по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

Следы транспортных средств и их классификация

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

Криминалистическое значение следов ТС – это возможность установления важных обстоятельств ДТП, транспортного преступления, преступления против личности, против собственности.

Изучение следов ТС позволяет выяснить механизм ДТП, как в целом, так и отдельные его элементы, определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии, идентифицировать ТС по его следам, определить техническое состояние некоторых агрегатов ТС, вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы. А также, установить направление движения ТС, наличие в кузове автомобиля груза и его характер.

ТС передвижения – это различные типы автомобилей, гусеничная техника, самоходные машины и механизмы, городской электротранспорт, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и т.д.

Следы ТС – это следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей ТС, следы на предметах, отделившихся от ТС, а также, различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Следы-отображения образуются в виде следов качания или скольжения колёс, возникающих в заторможенном состоянии, отпечатков рисунков протекторов на покрытии дороги, одежде или теле потерпевшего, вмятин, сколов, царапин, выбоин на преградах, остающихся на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии.

Следы-предметыостаются на месте ДТП в виде деталей автомобиля, элементов одежды потерпевшего, а также, части груза, перевозимого в кузове транспорта.

Следы-вещества на месте ДТП представляют собой лужицы и брызги ГСМ, охлаждающей и тормозной жидкости, объекты биологического происхождения (кровь, волосы и т.д.), частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного ТС на другое при их взаимодействии в процессе столкновения, скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.

В зависимости от характера дорожного покрытия, следы ТС делятся на:

По степени видимости:

В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте:

В зависимости от механизма следообразования:

· Статические (ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом, непрерывный оттиск следообразующих поверхностей в развёрнутом виде);

· Динамические (образуются в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса; как правило, такие следы растянуты, элементы рисунка протектора смазаны, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении);

К признакам, позволяющим установить групповую принадлежность ТС, относятся:

Количество осей может быть определено только по следам на повороте. При прямолинейном движении следы передних колёс перекрываются задними.

Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колёс, или между просветами задних спаренных колёс. Ширину колеи задних колёс можно измерить и при прямолинейном движении. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с чётким изображением рисунка.

База ТС представляет собой расстояние между передней и задней осями. Она измеряется при обнаружении следов стоянки или разворота с применением заднего хода.

К общим признакам следа колеса относятся:

К частным признакам относятся:

По следам ТС можно определить направление его движения:

После проезда лужи, чёткость следов уменьшается в направлении движения.

После проезда по мягкому или сыпучему грунту, грунт выбрасывается в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения.

Рисунок протектора типа «ёлочка» обращён открытой частью в сторону движения.

Капли жидкости, упавшие с движущегося автомобиля обращены острым концом в сторону его движения.

Стебли травы приминаются по направлению движения.

После наезда ТС на небольшой предмет, он сдвигается в направлении движения автомобиля. Получившаяся лунка будет иметь зазор со стороны направления движения.

Фиксация следов ТС:

Следы ТС фиксируют подробным описанием указанных признаков в протоколе. В нём, также, указывается поверхность на которой обнаружен след, тип дорожного покрытия, его состояние, вид обнаруженных следов, результаты их измерений, место расположения следов с привязкой к двум объектам, признаки направления движения ТС, способы фиксации, изъятия и упаковки следов.

Также, производится фотографирование. Если протяжённость следа большая, оно производится методом линейной панорамы. Наиболее чёткий след фиксируется с масштабным увеличением.

При наезде ТС на человека, или переезде через него, фотографируется сам объект одежды со следами

Источник

Вопрос: Следы транспортных средств

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного взаимодействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге связанные с движением транспорта.

В результате криминалистического исследования такого рода следов представляется возможным установить: тип, марку и модель транспортного средства, его конкретный экземпляр, а в ряде случаев скорость движения, степень нагруженности и характер перевозимого груза. Как и следы других объектов трасологического исследования следы транспортных средств могут быть объемными и поверхностными, статическими и динамическими, окрашенными и бесцветными, следами наслоения и отслоения. Что касается их внешнего строения, то характер этого параметра предопределяется характером внешнего строения следообразующего объекта.

С учетом этого следы транспортных средств принято подразделять на:

следы ходовой частиколесного, гусеничного транспорта и саней. Они различаются по механизму образования и внешнему строению следообразующего объекта;

следы колес,образованные в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (например, при движении юзом), к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы.

По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель.

Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин.

Следы гусеницобразуются траками, составляющими гусеницу. Они остаются в виде двух полос, расстояние между центрами которых соответствует ширине колеи. По следам траков можно определить тип и модель трактора и произвести его идентификацию

Следы неходовой части транспортных средствостаются при наездах, столкновениях и задевании движущимся транспортом неподвижных предметов. Своеобразие этих следов заключается в том, что их возникновение на следовоспринимающем предмете сопряжено с образованием следов и на самом транспортном средстве. Взаимообразование следов позволяет их использовать для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного средства и для реконструкции обстановки места происшествия по расположению следов на объектах соударения. Эти следы, будучи образованы различными составными частями кузова или, наоборот, на кузове, как и всякие другие следы отображения, могут быть использованы для установления групповой принадлежности или идентификации оставившего их транспортного средства или того предмета кото­рый оставил следы на транспортном средстве.

Как правило, факт взаимного контакта достоверно устанавливается на основании совпадения общих трасологических признаков: характера и зоны деформации, размеров и общей формы следов, консистенции следов-наслоений и т.д.

Следы на предметах, отделившихся от транспортного средства,
возникают при отделении его частей и деталей, которые могут быть использованы для розыска и установления скрывшегося с места происшествия транспортного средства.

Принадлежность установленной детали той или иной марке или модели транспортного средства определяется на основании справочных данных. Основанием для вывода о том, что задержанное транспортное средство скрылось с места происшествия, является отсутствие на нем найденной на месте происшествия детали или части. Для установления принадлежности отделившейся части транспортному средству проводится трасологическое исследование следов излома или следов отображений на отделившейся детали или транспортном средстве.

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

Различные материально фиксированные изменения (по которым можно судить о направление движения транспорта) остаются на дороге. Определение направления движения транспорта производится по признакам колес и другим отображениям. Следы, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия.

При их описании указывается:

1. характер дорожного покрытия;

3. ширина колеи и взаимное расположение следов;

4. рисунок протектора;

5. наличие форма и размеры отобразившихся дефектов шин;

6. расположение следов неходовой части и их признаки.

В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств. Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покрытии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной доро­ги. В этом случае частицы грунта переносятся протектором шины на дорожное покрытие. Объемные следы образуются на мяг­кой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дороге и т.п.). Однако у современного автомобиля следы передних ко­лес полностью или частично перекрываются следами задних ко­лес, поэтому обнаружить отпечатки всех колес можно только в месте поворота или разворота транспортного средства.

Криминалистическое значение следов транспортных средств. Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ располо­жения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортно­го средства.

По следам протекторов шин возможно установить тип транспортного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и от­брасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, по­логие концы которых обращены в сторону движения.

Направление движения транспортного средства можно про­следить и на траве, которая приминается в направлении движе­ния. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа вееро­образные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавлен­ные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т.п. Концы сломанных лежащих поперек следа веток направлены в сторону движения транспортного средства. Капли жидкости имеют расплывы в направлении
пе­ремещения транспортного средства. Существуют и иные признаки, по которым определяется направление движения транс­портного средства.

Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии автомобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможени­ем. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую во­дитель пытался погасить резким торможением.

Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправ­ного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, пря­молинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравно­мерным торможением левых или правых колес, наличием попе­речного уклона дороги. В этом случае отклонение происходит в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.

Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса остав­ляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.

В процессе торможения колесо останавливается (блокирует­ся), но транспортное средство под действием сил инерции бу­дет перемещаться вперед с образованием динамических следов торможении, в которых отображаются лишь общие признаки скользящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней
вы­ступов и впадин.

Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоении (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное
ко­лесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшест­вии на проезжей части кроме следов колес могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия ав­томобиля, краски и т.п.

Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его пе­ремещение в процессе отбрасывания и место конечной останов­ки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных поврежде­ний тела и обильного оттока крови, образуются обширные лужи потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.

Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рассматривать в двух аспектах — в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плот­но прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции сбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары заваливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.

Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары рассыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпев­шего, а большинство крупных — на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае
наряду с уже отмеченными обстоятельствами позволяет более
точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фа­ры позволяют ее идентифицировать.

Характерными для наезда транспортных средств на пешехода являются следы волочения. Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средст­ва одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.

Следы волочения указывают на­правление движения автотранспорта.

Для установления механизма дорожно-транспортного про­исшествия большое значение имеют следы на одежде потерпев­шего. Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.

По характеру повреждений одежды определяется поверх­ность, которая с ней соприкасалась, механизм образования сле­дов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле и виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от непо­врежденных частей одежды. Складки образуются в направле­нии, противоположном скольжению тела.

На одежду потерпевшего нередко попадают частицы лако­красочного покрытия автомобиля, осколки стекла, следы ме­таллизации, образующиеся при соприкосновении ее с хромиро­ванными деталями транспортного средства. Эти следы сохраня­ются продолжительное время и могут быть использованы для установления детали, оставившей такой след.

Целью транспортно-трасологической экспертизы является: установление транспортного средства, оставившего следы, вы­явление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой:

1. каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мо­тоцикла, велосипеда, трактора и проч.), какими его частями ос­тавлены следы;

2. какой моделью шины оставлены следы; каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, пе­редним, задним);

3. в каком направлении двигалось транспортное средство, ос­тавившее следы; какое место являлось местом столкновения транспортных средств; каково взаимное расположение транс­портных средств перед столкновением; под каким углом столк­нулись транспортные средства; каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда;

4. имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и проч.) следы транспортного средства; об­разовались ли следы в результате столкновения, наезда или пе­реезда; какова последовательность образования повреждении; каков механизм образования имеющихся следов.

Вопросы идентификационного характера:

1. оставлены ли следы данным транспортным средством;

2. не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок крон­штейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое;

3. не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном сред­стве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транс­портного средства.

Объектами транспортно-трасологической экспертизы явля­ются:

1. транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и проч.);

2. одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, ос­колки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;

3. слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;

4. ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотосним­ки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (па­норамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекто­ров шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;

5. протоколы осмотра места происшествия, осмотра транс­портного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования пред­ставляются:

1. колеса, шины или экспериментальные следы беговых по­верхностей колес проверяемого транспортного средства на бу­маге или ткани;

2. осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены ма месте дорож­но-транспортного происшествия;

3. транспортное средство со сколами лакокрасочного покры­тия, если на месте происшествии обнаружены частицы краски.

При обнаружении на месте ДТП следов лакокрасочных по­крытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назна­чается комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления меха­низма ДТП необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и
ос­тановочного пути и проч., назначается комплексная автотехническая экспертиза.

Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов.

Фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. На узловых снимках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдель­ные следы, отображающие общине и частные идентификационные признаки. При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку следует производить методом ли­нейной панорамы.

Для изъятия в целях экспертного исследования выбираются участки следов колес, где наиболее четко и полно отобразились частные идентификационные признаки. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов, после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.

Источник

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

Материал из CrimLib.info

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

Классификация транспортных средств

Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:

1) наземный транспорт;

2) подземный транспорт;

3) водный транспорт;

4) воздушный транспорт.

Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

по способу передвижения

Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.

Это тачки, тележки, велосипеды.

по устройству ходовой части

Классификация следов транспортных средств

Значение следов транспортных средств

Следы транспортных средств дают возможность:

1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

Признаки следов транспортного средства

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

по каким следам можно определить тип и вид транспортного средства

Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

Беговая дорожка

Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.

В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.

Следы ходовой части

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Колея

Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

База автомобиля

Признаки определения направления движения автомобиля

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д

Фиксация и изъятие следов транспортных средств

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *