при сравнении мужских шишек сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

При сравнении мужских шишек сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

при сравнении мужских шишек сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.

Сделайте описание шиповника обыкновенного по следующему плану.

А) В сравнении с сосной обыкновенной: наличие/отсутствие цветов и плодов

Б) Где развиваются семена?

На поверхности дрожжевой клетки появляется бугорок — почка, который увеличивается в размерах, ядро клетки перемещается к периферии, вытягивается; часть его проникает в почку. По мере роста почки между ней и клеткой образуется перетяжка, которая отделяет первоначальную клетку от вновь сформированной. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, питание, выделение, размножение, спороношение.

Размножение — процесс увеличения количества особей. Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма. Питание — процесс поглощения питательных веществ. Выделение — удаление ненужных организму веществ. Спороношение — размножение грибов с помощью спор.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.

В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сосну обыкновенную относят к группе хвойных голосеменных растений? Запишите номера выбранных предложений.

Для выполнения этого задания нужно внимательно прочитать текст. В 3, 4 и 5 предложениях описаны шишки видоизмененные листья растения, котороые назаются хвоей. На основе этих признаков можно сделать вывод, что сосна — хвойное голосеменное растение.

Источник

При сравнении мужских шишек сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

при сравнении мужских шишек сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.

В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сосну обыкновенную относят к группе хвойных голосеменных растений? Запишите номера выбранных предложений.

На поверхности дрожжевой клетки появляется бугорок — почка, который увеличивается в размерах, ядро клетки перемещается к периферии, вытягивается; часть его проникает в почку. По мере роста почки между ней и клеткой образуется перетяжка, которая отделяет первоначальную клетку от вновь сформированной. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, питание, выделение, размножение, спороношение.

Размножение — процесс увеличения количества особей. Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма. Питание — процесс поглощения питательных веществ. Выделение — удаление ненужных организму веществ. Спороношение — размножение грибов с помощью спор.

Используя таблицу «Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов некоторых растений при посадке в грунт», ответьте на вопросы.

Минимальные температуры для прорастания семян и появления
всходов некоторых растений при посадке в грунт

Какое растение из представленных в таблице самое холодоустойчивое?

Всходы каких растений развиваются при температуре 10°С?

Какие растения не дадут всходов, если почва не прогреется до температуры 25°С?

Для выполнения этого задания нужно сравнить значения последнего столбца «Минимальная температура появление всходов». Минимальное значение соответствует гороху. Для остальных вопросов действуем по аналогичной схеме.

Ответ: горох; горох, подсолнечник; томат и огурец.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.

Сделайте описание шиповника обыкновенного по следующему плану.

А) В сравнении с сосной обыкновенной: наличие/отсутствие цветов и плодов

Б) Где развиваются семена?

Шиповник — цветковое кустарниковое растение. Из цветка образуется плод, внутри которого развиваются семена.

Ответ: Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам планa:

A) есть цветки и плоды;

Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке

Источник

ГДЗ биология 7 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2019-2020 Задание: § Лабораторная работа Строение хвои и шишек хвойных

Рассматриваем форму хвои, расположение её на стебле. Измеряем длину и обращаем внимание на окраску.

Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определяем, какому дереву принадлежит рассматриваемая ветка.

Рассматриваем форму, размеры, окраску шишек. Заполняем таблицу.

КультурыМинимальная температура, °С
Прорастание семянПоявление всходов
Подсолнечник5—69—10
Название растенияХвояШишка
ДлинаОкраскаРасположение на веткеРазмерФорма чешуекПлотность
Пихта2,5-3 смТемно-зеленаяПоодиночноеМужские 6-10 мм, женские 7-14 смТрапециевидная с плоскими чешуйками440 кг/м (низкая)
Ель1,5-2 смТемно-зеленая, сизо-голубаяПоодиночноеМужские 7-12 мм, женские 8-23 смОвальная, сильно вытянутые с плоскими чешуйками600 кг/м (средняя)
Сосна4-7 смСветло-зеленаяПучки с хвоинками по 2-5 штукМужские 7-12 мм, женские 3-6 смРомбовидная, чешуйки имеют слабо выпуклый «пупок»600 кг/м (средняя)
Лиственница1-1,5 смСветло-зеленаяПушистые пучкиМужские 5-9 мм, женские 1,5-4 смОвально-круглая с плоскими чешуйками600 кг/м (средняя)

Отделяем одну чешуйку. Ознакомимся с расположением и внешним строением семян. Такие хвойные растения, как сосна, пихта, ель и лиственница являются голосеменными, так как их семена лежат на поверхности чешуек шишек. У шишки ели нижняя сторона чешуйки вогнутая и содержит два семени. Семенные чешуи шишки сосны на конце имеют утолщения, из-за чего внешне напоминают щиток. Сами семена крылатые и размещены в семенной чешуе парами. У лиственницы семенные чешуи округлой или яйцевидной формы, неплотно прилегают. Кроющие чешуйки практически незаметны, а семя имеет крылышко, благодаря чему легко разносится ветром. У пихты семена трапециевидной формы, чешуйки плоские.

Вывод:

Рассмотрев шишки и семена пихты, лиственницы, ели и сосны, можем сделать вывод, что все эти растения голосеменные, потому что их семена расположены на поверхности чешуек шишек. Листья таких растений видоизменены в хвою, что существенно снижает количества испаряемой влаги и не дает растению засохнуть в условиях засушливого климата. Корневая система образована главным корнем и боковым корешками. Стебель плотный, хорошо развит. Размножение голосеменных растений происходит семенами, которые формируются и развиваются в семязачатках.

Источник

При сравнении мужских шишек сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок по биологии для 6 класса, раздел Ботаника.

Тема урока: «Голосеменные.

Сравнительная характеристика ели и сосны».

Автор: учитель биологии Лиджиева Анна Зулаевна

Цель урока: дать понятие о группе голосеменных растений, как о более совершенной группе растений, размножение которых не зависит от воды. Показать преимущества голосеменных перед споровыми растениями. Познакомить с особенностями строения сосны и ели в сравнении. Сформировать понятие семенные растения. Показать зависимость строения растения от факторами окружающей среды.

Продолжить формирование навыков сравнения, описания объектов, формирование навыков правильной речи. Развивать память и абстрактное мышление, используя коррекционные упражнения.

Оборудование: веточки сосны и ели, шишки сосны и ели, картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» и «Рожь», модель, демонстрирующая поведение сосны и ели при урагане, карточки-инструкции для проведения лабораторных работ, диафильм «Живут такие растения», таблицы «Ель и сосна».

Проверить наличие линеек, карандашей, учебников. Настроить на позитивное восприятие материала, создать атмосферу доброжелательности. (Мы с интересом продолжим познавать окружающий нас мир).

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, вспомним ранее изученные группы растений с помощью небольших упражнений:

1. Предлагается прочитать правильно слова – перевёртыши (4-5)

2. Игра «Третий – лишний», «Логическая цепочка». Ребята не только называют лишнее слово, но и объясняют, почему оно лишнее.

3. На магнитную доску вывешиваются названия 9 растений, относящихся к водорослям, мхам и папоротникам. Ученикам предлагается заметить одно из убранных названий. ( Игра «запомни слова»)

4. К доске вызываются 3 ученика, которым предлагается выбрать из предложенных названий растений :

а) только названия водорослей, найти гербарии. Ответить на вопросы: где обитают водоросли, на какие группы делятся, почему их называют низшими споровыми? (В карточке предложены предложения с пропущенными словами в ответах на эти вопросы).

б) только названия мхов, найти гербарии. Ответить на вопросы: где обитают, чем размножаются и почему их называют высшими споровыми? (Карточка-подсказка)

в) только названия папоротников, найти гербарии. Ответить на вопросы: чем отличаются от мхов, где обитают, чем размножаются, почему называют высшими споровыми. Расположите группы растений (водоросли, мхи, папоротники) в порядке появления их на Земле и усложнения.

5. Выслушав ответ учащихся, делаем вывод, что все изученные группы растений тесно связаны с водой, размножаются спорами, которые плохо защищены от воздействия окружающей среды.

Если класс маленький, то целесообразно начать урок сразу с фронтальной актуализации пройденного материала, путём выполнения коррекционных упражнений: слова-перевёртыши; логические цепочки; заметь, чего нет.

Ученики должны на кафедре найти веточки ели и сосны. И не удивительно, что вы их знаете. ( На доске вывешивается диаграмма с указанием распространённости ели и сосны в Костромских лесах.)

2. Изучать эти растения мы сегодня будем вместе по группам. У каждой группы будет своё задание, выполнив которое мы ответим на вопросы:

— как называются листья у ели и сосны, почему они называются вечнозелёными.

— чем размножаются ель и сосна, где созревают семена, почему эти растения называют голосеменными.

— на каких почвах растут эти деревья и как ведут себя они при урагане.

— какие преимущества имеют голосеменные перед споровыми растениями ( даётся отдельная карточка с алгоритмом изучения этого вопроса)

3. Дети работают по карточкам – инструкциям. Учитель координирует эту работу.

Каждая группа учащихся выполняет только одну работу, записывая результаты в карточку.

1 группа работает с веточками сосны и ели.

2 группа работает с шишками сосны и ели.

3 группа работает с текстом и макетом для демонстрации поведения сосны и ели при урагане.

4 группа работает с картинами Шишкина «Утро в сосновом лесу» и « Рожь».

5 группа с материалом, выданным учителем, в котором находится ответ на вопрос, какие преимущества имеют голосеменные перед споровыми.

План действий при изучении объекта

1. Как называют листья сосны и ели.

2. Измерьте длину хвоинок.

3. Потрогайте руками хвоинки и подберите эпитеты: мягкая, округлая, жесткая, ребристая, темно-зелёная, светло-зелёная.

4.Как расположены хвоинки на ветке?

5. Сколько лет живут хвоинки?

6. Сделайте вывод: почему у ели и сосны листья имеют вид хвои, почему эти деревья называют «вечнозелёными»?

II . Изучите строение шишек ели и сосны.

1. Чем размножаются ель и сосна?

2. Где созревают семена у ели и сосны?

3. Измерьте длину шишек.

4. Потрогайте руками шишки и подберите эпитеты к ним: длинные, деревянистые, короткие, чешуйчатые.

5. Потрясите шишки. Как расположены семена в шишке (лежат открыто, доступа к семенам нет).

6. Сроки созревания шишек.

7. Сделайте вывод: почему эти растения называют голосеменными.

III . Изучите строение корневой системы у ели и сосны. Есть ли корень? 1

1. На каких почвах растет ель, и на каких почвах может расти сосна? 2.Найдите ответ на вопрос: что происходит с елью и сосной при урагане?

1. Как относится ель и сосна к свету.

2. Подберите эпитеты для соснового и елового леса: темный, светлый, сухой, влажный.

3. Рассмотрите картины Шишкина «Корабельная роща» и «Рожь» и сделайте вывод, почему сосновый лес называют корабельным, а одинокую сосну раскидистой?

Из предложенных определений выберите только те, которые относятся и к сосне, и к ели.

Форма пирамидальная; шишки короткие и твердые; листья игольчатой формы – хвоя; хвоя длинная и мягкая; хвоинки короткие, округлые и колючие; шишки длинные; светолюбивая; теневыносливая; растёт на плодородной почве; неприхотлива к почве; ураган ломает ствол; ураган вырывает вместе с корнем; в лесу растёт стройная, с ветвями только на верхушке; размножение с водой не связано; одинокое дерево растёт раскидистым; семена созревают в шишках; семена лежат в шишках голо; хвоинки живут 2-3 года; хвоинки живут 5-7 лет; лес светлый, сухой; лес тёмный, влажный, мрачный.

Подчеркните то, что относится к ели.

Источник

ГДЗ биология 7 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2019-2020 Задание: § 5 Отдел Голосеменные

Стр. 41. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что такое спора?

Спора – это единица полового и бесполого размножения у растений, которая приспособлена к выживанию и распространению в разных условиях обитания.

№ 2. Какую роль играют споры в жизни растений?

С помощью спор (микроскопических зачатков) растения могут размножаться и расселяться на новых территориях.

№ 3. Какие растения относят к низшим? Чем они отличаются от высших?

К низшим относятся одноклеточные и многоклеточные растения. У многоклеточных низших растений отсутствуют органы и ткани, а их тело является слоевищем или талломом.

Высшие растения имеют более усложненное строение. У них есть ткани и органы – корни (у мхов отсутствуют) и листостебельные побеги.

№ 4. У каких растений образуются семена?

Семена образуются у покрытосеменных и голосеменных растений.

Стр. 46. Лабораторная работа. Строение хвои и шишек хвойных

Рассматриваем форму хвои, расположение её на стебле. Измеряем длину и обращаем внимание на окраску.

Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определяем, какому дереву принадлежит рассматриваемая ветка.

Рассматриваем форму, размеры, окраску шишек. Заполняем таблицу.

Название растенияХвояШишка
ДлинаОкраскаРасположение на веткеРазмерФорма чешуекПлотность
Пихта2,5-3 смТемно-зеленаяПоодиночноеМужские 6-10 мм, женские 7-14 смТрапециевидная с плоскими чешуйками440 кг/м (низкая)
Ель1,5-2 смТемно-зеленая, сизо-голубаяПоодиночноеМужские 7-12 мм, женские 8-23 смОвальная, сильно вытянутые с плоскими чешуйками600 кг/м (средняя)
Сосна4-7 смСветло-зеленаяПучки с хвоинками по 2-5 штукМужские 7-12 мм, женские 3-6 смРомбовидная, чешуйки имеют слабо выпуклый «пупок»600 кг/м (средняя)
Лиственница1-1,5 смСветло-зеленаяПушистые пучкиМужские 5-9 мм, женские 1,5-4 смОвально-круглая с плоскими чешуйками600 кг/м (средняя)

Отделяем одну чешуйку. Ознакомимся с расположением и внешним строением семян. Такие хвойные растения, как сосна, пихта, ель и лиственница являются голосеменными, так как их семена лежат на поверхности чешуек шишек. У шишки ели нижняя сторона чешуйки вогнутая и содержит два семени. Семенные чешуи шишки сосны на конце имеют утолщения, из-за чего внешне напоминают щиток. Сами семена крылатые и размещены в семенной чешуе парами. У лиственницы семенные чешуи округлой или яйцевидной формы, неплотно прилегают. Кроющие чешуйки практически незаметны, а семя имеет крылышко, благодаря чему легко разносится ветром. У пихты семена трапециевидной формы, чешуйки плоские.

Вывод:

Рассмотрев шишки и семена пихты, лиственницы, ели и сосны, можем сделать вывод, что все эти растения голосеменные, потому что их семена расположены на поверхности чешуек шишек. Листья таких растений видоизменены в хвою, что существенно снижает количества испаряемой влаги и не дает растению засохнуть в условиях засушливого климата. Корневая система образована главным корнем и боковым корешками. Стебель плотный, хорошо развит. Размножение голосеменных растений происходит семенами, которые формируются и развиваются в семязачатках.

Стр. 49. Вопросы после параграфа

№ 1. Почему голосеменные получили такое название?

Потому что семена у этих растений находятся на поверхностях чешуек шишек, то есть, лежат открыто.

№ 2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?

Основное отличие голосеменных растений в том, что у них нет плодов, а их семена располагаются в шишках, где лежат открыто на их чешуйках. Также у них есть корень, стебель, листья и настоящие ткани, включая механические и проводящие.

У папоротников есть корневище, стебель, видоизменённые листья – вайи. Размножаются они спорами, которые созревают в спорангиях, расположенных на внутренней поверхности листьев.

№ 3. Какие голосеменные растения вы знаете?

Из голосеменных растений мне известны: кедр, пихта, лиственница, ель, сосна, туя.

№ 4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?

Сосны относятся к светолюбивым растениям, которые нетребовательны к почве и могут расти как в сырых заболоченных местах, так и на сухих песчаных почвах. У сосен, которые растут в лесу, пышные ветки можно увидеть только на верхушках. Растущие на открытых местностях, сосны раскидистые. А вот у сосен, которые растут на песке, корневая система стержневая, глубокая и с сильно развитыми боковыми корнями. У сосны, которая обитает на болоте, корневая система стержневая, поверхностная.

Молодые только образовавшиеся ветки этого дерева несут мелкие бурые чешуйчатые листочки. В пазухах этих листочков сидят короткие побеги. В среднем хвоинки на ветках сосны живут около 2 – 4 лет. После они опадают вместе с коротким побегом. Шишки у сосны как мужские, так и женские.

Ель является теневыносливым растением, а потому круглый год растет зеленая и пышная. Даже в густом лесу у нее сохраняются нижние ветки с хвоинками. Но чаще всего ели растут на хорошо увлажненных и богатых на питательные вещества почвах. Главный корень у елей развит слабо, а боковые корешки расположены только в поверхностных слоях почвы.

Крона у елей пирамидальной формы, а короткие хвоинки располагаются поодиночно, сохраняясь на ветках до 7 лет. Шишки также есть мужские и женские.

№ 5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

Сосна является светолюбивым растением. Поэтому отмирание нижних веток у сосны в лесу связано, в первую очередь, с недостатком солнечного цвета. Ель относится к теневыносливым растениям, в листьях которых даже при недостатке света непрерывно происходит процесс фотосинтеза. По этой причине у ели круглый год нижние ветки покрыты хвоей.

№ 6. Как у сосны происходит опыление и оплодотворение?

Весной на молодых ветках сосны созревают небольшие шишечки двух видов: мужские – зеленовато-жёлтые, расположенные группами у основания, и женские – красного цвета, располагающиеся на верхушках побегов.

Каждая чешуйка женской шишки имеет два семязачатка, в которых образуются яйцеклетки. В мужских шишках происходит формирование пыльцевых мешочков, внутри которых содержатся микроскопические пыльцевые зерна. Благодаря ветру легкая пыльца наносится. Часть ее попадает на семязачатки, что и называется опылением.

В результате опыления начинается оплодотворение, которое происходит не сразу. Изначально женские шишки закрываются и склеиваются смолой. А пыльца, находящаяся внутри шишек, начинает прорастать. У нее развивается длинная тонкая пыльцевая трубка, в которой образуются мужские половые клетки – спермии. Именно в семязачатках закрывшихся шишек и происходит оплодотворение.

В будущем из зиготы образуется зародыш, а из всего семязачатка – семя. Со временем шишки растут, а когда семена созревают, чешуйки шишек раскрываются, и семена высыпаются из нее наружу. Благодаря пленчатому крылышку семена с помощью ветра могут отлетать от материнского растения на довольно большие расстояния.

№ 7. Каково строение семени сосны?

Семена сосны состоят из семенной кожуры, эндосперма и зародыша.

№ 8. Каково значение голосеменных растений?

Как и все растения на нашей планете голосеменные выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Также они принимают участие и в образовании органических веществ.

Произрастая в хвойных или смешанных лесах, чаще всего в холодных регионах, голосеменные растения являются средой обитания для многих птиц, животных. Также для них они служат пищей (семена).

Произрастая на склонах оврагов и рек, голосеменные растения предохраняют почву от размывания водами. Они поглощают шумы, ослабляют силу ветра, закрепляют песчаные почвы и задерживают чрезмерное таяние снегов. Некоторые из них, например, сосны выделяют фитонциды, которые убивают вредные микроорганизмы.

В хозяйстве люди используют древесину хвойных растений для изготовления мебели, в качестве строительного материала и топлива. Особенно ценным являются такие растения для целлюлозно-бумажной и химической промышленности. Из хвойных голосеменных изготавливают пластмассу, лаки, канифоль, спирт, искусственный шелк и многое другое.

Стр. 49. Подумайте

№ 1. В чём преимущества семенного размножения перед споровым?

Зародыш будущего растения, который находится внутри семени, надежно защищен от негативных воздействий окружающей среды и имеет больше шансов на выживание. Также в семенах содержится больше питательных веществ, необходимых для роста и развития растений, чем в спорах. А именно питательные вещества позволяют растениям быстро расти.

Более того, процесс оплодотворения у семенных растений не зависит от наличия или отсутствия воды во внешней среде. Тогда как для прорастания спор и развития из них новых организмов необходима вода.

№ 2. Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?

Потому что хвойные растения выделяют такое полезное вещество, как фитонцид, которое обеззараживает окружающий воздух, очень полезен для легких, а значит, в целом благотворно влияет на органы дыхания человека.

Стр. 49. Задания для любознательных

№ 1. Установите, в какие месяцы года происходит созревание и рассеивание семян сосны и ели в вашей местности.

У сосны и ели созревание семян происходит в период с октября по декабрь. Практически до февраля семена находятся в плотно закрытых шишках. Рассеивание семян у сосны и ели происходит с февраля по апрель.

№ 2. В мае – июне понаблюдайте за развитием из почек молодых побегов сосны или ели. Обратите внимание на расположение шишек на побегах. Соберите семена сосны и ели. Посейте их на пришкольном участке. Ухаживайте за всходами. Выращенные растения используйте для озеленения.

У сосны мужские шишки небольшие по размеру, растут у основания побегов в тесных группах, а женские шишки, более крупные по размеру, находятся в верхней части веток, чуть не доходя до их краев.

У ели мужские шишки отличаются желто-бурой окраской и растут на ветках чуть ниже женских. Женские шишки образуются на концах прошлогодних побегов.

Стр. 51. Задание

Выясните, какие ещё голосеменные растения используются при лечении болезней. Подготовьте сообщение о лекарственных свойствах голосеменных и обсудите его в классе.

Голосеменные – это группа растений, которая возникла на нашей планете очень давно – много миллионов лет назад, еще в девонский период. А самый рассвет их пришелся на известный карбон или каменноугольный период.

Считается, что к голосеменным относятся только хвойные растения – ель, сосна, лиственница, пихта. Однако представителями этой группы являются и такие растения, как эфедра – крупный ветвистый кустарник, гинкго – листопадное реликтовое растение.

Несомненно, хвоя богата витаминами. А потому отвар из иголок и шишек этих деревьев используют для лечения и профилактики многих заболеваний. Сжигая древесную породу елей, люди получают активированный уголь, который незаменим при лечении ЖКТ и чистке кишечника, а также для устранения последствий пищевых отравлений.

Смола хвойных растений применяется в медицине для лечения ожогов, ран. Особенно ценной является смола пихты, из которой получают камфору – вещество, которое улучшает деятельность сердечнососудистой системы. Входит камфора и в состав различных анестетических препаратов. Входящие в состав растений гинкго гинкгозиды широко применяются в фармакотерапии. А листья эфедры используются в фармакологии для производства алкалоида эфедрина.

Стр. 51. Фенологические наблюдения

Весной проведите наблюдения за развитием мужских и женских шишек у сосны и ели. Отметьте, когда деревья начнут «пылить», т. е. когда из мужских шишек начнёт высыпаться пыльца. Объясните, почему голосеменные производят огромное количество пыльцы.

Цветение у сосен и елей можно увидеть только в том случае, если деревьям более 30 лет. Только на них развиваются и распускаются красивые шишки зелено-жёлтого и красного цвета.

Выделение пыльцы из мужских шишек начинается в мае. Она высыпается с каждого деревца в большом количестве. Так происходит, потому что вероятность того, что пыльца при помощи ветра долетит до места опыления – красных (женских) шишек, невелика. Выделение голосеменными большого количества пыльцы необходимо, чтобы увеличить вероятность получения семян для развития и роста новых растений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *