при формулировке гипотезы удается выйти на парадокс то такую гипотезу можно считать циркулярной
При формулировке гипотезы удается выйти на парадокс то такую гипотезу можно считать циркулярной
Линейные и циркулярные объяснения могут быть рассмотрены как гипотезы разного логического уровня (строго говоря, их не следует непосредственно сравнивать друг с другом). Циркулярные гипотезы принадлежат более высокому логическому уровню, они представляют собой более сложное объяснение и, следовательно, несут в себе больше “правды”. Линейные последовательности (АаВ, ВаС, СаА) могут существовать внутри циркулярного паттерна (АаВаCаАаВ и т.д), но не наоборот.
Например, линейное описание ситуации выглядит следующим образом: “Когда Коля обижает Катю, она плачет” или “Когда Катя плачет, мама утешает ее”. Циркулярное описание той же ситуации выглядит следующим образом: “Когда Коля обижает Катю, она плачет и зовет маму, которая ее утешает, что, в свою очередь, злит Колю, и он через некоторое время снова обижает Катю, и т.д.”
Циркулярные описания являются системными. Системно-ориентированные терапевты предпочитают их не только потому, что они является более сложным, но и потому, что они предлагают больше альтернатив для терапевтических действий. Терапевт, ограниченный линейной гипотезой, может попытаться в описанной ситуации остановить поведение Коли, тогда как системный семейный терапевт может выбирать, чье поведение (Коли, Кати или мамы) и каким образом ему стоит видоизменить, чтобы прервать их порочный круг. Он может также попытаться создать условия для видоизменения циркуляционного паттерна в целом, например, через парадоксальное предписание.
“Понимание того, что целью терапии должно быть изменение последовательностей, которые происходят среди людей в организованных группах, революционизировало психотерапию. Когда последовательности меняются, индивиды в группе подвергаются изменениям. Ригидная повторяющаяся последовательность в узком диапазоне — вот что определяет патологию” [Haley, 1976].
При оценивании семейной системы терапевт уделяет особое внимание взаимоотношениям и циркулярным паттернам. Распознав линейную последовательность, он продолжает искать пропущенные связи, завершая циркулярную петлю. Например, в ходе интервью может казаться вполне очевидным, что существует линейный паттерн: жена приближается к мужу а муж отстраняется. В ходе опроса, сфокусированного на пропущенных соединениях, может выясниться, что в постели, когда муж приближается а жена отстраняется. Сопоставив данные, можно обнаружить симметрию и предложить различные объяснения, но в любом случае эти гипотезы будут более целостными, чем когда мы рассматриваем каждую последовательность отдельно.
Презентация на тему: «Методологические принципы системной семейной психотерапии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методологические принципы системной семейной психотерапии Составила: социальный педагог Максимяк Е.Н.
Эти принципы были выработаны системными семейными терапевтами для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность своей работы. Семейная система, как и всякая другая социальная система, стремится поглотить меньшую систему (терапевта), которая с ней регулярно взаимодействует. Сначала она пытается вызвать у терапевта сильный эмоциональный ответ и тем самым через чувственный опыт привязать к себе. Затем пытается навязать терапевту свои правила, мифы, стереотипы взаимодействия, включить его в коалиции, перетянуть на чью-либо сторону. Если терапевт бесстрашно отдастся семье, то система воспользуется им для поддержания своего баланса и сохранения равновесия (чтобы ничего принципиально не изменилось) и с обесцениванием вытолкнет его вовне за ненадобностью. Если у психотерапевта не будет защиты от этого, он не сможет помочь людям, живущим в дисфункциональной семье. Для того, чтобы избежать столь неприятной участи, семейному терапевту особенно необходимо опираться на некоторые профессиональные принципы и подходы.
Системная семейная терапия предлагает в поддержку терапевту три основных принципа работы с семьёй: * циркулярность * гипотетичность * нейтральность
Психотерапевт задаёт по очереди членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Начинающему системному семейному психотерапевту полезно будет выучить наизусть список тем, которые необходимо затронуть в беседе с семьёй: = С какими ожиданиями пришла семья? (Задаются вопросы о том, кто их направил на консультацию, к кому они обращались прежде) = Как семья видит свою актуальную проблему? = Какая ситуация в семье на данный момент? = Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какими способами? = Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств. = Какая система понимания проблемы и причин её возникновения действует в семье? = Какие ключевые, триггерные ситуации? = Как может развиваться ситуация наихудшим образом? Как можно усугубить проблему? = Какие есть положительные стороны проблемы? = Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без неё. = Какая была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома? Весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс, обычно его можно пройти за две-три встречи. После этого формулируется системная гипотеза.
Циркулярность – один из основных принципов системного подхода. Из «события А» вытекает «событие Б», а из него, в свою очередь, «событие С». Системное мышление опирается еще на идею обратной связи: «событие Б» вызывает не только «событие С», но и влияет на «событие А». И если все «события» таким образом друг с другом связаны, то возникает циркулярная последовательность событий. В этой последовательности все «события» влияют друг на друга. Следующая серия рисунков иллюстрирует идею циркулярности. 1. Хельмут плачет. 2. В других терапевтических подходах принято спрашивать: Хельмут, почему ты плачешь? Что с тобой происходит?
3. Ханнелора видит, что Хельмут плачет.
4. Циркулярный вопрос в паре. Как думаешь ты, Хельмут, что означают твои слезы для Ханнелоры?
5. Циркулярный вопрос третьему участнику. Как думаешь ты, Стэфан, что для твоей мамы значит видеть плачущего отца?
ГИПОТЕТИЧНОСТЬ Основная цель общения терапевта с семьёй – формулировка и проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции. Первичная гипотеза терапевта и определяет его стратегию беседы с семьёй. В тех случаях, когда у терапевта не сформулирована первичная гипотеза, его беседа с семьёй хаотична, нередко инициативу в ведении беседы берёт на себя самый мотивированный член семьи. Предварительная первичная гипотеза формулируется после первого телефонного разговора с инициатором обращения. Содержание предварительной беседы позволяет сформулировать системную гипотезу ещё до начала непосредственной работы с семьёй.
Вопросы, которые необходимо задать во время телефонного разговора. 1. На что жалуется звонящий? (коротко, только основное – супружеская проблема или детско-родительская?) 2. Кто является инициатором обращения? 3. Каков состав семьи? 4. Сколько лет детям и другим членам семьи? Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить предварительную системную гипотезу. При очной встрече с семьёй психотерапевт проверяет правильность этой предварительной гипотезы. Обычно первичная гипотеза неверна, почти всегда она неполна. Но она позволяет вычислить стадию жизненного цикла, на которой находится семья, а это, в свою очередь, является информацией о наиболее вероятном кризисе, который может переживать семейная система. Всё это и позволяет сформулировать первичную гипотезу.
Гипотеза должна быть системной. Что это значит? Она должна описывать ситуацию в семье и НЕ должна описывать какого-то одного человека. Гипотеза должна быть замкнутой. Что это значит? Н-р: почему гипотеза о том, что в семье происходит борьба за власть, является системной, круговой? Потому что, исходя из этой гипотезы, мы можем увидеть, что чем больше возникает необходимость подтверждать свой статус и контролировать ситуацию в семье, тем больше каждый из членов этой супружеской пары делает то, что приводит к конфликту. Чем сильнее эти конфликты, тем более напряжённой становится ситуация в семье; чем она более напряжённая, тем сильнее потребность контролировать ситуацию; чем больше потребность контролировать ситуацию, тем яростнее люди пытаются бороться за свой статус; чем яростнее они борются за свой статус, тем сильнее воспроизводится эта самая борьба за власть. Получается круг-парадокс. Индивидуальные цели этих людей прямо противоречат тому, что происходит в системе. Никто не хочет конфликтов, все хотят жить спокойно, счастливо и расслабленно. Когда вам при формулировке гипотезы удаётся выйти на парадокс, тогда вы всё правильно сделали, правильно вычислили, правильно сформулировали круговую гипотезу.
НЕЙТРАЛЬНОСТЬ Это третий, очень существенный и трудно достижимый методологический принцип системной семейной психотерапии. Точнее, это и методологический принцип, и технический приём, который вы должны соблюдать на каждом приёме. Это определённая внутренняя позиция психотерапевта. Нейтральность – это спокойное, сочувствующее, доброжелательное отношение к каждому члену семьи в равной степени, что бы там ни происходило. Н-р: когда к вам приходит семья, и вам очевидно, что родители мучают ребёнка (алкоголики, которые избивают своих детей и жён, семьи с инцестом, где папочка слишком буквально понимает любовь к детям и т.д.), нейтральность сохранять очень трудно. Вы должны видеть страдания каждого человека. Никого не осуждать, ни к кому не присоединяться, ни в коем случае ни на чью сторону не становиться. Каждый человек, который находится у вас на приёме, должен в равной мере иметь возможность и говорить, и быть услышанным.
Соблюдать принцип нейтральности – самое важное умение. Нейтральность имеет отношение к профессиональной позиции. Нейтральность тем более важна в России, потому что в нашей культуре существует детоцентризм. Психотерапевты в своей массе – это женщины, которые всегда готовы встать на сторону ребёнка; это социально одобряемое поведение. И как только эта женщина-психотерапевт становится на сторону ребёнка, она получает в лице мамы этого ребёнка тормоз для оказания психотерапевтической помощи. Детоцентризм – серьёзное испытание для психотерапевтической нейтральности. Обычно неопытные психотерапевты начинают говорить, мол, что вы делаете, мамочка, разве можно так с ребёнком обращаться? То есть ситуацию для мамочки только усугубляют. Такое действие возможно в том случае, если психотерапевт не соблюдает принцип нейтральности: присоединяется внутренне к ребёнку и начинает эту самую несчастную женщину осуждать, критиковать и тем самым усугублять её материнскую дисфункцию.
Нейтральность – это сочувствие каждому члену семьи. Нейтральности можно обучиться. Это профессиональный навык, а не образ жизни. Психотерапевт не мать Тереза, он нейтрален на работе. Психотерапия – это не образ жизни и не диагноз, это профессия. Итак, для того, чтобы быть нормальным психотерапевтом, надо пройти курс собственной психотерапии. Это профессиональное требование любой психотерапевтической школы: в психоанализе, и в психодраме, и в гештальте, потому что без личностной подготовки, без собственной психотерапии вы не сможете эффективно работать. Без этого у психотерапевтов начинается синдром сгорания.
Гипотетичность
Перечислим вопросы, которые необходимо задать во время телефонного разговора.
2. Кто является инициатором обращения?
3. Каков состав семьи?
4. Сколько лет детям и другим членам семьи?
Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить предварительную системную гипотезу. При очной встрече с семьей психотерапевт проверяет правильность этой предварительной гипотезы. Обычно первичная гипотеза неверна, почти всегда она неполна. Но она позволяет вычислить стадию жизненного цикла, на которой находится семья, а это, в свою очередь, является информацией о наиболее вероятном кризисе, который может переживать семейная система. Все это и позволяет сформулировать первичную гипотезу.
Подтвердить или опровергнуть наши гипотезы нам помогут два блока вопросов. Какие отношения между мамой и папой? Как в этих отношениях участвует ребенок? Какова его роль и функция в семье? Как школа изменила семейный уклад в семье? Какие дополнительные требования к воспитанию ребенка она предъявила? Как родители к этим дополнительным требованиям относятся?
Приведем беседу терапевта с семьей на первичном приеме.
Степа: Он устает. так сильно не контролирует. Сачкануть можно. На улице мячик погонять. А ты больше все-таки к дому привязана.
Мама: Ну да, мама больше занудствует.
Степа: Ты сердишься.
Мама: Мы иногда вместе плачем.
Папа: Я прихожу домой и вижу двух измученных близких людей. Мама уже никакая, и Степочка уже никакой.
Терапевт. А до школы какая была жизнь?
Папа: Хорошая была жизнь. Степочка ходил в сад, иногда. Мы на службу не ходим, если вдруг обоим надо быть где-то, тогда в сад его водили. В саду его любили. А вообще мы много вместе ездили.
Мама: Мы вообще любим вместе быть. Играем. Развлекаемся.
Терапевт. Мама и папа, вы работаете?
Трудно ждать в этом случае, что ребенок приспособится к школе, потому что семья не поддерживает его в этом его новом качестве, она не помогает ему стать учеником. Семья не ставит его, так сказать, на крыло, она ему никаких навыков ученичества не дает. Семья с тяжким вздохом помогает ребенку справиться с уроками, при этом все ждут воскресений, каникул, лета и общего расслабления. Семья находится на другой стадии жизненного цикла — на дошкольной.
Итак, одна из наших гипотез подтвердилась на данный момент терапевтической работы.
Все семейные системы построены на парадоксах. И это нормально.
На каждом этапе, на каждом приеме вы свою гипотезу проверяете. После приема вы должны ответить себе на вопрос, можете ли вы использовать старую гипотезу в следующий раз, или вам нужно думать о новой гипотезе.
Это большая работа. Семья уходит, заканчивается ваш прием, и вы начинаете размышлять, какая гипотеза у вас сейчас на повестке дня, что она объясняет, что она не объясняет. Если гипотеза объясняет симптоматику полностью и она замкнулась парадоксальным образом, тогда это хорошая рабочая гипотеза и от нее можно дальше плясать к непосредственному психотерапевтическому воздействию. И думать, какую интерпретацию давать, как ее давать и когда. Для интерпретации в системной терапии существуют специальные формулы. Об этом скажем ниже.
В принципе, коллизии жизненного цикла дают вам набор гипотез. Проблема не в этом. Проблема в том, чтобы вы в каждой данной семье поняли механизм их действий, принятия решений, то, как они устраивают свою жизнь, в каких поведенческих проявлениях.
Вот, например, супружеская пара с той же самой борьбой за власть.
В сексуальных отношениях жена все время чувствует себя как бы неполноценной, потому что ей непросто включаться в сексуальное общение. Во-первых, она очень тревожная и контролирующая женщина, и ее все отвлекает. Во-вторых, считает, что она неопытна, в-третьих, стесняется, хотя она женщина очень красивая, на мой взгляд. При первом половом контакте муж имел глупость пошутить: когда за ней ухаживал, у него были какие-то идеи про ее фигуру, а когда он увидел ее обнаженной, он поразился ее груди, потому что ему казалось, что она значительно больше, чем в реальности.
Про какие-то там впечатления, ассоциации, движения души он не говорит, потому что он в себе этого не различает. А она готова разговаривать, например, про то, что ей вспомнилось вдруг, когда она посмотрела на этот цветочек. Он этот разговор не может поддерживать совершенно. У нее ощущение, что у них нет близости и что он ее к себе не пускает. Все дело в том, что она уверена: у него внутри много содержания. Так же как он уверен, что, будь она с другим мужчиной, она была бы сексуальней. Чем больше она критикует его за то, что он неспособен к душевной глубине, тем более он дистанцируется и закрывается. Когда у них происходит сексуальный контакт, все наоборот. Он ей, конечно, не говорит, что она холодная, но дает ей как-то невербально понять свое разочарование.
Обе эти проблемы подкрепляют друг друга: чем больше она ему объясняет, что он человек недалекий, тем больше он дает ей понять, что она сексуально слабая. Получается замкнутый круг.
Дата добавления: 2015-02-23 ; просмотров: 613 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Гипотетичность
Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 862 ; Нарушение авторских прав
Перечислим вопросы, которые необходимо задать во время телефонного разговора.
2. Кто является инициатором обращения?
3. Каков состав семьи?
4. Сколько лет детям и другим членам семьи?
Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить предварительную системную гипотезу. При очной встрече с семьей психотерапевт проверяет правильность этой предварительной гипотезы. Обычно первичная гипотеза неверна, почти всегда она неполна. Но она позволяет вычислить стадию жизненного цикла, на которой находится семья, а это, в свою очередь, является информацией о наиболее вероятном кризисе, который может переживать семейная система. Все это и позволяет сформулировать первичную гипотезу.
Подтвердить или опровергнуть наши гипотезы нам помогут два блока вопросов. Какие отношения между мамой и папой? Как в этих отношениях участвует ребенок? Какова его роль и функция в семье? Как школа изменила семейный уклад в семье? Какие дополнительные требования к воспитанию ребенка она предъявила? Как родители к этим дополнительным требованиям относятся?
Приведем беседу терапевта с семьей на первичном приеме.
Степа: Он устает. так сильно не контролирует. Сачкануть можно. На улице мячик погонять. А ты больше все-таки к дому привязана.
Мама: Ну да, мама больше занудствует.
Степа: Ты сердишься.
Мама: Мы иногда вместе плачем.
Папа: Я прихожу домой и вижу двух измученных близких людей. Мама уже никакая, и Степочка уже никакой.
Терапевт. А до школы какая была жизнь?
Папа: Хорошая была жизнь. Степочка ходил в сад, иногда. Мы на службу не ходим, если вдруг обоим надо быть где-то, тогда в сад его водили. В саду его любили. А вообще мы много вместе ездили.
Мама: Мы вообще любим вместе быть. Играем. Развлекаемся.
Терапевт. Мама и папа, вы работаете?
Трудно ждать в этом случае, что ребенок приспособится к школе, потому что семья не поддерживает его в этом его новом качестве, она не помогает ему стать учеником. Семья не ставит его, так сказать, на крыло, она ему никаких навыков ученичества не дает. Семья с тяжким вздохом помогает ребенку справиться с уроками, при этом все ждут воскресений, каникул, лета и общего расслабления. Семья находится на другой стадии жизненного цикла — на дошкольной.
Итак, одна из наших гипотез подтвердилась на данный момент терапевтической работы.
Все семейные системы построены на парадоксах. И это нормально.
На каждом этапе, на каждом приеме вы свою гипотезу проверяете. После приема вы должны ответить себе на вопрос, можете ли вы использовать старую гипотезу в следующий раз, или вам нужно думать о новой гипотезе.
Это большая работа. Семья уходит, заканчивается ваш прием, и вы начинаете размышлять, какая гипотеза у вас сейчас на повестке дня, что она объясняет, что она не объясняет. Если гипотеза объясняет симптоматику полностью и она замкнулась парадоксальным образом, тогда это хорошая рабочая гипотеза и от нее можно дальше плясать к непосредственному психотерапевтическому воздействию. И думать, какую интерпретацию давать, как ее давать и когда. Для интерпретации в системной терапии существуют специальные формулы. Об этом скажем ниже.
В принципе, коллизии жизненного цикла дают вам набор гипотез. Проблема не в этом. Проблема в том, чтобы вы в каждой данной семье поняли механизм их действий, принятия решений, то, как они устраивают свою жизнь, в каких поведенческих проявлениях.
Вот, например, супружеская пара с той же самой борьбой за власть.
В сексуальных отношениях жена все время чувствует себя как бы неполноценной, потому что ей непросто включаться в сексуальное общение. Во-первых, она очень тревожная и контролирующая женщина, и ее все отвлекает. Во-вторых, считает, что она неопытна, в-третьих, стесняется, хотя она женщина очень красивая, на мой взгляд. При первом половом контакте муж имел глупость пошутить: когда за ней ухаживал, у него были какие-то идеи про ее фигуру, а когда он увидел ее обнаженной, он поразился ее груди, потому что ему казалось, что она значительно больше, чем в реальности.
Про какие-то там впечатления, ассоциации, движения души он не говорит, потому что он в себе этого не различает. А она готова разговаривать, например, про то, что ей вспомнилось вдруг, когда она посмотрела на этот цветочек. Он этот разговор не может поддерживать совершенно. У нее ощущение, что у них нет близости и что он ее к себе не пускает. Все дело в том, что она уверена: у него внутри много содержания. Так же как он уверен, что, будь она с другим мужчиной, она была бы сексуальней. Чем больше она критикует его за то, что он неспособен к душевной глубине, тем более он дистанцируется и закрывается. Когда у них происходит сексуальный контакт, все наоборот. Он ей, конечно, не говорит, что она холодная, но дает ей как-то невербально понять свое разочарование.
Обе эти проблемы подкрепляют друг друга: чем больше она ему объясняет, что он человек недалекий, тем больше он дает ей понять, что она сексуально слабая. Получается замкнутый круг.
Гипотетичность
Перечислим вопросы, которые необходимо задать во время телефонного разговора.
2. Кто является инициатором обращения?
3. Каков состав семьи?
4. Сколько лет детям и другим членам семьи?
Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить предварительную системную гипотезу. При очной встрече с семьей психотерапевт проверяет правильность этой предварительной гипотезы. Обычно первичная гипотеза неверна, почти всегда она неполна. Но она позволяет вычислить стадию жизненного цикла, на которой находится семья, а это, в свою очередь, является информацией о наиболее вероятном кризисе, который может переживать семейная система. Все это и позволяет сформулировать первичную гипотезу.
Подтвердить или опровергнуть наши гипотезы нам помогут два блока вопросов. Какие отношения между мамой и папой? Как в этих отношениях участвует ребенок? Какова его роль и функция в семье? Как школа изменила семейный уклад в семье? Какие дополнительные требования к воспитанию ребенка она предъявила? Как родители к этим дополнительным требованиям относятся?
Приведем беседу терапевта с семьей на первичном приеме.
Степа: Он устает. так сильно не контролирует. Сачкануть можно. На улице мячик погонять. А ты больше все-таки к дому привязана.
Мама: Ну да, мама больше занудствует.
Степа: Ты сердишься.
Мама: Мы иногда вместе плачем.
Папа: Я прихожу домой и вижу двух измученных близких людей. Мама уже никакая, и Степочка уже никакой.
Терапевт. А до школы какая была жизнь?
Папа: Хорошая была жизнь. Степочка ходил в сад, иногда. Мы на службу не ходим, если вдруг обоим надо быть где-то, тогда в сад его водили. В саду его любили. А вообще мы много вместе ездили.
Мама: Мы вообще любим вместе быть. Играем. Развлекаемся.
Терапевт. Мама и папа, вы работаете?
Трудно ждать в этом случае, что ребенок приспособится к школе, потому что семья не поддерживает его в этом его новом качестве, она не помогает ему стать учеником. Семья не ставит его, так сказать, на крыло, она ему никаких навыков ученичества не дает. Семья с тяжким вздохом помогает ребенку справиться с уроками, при этом все ждут воскресений, каникул, лета и общего расслабления. Семья находится на другой стадии жизненного цикла — на дошкольной.
Итак, одна из наших гипотез подтвердилась на данный момент терапевтической работы.
Все семейные системы построены на парадоксах. И это нормально.
На каждом этапе, на каждом приеме вы свою гипотезу проверяете. После приема вы должны ответить себе на вопрос, можете ли вы использовать старую гипотезу в следующий раз, или вам нужно думать о новой гипотезе.
Это большая работа. Семья уходит, заканчивается ваш прием, и вы начинаете размышлять, какая гипотеза у вас сейчас на повестке дня, что она объясняет, что она не объясняет. Если гипотеза объясняет симптоматику полностью и она замкнулась парадоксальным образом, тогда это хорошая рабочая гипотеза и от нее можно дальше плясать к непосредственному психотерапевтическому воздействию. И думать, какую интерпретацию давать, как ее давать и когда. Для интерпретации в системной терапии существуют специальные формулы. Об этом скажем ниже.
В принципе, коллизии жизненного цикла дают вам набор гипотез. Проблема не в этом. Проблема в том, чтобы вы в каждой данной семье поняли механизм их действий, принятия решений, то, как они устраивают свою жизнь, в каких поведенческих проявлениях.
Вот, например, супружеская пара с той же самой борьбой за власть.
В сексуальных отношениях жена все время чувствует себя как бы неполноценной, потому что ей непросто включаться в сексуальное общение. Во-первых, она очень тревожная и контролирующая женщина, и ее все отвлекает. Во-вторых, считает, что она неопытна, в-третьих, стесняется, хотя она женщина очень красивая, на мой взгляд. При первом половом контакте муж имел глупость пошутить: когда за ней ухаживал, у него были какие-то идеи про ее фигуру, а когда он увидел ее обнаженной, он поразился ее груди, потому что ему казалось, что она значительно больше, чем в реальности.
Про какие-то там впечатления, ассоциации, движения души он не говорит, потому что он в себе этого не различает. А она готова разговаривать, например, про то, что ей вспомнилось вдруг, когда она посмотрела на этот цветочек. Он этот разговор не может поддерживать совершенно. У нее ощущение, что у них нет близости и что он ее к себе не пускает. Все дело в том, что она уверена: у него внутри много содержания. Так же как он уверен, что, будь она с другим мужчиной, она была бы сексуальней. Чем больше она критикует его за то, что он неспособен к душевной глубине, тем более он дистанцируется и закрывается. Когда у них происходит сексуальный контакт, все наоборот. Он ей, конечно, не говорит, что она холодная, но дает ей как-то невербально понять свое разочарование.
Обе эти проблемы подкрепляют друг друга: чем больше она ему объясняет, что он человек недалекий, тем больше он дает ей понять, что она сексуально слабая. Получается замкнутый круг.