понятие экономика можно рассматривать в двух основных смыслах как науку и как хозяйство

Экономика как наука и как хозяйство. Экономическая теория

понятие экономика можно рассматривать в двух основных смыслах как науку и как хозяйство

1. Экономика как система хозяйствования включает отрасли материального производства и нематериальные сферы, которые обеспечивают общество материальными и нематериальными благами.

2. Экономика как наука изучает производственно-хозяйственные отношения. Она исследует, каким образом люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Три основных вопроса экономики:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
От того, каким образом общество отвечает на эти вопросы, зависит тип экономической системы в данном обществе.

Экономическая теория. Экономика как наука

Функции экономической теории

Экономические учения и школы

Экономика как самостоятельная наука выделилась из философии в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

В современной экономической теории выделяют целый ряд школ и направлений: монетаризм, марксистскую политэкономию, кейнсианство, австрийскую школу, поведенческую экономику, нейроэкономику и т.п.

Макроэкономика и микроэкономика

В современной экономической теории выделяются макроэкономика и микроэкономика.

В макроэкономике действуют три субъекта: домохозяйство, фирма и государство.

Макроэкономика занимается проблемами повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы, кризисов.

Макроэкономика стремится к стабильности и подчиняется принципу социального эффекта.

Микроэкономика исследует причинно-следственные и функциональные связи, влияющие на принятие решений людьми, фирмами, предприятиями.

В микроэкономике действуют два субъекта: фирма и домохозяйство.

Микроэкономика занимается проблемами ограниченности выбора, альтернативной стоимости, цены, изучает процессы производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и на отдельных рынках.

Микроэкономика стремится к динамике и росту, подчиняется принципу рыночной целесообразности.

Источник

Тест. Экономическая жизнь общества.

понятие экономика можно рассматривать в двух основных смыслах как науку и как хозяйство

понятие экономика можно рассматривать в двух основных смыслах как науку и как хозяйство

Список вопросов теста

Вопрос 1

Ниже приведён ряд терминов, все они за исключением двух, характеризуют понятие «производство».

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
Вопрос 2

Понятие «экономика» можно рассматривать в двух основных смыслах: как науку и как хозяйство. Что из перечисленного ниже характеризует экономику как хозяйство.

Варианты ответов
Вопрос 3

Выберите верные суждения об экономической науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
Вопрос 4

Запишите слово, пропущенное в таблице.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НазваниеОпределение
Валовой национальный продукт (ВНП)Суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства, как внутри страны, так и за рубежом за определённый период времени.
.Стоимость конечной продукции, произведённой на территории страны за определённый период, независимо от принадлежности факторов производст
Вопрос 5

Рассмотрите таблицу «Доля отраслей хозяйства в экономике страны К.». Какой вывод соответствует фактам, представленным в ней?

ПериодПромышленностьСельское хозяйствоСфера услуг
1950-е гг.483418
1990-е гг.372241
Варианты ответов
Вопрос 6

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «обмен».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
Вопрос 7

Примером интенсивного экономического роста является увеличение производства в результате

Варианты ответов
Вопрос 8

Найдите в приведённом ниже списке факторы ускорения экономического роста в условиях рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
Вопрос 9

Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А. К предпринимательскому таланту относятся способности людей брать на себя риск ответственности.

Б. Владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей.

Варианты ответов
Вопрос 10

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВАХАРАКТЕРИСТИКА
________________Использование в процессе производства товаров и услуг физических и умственных способностей людей.
КапиталДенежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемое при производстве товаров, услуг.
Вопрос 11

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к факторным доходам.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
Вопрос 12

Всем факторам производства свойственна ограниченность. Выберите верные суждения об условиях, определяющих их ограниченность, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
Вопрос 13

Рынок строительных материалов в области Z делят между собой пять крупных предприятий, другие производители не представлены. Они согласовывают друг с другом объёмы производства и поставок продукции на рынок, координируют уровень цен. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны

Варианты ответов
Вопрос 14

Циклическая безработица имеет максимально высокие показатели в условиях.

Варианты ответов
Вопрос 15

Правительство страны Z столкнулось с возросшим уровнем безработицы. Какие последствия безработицы им придётся учитывать при определении государственной политики занятости? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Источник

ЕГЭ. Экономика. Тема 1. Понятие экономики. Экономика как наука

понятие экономика можно рассматривать в двух основных смыслах как науку и как хозяйство

Экономика. Это слово впервые употребил ещё до нашей эры древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-354 г. до н.э.). Так он назвал свою книгу о хозяйственной деятельности.

В переводе с греческого — это «искусство ведения домашнего хозяйства».

В активный оборот слово «экономика» вошло в 19 веке, благодаря экономистам У.Джевонсу и А.Маршаллу.

Сегодня слово употребляется в двух основных значениях: экономика как наука и как хозяйственная деятельность людей.

Экономика как наука

Экономика как наука изучает хозяйственную деятельность как в мировом и национальном масштабе (макроэкономика), так и деятельность отдельных хозяйственных субъектов (микроэкономика), использование разнообразных ресурсов для удовлетворения потребностей, отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.

Как отдельная наука экономика выделилась в 18 веке с появлением книги А.Смита «Богатство народов» в 1776г.

Понятие «экономика»- это общее название социальных наук, занимающихся изучением производства, распределения, и потребления товаров и услуг.

Экономические науки

Отраслевые экономические науки

Функциональные экономические науки

Информационно-аналитические

Экономические науки на стыке с другими науками

Функции экономики как науки

Методы экономики как науки

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Понятие экономика можно рассматривать в двух основных смыслах как науку и как хозяйство

Что из перечисленного ниже является общественным благом?

1) жилищное строительство для всех граждан

2) разработка лекарственного препарата

3) уличное освещение

4) компьютеризация всех отраслей

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

1. признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;

2. признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;

3. признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Правильный ответ указан под номером 3.

Одной из задач экономической науки является исследование

1) влияния окружающей среды на работоспособность человека

2) закономерностей взаимодействия социальных общностей

3) влияния инвестиционной политики на профессиональный состав безработных

4) факторов, способствующих социальной мобильности

Правильный ответ указан под номером 3.

Одной из задач экономической науки является разработка

1) бюджета страны на следующий год

2) ресурсосберегающих технологий

3) путей преодоления социальной апатии в обществе

4) методов использования модели «затраты — выпуск»

Существует два значения понятия экономики:

1. Экономика − наука изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

2. Экономика − способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Во втором варианте указана задача технологических наук.

В третьем — психологии, социологии.

Деятельность экономики как науки проиллюстрирована в 4 пункте.

Правильный ответ указан под номером 4.

Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) открытие нового супермаркета

2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны

3) оказание населению медицинских услуг

4) расширение сети парикмахерских салонов

Расчеты — это теория, то есть научный метод, все остальное — практика.

Правильный ответ указан под номером 2.

Экономическая наука изучает

1) последствия воздействия общественного производства на природу

2) территориальное размещение природных ресурсов

3) способы и результаты хозяйственной деятельности общества

4) многообразные потребности человека и способы их удовлетворения

Экономическая наука — наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг.

Правильный ответ указан под номером 3.

В том-то и дело, что 4-й ответ правилен «с натяжкой». Часто в ЕГЭ по обществознанию приходится отмечать «самый подходящий» вариант.

Я согласна вопрос некорректный.

Я с вами согласен, но такие вопросы встречаются на реальном экзамене, поэтому мы стараемся вас к ним максимально подготовить.

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 9. Экономика, экономическая наука

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *