поведения свободного ребенка можно также классифицировать как

Поведения свободного ребенка можно также классифицировать как

Виктимология. Психология поведения жертвы

Малкина-Пых Ирина Германовна – психолог, доктор физико-математических наук по специальности «биофизика».

доктор психологических наук, профессор А.С. Захаревич;

доктор медицинских наук, профессор М.П. Захарченко.

Общие вопросы виктимологии

Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. viktima – жертва и греч. logos – учение). Эта наука возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии. Однако со временем представления о ней претерпели изменения, определились различные позиции относительно предмета виктимологии и ее научного статуса. Эти позиции сводятся к следующему:

1. Виктимология – это отрасль криминологии, или частная криминологическая теория, и, следовательно, развивается в ее рамках.

2. Виктимология – это вспомогательная для уголовного права, уголовного процесса, криминалистики междисциплинарная наука о жертве преступления. Она существует и функционирует параллельно с криминологией.

3. Виктимология – это общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву любого происхождения, как криминального, так и не связанного с преступлениями (жертве несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, эпидемий, войн и иных вооруженных конфликтов, политических противостояний, а также различных видов насилия и аддиктивного поведения). Виктимология, таким образом, – самостоятельная наука, принадлежность которой к юридическим можно признать лишь отчасти. Скорее это наука о безопасности жизнедеятельности человека (Ривман, 2002).

1.1. Виктимология: предмет, история, перспективы

Таким образом, говорят о виктимологии в широком и узком смысле. В первом случае она охватывает не только право и криминологию (последняя создает общее учение о жертве преступления), но и ряд других наук, в том числе психологию и психиатрию.

В широком смысле виктимология – социально-психологическая область знания, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации. Предметом социально-психологической виктимологии является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной социальной и психологической помощи. Таким образом, виктимология – это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвах преступлений, стихийных бедствий, катастроф, различных форм насилия, аддиктивного поведения и т. д.), и мерах помощи таким жертвам (Туляков, 2003).

В узком смысле виктимология является частью криминологии.

Криминальная виктимология изучает:

▪ социологические, психологические, правовые, нравственные и иные характеристики потерпевших, знание которых позволяет понять, в силу каких личностных, социально-ролевых или других причин они стали жертвой преступления;

▪ место потерпевших в механизме преступного поведения, в ситуациях, которые предшествовали или сопровождали такое поведение;

▪ отношения, связывающие преступника и жертву, причем как длительные, так и мгновенно сложившиеся, которые часто предшествуют преступному насилию;

▪ поведение жертвы после совершения преступления, что имеет значение не только для расследования преступлений и изобличения виновных, но и для предупреждения новых правонарушений с их стороны.

Иными словами криминальная виктимология изучает:

▪ как соотносятся типичные характеристики различных преступлений с личностными качествами (пол, возраст, профессия и т. д.) и поведением жертв (потерпевших);

▪ каковы колебания (сезонные, суточные, удельный вес в общей структуре преступности) различных преступлений в зависимости от изменений структуры преступности в том или ином регионе;

▪ как влияет на реальную возможность совершения преступления определенным, склонным к этому лицом обстановка, обеспечивающая его контакты с лицами большей или меньшей уязвимости;

▪ в какой мере влияет «примерка» к конкретной потенциальной жертве на выбор способа совершения преступления;

▪ что представляет и от чего зависит сам процесс выбора преступником жертвы;

▪ как в организационном плане обеспечить выявление лиц, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться жертвами (потерпевшими);

▪ какие меры воздействия на потенциальные жертвы (включая и принудительные для лиц негативного поведения), непосредственно обеспечивающие их безопасность, необходимо использовать, включив в общую систему мер профилактики преступлений;

▪ в каком направлении следует вести поиск новых возможностей профилактики преступлений (Ривман, 1988; Ривман, Устинов, 2000).

К базовым понятиям виктимологии (как общей, так и криминальной) относятся виктимность и виктимизация. Виктимность, или виктимогенность – приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые, могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву (преступления, несчастного случая, детруктивного культа и т. д.). Виктимизация – процесс приобретения виктимности.

Виктимология разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв. Виктимология на основе исследования типов виктимных личностей и физических, психических и социальных отклонений в развитии людей предлагает конкретные меры по коррекции этих отклонений и по предотвращению негативных влияний на развитие личности.

Современная виктимология как специальная социологическая теория осуществляет комплексный анализ феномена жертвы, исходя из теоретических представлений и моделей, первоначально разработанных в сфере иных социальных дисциплин (криминологии, политологии, теории государственного управления, психологии, социальной работы, конфликтологии, социологии отклоняющегося поведения). Виктимология – одна из наук о человеке, которая изучает поведение, отклоняющееся от нормы безопасности (Ривман, 1981).

Современная виктимология реализуется в нескольких направлениях.

Общая теория виктимологии описывает феномен жертвы социально опасного проявления, его зависимости от социума и взаимосвязи с иными социальными институтами и процессами. Основная идея общей теории виктимологии состоит в построении системной модели взаимодействия «социальное явление – жертва», описывающей и изучающей пути нормализации негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека со стороны природной среды, искусственной жилой и рабочей среды, социальной среды, а также кризисной внутренней среды самого человека с целью их коррекции и нейтрализации, повышения адаптивных способностей человека.

При этом развитие общей теории виктимологии ведется, в свою очередь, по двум направлениям:

Первое – исследует историю виктимности и виктимизации, анализирует закономерности их происхождения и развития вслед за сменой основных социальных переменных, учитывая относительную самостоятельность феномена виктимности как формы реализации девиантной активности.

Второе – изучает состояние виктимности как социального процесса (взаимодействия виктимности и общества) и как индивидуального проявления отклоняющегося поведения посредством общетеоретического обобщения данных, полученных теориями среднего уровня.

Частные виктимологические теории среднего уровня (виктимология, деликтная виктимология, травматическая виктимология и др.) подвергают специальному анализу виктимность и особенности поведения отдельных видов жертв социально опасных проявлений. Эти теории исходят из опыта, накопленного при изучении социально опасных проявлений в иных социологических и смежных дисциплинах (экология, криминология, деликтология, травматология, медицина катастроф и др.).

Источник

АДАПТИВНЫЙ РЕБЕНОК И СВОБОДНЫЙ РЕБЕНОК

Представите себе, что я нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Я поступаю, думаю и чувствую как я это делал в детстве.

Когда я был ребенком, я в течении длительного времени адаптировался к требованиям родителей или парентальных фигур. Для того, чтобы нормально жить я научился быть вежливым с соседями, хотя, возможно, они мне не очень-то и нравились. Когда я хотел высморкаться, я пользовался носовым платком, а не рукавом, хотя рукавом было удобнее. Очень рано в жизни я понял, что отцу я больше нравлюсь спокойным, поэтому, когда он был поблизости, я по большей части вел себя спокойно. Матери нравилось, когда я смеялся и, по-видимому, не нравилось, когда я плакал и сердился. Поэтому, когда я был с матерью, я большую часть времени смеялся, даже тогда, когда мне было грустно и хотелось плакать или я сердился и хотел накричать на нее.

* В связи с тем, что слово “ребенок” более нейтрально по своей окраске по сравнению со словом “дитя”, в тексте мы будем использовать термин “ребенок”, а в диаграммах с целью избежать путаницы с “родителем” (Р) будем обозначать “ребенка” как “Д”. (Прим. перев.)

Теперь, будучи взрослым, я часто проигрываю эти способы поведения, которым я решил следовать ребенком для того, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда я поступаю подобным образом, я нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка.

В моем детстве были случаи, когда я восставал против этих правил и ожиданий, которые мои родители, возможно, навязывали мне. Когда Отец поворачивался спиной, я делал рожи маленькой соседской девочке. А иногда, когда я был сам по себе, я хорошенько сморкался в рукав просто потому, что я устал пользоваться этим носовым платком. Временами мне было так плохо от того, что надо постоянно смеяться в присутствии матери, что я хмурился весь день, просто чтобы показать ей.

Когда я поступаю подобным образом, я как-будто бы переворачивал наизнанку правили моих родителей. Вместо того, чтобы адаптироваться к их ожиданиям, я старался изо всех сил сделать все наоборот.

Когда я бунтую подобным образом, я, тем не менее, все еще следую детским правилам. Следовательно я все еще в эго-состоянии Адаптированного Ребенка.

Некоторые ранние авторы ТА изображали бунтарство отдельным эго-состоянием, которое они назвали Бунтующим Ребенком. В современных источниках также можно встретиться с этим названием. В нашей книге мы будем следовать более принятому названию в современной практике и рассматривать бунт как часть набора поведений Адаптированного Ребенка.

Иногда в своем детстве я поступал независимо от родительского давления. В этом случае я ни адаптировался к ожиданиям родителей, ни бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда моя домашняя мышка умерла, я плакал, потому что расстроился. Когда моя маленькая сестренка толкнула меня, я рассердился и тоже толкнул ее. Мне доставало удовольствие много читать и разгадывать кроссворды, а не радовать родителей по пустякам.

Когда я, будучи взрослым человеком, нахожусь в эго-состоянии Ребенка, я иногда веду себя также свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.

Таким образом в функциональной модели эго-состояние Ребенка подразделяется на Адаптивного Ребенка и Свободного Ребенка, при этом круг Ребенка поделен на две части (см.рис. 3.1.).

ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ АДАПТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Будучи взрослыми, мы все достаточно много времени находимся в Адапривном Ребенке. Мы следуем тысячам правил о том, как жить и быть принятым в этом мире. В повседневной жизни мы сознательно не задумываемся об этих правилах прежде, чем им следовать. Прежде, чем перейти улицу я смотрю направо и налево, поступая так, как советовал мне отец и учителя, когда я впервые самостоятельно пошел в школу. Когда я сижу за столом во время обеда и хочу овощей, я говорю “пожалуйста”. Будучи ребенком, я научился делать так автоматически потому, что я правильно усвоил истину о том, что люди могут посчитать меня “грубым”, если я не поступаю подобным образом. А если они сочтут меня грубым, мне потребуется больше времени, чтобы получить овощи.

В этих случаях поведения нашего Адаптивного Ребенка работают на нас. Проигрывая следующие за правилами паттерны, мы часто без труда достигаем желаемого для себя и других людей. При этом мы сохраняем большое количество умственной энергии. Вообразите, что было бы, если бы каждый раз, садясь за стол, надо было думать о правилах поведения за столом!

Или, возможно, я решил в детстве, что показывать себя перед другими людьми небезопасно. Возможно, меня отшлепала Мать за то, что я “выставляюсь”. Возможно, мои сверстники дразнили меня, когда я читал стихотворения в классе. А сейчас, будучи взрослым, если меня попросят выступить перед людьми, я могу покраснеть, начать заикаться и мямлить, при этом смущаясь и говоря себе: “Я никудышный оратор!”. В реальности здесь и теперь я совершенно свободно могу выступить перед людьми и в этой ситуации для меня нет никакого риска.

Все мы какую-то часть времени проявляем паттерны поведения негативного Адаптивного Ребенка. Далее в книге вы узнаете почему. Цель изменения личности в ТА заключается в замене этих старых неэффективных паттернов на новые, которые полностью используют наши возможности выбора, как взрослых людей.

ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ СВОБОДНЫЙ РЕБЕНОК

Поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные (ОК) и негативные (не ОК). Фраза “Я в Свободном Ребенке” означает, что я веду себя, не обращая внимания на Родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть продуктивными и стимулирующими для меня как взрослого человека и потому классифицируются как позитивные. Например, предположим, что, будучи ребенком, я решил приспособиться к своим родителям, никогда не показывая, что сержусь. Во взрослой жизни я могу, не осознавая этого, следовать той же самой стратегии. Закупорив свой гнев, я могу загрустить или испытывать физическое напряжение. Затем, возможно, в процессе терапии, я позволю себе выразить свое чувство гнева. Ударяя неистово по подушке, я наконец мобилизую нецензурированную энергию Свободного Ребенка, которую я сдержал в течение всех этих лет. После этого я, возможно, буду себя чувствовать лучше и более физически расслабленным.

Подобным образов многие из нас вступают во взрослую жизнь, продолжая сдерживать невыраженные чувства Ребенка, такие как грусть, боязнь или желание физического контакта. Когда мы выражаем эти эмоции в безопасной ситуации, мы используем позитивное поведение Свободного Ребенка.

В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Если я громко рыгаю на торжественном обеде-приеме, то я удовлетворяю этим мои нецензирированные желания Ребенка. Однако социальные последствия, по-видимому, будут для меня менее желательными, чем если бы я сдержал отрыжку. В другой более серьезной крайности я могу проявить поведение негативного Свободного Ребенка, когда я на полной скорости еду на мотоцикле по переполненной машинами дороге, подвергая опасности свою жизнь и жизнь других людей.

Вспомните последние двадцать четыре часа. Отметьте случаи, когда вы были в позитивном Адаптивном Ребенке. Каким было ваше поведение в каждом случае? Можете ли вы вспомнить, какие детские ситуации вы проигрывали?

Проделайте то же самое для случаев, когда вы были: в негативном Адаптивном Ребенке; в позитивном Свободном Ребенке; в негативном Свободном Ребенке.

За одну минуту напишите слова, которыми на ваш взгляд можно описать кого-либо в позитивном Адаптивном Ребенке. (Если вы работаете в группе, используйте мозговой штурм и в течение одной минуты запишите эти слова).

Проделайте тоже самое для описания: негативного Адаптивного Ребенка; позитивного Свободного Ребенка; негативного Свободного Ребенка.

поведения свободного ребенка можно также классифицировать как

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

поведения свободного ребенка можно также классифицировать как

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

поведения свободного ребенка можно также классифицировать как

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

поведения свободного ребенка можно также классифицировать как

Важно

Контент и Контекст

Автономия: создавать зрелые отношения с людьми, позволяя им быть самим собой.

Прокрустово ложе

Важно

Опыты и выводы

Обсудить примеры: звуковые якори в виде песен, которые возвращают нас в моменты жизни; якори обонятельные и так далее.

Интересная фраза: непрерывность в вызываемых воспоминаниях и представляет собой время.

Родитель, Взрослый и Ребенок

Для маленького ребенка безопаснее поверить в ложь, чем поверить собственным глазам и ушам. Пример с добрым полицейским, который не мог существовать, учитывая впаянные в ребенка установки Родителя, что полицейский плохой: папа в тюрьме, мама торгует наркотиками.

Функциональный анализ эго-состояний

Адаптивный ребенок и свободный ребенок

Представите себе, что я нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Я поступаю, думаю и чувствую как я это делал в детстве. Когда я был ребенком, я в течении длительного времени адаптировался к требованиям родителей. Для того, чтобы нормально жить я научился быть вежливым с соседями, хотя, возможно, они мне не очень-то и нравились. Когда я хотел высморкаться, я пользовался носовым платком, а не рукавом, хотя рукавом было удобнее. Очень рано в жизни я понял, что отцу я больше нравлюсь спокойным, поэтому, когда он был поблизости, я по большей части вел себя спокойно. Матери нравилось, когда я смеялся и, по-видимому, не нравилось, когда я плакал и сердился. Поэтому, когда я был с матерью, я большую часть времени смеялся, даже тогда, когда мне было грустно и хотелось плакать или я сердился и хотел накричать на нее. Теперь, будучи взрослым, я часто проигрываю эти способы поведения, которым я решил следовать ребенком для того, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда я поступаю подобным образом, я нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка.

В моем детстве были случаи, когда я восставал против этих правил и ожиданий, которые мои родители, возможно, навязывали мне. Когда Отец поворачивался спиной, я делал рожи маленькой соседской девочке. А иногда, когда я был сам по себе, я хорошенько сморкался в рукав просто потому, что я устал пользоваться этим носовым платком. Временами мне было так плохо от того, что надо постоянно смеяться в присутствии матери, что я хмурился весь день, просто чтобы показать ей. Когда я поступаю подобным образом, я как-будто бы переворачивал наизнанку правили моих родителей. Вместо того, чтобы адаптироваться к их ожиданиям, я старался изо всех сил сделать все наоборот.

Иногда в своем детстве я поступал независимо от родительского давления. В этом случае я ни адаптировался к ожиданиям родителей, ни бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда моя домашняя мышка умерла, я плакал, потому что расстроился. Когда моя маленькая сестренка толкнула меня, я рассердился и тоже толкнул ее. Мне доставало удовольствие много читать и разгадывать кроссворды, а не радовать родителей по пустякам. Когда я, будучи взрослым человеком, нахожусь в эго-состоянии Ребенка, я иногда веду себя также свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.

Таким образом в функциональной модели эго-состояние Ребенка подразделяется на Адаптивного Ребенка и Свободного Ребенка, при этом круг Ребенка поделен на две части.

Позитивный и негативный адаптивный ребенок

Будучи взрослыми, мы все достаточно много времени находимся в Адаптивном Ребенке. Мы следуем тысячам правил о том, как жить и быть принятым в этом мире. В повседневной жизни мы сознательно не задумываемся об этих правилах прежде, чем им следовать. Прежде, чем перейти улицу я смотрю направо и налево, поступая так, как советовал мне отец и учителя, когда я впервые самостоятельно пошел в школу. Когда я сижу за столом во время обеда и хочу овощей, я говорю «пожалуйста». Будучи ребенком, я научился делать так автоматически потому, что я правильно усвоил истину о том, что люди могут посчитать меня “грубым”, если я не поступаю подобным образом. А если они сочтут меня грубым, мне потребуется больше времени, чтобы получить овощи.

В этих случаях поведения нашего Адаптивного Ребенка работают на нас. Проигрывая следующие за правилами паттерны, мы часто без труда достигаем желаемого для себя и других людей. При этом мы сохраняем большое количество умственной энергии. Вообразите, что было бы, если бы каждый раз, садясь за стол, надо было думать о правилах поведения за столом! Описывая эти продуктивные способы поведения из эго-состояния нашего Адаптивного Ребенка, мы имеем ввиду позитивного Адаптивного Ребенка.

Или, возможно, я решил в детстве, что показывать себя перед другими людьми небезопасно. Возможно, меня отшлепала Мать за то, что я «выставляюсь». Возможно, мои сверстники дразнили меня, когда я читал стихотворения в классе. А сейчас, будучи взрослым, если меня попросят выступить перед людьми, я могу покраснеть, начать заикаться и мямлить, при этом смущаясь и говоря себе: «Я никудышный оратор!». В реальности здесь и теперь я совершенно свободно могу выступить перед людьми и в этой ситуации для меня нет никакого риска.

Все мы какую-то часть времени проявляем паттерны поведения негативного Адаптивного Ребенка. Цель изменения личности заключается в замене этих старых неэффективных паттернов на новые, которые полностью используют наши возможности выбора, как взрослых людей.

Позитивный и негативный свободный ребенок

Поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные и негативные. Фраза «Я в Свободном Ребенке» означает, что я веду себя, не обращая внимания на Родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть продуктивными и стимулирующими для меня как взрослого человека и потому классифицируются как позитивные. Например, предположим, что, будучи ребенком, я решил приспособиться к своим родителям, никогда не показывая, что сержусь. Во взрослой жизни я могу, не осознавая этого, следовать той же самой стратегии. Закупорив свой гнев, я могу загрустить или испытывать физическое напряжение. Затем я позволю себе выразить свое чувство гнева. Ударяя неистово по подушке, я наконец мобилизую нецензурированную энергию Свободного Ребенка, которую я сдержал в течение всех этих лет. После этого я, возможно, буду себя чувствовать лучше и более физически расслабленным.

Подобным образом многие из нас вступают во взрослую жизнь, продолжая сдерживать невыраженные чувства Ребенка, такие как грусть, боязнь или желание физического контакта. Когда мы выражаем эти эмоции в безопасной ситуации, мы используем позитивное поведение Свободного Ребенка. В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Если я громко рыгаю на торжественном обеде, то я удовлетворяю этим мои желания Ребенка. Однако социальные последствия, по-видимому, будут для меня менее желательными, чем если бы я сдержал отрыжку. В другой более серьезной крайности я могу проявить поведение негативного Свободного Ребенка, когда я на полной скорости еду на мотоцикле по переполненной машинами дороге, подвергая опасности свою жизнь и жизнь других людей.

Контролирующий родитель и заботливый родитель

В некоторых случаях, когда я был ребенком, мои родители говорили мне, что мне надо делать, контролировали или критиковали меня. «Иди спать! Не выбегай на дорогу! Высморкайся! Умный, глупый, хороший, капризный, честный, нечестный!» Когда я поступаю подобным образом, копируя в этой роли своих родителей, я нахожусь в Контролирующем Родителе (иногда называемом также Критикующим Родителем).

В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Мать крепко обнимала меня, Отец читал мне перед сном. Когда я упал и поранил коленку, один из моих родителей утешал меня и накладывал повязку. Когда я проигрываю поведения моих родителей, которые они проявляли, заботясь обо мне, я нахожусь в Воспитывающем Родителе (Заботливом Родителе).

Позитивный и негативный контролирующий родитель

Мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе в том случае, когда наши Родительские директивы по отношению к другим людям искренне направлены на их защиту или поддержание их здоровья. Доктор может приказать пациенту: «Бросьте курить! Курение пагубно для вас». В этом случае он проигрывает одну из команд, которую он воспринял маленьким у своих родителей: «Не переходи улицу перед близко идущим транспортом!». Контролирующий родитель обозначает границы и дистанции. Контракт и договор.

Негативный Контролирующий Родитель описывает Родительские поведения, игнорирую другого человека. Босс, который кричит на свою секретаршу: «Вы опять сделали ошибку!», возможно, воспроизводит тон и жесты раздраженного школьного учителя, который сказал ему тоже самое, когда тому было шесть лет.

Позитивный и негативный воспитывающий родитель

Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, исходя из позиции подлинного уважения к человеку, которому оказывается помощь. Негативный Воспитывающий Родитель означает то, что «помощь» оказывается с позиции превосходства, которая игнорирует другого человека. Поведение позитивного Воспитывающего Родителя может быть выражено в следующем обращении к коллеге по работе: «Тебе помочь? Если да, то дай мне знать». Негативный Родитель подходит к своему коллеге и говорит: «Послушай, я помогу тебе в этом», берет работу из его рук и сам ее делает. «Мать-благодетельница» является классическим примером негативного Воспитывающего Родителя.

Взрослый

Взрослый: в функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как Взрослое, если имеет место реагирование на ситуацию здесь и теперь с использованием всех ресурсов взрослой личности.

Четыре установки жизни

Важно

Определение игры

1. Что постоянно происходит со мной?

2. Как всё это начинается?

3. Что происходит потом?

4. Загадочный вопрос: В чем заключается моё скрытое послание другому человеку?

6. Загадочный вопрос: В чем заключается скрытое послание ко мне от другого человека?

7. Чем всё кончается?

8. Как я себя чувствую?

9. Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек?

Поразмышляйте над этим.

Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Ад — это забытое, из которого не извлечён опыт. Неизвлеченный опыт обрекает на повторение. Ничего не изменилось. Значит, событие не произошло, его нельзя считать прошедшим.

Наше сознание, тело и внешнее окружение являются частями единой системы, развивающейся и реагирующей на основе одних и тех же голографических, кибернетических структур. «Система» означает, что все в этом мире взаимосвязано. Все, что воздействует на одну из частей системы, обязательно повлияет на всю систему в целом. Теперь «голографическая». Это означает, что каждый элемент системы хранит в себе отпечатки информации обо всей системе, и, следовательно, любом другом ее элементе. То есть по физическим телесным проявлениям и окружению можно судить о внутреннем психологическом состоянии человека, и наоборот: наша физическая активность будет накладывать отпечаток на наши мысли, эмоции и желания. «Кибернетическая»: это означает, что все взаимодействия – двусторонние. То есть не только вы влияете на окружающее, но и окружающее влияет на вас – зачастую, помимо вашего сознания.

Стратегии мышления активного языка

Активный язык направлен на то, чтобы научиться думать в действиях, приводящих к результатам.

Убирайте слова типа: Стараться, Пытаться, Надеяться.

Убираем пассивный язык: следите за собой, за своим языком. Каждое слово, которое не ведет к действию, меняйте на слова, которые ведут к действию.

Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

— Почему вы смеётесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь! Что здесь смешного?

Старый Мастер ответил:

— Много лет назад я пришёл к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удаётся?» И он ответил: «Внутри я свободен в своём выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство, ведь это так естественно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *