понятие стиль часто применяется в искусстве можно ли его применять по отношению к науке

Федотовских О.Л. Понятие «стиль». Подходы к определению стиля

Глава 1. История возникновения понятия «стиль» 6

Глава 2. Основные подходы к определению «стиль культуры» 12

Список литературы 18

Таким образом, в настоящее время как никогда раньше стало актуальным преодоление теоретико-методологического кризиса, присущего современному состоянию исследования проблемы стиля и препятствующего дальнейшему функционированию этого понятия в научной сфере.

История возникновения понятия «стиль»

Данные формулировки понятия «стиль» могут быть свободно отнесены к любым формам устной и письменной речи. Человек говорит и пишет красиво, если способен выразить мысль минимальным количеством слов.

Стиль есть совершенство речи, а значит, и совершенство мысли, ибо нет мысли, пока она не выражена в слове. Здесь понятие стиля отнесено к самому человеку, как высшая оценка его способности красиво мыслить. Красота мышления становится реальной эстетической ценностью культуры в своем объективном проявлении как красоты выражения мысли через слово.

человек во всех своих мыслях, действиях, поступках всегда выступает как неповторимо индивидуальный эстетический субъект культуры.

Таким образом, в современной риторике, во-первых, в новом

Изначально в структурализме понятие «стиль» было принято в значении «стиль эпохи»- образования, распространенного во времени и пространстве. Затем, во второй половине XX века под влиянием постмодернистских ориентаций понятие «стиль», сохраняя свою универсальность, деглобализируется. Поскольку структуралистский подход стремится к абстрагированию от содержательного наполнения отношений, отказываясь от исторических, социальных, культурных интерпретаций языка, стиль выступает как феномен игры языка, причем по мере освобождения языка от нормативной регуляции, игры без правил. По мнению Л.Пфайфера, понятие стиль сигнализирует о скрытых игровых пространствах систем. В отличие от таких понятий, как система, структура, закон, норма, он является «выражением образно- игрового пространства, лежащего между нормативностью и когерентностью».

Позиция постмодернизма опять возвращает понятие «стиль» в изолированную языковую систему, на фоне которой стилевые различия становятся значащими. Значение знака не может долго сохраняться, каждый знак утверждает себя, отделяясь от других. Стиль оказывается единицей амбивалентности целостности и, таким образом, способом обнаружения и культивирования индивидуального начала. Внесодержательные установки структурализма вновь заключают значение стиля в рамки языка, но на этот раз стиль оказывается уже не свойством языка, а его состоянием, способом осуществления.

Таким образом, в современных концепциях языка стилю отводится роль посредника между индивидуальностью субъекта, миром исторических и культурных значений и другими индивидуальностями, каждой из которых движет стремление к самоопределению. Стиль служит средством проекции индивидуальности в мир, в другие индивидуальности и в самое себя.

— феноменостояниембнаружения и культивирования индивидуального началадернизма опять возвращает понятие «ажением образно- игорвого система, структура, закон, норма, он является «иль выступает как феномен игры языка, причем ралист

Основные подходы к определению «стиль культуры»

Сама категория «стиль» появилась исходя из потребности в параметре, характеризующем ключевое качество культуры и вместе с тем обобщающем ее эмпирическое и историческое бытие. Поэтому появилось несколько подходов к понятию «стиль культуры», отражающих направления мировоззренческих поисков.

Первый подход исходил из воспринятой у Гегеля идеи единства духа, образующего культурную целостность. История культуры представала как последовательность монолитных эпох господства единого духовного начала, а стиль трактовался как общий формообразующий принцип мирового духа, дающий имена культурным эпохам.

Второй подход исходил из принятой в позитивизме аналогии культуры с организмом, все элементы которого взаимообусловлены и объединены единым структурным принципом. Стилем стали именовать эту, присущую «организму культуры», внутреннюю интегрированность элементов, придающих культуре качественную определенность и позволяющую различать исторические типы культуры.

Третий подход сложился в философии жизни, где стиль представал как целостная выразительная характеристика субъекта культуры. Так, по словам О.Шпенглера, стиль объединяет всю совокупность проявлений культуры в «одну громадную целостность душевного выражения», придавая ее формам определенное и уникальное единство внешнего вида.

Общим для всех подходов было видение в стиле характеристики качественного единства, целостности и самобытности столь разнородного по составу, столь организационно сложного образования, как культура.

Новый ракурс рассмотрения проблема стиля получила в связи с возникновением взаимной ориентации философии истории культуры и философской антропологии. Предмет исторического изучения культуры стали определять как историческое своеобразие целостности культуры совместно с живущим в ней человеком. Предметом анализа оказывается богатство жизненных проявлений человека (материальная культура, обычаи, верования, нормы поведения, эстетические вкусы), взятое как целое.

Значительное место в исследованиях культуры как целого занимает проблема источника формообразования в ней. Категория стиль оказывается центральной при анализе активной роли искусства в этом процессе. Вопрос о соотношении стиля искусства и стиля культуры прямо или косвенно ставился в большинстве исследований, посвященных стилю культуры. На тезисе о выдающейся роли искусства в культуре особенно настаивали сторонники «философии жизни». Так, О.Шпенглер полагал, что именно стиль искусства способен выразить тот «максимум формы, который вообще можно было достигнуть, исходя из пра-символа пространства, представляющего душу культуры». На этом основании Шпенглер прямо проецировал стили искусства на стили культуры (барокко в искусстве, математике, физике, психологии).

Усилия его представителей обращены к тому, чтобы преодолеть историческую абстрактность, приоритет духовно-идейного понимания культуры и взаимную изолированность ее конкретных языков. Здесь делается акцент на антропологической основе историко-культурного процесса, в соответствии с которой за языком культуры стоит человек, а сама культура предстает как способ его духовно-практического самоосуществления. Данный подход ставит задачу обнаружения механизмов, способов, форм выражения человека как целостности.

В этом контексте возникает новый аспект значения проблемы стиля, а понятие «стиль» ставится в ряд с такими категориями, как «деятельность», «человек», «жизнь». Таким образом, «стиль культуры» оказывается производным от понятия «стиль жизни».

По-видимому, философия языка вышла сейчас к таким проблемам, рассмотрение которых требует дополнения категорий рациональности другими, по природе своей не поддающимися чисто логическому анализу. Таким образом, сколь бы не были широки возможности языкознания, оперирующего наиболее абстрактными, а, следовательно, обобщенными, представлениями о языке, они имеют свои пределы. Стиль оказывается категорией, являющейся каналом вхождения языкознания в сферу гуманитарного мышления.

1. Устюгова Е.Н. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля.- 2-е изд.- СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2006.- 260 с.
2. Власов В.Т. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1995.- 320 с.
3. Каплун А.И. Стиль и архитектура.- М.: Стройиздат, 1985.- 232 с.
4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.- 432 с.

Источник

Тесты по Теме 1. Методология науки

Материал для подготовки к письменному тестированию 12 декабря.

ЗАДАНИЕ № 1 (выберите правильный ответ)

Что является главной целью науки:

a) получение знаний о реальности

b) развитие техники

c) совершенствование нравственности

ЗАДАНИЕ № 2 (выберите правильный ответ)

Всегда ли истинное знание является научным?:

ЗАДАНИЕ № 3 (выберите правильный ответ)

Предполагает ли определение «ненаучный» негативную оценку?

ЗАДАНИЕ № 4 (выберите правильный ответ)

Всегда ли научное знание является истинным?

ЗАДАНИЕ № 5 (выберите правильный ответ)

Является ли систематизированность характерным признаком научного знания?

ЗАДАНИЕ № 6 (выберите правильный ответ)

Является ли стремление к обоснованности, доказательности знания критерием научности?

ЗАДАНИЕ № 7 (выберите правильный ответ)

Является ли научное знание интерсубъективным?

ЗАДАНИЕ № 8 (выберите правильный ответ)

Применяются ли в науке приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни?

ЗАДАНИЕ № 9 (выберите правильный ответ)

ЗАДАНИЕ № 10 (выберите правильный ответ)

Как называется метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия:

ЗАДАНИЕ № 11 (выберите правильный ответ)

Может ли эмпирическое исследование начаться без определенной теоретической установки?

ЗАДАНИЕ № 12 (выберите правильный ответ)

Сводятся ли задачи науки к сбору фактического материала?

ЗАДАНИЕ № 13 (выберите правильный ответ)

Появляются ли теории как прямое обобщение эмпирических фактов?

ЗАДАНИЕ № 14 (выберите правильный ответ)

Кто стал впервые широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории:

ЗАДАНИЕ № 15 (выберите правильный ответ)

Возможен ли математический эксперимент?

ЗАДАНИЕ № 16 (выберите правильный ответ)

Обращаются ли ученые в своей деятельности к философии?

ЗАДАНИЕ № 17 (выберите правильный ответ)

Понятие «стиль» часто применяется в искусстве. Можно ли его применять по отношению к науке?

ЗАДАНИЕ № 18 (выберите правильный ответ)

Язык науки является важнейшим средством научного познания. На каком языке, по утверждению Галилея, написана книга Природы:

ЗАДАНИЕ № 19 (выберите правильный ответ)

Зависит ли прогресс научного познания от используемых наукой средств?

ЗАДАНИЕ № 20 (выберите правильный ответ)

Одинаковы ли методы и средства, используемые в разных науках?

ЗАДАНИЕ № 21 (выберите правильный ответ)

Является ли философия наукой?

ЗАДАНИЕ № 22 (выберите правильный ответ)

Является ли наука сегодня профессией?

ЗАДАНИЕ № 23 (выберите правильный ответ)

Характерны ли для науки противостояние и борьба различных направлений?

ЗАДАНИЕ № 24 (выберите правильный ответ)

ЗАДАНИЕ № 25 (выберите правильный ответ)

Когда возникло естествознание?

a) в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире

b) примерно в V веке до н.э. в Древней Греции

c) в период позднего средневековья XII-XIV вв.

e) в конце XIX века

ЗАДАНИЕ № 26 (выберите правильный ответ)

Как называется тот структурный уровень науки, на котором знания являются результатом непосредственного контакта с «живой» реальностью в наблюдении или эксперименте:

ЗАДАНИЕ № 27 (выберите правильный ответ)

Описывает ли теория непосредственно окружающую действительность?

ЗАДАНИЕ № 28 (выберите правильный ответ)

Как называются научные теории, которые оперируют наиболее абстрактными идеальными объектами:

b) теории конкретных явлений

ЗАДАНИЕ № 29 (выберите правильный ответ)

Может ли теория развиваться без прямого контакта с действительностью?

ЗАДАНИЕ № 30 (выберите правильный ответ)

Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания. Какой это уровень:

ЗАДАНИЕ № 31 (выберите правильный ответ)

Могут ли философские основания науки быть предметом научных споров?

ЗАДАНИЕ № 32 (выберите правильный ответ)

Могут ли философские основания науки восприниматься как нечто само собой разумеющееся?

ЗАДАНИЕ № 33 (выберите правильный ответ)

Связано ли эмпирическое знание с определенными философскими представлениями?

ЗАДАНИЕ № 34 (выберите правильный ответ)

Возможно ли эмпирическое знание без теоретических представлений?

ЗАДАНИЕ № 35 (выберите правильный ответ)

Эмпирическое знание всегда теоретически нагружено. Может ли оно быть критерием истинности теории?

ЗАДАНИЕ № 36 (выберите правильный ответ)

Входят ли в состав современной физики такие теории, которые генетически связаны с современными концепциями, но созданы в прошлом? Например, механические явления сейчас описываются на базе квантовой механики. Входит ли в структуру современного физического знания классическая механика?

ЗАДАНИЕ № 37 (выберите правильный ответ)

Возможно ли свести все естественнонаучное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов?

ЗАДАНИЕ № 38 (выберите правильный ответ)

Кто был этот философ:

ЗАДАНИЕ № 39 (выберите правильный ответ)

Какие это два пути, по Декарту:

a) интуиция и дедукция

b) наблюдение и индукция

ЗАДАНИЕ № 40 (выберите правильный ответ)

Могут ли индуктивные обобщения осуществить скачок от эмпирии к теории?

ЗАДАНИЕ № 41 (выберите правильный ответ)

Существует ли чистый опыт, т.е. такой, который не определялся бы теоретическими представлениями?

ЗАДАНИЕ № 42 (выберите правильный ответ)

Могут ли в науке фундаментальные теоретические результаты быть получены без непосредственного обращения к эмпирии?

ЗАДАНИЕ № 43 (выберите правильный ответ)

Являются ли основные принципы современных научных теорий очевидными в декартовском смысле?

ЗАДАНИЕ № 44 (выберите правильный ответ)

Возможно ли построение логики научного открытия?

ЗАДАНИЕ № 45 (выберите правильный ответ)

Немецкий философ и логик Рейхенбах написал об этом принципе так: «Этот принцип определяет истинность научных теорий. Устранение его из науки означало бы ни более и не менее как лишение науки ее способности различать истинность и ложность ее теорий. Без него наука, очевидно, более не имела бы права говорить об отличии своих теорий от причудливых и произвольных созданий поэтического ума».

ЗАДАНИЕ № 46 (выберите правильный ответ)

Можно ли эмпирическими данными установить истинность универсального обобщающего суждения?

ЗАДАНИЕ № 47 (выберите правильный ответ)

Являются ли теоретические построения науки по своей сути гипотезами?

ЗАДАНИЕ № 48 (выберите правильный ответ)

Философ и логик Р.Карнап так сформулировал свою программу: «Я согласен, что не может быть создана индуктивная машина, если цель машины состоит в изобретении новых теорий. Я верю, однако, что может быть построена индуктивная машина со значительно более скромной целью. Если даны некоторые наблюдения e и гипотеза h (в форме, скажем, предсказания или даже множества законов), то я уверен, что во многих случаях путем чисто механической процедуры возможно определить логическую вероятность, или степень подтверждения h на основе e».

Удалось ли реализовать эту программу Карнапа?

ЗАДАНИЕ № 49 (выберите правильный ответ)

Является ли степень подтверждения фактами гипотезы или теории основанием для ее принятия или отвержения?

ЗАДАНИЕ № 50 (выберите правильный ответ)

Имеют ли процедуры подтверждения и опровержения гипотезы одинаковый познавательный статус?

ЗАДАНИЕ № 51 (выберите правильный ответ)

Является ли неопровержимость теории свидетельством ее истинности?

ЗАДАНИЕ № 52 (выберите правильный ответ)

ЗАДАНИЕ № 53 (выберите правильный ответ)

К.Поппер писал: «Наука не покоится на твердом фундаменте фактов. Жесткая структура ее теорий поднимается, так сказать, над болотом. Она подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото, но не достигают никакого естественного или «данного» основания. Если же мы перестаем забивать сваи дальше, то вовсе не потому, что достигли твердой почвы. Мы останавливаемся просто тогда, когда убеждаемся, что сваи достаточно прочны и способны, по крайней мере, некоторое время, выдержать тяжесть нашей структуры».

Означает ли это, что в модели Поппера все знание оказывается гипотетичным?

ЗАДАНИЕ № 54 (выберите правильный ответ)

К.Поппер писал так: «До тех пор пока теория выдерживает самые строгие проверки, какие мы можем предложить, она признается; если она их не выдерживает, она отвергается. Однако теория ни в коем смысле не выводится из эмпирических свидетельств. Не существует ни психологической, ни логической индукции. Из эмпирических свидетельств может быть выведена только ложность теории, и этот вывод является чисто дедуктивным».

Является ли это позицией эмпиризма?

ЗАДАНИЕ № 55 (выберите правильный ответ)

Является ли «третий мир» автономным?

ЗАДАНИЕ № 56 (выберите правильный ответ)

Что является важнейшим источником роста «третьего мира» (мира объективного знания) К.Поппера:

a) подтверждение опытом

ЗАДАНИЕ № 57 (выберите правильный ответ)

Наука обычно представляется как сфера почти непрерывного творчества, постоянного стремления к новому.

А может ли научная деятельность быть традиционной?

ЗАДАНИЕ № 58 (выберите правильный ответ)

Являются ли научные традиции тормозом развития науки?

ЗАДАНИЕ № 59 (выберите правильный ответ)

Т.Кун пишет: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».
Являются ли парадигмами теории Коперника, Ньютона, Эйнштейна, Лавуазье, Дарвина?

ЗАДАНИЕ № 60 (выберите правильный ответ)

Означает ли этот переход научную революцию?

ЗАДАНИЕ № 61 (выберите правильный ответ)

Т.Кун пишет: «Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с другом».

Возможен ли переход от одной парадигмы к другой посредством логики и ссылок на опыт?

ЗАДАНИЕ № 62 (выберите правильный ответ)

Если научная теория или связанная с ней исследовательская программа испытывает противоречия и трудности в описании каких-то явлений, то ведет ли это к отказу от нее ученых?

ЗАДАНИЕ № 63 (выберите правильный ответ)

Отмечались ли в истории науки факты неспособности фундаментальных научных теорий объяснить какие-либо явления, противоречий и трудностей в таких объяснениях?

ЗАДАНИЕ № 64 (выберите правильный ответ)

Может ли ученый защитить теории от ее видимого несоответствия эмпирическим данным?

ЗАДАНИЕ № 65 (выберите правильный ответ)

Что является главным источником развития науки?

a) взаимодействие теории и эмпирических данных

b) конкуренция теорий, исследовательских программ

ЗАДАНИЕ № 66 (выберите правильный ответ)

Может ли ученый придерживаться теории после того, как ее обгонит конкурирующая теория?

ЗАДАНИЕ № 67 (выберите правильный ответ)

Могут ли научные революции по своей значимости выходить за пределы той области науки, в которой они произошли?

ЗАДАНИЕ № 68 (выберите правильный ответ)

Какой по характеру является научная революция, связанная с возникновением квантовой механики?

ЗАДАНИЕ № 69 (выберите правильный ответ)

Является ли дарвиновская революция общенаучной?

ЗАДАНИЕ № 70 (выберите правильный ответ)

Может ли внедрение новых методов исследования означать научную революцию?

ЗАДАНИЕ № 71 (выберите правильный ответ)

Означало ли появление микроскопа в биологии научную революцию?

ЗАДАНИЕ № 72 (выберите правильный ответ)

Означало ли появление радиотелескопа революцию в астрономии?

ЗАДАНИЕ № 73 (выберите правильный ответ)

Может ли в основе научной революции быть обнаружение каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности?

ЗАДАНИЕ № 74 (выберите правильный ответ)

Может ли крупное научное открытие быть совершено на четком фундаменте уже разработанной теории?

ЗАДАНИЕ № 75 (выберите правильный ответ)

В истории науки выделяются фундаментальные научные открытия, связанные с созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона, геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, квантовая механика. Эти открытия изменили представление о действительности в целом, т.е. носили мировоззренческий характер.

Были ли эти открытия сделаны путем дедукции из существующих принципов?

ЗАДАНИЕ № 76 (выберите правильный ответ)

Может ли фундаментальное научное открытие быть сделано независимо разными учеными?

ЗАДАНИЕ № 77 (выберите правильный ответ)

Может ли фундаментальное научное открытие быть сделано в результате решения частной задачи?

ЗАДАНИЕ № 78 (выберите правильный ответ)

Каков статус истинности в научном познании:

a) истинность является центральным, наиболее сильным регулятивом научной деятельности

b) истинность является необходимым атрибутом всех познавательных результатов науки

ЗАДАНИЕ № 79 (выберите правильный ответ)

Какая ценность является ведущей в современных представлениях о науке:

a) фундаменталистская обоснованность научного знания

b) способность науки быть эффективным средством решения познавательных проблем

ЗАДАНИЕ № 80 (выберите правильный ответ)

Может ли математика быть эталоном научности, образцом для других наук?

ЗАДАНИЕ № 81 (выберите правильный ответ)

Сохраняет ли физика свой статус идеала научного знания?

ЗАДАНИЕ № 82 (выберите правильный ответ)

Может ли гуманитарный идеал научного познания быть распространен на все науки?

ЗАДАНИЕ № 83 (выберите правильный ответ)

Существует ли наука, которая должна стать эталоном, образцом для всех других наук?

ЗАДАНИЕ № 84 (выберите правильный ответ)

Оказывают ли социальные факторы развития науки прямое влияние на научное знание?

ЗАДАНИЕ № 85 (выберите правильный ответ)

О.Конт писал: «Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности знать, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов».

Какую функцию науки Конт считал основной:

ЗАДАНИЕ № 86 (выберите правильный ответ)

Э.Мах писал: «Быстрота, с которой расширяются наши познания благодаря теории, предает ей некоторое количественное преимущество перед простым наблюдением, тогда как качественно нет между ними никакой существенной разницы ни в отношении происхождения, ни в отношении конечного результата».

Какую функцию науки Мах объявил единственной:

ЗАДАНИЕ № 87 (выберите правильный ответ)

Признавал ли Мах атомно-молекулярную теорию?

ЗАДАНИЕ № 88 (выберите правильный ответ)

Эддингтон говорил, что когда физик стремился объяснить что-либо, «его ухо изо всех сил пыталось уловить шум машины. Человек, который сумел бы сконструировать гравитацию из зубчатых колес, был бы героем викторианского века».

Какая наука была идеалом научного познания викторианского века:

ЗАДАНИЕ № 89 (выберите правильный ответ)

Можно ли сказать, что науки о природе также выполняют функцию понимания?

ЗАДАНИЕ № 90 (выберите правильный ответ)

Можно ли выразить в языке, т.е. вербализировать, все предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе?

ЗАДАНИЕ № 91 (выберите правильный ответ)

Историки и культурологи часто используют термин «менталитет». Можно ли применить этот термин по отношению к науке?

ЗАДАНИЕ № 92 (выберите правильный ответ)

Возможно ли открытие новых явлений путем теоретических исследований?

ЗАДАНИЕ № 93 (выберите правильный ответ)

Могут ли методы, развитые в одной научной области, эффективно применяться в совсем другой области?

ЗАДАНИЕ № 94 (выберите правильный ответ)

Каковы отношения между наукой и этикой:

a) этические нормы содержатся в самой научной деятельности

b) этические нормы регулируют применение научных результатов

c) верно и то, и другое

ЗАДАНИЕ № 95 (выберите правильный ответ)

Для обозначения нравственного характера какого-либо явления иногда используется понятие «этос» (термин из античной философии.) Существует ли специфический этос науки?

ЗАДАНИЕ № 96 (выберите правильный ответ)

Что является наиболее актуальным в современных условиях:

a) дать этическую оценку науке в целом

b) этически оценить отдельные направления и области научного знания

ЗАДАНИЕ № 97 (выберите правильный ответ)

Включает ли в себя современная наука человеческие и социальные взаимодействия, в которые вступают люди по поводу научных знаний?

ЗАДАНИЕ № 98 (выберите правильный ответ)

Объявлялись ли в науке моратории на проведение опасных исследований?

ЗАДАНИЕ № 99 (выберите правильный ответ)

Всегда ли достаточен накопленный людьми нравственный опыт для решения этических проблем, возникающих в связи с прогрессом науки?

ЗАДАНИЕ № 100 (выберите правильный ответ)

Любая ли научная деятельность имеет ценностные и этические основания?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *