при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

При подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

Автор-составитель В. В. Гриценко

Основой пособия является методика подготовки собак на базе игровой деятельности, которая изложена в разделе 2. Там же приводится анализ игровой и связанных с ней потребностей, методика разыгрывания собак, способы придания сигнального значения целевым веществам и объектам и техника формирования поискового алгоритма в условиях определенных учебных ситуаций.

В разделе 1 анализируются базовые понятия — категории дрессировки, являющиеся основой излагаемой в пособии методики. Раздел 3 посвящен методике подготовки собак на основе пищевой потребности.

В приложении дано краткое описание методики кликер-дрессировки. Пособие включает также толковый словарь терминов, не полностью расшифрованных при употреблении в тексте.

Библиографический список содержит перечень используемых при составлении пособия и рекомендуемых литературных источников для самостоятельной работы.

Пособие рассчитано для оказания помощи специалистам-кинологам, как при самостоятельной подготовке поисковой собаки, так и при подготовке под руководством инструктора-дрессировщика.

Введение в дрессировку

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

В настоящее время под дрессировкой подразумевают род деятельности человека по формированию у животных необходимого для каких-либо целей поведения.

Таким образом, для успешного осуществления дрессировки необходимо:

1) представлять, что такое поведение;

2) знать причины поведения;

3) иметь представление о механизмах поведения;

4) знать закономерности формирования (модификации) поведения и уметь ими пользоваться.

1.1. Поведение: причины и механизма

…внешне наблюдаемые движения человека или животных, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. Поведение включает различные виды активности: действия, реакции, процессы, операции и т. п. То есть все, что представляет собой осуществляемые с помощью мышечной системы движения организма [1].

Обычно поведение классифицируют по его конечным целям или, другими словами, причинам, лежащим в его основе. В связи этим различают пищедобывающее, половое, игровое, материнское, исследовательское, оборонительное и другое поведение. Например, под пищедобывающим поведением подразумевают комплекс действий, направленных на добывание какой-либо пищи (цель поведения), которая необходима для удовлетворения голода (причина поведения).

Раньше считалось, что причиной поведения является внешний или внутренний по отношению к животному раздражитель. Однако в процессе исследований были выявлены три основных причины, инициализирующие (запускающие) поведение:

— раздражители или стимулы;

При этом основной причиной поведения принято считать потребность.

Под потребностью подразумевают необходимость организма человека или животных в каких-либо веществах, продуктах, без которых невозможны рост и развитие, а также в ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что в конечном итоге обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство.

И на самом деле, потребность является основным фактором при инициализации поведения. Так, ни вы, ни собака, будучи сытыми, не отреагируете типичным пищевым поведением на появившийся пищевой продукт (пищевой раздражитель). И наоборот, в состоянии голода, т. е. при наличии пищевой потребности, и вы, и собака можете проявить пищевое поведение даже по отношению к раздражителю, имеющему сомнительное пищевое значение.

Деятельность центральной нервной системы по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков [1,2] (рис. 1.1):

(1) блока приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга);

(2) блока активации нервной системы — модулирующие системы мозга;

(3) блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

«Информация внешней среды» — совокупность раздражителей и стимулов внешней среды; «Сенсорные системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, обеспечивающих восприятие, хранение и переработку поступающей информации; «Двигательные системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, осуществляющих планирование, запуск и контроль поведенческих актов; «Поведение» — внешне наблюдаемая активность организма; «Модулирующие системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, контролирующих ее деятельность и состояние организма; «Потребность» — физиологическое состояние организма.

Весь организм человека и животных пронизан интерорецепторами (внутренними рецепторами), которые контролируют его физиологическое и биохимическое состояние. Если приводить в пример пищевую потребность, то снижение ниже определенного уровня белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ вызывает реакцию у определенных интерорецепторов. Соответствующая информация передается в модулирующие системы мозга, которая переводит информацию с физиологического языка на психический и берет командование центральной нервной системой на себя. Психическое состояние, а мы осознаем пищевую потребность как состояние голода, развивающееся вслед за потребностью, называется мотивацией.

Под мотивацией подразумевают состояние и соответствующую деятельность центральной нервной системы, организующие и поддерживающие специфическое поведение, направленное на удовлетворение актуализированной потребности. Совсем просто мотивацию можно определить и как психический эквивалент потребности.

Итак, получив соответствующую информацию модулирующие системы мозга прежде всего активизируют сенсорные системы, в связи с чем повышается их чувствительность (понижаются пороги восприятия). Более того, модулирующие системы мозга селективно (избирательно) активизируют сенсорные системы, повышая порог чувствительности для информации не важной (т. е. не имеющей отношения к удовлетворению актуализированной потребности) и понижая пороги чувствительности для важной (с точки зрения удовлетворения имеющейся потребности) на данный момент информации. То есть, несмотря на многообразие раздражителей и стимулов внешней среды, благодаря модулирующим системам мозга воспринимается и допускается к дальнейшей обработке центральной нервной системой, только та информация, которая имеет отношение к удовлетворению актуализированной потребности. Причем чувствительность к этой информации повышается. Так, сытая собака пройдет в метре от пищи и не отреагирует на ее запах, голодная же собака может отреагировать на запах той же самой пищи с расстояния 10–20 метров.

Немов Р. С. Психологический словарь. 2007.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Гриценко Владимир Васильевич

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

5. Как только это произойдет, отбегайте от собаки все дальше, вынуждая ее для продолжения игры догонять вас.

6. Увеличивайте продолжительность преследования, сделайте его более интенсивным и разнообразным.

7. Увеличивайте интенсивность борьбы, сделайте ее более жесткой, заставляя собаку отбирать предмет на пределе ее возможностей.

8. Увеличивайте количество циклов борьбы за одно упражнение.

9. Вводите разнообразные формы игровой борьбы.

10. Увеличивайте продолжительность игровой борьбы в одном цикле.

11. Увеличивайте количество игровых упражнений в течение дня.

12. Меняйте места и ситуации проведения игровых упражнений.

13. Не забывайте тренировать окончание игры.

Возможны как индивидуальные занятия, так и групповые.

При групповых занятиях на собак значительное влияние оказывают конкуренция и эмоциональный резонанс, что полезно для собак с невысокой игровой мотивацией.

В итоге занятий по игровой борьбе собака должна, находясь в свободном состоянии (без поводка), при предъявлении ей игрового предмета со стороны кинолога сразу включиться в игру, демонстрируя продолжительное и азартное преследование предмета, продолжительную и интенсивную борьбу за обладание игрушкой. После овладения игровым предметом собака, приближаясь к кинологу, должна предложить ему продолжение игровой борьбы.

Формирование сигнального поведения. Прежде чем вводить в разыгрывание элемент забрасывания, необходимо окончательно сформировать у собаки сигнальное поведение.

Если с собакой уже проводили занятия по формированию сигнальной позы, как описано выше, приступают к формированию выдержки (продолжительной демонстрации сигнального поведения).

Этап 1. Кинолог подает собаке команду на пассивное обозначение, предъявляет собаке игровой предмет и кладет его перед собакой, контролируя поведение собаки поводком (рис. 2.5, 2.6). После небольшой паузы, кинолог поднимает предмет, подает команду разрешающую игровую деятельность (например, «Ап!»), проводит борьбу за обладание игровым предметом, прекращает игру и после небольшой паузы повторяет упражнение. Необходимо довести продолжительность паузы между укладкой предмета перед собакой и игровой борьбой до 1–2 мин.

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

Этап 2. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет, «оживляет» его, проводит короткое преследование, подает собаке команду на пассивное обозначение, кладет предмет перед собакой, контролируя поведение собаки поводком. После небольшой паузы кинолог поднимает предмет, подает команду, разрешающую игровую деятельность, проводит борьбу за обладание игровым предметом, прекращает игру и после паузы повторяет упражнение. Необходимо и при этом варианте упражнения довести продолжительность паузы между укладкой предмета перед собакой и игровой борьбой до 1–2 минут. Упражнения этапа повторяют до тех пор, пока собака не начнет самостоятельно, без команды кинолога принимать сигнальную позу сразу же, как кинолог кладет игровой предмет на землю.

При выполнении данного упражнения боритесь с желанием остановить или осадить собаку при помощи сильного рывка поводком. Обычно сильные воздействия такого характера приводят к тому, что в будущем собака будет с неохотой приближаться к месту выхода целевого запаха или, обнаружив его, будет обозначать с отходом.

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

Этап 3. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет, «оживляет» его, проводит короткое преследование, подает собаке команду на пассивное обозначение, откатывает или отбрасывает предмет на расстояние 3–5 метров и сразу посылает собаку на поиск (рис. 2.7), контролируя поведение поводком. При подходе к предмету кинолог снова подает команду на пассивное обозначение и добивается ее исполнения (рис. 2.8). После небольшой паузы, кинолог поднимает предмет, дает команду на начало игры и проводит 2–3 цикла борьбы за обладание игровым предметом (рис. 2.9). После отдыха собаки упражнение повторяют.

Необходимо добиться, чтобы при приближении к игровому предмету собака самостоятельно, без команды кинолога принимала сигнальную позу. Постепенно увеличивают расстояние заброса и паузу между демонстрацией сигнального поведения и началом игры.

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

Этап 4. К этому этапу переходят только тогда, когда собака самостоятельно начнет принимать сигнальную позу перед предметом, отброшенным на расстояние 7–10 метров и сохранять ее без попыток контакта с игровым предметом, дожидаясь подхода кинолога и начала игры. Если критерий наученности достигнут, во время упражнений забрасывают предмет так, чтобы исключить визуальный контакт собаки с игровым предметом.

Упражнения этапа 4 представляют определенную трудность для собаки, которая заключается в переходе от поиска с помощью зрительного анализатора к поиску с использованием обонятельного анализатора. Некоторым собакам для этого требуется довольно значительный период времени. Не торопитесь и не наводите собаку на предмет, показывайте ей только общее направление.

В связи с тем, что в результате предыдущих упражнений у собаки сформировалось представление о сигнальном поведении при условии визуального восприятия игрового предмета, многие собаки пытаются создать привычные условия для реализации поведения, раскапывая, доставая, вытаскивая предмет. Поэтому проводите упражнения под контролем поводка, не позволяя собаке активных действий, лучше предотвращая их, чем прекращая. Не допускайте активного поведения собаки!

Забросив предмет и совершив с собакой поворот кругом, кинолог подает исполнительную команду и вместе с собакой приступает к поиску. Будьте внимательны: если после кратковременной реакции узнавания (2–3 сек) собака не демонстрирует сигнального поведения, подайте команду.

Для собаки, работающей с пассивным обозначением, чрезвычайно важен переход от состояния двигательной активности (возбуждения) к состоянию пассивной деятельности. Способность ЦНС к переходу от возбуждения к торможению определяется генетически, но в пределах генетически заданных границ поддается тренировке. С одной стороны, тренировка динамичности нервной системы проходит в результате разыгрывания, с другой — целесообразно (особенно для собак по поиску ВВ) провести специальные занятия по тренировке перехода от активной деятельности к пассивной [22].

1. Кинолог начинает упражнение по пассивной деятельности, становясь на колени перед собакой, удерживая игрушку на уровне глаз собаки, затем кладет ее на землю перед собакой.

2. Как только собака сосредотачивается на цели, кинолог накрывает игрушку обеими руками. Собака может начать откапывать конг, лаять или скулить. Если собака начинает рыть или царапать, кинолог останавливает это поведение командой «Нет!».

Однако если предыдущее обучение было правильно осуществлено, собака вряд ли будет рыть или царапать.

3. Кинолог позволяет собаке завладеть предметом, если она сидит или садится. Существенно, чтобы собака садилась самостоятельно, без дополнительного воздействия со стороны кинолога.

4. Как только собака сядет, кинолог шевелит игрушкой, заставляя собаку перемещаться к игровому предмету вплотную. После небольшой паузы проводят игровую борьбу 1–3 мин.

5. После активной деятельности кинолог переходит к пассивной деятельности.

6. Цикл повторяют три-четыре раза за упражнение.

Занятия этапа 1 периодически повторяют в течение дня.

Источник

Игровой метод дрессировки собак

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

Дрессировка собаки – ответственный процесс, требующий определенных знаний и подготовки. Эффективность дрессировки напрямую зависит от правильности подхода, от умения хозяина заинтересовать своего питомца, чтобы привлечь и удержать его внимание. Для этого существует несколько методов – и одним из наиболее популярных является игровой метод дрессировки. Поговорим о нем подробнее.

Все собаки очень любят играть. В то же время многие из них воспринимают дрессировку как сложный и утомительный процесс. Но что мешает нам сделать игру элементом дрессировки, чтобы собака не избегала отработки новых команд, а считала их частью интересной прогулки?

Конечно, игра – это вспомогательный, а не основной метод дрессировки. Но именно при помощи игры мы можем долгое время удерживать внимание питомца и в полной мере вовлекать его в учебный процесс. Кроме того, игровые элементы исключают вероятность стресса, нередко сопровождающего собаку во время отработки сложных команд. При недостатке опыта нам бывает сложно объяснить питомцу, что именно мы от него хотим, но в процессе игры взаимопонимание между питомцем и хозяином налаживается естественным образом, и это позволяет достичь наилучшего результата. Чаще всего игровой метод используется в сочетании с двумя основными методами дрессировки: механическим и вкусопоощрительным. Нагрузка на нервную систему собаки при таком подходе к занятиям минимальна.

Суть игрового метода заключается в формировании у собаки определенного поведения через игровой процесс с целью последующего обучения командам. И самый простой пример – обучение команде «Апорт!» через игру с игрушками-апортировками. Причем очень важно использовать именно специальные апортировки для собак (например, Petstages, Zogoflex), так как они разработаны с целью нравиться животным. Следовательно, такие игрушки лучшим образом привлекают внимание питомца, а также, в отличие от палок с улицы, являются совершенно безопасными. Обычные палки не стоит использовать для игры еще и потому, что «нехороший человек» может отвлечь такой палкой вашу собаку.

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

Собака должна отвлекаться только на свою игрушку и не реагировать на остальные предметы.

Как работает игровой метод на примере игр с апортировкой? Вы даете собаке подержать в зубах апортировку, а потом кидаете ее на небольшое расстояние (со временем расстояние нужно увеличивать). Собака устремляется в погоню за игрушкой, и в это время вы командуете ей: «Апорт!» Когда собака находит игрушку и приносит ее вам, у вас появляется возможность также отработать команду «Дай!». Не забывайте угощать собаку лакомством, но только если она все сделала правильно, иначе смысл занятий пропадает. Таким образом, на основе интересной и любимой всеми собаками игры вы научите своего питомца приносить искомые предметы.

Другие эффективные помощники в дрессировке – это, к примеру, мячики для собак. И вот простой пример того, какую пользу в учебном процессе может сослужить один такой мячик.

Несколько минут поиграйте с собакой в мячик. Пусть питомец разогреется и настроится на занимательную прогулку, проявит интерес к вашим жестам. Через какое-то время сделайте перерыв, остановившись и держа мяч в руке. Конечно, собака будет пытаться продолжить игру и, возможно, отнять у вас мяч. Когда она встанет напротив вас, поднимите руку с мячиком и медленно заносите ее над головой питомца (так, как вы работаете с лакомством). Чтобы не потерять мячик из поля зрения, собака начнет садиться. Как только она сядет, скомандуйте ей «Сидеть!» и угостите лакомством. Таким образом, при помощи простейшей игры в мяч вы закрепите у собаки выполнение одной из самых необходимых в повседневной жизни команд.

Не забывайте, что для дрессировки можно использовать только специальные мячики для собак, подходящие питомцу по размеру. О других характеристиках, которые помогут вам в выборе оптимальных игрушек, вы можете прочесть в статьях: «Как выбрать игрушку для щенка?» и «Какие игрушки нужны собаке?».

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

Говоря о других полезных командах, обучить которым собаку можно через игровой метод, нельзя не вспомнить о команде «Ищи!». Вы даете собаке понюхать игрушку, а затем прячете ее – сначала в поле зрения собаки, чтобы она видела, куда вы положили игрушку и быстро нашла ее, а затем в более отдаленные места. Когда собака начнет искать спрятанную игрушку, скомандуйте ей «Ищи!». А за находку не забудьте похвалить лакомством. По аналогии игра в прятки с членами семьи обучит собаку находить человека.

Также игровой метод будет очень полезен в воспитании щенков. Если вы увидели, что малыш проказничает, например, грызет ножку стола, просто отвлеките его внимание игрой. А затем подсуньте ему игрушку – чем не альтернатива мебели и ботинкам?

В доме, где живет собака, должно быть, как минимум 3 игрушки и их необходимо чередовать. Иначе собака просто потеряет к игре интерес.

Не забывайте совершенствовать свои навыки дрессировщика, читайте специализированную литературу и не стесняйтесь советоваться с профессионалами. Совсем скоро вы поймете, что дрессировка – это не только полезный, но и очень занимательный процесс, который укрепляет дружбу и улучшает взаимопонимание между хозяином и питомцем!

Источник

2.1. Игровая потребность и игровая деятельность

при подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы которые можно разбить на группы

Потребность в игре, по мнению П. В. Симонова, относится к группе потребностей саморазвития [4] и реализуется в процессе игрового поведения.

Под игровым поведением подразумевается форма жизнедеятельности молодых животных, представляющая собой комплекс разнообразных поведенческих актов, включающих взаимодействие с биологически нейтральными предметами, другими животными, наделяемыми на период игры ролевыми функциями, соответствующими контексту игровой ситуации.

Несмотря на то что игровое поведение включает в себя более или менее большие фрагменты известных инстинктивных форм поведения (охотничье, оборонительное, пищедобывательное и т. п.), оно не является ни охотничьим, ни оборонительным, ни пищедобывательным, ни каким-либо другим мотивированным поведением, так как отличается незавершенностью как всего репертуара, так и отдельных его компонентов, отсутствием какого-либо утилитарного (кроме самой игры) значения, т. е. удовлетворения охотничьего, пищедобывательного и т. п. поведения. О наличии специфической игровой потребности косвенно свидетельствует тот факт, что животное нельзя заставить играть путем какого-либо другого положительного или отрицательного подкрепления [8]. Подкреплением игры служит сама игра. Именно поэтому животное многократно повторяет какое-либо действие, длительное время не получая при этом какого-либо натурального подкрепления.

Условием игрового поведения служит комфортное состояние организма, определяемое степенью удовлетворения основных витальных (пищевая, питьевая, оборонительная, гигиеническая и т. п.) потребностей. Чувство голода, жажды, страха, боли, агрессии, переполненные кишечник или мочевой пузырь, половая мотивация исключают игровое поведение.

Для игрового поведения характерны следующие особенности, отличающие его от других форм деятельности.

1. Наличие специфических сигналов, означающих начало и продолжение игрового поведения.

Специальная сигнализация составляет важную часть игрового поведения, во-первых, она выполняет функцию приглашения к игре, во-вторых, показывает «несерьезность», «нарочитость» последующего поведения. У собак такими сигналами являются припадание на грудь и передние лапы, особенная мимика, своеобразный лай, специфические игровые действия.

2. Нормальная для какого-либо мотивированного поведения (например, оборонительного или охотничьего) последовательность действий может остаться незавершенной, т. е. закончиться раньше, чем обычно, иногда в результате перехода к другой деятельности.

3. Отдельные движения, входящие в «нормальную» последовательность, могут быть незавершенными.

4. Может быть изменена последовательность движений.

5. Некоторые движения, входящие в последовательность, могут многократно повторяться.

6. Чрезвычайная избыточность (интенсивность) как всей последовательности действий, так и отдельных действий этой последовательности. Особенно характерна при игровом поведении собак некая «нарочитость», гипертрофированность поведения или его элементов.

7. Смешение элементов поведения, характерных для различных типов поведения. В игре может быть отмечен быстрый переход от, казалось бы, оборонительного к охотничьему поведению, от охотничьего к половому и т. п.

8. Формирование новых движений. Часто во время игр вырабатываются движения, специфичные для игровой ситуации, не имеющие функционального значения помимо нее.

9. Игровое поведение имеет своеобразные правила. Игра прекращается, если один из партнеров причиняет другому сильную боль, демонстрирует агрессивное, явное доминирующее или выраженное трусливое поведение.

10. Игровое поведение всегда эмоционально положительно для играющих [9, 8].

Структура игрового поведения

Отталкиваясь от концепции К. Э. Фабри [10], учитывающей характер взаимодействия животного с компонентами окружающей среды и устанавливаемых с ними связей, можно выделить следующие формы игрового поведения.

Одиночные (индивидуальные) игры

Локомоционные (подвижные) игры представляют собой игровое перемещение животного в пространстве: бег, кружение, подскоки, прыжки, преодоление препятствий и т. п.

Манипуляционные игры с биологически значимыми объектами (кость, кусок мяса или шкуры, тушка животного).

Манипуляционные игры с предметами, замещающими биологически значимые объекты и (или) субъекты (предметы-суррогаты, игровые предметы). К этой категории относятся игры с различного рода предметами, достаточно удобными для манипулирования пастью (палки, тряпки, предметы обихода и т. п.), или специальными игровыми предметами (игрушками). Эта форма игры требует от животных развитого воображения, так как при этом игровой предмет наделяется определенной ролью (биологической или социальной — жертва, враг, друг, детеныш, половой партнер).

Совместные игры. Неманипуляционные игры

Парные игры — с одним игровым партнером своего вида или замещающим (животное другого вида, человек) игровым партнером.

Групповые игры — игры с участием нескольких партнеров своего или замещающего вида.

Парные или групповые игры при участии партнеров своего вида или замещающих партнеров с использованием игрового предмета-посредника. При этом игровой предмет может функционально рассматриваться как биологически значимый объект, как суррогат социального партнера или как «трофей», инициирующий игровую конкуренцию.

Совместные игры как социальное взаимодействие могут включать в себя элементы игровой борьбы, преследования друг друга, игрового запугивания, оборонительного поведения, охотничьего поведения, сексуального поведения и т. п.

Функциональное значение игрового поведения

Большинством исследователей допускается, что игра служит для освоения и совершенствования двигательных актов и социального взаимодействия, которые будут востребованы и реализованы во взрослом состоянии. С помощью игры происходит формирование практически всех сфер поведения, как индивидуального, так и социального. Помимо этого игра служит эффективным средством получения информации об окружающем мире.

Кроме того, существуют данные о том, что игра способствует развитию мозга, обеспечивая мощную стимуляцию, активизируя память и способствуя развитию элементарной рассудочной деятельности. В процессе игры животные «воображают» — моделируют возможные жизненные ситуации, «представляют» игровые предметы и социальных партнеров в другом виде, чем они есть.

Игровая активность, осуществляясь на врожденной, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения.

Однако, несмотря на значимость игры, она не относится к жизненно важным потребностям, как, например, пищевая или оборонительная, и в иерархии потребностей занимает практически последнее место. Игровое поведение легко проигрывает при конкуренции потребностей — тормозится под воздействием большого количества факторов.

Так почему и в результате чего игра становится мощным мотивом поведения и эффективным подкреплением при дрессировке собак? Конечно, отчасти благодаря тем функциям, которые заложены в игре как таковой, но большей частью благодаря компенсаторным и замещающим функциям игрового поведения, формируемым в результате «разыгрывания».

Читайте также

ФОРМА НАУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДОМИНАНТЫ

ФОРМА НАУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДОМИНАНТЫ К этой форме научения относятся случаи чрезвычайно быстрого образования условнорефлекторной реакции (1—2 сочетания стимула и подкрепления), на базе гипертрофированной, господствующей потребности (доминанты).Явление доминанты было

Процесс подготовки собак для поиска взрывоопасных предметов

Процесс подготовки собак для поиска взрывоопасных предметов Цель учебного процесса состоит в том, чтобы закрепить у собаки долговременную память на конкретный запах (запахи) взрывчатого вещества и научить выделять его среди множества других сопутствующих запахов

Работа на основе пищевой заинтересованности

Работа на основе пищевой заинтересованности УПРАЖНЕНИЕ №1 ЦЕЛЬ: Закрепление у собаки поискового поведения по команде «НЮХАЙ!» и сигнального поведения. ЗАТРАЧИВАЕМОЕ ВРЕМЯ: 5-6 дней по 3-4 часа (включая подготовку к занятиям, отдых и другие упражнения). На специально

Работа на основе игровой заинтересованности

Работа на основе игровой заинтересованности Схема процесса подготовки собак остаётся прежней (за исключением небольших изменений). Только в этом случае, в качестве доминирующей мотивации и поощрения животного, используется игра. Игровое поведение вызывается природной

Приложение II. Терапевтические дозы лекарственных веществ для собак Л. Г. Уткин

Приложение II. Терапевтические дозы лекарственных веществ для собак Л. Г. Уткин (Примечание. Дозы, приведенные в списке, рассчитаны для взрослых собак, имеющих живой вес 10

Изучение собак Почему нужно изучать собак?

Изучение собак Почему нужно изучать собак? Биологический вид, к которому принадлежат домашние собаки, Canis familiaris, можно смело назвать успешным, даже чрезвычайно успешным.[1] Это означает, что, трансформировавшись по сравнению со своими предками, волками, они и теперь

2.3. Компенсаторная и замещающая функции игровой деятельности

2.3. Компенсаторная и замещающая функции игровой деятельности Под разыгрыванием понимается такая организация жизнедеятельности собаки, в результате которой происходит замещение естественных для удовлетворения тех или иных потребностей поведенческих актов игровой

Определение особенностей условнорефлекторной деятельности собак

Определение особенностей условнорефлекторной деятельности собак Исследование высшей нервной деятельности собак во всех сериях опытов проводилось с помощью методики и аппарата, описанных в начале книги.Создавая методику, мы исходили из того, что она должна была

Познавательная функция игровой активности животных

Познавательная функция игровой активности животных Игра и исследовательское поведение В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять

Высшие формы игровой исследовательской деятельности животных

Высшие формы игровой исследовательской деятельности животных При всем многообразии форм игры их объединяет большая общая подвижность животного, большое разнообразие производимых им телодвижений и интенсивное перемещение в пространстве (рис. 23). Наиболее ярко это

Каковы тактические цели мужского и женского сексуального поиска?

Каковы тактические цели мужского и женского сексуального поиска? Встречаются два человека, богатый и бедный. Бедный говорит: «Я три дня ничего не ел!» Богатый отвечает: «Надо заставить себя покушать»… (анекдот). Цель мужского поиска – найти женщин, согласных ему

Коммерческие продукты на основе мате

Коммерческие продукты на основе мате Понятно, что мате – это полезный продукт, именно поэтому сейчас на рынке представлены капсулы, содержащие мате, а также различные молочные смеси с йербой, разработанные для снижения веса. На просторах России такого изобилия пока что

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *