понятие менеджмент можно отнести

Менеджмент

понятие менеджмент можно отнести

В пособии в форме «вопрос-ответ» рассматриваются такие темы, как история, субъекты и объекты менеджмента, его функции, эффективность и другие. Отдельный раздел посвящен личности менеджера как управленца. Глоссарий позволяет эффективно закрепить пройденный материал. Пособие предназначено для подготовки к экзамену по курсу «Менеджмент».

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менеджмент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 1 Менеджмент: основные понятия

Вопрос 1 Что такое менеджмент?

Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер. с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. — СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Существует множество определений менеджмента. Нормативное, т. е. обязательное для применения, определение менеджмента отсутствует.

Чтобы узнать, насколько различаются взгляды на менеджмент как понятие, приведем несколько определений разных авторов из разных источников.

Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.:

Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 446.

Менеджмент (англ. management — управление, заведование, организация) — управление производством; совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики.

Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. С. 469.

Менеджмент (англ. management) — управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. редактор В. И. Данилов-Данильян. — М.: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2003. С. 289.

Менеджмент — способ организации совместной трудовой деятельности людей.

Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебн. — справ, пособие. — СПб.: Специальная литература, 1995.

Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. — СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Менеджмент — процесс управления организацией (искусство и способ руководства).

Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Союз, 2002.

Менеджмент — это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление — воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Дафт Р. Л. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2002. С. 802.

Менеджмент — эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Приведенные выше определения английского термина «менеджмент» по времени относятся к рубежу XX и XXI вв. В России существует мнение, что нет смысла использовать англоязычный термин взамен русского слова «управление». К сожалению, с этим мнением нельзя согласиться. Дело в том, что в науке существует такое понятие, как эпонимия. Это означает, что новому понятию или явлению присваивается имя того, кто впервые его определил или заметил, внес наиболее весомый вклад в его изучение, добился наибольших успехов в решении связанных с ним задач или проблем. С этой позиции следует считать справедливым, что англоязычное «менеджмент» используется во всех языках мира. Это означает только одно: наибольших успехов в менеджменте достигли англоязычные нации. Американские и английские исследователи являются признанными «законодателями моды» в области менеджмента, а остальные, как правило, заимствуют, адаптируют и развивают их идеи применительно к собственным национальным условиям. Хотя у истоков менеджмента наряду с англичанином (а точнее — шотландцем) Адамом Смитом стоят француз Анри Файоль, немец Макс Вебер.

В Советском Союзе термин «менеджмент» считался буржуазным и по идеологическим соображениям не использовался применительно к отечественной практике. Отголоски такого подхода видны в определениях Нового иллюстрированного энциклопедического словаря (см.) и В. А. Абчука (см.): в обоих случаях упоминается принадлежность понятия «менеджмент» к условиям рыночной (альтернативной командной, плановой, социалистической) экономики. Получается, что в «нерыночной экономике» менеджмента попросту нет, а есть что-то другое. А именно: управление социалистическим производством. Так, в учебнике «Теория управления социалистическим производством» приводится следующее определение: «Под управлением социалистическим общественным производством понимается процесс воздействия на коллективы трудящихся, использующих средства производства, принадлежащие обществу, для изготовления продукции и оказания услуг в целях создания благоприятных условий для повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся» (Теория управления социалистическим производством: Учебник для студентов инж. — экон. спец. вузов / Под ред. О. В. Козловой. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 1983. С. 26).

Поскольку определение понятия «менеджмент» является делом сложным и неблагодарным, некоторые авторы «толстых» учебников вообще не дают никакого определения этому понятию. Например, хорошо известный учебник М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» (М.: Дело, 2005) на с. 41 приводит определение не менеджмента, а управления: «Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

В условиях, когда общепринятое определение понятия отсутствует, формирование собственного определения этого понятия можно считать вполне правомерным. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет имеет давние традиции преподавания менеджмента, сложившуюся научную школу и систему взглядов на менеджмент. Поэтому собственное определение этого важного понятия является вполне правомерным. Учебное пособие «Общий менеджмент» (Дайджест учебного курса) / Под ред. А. К. Казанцева. — М.: ИНФРА-М, 2001) дает следующее определение: «Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов» (с. 7).

Это определение рекомендуется к использованию автором данного учебного пособия (А. Н. Цветков).

Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?

Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.

Источник

Что такое менеджмент и для чего он нужен

понятие менеджмент можно отнести

понятие менеджмент можно отнести

Менеджмент необходим в каждой компании для координации работы сотрудников. Он улучшает организацию деятельности и производства, повышает внутренние показатели, поддерживает темп рабочего процесса. Предприятия стремятся к увеличению дохода, повышению экономической конкурентоспособности, а достижение этих целей напрямую зависит от менеджеров, которые ставят задачи и помогают сотрудникам их исполнять. в В чем суть менеджмента, что относится к менеджменту, его функции, виды и уровни — расскажем в статье.

Что такое менеджмент

Менеджмент — это управленческая деятельность. Она представляет собой совокупность следующих факторов:

Субъекты и объекты менеджмента

В управлении всегда существуют субъекты и объекты.

понятие менеджмент можно отнести

Модели и принципы менеджмента

В мире существует множество различных моделей менеджмента. Среди доминирующих в настоящее время выделяются три подхода:

Американская модель весьма формализована, а отношения в коллективе похожи на отношения внутри спортивной команды. Планирование имеет долгосрочный характер. Скорость карьерного роста зависит от личных результатов, срок найма часто кратковременный. В приоритете — максимальная прибыль с минимальными затратами ресурсов.

Японская модель характеризуется идеологией на основе ценностей компании, отношения внутри которой похожи на семейные. Система принятия решений и ответственности чаще всего коллективная. В фокусе — качество любой ценой. Фактически полное отсутствие текучки кадров в связи со ставкой на максимальное повышение производительности труда. В японской модели распространён «пожизненный наём», при котором компания выращивает сотрудников, делая акцент не на имеющемся опыте, а потенциале человека.

Западноевропейская модель представляет собой нечто среднее между американской и японской. Формальности разбавляются неформальными отношениями, ценится способность налаживать связи.

При выборе модели менеджмента за основу часто берутся готовые решения, но они могут не прижиться без серьёзной адаптации с учётом территориальных или национальных особенностей, ментальности.

В связи со всё возрастающей скоростью изменений на смену классическим моделям менеджмента приходят гибкие парадигмы и концепции: agile, «бирюзовые» организации, холакратия, хотя они далеко не всегда выдерживают испытание практикой.

Задачи менеджмента

Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля.

Без грамотной системы управления или самоорганизации невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты.

Функции менеджмента

Под данным понятием подразумеваются виды взаимодействия субъектов и объектов менеджмента.

Постановка целей

Условно можно выделить два базовых типа целей:

Существует также категория среднесрочных целей, которую имеет смысл рассматривать в особых случаях.

Стратегические цели зависят от миссии, ценностей и идеологии компании. Они задают векторы развития организации и ориентиры, к достижению которых необходимо стремиться.

Тактические цели больше направлены на оперативное управление.

понятие менеджмент можно отнести

Для корректной постановки любых типов целей рекомендуется использовать методологию SMART.

Планирование

Планирование может определять как систему целеполагания организации и влиять на постановку целей, так и наоборот — планы могут строиться на основе уже определённых и сформулированных целей.

В зависимости от используемой модели менеджмента, планирование также может кардинально различаться в подходах:

Отдельного внимания заслуживает сценарный подход в планировании, когда разрабатываются мультивариативные схемы.

В зависимости от различных факторов, которые были заранее предусмотрены аналитиками:

используются различные варианты разработанных планов.

Организация деятельности

Формально можно выделить два этапа организации деятельности:

В зависимости от модели менеджмента, организационная структура может сильно отличаться. Как уже упоминалось ранее, диапазон разновидностей может варьироваться:

Организация рабочих процессов включает в себя:

Рекламная кампания — один из важных объектов менеджмента в бизнесе. Чтобы она работала эффективно, нужно грамотно распределять ресурсы. С помощью продуктов Calltouch вы сможете анализировать свою маркетинговую стратегию и быстрее добиваться поставленных целей.

понятие менеджмент можно отнести

Контроль

Существует внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль осуществляется различными проверяющими органами: налоговая, пожарная, технические инспекции, санитарно-эпидемиологическая служба, банки.

При всей кажущейся негативной составляющей внешнего контроля, он имеет положительное влияние на работу организации. Мотивация сотрудников автоматически возрастает, когда они понимают, что их деятельность может быть проверена внешними органами со всеми вытекающими из этого последствиями для компании и для них лично. Руководство же на основе результатов внешних проверок, получает оценку деятельности сотрудников от третьей стороны.

Внутренний контроль производится ресурсами самой организации. Он может осуществляться как посредством ревизии и аудит, так и исполнителями или руководством.

Функции контроля необходимы для:

Крайне важно понимать, как внедрённая система внутреннего контроля влияет на сотрудников. Она может мотивировать их и влиять на достижение целей организации, а может демотивировать и ограничивать.

В первую очередь, все сотрудники должны чётко понимать цели организации и поставленные перед ними лично задачи. Также важно наладить эффективные внутренние коммуникации и механизмы обратной связи.

Можно выделить три стадии контроля:

Инструмент автоматизации контекстной рекламы

Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом

понятие менеджмент можно отнести

Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%

Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок

Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.

понятие менеджмент можно отнести

Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок

понятие менеджмент можно отнести

Логистический партнер для бизнеса и частных лиц

Скидка 25% на перевозку и доставку от адреса

CRM для e-сommerce и ритейла

Получите до 3 месяцев профессионального тарифа в RetailCRM

При создании и изменении системы контроля необходимо сопоставлять экономический эффект. Если затраты на контроль превышают прибыль или экономию от его внедрения, то следует тщательно взвесить целесообразность такого внедрения.

В ходе контроля важно прогнозировать и выявлять на самой ранней стадии отклонения от пути или несоответствия намеченной динамики достижения целей. Причём, не только для фиксация отклонений, но и анализа причин их возникновения, выявления тенденций и логических закономерностей. Это помогает принимать корректирующие решения.

Сквозная аналитика

понятие менеджмент можно отнести

Координация

Координация отвечает за согласованные действия сотрудников и отделов компании, поддерживает и улучшает установленные между ними отношения, обеспечивает бесперебойную и непрерывную работу. В менеджменте координация упорядочивает усилия персонала, создает общие цели и организует совместную деятельность.

Эта функция обеспечивает взаимодействие разных частей предприятия с учетом особенностей их деятельности. Координация определяет, какие сотрудники выполняют задачи, когда они это делают и в каком порядке.

понятие менеджмент можно отнести

Мотивация

Большое значение имеет мотив — внутренняя причина, побуждающая человека к работе. Ведь мотивированные сотрудники быстрее достигают поставленных целей. Мотивация формируется по следующей схеме:

Виды менеджмента

Под видами менеджмента подразумевают области управления, связанные с решением определенных задач. Есть несколько основных разновидностей менеджмента с различными сферами применения и необходимыми навыками. Они классифицируются по характеру поставленной задачи.

понятие менеджмент можно отнести

Производственный

В производство входят сама компания, банк, предприятие, завод и другие формы организации трудовой деятельности. Производственный менеджер должен:

Этот тип менеджмента контролирует конкурентоспособность производимой продукции. Эффективность работы менеджера определяется точностью произведенных прогнозов, введением инноваций и построением долгосрочных целей.

Финансовый

Этот вид менеджмента нацелен на рациональное распределение финансов компании. Менеджеры направления анализируют прибыль, затраты, платежеспособность компании и структуру формирования капитала. Цель работы — увеличить доходы и благосостояние компании через грамотную финансовую политику.

Менеджеры решают следующие задачи:

Для быстрого и своевременного анализа расходов удобно использовать все инструменты на одной платформе. Аналитическая платформа Calltouch — это более 30 показателей в отчетах, которые помогут оптимизировать бюджет и повысить продажи.

Эффективный маркетинг с Calltouch

понятие менеджмент можно отнести

Стратегический

Понимание того, для чего нужен менеджмент стратегических целей, приходит с рассмотрением основных задач этого направления — разработка методов и способов достижения запланированных задач. Менеджеры продумывают концепции развития и пути их реализации, составляют план действий. Например, если цель компании состоит в увеличении дохода, стратегическое планирование ставит несколько задач: расширить ассортимент продукции, улучшить ее качество, увеличить объем. Для каждой задачи прописывается решение с учетом долгосрочного планирования.

Инвестиционный

Задача этого менеджмента заключается в прямом управлении инвестициями компании. Менеджеры заботятся об эффективном размещении финансовых средств и привлечении новых инвесторов. Они разрабатывают инвестиционный проект в виде долгосрочного бизнес-плана и занимаются фандрайзингом — поиском и получением вложений от спонсоров, поиском грантов на развитие.

Менеджмент рисков

Любая коммерческая деятельность связана с рисками, поэтому в штате важно иметь сотрудников, способных прогнозировать их возникновение. Менеджеры заранее считают убытки, с которыми сопряжены производственные процессы, рассчитывают, насколько они будут экономически оправданы, изучают целесообразность принимаемых решений.

Главная задача менеджмента рисков — минимизировать потери компании в случае неблагоприятных обстоятельств. Для этого выявляют факторы рисков, оценивают их значимость и реализовывают стратегию, уменьшающую потенциальный ущерб.

Информационный

Сюда входит координация всех информационных процессов: от предоставления сведений сотрудникам до связей с общественностью. Менеджеры при выполнении этих задач собирают информацию о деятельности предприятия и распределяют ее по соответствующим отделам. Так у руководства появляются актуальные данные о реализации продукции, о клиентских ожиданиях от сотрудничества с компанией.

Экологический

Этот вид реализует программы по защите экологии и окружающей среды. Управление в данной сфере сводится к правильной организации производства. Менеджеры решают вопросы рационального использования ресурсов, сохранения природы, переработки отходов на предприятии и снижения их количества. Экологический менеджмент развивается в цивилизованных странах, беспокоящихся о сохранности окружающей среды.

Уровни менеджмента

Наглядные примеры менеджмента можно увидеть в системной иерархии. Есть несколько звеньев менеджеров, каждое из которых контролирует предыдущее, но напрямую не относится к нижестоящему.

Низшее звено или линейный уровень

Это сотрудники, контролирующие решение базовых задач компании: правильное использование ресурсов и ход выполнения работы своего отдела. На производстве такой работой занимаются заведующие лабораторией, начальники цеха, старшие медсестры и другие руководители низшего звена.

Среднее звено

Специалисты среднего звена — начальники отделов. Они следят за многими процессами: за проделанной работой, ее качеством и сроками выполнения. Данные передают руководителям высшего звена для анализа эффективности.

Высшее звено – топ-менеджеры

Самая малочисленная группа с более ответственными и обширными задачами, включая разработку и реализацию стратегии развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Для этого директора принимают ряд решений, направляют всю организацию, а остальные группы менеджеров поддерживают выбранный курс.

Ошибки сотрудников высшего звена оборачиваются наиболее крупными финансовыми потерями, поэтому перед принятием решений они собирают все сведения о работе компании и скрупулезно анализируют ее функционирование в целом и по конкретным отделам.

Менеджмент в малом бизнесе

Под малым бизнесом понимаются разные формы организации коммерческой деятельности. Это может быть единственный владелец бизнеса или небольшой штат из десятка сотрудников. Работа менеджера в малом бизнесе имеет свои особенности:

Менеджмент на предприятии

Работа менеджеров сводится к решению как ежедневных задач, так и более долгосрочных:

Менеджеры на предприятии, как универсальные специалисты, решают множество задач в своем отделе. От их работы зависит согласованность и организованность предприятия.

Проблемы менеджмента на предприятии

Менеджеры сталкиваются с проблемами на разных уровнях организации предприятия:

Профессия менеджер

Менеджеры руководят определенными отделами. Они ставят задачи подчиненным и следят за ходом их выполнения, решая проблемы, наставляя и мотивируя сотрудников на решение производственных задач.

Что должен знать хороший менеджер

Хороший менеджер обладает фундаментальной теоретической базой и развитыми коммуникативными навыками. Руководитель отдела должен быть внимательным, надежным, открытым к диалогу, эрудированным и справедливым. Чтобы правильно организовать процесс взаимодействия с подчиненными, нужно:

Где можно научиться менеджменту

Менеджменту можно обучиться во многих вузах России (например, МГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, ГУУ, РГГУ). Получить соответствующие навыки можно и с помощью учебных пособий, видеолекций, курсов и семинаров, находящихся в открытом доступе или на специализированных площадках. Также есть коучи, бизнес-тренеры, обучающие менеджменту и улучшающие качество отдельных навыков управления персоналом.

Менеджмент для маркетолога

Да-да, вы не ослышались. Дело в том, что маркетолог, вне зависимости работает он на себя или ведет проект компании, должен уметь менеджерить задачи. Его обязанности напрямую зависят от тех результатов, к которым он стремится. Как правило, в них входит контроль эффективности рекламных кампаний, плановые показатели, прослушка звонков и отслеживание работы колл-центра, а так же эффективность работы других менеджеров.

И тут встает вопрос, что «записывать все в блокнот» не получится. Для того, чтобы держать руку на пульсе, нужно ежечасно отслеживать происходящее на проекте. Для этих задач подходят инструменты Callltouch.

Отслеживание эффективности рекламных кампаний

Обычно для этого вполне хватает Яндекс.Метрики и Google Ads. Основная проблема заключается в том, что если у маркетолога много проектов и все они ведутся на разных системах, корректную статистику подбить не получится. Что уж говорить о моментальном срезе, когда нужно понять ситуацию по проекту «вот прямо сейчас». В этом случае логично разбить не по системам, а по проектам, не правда ли?

В личном кабинете Calltouch вы можете это сделать, и смотреть результаты своих трудов по проектам. А уже внутри, в отчетах, отслеживать ROI, смотреть результаты в Яндексе или Google, общие результаты рекламных кампаний и многое другое. Попробуйте.

Эффективный маркетинг с Calltouch

понятие менеджмент можно отнести

Плановые показатели и ежедневный срез

Не только маркетологам знакома ситуация, когда начальство или клиент запрашивает промежуточные результаты по проекту. И начинается хаос: поднять все данные, выдернуть сотрудников из рабочего процесса, чтобы они собрали данные, потратить свое время для промежуточного отчета, и даже при всех усилиях, нет-нет, да закрадется ошибка.

Как для остальных не знаем, но для маркетологов и руководителей бизнеса есть одно решение. Дашборд Calltouch – это один из отчетов, в котором собрана главная и сводная информация по вашему сайту. Он состоит из нескольких виджетов: воронки, диаграммы, графики, небольшие таблицы, плановые метрики и другие. С их помощью вы сможете быстро оценить маркетинг и продажи. Выглядит он так.

понятие менеджмент можно отнести

Его суть – срез показателей, которые вас интересует. На ежедневной основе. Как раз для таких случаев, когда срочно нужно узнать, как дела у вашей компании в целом. На дашборд вы выводите только те показатели, которые вам интересны, поэтому пользоваться им вам понравится. Ну и по нему сразу видно, где стоит подтянуть, а где и так все идет хорошо.

Если интересно, что там у продаж

Маркетинг и продажи работают в связке и зависят друг от друга. В неловкую ситуацию попадает бизнес, когда эти два отдела не в курсе дел друг друга. Например, шеф отчитывает маркетолога, что продажи упали и «зачем мы только столько денег тратим на маркетинг». Но маркетолог-то знает, что передал в отдел продаж 100 лидов. Почему же продажи всего три?

Да, ситуация негативна и утрированная, однако она наглядно показывает – нужно быть в курсе, как работает каждый менеджер в компании. Например в этой утрированной ситуации два менеджера из продаж потеряли мотивацию и грубо отвечали клиентам по телефону. Те, в свою очередь, не стали упрашивать продать им продукт и просто ушли к конкурентам. Как мы могли бы это узнать? С помощью отчета по менеджерам. Отчёт — это подробное отображение данных в таблицах и графиках. В таком расширенном режиме можно определять эффективность менеджеров сразу по многим показателям и сравнивать их друг с другом. Применив двойную фильтрацию — по менеджерам и по трафику — вы сможете проанализировать, с каким именно источником лидов более эффективно работает конкретный сотрудник, и наоборот.

понятие менеджмент можно отнести

Сюда же можно отнести и прослушивание звонков колл-центра. Да, такая функция тоже есть в Calltouch, благодаря чему вы можете отследить эффективность скриптов, подкорректировать их и поднять продажи.

Наверное, если бы у маркетолога были суперспособности, это должны были быть внимание к деталям и Calltouch.

Заключение

Менеджмент — востребованный инструмент для организации рабочих и производственных отношений. Он позволяет предприятию решать ряд внутренних и внешних задач, обеспечивает информационную, аналитическую, мотивационную поддержку и дает в работе как краткосрочный эффект от использования, так и долгосрочный, выстраивающий стратегию развития на годы вперед.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *