именно здесь. Наиболее часто вибрация при торможении может появиться после замены тормозного диска, ступицы или ступичного подшипника. А конкретная причина вибрации и биения может быть не только в бракованных этих деталях (хотя чаще именно в них), но и в некачественно проведённой работе. Возможно, тормозной диск неправильно затянули, перетянули или затянули не крест-накрест. Момент, с которым необходимо затягивать тормозной ротор, обычно указан на самом диске.
В случае, если вибрация руля при торможении или всей машины появилась именно после каких-либо проведённых работ в ходовой части, то обратитесь с проблемой к тому же механику, который проводил эти работы.
Бьёт руль или вибрация из-за треснувшего тормозного диска или барабана
Трещина на тормозном диске
Могут ли причиной вибрации стать колодки?
Несмотря на то, что некачественные или изношенные колодки, как возможная первопричина вибрации на автомобиле или биения на руле, фигурируют довольно часто, по нашему мнению, они никак не могут стать причиной вибрации на руле или всей машине при торможении. Это не движущуюся часть и цикличности работы в ней быть не может, потому при ровном тормозном диске колодки и суппорт не могут стать причиной такой вибрации.
Что ещё может стать причиной биения или вибрации при торможении, но достаточно редко:
Можно ли игнорировать вибрацию и биение руля при торможении, если сильно не мешает?
Бьет руль при торможении на большой скорости — причины и способы решения
Некоторым водителям кажется, что если руль начинает дрожать, то это неопасно и проблема исчезнет самостоятельно. Но, это не так.
Главная ошибка, которую также допускает большая часть водителей, заключается в том, что каждый из нас не хочет искать неисправность, тратить деньги и время на ремонт. Однако чтобы найти корень проблемы необязательно ехать в автосервис.
Распространенные причины вибрации руля
Если при торможении бьет в руль, причины могут быть разными.
Устройство управления начинает подрагивать из-за:
Чаще всего, проблема скрывается в разбалансировке автоколеса, и водители едут на шиномонтаж, но это только, а счастливом случае. Начинать поиск неисправности лучше с рулевого управления. Также попутно стоит найти место возникновения вибраций. Если не получилось найти проблему, придется заказать полную диагностику в автосервисе.
На большой скорости
Прежде чем отправиться в автосервис с выводом, что вашу машину трясёт именно на быстрой езде, проверьте реакцию руля на торможение, повороты, кочки и так далее. Биение в руль возникает по различным причинам, начиная с неправильной балансировки автоколес, повреждения дисков или автопокрышек и заканчивая нарушением геометрии фронтальной подвески. А такой ситуации нередко требуется диагностика ходовой транспортного средства (а также трансмиссии) на специальном стенде. Проверка не занимает много времени, опытному специалисту хватит и 5 минут для определения основной проблемы.
Также дрожание руля на высокой скорости возникает тогда, когда повредилось колесо или резина износилась. Чтобы устранить проблему, авторезину нужно будет заменить, а автодиск, если он штампованный, нужно будет отрихтовать на специальном оборудовании.
В крайнем случае, если не удалось найти проблему у ходовой и колес, стоит взглянуть на рулевые наконечники. Из-за длительной эксплуатации между ними и рулевыми тягами появляется люфт, что и провоцирует дрожание при мощнейшем разгоне на машине. Если с этими запчастями — все нормально, а биение руля на скорости не прекратилось, стоит осмотреть шарниры рулевой колонки, рейку. Выработка спровоцирует формирование зазоров между зубчиками рейки, а поэтому весь механизм неправильно работает и появляется дрожание.
Вибрация руля на маленькой скорости
Небольшой скоростью признается показатель до 40 км/ч. Если вы при слабом разгоне начинаете чувствовать биение на руле, а при повышении скорости, оно испаряется, значит, проблема не связана с механизмами. Нередко руль трясет при медленной езде из-за наледи на колесах в зимний сезон или скопления грязевых частиц на них летом. Нужно лишь убрать грязевые частицы или загнать авто в обогреваемую парковку, чтобы наледь подтаяла, и вибрация уйдет.
Когда дрожь появляется на скорости 50 км/ч, а исчезает при показателе 100 км/ч, то это обычная разбалансировка автоколес. Из-за того что, автоколеса плохо сбалансированы или эта процедура вообще не выполнялась более года, вибрация в руль начинает поступать уже при показателе 60 км/ч. С ускорением, дрожь становится в два раза сильнее, т.к. увеличивается центробежного типа сила. Эта дилемма не только доставляет дискомфорт в процессе управления автомобильным средством, но и сокращает эксплуатационный срок деталей.
При тормозе бьет руль
Задаетесь вопросом, что делать, если при торможении вибрирует руль? Все просто. Если при нажатии на тормоз, вы чувствуете дрожь на автоколесе, логично, что проблема сокрыта в тормозной системе. Многие ее запчасти подлежат ремонту или замене. Если дело не в колесах, то возможно проблема вызвана следующими факторами:
Если автомобиль поворачивает или ускоряется, а биение руля проявляется при нажатии на тормоз, это значит, что причину дрожи нужно поискать в тормозной системе, а не в механизме управления или ходовке. Зная простые истины и строение автомобиля, можно быстро найти источник вибрации и убрать ее. Если у вас наблюдается недостаток опыта и знаний в части автомобилей, не рискуйте, сразу отправляйте машину в СТО.
Важно! Когда транспортное средство стоит на месте и колеса находятся в правильном положении, а на устройстве управления возникает вибрация, причину нужно поискать в крепежах. Если машина на ходу более 10 лет, велика вероятность ослабления крепежной детали, которая приводит к сильной вибрации. Еще дрожь появляется после полноценного ремонта двигателя и коробки, то монтаж был произведен неверно. В такой ситуации, придется проверить правильность и затяжку крепежей.
Способы решения проблемы
Неважно насколько сильно дрожит руль, нужно выполнить полную диагностику и устранить проблему с управлением. Это позволит вам избежать дорогостоящего ремонта, а главное — не попасть в аварию.
Если бьёт руль на малой и большой скорости, сделайте следующее:
Диски для колес проще всего прочистить на автомобильной мойке. Струйки воды устранят скопившуюся грязь. Также можно немного побить по каждому автодиску тяжелым предметом, снизив амплитуду вибраций рулевого управления, чтобы безопасно добраться до мойки или мастерской.
Балансировку стоит выполнить в шиномонтаже. Закажите услугу для всех автоколес, особенно если бьет руль при торможении или при медленной езде. Также, пожалуйста, устраните деформацию автодисков, придайте им первоначальную форму на станке.
Испорченную резину лучше заменить. Восстановить ее невозможно — проще купить новые автошины и установить их, согласно правилам балансировки.
Дрожание руля на быстрой и медленной скорости из-за нерабочей подвески или рулевого механизма, устраняется посредством разборки ходовоки, осмотра доп. элементов и ремонта. Чаще всего выходят из строя гранатки, металлические шарниры, рулевые втулки.
Устранить биение, возникающее при нажатии на тормоз, удастся лишь в автомобильной мастерской. Станком обтачивается и восстанавливается поверхность тормозных автодисков, если еще можно что-то восстановить.
Биение руля на скорости лучше не пытаться устранить самостоятельно в гараже. Только в СТО сразу определят причину неисправности и устранят её. Большинство автомастерских работает с определенными марками автомобилей, да и специалисты лучше разбираются в конструкции всех модификаций, еще они знают характерные особенности каждой и умеют быстро находить корень проблемы.
Если разобраться с дрожью рулевого управления сразу, не откладывая в долгий ящик, то можно обойтись без серьезных финансовых потерь. Плюс, вы сэкономите время. Не стоит игнорировать дрожание, т.к. оно в будущем приведёт к необходимости полной замены компонентов рулевого управления или подвески. Если вы не хотите сталкиваться с дрожанием руля вновь, не забывайте про профилактические осмотры, периодически наблюдайте за состоянием автомобильного транспорта и занимайтесь ремонтом вовремя.
Автомобиль — это сложный механизм. Но каждый водитель должен хотя бы базово понимать, по какому…
Вибрация при торможении на большой скорости – симптом, который может появиться по разным причинам. Нередко приходится…
Встроенные автомобильные кондиционеры неудобны: они не работают при выключенном моторе, их тяжело отрегулировать и заменить….
avtoexperts.ru
Если даже на такие часто встречающиеся явления, как дребезжание стекол и пластика в салоне машины автолюбители реагируют довольно нервно, то вибрирование рулевого колеса способно уложить в больницу для душевнобольных практически каждого водителя – уж очень назойливый и неприятный это процесс. Шутки шутками, но вибрации на руле – проблема весьма серьезная. Сегодня мы выясним причины ее возникновения и расскажем о том, как совладать с этой бедой.
Причины вибраций на руле
Как правило, вибрации на рулевом колесе проявляются в различных условиях: при движении автомобиля на разных скоростях, торможении или тогда, когда машина стоит, а ее двигатель работает на холостых оборотах. Если стало досаждать биение руля, надо определить, в каких обстоятельствах оно проявляется, и в зависимости от этого диагностировать причину.
Биение руля на стоящей машине
Вибрации в этом случае могут проявляться по двум причинам: из-за ослабленных креплений двигателя или из-за неполадок с приводным валом рулевой рейки. При первом варианте, когда мотор работает на холостых оборотах, руль бьет довольно сильно. Такие вибрации проявляются на автомобилях с большим пробегом: либо крепления силового агрегата ослабли со временем, либо установка двигателя на место после капитального ремонта не была произведена надлежащим образом. Если даже при небольших оборотах ощущается существенное биение руля, то при наборе скорости вибрации возрастают и ехать на таком авто становится не только некомфортно, но и небезопасно.
Второй вариант: возникновения вибраций на холостом ходу у стоящего авто могут быть вызваны износом шлицевой части приводного вала рулевой рейки либо деформацией самого вала. Биение руля при таком варианте тоже может увеличиваться, когда автомобиль поедет.
Долго ездить с такими вибрациями нельзя и потому, что это может привести к разрушению элементов рулевого механизма, и, как следствие, потере управляемости автомобилем – аварии.
Биение руля при езде на разных скоростях
Здесь факторов возникновения вибраций больше, и связаны они в основном с состоянием колес.
Во-первых, биение руля может возникнуть по причине того, что колесные диски забиваются снегом или грязью, что приводит к разбалансировке колес и, как следствие, появлению тех самых назойливых вибраций. В этом случае руль бьет только на малых скоростях, а при повышении скорости вибрации исчезают совсем.
Во-вторых, вибрации рулевого колеса могут проявляться на средних (не более 60км/час) и высоких скоростях, если колеса не были правильно отбалансированы при сезонной смене покрышек или после ремонта шин.
В таком случае массы колес становятся разными, при наборе скорости центробежные силы таких колес разнятся, потому и появляется биение руля. Ездить с разбалансированными колесами долго нельзя – кроме дискомфорта при вождении можно испортить шины (неравномерный износ) или, что серьезнее, повредить элементы подвески (больше всего в этом случае достается подшипникам ступиц).
В-третьих, биения руля могут быть спровоцированы деформацией колесных дисков (чаще всего этому подвержены стальные диски). Наиболее часто вибрации в этом случае возникают после того, как автомобиль влетел в выбоину одним или даже двумя колесами. Бывает, что деформированный колесный диск вам продают в магазине или на рынке – это производственный дефект. Стали ли причиной вибраций на руле кривые колесные диски определить на глаз не всегда можно – зачастую при этом гнет внутреннюю часть диска, а не внешнюю.
Диагностировать эту причину можно сняв колеса самостоятельно, или обратившись на ближайший шиномонтаж.
В-четвертых, вибрация руля может появиться, если отверстия в колесном диске не соответствуют диаметру болтов на ступице колеса. Это проявляется, когда на машину ставят неоригинальные колесные диски. В таком случае диск начинает «скакать» на ступице, возникает вибрация, которая и передается на рулевое колесо. Чем выше скорость, тем сильнее вибрирует руль.
В-пятых, «лихорадка» руля проявляется из-за дефектов покрышек. Сюда относятся деформация корда или боковины шины, которые могут быть вызваны заводским браком или неправильной эксплуатацией резины (езда по дорогам с выбоинами).
Шестая причина появления вибрации на скорости – неравномерно давление в шинах. Из-за того, что в колесах на одной оси разное давление руль даже при небольших скоростях начинает трястись.
Еще одна причина вибрации на руле, которая может проявиться на средних и высоких скоростях – неравномерно затянутые или ослабленные колесные болты. В первом случае из-за того, что болты затянуты с разным усилием, возникает перекос при вращении колеса. Чем больше его центробежная сила, тем сильнее перекос и тем ощутимее биение руля. Во втором случае, если болты ослаблены, колесо начинает «скакать» на ступице, порождая отдающие в руль вибрации.
Наконец, привести к вибрациям на руле могут износившиеся элементы подвески или рулевого механизма. Износ указанных деталей приводит к возникновению люфтов различной величины, и чем они больше, тем серьезнее бьет руль на скорости. В данном случае появление вибраций на руле служит сигналом к проверке элементов подвески или рулевого управления. Например, биение в руле может возникнуть при прохождении поворотов. В этом виноваты износившиеся шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), или вышедшие из строя сайлентблоки передних рычагов. А если руль бьет при проезде неровностей – грешим на поломку втулок рулевой рейки.
Биение руля при торможении
Вибрации на руле при торможении возникают по причине деформации элементов тормозной системы автомобиля – тормозных дисков или барабанов. Изменение формы дисков или барабанов может быть спровоцировано а) заводским дефектом; б) неправильной эксплуатацией тормозной системы (перегрев тормозных дисков с последующим резким охлаждением).
Как исправить вибрации на руле
Определив, по какой именно причине происходит биение руля, можно приступать к исправлению этого дефекта. Расскажем о том, как избавиться от вибраций на руле в том же порядке, в котором мы определяли причины их возникновения.
1. Закрепляем двигатель. При помощи подходящих ключей, протягиваем все крепления мотора, при помощи которых он фиксируется в подкапотном пространстве. Если крепление сломалось или износились болты, шайбы и гайки – меняем их на новые. Для того чтобы обеспечить надежность крепления, наматываем на болт льняную паклю, пропитанную солидолом.
2. Заменяем приводной вал. Деформированный приводной вал восстановлению не подлежит – исправить его геометрию не получится даже на СТО, а потому лучше установить на место вышедшего из строя вала новый.
3. Чистим колесные диски от снега и грязи. Самое простое – заехать на автомойку и сбить накопившийся на колесах снег мощной струей воды. Если вибрации сильно досаждают, а до ближайшей мойки ехать далеко, можно оббить налипший на диск снег любым подвернувшимся под руку предметом. Полностью вибрации мы не уберем, но интенсивность их снизим.
4. Правильно балансируем колеса. Едем на шиномонтаж и просим специалиста отбалансировать все четыре колеса.
5. Исправляем деформированные колесные диски. Придать диску прежнюю форму можно на специальном рихтовочном оборудовании, которое имеется в распоряжении любого уважающего себя шиномонтажа.
В случае со стальными дисками их неровности устраняются проще (иногда работник шиномонтажа использует для этого кувалду), чем у легкосплавных дисков – для восстановления их геометрии понадобится специальный дископравильный станок.
6. Устанавливаем проставки на диски. Разные по диаметру ступичные болты и отверстия в неоригинальных колесных дисках можно «сдружить» при помощи специальных проставок (центровочных колец), которые монтируются как на шиномонтаже, так и самостоятельно.
7. Заменяем дефектную резину. В отличие от деформированных колесных дисков, покрышки с дефектами восстановить нельзя. Придется купить новые шины и установить их, соблюдая все правила балансировки.
8. Подкачиваем колеса. Чтобы устранить разность давлений в шинах и, как следствие, избавиться от вибраций на руле, накачиваем колеса до определенных производителем параметров. Узнать их можно в руководстве по эксплуатации или на специальной табличке, которая зачастую крепится на средней стойке со стороны водителя или переднего пассажира.
9. Затягиваем болты. Берем в руки газобаллонный ключ и протягиваем все болты колес с одинаковым усилием. После этой простой операции вибрирование руля, как правило, исчезает.
10. Ремонтируем подвеску или рулевой механизм. Биение руля в данном случае – лишь признак более серьезных проблем. Тут придется разобрать переднюю или заднюю подвеску, осмотреть целостность всех деталей и при обнаружении вышедшего из строя элемента (шарниры равных угловых скоростей, передние и задние сайлентблоки рычагов, втулки рулевой рейки и прочее), заменить его.
11. Ремонтируем или заменяем тормозные диски/барабаны. Избавиться от вибрации на руле при торможении можно двумя методами. Первый – проточка тормозных дисков или барабанов. Она выполняется на специальном оборудовании на СТО, ее также можно сделать своими руками. С ее помощью мы восстанавливаем деформированную поверхность тормозного диска, но только в том случае, если деформация не достигла критических величин. В таком случае выход только один – замена износившихся тормозных дисков и барабанов на новые.
В любом случае, при возникновении вибраций на руле немедленно проводите диагностику.
В поиске причины биения руля, а также его вибрации и тряски, нет ничего сложного, если знать, в какую сторону «копать». Некоторые неисправности, буквально ощущаемые руками водителя, довольно банальные, и с их определением легко справляются даже начинающие автолюбители. Есть, конечно, и сложные ситуации. Но это касается, как правило, только ремонта узла, вызывающего вибрацию руля. Найти же причину любой сложности под силу любому, кто хотя бы в общих чертах представляет себе устройство автомобиля.
Задача этой статьи – простыми словами рассказать, почему может вибрировать, бить, трястись или вилять рулевое колесо автомобиля в разных режимах его эксплуатации. Всего в материале рассмотрено аж целых 20 всевозможных дефектов, общим симптомом которых является по сути одно и то же. И пускай самостоятельно устранить найденную проблему смогут не все. Но приехать к специалистам на СТО с готовой задачей, и не дать себя надуть «ремонтом» выдуманных неисправностей – это уже победа в наше время.
Биение и вибрация руля в разных режимах
Поиск причины биения руля можно существенно облегчить, если разделить все симптомы по группкам в зависимости от режима эксплуатации автомобиля. Всего таких групп будет рассмотрено 7. В каждом режиме эксплуатации машины – свои неисправности.
Но имейте в виду, что некоторые из описанных здесь дефектов могут вызывать вибрации руля одновременно в нескольких режимах. То есть, например, проблема ощущается и во время стоянки с работающим двигателем, и при движении на определенной скорости. Другие же поломки – в своем роде уникальные, то есть проявляют себя только в определенных режимах. Там, где это имеет место быть – есть соответствующие комментарии.
Итак, руль может вибрировать, вилять, бить или трястись в следующих семи режимах эксплуатации автомобиля:
Подчеркнем – даже если проблема у вас проявляется только в каком-то одном режиме, не стоит пропускать представленные возможные причины из других групп. Вполне возможно, что решение найдется именно там.
Стоянка на холостом ходу
Многие ошибочно полагают, что причины вибрации руля на холостом ходу безобидные и не требующие оперативного устранения. Машина же стоит на месте – что может случиться? Тем не менее, некоторые из рассмотренных далее дефектов довольно опасные, так вполне могут дать о себе знать не только во время стоянки, но и при движении на приличной скорости. Поэтому, не стоит пренебрегать даже такого рода вибрациями руля.
Причина №1. Износ или ослабление креплений двигателя
В преобладающем большинстве случаев эта причина провоцирует вибрации не только на рулевом колесе, а также передается и по кузову. В том числе, могут назойливо шуметь из-за тряски плохо прикрепленные пластиковые детали салона, приборной панели и так далее. Вибрации на руле в данном случае могут ощущаться не только во время стоянки с работающим мотором, но и в абсолютно любых других режимах, перечисленных списком выше.
Выявить дефект такого рода довольно просто. Для этого достаточно открыть капот, и посмотреть на работающий на холостом ходу двигатель. В идеале силовой агрегат даже во время работы на маленьких оборотах не должен дергаться. Причем, независимо от года выпуска вашего автомобиля. На надежно закрепленном и сбалансированном моторе можно на ребро установить монетку, и она не будет падать.
Если же двигатель «колбасит», первое, на что следует обратить внимание – это так называемые подушки, через которые он крепится к кузову или подрамнику автомобиля. Задача этих опор – как раз-таки гасить мельчайшие вибрации. Но, если они износились, либо ослабились крепежи, которыми они прикручены – тряска будет периодически усиливаться за счет резонирующего эффекта. Соответственно, вибрировать будет не только рулевое колесо, но и весь автомобиль, что при стоянке, что при езде.
К сожалению, простая подтяжка креплений в таких случаях помогает очень редко. Чаще приходится менять те самые амортизирующие подушки. Стоят они сравнительно недорого, но вот сама процедура их замены может отпугнуть начинающих засучить рукава своей кажущейся сложностью.
Причина №2. Троящий двигатель
Троящим называется тот двигатель, у которого не все цилиндры работают равномерно и без перебоев. Если в каком-то одном (или более) из них имеются пропуски зажигания, перебои с подачей топлива (в дизелях) или топливовоздушной смеси (в бензиновых моторах), нарушена компрессия и другие проблемы – двигатель будет троить. Физически этот дефект проявляется в виде вибрации, которая вызвана нарушением весового и инерционного баланса. Соответственно, вибрации руля сопровождаются в таких случаях тряской всего автомобиля, но от предыдущей причины отличаются еще и снижением динамики.
Выявить троящий мотор начинающим не всегда просто, а тем более, найти причину возникшей проблемы. Как правило, дополнительно к вибрации руля при такой поломке добавляются такие симптомы, как нестабильная работа мотора, «отупение» машины при разгоне и другие. Ну а поиск причины, из-за которой троит двигатель – это целая эпопея, требующая отдельной статьи.
Причина №3. Слишком низкие холостые обороты
В данном случае все предельно просто. Если скорость вращения коленчатого вала на холостом ходу недостаточная, то двигатель начинает работать нестабильно. Проявляется дефект как постоянно, так и при определенных условиях. Например, холостые обороты могут падать ниже нормы после включения печки, света головных фар или любой другой мощной нагрузки. В исправном автомобиле это все дело должно компенсироваться, и холостые в результате поддерживаются на нужном уровне.
Аналогично предыдущей проблеме, описывать решение этой в рамках пары абзацев особого смысла нет. Тема обширная, и ее развитие зависит от целого ряда факторов. Однозначным остается только одно – заниженные или периодически падающие холостые обороты вполне могут стать причиной вибрации или систематической тряски рулевого колеса. Вполне логичным и естественным является то, что проблема исчезает, когда двигатель работает на средних и высоких оборотах.
Причина №4. Износ приводного вала рулевой рейки
Эта деталь предназначена для превращения крутящего момента, создаваемого усилиями рук водителя, в поступательное движение рулевой рейки. Когда данный узел раздолбан, вибрации двигателя через него вполне могут передаваться на руль, даже если машина просто стоит на месте. Также источником противной тряски на руле в данном случае может быть некорректная работа гидравлического усилителя.
Диагностируется эта поломка в гаражных условиях весьма непросто, и небыстро. Так что, если вы начинающий автолюбитель (а именно на таких и рассчитан этой материал), либо принципиально не ковыряетесь своими руками в машине – обратитесь к специалисту с уже готовой задачей.
Разгон
Исключительно при разгоне вибрации на руле наблюдаются крайне редко. Как правило, если они есть, то они дублируются и в других режимах при езде. Опять же, уже рассмотренные 4 причины биения руля на холостом ходу вполне могут проявляться и при разгоне. Но, несмотря на это, есть, все же, некоторые дефекты, которые могут претендовать на звание уникальных причин вибрации при разгоне. Их рассмотрим в первую очередь, а остальные – так, до кучи, как говорится.
Причина №5. Разбалансированные колеса
Наверное, самой часто встречающейся причиной биения руля при разгоне является именно разбалансировка колес. В своем роде, это уникальный дефект, который редко проявляется еще в каком-либо другом режиме движения автомобиля. В том числе, как правило, вибрации руля постепенно или внезапно пропадают, как только набирается приличная скорость, либо наступает ее снижение. Подчеркнем – только, как правило, но не в 100% случаев. Иногда разбалансированные колеса ощущаются на руле что при разгоне, что на скорости, что при торможении.
Какие колеса называются разбалансированными? Таковыми считаются те колеса, вес которых неравномерно распределен по всей окружности. То есть, грубо говоря, с какой-то одной стороны колесо немного тяжелее, чем в других точках. А поскольку эти детали автомобиля вращаются, то они в значительной степени подвержены влиянию центробежной силы. И когда колеса не сбалансированы по весу, на разные их точки действует разная центробежная сила. Отсюда и вибрации на руле.
Первое, что можно сделать, это осмотреть колесные диски на предмет наличия прилипшей грязи или снега, если на улице зима. Несмотря на кажущуюся несерьезность, даже небольшие наросты грязи, снега или льда приводят к существенному дисбалансу по весу. Соответственно, очистка и мойка с дальнейшим регулярным уходом – полностью решает данную проблему.
Если колесные диски чистые, следующим шагом идет осмотр протекторов шин. В них часто застревают мелкие камешки, которые, несмотря на свой мизерный вес, при достаточном количестве могут стать вполне реальной причиной вибрации на руле. Особенно «любит» накапливать подобные вещи зимняя резина.
И последнее. Чтобы колеса машины не вызывали вибрацию руля при разгоне и движении из-за разбалансировки, их нужно своевременно балансировать на соответствующих сервисах. Услуга эта копеечная, и часто повторять ее нет смысла. Как правило, хватает балансировки по сезону, когда зимние шины меняются на летние, и наоборот. Здесь вполне резонным будет замечание, распространяющееся на любителей так называемых всесезонных покрышек, которые эксплуатируются на автомобиле по несколько лет. Естественно, никто никакой балансировки обычно в таких случаях два раза в год не делает. А между тем, она ой как нужна.
Причина №6. Ослабившиеся болты (гайки) ступицы
Несмотря на то, что эта причина многим покажется довольно нелепой, но она встречается не так уж и редко. Крепежи, которыми колесные диски крепятся к ступицам, вполне могут ослабиться, даже если они затянуты с правильным усилием. Для этого достаточно просто «удачно» наехать на ямку средней глубины. Ну а, чтобы такое случилось, если ступичные болты были изначально не затянуты – вообще промолчим.
Такое, кстати, весьма часто встречается среди начинающих автолюбителей, которые первые разы самостоятельно меняют пробитое колесо. Они затягивают болты (или гайки) тогда, когда машина находится на домкрате, а после его опускания либо забывают дотягивать, либо просто отвлекаются на что-либо.
Результат всего этого один – сначала ощущаются вибрации на руле, или скорее, его систематическое и безобразное виляние в стороны. Ну, а потом, если не были приняты соответствующие меры – можно в дороге прямо на ходу остаться без одного колеса. Примеров из жизни полно – поищите в «ютубе». Но сначала проверьте – затянуты ли болты на ваших колесах.
Причина №7. Изношена рулевая рейка
Эта причина уже не является такой же уникальной, как предшествующая. Износ рулевой рейки в виде вибрации, виляния или биения руля можно ощущать, как при разгоне автомобиля, так и во время размеренного движения. Но, все же, чаще этот «недуг» проявляется именно на разгоне (а также при маневрировании).
Начинающим автолюбителям пытаться выявить износ рулевой рейки – практически бесполезно. Гораздо лучше обратиться с этой возможной проблемой к тому, кто знает, как это делается. В любом случае, если причина окажется именно в рулевой рейке, замены довольно недешевой детали вам не избежать. И делать это надо без особых отлагательств в длинный ящик, поскольку убитая рейка «потащит» осень скоро за собой и другие детали рулевого механизма. В конце концов, езда на таком автомобиле небезопасна и для вас, и для других участников дорожного движения (собственно, как и в большая часть остальных причин вибрации руля).
Причина №8. Изношены рулевые наконечники
Рулевые наконечники – это детали рулевого механизма, посредством которых через тяги соединяется рейка со ступицами передних колес. Чрезвычайно, надо сказать, подверженные частому износу элементы. Радует только одно – их стоимость. Немного, конечно, огорчает стоимость их замены, а также необходимость после этой процедуры выполнения регулировок схождения колес, что тоже стоит денег.
Тем не менее, разболтанные рулевые наконечники – это гарантированная вибрация на руле. Нередко проявляется этот дефект и в виде так называемого самопроизвольного виляния рулевого колеса по сторонам. Особенно, когда машина разгоняется или двигается на невысокой скорости. Также износ рулевых наконечников дает о себе знать на руле, когда автомобиль попадает в колею на дороге.
Диагностировать рулевые наконечники несложно даже начинающему автолюбителю. Лучше, конечно, делать это с помощником. Вариантов диагностики всего два. Первый заключается во вращении рулевого колеса туда-обратно одним, тогда как второй – смотрит снизу на поведение деталей. Разболтанные наконечники видно обычно сразу. А подтвердить диагноз можно при помощи усилия, приложенного к рулевым тягам в направлениях их движений, то есть, в сторону соответствующего колеса и обратно.
Ремонтировать тут, собственно, нечего. Только полная замена деталей.
Причина №9. Износ и другие проблемы со ступичными подшипниками
Название детали говорит само за себя – на этих подшипниках вращаются колеса на ступицах. В случае их износа вибрации на руле проявляются, опять же, чаще при разгонах автомобиля. Также сильно изношенные ступичные подшипники можно буквально ощутить вестибулярным аппаратом во время маневрирования. У кого было, тот поймет, о чем речь.
Проверить ступичные подшипники на предмет износа довольно просто и без специалиста, чего нельзя сказать об их замене. Диагностика заключается в пошатывании колеса, вывешенного на домкрате. Шатать лучше из-под машины, находясь в смотровой яме. Так можно будет точнее увидеть, где имеется люфт – в ступице, или же где-то на элементах рулевого механизма или подвески.
Понятно, что ремонтировать и тут нечего. Только покупка новых подшипников, и установка их вместо убитых. Повторим, что процедура эта довольно сложная, и без предварительной подготовки лучше за нее не браться.
Движение по прямой на малых скоростях
Бывают и такие причины биения руля, которые проявляют себя исключительно при движении на малых и средних скоростях. Опять же, не стоит исключать и уже рассмотренные дефекты, ровно, как и описанные далее, в других разделах.
Причина №10. Деформация дисков
Довольно распространенная причина биения руля на малой и средней скоростях движения. Скорее всего, объяснять подробно, что такое деформация, и откуда она берется, не нужно даже начинающим водителям. С нашими знаменитыми дорогами это проблема чуть ли не «намбер уно».
Поиск причины простой, и заключается в визуальном осмотре колесных дисков. Особое внимание обращается на те места, где на диске «сидит» шина. Это место называется у колеса ободом, и именно оно страдает от наезда на ямы и другие неровности дороги первым. Нельзя также забывать, что у колесного диска, как бы это странно не звучало, две стороны – наружная и внутренняя. Так вот, о внутренней стороне часто забывают, никогда не смотря на нее. А между тем, по закону подлости, деформации, являющиеся частой причиной биения руля, находятся именно там.
Ремонт здесь простой и сравнительно недорогой, если диск не ушатан в хлам. Обычная процедура, называемая прокаткой, возвращает колесам форму идеального круга, и вибрации вполне могут исчезнуть полностью. Немного, конечно, сложнее и дороже придется тем, у кого литые или кованые диски. Такие если и подлежат прокатке, то делается это с трудом, за который специалисты хотят соответствующей оплаты. Со стальными же дисками проблем не бывает никогда, если они только не лопнувшие.
При подготовке данного материала в Интернете была найдена информация, что стальные штампованные диски иногда даже при помощи кувалды выравнивают до идеала. Кто его знает, может и есть у нас такие кузнецы-удальцы, но по (субъективному) мнению автора доверять таким мастерам колеса от своей машины – плохая затея…
Причина №11. Неотрегулированные развал со схождением
Здесь тоже, по всей видимости, объяснять особо ничего не надо. Достаточно только сказать, что «смотрящие» в разные стороны колеса – это верная причина вибрации руля. Проявляется проблема чаще при разгоне и при движении на маленьких скоростях. При достижении солидной скорости, как правило, временно пропадает.
Диагностика простая, если случай сильно запущенный. Криво установленные колеса видно невооруженным глазом. В любом случае, даже если отклонение не видно без оборудования, регулировать развал со схождением без оных не получится. На глазок здесь не катит. Посему, если есть подозрения на этот счет, или просто давно не делали корректировку развала со схождением – обратитесь в соответствующий сервис. Процедура не настолько дорогая, чтобы жалеть денег на ее выполнение хотя бы два раза в году.
После любого ремонта, касающегося подвески, рулевого управления, а также замены колесных дисков и даже шин – регулировка развала и схождения просто обязательна к выполнению независимо от того, когда вы ее делали последний раз. Хоть позавчера…
Движение по прямой на больших скоростях
Довольно часто те причины биения в руль, которые не проявляются при разгоне или при размеренном движении, наводят страху на трассе. Когда скорость переваливает за 100-120 км/час. Причем на абсолютно ровной, казалось бы, дороге. Уникальных причин здесь всего две. О них немножко и поговорим. Но не будем также забывать и об уже сказанном, так как кривые колеса, дефекты рулевого механизма и ходовой части – тоже могут дать о себе знать исключительно на солидной скорости.
Причина №12. Шишки
Они же грыжи. Это довольно распространенные дефекты шин, появляющиеся из-за того, что разрушается каркас жесткости – или корд из проволоки (нитей). Когда корд в определенном месте разрывается, из-за приличного давления в этом месте вылезает шишка. Она, во-первых, приводит к дисбалансу. Во-вторых, грыжа может оказаться прямо на пятне контакта покрышки с дорогой, отчего автомобиль будет, как бы, слегка подпрыгивать при каждом обороте поврежденного колеса. Когда скорость большая, все это превращается в мелкие, но довольно неприятные вибрации на руле.
Кстати, многие автолюбители отмечают, что по скорости движения автомобиля иногда получается определить, на какой именно оси имеется дефект, вызывающий биение руля. Считается, что, если вибрации проявляются на скорости 90-100 км/час, то проблему следует искать, в первую очередь, на колесах передней оси. Соответственно, если руль трясет после того, как стрелка спидометра заходит за 110-120 км/ч и дальше – «виновата» задняя ось. К сожалению, на практике нельзя доказать, что это на 100% верно, и всегда одинаково повторяется. Но иметь в виду данную информацию, все же, не помешает. Кто знает, может быть у вас будет именно так, и вы быстрее найдете причину биения руля…
Причина №13. Разное давление в шинах
Тоже вполне может приводить к неприятным вибрациям на рулевом колесе, но только при одном условии. Оно заключается в том, что давление должно быть разным в колесах на одной оси, а также разница должна быть весьма приличной. Физика вибраций по этой причине довольно простая. Более пустое колесо имеет меньший диаметр и, соответственно, меньшую длину окружности. Из-за этого его периодически уводит в сторону, что на малых скоростях ощущается в виде избыточной нагрузки на рулевом колесе, а на приличной скорости – в виде вибраций и довольно страшных виляний.
Решение проблемы простое и очевидное. Давление в шинах нужно выровнять, и делать это надо, к тому же, регулярно. Особенно, если резина не новая, либо вы часто ездите по ужасным дорогам, что для некоторых отечественных автовладельцев вообще является нормой.
Маневрирование
Причин вибрации руля при маневрировании, то есть, во время вхождения в повороты или при агрессивной перестройки из полосы в полосу – можно отметить всего три. Однако не исключено, что проблемой является то, что уже рассмотрено выше. Хотя при таких раскладах биение руля наблюдается не только при маневрировании.
Причина №14. Износ ШРУС
ШРУС – это шарниры равных угловых скоростей. Они предназначены для передачи крутящего момента от коробки передач или редуктора на ведущие колеса. Устроены они довольно хитро и, поскольку непосредственно присоединены, как минимум, к паре колес одной оси – вполне способны стать причиной вибрации руля.
Как правило, если машина переднеприводная, то износ ШРУС можно услышать при разворотах или поворотах автомобиля с полным выворотом руля. В народе говорят, что они при этом хрустят. Если же привод у машины задний, то поломка ШРУС, наверное, не должна быть причиной вибрации руля. Такие проблемы проявляются по-другому – тот же хруст, стуки, иногда металлический скрежет, а также подергивание всей машины из-за того, что какой-то из ШРУС уже подклинивает.
Причина №15. Износ подшипников рулевого редуктора
Находятся эти подшипники в редукторе, через который усилие рулевого колеса передается дальше по механизму к передним колесам. Когда они изнашиваются, проявляются, собственно, не только вибрации руля, но также и его заметный люфт. Ремонт, к сожалению, сложный, и не всегда обходится недорого. А вот разбиваются эти самые подшипники из-за плохих дорог довольно быстро. В некоторых машинах это вообще больное место, как говорят их владельцы.
Причина №16. Износ кардана рулевой стойки
Соединяет рулевое колесо с редуктором и остальными деталями рулевого механизма. Изнашиваются в нем втулки, которые часто сделаны из пластика, и очень часто из крайне некачественного. Сам кардан рулевой стойки тоже не воздухе висит, а потому опорные втулки или подшипники – тоже могут поизноситься, что и вызовет назойливые вибрации руля. Выявить эту поломку несложно, поскольку к вибрациям добавляется еще и люфт рулевого колеса.
Причина №17. Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости
Такая поломка приводит и к куда более серьезным проблемам, чем простые вибрации руля при поворотах. К счастью, деталь эта простая и в диагностике, и в ремонте. Грубо говоря, это, особым образом, изогнутый железный лом, закрепленный в четырех точках. В этих самых точках есть резиновые втулки, которые и нужно осмотреть на предмет износа.
Торможение
Вполне естественно, что многие из уже рассмотренных причин вибрации руля вполне могут дублироваться и при торможении. Но есть и такие, которые проявляют себя именно в этом режиме. Это свойство делает их в своем роде уникальными, а потому – несложно диагностируемыми.
Причина №18. Деформированные тормозные диски или барабаны
Здесь все просто. Тормозные колодки при торможении скользят не по ровной поверхности, отчего и возникает биение на руле. Как правило, причина сопровождается вибрацией педали тормоза, ощущаемой ногой. Деформированные диски часто видно невооруженным глазом, хотя иногда проблема выявляется только при осмотре специалистом.
Причина №19. Неравномерная выработка на тормозных дисках или барабанах
То же самое. Вибрации присутствуют не только на рулевом колесе, но и на педали тормоза. Выработку тоже хорошо видно, а потому диагностика этой проблемы не требует особых знаний и опыта. Чего, опять же, нельзя сказать о ремонте.
Движение по плохой дороге
Завершает наш длиннющий перечень возможных причин биения руля дефект, который проявляет себя, в основном, при езде по плохой дороге. Сюда относится также езда по брусчатке, которая вполне может быть и неплохой.
Причина №20. Износ шаровых опор
Шаровые опоры – это узлы, на которые, как бы, опираются, передние колеса. Изнашиваются они в наше время довольно быстро, и провоцируют вибрации на руле, как правило, во время прямолинейного движения по ямам, ухабам, лежащим полицейским и так далее. Проверяются шаровые опоры довольно сложно. Для этого надо вывешивать автомобиль на домкрате или подъемнике, и затем каким-то рычагом воздействовать на данный узел. Обычным подергиванием невооруженной рукой невозможно выявить даже довольно существенный износ.
Итог
Как видно из всего сказанного выше – причины биения руля далеко не так просты и однозначны, как может показаться на первый взгляд. Только здесь их собралось аж целых 20 штук. Если же и это не помогает, то тогда уж точно – либо не обойтись вам без основательной диагностики у специалистов, либо ваша машина с завода шла с вибрирующим рулем. Шутка (а может быть и нет).
Источники информации:
- http://www.drive2.ru/b/2794279/
- http://www.drive2.ru/communities/4035225266123964833/forum/11337133
- http://www.drive2.ru/o/b/516099764035519483/
- http://autochainik.ru/bienie-rulya-pri-tormozhenii.html
- http://1gai.ru/baza-znaniy/525794-bet-rul-pri-tormozhenii-glavnye-prichiny.html
- http://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D0%B2%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D1%8C%D1%91%D1%82-%D1%80%D1%83%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D1%87%D1%91%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%82-%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B
- http://imazda.ru/poleznaya-informaciya/bet-rul-pri-tormozhenii-na-bolshoj-skorosti-prichiny-i-sposoby-resheniya.html
- http://avtoexperts.ru/article/vibratsii-na-rule-prichiny/
- http://shipshina.net/article-394-20-prichin-bieniya-i-vibratsii-rulya—metodika-poiska-neispravnosti.html