по каким трем признакам можно распознать агрессивного лидера класса
Агрессивный лидер в классе. Рекомендации учителю.
В данной статье предлагаются конкретные рекомендации учителю в ситуации наличия агрессивного лидера в классе.
Просмотр содержимого документа
«Агрессивный лидер в классе. Рекомендации учителю.»
Рекомендации педагогу, если в классе агрессивный лидер.
Личность лидера может облегчать работу педагога с классом, а может затруднять ее. Самый распространенный случай лидерства, который препятствует эффективной работе – агрессивность неформального лидера. Расскажите учителям, какие приемы использовать в общении с агрессивным подростком.
Научить подростка справляться с агрессией
Если подросток не знает, как выразить агрессию социально приемлемыми способами, то прибегает к насилию. Чтобы овладеть этими способами, ребенку нужен культурный опыт: он должен наблюдать за значимым взрослым, который злится «правильно».
Взрослые агрессивны не реже, чем подростки, но свою агрессию воспринимают как приемлемую, а детскую осуждают и запрещают. Агрессия – это жизненно важная способность наступать, но необходимо научить выражать ее приемлемо для общества.
Рекомендации для учителей
С помощью агрессии подросток хочет узнать, услышите ли вы его, выдержите ли натиск, какое решение примете
Не меняйте уровень агрессивности подростка – формируйте у него правила поведения. Не запрещайте ему агрессию, а научите выражать ее социально приемлемым способом. Расскажите, как проявлять агрессию. Если вы считаете, что недопустимо внешне выражать злость, говорите об этом и демонстрируйте в своем поведении.
Когда подросток ведет себя агрессивно, обратите его внимание на действия, которые он совершает в состоянии агрессии. Например, используйте фразы: «Обрати внимание, каким тоном ты говоришь», «Ты меня перебил», «Это обидные слова», «Это жестоко», «Ты портишь чужую вещь».
Дайте обратную связь на агрессивное поведение подростка. Например, объясните подростку, что агрессия нормальна, если он может ею управлять или объяснить ее причины, если она помогает достичь целей, а не мешает этому, если он слышит своего собеседника и принимает во внимание то, что тот говорит.
Озвучьте чувства, которые возникают у вас в ответ на агрессию подростка. К примеру: «Мне это неприятно», «Ты хочешь меня обидеть?», «Когда ты так кричишь, я слышу только тон, а не содержание», «Шутка – это когда всем смешно, а если кому-то обидно, то это уже издевательство», «Мне было неловко», «Это помешало классу».
Четко указывайте, какого поведения вы ждете от подростка вместо агрессии. Скажите, например: «Прекрати», «Стоп», «Так нельзя», «Остановись», «Не обзывайся», «Отойди», «Посиди», «Ты можешь сказать это в другой форме?» или «Веди себя цивилизованно». Обращайте внимание на ситуации, когда агрессивный подросток ведет себя не враждебно. Поддержите подростка вниманием и диалогом, поблагодарите его, выразите признание и симпатию.
Если подросток злится, значит с ним в этот момент происходит что-то важное. Если одноклассники присоединились к нему, это говорит о том, что он выражает мнение, которое надо учесть. Примите во внимание, что подросток злится, но не отказывайтесь от своих целей из-за его агрессии. Выслушайте, ответьте по содержанию, но доведите запланированное дело до конца.
Определить цели борьбы с агрессивным поведением
Анализируйте, что вы чувствуете, когда подросток действует агрессивно. Вы реагируете на форму или на содержание?
Подростки подражают лидеру, когда они очарованы им и не принимают себя. Низкое самопринятие мешает вести себя спонтанно. Ребенок отказывается быть самим собой и моделирует внешнюю канву поведения лидера. Если аутосимпатия подростка повышается, он перестает подражать лидеру.
Рекомендации для учителей
Если агрессивное поведение подростка создает в классе «моду» на агрессию, боритесь не с агрессивным лидером, а с подражанием ему. Выберите, на кого вы хотите воздействовать: на друзей лидера, на другого популярного подростка, на тех детей, кто в оппозиции с агрессивным лидером, или на учеников, которые не вовлечены в отношения с лидером.
Сверстники воспринимают лидера некритично, поэтому не пытайтесь развенчать его образ. Продемонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем, чье поведение вы хотите изменить. Поддерживайте индивидуальность учеников: интересуйтесь личным мнением, сравнивайте точки зрения, старайтесь услышать не только ответы, но и аргументацию.
Определите, какое поведение подражателей вы хотите искоренить, например, нарушения закона, курение, грубость. Негативно реагируйте на этот тип поведения: делайте замечания, запрещайте, ставьте в известность родителей, выражайте свое неодобрение.
Решите, какое поведение учащихся вы будете поддерживать. Например, вас устраивает готовность подростков к диалогу с вами, их чувство юмора или общительность. Поощряйте это: выслушивайте, хвалите, ведите диалог, задавайте вопросы. Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных. Например, замените фразу: «Ну вы же не слушаете!» на обращение к лидеру: «Ты меня не слышишь».
Соблюдать личные границы подростков
Рекомендации для учителей
Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка
Уважайте личные границы подростка. Ведите себя в соответствии с поставленной задачей, осознавайте границы своей компетентности и профессиональных функций. Не оценивайте внешность, прическу, одежду, вкусы и симпатии подростка. Не трогайте и не отбирайте его личные вещи.
Соблюдайте правило: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Храните тайны, не разглашайте то, что узнали о подростке от других людей или от него самого в личной беседе.
Признайте право подростка чувствовать что-то свое и по-своему относиться к ситуации. Не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда подросток проявляет свои чувства. Не обесценивайте его переживания. Например, откажитесь от фразы: «Что ты злишься из-за ерунды». Подросток воспримет такое отношение как несправедливость. Если хотите выразить свое отношение к чувствам подростка, говорите именно о себе: «Я этого не понимаю» или «А мне нравится».
Осознать значение требовательности
Ученики уважают требовательных учителей. Требовательный педагог побуждает себя и другого к нужной деятельности, основывается на воле, ответственности и осознанных ценностях.
Противоположность требовательности – попустительство. Такие учителя снисходительны и безразличны к процессу и результату взаимодействия с классом. Они работают только с послушными учениками или отказываются от выполнения части своих задач, если подростки сопротивляются. Педагог относится к работе попустительски, когда, например, ему не хватает сил совладать с обстоятельствами жизни и обязанностями. Попустительство – форма скрытой виктимности: такие учителя чувствуют себя жертвой и неумышленно провоцируют чужую агрессивность.
Рекомендации для учителей
Следите, каждый ли ученик вовлечен в урок. Быстро и ясно реагируйте на безделье. Старайтесь, чтобы каждый ученик осмысленно участвовал в уроке. Приводите аргументы, когда оцениваете содержание или результат деятельности ученика.
Поддерживайте собранный ухоженный вид, не теряйте самоконтроль. Содержите кабинет, рабочие материалы и журнал в порядке. Уважайте собственные чувства и желания, ясно выражайте их, когда они возникают. Изменяйте или завершайте те отношения, в которых партнер по общению придирается, нападает, обижает, дает непрошеные советы и оценки, унижает вас.
Коррекция поведения лидера класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Как скорректировать поведение агрессивного лидера класса, чтобы не допустить буллинга
В статье – инструкция, которая поможет вам изучить поведение агрессивного лидера в классе. Проведите для учащихся психологическую игру «Необитаемый остров», чтобы определить, как одноклассники относятся друг к другу и кто из них лидер, а кто жертва
Когда учитель жалуется, что ученик ведет себя агрессивно и одноклассники подражают его поведению, исследуйте лидерские качества подростка. Проведите диагностику уровня его агрессивности. Побеседуйте с учителем, учащимся и родителями.
Поговорите с учителем
При беседе с учителем уточните, как подросток проявляет агрессию и на кого она направлена: на сверстников или на взрослых. Определите тип агрессии: например, подросток прибегает к физическому насилию или оскорбляет сверстников. Ученик, который разозлился на плохую оценку или замечание учителя, может выместить злость на жертве буллинга. Спросите учителя, почему он считает подростка лидером, подражают ли сверстники его поведению.
Если педагог говорит о подростке обвинительным тоном, возможно он предвзято относится к ученику, игнорирует его сильные стороны. Предлагаем проверить информацию, которую получили от педагога.
Изучите отношения в классе
Проведите в классе социометрию Я. Морено. Подростка считайте лидером, если в классе
из 25 человек его выбрали 10 и более одноклассников. Методику используйте в работе с учащимися 5-11-х классов. В 1–5 х классах используйте социометрический эксперимент
Я.Л. Коломинского. Показатель лидерства – пять и более положительных выборов.
Если в ходе диагностики лидерская позиция подростка не подтвердилась, выясните, почему сверстники уступают или подражают ему. Подросток может быть лидером только внутри неформальной группы в классе. Если он единственный выражает несогласие и протест взрослому, сверстники будут прислушиваться к нему. Одноклассники могут бояться агрессивного подростка.
Понаблюдайте за взаимодействием лидера с одноклассниками
Посетите урок учителя, чтобы понаблюдать за поведением подростка. Определите, какую социально-психологическую роль занимает подросток в классе и как он использует ее.
Выявите, что конкретно вызывает симпатию одноклассников в лидере. Их может привлекать тип личности, который воплощает подросток, например «взрослый», «смелый», «модный» или «красавец». Лидерами могут стать подростки, которые инициируют и объединяют действия группы, точно определяют настроение и позицию одноклассников, быстро ориентируются в разных ситуациях. Подросток-лидер открыто выражает свое мнение. Одноклассники могут принимать в расчет то поведение лидера, на которое не решаются сами.
Проведите индивидуальную диагностику лидера
Чтобы выявить уровень агрессивности подростка, побеседуйте с ним. Предложите ученику заполнить опросник Басса – Дарки, тест руки и фильм-тест Рене Жиля. Используйте рисуночные методики, например «Вулкан», «Кактус», «Рисунок несуществующего животного» или «Дом, дерево, человек».
Определите, превышает ли уровень агрессивности подростка норму и какая форма агрессии преобладает: вербальная, физическая, косвенная, негативизм или раздражение. Уточните, с кем из сверстников, родителей или педагогов подросток ведет себя агрессивно. Агрессию подростков могут вызывать и отдельные социальные типы и группы, например представители других национальностей, авторитарные персоны или отличники. Подросток может заменять адресата агрессии: например, он злится на мать, но «атакует» учителя.
Исследуйте способы, с помощью которых подросток выражает агрессию. Агрессивное поведение может не соответствовать возрасту, например быть инфантильным. Выявите причины агрессии. Если подросток усвоил, что кричать и драться нормально, он будет выражать таким способом свои мысли, чувства и желания. Получить что-то с боем подростку проще, поэтому он может удовлетворять свои потребности и достигать целей с помощью агрессивного поведения. Когда у подростка есть внутренний запрет на выражение каких-то эмоций, он заменяет их злостью и раздражением. Например, подростку нравится сверстник, и он нападает.
Помогите лидеру справиться с агрессией
Проведите индивидуальную работу с агрессивным лидером. Пригласите подростка на консультацию. Составьте план развивающей работы на основе результатов диагностики и его личностных особенностей.
Научите преодолевать эмоциональное неблагополучие
Обсудите с подростком значимые потребности и цели, а также типичное для него эмоциональное состояние и способы, которыми он может это состояние изменить. Помогите осознать, как его переживания связаны с агрессивным поведением. Научите восстанавливать психологические ресурсы и неагрессивно защищать личные границы. Продемонстрируйте простые релаксационные техники, приемы самонаблюдения и саморегуляции.
Предложите подростку принять участие в тренинге. Группа поддержит его неагрессивное поведение. На занятиях со сверстниками подросток научится по контексту ситуации выбирать, когда реагировать неагрессивно, а когда можно проявить агрессию. Чтобы помочь подросткам справляться со злостью, предложите игровые приемы, например «Лист гнева». Прикрепите лист скотчем к стене в своем кабинете и в классе, чтобы подростки могли скомкать его, когда хотят.
Сформируйте рефлексивное отношение к агрессии
Подростку нужно оценить агрессивность и понять ее смысл в значимых отношениях. Рассмотрите, какие ситуации школьник воспринимает как угрожающие и вызывающие злость, и помогите осознать индивидуальные «пусковые механизмы» агрессивного поведения. Поговорите с ним о «роли выживания» и экспрессивной агрессии.
На групповых занятиях попросите ровесников дать обратную связь подростку: как они воспринимают его агрессивное и неагрессивное поведение. Смоделируйте разные ситуации, чтобы подросток попробовал выбрать поведение.
Покажите альтернативные способы поведения
Обсудите с подростком отношение окружающих к агрессивным способам достижения цели. Вместе сформулируйте, каких целей хочет добиться подросток и как их достичь, поможет ли гнев в этом. Научите отреагировать эмоции.
Совет
Чтобы подростки в группе выразили агрессию, предложите по очереди произнести слово «жаба» с нарастающей громкостью
На групповых занятиях расширяйте репертуар коммуникативных навыков подростков. Развивайте навыки активного слушания. Покажите, как разными способами выразить негативные эмоции, несогласие и запрет. Помогите участникам переоценить угрожающее, авторитарное и деструктивное поведение.
Скорректируйте дисфункциональные отношения
В беседе мотивируйте подростка оптимизировать отношения с окружающими. Обсудите, что он хочет изменить в отношениях со значимыми людьми. Помогите разделить, что подросток должен изменить в себе, а что в партнере по общению. Скорректируйте стереотипное поведение в проблемных ситуациях. Покажите, как определить и найти ресурсы для самопомощи, саморегуляции и помощи извне. Укрепите личные границы подростка и научите уважать границы другого человека.
Проведите беседу с семьей. Измените представления членов семьи о поведении подростка. Покажите, что агрессивное поведение – следствие потребностей и отношений подростка с близкими, а не особенность его личности. Старайтесь улучшить коммуникативный стиль и проницаемость личных границ членов семьи. Помогите им обнаружить неиспользуемые семейные ресурсы для психологической поддержки подростка.
Игра. Необитаемый остров
Проводите игру с подростками от 10 лет. Продолжительность занятия для группы из 25 детей – 30 минут.
Кто-то из подростков может отказаться играть. Скажите, что если отказывается один, игра не получится. Объясните, что по правилам нельзя удалить кого-то из класса или разрешить не участвовать.
Хорошо! Тогда начинаем. Представьте, что все награждены круизом по Атлантическому океану. Вы плывете и наслаждаетесь всеми возможностями лайнера-отеля. И тут произошло кораблекрушение! Никто из взрослых не спасся, а вы доплыли до маленького необитаемого острова посреди океана. Вам придется там выживать! Я буду задавать вопросы о жизни на острове. Не бойтесь высказывать свое мнение. Я хочу услышать каждого.
После завершения игры поблагодарите подростков за участие. Спросите, какие чувства вызвала игра, что было сложнее всего и почему, что оказалось неожиданным. Прокомментируйте выбор вождя. Скажите, что вам было интересно услышать все ответы и многих подростков вы увидели по-новому.Обсудите «съедение» игрока. Подтвердите, что это чрезвычайно сложный вопрос и ответы были для вас неожиданными. Укажите, что причин выбора кандидатов на съедение множество и этот выбор содержит в себе какую-то важную информацию. Попросите игроков дать высказаться «съеденному». Спросите подростка, не хочет ли он обсудить ситуацию с вами наедине.Останавливайте любые попытки критиковать друг друга. Если критика сильная и подростки хотят обсудить игру, предложите в течение двух дней собраться снова.
Борьба за лидерство в классе
Борьба за лидерство в классе
В большинстве ученических коллективов складывается своеобразная иерархия, внизу которой находятся пренебрегаемые дети, а на верхушке – один или несколько лидеров. Обычно в классе выделяется 2 – 3 харизматичных ученика, их слушают, им подражают остальные дети. У мальчиков лидерами обычно становятся самые сильные физически, быстрые на расправу школьники. Среди девочек лидируют либо наиболее популярные у мальчиков, либо самые сообразительные и общительные.
Выделяют также деловых и эмоциональных лидеров. Деловые – проявляют свои организаторские способности, когда нужно заниматься делами класса, в то время как эмоциональные (досуговые) лидеры больше тяготеют к общению, улаживанию конфликтов, с такими дети часто советуются и делятся своими переживаниями. Деловые лидеры могут быстро и вовремя выбрать лучший интернет магазин оригинальных подарков и запастись подарком учителю от класса ко дню учителя или другому празднику, а эмоциональный лидер может так весело и искусно преподнести этот подарок, что он долго не забудется, даже есть будет неинтересен учителю.
В младшем школьном возрасте дети больше всего ценят в сверстниках качества, характеризующие их как примерных учеников. Популярными становятся ученики, которых чаще хвалит учитель. В подростковом возрасте на первый план выходят нравственные качества товарищей: умение дружить, смелость, доброта, отзывчивость.
Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что к лидеру предъявляются следующие требования:
— гибкость поведения, развитые навыки общения;
— осведомленность и заинтересованность в делах школы и класса;
— способность выполнять свои обязанности, обладание достаточным авторитетом для влияния на других учащихся класса.
Многие учителя в процессе назначения актива класса допускают грубые ошибки. Во-первых, старосту класса выбирают из числа наиболее успевающих учащихся без учёта их организаторских и лидерских качеств, что, в конечном итоге, тормозит процесс формирования полноценного коллектива. Во-вторых, староста назначается на долгий срок, часто это приводит к формированию у него отрицательных качеств: высокомерие, зазнайство, эгоизм. А.С. Макаренко рекомендовал переизбирать руководителя коллектива раз в 3 – 6 месяцев. Таким образом, если в классе есть несколько ребят, обладающих организаторскими задатками, все они смогут реализовать свой лидерский потенциал и развить чувство ответственности.
Бывает, что роль лидера берёт на себя учитель, а учащиеся выступают в роли его помощников, при этом актив класса теряет свою воспитательную ценность: учитель подавляет развитие самостоятельности, а функции актива сводятся к поддержанию дисциплины. Такой подход может быть оправдан на младшей ступени обучения, но в подростковом возрасте, когда учитель теряет свой авторитет, а мнение сверстников выступает на первый план, он неэффективен, и со временем приводит к нарушениям дисциплины и борьбе за лидерство как с учителем, как и внутри класса.
Борьба проявляется в том, что кто-то из учеников периодически бросает вызов учителю, пытается сорвать урок, не подчиняется правилам. В отличие от других учеников, неформальные лидеры ведут себя агрессивнее, так как уверены в поддержке класса.
В каждом классе есть свои клоуны, дурашливые и задиристые ученики, которые время от времени нарушают дисциплину, пытаются выделиться перед одноклассниками, хвастаются. Такое поведение говорит о том, что эти учащиеся не удовлетворены своим местом в группе сверстников.
Всем учителям знакома ситуация, когда на средней ступени обучения начинается гонка за отметками, ученики пытаются всеми способами получить высокий балл, даже если он не соответствует уровню их знаний. Это ещё одна разновидность борьбы за высокое место в иерархии класса.
Эти «интриги» представляют собой естественное явление, школьники учатся оценивать свои личностные качества и бороться за признание.
Влияние лидера на коллектив сверстников может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное выражается в давлении, навязывании своих ценностей; положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подаёт хороший пример и т.п. Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации.
С положительным лидером учителю необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения, с помощью такого ученика, который имеет реальное влияние на своих одноклассников, можно добиться отличных результатов в воспитательной работе.
Буллинг в школе: причины, последствия, помощь (групповая консультация для педагогов)
1. Актуальность проблемы
Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.
Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости.
Всё это обуславливает рост насилия в школе между детьми. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения» и т.д.
2. Определение понятия «буллинг»
Определение буллинга:
«Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц. Ученик остро переживает агрессию, но по разным причинам не может на нее ответит» (Дэн Олвеус, норвежский психолог).
3. Признаки буллинга
Признаки буллинга:
4. Виды буллинга
Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или «взгляд» хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.
Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.
Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.
Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.
Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Современные технологии создают благоприятные возможности для такого негативного явления, как запугивание и издевательство с использованием интернета, мобильного телефона и других технологических ресурсов. Это явление значительно опаснее того, с чем мы имели дело лишь поколение назад. Оно получило название «кибербуллинг».
5. Психология участников буллинга
Психология участников буллинга: зачинщики, преследователи, жертвы и наблюдатели.
Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.
Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.
Зачинщики. Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.
Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя).
Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.
Знаменитый норвежский психолог Дэн Олвеус, отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети?
Итак, инициаторами травли могут стать:
Преследователи. Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?
Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.
Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить лидера класса.
В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).
В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.
Наконец, небольшой процент преследователей таким образом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К.Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. «Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется».
Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:
Ещё один аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.
Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. Не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.
Исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв: Первая: не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Вторая: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.
Рассмотрим типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.
«Любимчик»
Еще Януш Корчак в своей книге «Педагогическое наследие» (1991) писал, что дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Например, взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под свое покровительство и защиту, обрекая на одиночество и оскорбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.
«Прилипала»
Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей. И на новые попытки сблизиться, таким образом, отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих. Американский психолог Вайолет Оклендер в книге «Окна в мир ребёнка» пишет, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка.
«Шут» или «козел отпущения»
Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Может часто драться с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремится включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута. На уроках он выкрикивает разные шутки, ребята смеются. Постепенно любое его слово вызывает смех в классе. Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки.
Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.
Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.
Озлобленные
Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
Непопулярные
Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет. Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второклассник говорил: «Они со мной даже не здороваются!».
Наблюдатели. В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. Все зрители, очевидцы буллинга, будь то учащиеся, учителя, технический персонал или «чужие родители», даже если они не вмешиваются и не реагируют, конечно, испытывают большое психологическое давление. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам. Эти последствия для зрителей-очевидцев делают процесс противостояния буллингу в данной школе очень сильно осложненным.
6. Мифы о буллинге
Десять мифов о буллинге
Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только у слабого педагоги. Исследования подтверждают: в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.
Миф 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников. По данным исследований примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли.
Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет. Вот статистика частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Олвеуса).
Миф 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано не аффектами, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.
Миф 7. Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками. Отчасти это верно, но есть и другие дети, те, которые вполне социабельны, имеют друзей, у них до сих пор была нормальная самооценка. Жертвой буллинга может стать любой ученик, говорит статистика.
Миф 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). Это никогда не работало. Так же ошибочно считать, что работу с этими фактами следует передать психологу. Чего точно нельзя делать с буллерами (агрессорами), так это собирать их в группы и вести с ними психологические тренинги! Это связано с тем, что буллинг – это не спонтанное поведение. Буллер – это человек, который хладнокровно добивается власти над другими. К нему нужны совсем другие подходы. Не работает, кстати, и практика угрозы исключения из школы, как и само исключение. Еще менее разумно устраивать коллективные разборки с публичным покаянием, заставлять детей просить прощения – все это приводит только к эскалации травли. Ни одна разовая мера не поможет справиться с буллингом. Он требует принятия долгосрочных и ответственных обязательств, которые стали бы частью организационной культуры школы.
Миф 9. Решить проблемы детей-агрессоров можно с помощью их родителей. К сожалению, большинство детей-буллеров не имеют конструктивного контакта с родителями. Либо их родители сами являются людьми с властным нарциссическим характером, тогда поведение детей – это калька с поведения родителей, причем молчаливо одобряемая родителями. Либо такие дети тиранят и собственных родителей тоже, так как последние, скорее всего, не могут проявить необходимой твердости. В любом случае, родители сами не помогут справиться с проблемой буллинга. Школа должна четко отделить свою ответственность и ответственность семьи: «Если тебе разрешают так вести себя дома – пожалуйста, но не здесь, в школе другие правила!»
Миф 10. Учитель должен самостоятельно справляться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе. Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, когда педагоги объединяться против насилия.
7. Действия участников образовательного процесса, в случае буллинга
Почему нужно заниматься буллингом?
— Отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.
— Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.
— Равнодушие как установка педагогов.
Что делать? (3 уровня работы)
1. Изменить правила ОУ в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила.
Принцип: Ни один случай буллинга не остается безнаказанным.
2. Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе.
Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно.
3. Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями.
Что не считается эффективным? (Чего не делать)
Что делать психологу?
Как правильно работать с родителями?
Как правильно работать с педагогами?
Действия педагогов
Не игнорировать, не преуменьшать значение
Если в ОУ пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
Занять позицию
Если педагогу стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а, по возможности, и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
Разговор с группой
Обсудить с ребятами в группе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
Проинформировать педагогический коллектив
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов и т.д.
Пригласить родителей для беседы
Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.
Распознавать буллинг по первым же признакам
Действия на уровне образовательного учреждения
I. Повышение уровня коммуникативной культуры в ОУ: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между детьми и взрослыми в ОУ)
Повышение квалификации администрации ОУ по вопросу предотвращения буллинга. В ОУ должны быть разработаны правила поведения для всех учащихся, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В ОУ также создается Антибуллинговый комитет/Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п.
Повышение квалификации администрации по созданию позитивной атмосферы ОУ.
II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала ОУ
Педагоги должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.
Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.
Педагоги должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).
Педагоги должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.
III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес
Учащиеся должны уметь и быть готовы:
Список литературы