поговорки которые можно использовать в речи

Как использовать поговорки

Содержание статьи

поговорки которые можно использовать в речи

Использовать пословицы или поговорки в разговоре в том или ином объеме доводилось каждому. Некоторые выражения настолько прочно вошли в разговорную речь, что не каждый даже не осознает, что пользуется озвученной народной мудростью.

Стара пословица, да про новое молвится

Механизм возникновения пословиц и поговорок проследить невозможно. В них собрана неписанная житейская мудрость, которая представляет своеобразный морально-этический кодекс народа. Ярко выраженный размер, более или менее точная рифма, наряду с четко сформулированной мыслью способствуют прочному запоминанию пословицы.

Не существует такой сферы деятельности, которая не нашла бы отражения в жанре пословицы. Отличие пословиц и поговорок от других жанров устного народного творчества – их вневременное существование.

В чем отличие пословиц и поговорок

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. В пословице заключена законченная мысль, поговорка является ярким образным выражением, которое редко можно использовать вне контекста. Нередко поговорка является незаконченной пословицей. Классическая поговорка – «ума палата», является частью пословицы – «ума палата, а ключ потерян». Не всегда можно провести четкую грань между пословицей и поговоркой.

Согласно словарю Даля, поговорка – условный оборот речи, способ выражаться. Причем Даль отмечает, что поговорка может использоваться кстати, и некстати. Поговорки, используемые некстати, по привычке, придают речи индивидуальный колорит, не всегда эстетически оправданный.

Поговорки как мотивация к действию

Маркетологи рекомендуют использовать поговорки в процессе купли-продажи, в частности в качестве возражений на возможные сомнения покупателей относительно цены – «дорого да мило, дешево да гнило, «на что спрос, на то и цена».

Поговорки могут стимулировать к действию – «не боги горшки обжигают», «под лежачий камень вода не течет».

Поговоркой можно утешить, дать совет – «утро вечера мудренее», подсказать модель поведения – «на чужой каравай рот не разевай», «старый друг лучше новых двух», «на чужой роток не накинешь платок», «на Бога надейся, а сам не плошай».

Психологический механизм воздействия поговорки заключается в понимании слушателем достоверности высказывания, подтвержденного веками и народной мудростью.

Осмысленное и автоматическое оперирование поговорками – признак высокой культуры, и для этого не обязательно иметь высшее образование.

Источник

Мастер-класс «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста»

поговорки которые можно использовать в речи Анжела Багаева
Мастер-класс «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер класс на тему «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Багаева А. М.

Цель: повышение профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

— Познакомить участников мастер класса с разнообразными приемами ознакомления детей с устным народным творчеством. (Пословицами поговорками).

— Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

— Способствовать развитию мышления, творчества, образности речи педагогов ДОУ.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приветствую Вас на моем мастер-классе посвященный теме «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Пословица- это краткое мудрое изречение имеющая поучительный смысл (например; без труда не вытащишь и рыбку из пруда, кто не работает тот не ест, своя рубашка ближе к телу, тише едишь дальше будешь и т. д.) А что такое поговорка уважаемые коллеги? Поговорки – это яркие меткие народные выражения дающие меткую оценку поступку, какому-то событию, человеку (Например; два сапога пара, друзья познаются в беде, слово не воробей, лыку не вяжет, когда рак на горе свистнет и т. д.)

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».

Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.

Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами и поговорками.

* Знакомство с понятием что такое пословица и поговорка

*Внимательно прочитать с детьми пословицу

* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.

*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.

*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести

* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.

Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, несколько форм и приёмов, которые используются в работе по ознакомлению, и которые, может быть, будете и Вы использовать в своей.

А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.

Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.

— Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)

— Научит горюна другая сторона («Маша и медведь»)

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Лиса и заяц»)

Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.

Игровое упражнение «Закончи пословицу»

Хорошая книга- лучший Друг

Кто много читает –тот много Знает

С книгой жить –век не Тужить

Книга твой друг- без нее как без Рук

Можно провести следующую дидактическую игру «Подбери героев сказок к пословицам»

Ребята, я сейчас вам назову несколько пословиц. Послушайте их внимательно:

1. Не ищи красоты, ищи доброты.

Мир не без добрых людей.

Доброму бог помогает.

1. Злого любить – себя губить.

Злой человек —как уголь: если не жжёт, то чернит.

1. Без хорошего труда нет плода.

Терпенье и труд все перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

О каких людях эти пословицы (о добрых, злых, трудолюбивых) Встречали ли вы таких людей? Где? (в сказке, в жизни). Хотели бы Вы с ними общаться?

Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с изображёнными на них героями сказок и фломастеры. Выберете героев, к которым подходят пословицы о доброте и пометьте их красным фломастером; тех героев сказок, про которых говорится в пословицах о зле, отметьте чёрным цветом, а героев, которых характеризуют пословицы о труде отметьте синим цветом. Молодцы отлично справились с заданием.

Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, обогащение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

Уважаемые коллеги если представленный мной мастер-класс для вас был интересен то слово предоставляется вам.

И в заключении : Дружно хлопнули в ладоши

Вместе топнули ногой

Все во что мы здесь играли

Забираем мы с собой

Спасибо за внимание!

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

поговорки которые можно использовать в речиМастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

поговорки которые можно использовать в речиМастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Источник

70 полных версий пословиц и поговорок

поговорки которые можно использовать в речи

Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл.

1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.

2. Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

3. Бедность – не порок, а несчастье.

4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.

5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.

6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо.

7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.

9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.

10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

11. Гол как сокол, а остер как топор.

12. Голод не тетка, пирожка не поднесет.

13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина.

14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко.

15. Два сапога пара, да оба левые.

16. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.

17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.

18. Дело мастера боится, а иной мастер дела.

19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так.

21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.

22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

26. И делу время, и потехе час.

27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.

28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.

30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.

32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха.

33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.

35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

36. Не все коту масленица, будет и пост.

37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.

38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

40. Один в поле не воин, а путник.

41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

42. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.

43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет.

44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.

45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев.

46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.

47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши.

48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

52. Рука руку моет, да обе свербят.

53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.

54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.

55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.

56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.

57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

58. Собаку съели, хвостом подавились.

59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.

60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

61. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

62. У страха глаза велики, да ничего не видят.

63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить.

64. Ума палата, да ключ потерян.

65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.

66. Хлопот полон рот, а прикусить нечего.

67. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда.

68. Шито-крыто, а узелок-то тут.

69. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

70. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Картинка: кадр из мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Источник

Исследовательская работа по русскому языку «Пословицы и поговорки в речи современных школьников»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

«Пословицы и поговорки

в речи современных школьников»

Деденева Виктория Сергеевна

Галкина Надежда Андреевна,

учитель русского языка и литературы

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена в пословицах и поговорках.

Целью исследовательской работы является изучение пословиц и поговорок, отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников.

Представлен интересный материал о пословицах и поговорках, их происхождении и значении. В работе проведено исследование речи современных школьников. Мы увидели, что ребята знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи

Материал исследовательской работы может быть использован на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

«Загляни в зеркало». История пословиц и поговорок, их сходство и различия.. 6

Происхождение пословиц и поговорок……………………………………..…… 7

Художественные особенности пословицы……………………………………… 9

1.5.Известные собиратели русских пословиц и поговорок………………………… 10

1.6.Пословицы и поговорки в речи…………………………………………….……. 12

1.7. Современные тенденции в употреблении пословиц………………….………. 13

2.1. Анализ знания, частотности и ситуативности употребления пословиц в речи современных школьников…………………………………………………………………………. 15

вечно сверкающие на указательном пальце времени.

Человек учится с самого рождения. Издавна русский н арод заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. И и менно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.

В школе на уроках русского языка и литературы учащиеся часто встречаются с жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:

— Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?

— Какая пословица вам больше нравится и почему?

— Объясните смысл этого выражения…

— Придумайте рассказ по пословице.

— Узнайте пословицу по её началу…

— Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.

Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Но не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его шаблонность, «сленговость», невыразительность и неинформативность – «невкусность» для слуха. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах и поговорках

Целью исследовательской работы является изучение пословиц и поговорок, отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников.

1. Составить портрет пословицы, сопоставить ее с поговоркой, представить источники и пути появления пословиц и поговорок в языке, их тематику и особенности

2. Провести социологический опрос среди обучающихся школы на предмет знания и частоты использования пословиц и поговорок в речи.

3. Обработать данные, полученные в результате социологического опроса, дать оценку полученных результатов.

5. Сделать выводы по теме исследования.

В качестве гипотезы логично предположить, что современные школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять их в речи.

Объект исследования : речь современных школьников

Предмет исследования : пословицы и поговорки русского народа

Новизна исследования в соединении языкового и социального аспектов в изучении пословиц и поговорок

Материалы и методы исследования : анализ художественной литературы, работа с научной и энциклопедической литературой, использование информационных технологий, анкетирование участников образовательного процесса, наблюдение, систематизация и анализ полученных результатов

1.1. «Загляни в зеркало». История пословиц и поговорок, их сходство и различия.

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплотились в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Чем же пословица отличается от поговорки? В словаре литературоведческих терминов дается такое определение:

Пословица – жанр устного народного творчества;

вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.

Пословицы обычно ритмически организованы.

Ешь просто- доживешь до ста.

Век живи- век учись

вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.

В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.

Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием

Портрет пословицы складывается из следующих признаков:

Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)

Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)

Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)

1.2. Происхождение пословиц и поговорок

Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, из устного народного творчества, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других писателей в качестве пословиц и поговорок.

В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Из этого видно, что одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Так, можно выделить три группы пословиц :

1гр . Пословицы в настоящее время не употребляются в прямом смысле: « Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости (« Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог»; «Что есть — вместе, чего нет — пополам»)

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей » говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

1.4 Х удожественные особенности пословицы

Пословица – это короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл, написана простым народным языком.

Во-первых, пословицы кратки, в них нет ничего лишнего. Во-вторых, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов. Почти в каждой пословице есть ритм и рифма, поэтому они легко запоминаются, например:

«Стрелял в журавля, а попал в воробья»,

«Грибов ищут — по лесу рыщут»,

«Красна изба углами, а обед пирогами»,

«Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь».

В – третьих, для пословицы характерна двусоставность, двухчастность (но не всегда), тогда как поговорка всегда односоставна, неделима на части.

Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе и, в конечном итоге, о самом себе.

1.5. Известные собиратели русских пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Он изъездил всю Россию. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, прибауток и загадок, которые были сгруппированы по тематике. Вот некоторые пословицы на тему «Язык – речь»: « Не спеши языком торопись делом»; «За правое дело говори смело (стой смело)»; « На великое дело – великое слово»; «Живым словом победить»; «Хорошую речь хорошо и слушать»; «Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь».

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословицы и поговорки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговорки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.

Полезен и словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений.

1.6.Пословицы и поговорки в речи.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования? Прежде всего, народные изречения позволяют говорящему:

1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: « Чует кошка, чье мясо съела», «Жернова сами не едят, а людей кормят», «Грозен враг за горами, а грознее за плечами».

2) Раскрыть отношения между людьми: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет». «Паны дернутся, у казаков чубы трясутся».

3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»; «Назвался груздем – полезай в кузов»; «Две собаки грызутся, третья не мешайся»; «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай».

4) Пословицы служат средством характеристики литературного персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом.

Многие наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь. и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду ».

« … Если бы я был царём, всё бы эту воду пил… с утра бы до ночи! … Ну вот, Бог напитал, никто не видал, а кто и видел, тот не обидел …» (А.И. Куприн, «Белый пудель»)

Ты дело говоришь, дружок: Хоть при богатстве нам есть также неприятства,

(И.А. Крылов «Откупщик и Сапожник»)

Нельзя забывать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок.

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть»

1.7. Современные тенденции в употреблении пословиц.

В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц, которые использует русский человек. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения.
Роль пословиц заключается еще и в том, что их использование в речи способно украсить её, а также говорит о человеке, который периодически использует пословицы, как о грамотном и образованном. Пословицы имеют самую различную тематику, и их количество довольно велико. Сегодня вряд ли найдется ситуация, к которой нельзя было бы применить какую-либо пословицу. Пословицы переходят из одного временного пласта в другой, при этом и в новых условиях они становятся довольно актуальными и не теряют свой первоначальный смысл.

Употребляя пословицу во время разговора, мы формируем в себе умение выражать свое отношение к конкретному событию при помощи сложившихся выражений, о смысле которых знает каждый человек. Роль пословицы состоит в том, чтобы вызвать какую-то реакцию на происходящее в данный момент или описываемое событие. Иногда только при помощи пословицы появляется возможность убедить человека в своей правоте. Иногда она используется, чтобы высмеять какие-то пороки, которые есть в человеке, или осудить его.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица «Обещаниями сыт не будешь» в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь », « ОМОНом сыт не будешь », « Лозунгами сыт не будешь ». Пословица « Сытый голодному не товарищ » послужила основой для газетных заголовков: « Огурец томату совсем не товарищ ».

Нельзя не остановиться на такой стороне функционирования пословиц и поговорок, как использование их в качестве материала для овладения русским языком. Прислушаемся сегодня к языку современников. Язык большинства – шаблонный, сухой, изобилующий иноязычными словами, речь некоторых носителей языка зачастую безграмотная, иногда даже пошлая и в целом не являющаяся образцом для подражания, источником эстетического удовольствия.

Глава II . Практическая часть.

2.1. Анализ знания, частотности и ситуативности употребления пословиц в речи современных школьников

Для анализа ситуации современного употребления пословиц и поговорок были проанкетированы обучающиеся 6 «А», 8 «Б» и 10 «Б» классов МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», то есть люди немного разной возрастной категории. (Анкета см. Приложение 1)

Количество участников анкетирования – 65.

По возрастным категориям:

6 «А». – 26 человек – 40 %;

8 «Б» – 22 человека – 34 %;

10 «Б» – 17 человек – 26 %; ( Приложение 2 )

По итогам этого анкетирования были получены следующие результаты:

Среди наиболее употребляемых в современной речи преобладают пословицы:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Век живи – век учись

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Тише едешь, дальше будешь

В гостях хорошо, а дома лучше.

Варианты продолжения пословицы « Хорошо тому жить, кому не о чем тужить», встретившиеся в ответах учащихся:кто уроки учит – (6 «А» класс); … кто много зарабатывает (8 «Б» класс); … кто умеет говорить – 10 «Б» класс

Варианты продолжения пословицы « В бане мыться , заново родиться»: …не в луже возиться (6 «А» класс); …чистым быть (8 «Б»); …не вонять (10 «Б» класс)

Среди наиболее употребляемых в речи школьника преобладают поговорки:

Как снег на голову

Лексическое значение предложенных поговорок определили : учащиеся 6 «А» класса – 123 правильных ответов – 47% справившихся в классе; 8 «Б» класс – 113 правильных ответов – 51% справившихся в классе; 10 «Б» класс – 105 правильных ответов – 62% справившихся в классе. ( Приложение 6)

Варианты лексического значения поговорки « Белены объесться», встретившиеся в ответах учащихся: плохо будет (6 «А»); отравиться (8 «Б»); потолстеть (10 «Б»).

Варианты лексического значения поговорки «Как рыба в воде»: долго дышит под водой (6 «А»); мало места – (8 «Б»); молчит (10 «Б»).

Среди причин этого называют следующие:

пословицы делают речь ярче, выразительнее, точнее, разнообразнее

пословицы – это народная мудрость, опыт

пословица показывает культурный уровень человека

пословица развивает память, обогащает знания

пословицы, как кладезь народной мудрости и опыта, воспитывают, помогают в различных ситуациях при общении, учат, развивают речь, обогащают её и придают ей выразительность

Хотят знать больше русских пословиц – 43 человека – 66 %. ( Приложение 8)

Исходя из данных количественных показателей, можно сформулировать следующие выводы:

Современные школьники используют в речи пословицы и поговорки.

Активнее пользуются пословицами и знают значительное их количество люди младшей возрастной категории (6 класс). Подростки и молодёжь в этом плане уступают им, что, воможно, объясняется как меньшим изучением пословиц и поговорок на уроках литературы, так и бедностью их словаря.

Однако лексическое значение поговорок правильно определяют учащиеся более старшего возраста.

Мало кто из опрошенных использует в своей речи современные пословицы, это связано с тем, что их практически не знают, либо слышали их в речи других людей, но не запомнили, либо считают, что уже известных пословиц достаточно для использования и нет необходимости запоминать новые.

Но важно то, что молодое поколение не только не отрицает огромной роли пословиц и поговорок, но и приветствует их активное функционирование в современной речи.

Проведенный опрос выявил и ряд проблем. Тематика пословиц, которые используют ребята в своей речи, бедна. Старшеклассниками неактивно используются поговорки.

В целом видно, что большая половина современных учеников знают пословицы и поговорки наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной. Н евозможно говорить грамотно по-русски, не зная пословиц и поговорок.

По материалам исследования можно определить, какой он, русский человек, в пословицах и поговорках. В пословицах о труде видно, что в человеке ценилось и ценится прежде всего трудолюбие, мастерство: «Ленивому всегда праздник», «Бедность – не порок», «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Наши предки всегда уважительно относились к образованным людям: «За учёного трёх неучёных дают», «Почитай учителя как родителя».

Проанализировав большое количество пословиц и поговорок, приходим к следующим выводам:

пословицы и поговорки многозначны и ярки. Они находятся вне времени и вне классового деления;

в речи они выполняют различные функции (дают характеристику людям, явлениям, раскрывают отношения, помогают советом, учат добру, любви к самым близким людям, к Родине, учат дружить…)

служат выразительным средством в литературе, обогащают наш язык.

Актуальность употребления пословиц и поговорок заключается еще и в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться.

Моя гипотеза опровергнута. Пословицы и поговорки, являясь частью культуры народа, для большинства современных школьников остаются актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. В любое время они будут характерной чертой народа, объектом внимания и исследования.

Речь современного человека обедняется, если в ней отсутствуют пословицы и поговорки – истинные алмазы народной мудрости. Они, несмотря на свою распространенность, не банальны. Поэтому современным школьникам стоит чаще употреблять эти выражения, чтобы их меткость, моральное содержание, юмор, красота постепенно отпечатывались в сознании. Это поможет сохранить наш удивительный язык для будущих поколений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *