по узорам на одежде можно было узнать
Тесты по технологии «Технология отделки изделий» 5 класс ФГОС
Проверочный тест. Проверка знаний обучающихся по данной теме.
Просмотр содержимого документа
«Тесты по технологии «Технология отделки изделий» 5 класс ФГОС»
Технология ручной вышивки
ТЕСТ 25 Ручная вышивка
1. По узорам на одежде можно было узнать:
а) уровень мастерства её владельца;
б) родословную человека, место его проживания;
в) вид декоративно-прикладного искусства.
2. Какой вид вышивки относят к счетным швам?
а) «крест», «набор», «роспись»;
б) «ришелье», «крест», «мережка»;
в) «гладь», «набор», «шов ёлочка».
3. Белорусскому костюму вышивка, какого цвета придавала магическую силу?
а) черного; б) красного; в) синего?
4. Национальная вышивка была связана с:
а) обычаями и обрядами; б) прядением и ткачеством;
в) отделкой изделия.
5. Считалось, что вышивка края одежды белорусского костюма:
а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;
б) охраняет от несчастий, отводит беду;
в) защищала от проникновения злых духов.
а) предохраняют вышитый узор от стягивания;
б) предохраняют ткань от осыпания во время вышивки;
7. Для вышивки по счету нитей ткань используют:
а) полотняного переплетения, канву;
б) сатинового переплетения, канву;
в) репсового переплетения, с разреженной структурой.
8. Нитки для вышивки выбирают в соответствии:
а) с рисунком вышивки, плотностью ткани, толщиной иглы;
б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения;
в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения.
9. Вышивание салфетки начинают с:
а) выравнивания ткани по основе и утку;
б) обрезания краев ткани; в) разметки места расположения вышивки.
10. Вышитые изделия утюжат:
а) с изнаночной стороны, через влажный проутюжильник, в любом направлении;
б) во влажном состоянии, на мягкой поверхности, с изнаночной стороны, вдоль нитей ткани;
в) с лицевой стороны, через влажный проутюжильник, вдоль нитей ткани.
10. Вышивка в технике «набор» представлена на рисунке:
а) б) в)
ТЕСТ 28 Вышивка в технике «набор»
1. Вышивку в технике «набор» в Беларуси называли:
а) «нацяг», «прьщяг», «нашыванне уздоуж»;
б) «завалаканне», «нацяганне», «нацяг»;
в) «нацяганне», «працягванне», «нашыванне уздоуж».
а) двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество;
б) двустороннее скорое шитье с использованием стебельчатого шва;
в) шитье, напоминающее узорное ткачество, на основе нетельного шва.
3. Узор подбирают для «набора» так, чтобы:
а) стежки были очень короткими (0,1-0,3 см);
б) стежки были не очень длинными (не более 1,0 см);
в) стежки были разной длины (0,1-3,0 см).
4. «Наборы» различают:
а) вертикальные и косые;
б) косые и горизонтальные;
в) горизонтальные и вертикальные.
5. В технике «набор» выполняют:
а) геометрические бордюры и орнаменты;
б) растительные узоры и единичные мотивы;
в) односторонние узоры и геометрические орнаменты.
6. Место выполнения узора определяют с учётом:
а) толщины нитей и плотности ткани;
б) плотности ткани и цвета ниток;
в) ширины и сложности орнамента.
7. Стежки в «наборе» следует укладывать:
а) плотными рядами без просвета ткани;
б) редкими рядами с просветом ткани;
в) плотными рядами с просветом ткани.
8. Край бахромы можно обработать:
а) прямой строчкой, подшивочными стежками;
б) швом «за иголку», швом «козлик»;
в) зигзагообразной машинной строчкой, швом через край.
9. При вышивке «набор» используют шов:
а) «вперёд иголку»;
б) «назад иголку»;
в) «продёржка».
10. Окончательная обработка вышитых изделий включает в себя:
а) стирку, крахмаление, сушку, отутюживание;
б) стирку, крахмаление, сушку, отпаривание;
в) крашение, крахмаление, отутюживание, сушку.
ТЕСТ 30. Правила вышивания крестом
1. В качестве материала для вышивки в технике «крест» используют ткань … переплетения:
а) полотняного; б) саржевого; в) сатинового.
2. При вышивании счетными швами:
а) рисунок размечают на лицевой стороне ткани отдельными точками;
б) размечают все элементы рисунка в полном соответствии с эскизом или схемой;
в) рисунок не переводят, а вышивают по счету нитей в соответствии со схемой.
3. В технике вышивки «крест» необходимо вышить контур рисунка нитью в два сложения, применив шов за иголку. Во сколько раз увеличивается толщина нити при вышивке основного рисунка?
а) не увеличивается; б) в 3 раза; в) в 2 раза.
4. При вышивании крестом:
а) все верхние полукресты должны быть одинаково наклонены;
б) все верхние полукресты должны быть наклонены в противоположные стороны;
в) наклон полукрестов не регламентируется, а зависит от характера и содержания схемы.
5. В правильно выполненной вышивке «крест» на изнанке получают ряд:
а) косых стежков; б) прямых и диагональных стежков;
в) вертикальных и горизонтальных стежков.
6. Двойной (болгарский) крест вышивают:
а) рядами полукрест, укладываемых друг на друга;
б) вначале вышивают ряд простых крестов, а затем накладывают сверху ряд вертикальных и горизонтальных стежков;
в) вышивают каждый крестик в отдельности: вначале косые стежки, а затем вертикальные и горизонтальные.
7. Вышивка крестом относится к:
а) украшающим; б) геометрическим; в) счётным.
8. Игла для вышивки крестом имеет особенности:
а) тупое остриё, толстый стержень; б) большое ушко, толстая игла;
в) тонкая игла, маленькое ушко; г) тупое остриё, большое ушко.
9. Чтобы выделить отдельные участки вышивки крестом, применяют шов, изображённый на рисунке. Как он называется?
При вышивании болгарского креста верхний стежок выполняют:
а) вертикально; б) горизонтально;
в) снизу-вверх справа-налево; г) снизу-вверх слева-направо.
ТЕСТ 28. Вышивка в технике «набор».
1б, 2а, 3б, 4в, 5а, 6в, 7а, 8в, 9а, 10а
ТЕСТ 30. Вышивка крестом
1а, 2в, 3в, 4а, 5в, 6б, 7в, 8г, 9- строчевой шов, 10 а,б
ТЕСТ 25 Ручная вышивка
1. По узорам на одежде можно было узнать:
а) уровень мастерства её владельца;
б) родословную человека, место его проживания;
в) вид декоративно-прикладного искусства.
2. Какой вид вышивки относят к счетным швам?
а) «крест», «набор», «роспись»;
б) «ришелье», «крест», «мережка»;
в) «гладь», «набор», «шов ёлочка».
3. Белорусскому костюму вышивка, какого цвета придавала магическую силу?
а) черного; б) красного; в) синего?
4. Национальная вышивка была связана с:
а) обычаями и обрядами; б) прядением и ткачеством;
в) отделкой изделия.
5. Считалось, что вышивка края одежды белорусского костюма:
а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;
б) охраняет от несчастий, отводит беду;
в) защищала от проникновения злых духов.
а) предохраняют вышитый узор от стягивания;
б) предохраняют ткань от осыпания во время вышивки;
7. Для вышивки по счету нитей ткань используют:
а) полотняного переплетения, канву;
б) сатинового переплетения, канву;
в) репсового переплетения, с разреженной структурой.
8. Нитки для вышивки выбирают в соответствии:
а) с рисунком вышивки, плотностью ткани, толщиной иглы;
б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения;
в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения.
9. Вышивание салфетки начинают с:
а) выравнивания ткани по основе и утку;
б) обрезания краев ткани; в) разметки места расположения вышивки.
10. Вышитые изделия утюжат:
а) с изнаночной стороны, через влажный проутюжильник, в любом направлении;
б) во влажном состоянии, на мягкой поверхности, с изнаночной стороны, вдоль нитей ткани;
в) с лицевой стороны, через влажный проутюжильник, вдоль нитей ткани.
10. Вышивка в технике «набор» представлена на рисунке:
ТЕСТ 28 Вышивка в технике «набор»
1. Вышивку в технике «набор» в Беларуси называли:
а) «нацяг», «прьщяг», «нашыванне уздоуж»;
б) «завалаканне», «нацяганне», «нацяг»;
в) «нацяганне», «працягванне», «нашыванне уздоуж».
а) двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество;
б) двустороннее скорое шитье с использованием стебель чатого шва;
в) шитье, напоминающее узорное ткачество, на основе не тельного шва.
3. Узор подбирают для «набора» так, чтобы:
а) стежки были очень короткими (0,1-0,3 см);
б) стежки были не очень длинными (не более 1,0 см);
в) стежки были разной длины (0,1-3,0 см).
4. «Наборы» различают:
а) вертикальные и косые;
б) косые и горизонтальные;
в) горизонтальные и вертикальные.
5. В технике «набор» выполняют:
а) геометрические бордюры и орнаменты;
б) растительные узоры и единичные мотивы;
в) односторонние узоры и геометрические орнаменты.
6. Место выполнения узора определяют с учётом:
а) толщины нитей и плотности ткани;
б) плотности ткани и цвета ниток;
в) ширины и сложности орнамента.
7. Стежки в «наборе» следует укладывать:
а) плотными рядами без просвета ткани;
б) редкими рядами с просветом ткани;
в) плотными рядами с просветом ткани.
8. Край бахромы можно обработать:
а) прямой строчкой, подшивочными стежками;
б) швом «за иголку», швом «козлик»;
в) зигзагообразной машинной строчкой, швом через край.
9. При вышивке «набор» используют шов:
а) «вперёд иголку»;
б) «назад иголку»;
в) «продёржка».
10. Окончательная обработка вышитых изделий включает в себя:
а) стирку, крахмаление, сушку, отутюживание;
б) стирку, крахмаление, сушку, отпаривание;
в) крашение, крахмаление, отутюживание, сушку.
ТЕСТ 25 Ручная вышивка
1. По узорам на одежде можно было узнать:
а) уровень мастерства её владельца;
б) родословную человека, место его проживания;
в) вид декоративно-прикладного искусства.
2. Какой вид вышивки относят к счетным швам?
а) «крест», «набор», «роспись»;
б) «ришелье», «крест», «мережка»;
в) «гладь», «набор», «шов ёлочка».
3. Белорусскому костюму вышивка, какого цвета придавала магическую силу?
а) черного; б) красного; в) синего?
4. Национальная вышивка была связана с:
а) обычаями и обрядами; б) прядением и ткачеством;
в) отделкой изделия.
5. Считалось, что вышивка края одежды белорусского костюма:
а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;
б) охраняет от несчастий, отводит беду;
в) защищала от проникновения злых духов.
а) предохраняют вышитый узор от стягивания;
б) предохраняют ткань от осыпания во время вышивки;
7. Для вышивки по счету нитей ткань используют:
а) полотняного переплетения, канву;
б) сатинового переплетения, канву;
в) репсового переплетения, с разреженной структурой.
8. Нитки для вышивки выбирают в соответствии:
а) с рисунком вышивки, плотностью ткани, толщиной иглы;
б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения;
в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения.
9. Вышивание салфетки начинают с:
а) выравнивания ткани по основе и утку;
б) обрезания краев ткани; в) разметки места расположения вышивки.
10. Вышитые изделия утюжат:
а) с изнаночной стороны, через влажный проутюжильник, в любом направлении;
б) во влажном состоянии, на мягкой поверхности, с изнаночной стороны, вдоль нитей ткани;
в) с лицевой стороны, через влажный проутюжильник, вдоль нитей ткани.
10. Вышивка в технике «набор» представлена на рисунке:
ТЕСТ 28 Вышивка в технике «набор»
1. Вышивку в технике «набор» в Беларуси называли:
а) «нацяг», «прьщяг», «нашыванне уздоуж»;
б) «завалаканне», «нацяганне», «нацяг»;
в) «нацяганне», «працягванне», «нашыванне уздоуж».
а) двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество;
б) двустороннее скорое шитье с использованием стебель чатого шва;
в) шитье, напоминающее узорное ткачество, на основе не тельного шва.
3. Узор подбирают для «набора» так, чтобы:
а) стежки были очень короткими (0, 1-0, 3 см) ;
б) стежки были не очень длинными (не более 1, 0 см) ;
4. «Наборы» различают:
а) вертикальные и косые;
б) косые и горизонтальные;
в) горизонтальные и вертикальные.
5. В технике «набор» выполняют:
а) геометрические бордюры и орнаменты;
б) растительные узоры и единичные мотивы;
в) односторонние узоры и геометрические орнаменты.
6. Место выполнения узора определяют с учётом:
а) толщины нитей и плотности ткани;
б) плотности ткани и цвета ниток;
в) ширины и сложности орнамента.
7. Стежки в «наборе» следует укладывать:
а) плотными рядами без просвета ткани;
б) редкими рядами с просветом ткани;
в) плотными рядами с просветом ткани.
8. Край бахромы можно обработать:
а) прямой строчкой, подшивочными стежками;
б) швом «за иголку», швом «козлик»;
в) зигзагообразной машинной строчкой, швом через край.
9. При вышивке «набор» используют шов:
а) «вперёд иголку»;
б) «назад иголку»;
в) «продёржка».
10. Окончательная обработка вышитых изделий включает в себя:
а) стирку, крахмаление, сушку, отутюживание;
б) стирку, крахмаление, сушку, отпаривание;
в) крашение, крахмаление, отутюживание, сушку.
ТЕСТ 25 Ручная вышивка
1. По узорам на одежде можно было узнать:
а) уровень мастерства её владельца;
б) родословную человека, место его проживания;
в) вид декоративно-прикладного искусства.
2. Какой вид вышивки относят к счетным швам?
а) «крест», «набор», «роспись»;
б) «ришелье», «крест», «мережка»;
в) «гладь», «набор», «шов ёлочка».
3. Белорусскому костюму вышивка, какого цвета придавала магическую силу?
а) черного; б) красного; в) синего?
4. Национальная вышивка была связана с:
а) обычаями и обрядами; б) прядением и ткачеством;
в) отделкой изделия.
5. Считалось, что вышивка края одежды белорусского костюма:
а) отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;
б) охраняет от несчастий, отводит беду;
в) защищала от проникновения злых духов.
а) предохраняют вышитый узор от стягивания;
б) предохраняют ткань от осыпания во время вышивки;
7. Для вышивки по счету нитей ткань используют:
а) полотняного переплетения, канву;
б) сатинового переплетения, канву;
в) репсового переплетения, с разреженной структурой.
8. Нитки для вышивки выбирают в соответствии:
а) с рисунком вышивки, плотностью ткани, толщиной иглы;
б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения;
в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения.
9. Вышивание салфетки начинают с:
а) выравнивания ткани по основе и утку;
б) обрезания краев ткани; в) разметки места расположения вышивки.
10. Вышитые изделия утюжат:
а) с изнаночной стороны, через влажный проутюжильник, в любом направлении;
б) во влажном состоянии, на мягкой поверхности, с изнаночной стороны, вдоль нитей ткани;
в) с лицевой стороны, через влажный проутюжильник, вдоль нитей ткани.
10. Вышивка в технике «набор» представлена на рисунке:
ТЕСТ 28 Вышивка в технике «набор»
1. Вышивку в технике «набор» в Беларуси называли:
а) «нацяг», «прьщяг», «нашыванне уздоуж»;
б) «завалаканне», «нацяганне», «нацяг»;
в) «нацяганне», «працягванне», «нашыванне уздоуж».
а) двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество;
б) двустороннее скорое шитье с использованием стебель чатого шва;
в) шитье, напоминающее узорное ткачество, на основе не тельного шва.
3. Узор подбирают для «набора» так, чтобы:
а) стежки были очень короткими (0,1-0,3 см);
б) стежки были не очень длинными (не более 1,0 см);
в) стежки были разной длины (0,1-3,0 см).
4. «Наборы» различают:
а) вертикальные и косые;
б) косые и горизонтальные;
в) горизонтальные и вертикальные.
5. В технике «набор» выполняют:
а) геометрические бордюры и орнаменты;
б) растительные узоры и единичные мотивы;
в) односторонние узоры и геометрические орнаменты.
6. Место выполнения узора определяют с учётом:
а) толщины нитей и плотности ткани;
б) плотности ткани и цвета ниток;
в) ширины и сложности орнамента.
7. Стежки в «наборе» следует укладывать:
а) плотными рядами без просвета ткани;
б) редкими рядами с просветом ткани;
в) плотными рядами с просветом ткани.
8. Край бахромы можно обработать:
а) прямой строчкой, подшивочными стежками;
б) швом «за иголку», швом «козлик»;
в) зигзагообразной машинной строчкой, швом через край.
9. При вышивке «набор» используют шов:
а) «вперёд иголку»;
б) «назад иголку»;
в) «продёржка».
10. Окончательная обработка вышитых изделий включает в себя:
а) стирку, крахмаление, сушку, отутюживание;
б) стирку, крахмаление, сушку, отпаривание;
в) крашение, крахмаление, отутюживание, сушку.
Новое в блогах
Русский народный костюм
Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии.
Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы.
Праздничный женский костюм из Вологодской губернии.
Снова И. Билибин, и снова вологодская крестьянка. Только на сей раз молодуха — так называли женщину в раннюю пору замужества, чаще до появления первенца. Богато украшенный костюм ее символизировал этот цветущий возраст, как бы призывая на будущую мать благодать неба и земли. Сарафан и душегрея сшиты из узорного штофа, причем последняя отделана полосами золотного шитья. Высокий золотошвейный кокошник убран каменьями. Поверх его повязана врос-пуск шелковая шаль, превратившаяся в накидку.
Статью эту можно озаглавить и так: «Одежда русской деревни». На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата.
Важно и другое. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус — внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме. Особенно же после знаменитого указа Петра, обязавшего всех, кроме крестьян и духовенства, носить платье европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на «немецкую» одежду, и только жители деревни продолжали носить народный костюм.
«Привески» — элемент головного
убора девушки. Томская губерния.
Конец XIX — начало XX века.
Каким же он был? Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции — так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки. Об этих ансамблях и расскажем.
Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части — рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен — это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.
Праздничный костюм девушки из Архангельской губернии.
Наряд кажется поначалу простоватым. Но почему он так притягивает взгляд? Своедельская рубаха из беленого холста расшита красными нитками. С ней хорошо сочетается сарафан набоешник с яркими пятнышками рябинок и зубчиками красной тесьмы на подоле. А желтая перекликается по цвету с головной повязкой, шитой жемчугом и каменьями. Ансамбль, создающий образ девической чистоты, довершает тканый поясок — древний символ целомудрия. Да, за внешней простотой — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!
Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой — это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки — перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.
Костюм южных губерний заметно отличался от него. И по составу — это так называемый «поневный комплекс». И по материалам — здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю — южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов.
Делали поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти, пуговицы, блестки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. Скажем, на плечи рубахе, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали красные прямоугольники — налёты. Сама рубаха суцельная и очень длинная. Ее подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовали как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».
В полный ансамбль входили еще навершник древнего туникообразного покроя и передник, прикрывающий прореху или прошву. Все это вы увидите на иллюстрациях. А вот о головном уборе замужней женщины — кичке следует сказать особо. Это целое сооружение, состоявшее порой из десяти частей, а по весу достигавшее семи килограммов. Кое-где ее называли «сорокой» — по верхней части, напоминающей в разложенном виде птицу с крыльями.. Сначала надевали собственно кичку — холщовую шапочку на вздержке с твердым остовом. В передней части ее нередко возвышались рога. Видимо, они свя
Праздничная мужская рубаха. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века.
Весьма красочной была мужская одежда так называемых «бухтар-минских старообрядцев», живших на Южном Алтае. По богатству украшений рубаха, которую вы видите, мало чем уступает женской: кумачовые ластовки и нашивки, вышивка и мережка. Готовя подарок жениху, невеста с особым старанием вышивала верх груди, где, по древним поверьям, обитала душа. Находившийся там узор в виде решетки называли оконышком и украшали бисером.
Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках: Женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине. Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. А верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице (по-старому кокоши ), лебеде («кичет лебедь белая»). Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно.
Праздничные мужские порты. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века.
Переселившись в XVIII веке на склоны Алтая, «бухтарминцы» были вынуждены приспосабливаться к иным условиям жизни. И со временем в костюме их появились новые черты. Например, вышивки на мужских штанах, в европейской России встречающиеся крайне редко. Причем орнамент часто сочетал русские и казахские мотивы. В нашем примере традиционному Древу Жизни предстоят вполне реалистические кони, игравшие в жизни переселенцев столь важную роль.
Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур — земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.
Мужской и женский костюмы для зимних поездок.Центральные губернии России.
На бабе овчинная шуба, на мужике суконный зипун. Художник несколько модернизировал его: у русских одежда застегивалась только на левую сторону. Шубы и тулупы делались с очень глубоким запахом, так что мать могла даже укутать ребенка. На голове у мужчины свое-делъекая валяная шапка, у женщины поверх кокошника фабричная шаль. Лапти с теплыми онучами либо катанки, варежки узорной вязки. Кнут в руку — и пошел!
Передник с земледельческими календарями-«месяцами». Олонецкая губерния. Конец XIX века.
Затейливые узоры, вышитые на каргопольском переднике, не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков внутри круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая — «Борис-Глеб — сею хлеб», 31 мая — «Придет Федот — земля примется за свой род». Подобные месяцесловы вышивали еще на подолах рубах и на полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их по наследству.