познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ.

Многообразие философских школ и направлений, характерное для всех исторических времен, в том числе и для нашего, породило два крайних взгляда в оценке этого явления: скептицизм и догматизм. Скептики рассматривают многообразие философских систем как очевидное доказательство тщетности, несостоятельности философии в поисках истины и видят в истории философии историю человеческих заблуждений. Догматики, напротив, полагают, что познать истину можно, но сделать это способна только одна единственная, их собственная философия (философская система).

На самом же деле существование многообразных философских теорий, по-разному объясняющих природу и сущность явлений, отнюдь, не является симптомом кризиса в философии, тупиковой ситуацией, свидетельством бесплодности философской мысли в познании тайн бытия. Напротив, разнообразие философских концепций служит доказательством богатства идей и плодотворности философских исследований. Опыт духовного развития человечества (особенно в XX столетии) свидетельствует о том, что плюрализм научных воззрений является необходимым условием успешного развития теории. Здесь можно привести следующие аргументы: однообразие обедняет науку. Любая философская доктрина, объявившая себя истиной в последней инстанции, всезнающей, способной объяснить «все и вся», на самом деле таковой не оказывается, и рано или поздно обречена на догматизм. И в принципе можно сказать, что многообразие лежит в основе развития не только философии, но и природы, социальных систем, духовной культуры. Это многообразие мы наблюдаем и в истории Жизни на Земле, и в смене общественных форм, и в истории религии и искусства.

Принцип многообразия (плюрализма) и толерантности (терпимости к разным точкам зрения) убедительно демонстрирует развитие современной философской мысли. В XX веке значительные философские идеи разрабатываются не в одной какой-либо доминирующей теории, а в многочисленных и разнообразных по своей проблематике и методам исследования философских направлениях и школах. Поэтому новейшей философии удалось открыть и разработать новые области исследования, такие, например, как философия жизни, философия культуры, психоаналитическая философия, философский мистицизм и иррационализм, философия науки и техники, философская герменевтика, философия диалога, экофилософия, философия глобальных проблем, философские проблемы информационной цивилизации и др. По-новому осмысливаются такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличия философии и науки?

2. В чем сходства и отличия философии, религии и искусства?

3. Почему имеет место многообразие философских направлений и школ?

4. Какие новые области исследования открываются и разрабатываются в новейшей философии?

Литература по теме:

2. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.

5. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.

Практические задания:

Задание 1.

На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

Задание 2.

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

Задание 3.

Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

Задание 4.

Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Жаворонкова Александра Сергеевна

Книга «Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель.

Парменид написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.

С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.

Он разделил философию:

— на философию истины;

Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства.

Но при этом Парменид не отказывается от чувственного мира. Во второй части поэмы «О природе» он утверждает, что рядом с миром истины необходим мир мнения, потому что без него невозможно мышление.

Один и тот же мир, по мнению Парменида, взятый в двух его измерениях — человеческой повседневности и умопостижения, — раздваивается:

— на мнение смертных;

Согласно учению Парменида, все, что окружает человека, — условности.

Демокрит (около 460 — около 370 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-плюралист, основатель атомизма. Демокрит превосходил многих философов своего времени богатством знаний, остротой и логической правильностью своего учения.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Демокрит называл атомами не только физические частицы, но и единицы ума, а пустоту — глупостью.

Демокрит предложил научный метод познания, который был основан на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала.

Ощущения, согласно Демокриту, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.

Вселенная, как утверждал Демокрит, строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит видел объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.

По мнению Демокрита, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мечущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Мышление, согласно Демокриту, является физическим процессом.

Демокрит объяснял процесс познания с диалекти-ко-материалистической стороны.

Согласно Демокриту, мир познается за счет чувств и разума. Но эти два познания несравнимы между собой.

Демокрит разделил знание:

— на темное (чувственное познание — вкус, обоняние, осязание, зрение, слух и др.);

— светлое (истинное, рациональное познание — мышление, разум).

Чувственное (темное) познание, по мнению Демокрита, является приблизительным, относительным, частичным. Мыслительный процесс, рациональное познание выступает дополнением к чувственному, когда человек силой мысли может проникнуть за мир видимый, постичь всеобщее и закономерное.

Благодаря Пармениду и Демокриту, философия начала интенсивное развитие, ее главной целью стал вопрос о человеке и его месте в мире. Оптимизм в вопросах познания сменился скептицизмом.

53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

Платон (427–347 гг. до н. э.) — величайший мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру, он полагал, что задачей философии является познание вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По словам Платона, философами не становятся, философами рождаются.

Платон любил философию: все философствование этого мыслителя — выражение его жизни, а его жизнь — выражение его философии.

Основная идея Платона: чувственное восприятие не дает постоянного знания, т. е. доставляет только мнение, а вовсе не уверенность.

По мнению Платона, космос — это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими общие закономерности.

По учению Платона, мир по природе двойствен, он делится:

— на видимый мир изменчивых предметов;

— невидимый мир идей.

Идея является центральной категорией в философии Платона. Идея вещи — это нечто идеальное. Идея является смыслом и сущностью вещи.

Высшей идеей называется идея абсолютного добра, мировой разум, ей подобает название разума и Божества.

В платоновском учении о познании недооценивается роль чувственной ступени познания. Философ полагал, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.

Платон рассматривает познание с позиций диалектики. Понятие «диалектика» происходит от слова «диалог» — искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит, спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. Диалектика — это искусство думать, думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектики:

— тождественного и иного;

— движения и покоя и т. д.

Философия природы Платона тесно связана с математикой. Платон исследовал диалектику понятий, что имело большое значение для последующего развития логики.

Платон считал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и поэтому не подлежит логическому уразумению. Философ отличал знание от субъективного ощущения. Связь, которую мы вносим в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его.

Общие понятия — это результат особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не применимы к отдельным вещам. Общие определения и понятия относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то иному: они выражают род или вид, т. е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По мнению Платона, получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и есть суть его объективного идеализма. В платоновском объективном идеализме «мир идей» порождает «мир вещей». И хотя Платон утверждает, что невозможно разорвать идеи и вещи, все же первичным для него оказывается «мир идей».

54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, ученый.

Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

Аристотель является родоначальником собственно научной философии, в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии.

Предметом познания для Аристотеля является бытие.

Основание познания заключается:

Каждое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Невозможно приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий из-за преходящего и изменчивого характера всех вещей.

Формы истинного научного знания — это понятия, которые постигают сущность вещи.

Аристотель детально и глубоко разработал теорию познания, после чего создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и сейчас. В этом труде он разработал:

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Сочинения в двух томах. Том 1

НАСТРОЙКИ.

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

Сочинения в двух томах. Том 1

Философия духа и материи Рене Декарта

В истории философии творчество Рене Декарта (1596–1650) — одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важнейший принцип марксистско-ленинской методологии исследования историко-философского процесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих философских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Важнейшие черты эпохи и основные факты биографии Декарта

Свои произведения Декарт написал в 20-40-х годах XVII в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в европейской — прежде всего западноевропейской — истории в период Возрождения, начавшегося в Италии уже в XIV в., а к концу XV — началу XVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по своему социальному происхождению культура гуманизма, концентрировавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии культуре феодального, преимущественно сельского, застойно-иерархического общества. Идеологическую санкцию этому обществу давала христианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе осмысляемыми в схоластических философских системах и построениях.

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную позицию в отношении природы и социального мира. Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы религиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, которая в противоположность теологии и схоластической философии, усматривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога на земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни царства самого человека. Такое обоснование было как индивидуально-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу XVI — началу XVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно- техническую конкретизацию. Весьма убежденным и красноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561–1626), названный К. Марксом родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса — одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры — не раз объявлял себя и Декарт.

Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине XVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для Англии, где приближалась буржуазная революция, самая зрелая из тех, что в нашей литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции было тогда далеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту эпоху возникли условия, во многом определившие вызревание философской доктрины Декарта. Среди таких условий первостепенную роль играло формирование сильнейшего абсолютистского государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой феодальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство мантии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укреплении национального государства, стимулировавшего промышленно-мануфактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противостояние с другими европейскими государствами, расширявшего колониальную экспансию в заморских странах. Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности в сравнении с эпохой промышленного переворота все же содействовали развитию научных исследований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, военном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как ни в одну из предшествующих эпох истории культуры, наука становилась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в XV в., в последующие два столетия и там, и в особенности в Англии и во Франции превращались в кружки математиков и естествоиспытателей. Возможность практического применения научных открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанные сообщества ученых — прообразы нынешних академий наук.

Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в семье служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отправлен отцом в коллегию Ла Флеш — одно из лучших учебных заведений тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения — характерное явление эпохи.

Напомним, что орден иезуитов, возникший в середине XVI в., стал одним из основных организационно-идеологических орудий контрреформации. В борьбе против реформационных движений, отделивших от католической церкви ряд стран и областей Европы, этому ордену принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформации (особенно ее кальвинистского направления) было буржуазным. Католическая контрреформация, напротив, выражала прежде всего интересы стабилизации феодальных порядков и ценностей. Но в Западной Европе они становились все более шаткими — определяющим руслом социального и культурного прогресса был путь буржуазного развития, невозможного без тесной связи с развитием знания (в особенности естественнонаучного). Это нашло свое отражение в некоторых особенностях организации и деятельности ордена иезуитов. Стремясь к формированию образованных и убежденных носителей католической веры, иезуиты в основанных ими учебных заведениях были вынуждены отдавать определенную дань веяниям времени.

Конечно, основное содержание программ обучения оставалось традиционным, «гуманитарным». В них предусматривалось прежде всего изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком европейской науки и международного общения ученых, Декарт овладел в совершенстве (латынь стала, можно сказать, вторым его родным языком). Много времени отводилось в коллегии изучению произведений древних писателей, освоению правил риторики. Все это занимало более пяти лет учебы. Три последних класса считались «философскими». В древности и в средневековье философия включала в себя совокупность как собственно философских, так и конкретно-научных знаний — метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской традиции католицизма господствовал аристотелизм, как он был преобразован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фомой Аквинским (важнейшим элементом такого преобразования стала теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее теологии). Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим умозрительным рассуждениям о природе. Важнейшей новацией, введенной иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было довольно интенсивное изучение математических дисциплин. Это прежде всего геометрия и арифметика, главным образом в том их содержании, которое было изложено в Евклидовых «Началах», тогда уже хорошо известных и обработанных некоторыми математиками XVI в. в целях преподавания. Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие прикладные науки, как фортификация и навигация, поскольку некоторые ее выпускники шли затем на военную службу. Весь этот цикл привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего большими математическими способностями.

Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не менее был недоволен общим

Источник

Вопрос 1. Философия и наука.

Вместе с тем существуют и противоположные точки зрения, проводящие резкую грань между философией и наукой, противопоставляющие их друг другу. Характерными из них являются иррационализм и позитивизм. Иррационализм видит в науке не плодотворную миссию познания мира, а причину декаданса, упадка и разложения человеческого духа, а подлинным источником освоения мира считает миф, откуда вышла сама философия, и с которой ее связывают кровные узы. С позиций иррационализма, философия не может быть наукой еще и потому, что она сугубо субъективна, выражает только личный взгляд на вещи, присущий тому или иному философу: сколько философов, столько может быть и философских мнений и систем.

Для того чтобы понять реальное взаимоотношение философии и науки следует, прежде всего, выяснить, что мы понимаем под наукой, и соотнести это понимание с философией. Статус науки имеет та дисциплина, которая познает законы изучаемых явлений: физических, химических, биологических, психических, социальных и т.д. и на основе их создает теории, подтверждаемые практикой. Существуют ли в философии доказанные законы, объясняющие суть бытия и его познания? Безусловно, такие законы есть. Это, например, законы диалектики, объясняющие общие причины, механизм и направленность развития, законы теории познания, закономерности, раскрывающие взаимосвязь биологического и социального в человеке и т.д. Следовательно, о философии с полным основанием можно говорить как о науке, исследующей наиболее общие проблемы человеческого бытия.

Вместе с тем, философия не может быть сведена к науке. В ней есть значительная область не верифицируемых взаимно противоположных гипотетических знаний, как правило, из той сферы человеческого бытия, куда еще не может проникнуть наука, но философский поиск там уже начат. Этим удивительным свойством философии и объясняется то, что она проложила и прокладывает путь конкретным наукам. Именно из ее знаний возникла значительная часть известных нам наук. Многие авангардные, опережающие науку философские идеи становятся потом предметом естественных наук, областью выдающихся человеческих открытий.

Так, например, представления об атоме и атомистическая картина мира возникли в философии еще до нашей эры, однако, понадобилось более 2 тыс. лет, для того чтобы появилась физика элементарных частиц, изучающая на теоретическом и экспериментальном уровне природу атома. Идея относительности, несамостоятельности пространства и времени также обсуждалась сначала в философии (Лейбниц, Гегель), потом в математике (Лобачевский, Пуанкаре), затем в физике, где Эйнштейн создал знаменитую теорию относительности. Подобного рода примеров можно привести немало. В конце XX – начале XIX вв. возникает ряд новых наук и исследовательских направлений, у истоков которых стояла философия: математическая логика и математическая лингвистика, экология и биосферная концепция культуры, глобальное моделирование и др.

Выход философии за границы науки является важнейшей ее привилегией перед сциентической (сугубо научной) формой знания, по крайней мере, по двум причинам.

Во-вторых, эпоха, породившая техногенную цивилизацию и культовое отношение к науке, показала, что научная форма мышления не является панацеей от всех зол. Философия преодолевает одностороннюю установку на науку и вместо технократического принципа мышления выдвигает другие – гуманистические и социокультурные принципы.

Вопрос 2. Философия, религия и искусство.

Для характеристики философии важно не только установить ее взаимоотношение с наукой, но и с религией и искусством. Выясним, что общего между философией, религией и искусством, и в чем их отличие?

Слияние философии и религии отчетливо проявляется в использовании античной философии (прежде всего Платона и Аристотеля) для доказательства религиозных догматов в средневековой патристике и схоластике, в философской системе Гегеля, религиозном экзистенциализме, христианском персонализме, в учении Вл. Соловьева о Софии, неотомизме и т.д. Однако следует отметить, что такого рода слияния философии и религии возможно только на теоретическом уровне религиозного сознания, где осуществляется принцип единства веры и разума.

Для философии, также как для религии и искусства характерно многообразие взглядов на смысл человеческого бытия, сущность и устройство мира.

Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ.

Многообразие философских школ и направлений, характерное для всех исторических времен, в том числе и для нашего, породило два крайних взгляда в оценке этого явления: скептицизм и догматизм. Скептики рассматривают многообразие философских систем как очевидное доказательство тщетности, несостоятельности философии в поисках истины и видят в истории философии историю человеческих заблуждений. Догматики, напротив, полагают, что познать истину можно, но сделать это способна только одна единственная, их собственная философия (философская система).

На самом же деле существование многообразных философских теорий, по-разному объясняющих природу и сущность явлений, отнюдь, не является симптомом кризиса в философии, тупиковой ситуацией, свидетельством бесплодности философской мысли в познании тайн бытия. Напротив, разнообразие философских концепций служит доказательством богатства идей и плодотворности философских исследований. Опыт духовного развития человечества (особенно в XX столетии) свидетельствует о том, что плюрализм научных воззрений является необходимым условием успешного развития теории. Здесь можно привести следующие аргументы: однообразие обедняет науку. Любая философская доктрина, объявившая себя истиной в последней инстанции, всезнающей, способной объяснить «все и вся», на самом деле таковой не оказывается, и рано или поздно обречена на догматизм. И в принципе можно сказать, что многообразие лежит в основе развития не только философии, но и природы, социальных систем, духовной культуры. Это многообразие мы наблюдаем и в истории Жизни на Земле, и в смене общественных форм, и в истории религии и искусства.

Принцип многообразия (плюрализма) и толерантности (терпимости к разным точкам зрения) убедительно демонстрирует развитие современной философской мысли. В XX веке значительные философские идеи разрабатываются не в одной какой-либо доминирующей теории, а в многочисленных и разнообразных по своей проблематике и методам исследования философских направлениях и школах. Поэтому новейшей философии удалось открыть и разработать новые области исследования, такие, например, как философия жизни, философия культуры, психоаналитическая философия, философский мистицизм и иррационализм, философия науки и техники, философская герменевтика, философия диалога, экофилософия, философия глобальных проблем, философские проблемы информационной цивилизации и др. По-новому осмысливаются такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличия философии и науки?

2. В чем сходства и отличия философии, религии и искусства?

3. Почему имеет место многообразие философских направлений и школ?

4. Какие новые области исследования открываются и разрабатываются в новейшей философии?

Литература по теме:

2. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.

5. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.

На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

познать истину можно но сделать это способна только одна единственная их собственная философия

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *