после вечернего правила можно смотреть телевизор

После вечернего правила можно смотреть телевизор

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он спосле вечернего правила можно смотреть телевизоребе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Источник

Православная церковь о телевизоре: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Телевидение магическим образом притягивает внимание мирского человека и надолго удерживает его мышление в своей власти. Поэтому сегодня этот бытовой атрибут занял одно из первых мест, часто осваивая уголок, где должны стоять иконы.

«Можно ли православным смотреть телевизор?» — такой вопрос интересует умы множества последователей христианской религии. При его изучении возникают большие сомнения по поводу полезности этого продукта модернизации.

Что думает церковь о телевидении

Священнослужители и православные прихожане считаются людьми трезвомыслящими, ответственными и имеющими нравственный стержень. Поэтому их позиция отличается критической категоричностью, если иметь в виду проявления безнравственности на ТВ.

Православие и другие аспекты современности:

Иные мнения на этот счет

Некоторые люди утверждают, что проблема кроется внутри самого человека, а не предмета, показывающего различные передачи. Когда религия предостерегает от губительного воздействия дурных телетрансляций, воля большинства не способна отгородится от этого. Такая слабость сравнима с низким иммунитетом во время сильной простуды.

Правильная литература (Священные Писания) делает индивидуальную волю намного сильнее, придавая веры в Господа. Чтение религиозных книг развивает воображение и стимулирует творческую активность.

Христианство на ТВ

Российское телевидение имеет тенденцию быстрого роста, на передовые позиции выходят телетрансляции, скопированные с капиталистического Запада, где просматривается влечение к удовлетворению собственного эго. Церковь призывает внести в передачи этический кодекс, исключающий демонстрации непотребства и лицемерия.

Сегодня журналисты, делающие новостные обозрения о жизни Церкви, совершенно равнодушны к религиозности. Поэтому зритель никогда не найдет здесь возвышенности, одухотворенности и единства. В России, где православных людей практически половина, на государственных каналах не показывают ни одной передачи на христианскую тему.

Подобные можно найти только на кабельных сетях. Либерализм, боящийся цензуры, сам расставил ловушки для оппозиционного мнения. Важные заявления Церкви фактически игнорируются и не освящаются, несмотря на то, что Патриарх — важнейший политический деятель страны. Христианство подвергается некоторому искажению на ТВ, что влечет неадекватное восприятие среди светского населения.

Чтобы создать независимый канал, прославляющий Христа, необходимо найти колоссальные ресурсы среди журналистов, актеров и режиссеров, и это возможно. Однако при вопросе финансирования возникают особенные трудности, так как церковное объединение не располагает достаточными деньгами. Все средства, сэкономленные после распада СССР, уходят на реставрацию храмов и икон.

О современных технологиях:

Сегодня православные верующие проявляют малую инициативу и не стремятся привнести в культуру страны религиозность, поэтому возникает засилье «грязи» на государственном телевидении. Вопрос вреда просмотра телевидения сегодня чрезвычайно важен.

Важно! Православная Церковь не рекомендует верующим смотреть передачи, в которых идет упор на удовлетворение похоти, распространение лицемерия и другой фальши.

В нашей стране пока невелики возможности создавать христианские каналы, рассказывающие о поднятии духовности. Лучшее решение — внимательное изучение Священных Писаний и ежедневные молитвы пред Господом. Это первейшие законы в жизни верующего.

Источник

Вопросы настоятелю / Церковь

Как правильно относиться к телевизионной трансляции богослужения?

Уважаемая Наталья, богослужение транслируется по телевидению, прежде всего, для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности на них присутствовать: больных, немощных, находящихся в таких отдаленных уголках нашей Родины, где невозможно оказаться на богослужении.

Попомним также, что страна наша большая, в ней есть разные часовые пояса, и поэтому торжественное патриаршее богослужение люди с Дальнего Востока, из Сибири могут посмотреть помимо посещения своего храма. Для многих, кто живет в деревнях или маленьких городках, торжественное патриаршее богослужение с прекрасным пением, с великолепием богослужебных облачений, торжественной уставной службой будет уникальной возможностью увидеть православную службу и с другой стороны, немножко прикоснуться к тому, что ощутили послы князя Владимира в Константинополе в храме святой Софии.

С другой стороны, трансляции богослужения адресованы, конечно, и тем, кто еще только подходит к ограде церковной, и для кого она будет иметь катехизически-просветительский характер. Ясно, что странно было бы православному человеку, который имеет возможность пойти на Рождественскую или Пасхальную службу, остаться перед телевизором и смотреть в экран вместо того, чтобы молиться на службе. Как бы ни скромна была служба на своем приходе, Божественная Литургия совершается только в реальности, а не в виртуальности, и приобщиться церковным Таинам можно только в храме, а не в комнате перед телевизором. Простите, что повторяю эти очевидные вещи.

Не так прост вопрос о молитвенном соучастии в телевизионном богослужении. Но все же, если человек относится к одной из тех категорий людей, которые мы перечисляли, и не может посетить службу, но при этом стремится всей душой воспринимать смотрение богослужения по телевизору как целокупное в нем участие, что же, пусть встанет или благоговейно расположится, и будет молиться, на ектениях осенять себя крестным знамением. Тогда это действительно участие в богослужении, пусть и удаленное.

С другой стороны, допускаю, что службу по телевизору можно и просто посмотреть с точки зрения ознакомительной. И хотя, конечно, неправильно было бы под пасхальное богослужение разговляться, произносить тосты и петь мирские песни, однако просто посмотреть службу, так же, как мы слушаем церковные песнопения на кассетах или дисках, видится вполне допустимым.

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Музыка

Статистика

Молитва после телевизора или комьпютера

после вечернего правила можно смотреть телевизор

Паломник спрашивает

— Я молюсь ежедневно, и после вечернего правила обычно спрашиваю себя, почему я ничего не чувствую от этой молитвы?
— А как ты почувствуешь плод молитвы, если перед тем так много времени провел перед телевизором, слушая новости, и сразу после этого начал повечерие?

Хорошо бы ты вовсе не смотрел телевизор.

Но если смотришь, то после этого, прежде чем встать на молитву, согрейся душой, прочитав главу из Евангелия или отрывок из святых отцов, чтобы сначала как бы войти в прихожую, а потом уже в комнату для молений.

И тогда ты почувствуешь молитву.

Мы не сможем беседовать с Творцом, если наша душа холодна, а сердце отягощено проблемами, нам будут мешать впечатления целого дня.
после вечернего правила можно смотреть телевизор

Паисий Святогорец
после вечернего правила можно смотреть телевизор

после вечернего правила можно смотреть телевизор

Процитировано 10 раз
Понравилось: 31 пользователям

Источник

После вечернего правила можно смотреть телевизор

после вечернего правила можно смотреть телевизор

после вечернего правила можно смотреть телевизор

после вечернего правила можно смотреть телевизор

после вечернего правила можно смотреть телевизор

Добрый человек, а Вы постарайтесь Вашей теще помочь.
Предложите ей почитать вместе правило. По молитвослову.
И Вам польза большая и ей. И соседям хорошо- тихо и телевизор молчит.

Предложите ей почитать вместе правило. По молитвослову.

Для разрядки ситуации, предлагаю улыбнуться. после вечернего правила можно смотреть телевизор

-Отче, почему, когда ваш сосед поет псалмы, вы высовываетесь в окно кельи?
-Чтобы не подумали, что я его истязаю.

после вечернего правила можно смотреть телевизор

после вечернего правила можно смотреть телевизор

после вечернего правила можно смотреть телевизор

Молитвы в телевизор не бывает. Видимо Вы говорите о трансляции Богослужения по телевизору. Эта трансляция как раз для того, чтобы те, кто по какой-то причине не может присутствовать в храме (например, по болезни и немощи) мог бы хотя бы в такой форме поучаствовать в Службе.
Это, конечно, не полноценное участие. Причаститься таким образом никак нельзя. Но лучше уже помолиться так, чем никак.

А молиться можно и нужно в любой ситуации.
Как сказал апостол Павел: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18).

И кстати, православие учит любить ближнего как самого себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *