по раковине можно определить

Конспект Урока «Раковины Моллюсков»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок- исследование «Раковины моллюсков»

Методическая разработка и конспект урока-исследования

Разработка Анастасии Николаевны Казаковой,

учителя биологии МАОУ лицей «Синтон»г. Чайковский

Как яблонь лепестки, как блики зорь

Валяются на берегу ракушки.

У каждой – свой особенный узор,

По завитку у каждой на макушке.

Оборудование: раковины различных моллюсков, преимущественно местной фауны: беззубки, горошинки и др.

На столы выкладываю раковины различных видов моллюсков. Урок начинаю с презентации. Обращаю внимание учащихся на эпиграф и прошу ответить на вопрос: на что обратил внимание поэт? Учащиеся говорят о красоте раковин (в основном, морских моллюсков, местные кажутся им неказистыми) и о том, что раковины разные. Совместно формулируем проблемный вопрос: почему раковины различны? Можно иначе: о чем могут рассказать раковины моллюсков?

Гипотезы обычно выдвигаются следующие:

1. по раковинам можно определить возраст моллюска;

2. систематическое положение (класс, вид);

3. экологические условия обитания (среду обитания и местообитание);

4. у моллюсков, возникших в ходе эволюции в разное время, раковины будут отличаться

5. раковины одного вида различны, т.к. различны условия проживания моллюсков данного вида (имеется в виду индивидуальная изменчивость)

Из опыта работы могу сказать, что гипотезы 4 и 5 выдвигаются редко.

Класс делится на группы, обсуждаются методы и способы исследования. Например: по мнению учащихся, возраст раковин можно определить по размерам, числу колец и количеству завитков. Поэтому группа №1 получает дополнительное количество раковин одного вида, но разных размеров. Группе №2 необходим определитель. Группа №3 должна иметь раковины водных и сухопутных моллюсков (при этом для «чистоты эксперимента» учащимся лучше не знать видовую принадлежность моллюсков с данными раковинами, иначе их обоснование ответа будет примерно следующим: эта раковина рыбьей беззубки, а она живет в воде, на дне. Значит, по раковине можно определить среду и место обитания. Гипотеза 3 подтвердилась полностью). Понятно, что логика размышления и доказательства в данном ответе нарушена.

Предупреждаю учащихся о том, что в ходе исследования гипотезы могут подтвердиться полностью, частично или вовсе не подтвердиться. Дальнейшая работа идет в группах. Через 10-15 минут заслушиваем, обсуждаем и фиксируем результаты работы.

Результаты предположительно могут быть такими:

1 группа. По внешнему виду раковин можно определить класс моллюска. Воспользовавшись определителем – род и вид. Гипотеза №2 подтвердилась полностью.

2 группа. По количеству годичных дуг на раковинах беззубок можно предположить их возраст. По количеству завитков на раковинах битинии определить возраст невозможно, так как это видовой признак. Гипотеза № 1 подтвердилась частично.

3 группа. По раковинам моллюсков достоверно определить среду и место обитания сложно. Если раковина тяжелая, с многочисленными выростами – можно предположить, что ее обладатель жил в воде, на глубине или в приливно – отливной зоне. Об этом же говорит и раковина двустворчатых моллюсков. Обладатели тонкостенных раковин с завитками могут обитать как в наземно – воздушной среде, так и в воде. Гипотеза № 3 подтвердилась частично.

4 группа. Как правило, учащиеся приходят к выводу, что имеющийся у них объем знаний недостаточен для проверки гипотезы №4. Можно предложить выступить представителям этой группы на следующем уроке.

5 группа. Гипотезу подтвердить или опровергнуть возможно только в ходе продолжительного по времени эксперимента.

Прошу ребят открыть учебник на стр. 96. Выясняем, что все раковины, несмотря на их многообразие, состоят из трех слоев: минерального, рогоподобного и перламутрового. Формулирую противоречие: все виды моллюсков имеют разные раковины, но все раковины состоят из трех слоев, т.е. одинаковы. Как разрешить это противоречие?

В ходе обсуждения формулируем вывод: образование раковины генетически запрограммировано. У всех моллюсков раковина формируется мантией, у каждого вида она своя, этот признак также закреплен генетически. Это задание в случае нехватки времени можно предложить в качестве домашней работы. Можно не просить обучающихся смотреть информацию о строении раковин, а сформулировать домашнее задание следующим образом: «Даны два высказывания.

1. Раковины моллюсков разных видов имеют сходное строение.

2. Раковины моллюсков разных видов различны.

Источник

Лабораторная работа по биологии «ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ РАКОВИН МОЛЛЮСКОВ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ РАКОВИН МОЛЛЮСКОВ

Цель: изучить особенности строения раковин моллюсков, выявить черты сходства и различия.

Материалы и оборудование: коллекция раковин моллюсков (беззубка, катушка роговая, прудовик, садовая, виноградная улитки).

У некоторых брюхоногих моллюсков (голых слизней) раковина отсутствует или покрыта кожей.

I . Выполните задания.

1.Распределите по классам раковины моллюсков из предложенной вам коллекции.

2.Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска, найдите: отверстие раковины –устье, завиток, вершину.

3. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска — беззубки. Снаружи раковина покрыта слоем рогового органического вещества. Обратите внимание на наружный слой. Найдите верхний и нижний край, передний(округлый) и задний (заостренный) конец тела.

4. У моллюсков раковина растет с краев, поэтому на ней хорошо видны следы годичных приростов. Определите, сколько лет одной из выданной вам раковин.

5. Сравните раковины Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков. Заполните таблицу. Как вы думаете, почему двустворчатый моллюск наших рек получил название «беззубка»?

по раковине можно определить

по раковине можно определить

II . Запишите общий вывод ответив на вопросы.

1. Что такое раковина? Из чего она образуется?

2.Из каких слоев состоит раковина?

3.Что общего в строении раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков?

4.В чем отличия раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков?

Источник

Лабораторная работа по биологии по теме: «Строение раковин моллюсков» с презентацией (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ БИО 7 ПР. Л.р. № 1.ppt

по раковине можно определить

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лабораторная работа № 1 Строение раковин моллюсков 7 класс *

Внешнее строение моллюсков

Класс Двустворчатые Беззубка Жемчужница Мидия Шашень или Корабельный червь Морской гребешок

Класс Головоногие Осьминоги Каракатицы Кальмары Наутилусы

Проверь себя Правильный ответ 1 2 3 Представители каких классов типа Моллюски изображены на фото? 1 – класс Брюхоногие моллюски 2 – класс Головоногие моллюски 3 – класс Двустворчатые моллюски

Строение раковины класса Брюхоногие моллюски На разрезе раковины виден столбик, проходящий внутри раковины Форма раковины: Конусовидная Плоская, спиральная (катушка)

Строение раковины класса Двустворчатые моллюски Форма раковины: две веерообразные створки

Внутреннее строение раковин Раковина образуется мантией моллюсков и состоит из 3-х слоев Роговой слой выражен у пресноводных моллюсков Фарфоровый слой очень толстый обычно у морских моллюсков Перламутровый слой есть не у всех видов моллюсков Инородное тело (песчинка, обломок раковины, живой паразит), попавшее между раковиной и мантией покрывается слой за слоем перламутром. Через 5-7 лет образуется жемчуг, который служит ювелирным украшением. Размер, форма, цвет жемчуга зависят от вида и места обитания моллюска.

Выбранный для просмотра документ Бланк л.р. 7 № 1.docx

Лабораторная работа № 1.

СТРОЕНИЕ РАКОВИН МОЛЛЮСКОВ

Цель работы: изучить особенности строения наружного скелета моллюсков на примере представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие;

развивать навыки аналитического сравнения с использованием информационных технологий.

Материалы и оборудование: раздаточные комплекты (2 экземпляра) «Виды раковин моллюсков»; демонстрационный набор основных типов раковин моллюсков; ЦОР: презентация к лабораторной работе «Строение раковин моллюсков».

Прочитайте инструктивную карточку и выделите для себя, на что нужно обратить внимание в презентации.

Посмотрите презентацию «Строение раковин моллюсков».

Выберите из комплекта и рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;
в) найдите завиток раковины;

г) сосчитайте число оборотов (завитков) раковины.

Выберите из комплекта и рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
а) определите её форму, окраску;
б) найдите выпуклую часть раковины – вершину;
в) найдите нижний край раковины;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца.

Подпишите, к какому классу моллюсков относятся рисунки раковин

Соедините указателями названия частей раковин с соответствующими изображениями

Подсчитайте возраст моллюска по одному рисунку и количество витков раковины на другом рисунке, запишите полученные данные

Класс ____________________________ Класс ___________________________

по раковине можно определить

по раковине можно определить

Сравните внешнее строение раковин моллюсков двух классов, заполните таблицу

Раковина (цельная, из 2-х створок)

Наличие годичных колец

Наличие оборотов в раковине

Сделайте вывод о степени отличия раковин моллюсков разных классов

8. Почему мы не рассматриваем строение раковины класса Головоногие моллюски?______________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Рассмотрите раковины демонстрационного материала, отметьте их разнообразие.

Как Вы считаете, верно ли высказывание:

внешнее строение раковин моллюсков разнообразно и у каждого класса, семейства, вида имеет свои черты, поэтому может служить систематическим признаком для представителей типа Моллюски. Ответ: _______________________________

Подведение итогов работы.

Раковина моллюска является _______________________________________________

_____________________, который ____________________ от внешних воздействий тело моллюска и служит ему __________________.

Раковина состоит из _______ слоев:

Внешнее строение раковин разных видов моллюсков ________________________ по

__________________, __________________, __________________, поэтому внешний вид раковины может служить ______________________________________________

__________________ для представителей типа Моллюски.

по раковине можно определить

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

по раковине можно определить

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

по раковине можно определить

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

по раковине можно определить

Номер материала: ДБ-681528

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

по раковине можно определить

по раковине можно определить

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

по раковине можно определить

Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания

Время чтения: 1 минута

по раковине можно определить

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

по раковине можно определить

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

по раковине можно определить

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

по раковине можно определить

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Напишите основные отличительные признаки раковины каждого моллюска, Объясните по каким из них можно определить среду обитания врзраст и образ жизни маллюска?

Напишите основные отличительные признаки раковины каждого моллюска, Объясните по каким из них можно определить среду обитания врзраст и образ жизни маллюска.

по раковине можно определить

Класс брюхоногие раковина спирально закрученная, коническая, имеет устье

класс двустворчатые раковина двустворчатая)расположена по бокам тела, створки соединенв лигаментом.

по раковине можно определить

Объясните пожалуйста, как моллюски приспособлены к своей среде обитания?

Объясните пожалуйста, как моллюски приспособлены к своей среде обитания?

по раковине можно определить

Основные отличительные признаки раковины прудовика и роговой катушки?

Основные отличительные признаки раковины прудовика и роговой катушки.

Объясните, по каким из них можно определить среду обитания, возраст и образ жизни моллюска.

по раковине можно определить

Объясните, как моллюски приспособлены к своей среде обитания помогите пожалуйста?

Объясните, как моллюски приспособлены к своей среде обитания помогите пожалуйста!

по раковине можно определить

по раковине можно определить

По каким из основных отличительных признаков можно определить среду обитания, возраст и образ жизни моллюска?

По каким из основных отличительных признаков можно определить среду обитания, возраст и образ жизни моллюска?

по раковине можно определить

Напишите основные отличительные признаки раковины каждого моллюска?

Напишите основные отличительные признаки раковины каждого моллюска.

Объясните, по каким из них можно определить среду обитания, возраст и образ жизни моллюска.

Примите к сведению, что рассматривались раковины пресноводных и морских моллюсков!

по раковине можно определить

Моллюски и мягкотелые Вставьте пропущенное слово : А : моллюски имеют?

Моллюски и мягкотелые Вставьте пропущенное слово : А : моллюски имеют.

по раковине можно определить

по раковине можно определить

Объясните Какое влияние оказывают среды обитания на образ жизни многоклеточных животных?

Объясните Какое влияние оказывают среды обитания на образ жизни многоклеточных животных.

по раковине можно определить

Какое значение раковины в жизни моллюсков?

Какое значение раковины в жизни моллюсков?

по раковине можно определить

35÷8 = 4 3 / 8 км / час ответ : 4 3 / 8км / час.

по раковине можно определить

Отца т. К отец голубоглазый большего вероятности около80% и лишь один ребенок будет как матькариеглазый.

по раковине можно определить

Растения цветковые семенные, многочисленные привлекают, опыляют, оплодотворяют наличие цветка в качестве органа полового размножения покрытосеменные.

по раковине можно определить

А) 2 типа гамет : Cd cd б) 4 типа гамет : CD Cd cD cd в) 8 типов гамет : CDP CDp CdP Cdp cDP cDp CdP Cdp.

Источник

Лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лабораторная работа №4

Тема: Внешнее строение моллюсков.

Цель: Изучить внешнее строение раковин моллюсков.

Оборудование: коллекция моллюсков.

Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска, определите ее форму, окраску, измерьте длину и высоту. (Ответ запишите в тетрадь) по раковине можно определить

Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

Н айдите изогнутые линии – годичные кольца. Что по ним можно определить? (Ответ запишите в тетрадь). по раковине можно определить

Зарисуйте раковину двустворчатого моллюска и обозначьте на рисунке рассмотренные части. по раковине можно определить

Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска, обратите внимание на то, что она спирально закручена, определите ее окраску.

Зарисуйте раковину брюхоногого моллюска и подпишите ее части.

Вывод: Установите черты отличия и сходства в строении раковины двустворчатого и брюхоногого моллюска.

по раковине можно определить

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

по раковине можно определить

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

по раковине можно определить

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

по раковине можно определить

Номер материала: ДБ-1387662

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

по раковине можно определить

по раковине можно определить

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

по раковине можно определить

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

по раковине можно определить

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

по раковине можно определить

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

по раковине можно определить

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

по раковине можно определить

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *