по какому принципу можно классифицировать приведенные ниже формы выборов президентские парламентские
Выборы: система и люди. Обществознание
Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п. В избирательных кампаниях также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, СМИ и т. д. Основные формы (способы) агитации в ходе избирательных кампаний — проведение предвыборных собраний и митингов, публикация в печати статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение избирательных кампаний (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т. д.).
Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы:
1) регистрация в списке избирателей по месту жительства; 2) тайное голосование в специальной кабине; 3) использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов; 4) присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования; 5) подсчёт бюллетеней специально созданной комиссией; 6) официальное опубликование результатов голосования.
Основные термины и понятия
Выборы, электорат, голосование, избирательная процедура, избирательная кампания.
1. Какова роль выборов в жизни страны?
2. Что относится к понятию «электорат»?
3. Может ли современное российское общество обойтись без процесса голосования на выборах? Почему?
4. Что такое голосование и выборы как механизм участия граждан в политической жизни общества?
5. Чем различаются избирательная процедура и избирательная кампания?
1. По какому принципу можно классифицировать приведённые ниже формы выборов:
президентские, парламентские, в органы местного самоуправления — региональные (областные), муниципальные (городские), всеобщие — ограниченные (цензовые); равные — неравные; прямые — косвенные (многоступенчатые); с тайным — с открытым голосованием, выборы в государственные (федеральные) органы власти (парламент, президент), выборы в региональные органы власти (губернаторы, депутаты земельных, краевых, областных и других территориальных органов власти), выборы в местные (муниципальные) органы власти, или органы местного самоуправления (бургомистры, мэры, главы администраций, депутаты собраний, дум, советов и т. д.).
Составьте соответствующую таблицу.
2. Верны ли следующие суждения об очередных и досрочных выборах?
А. Очередные выборы проводятся в тех случаях, когда ранее выбранный кандидат утратил доверие избирателей.
Б. Досрочные выборы проводятся в том случае, если глава государства, губернии или города до окончания срока уходит в отставку.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
3. Выпишите позиции, пропущенные в приведённом ниже тексте: «Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы:
1) регистрация в списке избирателей по месту жительства;
2) ______________________________________ ;
3) использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов;
4) присутствие на выборах наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования;
5) ______________________________________ ;
6) ______________________________________».
4. Напишите эссе на тему «Выборы — важнейший канал обратной связи между гражданами и властью».
§ 22. Выборы: система и люди
Классификация выборов
Выборы классифицируют по самым разным основаниям (объект выборов, их масштаб, срок и т. д.). Так, бывают выборы президентские, парламентские; в местные органы самоуправления — региональные (областные), муниципальные (городские); выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Существует также классификация выборов согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны и её избирательной системы. В данном случае выборы делятся на: всеобщие — ограниченные (цензовые); равные — неравные; прямые — косвенные (многоступенчатые); с тайным — с открытым голосованием. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах право граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.
Если принять за точку отсчёта разделение властей, то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Выборы в законодательные органы власти — парламенты, собрания представителей, думы и т. д. — характерны для большинства стран с развитой демократической системой.
В западных странах всё чаще используется принцип выборности руководителей исполнительной власти: губернаторов и президента — в США, президента и префектов — во Франции и т. д.
В некоторых странах принцип выборности используется для отбора представителей судебной власти: судей, судебных заседателей, присяжных поверенных. Однако, для того чтобы обеспечить независимость и политическую неуязвимость судей, их выборы заменяются назначением, иногда пожизненным.
В соответствии с территориальным представительством можно выделить:
• выборы в государственные (федеральные) органы власти (парламент, президент);
• в региональные органы власти (губернаторы, депутаты земельных, краевых, областных и других территориальных органов власти);
• выборы в местные (муниципальные) органы власти, или органы местного самоуправления (бургомистры, мэры, главы администраций, депутаты собраний, дум, советов и т. д.).
Выборы в органы власти могут быть всеобщими и локальными. Всеобщие выборы проводятся в масштабах всего государства или региона. Локальные выборы проводятся при создании новых административно-территориальных образований, при выбытии представителей (по причинам недееспособности, отзыва, смерти, изменения избирательного законодательства и т. д.).
• Крупнейшим по числу кандидатов принято считать бюллетень для голосования в ассамблею индийского штата Карнатака 5 марта 1985 г., куда были внесены имена 301 кандидата.
• Наибольшим искажением результатов голосования характеризовались выборы в Либерии в 1927 г., где число голосов, завоёванное тогдашним президентом Кингом, превышало в 15,5 раза общее число избирателей.
• Крупнейшими по числу участников были начавшиеся 24 декабря 1984 г. выборы в нижнюю палату парламента Индии, где было 542 депутатских места. На 480 тыс. избирательных участков 379 миллионов избирателей голосовали за 5301 кандидата. Победу одержало правительство Раджива Ганди.
Отметим также, что выборы могут быть очередными и досрочными. Очередные проводятся в тех случаях, когда ранее выбранный кандидат отработал на своём посту положенное время, а досрочные — если глава государства, губернии или города до окончания срока уходит в отставку.
Процесс голосования
Обычно голосованию предшествует обсуждение. Голосование — одна из основных форм участия в политической жизни страны.
Голосование — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путём подсчёта голосов членов этой группы.
Сам процесс голосования зависит от множества факторов: пола, возраста, партийной принадлежности, социального происхождения, религии и т. д. голосующих. Доля активно участвующих в выборах зависит даже от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать. Даже пол и возраст влияют на участие в политической деятельности, но очень странно. Молодёжь ходит на выборы реже людей преклонного возраста, зато в организации партий и повседневной работе участвует активнее.
Очень важно научиться различать такие нередко отождествляемые понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания». Практически-организационную часть избирательной системы составляет избирательная процедура.
Избирательная процедура — мероприятия государства по организации и проведению выборов.
Избирательная процедура включает: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определённую финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Политическая партия
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие, функции, признаки политических партий
Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.
Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.
Основные функции политических партий:
Отличительные признаки политических партий:
Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.
Классификация политических партий
Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.
По отношению к социальной действительности:
По характеру членства:
Виды политических партий по отношению к власти:
По месту в политическом спектре:
По источнику возникновения:
По положению в управляющей структуре:
Виды политических партий по организационной структуре:
Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.
Понятие партийной системы
Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Рассмотрим типы партийных систем в таблице.
Название партийной системы | Сущность | ||||||||
Однопартийная система |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно раскрыт смысл понятия: в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. | 3 |
Правильно раскрыт смысл понятия: в соответствии с требованием задания составлено (-ы) предложение (-я), содержащее (-ие) информацию об одном аспекте понятия. При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт: в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. | 2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт: в соответствии с требованием задания составлено (-ы) предложение (-я), содержащее (-ие) информацию об одном аспекте понятия. | 1 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт: в соответствии с требованием задания составлено (-ы) предложение (-я), содержащее (-ие) информа¬цию об одном аспекте понятия. Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других эле¬ментов ответа. Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.
|