подтвердить научные экономические выводы можно

4) Научные абстракции, выражающие экономические отношения.

14. Что не изучает микроэкономика?

1) Уровень безработицы;

2) Динамику валового внутреннего продукта;

3) Совокупные доходы;

4) ценообразование на предприятии.

15. Макроэкономика изучает:

1) спрос и предложение на определённые товары;

2) законы и закономерности развития национальной экономики в целом;

3) экономические издержки и пути их сокращения;

4) систему показателей эффективного использования производственных ресурсов на предприятии.

16. Объективность экономических законов означает, что:

они издаются законодательными органами страны;

люди бессильны в их познании и использовании;

они действуют независимо от воли и сознания людей;

они зависят от воли и сознания человека.

17. Подтвердить научные экономические выводы можно:

методом индукции и дедукции;

методом общественной практики;

методом логического мышления.

18. Какую функцию не выполняет экономическая теория?

Тема 2. Потребности и ресурсы.

Проблема выбора в экономике

1. Исходным побудительным мотивом экономической деятельности людей являются:

2. Нужда, принявшая специфическую форму неудовлетворенности, испытываемую личностью, – это:

3. Наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом:

1) циклического развития экономики;

2) технического прогресса;

3) производства экономических благ;

4) централизации производства.

4. Целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их материальных и духовных потребностей, – это:

5. Производство, в котором величина конечного результата превышает величину затраченных ресурсов, – это:

1) неэффективное производство;

2) эффективное производство;

3) перспективное производство;

4) расширенное производство;

6. Процесс воспроизводства как постоянно повторяющийся процесс производства включает следующие фазы:

1) производство, распределение, обмен, потребление;

2) распределение, обмен, потребление;

3) производство, распределение, обмен;

4) производство, выбор, обмен, потребление;

5) производство, обмен, потребление.

7. Процесс удовлетворения потребностей как фаза в воспроизводственном цикле – это:

8. Примерами вторичных потребностей могут служить:

1) потребность в уважении,

2) потребности в пище;

3) потребности в успехе;

4) потребность в воде.

9. Закон возвышения потребностей означает:

1) изменение структуры потребностей;

2) расширение круга потребностей, внесение разнообразия;

3) развитие взаимозаменяемости потребностей;

4) качественное совершенствование потребностей;

5) рост числа потребителей.

10. Экономические блага, т.е. блага, созданные человеком в процессе трудовой деятельности:

1) обладают свойством редкости;

2) находятся в определенном количестве;

3) обладают свойствами полезности;

11. Для того чтобы возникла объективная необходимость в производстве того или иного экономического блага необходимо:

наличие потребности в данном благе;

наличие возможности организовать производство данного блага;

наличие возможности использовать произведенное благо для удовлетворения потребности;

4) нет верного ответа.

12. Для создания экономических благ необходимо:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

ТЕСТЫ с ответами. Тема Экономическая теория история развития, предмет и методы Первым ввел в оборот термин экономия

тема 1. Экономическая теория: история развития,

предмет и методы
1. Первым ввел в оборот термин «экономия»:

4) Самуэльсон.
2. Что не относится к общенаучным методам, используемым в экономической теории?

2) научная абстракция;

3) сравнительный анализ;

4) единство исторического и логического.
3. Обобщение экономического опыта и практики хозяйственной деятельности человечества, совокупность понятий и положений, характеризующих экономическую жизнь, изучает:

3) политическая экономия;

4) экономическая теория;

4. Течение экономической мысли, которое в качестве движущей силы экономики кроме материальных факторов выдвигает моральные, духовные, правовые и др., рассматриваемые в историческом плане, – это:

2) неоклассический синтез;

4) монетаризм.
5. Кто из перечисленных выдающихся экономистов выдвинул идею, что рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, что частный интерес выше общественного?

4) А. Смит.
6. Укажите школу экономической теории, которая первой назвала труд источником богатства:

2) классическая политэкономия;

5) кейнсианство.
7. Необходимость свободных рыночных отношений и сведение к минимуму вмешательства государства в экономику отстаивают:

4) институционалисты.
8. Кейнсианская теория – это теоретическое обоснование:

1) рыночной экономики;

2) свободной конкуренции;

3) командной экономики;

11. В экономической теории человек выступает в качестве:

1) естественного носителя всех общественных отношений;

2) творческой личности;

3) создателя и носителя духовных ценностей;

4) потребителя благ.
12. Мезоэкономика как раздел экономической теории изучает явления и процессы на уровне:

1) мирового хозяйства;

2) отдельных отраслей и сфер национального хозяйства;

3) отдельно взятого предприятия;

4) национальной экономики.
13. Экономические категории представляют собой:

1) единичные случаи проявления тех или иных событий;

2) взаимосвязи между понятиями;

3) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

4) научные абстракции, выражающие экономические отношения.
14. Что не изучает микроэкономика?

1) Уровень безработицы;

2) динамику валового внутреннего продукта;

3) совокупные доходы;

4) ценообразование на предприятии.
15. Макроэкономика изучает:

1) спрос и предложение на определённые товары;

2) законы и закономерности развития национальной экономики в целом;

3) экономические издержки и пути их сокращения;

ТЕМА 2. Потребности и ресурсы.

Проблема выбора в экономике
1. Исходным побудительным мотивом экономической деятельности людей являются:

5) потребности.
2. Нужда, принявшая специфическую форму неудовлетворенности, испытываемую личностью, – это:

5) мотив.
3. Наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом:

1) циклического развития экономики;

2) технического прогресса;

3) производства экономических благ;

4) централизации производства.
4. Целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их материальных и духовных потребностей, – это:

5) распределение.
5. Производство, в котором величина конечного результата превышает величину затраченных ресурсов, – это:

1) неэффективное производство;

2) эффективное производство;

3) перспективное производство;

4) расширенное производство;
6. Процесс воспроизводства как постоянно повторяющийся процесс производства включает следующие фазы:

1) производство, распределение, обмен, потребление;

2) распределение, обмен, потребление;

3) производство, распределение, обмен;

4) производство, выбор, обмен, потребление;

5) производство, обмен, потребление.
7. Процесс удовлетворения потребностей как фаза в воспроизводственном цикле – это:

4) распределение.
8. Примерами вторичных потребностей могут служить:

1) потребность в уважении,

2) потребности в пище;

3) потребности в успехе;

4) потребность в воде.
9. Закон возвышения потребностей означает:

1) изменение структуры потребностей;

2) расширение круга потребностей, внесение разнообразия;

3) развитие взаимозаменяемости потребностей;

4) качественное совершенствование потребностей;

5) рост числа потребителей.
10. Экономические блага, т.е. блага, созданные человеком в процессе трудовой деятельности:

1) обладают свойством редкости;

2) находятся в определенном количестве;

1) организовать их производство;

2) расходовать экономические ресурсы;

3) вступать в производственные отношения присвоения;

4) нести ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

5) нет правильных ответов.
13. По функциональному назначению в процессе общественного воспроизводства выделяют:

1) прямые и косвенные блага;

2) долгосрочные и краткосрочные блага;

3) частные и коллективные блага.
14. Базовыми ресурсами, которые образуют обязательное условие любого даже самого простого производства, являются:

1) финансовые, трудовые и материальные ресурсы;

2) информационные, природные, трудовые ресурсы;

3) природные, трудовые и материальные ресурсы;

4) природные, трудовые и время как ресурс;

5) трудовые, финансовые и информационные ресурсы.
15. Совокупность созданных человеком средств производства, имеющая материально-вещественную форму, – это:

1) финансовые ресурсы;

2) природные ресурсы;

3) материальные ресурсы;

4) трудовые ресурсы;

5) информационные ресурсы.
16. Ресурс, имеющий нематериальный характер, – это:

2) трудовые ресурсы;

3) природные ресурсы;

5) капитал.
17. Та часть экономических ресурсов, которая непосредственно вовлекается в процесс производства и используется в качестве исходной, принято называть:

1) технологическими факторами;

2) факторами производства;

3) материальными факторами;

5) нет верного ответа.
19. Что включает в себя понятие «капитал» как фактор производства?

1) Деньги, акции, облигации, оборудование, транспорт, средства связи, сырье, материалы;

2) только акции и облигации;

3) только денежные средства;

4) только машины, станки, промежуточный продукт;

5) только сырье и материалы.
20. Ограниченность ресурсов – это проблема, которая существует:

1) в развивающихся странах;

2) в странах с переходной экономикой;

4) в развитых и богатых странах;

5) в слабо развитых странах.
21. Основные экономические противоречия возникают вследствие:

1) ограниченности ресурсов, необходимых для производства благ, и безграничности человеческих потребностей;

2) безграничности ресурсов и ограниченности человеческих потребностей;

3) «неразумного потребления»;

4) перепроизводства.
22. Экономическая ситуация, при которой для удовлетворения каких-то конкретных потребностей людей ресурсов достаточно, – это:

1) ограниченность ресурсов;

2) предельная ограниченность ресурсов;

3) относительная ограниченность ресурсов;

4) неограниченность ресурсов;

5) абсолютная ограниченность ресурсов.
23. Определение наилучшего результата использования ограниченных ресурсов достигается посредством:

5) выбора.
24. Решая проблему выбора, на какие главные вопросы должна ответить каждая экономическая система?

3) для кого производить;

4) зачем производить.
25. Каждая точка на кривой производственных возможностей показывает:

1) точное количество двух видов продуктов, которое предприятие планирует производить;

2) лучшие из возможностей сочетания двух благ;

3) предельные возможности совместного производства двух товаров;

4) максимальный объем производства двух товаров при полном использовании всех ресурсов.
26. Для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей определенного количества другого товара. Это явление в рыночной экономике получило название:

1) издержек производства;

2) издержек распределения;

3) альтернативных издержек;

4) предельных издержек.

27. Максимальное удовлетворение потребностей населения при минимальных затратах факторов производства – это:

1) высший принцип экономики;

2) объективный закон производства;

3) золотое правило экономики;

4) требование общества.

16. Основной отличительный признак (свойство) экономической системы – это:

4) целесообразность.
17. Важнейшей категорией классификации экономических систем с позиций формационного подхода является:

1) индустриальное общество;

2) технологический способ производства;

3) общественно-экономическая формация;

4) государственное регулирование.
18. Распоряжение главы государства гласило, что впредь до дальнейших указаний в стране прекращаются все виды банковских операций. К какой экономической системе относятся подобные методы регулирования экономики?

5) капиталистической.
19. Экономика, которая находится в процессе изменения, перехода из одного состояния в другое, – это:

5) переходная.
20. Для экономически отсталых стран характерна:

1) экономика переходного периода;

2) экономика классического капитализма;

3) плановая экономика;

4) экономика индустриального общества;

5) традиционная экономика.
21. Исторически изменяющиеся отношения между людьми по поводу владения, использования, распоряжения факторами, условиями и результатами производства – это:

4) экономика;
22. Определите 3-х субъектов собственности:

3) денежные средства;

4) научные открытия;

5) население.
23. Определите типы собственности:

5) общественная.
24. Определите две формы частной собственности:

5) нетрудовая.
25. Определите две формы государственной собственности, существующие в РБ:

3) кооперативная собственность;

4) собственность религиозных организаций;

5) коммунальная.
26. Если субъект собственности реализует отношения владения, распоряжения и пользования, то это собственность:

14. Определенный способ, тип организации хозяйственной деятельности людей – это:

2) структура хозяйства;

3) условие хозяйствования;

4) задача хозяйствования;

16. Определите две общие черты простого и капиталистического товарного хозяйства:

1) частная собственность на средства производства;

2) общественное разделение труда и экономическая обособленность частных производителей;

3) планомерный характер развития производства;

4) продукт труда принадлежит производителю;

тема 5. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА И МЕХАНИЗМ

16. Главное условие возникновения рынка:

1) общественное разделение труда;

3) возникновение обмена;

4) развитие науки и техники;

5) рост мануфактурного производства.
17. Тот, кто принимает экономические решения и осуществляет рыночные действия, – это:

3) наблюдатель рынка;

5) создатель рынка.
18. Объекты рынка – это:

1) экономические ресурсы;

4) деньги, ценные бумаги;

5) продавцы и покупатели.
19. Регулирующая роль государства проявляется в следующих функциях:

1) контроль соблюдения законности;

2) защита монополии;

3) перераспределение доходов;

4) производство общественных благ.
20. Субъектами государственного регулирования экономики выступают:

1) денежное обращение;

2) научные исследования и их внедрение;

3) учреждения, предприятия и фирмы;

4) население.
21. Белорусская национальная модель экономики – это:

1) социально ориентированная экономика;

2) экологически ответственная смешанная экономика;

3) социально ориентированная и экологически ответственная смешанная экономика;

4) социально ориентированная смешанная экономика;

Источник

Подтвердить научные экономические выводы можно

Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Введение

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с фундаментальной проблемой – проблемой адекватного, рационального использования ограниченных ресурсов. Соответственно, обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и услуги производить и в каком объеме. Важно также оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов дают максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться продукция, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие и безработные.

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит перед собой цель – обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии престарелым, больным, малоимущим. На способах решения подобных проблем и сосредотачивает свое внимание экономическая наука.

В экономической науке широко используются методы анализа, синтеза, индукции, научного абстрагирования, а также математический инструментарий.

Обычно, изучая какое-либо явление и замечая регулярность повторений некоторых событий, исследователь пытается найти объяснение этим фактам. Каждая теория является попыткой ответа на вопрос о причинах регулярности наблюдаемых событий; адекватная теория позволяет предсказывать события, которые фактически не наблюдались. Например, анализируя поведение какого-то покупателя на рынке товара X, можно заметить, что когда цена товара Х повышается, покупатель А начинает уменьшать количество приобретаемых единиц X. Это дает основание для теоретического обоснования двух положений: во-первых, покупатель А каждый раз будет покупать разное количество товара Х при изменении цены Х и, во-вторых, что подобным образом могут вести себя остальные покупатели.

В отличие от многих естественных наук, в которых теоретические выводы можно подтвердить или опровергнуть путем экспериментов, в экономической науке ставить эксперименты весьма сложно. Экономические теории, как правило, экзаменует сама жизнь. Тем не менее это не дает оснований считать разработку теоретических положений в экономической науке бесперспективным занятием. Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит несколько этапов; к основным из них можно отнести:

1) определение неизвестных, которые будут использованы в данном теоретическом исследовании;
2) определение тех допущений, которые необходимо сделать, чтобы не усложнять теоретическую модель несущественными для исследуемого явления свойствами;
3) выдвижение одного или нескольких предположений, гипотез, объясняющих взаимоотношение неизвестных;
4) выработка выводов, вытекающих из данной теории.

Неизвестные, или переменные, используемые в любой теории, – это конкретные величины, имеющие различные значения. Например, физик может стремиться создать теорию, объясняющую зависимость силы тока I от сопротивления проводника R. Неизвестными в этом случае будут I и R. Для экономиста, положим, представляет интерес взаимоотношение количества товара X, которое стремятся приобретать покупатели (QDx), и цены товара (Рх); здесь неизвестными будут величины QDx и Рх. Те неизвестные, которые непосредственно входят в разрабатываемую теоретическую модель (I и R в первом случае и QDx и Рх – во втором), называются эндогенными. Однако существуют другие неизвестные, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектами теоретического построения. Например, физик может заметить, что сопротивление R зависит от температуры t проводника, но в рассматриваемом случае его не интересует характер этой зависимости и причины изменения температуры. Экономист способен обратить внимание, что на взаимоотношение QDx и Рх оказывает влияние доход Y потребителей, но в приведенном выше примере для него также не представляет интереса эта связь и причины изменения Y. Иными словами, ни t для физика, ни Y для экономиста не входят непосредственно в создаваемую теоретическую модель. Неизвестные, которые воздействуют на эндогенные переменные, но сами определяются факторами, лежащими вне рассматриваемой теоретической концепции, называются экзогенными.

Допущения или абстракции позволяют избежать значительных сложностей при создании теории. Научная абстракция означает выделение наиболее существенных сторон экономических явлений и отвлечение, абстрагирование от всего второстепенного для данного исследования. Так, физик может учесть влияние температуры на R в виде какого-нибудь коэффициента и, чтобы не загромождать теоретическую модель, игнорировать воздействие на I и R внешнего электрического поля. В экономической науке к упрощениям приходится прибегать довольно часто в силу воздействия на неизвестные переменные большого количества экзогенных факторов.

Не следует однако считать, что допущения всегда ведут к ухудшению теории. Порой дополнительные сведения только затрудняют постижение основной идеи. Например, можно изготовить схему метро со всеми изгибами линий и наложить ее на карту города. Но для большинства пассажиров эти точные данные излишни, т.к. чтобы ориентироваться в метро достаточно упрощенной схемы.

Гипотезы – решающий элемент любой теории. Это попытка установить в едином утверждении, каким образом связаны между собой эндогенные переменные. Гипотезы, как правило, заканчиваются формулированием функциональной зависимости между неизвестными.

Функциональную зависимость неизвестных можно задать тремя способами: алгебраическим (в виде формулы), табличным и графическим. Алгебраическая форма представления функции – запись функциональной зависимости в виде алгебраической формулы. Алгебраическая форма очень удобна и компактна, позволяет производить над формулами математические действия. Действительно, если нам известны QD1, QD2, QD3 трех индивидов, то легко вычислить суммарное количество товара, на которое предъявят спрос эти три покупателя:

Однако зачастую по алгебраической формуле трудно, во-первых, представить характер изменения функции, участки ее возрастания и убывания, во-вторых, связать алгебраической формулой реальные данные, например, цену товара и его QD.

Табличная форма представления функции, когда в одной колонке откладываются значения аргумента, а в другой – функции, иногда дает более наглядное представление о взаимосвязях исследуемых величин. Например, если известны конкретные данные QD для какого-то товара и значения цены этого товара, то функциональную связь QD и Р легко показать в таблице (см. таблицу 1 в главе 2).

Табличная форма наглядна и позволяет сразу дать ответ на вопрос, чему равно значение функции при той или иной величине аргумента? Но у таблиц есть существенный недостаток: все ее значения носят дискретный характер, поэтому, например, по таблице 1 трудно сказать, каково QD товара X, если РХ составляет, положим, 27 рублей?

Графическая форма представления функции наиболее наглядно отражает характер взаимоотношений двух величин. Графики позволяют легко находить значения функции для любой величины аргумента. Так, на рисунке 2 отражена зависимость QDХ и РХ товара X, о табличной форме взаимозависимости которых дает представление таблица 1.

В дальнейшем чаще всего будут рассматриваться графические методы анализа.

Выводы – это заключительные положения, вытекающие из теории. Примером подобного рода вывода может служить следующее утверждение: если предположить, что на решение покупателя А приобретать то или иное количество товара Х не оказывают влияние иные факторы (упрощение) и если гипотеза о взаимосвязи Рх и QDx верна, то для каждого покупателя справедливо утверждение, что с ростом цены Рх величина QDx падает.

Как уже отмечалось, верность теории можно проверить на практике. Если практика опровергает теорию, то необходимо или внести в теоретические изыскания коррективы, или отклонить теорию совсем, как неверную. В последнем случае исследователь будет стремиться создать новую теорию.

В экономической теории принято выделять микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика раскрывает основные принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя и потребителя. Она изучает мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, результативность деятельности отдельного предприятия и отрасли. Микроэкономика дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, об объемах выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения максимальной прибыли.

К сфере интересов макроэкономики относится функционирование всего народного хозяйства страны. Объектами исследования макроэкономики являются совокупные, агрегированные показатели – национальный объем производства, уровень цен, инфляция, занятость, экономический рост.

Прежде чем рассмотреть, как решаются основные проблемы и задачи в современной рыночной экономике на микро- и макроуровнях, выясним, чем она характеризуется, кто является ее субъектами, как они взаимодействуют.

(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *