при каких условиях можно перевестись с платного на бюджет
Как перевестись на бюджет, если один из родителей умер?
Я очно учусь в аспирантуре и потерял одного из родителей в период обучения. Положен ли в таком случае перевод с коммерческой на бюджетную основу? На бакалаврских и магистерских программах подобное допускается.
Имеет ли значение, на кого оформлен договор: на умершего законного представителя или самого аспиранта? Если договор все-таки на аспиранта, вправе ли вуз отказать в переводе: мол, платил сам и дальше сможешь платить.
Аспирантура — один из уровней высшего образования в РФ, как и адъюнктура, ординатура и ассистентура-стажировка. Поэтому все нормативные акты, которые затрагивают высшее образование в целом, относятся и к ним. Право на переход с платной на бюджетную основу не исключение.
Условия для перехода на бюджет
Самое существенное условие перехода на бюджет — наличие вакантных мест. Если их нет, перейти с платного обучения на бесплатное не получится. Как правило, места освобождаются после сессий.
Лучше всего мониторить наличие мест в феврале и июле: можно запросить информацию в учебном отделе интересующего структурного подразделения вуза или найти самостоятельно на сайте университета. Сведения о вакантных бюджетных местах должны быть в открытом доступе.
Если по образовательной программе, где обучается студент, изначально выделены бюджетные места и сейчас как минимум одно из них свободно, у него есть право на переход. Чтобы заполнить места, вуз организует комиссию и проводит конкурс.
В комиссию надо подать заявление по форме вуза. К заявлению нужно приложить свидетельство о смерти родителя. Можно также представить документы об особых достижениях в деятельности университета, например победах в спортивных соревнованиях, — это все принимается во внимание.
Комиссия рассмотрит поступившие заявки с учетом мнения совета обучающихся университета, профсоюза, если он есть, и совета родителей несовершеннолетних обучающихся.
Чтобы заявление рассмотрели, нужно проверить, нет ли у вас:
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Основания для перехода на бюджет
Если долгов и взысканий нет, университет проверит основания для перехода. Во внимание могут быть приняты все перечисленные ниже факторы.
Хорошая успеваемость. Экзамены за два семестра обучения до подачи заявления должны быть сданы на отлично или хорошо. С тройками перейти не выйдет.
Социальные основания. Относится ли студент:
Тяжелое материальное положение, если обучающийся в период обучения утратил одного или обоих родителей, единственного родителя или законных представителей. Ваш случай подходит под это основание. На кого именно оформлен договор, значения не имеет.
Что в итоге
Когда комиссия рассмотрит заявление, она или подтвердит переход, или откажет. Формально причиной отказа не может считаться то, что договор был оформлен на вас.
Если комиссия откажет, можно взять академический отпуск: основание позволяет, платить за обучение во время отпуска не нужно. Еще можно попробовать перевестись на бюджет в другой вуз. Если же решение будет положительное, университет подготовит распоряжение о переводе.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Приложение. Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное
Порядок
и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное
С изменениями и дополнениями от:
25 сентября 2014 г., 7 апреля 2017 г.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 26 мая 2014 г. N АКПИ14-304 настоящий Порядок признан не противоречащим действующему законодательству
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 25 сентября 2014 г. N 1286 в пункт 1 внесены изменения
Настоящий Порядок распространяется также на иностранных граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).
4. Сроки подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное при наличии вакантных бюджетных мест устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.
5. Образовательной организацией обеспечивается открытость информации о количестве вакантных бюджетных мест для перехода с платного обучения на бесплатное, сроках подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное путем размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
6. Право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из следующих условий:
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 25 сентября 2014 г. N 1286 подпункт «а» изложен в новой редакции
а) сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо»;
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2017 г. N 315 в подпункт «б» внесены изменения
б) отнесения к следующим категориям граждан*:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
женщин, родивших ребенка в период обучения;
в) утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 25 сентября 2014 г. N 1286 в пункт 7 внесены изменения
Материалы для работы Комиссии представляют структурные подразделения образовательной организации, в которые поступили от обучающихся заявления о переходе с платного обучения на бесплатное.
8. Обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное.
К заявлению обучающегося прилагаются следующие документы:
б) подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (при наличии).
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 25 сентября 2014 г. N 1286 пункт 10 изложен в новой редакции
10. Приоритетность перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное устанавливается Комиссией в соответствии с условиями, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.
Информация об изменениях:
12. В результате рассмотрения заявления обучающегося, прилагаемых к нему документов и информации структурного подразделения Комиссией принимается одно из следующих решений:
о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное;
об отказе в переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 25 сентября 2014 г. N 1286 в пункт 13 внесены изменения
13. Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается Комиссией с учетом количества вакантных бюджетных мест и приоритетов, установленных Комиссией, в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 25 сентября 2014 г. N 1286 в пункт 14 внесены изменения
14. При заполнении имеющихся вакантных мест с учетом приоритетов, установленных Комиссией, в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, в отношении оставшихся заявлений обучающихся Комиссией принимается решение об отказе в переходе с платного обучения на бесплатное.
15. Решение Комиссии доводится до сведения обучающихся путем размещения протокола заседания Комиссии в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
16. Переход с платного обучения на бесплатное оформляется распорядительным актом образовательной организации, изданным руководителем образовательной организации или уполномоченным им лицом, не позднее 10 календарных дней с даты принятия Комиссией решения о таком переходе.
*За исключением иностранных граждан, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Как студент может перевестись с платного обучения на «бюджет»? Разъясняет Валентина Бондаренко
Поступление на обучение на коммерческой основе не означает, что студенту придется до выпуска платить за получаемое образование. Законодательство предусматривает право учащегося на смену коммерческой формы обучения на бюджетную. Однако одного желания мало — перевод возможен только при соблюдении ряда требований, рассказала ER.RU региональный координатор партпроекта «Новая школа» в Москве, муниципальный депутат Валентина Бондаренко («Единая Россия»).
«Студент может претендовать на переход на бесплатное обучение (при наличии вакантного бюджетного места на образовательной программе) в том случае, если на момент подачи заявления не имеет академических задолженностей, дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате обучения», — отметила она.
Количество бюджетных мест, доступных для перевода с платного обучения, определяется по разнице между количеством принятых студентов и продолжающих обучение на данный момент. Чтобы претендовать на перевод, необходимо проучиться не меньше двух полугодий, то есть, сделать это возможно не ранее второго курса. Некоторые категории учащихся имеют приоритетное право перевода на бесплатную форму обучения.
«Это студенты, которые относятся к категории детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; имеют только одного родителя — инвалида первой группы (если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума); или это женщины, родившие ребенка во время учебы. Также в число льготных категорий входят те, кто потерял в период обучения одного или обоих родителей», — пояснила Валентина Бондаренко.
Механизм этот в целом един для всех вузов, при этом каждое учебное заведение вправе устанавливать собственные дополнительные правила зачисления на «бюджет». Некоторые из них требуют прохождения студентом аттестационных испытаний. Если количество претендентов на бесплатное обучение больше свободных мест, то ученый совет вправе отбирать соискателей на конкурсной основе.
«Вакантные бюджетные места вуз, как правило, подсчитывает не меньше двух раз в год. Сколько таких мест есть в вузе, должно указываться на его сайте. Обычно достаточно ввести в поисковой строке браузера название учебного заведения и фразу «вакантные места». На этом же сайте должно быть положение о переводе, где написано, когда подавать заявления и как все это происходит», — заключила региональный координатор партпроекта «Новая школа».
Как перевестись из одного ВУЗа в другой?
Как перевестись из одного ВУЗа в другой?
Студенты имеют право на перевод из образовательной организации, в которой они обучаются (исходного вуза), в другую образовательную организацию (принимающий вуз). При этом перевод может осуществляться в соответствии с общим порядком, а также с учетом особенностей, предусмотренных законом (п. 3 ч. 1 ст. 33, п. 15 ч. 1 ст. 34 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Следует отметить, что образовательные организации могут принимать локальные акты в том числе о порядке и основаниях перевода, однако нормы данных актов, ухудшающие положение обучающихся по сравнению с установленным законодательством об образовании, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией (ст. 30 Закона N 273-ФЗ).
Общий порядок перевода из исходного вуза в принимающий
По общему правилу перевод из исходного вуза в принимающий допускается не ранее, чем после прохождения первой промежуточной аттестации в исходном вузе (п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124).
Для перевода из исходного вуза в принимающий рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Получите справку о периоде обучения в исходном вузе
По вашему заявлению исходный вуз в течение пяти рабочих дней выдаст вам справку о периоде обучения. В данной справке в том числе указывается перечень и объем изученных учебных дисциплин, оценки, выставленные при проведении промежуточной аттестации (п. 11 Порядка).
Шаг 2. Обратитесь в принимающий вуз с заявлением о переводе
Подайте в принимающий вуз заявление о переводе с приложением вышеуказанной справки, а также иные документы (по вашему усмотрению), подтверждающие ваши образовательные достижения. При переводе на обучение за счет бюджетных средств в заявлении о переводе необходимо зафиксировать факт того, что студент соответствует требованиям для такого перевода (п. 11 Порядка).
Шаг 3. Дождитесь решения принимающего вуза
Принимающий вуз в течение 14 календарных дней со дня представления заявления о переводе оценивает полученные документы, определяет дисциплины, которые будут вам перезачтены или переаттестованы, а также период, с которого вы в случае перевода будете допущены к обучению. В случае если заявлений о переводе представлено больше количества вакантных мест, принимающий вуз проводит конкурсный отбор среди лиц, представивших такие заявления (п. п. 12, 13 Порядка).
В течение пяти календарных дней со дня принятия решения о зачислении принимающий вуз выдаст вам справку о переводе с приложением перечня изученных учебных дисциплин, пройденных практик, выполненных научных исследований, которые будут перезачтены или переаттестованы вам при переводе (п. 14 Порядка).
Шаг 4. Оформите отчисление из исходного вуза
Для этого напишите заявление об отчислении вас из исходного вуза в порядке перевода с приложением справки о переводе. В течение трех рабочих дней со дня поступления этих документов исходный вуз издаст приказ о вашем отчислении в связи с переводом в другой вуз (п. п. 15, 16 Порядка).
При этом вам потребуется сдать в исходный вуз студенческий билет и зачетную книжку (абз. 2 п. 17 Порядка).
Шаг 5. Оформите зачисление в принимающий вуз
Представьте в принимающий вуз выписку из приказа исходного вуза об отчислении в связи с переводом и полученный документ о предшествующем образовании (оригинал или заверенную копию) (п. 19 Порядка).
В течение трех рабочих дней после поступления данных документов принимающий вуз издаст приказ о вашем зачислении в связи с переводом. Если вы поступаете на платное обучение, до издания приказа о вашем зачислении с вами должен быть заключен договор об образовании. В течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о зачислении вам выдадут студенческий билет и зачетную книжку (п. 20 Порядка).
Примечание. Перевод студента, получающего образование за рубежом, осуществляется в ином порядке (п. п. 18, 19 Порядка).
Особенности перевода студентов по образовательной программе с использованием сетевой формы
Зачисление в вуз при реализации в сетевой форме основных и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанный вуз без отчисления из исходного вуза в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации (ч. 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ; п. 9 Порядка N 124; Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020).
Перевод студентов допускается в любое предусмотренное образовательной программой время. Перевод осуществляется на основании письма исходного вуза в принимающий в соответствии с договором о сетевой форме между указанными вузами. К письму прикладываются список студентов и копии личных дел (п. п. 9, 21 Порядка N 124).
Результаты промежуточной аттестации, проводимой исходным вузом, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе и не требуют зачета в принимающем вузе (п. 12 Порядка, утв. Приказом N 882/391).
В течение пяти рабочих дней со дня поступления указанного письма принимающий вуз издает приказ о зачислении студентов в порядке перевода. При этом до получения письма принимающий вуз своим распорядительным актом может допустить студентов к обучению. В течение 10 рабочих дней со дня издания приказа о зачислении студента в порядке перевода принимающий вуз выдаст ему студенческий билет и зачетную книжку (п. п. 22, 25 Порядка N 124).
Особенности перевода, связанные с невозможностью осуществления деятельности вуза
Причиной перевода из исходного вуза в принимающий может также стать прекращение деятельности вуза; приостановление или аннулирование лицензии; приостановление, лишение или истечение срока действия у вуза государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе. Перевод студентов по указанным основаниям осуществляется в специально установленном порядке (ч. 9 ст. 34 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 N 957; п. 1 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.10.2013 N 1122).
В таких случаях учредитель исходного вуза или уполномоченный им орган управления выбирает принимающий вуз. Перевод студентов осуществляется на ту же профессию, специальность, направление подготовки высшего образования с сохранением формы, курса и основы обучения, а также его стоимости (в случае платного обучения). При этом перевод не зависит от периода (времени) учебного года (п. п. 3, 7 Порядка N 957; п. п. 3, 7 Порядка N 1122; Письмо Минобрнауки России от 28.03.2017 N 05-ПГ-МОН-8938).
Следует учитывать, что перевод студента с изменением профессии, специальности, направления подготовки высшего образования или в выбранный им иной принимающий вуз осуществляется в соответствии с общим порядком перевода (п. 4 Порядка N 957; п. 4 Порядка N 1122).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Основания перевода на бюджетную форму обучения
Могу ли я подать заявление о переводе с платной формы обучения на бесплатную, если проживаю с мамой? Прожиточный минимум у нас ниже среднего, у отца огромный долг по алиментам. Так как мне исполнилось 18 лет, его освободили от уплаты алиментов. Долг он не выплачивает, в моей жизни не участвует. Если я предоставлю справки о материальном положении, выписку от приставов и справку о том, что мы получаем социальные выплаты от государства, могут ли меня перевести на бюджетную форму обучения?
Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное утверждены приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443 (далее – Порядок).
В случае если обучающийся не имеет академической задолженности, дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате обучения, право на переход с платного обучения на бесплатное возникает при наличии одного из следующих условий (п. 6 Порядка):
а) сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо»;
б) отнесения к следующим категориям граждан:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
женщин, родивших ребенка в период обучения;
в) утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).
Обратите внимание: переход с платного обучения на бесплатное может быть осуществлен только при наличии вакантных бюджетных мест (п. 2 Порядка).
Основанием для перевода обучающегося с платного обучения на бесплатное является его заявление, рассматриваемое специально создаваемой образовательной организацией комиссией, принимающей решение об осуществлении перехода (в том числе с учетом устанавливаемых образовательной организацией приоритетов для категорий обучающихся в соответствии с условиями, указанными в п. 6 Порядка).
Состав, полномочия и порядок деятельности такой комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно (п. 7 Порядка).