по каким внешним признакам можно заподозрить нарушение слуха у ребенка выберите два ответа
Признаки нарушения слуха у детей
Как понять, что у ребенок не слышит
Нарушения слуха у детей — достаточно распространенная патология, которая, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, встречается у 3-4 х малышей на 1000 родившихся. В настоящее время в Беларуси внедрена и успешно работает программа по раннему выявлению проблем со слухом у новорожденных.
В рамках данной программы каждый малыш в роддоме должен пройти аудиологический скрининг слуха – простую и быструю процедуру отоакустической эмиссии, которая позволит определить наличие серьезной патологии слуха. Но, к сожалению, здесь не все так просто, ведь примерно у трети малышей с предрасположенностью к тугоухости слух ухудшается в течение первого года жизни. Поэтому, даже если скрининг пройден, нужно внимательно наблюдать за развитием и вовремя заметить первые признаки нарушения слуха у детей.
Реакции на звук в разные периоды развития
Для каждого периода развития ребенка характерны определенные реакции на окружающие звуки, которые говорят о том, что у ребенка нормальный слух:
0-3 месяца. Аудиторная кора головного мозга только начинает знакомиться с окружающими звуками. Ребенок может вздрагивать или, наоборот, затихать при внезапных громких звуках, также могут активизироваться сосательные движения в ответ на звук. Не нужно пытаться трясти погремушками в надежде увидеть какую-то реакцию малыша и тем более расстраиваться, если этой реакции нет. Только к третьему месяцу малыш начнет поворачивать голову в сторону интересующего его звука и локализовать звук глазами.
3-6 месяцев. Ребенок поворачивает голову в сторону негромкого звука, но пока не может найти звук вверху и внизу. К 6 месяцам в ответ на голос мамы появляется так называемый «комплекс оживления» — малыш радуется,
услышав знакомый голос. Малыш прислушивается к речи, начинает повторять некоторые звуки. В лепете присутствуют фонемы [б],[п],[м].
7-12 месяцев. Ребенок знает и откликается на свое имя, понимает простые просьбы и выполняет их, понимает значение слов «можно» и «нельзя». Кроха имитирует различные звуки, подражает интонациям взрослых, использует лепетные слова и усеченные формы, для привлечения внимания использует звуки речи, а не крик.
12-18 месяцев. Ребенок активно использует лепетные слова, имитирует интонации взрослых, выполняет простые команды, в активном словарном запасе имеет до 20 слов, но речь его в основном пока не понятна окружающим.
2 года. У ребенка увеличивается словарный запас: знает до 300 слов, говорит 50-100 и более слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, может указать пальцем на рисунки в книге и произнести названия часто встречающихся в ней предметов.
3-4 года. В эти годы значительно расширяется словарный запас, улучшается произношение, ребенок строит предложения, для того чтобы спрашивать, выражать свои желания.
Здесь мы много внимания акцентируем на развитии речи, ведь речь – это зеркало слуха. Для того, чтобы научиться говорить, нужно для начала слышать. Отсутствие должной реакции в том или ином возрастном периоде еще не говорит о наличии проблем со слухом, потому что у всех детей разные темпы развития и особенности поведения.
Когда нужно насторожиться
• к 5-6 месяцам вашему малышу сложно определить источник звука, он не реагирует на внезапные и громкие звуки;
• в 6 месяцев ребенок не отзывается на свое имя, не поворачивает голову, когда вы его зовете;
• если в возрасте 6-8 месяцев угасает лепет (важно понимать, что первые звуки появятся даже у малыша с серьезной патологией слуха – как признак готовности речевого аппарата, однако затем они постепенно угаснут либо в речи крохи останутся только гласные);
• к 1-му году не выполняет простые просьбы: «покажи», «принеси»;
• в возрасте до 2-х лет в речи малыша нет отдельных слов.
Отдельно хочется сказать о более взрослых детках в возрасте 3-5 лет, которые имеют дефекты в произношении звуков – это тоже может быть признаком нарушения слуха у детей, но особого характера, когда страдает восприятие отдельных фонем, чаще шипящих и свистящих. Грамотный логопед обязательно посоветует пройти проверку слуха у специалиста, чтобы выявить возможные отклонения.
Про объективные методы обследования слуха
Здесь нам на помощь приходят объективные методы обследования слуха малыша:
— регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ);
— регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга (КСВП);
— акустическая импедансометрия.
Это простые, безопасные и безболезненные процедуры, которые помогают с высокой точностью определить, есть ли у ребенка тугоухость.
Если не обнаружить нарушение слуха на раннем этапе развития, это может поставить под угрозу полноценное развитие речевых навыков и повлиять на общее и психическое развитие ребенка.
Дорогие мамы и папы! Не нужно бояться проверки слуха ребенка, ведь своевременное обращение за помощью к врачу-сурдологу позволит вовремя выявить и скорректировать выявленное нарушение.
Признаки нарушения слуха
Последние статьи
По каким признакам можно определить потерю слуха у ребенка?
Потеря слуха может сильно замедлить развитие языковых навыков и речи ребенка. Поэтому крайне важно как можно раньше ее обнаружить. Ученые доказали, что речевые навыки слабослышащего ребенка, если он был протезирован слуховыми аппаратами до шести месяцев, аналогичны навыкам ребенка с нормальным слухом.
Проконсультируйтесь со специалистом, если вы заметили, что малыш:
Не может определить место, откуда доносится звук – например, не смотрит или не поворачивает голову в сторону говорящего человека. Дети с нормальным слухом, как правило, начинают локализовать источник звука примерно с шести месяцев.
Часто притрагивается к ушам или дергает за уши. Иногда это может быть симптомом чрезмерного давления или инфекции в ухе.
К 6-8 мес. не появляется характерный лепет, голос по частоте отличается от обычного детского.
Не реагирует на простые просьбы, например, «дай мне мяч», в год или позже. Особенно – когда ваше лицо не находится в поле его зрения и у него нет возможности читать по губам.
Ребенок отказывается общаться и даже ведет себя агрессивно. Это может быть симптомом того, что он не воспринимает информацию, которая должна поступать с помощью слуха, или не может ее адекватно интерпретировать.
Возможно, ребенку будет рекомендовано обследование слуха и составлена аудиограмма, по результатам которой принимается решение о протезировании слуховыми аппаратами и /или курсе реабилитации.
Помните, что легкие или односторонние нарушения слуха сложно обнаружить без специального исследования. Но даже легкие нарушения слуха неизбежно отражаются на полноценном развитии речи и способностей ребенка.
Часто нарушения слуха проявляются у детей среднего дошкольного и даже школьного возраста, которые до этого не испытывали подобных проблем. Это может быть связано как с физиологическими причинами (инфекционные заболевания, отравления и т.д.), так и с генетическими – некоторые наследственные программы, в том числе провоцирующие полную или частичную потерю слуха, «запускаются» в возрасте 3-5 лет.
Поэтому специалисты рекомендуют плановую проверку слуха 1-2 раза в течение дошкольного периода и перед поступлением в школу.
Признаки возможных проблем со слухом у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Языковые и речевые навыки ребенка не развиваются или развиваются с нарушениями, в том числе по рекомендованным срокам (с задержкой)
Ребенку сложно концентрировать и удерживать внимание даже в рамках обычного для его возраста времени, появляются проблемы с поведением на занятиях
Падает успеваемость и эффективность занятий, ребенку нужно очевидно больше времени на усвоение новой информации и обязательно графическое и письменное подкрепление пройденного
Ребенок часто переспрашивает, при этом пристально всматривается в лица говорящих, испытывает трудности с пониманием речи в шуме
При телефонном звонке не реагирует на голос в трубке или непрерывно перекладывает трубку от одного к другому уху
Дети с легкой и средней степенью нарушения слуха чаще других испытывают трудности в школе –усвоение новой информации, концентрация внимания, общение с одноклассниками требуют гораздо больше усилий. Повышенная утомляемость, проблемы с поведением и успеваемостью могут сигнализировать о том, что ребенка нужно показать специалисту и проверить его слух.
Современная аппаратура позволяет легко и безболезненно определить нарушения слуха у детей практически сразу после рождения. Тем не менее, способность воспринимать и интерпретировать звуковую информацию формируется постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы поведения, речевого и языкового развития. Поэтому важно регулярно проверять слух ребенка, а также – с самых ранних лет приучать его соблюдать простейшие правила профилактики нарушений слуха.
Слух ребенка – очень сложная и хрупкая система. Даже небольшие нарушения в ее работе могут привести к необратимым изменениям или глухоте. Поэтому родителям очень важно внимательно отслеживать все факторы риска, как биологические – инфекционные болезни, наследственные заболевания, так и в окружающей среде – громкие и резкие звуки, повышенный шумовой фон (в помещениях и в транспорте, слишком громко работающий телевизор и т.д.). При первых подозрениях, что ваш ребенок плохо слышит или не слышит совсем, немедленно обратитесь к специалисту за консультацией.
Наш малыш не глухой! Или… все может случиться?
Автор: Редакция Мастерслух
Как распознать снижение слуха у ребенка? Что делать, когда родители отказываются принять очевидное: их сын или дочь глохнут? Обратим ли этот процесс, и можно ли его как-то предотвратить, профилактировать? Объясняет Елена Анохина – заведующая дневным стационаром клиники «МастерСлух» в Ростове-на-Дону, врач сурдолог-оториноларинголог, кандидат медицинских наук.
Касается каждого
Отрицание, гнев, принятие – эти основные стадии проходят, наверное, все родители, когда сталкиваются со снижением слуха у своего маленького ребенка.
Если еще в роддоме младенцу определяют критическое снижение слуха, глухоту, у взрослых мало времени на сомнения и переживания. Наоборот, чтобы обнаруженная проблема не успела сказаться на дальнейшем развитии ребенка, нужно действовать быстро, как можно скорее провести операцию – кохлеарную имплантацию.
Но бывает и так, что малыш растет, развивается и… не сразу теряет слух. Тогда родители могут пропустить начало возникновения тугоухости, долгое время не признавать этот факт. Им кажется, что детское развитие идет по плану (вроде и на профосмотре в поликлинике все было нормально, и ребенок ни на что не жалуется). А узнав о проблеме, могут даже отказываться признавать ее – это своего рода защитная реакция.
Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?
Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:
С младенцами – сложнее.
Особое внимание – если недавно малыш травмировался, например, падал, ударяли другие дети, перенес простуду, насморк, у него болели уши.
Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.
На приеме у врача
Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:
Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.
Замечено: одного врача малыши боятся, к другому – льнут, как к родному. Доброго специалиста, умеющего и любящего работать с детьми всегда можно найти в клинике сети «МастерСлух».
Это обратимо?
Каждый случай – индивидуален. По умолчанию считается, что обратимая тугоухость, выражаясь, медицинским языком, кондуктивная – та, которая не связана со слуховым нервом, повреждением внутреннего уха, и которую успели вовремя заметить. Вовремя – это максимум в течение месяца после возникновения и то не в каждом случае, а, например, после простуды или травмы. В дальнейшем эффективность медикаментозного лечения снижается. Чтобы не упускать время, важное для развития ребенка, рекомендуется слухопротезирование (слуховые аппараты, если отпадет в них надобность, всегда можно снять) и занятия с логопедом-дефектологом, дабы не отстать от сверстников.
Если требуется хирургическая коррекция (удаление жидкости из среднего уха, восстановление слуховых косточек и т. п. – вариантов очень много), сурдолог подробно расскажет об этом на приеме, объяснит порядок действий.
Зачастую многие взрослые относятся к детским отитам пренебрежительно, мол, с кем ни бывало. Но даже такая, казалось бы, мелкая неприятность, способна вызвать стойкое снижение слуха. Все заболевания нужно долечивать.
Если же в результате обследований подтверждается, что снижение слуха – сенсоневральное или смешанное, т. е. уже связанное со слуховым нервом, невозможностью проводить звуки во внутреннем ухе, будет разработан маршрут реабилитации со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, участием различных узких специалистов.
Просто ждать и наблюдать в большинстве случаев – не вариант. Ребенку необходимо слышать весь частотный диапазон. Каждый звук важен для развития!
Так, при потере слуха I степени, т. е. самой небольшой, легкой, на которую многие взрослые у себя вообще могут не обращать внимание, у малыша будет нарушена разборчивость слов. Особенно тех, где звуки близкие по звучанию. Например, слова «кошка» и «ложка» ребенок будет воспринимать одинаково. Даже в тишине на небольшом расстоянии от говорящего. Способствует ли это детскому развитию или мешает – ответ потен без объяснений.
В шумной акустической обстановке – на фоне разговоров в классе, на улице с десятками звуков, шумом машин, разговорами прохожих, в помещении, где работает телевизор, играет музыка – ребенку на 100 % придется сложно.
Поэтому детям даже с I степенью тугоухости рекомендовано слухопротезирование и занятия со специалистами.
Комплексовать и бояться по этому поводу не надо.
Во-первых, дети зеркалят отношение взрослых к проблеме. Если окружающие спокойны и позитивны, свое снижение слуха малыш воспримет нормально. Ходят же детки в очках, брекетах, у некоторых вообще протезы или они передвигаются на инвалидных колясках, а у него всего-то оригинальные девайсы на ушах.
Во-вторых, современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты практически не мешают вести полноценную насыщенную жизнь. И даже делать «фантастические» вещи – например, подключаться к смартфону и отвечать на звонки, не беря аппарат в руки. Какие возможности откроются в будущем – сегодня трудно даже представить. В общем, во всем можно найти плюсы.
Как не допустить снижение слуха у детей?
Нарушения, связанные с осложнениями после перенесенных заболеваний, попытаться предотвратить, понятное дело, можно лишь уберегаясь от этих заболеваний, закаляясь, не игнорируя лечение и реабилитацию.
Также нужно стараться избегать длительного шумового воздействия. Не страшно, если человек на несколько минут попадает в среду с громкими звуками. А вот когда подросток целый день в наушниках, и музыку из них слышно с другого конца комнаты, это уже опасно. Многие научные работы подтверждают связь развития тугоухости с хроническими шумовыми травмами. Это, конечно, не повод враждовать с дочерью или сыном-тинейджером и совсем лишать тех наушников. В данный момент признан безопасный стандарт – проводить не более 2-3 часов в день в качественных профессиональных наушниках с громкостью ниже 80 дБ. Вполне достаточно, чтобы и в игры поиграть, и любимой музыкой насладиться.
Ко всему нужно подходить разумно. И будьте здоровы!
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Добрый доктор. Что нужно знать о визитах к сурдопедагогу
Консультация сурдопедагога: зачем она нужна, как проходит, сколько визитов к специалисту требуется и в каких случаях. Рассказывает сурдопедагог «МастерСлух» Наталья Васильева. Читать далее →
Звук, который всегда с тобой
Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →
Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?
Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →
Как определить нарушение слуха у ребенка?
Самостоятельно диагностировать проблему со слухом у ребенка в самом раннем возрасте родителям практически невозможно. По этой причине очень часто данная патология остается незамеченной до того момента, пока малыш не начнет говорить, что может негативно отразиться на речевом и когнитивном развитии ребенка.
Мы считаем необходимым напомнить калининградцам о важности ранней диагностики тугоухости у детей и обозначить ключевые аспекты проблемы. Начнем с тревожных маркеров в поведении ребенка, которые должны заметить внимательные родители…
Признаки нарушения слуха
Главный признак снижения слуха у ребенка раннего возраста – это отсутствие реакции на громкие звуки. В норме реакция в виде вздрагивания или плача должна присутствовать уже после двух недель жизни. Кроме того, родителям стоит насторожиться, если малыш:
По мере взросления о проблемах со слухом могут свидетельствовать ситуации, когда ребенок:
При наличии нескольких из вышеперечисленных признаков родителям следует немедленно обратиться к отоларингологу.
Почему ребенок не слышит? – выясняем причины
В контексте данного вопроса следует различать понятия «временное снижение слуха» и «тугоухость». В первом случае затруднения с восприятием звуков носят временный характер, во втором речь идет о необратимых процессах всей слуховой системы.
Всё зависит от того, что стало причиной потери слуха. В обоих случаях в основе патологий лежат причины, которые можно объединить в 2 большие группы:
1. Врожденные аномалии слуха, которые обнаруживаются на момент рождения или проявляются по прошествии некоторого времени, их невозможно предотвратить или избежать:
2. Приобретенные нарушения слуха, возникающие в результате повреждения нормально сформированного слухового аппарата в результате воздействия на него негативных внутренних или внешних факторов. К таковым относятся:
Заметим, что у детей с врождённой тугоухостью очень плохо формируется речь, так как они не могут правильно слышать голос окружающих, в том числе родителей. А это, как известно, является обязательным условием для успешного развития речи на ранних этапах развития ребенка. Поэтому очень важно, как можно раньше обратиться к врачу, если родители заметили у своего ребенка проблемы со слухом.
Типы тугоухости и степени потери слуха
Выделяют два типа потери слуха:
Специалисты различают 4 степени нарушения слуха.
Родителям не стоит игнорировать настораживающие признаки в поведении ребенка и помнить о том, что чем раньше начато лечение, тем больше шансов восстановить слух.
Диагностика и лечение
Для того, чтобы определить нарушение слуха и его причину, специалист проводит различные диагностические тесты, в основе которых лежит оценка реакции на звуковой сигнал. В зависимости от возраста ребенка врач может провести следующие обследования:
На основе полученных результатов отоларинголог порекомендует соответствующее лечение. Напомним, обратимые аномалии слухового аппарата успешно лечатся:
Необратимые нарушения слуха корректируется при помощи слуховых аппаратов или кохлеарных имплантатов.
Резюмируя вышесказанное, мы призываем калининградцев быть бдительными и при первых подозрениях на снижение слуха у ребенка обращаться в нашу клинику для проведения специализированного медицинского обследования.
Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь
Автор: Редакция Мастерслух
По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.
Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта. Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена. Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.
Как понять, что у ребенка нарушение слуха
В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.
Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.
Положительный результат скрининга
Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).
Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:
Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.
В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.
Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube
В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.
Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».
К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.
Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.
Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.
Что будет делать врач
Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.
Как сурдологи диагностируют тугоухость
Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.
Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.
Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии
Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.
Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога
Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.
На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.
Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки
Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.
Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.
Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура
Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.
Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.
Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.
Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.
Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента
Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.
Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте
Как лечат нарушения слуха у детей
Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.
Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.
Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.
При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.
Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.
Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.
При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.
Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.
Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.
Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать
Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.
Что такое слухоречевая реабилитация
Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:
После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.
Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше
Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Добрый доктор. Что нужно знать о визитах к сурдопедагогу
Консультация сурдопедагога: зачем она нужна, как проходит, сколько визитов к специалисту требуется и в каких случаях. Рассказывает сурдопедагог «МастерСлух» Наталья Васильева. Читать далее →
Звук, который всегда с тобой
Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →
Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?
Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →