по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

По каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Функциональная подготовленность при занятиях физической культурой и спортом развивается единственным средством – физическими упражнениями. В связи с этим проблема построения тренировочного процесса занимает центральное место в системе подготовки спортсменов, так как при малых нагрузках тренировочный эффект минимальный, а чрезмерная нагрузка может стать причиной срыва индивидуальной адаптации спортсменов, снижения эффективности тренировочного процесса, ухудшения спортивных результатов и возникновения травм, заболеваний и патологических изменений в различных функциональных системах организма [4].

Оптимальная динамика функциональной подготовленности может быть обеспечена только при наличии эффективной системы контроля, являющегося неотъемлемой частью процесса управления тренировочным процессом. Суть управления в общем смысле состоит в изменении управляемого объекта согласно заданным критериям его эффективного функционирования. Для практической реализации идеи управления необходимо конкретное представление о состоянии управляемого объекта и закономерностях его перехода из одного состояния в другое. При этом состояние спортсмена, как текущая характеристика его моторного потенциала, является объектом управления в системе спортивной тренировки. В качестве управляющего начала – входа системы, ведущего к ее развитию, выступает программа тренировки [6].

В ходе тренировочного процесса тренеру необходимо принимать решения по его организации и коррекции. С этой целью для объективной оценки функциональной подготовленности необходимы информативные, надежные и практически реализуемые средства и методы диагностики функционального состояния спортсмена.

Наибольшую информативность о состоянии подготовленности спортсмена дают инструментальные методики, которые раскрывают сущность изменения организма спортсмена под действием физической нагрузки, приводящей к состоянию утомления спортсмена.

Вопросы определения наступления утомления рассмотрены авторами в работах [1–2, 7–8]. Показано, что при регулировании тренировочных нагрузок традиционно широко используются данные регистрации и анализа частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это связано с тем, что ЧСС является одним из интегральных и доступных показателей, которая напрямую зависит от интенсивности той или иной физической или эмоциональной нагрузки. Однако широкое применение показателей ЧСС еще не означает единого понимания наблюдаемых в процессе деятельности ее изменений. В ряде работ урежение пульса расценивается как симптом утомления, в других достоверным показателем утомления считается его учащение. Более чувствительным индикатором величины нагрузки является динамика скорости нервных процессов. Поэтому предпочтительнее наступление утомления определять путем анализа динамики значений порогового межимпульсного интервала [8].

Недостатком методики, разработанной авторами для контроля утомления [1], является необходимость фиксации межимпульсного интервала между двумя световыми импульсами в паре путем касания соответствующего источника световых импульсов рукой или другой частью тела, что отвлекает спортсмена от тренировочного процесса.

Цель работы – разработка технологии контроля степени утомления при занятиях физической культурой и спортом, при которой спортсмен не отвлекается от заданного режима тренировки.

Технология контроля степени утомления

Тренировка проводится на спортивной площадке с управляемой программно-аппаратным комплексом светодинамической подсветкой. Из библиотеки программ выбирается программа индивидуального тренировочного, игрового или тестирующего режима. Процесс тренировки снимается видеокамерой, видеоизображение с камеры передается в программно-аппаратный комплекс, содержащий микрофон для фиксации голосовых сообщения спортсмена.

Тренирующемуся в процессе тренировки по методике, описанной в [1], периодически предъявляют ряд световых стимулов, представляющие собой последовательности парных световых импульсов. Одновременно рядом с световыми стимулами спортсмену предъявляют проекцию их порядковых номеров. Спортсмен определяет световой стимул с наибольшим номером, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, и, не прерывая своего тренировочного задания, голосом сообщает порядковый номер светового стимула. Голосовой сигнал фиксируется и передается в программно-аппаратный комплекс, который в ходе тренировки анализирует динамику порогового межимпульсного интервала, определяет степень утомления и корректирует при необходимости интенсивность физической нагрузки [3].

Условно тренировочный процесс можно разделить на четыре основных составных части: применение тренировочных нагрузок, контроль изменений структуры и уровня подготовленности, коррекция тренировочных воздействий, система восстановительных мероприятий. При этом контроль подготовленности спортсменов должен происходить в условиях, наиболее приближенных к специальной структуре двигательной деятельности спортсменов. В качестве регистрируемых параметров должны быть использованы наиболее информативные, надежные и воспроизводимые параметры, адекватно отражающие характер функционирования лимитирующих звеньев достижения высокого спортивного результата.

Важнейшими функциональными показателями, которые дают информацию о состоянии спортивной формы, являются показатели сердечнососудистой и вегетативной систем, системы энергообеспечения. Данные показатели определяются в аппаратно-программном комплексе «Омега-Спорт – 2», который дает возможность постоянно контролировать функциональное состояние, индивидуализировать тренировочный процесс и обеспечивать физическую и психическую работоспособность спортсменов на различных этапах тренировочного цикла [9].

Одним из информативных параметров является вариабельность ритма сердца, являющаяся простым, неинвазивным и информативным методом исследования воздействия вегетативной нервной системы на функцию сердечной деятельности. По мнению многих авторов, вариабельность ритма сердца является интегральным показателем функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Ухудшение показателей вариабельности ритма сердца предшествует гематологическим, метаболическим и энергетическим нарушениям и является наиболее ранним прогностическим признаком неблагополучия состояния обследуемого. Анализ вариабельности ритма сердца позволяет [6]:

– оценивать функциональное состояние и адаптационные возможности организма;

– определять диапазон приспособительных реакций;

– отслеживать явление перетренированности;

– корректировать тренировочный процесс;

– оценивать эффективность восстановительных мероприятий;

– проводить отбор юных спортсменов в видах спорта, связанных с преобладанием выносливости;

– заменять такие инвазивные и дорогостоящие методы, как биохимические анализы крови.

Для оценки физической подготовленности юных футболистов используется беговое интервальное тестирование с пульсометрией, сопровождаемое видеозаписью [5]. Оно проводится по кругу на футбольном поле. Размер круга не имеет принципиального значения, так как пройденное расстояние автоматически сохраняется в памяти спортивного GPS навигатора Forerunner 310XT HR, который имеет функцию регистрации ЧСС для осуществления пульсометрии. Ее использование при интервальном тестировании и в последующие 2 минуты после него позволяет определить «пульсовую стоимость» выполняемой физической нагрузки и эффективность восстановительных процессов. Видеосъемка позволяет выполнить анализ техники бега и влияние не нее утомления.

Для коррекции тренировочной нагрузки у пауэрлифтеров используется индекс функционального состояния, определяемый на основе пяти показателей: ортостатическая проба, клиностатическая проба, проба Ашнера, праксисмальная проба, определение систолического артериального давления. Индекс функционального состояния определяется до и после учебно-тренировочных занятий, что позволяет целенаправленно управлять объемом и интенсивностью нагрузки [10].

Разработанная технология контроля степени утомления при занятиях физической культурой и спортом, в отличие от известных, не требует присутствия на спортсмене каких-либо датчиков или приборов, позволяет контролировать утомление непосредственно в ходе тренировки.

Заключение

Применение разработанной технологии позволит получить спортсмену и его тренеру информацию об адекватности тренировочного задания подготовленности спортсмена в соответствующий период подготовки.

Соответствие тренировочной нагрузки функциональному состоянию спортсмена позволяет уменьшить риск срывов организма от нагрузок, связанных с высокой интенсивностью и продолжительностью.

Источник

Научная электронная библиотека

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

6. САМОКОНТРОЛЬ

Субъективные методы самоконтроля

Самочувствие – один из важных показателей оценки физического состояния: хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное.

Сон – наиболее эффективное средство восстановления работоспособности организма.

Аппетит – при больших физических нагрузках человек должен питаться лучше, т. к. потеря энергетических веществ увеличивается.

Утомление – это физиологический процесс, протекающий в организме при физических нагрузках. Утомление проходит через 2–3 часа после занятий.

Работоспособность может быть повышенная, нормальная, пониженная.

Объективные методы самоконтроля

К ним относятся показатели внешних признаков утомления, ЧСС, АД, длина и масса тела, ЖЁЛ и др.

Визуальное наблюдение – оценка переносимости физических нагрузок по внешним признакам утомления.

Частота сердечных сокращений. В настоящее время ЧСС врачами и физиологами рассматривается как главный и доступный показатель, характеризующий состояние сердечно – сосудистой системы и её реакции на физическую нагрузку.

В норме ЧСС у лиц молодого возраста в покое равняется 60–70 уд./мин. У девушек на 4–8 ударов выше, чем у юношей.

Ортостатическая проба. Для этого подсчитывают ЧСС в положении лёжа в течение 5–10 минут отдыха, затем сразу в положении стоя. По разнице между частотой пульса лёжа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно – сосудистой и нервной системы.

Артериальное давление (АД). Другим важным показателем состояния сердечно – сосудистой системы является АД. У молодёжи в пределах нормы принято считать максимальное, систолическое артериальное давление (САД) 100-130 мм рт. ст. минимальное, диастолическое (ДАД) – 60–80 мм рт. ст.

Частота дыхания (ЧД). За норму принято считать 14–16 дыханий в минуту (вдох и выдох – одно дыхание), у занимающихся – 10–14 раз в минуту.

Проба Штанге. Задержка дыхания на вдохе в положении сидя 3 минуты спокойного отдыха, а затем делается глубокий вдох и выдох. После максимального глубокого вдоха задерживают дыхание, закрывают рот и зажимают нос. В среднем студенты задерживают дыхание – на 30–50 сек.

Правильно организованный самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями способствует росту спортивных результатов.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов

Текущий контроль самостоятельной работы обучающихся – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых обучающимся компетенций в процессе изучения дисциплины. Посредством текущего контроля оценивается качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся вуза и проводится на практических занятиях, а также во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов «отлично» получает обучающийся, если:

– обстоятельно с достаточной полнотой выполнит контрольные нормативы по видам спорта и наберет свыше 70 баллов.

Оценку «хорошо» студент получает, если:

– выполнив контрольные нормативы, студент набирает 56–70 баллов;

– при выполнении были допущены 1–2 несущественные технические ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя.

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

– неполно, но правильно выполнил норматив;

– выполнив контрольные нормативы, студент набирает 36–55 баллов.

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

– вообще не выполнялся норматив;

– или же набрал 35 и меньше баллов (см. табл. 4).

Источник

Внешние признаки утомления при выполнении физической нагрузки по В. А. Зотову. Окраска кожи лица, дыхание, потливость

Страницы работы

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Содержание работы

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ

Признаки

Утомление**

очень резкая (ниже пояса), выступление солей

очень учащенное, поверхностное, беспорядочное (одышка)

резкое покачивание, нарушение координации

неточное выполнение заданий

замедленное выполнение заданий

резкая усталость, боль в ногах. Одышка, головная боль, чувство жжения в груди, тошнота, рвота.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ ТАБЛИЦА В.А. ЗОТОВА)*

Утомление**

значительное (выше пояса)

(ниже пояса), выступание солей

(30 и более вд/ в мин)

очень учащенное, поверхностное, ротовое беспорядочное (одышка)

жалобы на усталость

жалобы на сильную усталость, головную боль, слабость

уверенные и точные

достаточно уверенные (не нарушены)

неуверенные, замедленные, покачивания,

частые перерывы, суетливые, резкое покачивание, нарушение координации

есть редкие отвлечения

(в том числе к указаниям руководителя)

ослабленное, замедленные реакции на указания руководителя, неточное их выполнение

внимательный, есть вопросы

полное отсутствие интереса, апатия.

от 0 до 3 баллов соответствует утверждению «утомление отсутствует»;

При использовании предлагаемой методики параллельно с тестом «САН» рекомендуется провести перекодировку для 7-балльной шкалы:

из таблицы 3 балла соответствуют 1-2 баллам 7-балльной шкалы;

Источник

Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий

Степень выраженности утомления

Окраска кожи лица, шеи

небольшое покраснение лица

значительное покраснение лица

выраженная потливость лица

несколько учащенное, ровное

бодрые, задания выполняются четко

неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей отмечается возбуждение, у других – заторможенность.

жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

спокойное выражение лица

напряженное выражение лица

четкое, безошибочное выполнение указаний

рассеянное, задания выполняются неточно

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Номер материала: ДБ-634047

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

по каким внешним признакам можно определить степень утомления при занятиях физической культурой

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Самоконтроль при занятиях физической культурой.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

САМОКОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает крайне серьезную тревогу. По некоторым данным, только 5-10% выпускников общеобразовательных школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больными, 50% имеют морфо физические отклонения, до 80% страдают различными нервно-психическими расстройствами.

Физическая нагрузка – это реакция организма на выполненную работу. Величина нагрузки определяется степенью усталости человека. В быту мы судим о своем состоянии в основном по самочувствию и как правило, не ошибаемся. Прислушиваться к своим ощущениям, можно и в жизни, и при занятиях физическими упражнениями. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность, чтобы защитить себя от перегрузок. Умение контролировать свое самочувствие составляет часть физической культуры, которую человек должен усвоить с детского возраста. Самоконтроль, чаще всего, осуществляется стихийно и неосознанно. Одна из задач учителя физического воспитания – сделать этот процесс осознанным и целенаправленным. Большое значение в физической культуре имеет сознательное отношение самих занимающихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Именно поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся.

Каждый школьник должен уметь пользоваться простейшими приемами наблюдений. Условно они подразделяются на объективные (масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечно-сосудистых сокращений) и субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения).

Осваивать с учащимися данную тему необходимо начинать в начальной школе. Последовательно обучать детей определять отрезки времени в интервалах 5, 10, 15, 20 сек.; самостоятельно фиксировать секундомером отрезки времени 3, 5, 10 сек. и т.д. Обучать детей самоконтролю лучше со 2 класса, а начиная с 5 класса, учащиеся должны самостоятельно определять продолжительность выполнения упражнений во времени, учиться измерять частоту сердечных сокращений. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулярно во все периоды занятий физическими упражнениями и во время отдыха. Следить за изменениями организма можно с помощью дневника самоконтроля. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом благотворно влияют на деятельность всех отделов нервной системы, и в первую очередь на деятельность центральной нервной системы.

Дети должны знать, что занятия физической культурой и спортом принесут большую пользу, если следить за тем, какое воздействие оказывают физические нагрузки на их организм. Самочувствие и работоспособность, точно зеркало, отражают общее состояние здоровья организма ребенка. Занимаясь физической культурой, дети должны помнить о том, как упражнения влияют на организм и на этой основе управлять их воздействием. Так же необходимо знать о методах субъективного самоконтроля.

Тем, кто регулярно занимается физическими упражнениями, необходимо вести дневник самонаблюдения. С помощью данных из дневника можно проследить динамику развития физических качеств и показателей физического развития, изменения самочувствия, режима дня и многое другое, что помогает оптимизировать двигательный режим и контролировать свое здоровье. Остановимся более подробно на субъективных приемах самоконтроля.

Осуществляя ежедневные наблюдения, необходимо в первую очередь обращать внимание на характер и особенности ночного сна и самочувствие после пробуждения. Если организм работает нормально и не испытывает больших перегрузок и перенапряжений, то человек быстро засыпает и режим его сна глубокий, ровный, спокойный. После такого сна, который продолжается в среднем 7-8 часов, пробуждение человека проходит относительно быстро, он чувствует себя отдохнувшим и бодрым, встает с постели в хорошем настроении. Если происходит нарушение сна, то все это может свидетельствовать о довольно сильном утомлении организма, чрезмерном возбуждении центральной нервной системы и малой активности восстановительных процедур. В таком случае необходимо изменить содержание режима дня, снизить дневную нагрузку и увеличить время отдыха. Если не обращать внимание на характер и особенности ночного сна и не принимать соответствующих мер, то возникающее и продолжающееся длительное время перенапряжение может привести к негативным последствиям. К ослаблению организма, развитию различных острых заболеваний и обострению хронических болезней, возможности возникновения несчастных случаев и травм во время занятий физической культурой и спортом. Также необходимо контролировать самочувствие. Как правило, оно хорошо отражает влияние занятий физическими упражнениями на организм. Различают хорошее, удовлетворительное и плохое самочувствие.

Настроение, как показатель внутреннего, душевного состояния оценивается по тем же категориям, что и самочувствие.

Аппетит. По показателю аппетита можно судить об эффективности тренировочных занятий. Аппетит бывает: хороший, удовлетворительный и плохой.

Болевые ощущения. В результате чрезмерной физической нагрузки, переутомления, а также при нарушении режима дня могут наступить болевые ощущения: боль в пояснице, в области сердца, головная боль.

Особое внимание следует обращать на расхождение истинных и должных величин. Например, дети, у которых есть расхождения между должной величиной окружности грудной клетки и его истинной окружностью чаще других болеют острыми респираторными заболеваниями и, как правило, имеют нарушение осанки. Эти измерения очень легко произвести самостоятельно или же с помощью родителей, друзей.

Рост можно измерить с помощью линейки. Свой вес можно узнать, взвесившись дома на домашних весах или же в школьном кабинете медсестры.

На уроках физической культуры проводятся наблюдения по таким показателям:

— подсчет частоты дыхания,

— определение внешних признаков утомления,

а) тремя пальцами на запястье;

б) большим и указательным пальцами на шее;

в) кончиками пальцев на виске;

г) ладонью к груди в области сердца.

Первым способом, пользуются, когда человек находится в спокойном состоянии. После физических упражнений нащупать на запястье руки и посчитать пульс бывает трудно. Тогда пользуются одним из оставшихся трех способов.

Любая физическая нагрузка повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС), и чем нагрузка больше, тем пульс чаще. В спокойном состоянии пульс составляет 70 – 80 уд/мин. При выполнении легкой физической нагрузки пульс достигает 100 – 120 уд/мин, при средней – 130 – 150, при большой до 200 уд/мин. У ребят занимающихся физическими упражнениями, оздоровительным бегом и спортом пульс после занятий приходит в норму через 3 – 5 минут, а после больших нагрузок через 10 мин.

Подсчет частоты дыхания.

В покое, частота дыхания в среднем составляет 12 – 16 раз в минуту. После физической нагрузки происходит учащение дыхания. При средней нагрузке – до 18 – 20 раз в минуту, при значительной до 20 – 30 раз в 1 минуту. Количество дыхания считают обычно, положив ладонь руки спереди на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Каждый вдох и каждый выдох составляют один дыхательный цикл.

Но определять степень утомления можно не только измерив пульс или частоту дыхания, но и по внешним признакам. Важно знать все эти признаки, чтобы вовремя снизить нагрузку во время самостоятельных занятий. Это могут быть покраснения кожи лица, сменяющееся сильным потоотделением, посинение губ; усиленное потоотделение; неточные, вялые движения. Необходимо выяснять, насколько хорошо ребята усвоили данный вид самоконтроля. В процессе бесед с учащимися выяснять, насколько хорошо они знают о внешних признаках утомления.

В процессе обучения ребята получают знания не только о пользе занятий физическими упражнениями, но и о том, что они могут нанести вред. Учащиеся должны знать – не контролируемые и не регулярные нагрузки влияют на весь организм, но в первую очередь страдает сердце и нервная система. Уже в пятом классе ребята знают, если в занятиях сделан перерыв, то после первых занятий физическими упражнениями могут появиться болевые ощущения, которые в дальнейшем исчезают. Боль в мышцах показатель того, что учащийся не занимался физическими упражнениями. Поэтому, после перерыва (сделанного по любой причине) необходимо наращивать нагрузку постепенно. Этому ребята обучаются, начиная с 2 класса. На уроках дается понятие о том, что начинать выполнение упражнений необходимо с малого количества повторений, постепенно увеличивая их.

В результате физической нагрузки может возникнуть перенапряжение, характеризующееся слабостью, головокружением, слабой болью в мышцах. Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления в дневник самонаблюдения, чтобы не допускать перенапряжений во время самостоятельных занятий.

Учащиеся должны иметь навыки в проведении самоконтроля. Знать, что режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учеба и занятия спортом), прием пищи, что бы правильно регулировать нагрузку, идти от простых упражнений к сложным, увеличивать количество повторений и длину дистанций постепенно начиная с минимальной. Ребята должны следит за тем, как растут их результаты в беге, прыжках, подтягивании и т.п. С помощью дневника самоконтроля они могут проследить не только изменения в росте и весе, но и узнать какие качества им необходимо развивать, проанализировать причины неудач или успеха. В этом возрасте учащиеся способны к самостоятельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, к выводам и обобщениям.

Дети должны понимать значение питания, что кушать необходимо за 2 часа до занятий во внеурочное время. После занятий к еде можно приступать через 30 – 40 мин. Питаться следует 4 – 5 раз в день. Необходимо также соблюдать и питьевой режим. Избыточное потребление воды усиливает потоотделение, перегружает сердце и почки, приводит к вымыванию из организма нужных ему веществ. При появлении жажды можно прополоскать рот и горло водой. А вот недостаток воды приводит к сгущению крови, повышению температуры тела, нарушению процессов пищеварения.

Достижение более высоких результатов побуждает детей к ежедневному выполнению физических упражнений. Под влиянием регулярных занятий в условиях дома происходит функциональное и двигательное совершенствование ребенка. Самоконтроль помогает лучше познать самого себя, приучает учащегося следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков личной гигиены. Длительная недостаточная мышечная активность может вызвать ряд расстройств – ослабевает внимание и память, появляется сонливость, вялость, бессонница, снижается общая психическая активность, падает настроение, человек становится раздражительным и т.д. Из двух зол – перенапряжение или полное бездействие – последнее гораздо губительнее. Связь занятий физической культурой с укреплением здоровья известна с давних времен. Еще древние говорили: « В здоровом теле – здоровый дух».

Дети получившие навыки в самоконтроле могут не только следить за своим самочувствием, но и самостоятельно планировать занятия по общей физической подготовке.

Всем нам иногда очень хочется, чтобы появился волшебник, взмахнул своей палочкой и все бы, что мы не захотели, исполнилось! Но, к сожалению, волшебники бывают только в сказках… А в жизни, чтобы чего-нибудь достичь, надо приложить немало упорства, труда и усилий.

Так и в занятиях физической культурой, будь то бег, плавание или гимнастика. Трудно порой бывает сделать первый шаг, «перекроить» привычный распорядок дня, выделить время для тренировки и контролировать свои действия, ощущения, самочувствие.

Получение данных по самоконтролю могут применяться для планирования индивидуальной работы с учащимися.

Индивидуальная работа, индивидуальный подход требуют хорошего знания человека, личных особенностей учащихся, на которых направляются воспитательные воздействия.

С помощью полученных данных можно дать оценку развития того или иного физического качества, выявить низкие показатели конкретного ученика. Указать ребенку на его ошибки в занятиях. Или же убедить тех, кто не занимается физкультурой в необходимости этих занятий. Конечно, на первых порах что-то может не получиться. Но, нагружая мышечную систему, мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его сердце, легкие и все внутренние органы.

Движение – это путь не только к здоровью, но к интеллекту. При этом жизненно необходимо контролировать свои нагрузки и свои ощущения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *