по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

Материал из CrimLib.info

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

Классификация транспортных средств

Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:

1) наземный транспорт;

2) подземный транспорт;

3) водный транспорт;

4) воздушный транспорт.

Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

по способу передвижения

Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.

Это тачки, тележки, велосипеды.

по устройству ходовой части

Классификация следов транспортных средств

Значение следов транспортных средств

Следы транспортных средств дают возможность:

1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

Признаки следов транспортного средства

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

Беговая дорожка

Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.

В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.

Следы ходовой части

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Колея

Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

База автомобиля

Признаки определения направления движения автомобиля

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д

Фиксация и изъятие следов транспортных средств

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Источник

По каким признакам определяется направление движения автотранспорта? Как определить тип и модель транспортных средств по следам шин?

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Оглавление

1. Следы ног человека и транспортных средств…………………………….2

2. Осмотр и фиксация следов орудий взлома и инструментов……………9

3. Осмотр и исследование пломб и замков………………………………. 17

4. Средства и методы обнаружения и изъятия микрообъектов…………..25

5. Обнаружение, осмотр и исследование следов пальцев рук………….29

6. Изучение рукописей с целью их использования для розыска авторов и исполнителей………………………………………………………………………….41

7. Выявление поддельности оттисков печатей, штампов, технической подделки подписей……………………………………………………………………57

Следы ног человека и транспортных средств

Какие измерения должны сделать при изучении следа босой ноги и следа обуви, дорожки следов?

Следы ног человека подразделяются на: следы босых ног; следы ног, одетых в носки (чулки), и следы обуви.

В зависимости от механизма следообразования возникают статические или динамические следы ног (обуви).Статические следы образуются, когда человек стоит, идет или бежит, а динамические, когда он скользит.

В следах, оставленных обувью, измеряются:

5. длина промежуточной части;

7. глубина отпечатка каблука.

В дорожке следов измеряются: длина шага, его ширина и угол разворота стопы. Основой для расчета служит линия направления движения, представляющая собой прямую, проведенную посередине между следами правой и левой ноги. Длина шага определяется расстоянием между двумя однозначными точками отпечатков, последовательно оставленных правой и левой ногой[1]. Ширина шага представляет собой поперечное расстояние между следами от середины задней части каблуков правой и левой ноги. У разных лиц она колеблется от 6 до 12 см.

Способы фиксации следов ног и транспортных средств. Каким образом можно закрепить следы на сыпучем грунте?

Для изготовления копий с объемных следов применяют гипс, пасты «К», СКТН.

Наливной способ применяется для получения слепков со следов в плотном, влажном грунте. Насыпной способ применяется в тех случаях, когда дно следа покрыто водой или мокрым снегом, при удалении которых можно повредить отпечаток подошвы. В этом случае сухой гипсовый порошок высыпается через сито непосредственно на поверхность воды, оставшейся в следе. При комбинированном способе первоначально применяют насыпной, а затем, после образования плотной корки из гипса, ее смачивают водой, укладывают каркас и заливают сметанообразным раствором гипса.

По каким признакам определяется направление движения автотранспорта? Как определить тип и модель транспортных средств по следам шин?

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Определить направление движения можно по следующим признакам, имеющимся в следах:

1. при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

2. при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

3. капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

4. рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

5. при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

6. камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой следов ног и автотранспортных средств.

В числе идентификационных вопросов большую группу составляют вопросы, связанные с установлением родового тождества (групповой принадлежности). К числу таких вопросов относятся:

1. оставлены ли представленные на экспертизу следы ногами человека?

2. принадлежат ли следы мужской или женской обуви?

3. обувью какого вида и размера оставлены следы?

4. не оставлены ли обнаруженные следы ногами человека, обутыми в чулки (носки)?

В целях установления конкретного тождества эксперту могут быть поставлены следующие вопросы:

1. не принадлежат ли следы босых ног, обнаруженные на месте происшествия, подозреваемому?

2. не оставлены ли следы ног, обнаруженные на месте происшествия, обувью, изъятой у подозреваемого в ходе проведения обыска?

3. не оставлены ли следы ног, обнаруженные на месте происшествия, чулками (носками), изъятыми у обвиняемого в ходе выемки?

Источник

Следы транспортных средств

Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора.

Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, имеющимся в следах:

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была очевидна локализация следов, затем сам след, предварительно зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.

В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.

Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.

Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).

Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.

Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:

а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;

б) о характере имеющихся в нем неисправностей;

в) о перевозимом грузе;

г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;

д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.

Наши партнеры

2015-2021 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Источник

Установление направления движения автомобиля, торможения и остановок

Пытаясь избежать ответственности, водитель нередко скрыва­ется с места происшествия. В этих случаях важно найти следы, ко­торые позволяют определить направление движения скрывше­гося транспортного средства и организовать его поиск и задержа­ние. Вполне достоверных следов этого рода нет, поэтому нельзя пренебрегать теми следами, которые могут хотя бы отчасти по­мочь решению данной задачи.

По следам транспортного средства можно определить направ­ление его движения по таким признакам:

— переезд через лужу, грязь сопровождается интенсивным окрашиванием при выезде и убывании интенсивности в сторону движения;

— в песке, глине, снегу дно следа от выступающих участков протектора шин имеет форму зубьев, пологие стороны которых об­ращены в сторону движения;

— вдоль следов наблюдаются веерообразные отложения пыли,

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

Рис. 24. Признаки направления движения:

1 — следы брызг жидкости, через которую проехала автомашина; 2 — рельеф дна следа на мягком грунте; 3 — расположение пыли около следа; 4 — соотношение углов расхождения (а) и углов схожде­ния (О) следов на повороте; 5 — направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости; 6 — капли жидкости, упавшие с транспортного средства; 7 — примятая трава; 8 — рас­положение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде; 9 — след торможения; 10 — распо­ложение концов палки, сломанной при переезде

снега и острые углы направлены в сторону движения;

— при наезде колес на лежащие камешки и другие предметы они сдвигаются в сторону движения транспорта;

— лежащие поперек дороги ветки, прутья, палки при переезде через них ломаются и своими концами направлены в сторону дви­жения;

— при движении по траве стебли растений вершинами будут наклонены в сторону движения транспорта;

— шина повышенной проходимости с рисунком типа елочки (при правильной установке) развернутым углом направлена в сто­рону движения;

— при поворотах следы передних колес располагаются дальше от центра и при окончании поворота, сливаясь со следами задних колес, образуют более острый угол, чем в начале поворота;

— достаточно верные признаки, указывающие направление движения, появляются в случаях, когда с движущейся машины на дорогу падают капли какой-либо жидкости (масла, бензина, воды). Упав на дорогу, капли получают форму, напоминающую знак вос­клицания. Своим острием (вытянутым концом) они направлены в сторону движения машины. Появление такого признака связано с той или иной неисправностью транспортного средства или пере­возимого груза. Возникшие следы сохраняются непродолжитель­ное время, поэтому медлить с поиском и фиксацией их не следует;

— след торможения в начале менее насыщен, чем в конце, т. к. мгновенно заблокировать колеса транспортного средства практически невозможно;

— очень редко тормоза срабатывают настолько эффективно, что максимально возможное замедление наступает сразу. Чаще всего сначала на дороге возникает след торможения (возможно, и с поперечным смещением), затем след шин при блокированных колесах, а потом след заноса. Изучение последовательности выяв­ленных следов часто позволяет сделать правильные выводы отно­сительно направления движения.

Следы колесных гужевых транспортных средств

Кроме следов автомототранспорта, на месте происшествия мо­гут быть обнаружены следы животных, как результат использова­ния преступником гужевого или вьючного транспорта. Внимание криминалистов к этому виду следов за последние годы заметно ослабло. О них пишут редко и мало, т. к. применение гужевого транспорта резко сократилось. Однако пренебрегать их следами еще рано.

Колеса гужевого транспорта бывают шинными (железными, пневматическими, резиновыми, сплошными и составными) и безшииными (деревянными и железными).

Железная шина обтягивает обод колеса, и концы чаще всего свариваются между собой. К колесу она прикрепляется либо гвоз­дями, либо при помощи болтов. Поверхность такой шины хорошо отпечатывается на грунтовой дороге, мягком снегу и т. д.

Пневматические шины встречаются редко, а следы, оставляе­мые ими, трудно отличить от следов автомобильных и мотоциклетных колес. Если внимательно осмотреть объемный след, оставлен­ный таким колесом, то, в отличие от автомобильного, на боковой стенке следа отсутствует дугообразная полоска.

Сплошные резиновые шины ставят на легкие экипажи и их ширина не более 3,5 см. Составные резиновые шины ставятся на легкий гужевой транспорт (пролетки, дрожки). Встречаются они очень редко. Они состоят из резиновых кубиков, укрепленных на ободе, и в следе отображается вереница квадратиков.

Колеса без шин изготавливаются из дерева и железа. Деревян­ные используются на грунтовых дорогах для перевозки легких грузов в сельской местности. Железными колесами снабжаются сельскохозяйственные машины. В следе такого колеса отпечатыва­ются шов в месте сварки, обод, концы спиц. Такие следы легко об­наруживаются на влажном грунте.

Перечисленные виды колес и шин имеются:

— на одноосном транспорте (двухколесном) — двуколка, бего­вые дрожки, шарабан, походная кухня и т. д.;

— на двухосном транспорте — повозки, фургоны, телеги и т. д. Тип гужевого транспорта определяется:

— по наружной длине окружности колеса. У повозок, телег, походных кухонь может наблюдаться «восьмерка колеса». Волнообразность такого следа повторяется через равные промежутки и дает возможность измерить длину окружности колеса. В иных случаях измерение производится аналогично следам автотранспор­тных средств;

— по ширине колеи и беговой дорожки. При измерении шири­ны колеи следует учитывать специфическую особенность. Колеса гужевого транспорта укрепляются на осях с большим допуском, что позволяет их свободно передвигать, и могут располагаться са­мым различным образом. Смещаются вдоль оси они и на ходу, что особенно часто наблюдается в повозках, подвергшихся значитель­ной эксплуатации. Поэтому необходимо производить не одно, а не­сколько измерений ширины колеи в разных местах.

Признаки, позволяющие произвести индивидуальную иденти­фикацию гужевого транспорта, имеют производственное проис­хождение (перекосы при посадке шины на обод; сварочные швы; расположение и форма гвоздей и болтов при креплении шины на ободе). Но они могут быть и эксплуатационными (порезы, снаши­вание шляпок гвоздей или болтов и т. п.).

Четкие объемные следы остаются на глине, мокром снегу, до­рожной пыли, а поверхностные — на асфальтовых и бетонных по­крытиях (если следы образуются из мелких и твердых частиц пы­ли). Динамические следы резиновых шин не отображают мелкого рельефа и для индивидуальной идентификации практически не­пригодны.

Следы животных

На месте происшествия следы животных встречаются в следу­ющих случаях:

— когда животные используются для перевозки тяжестей в ви­де гужевого и вьючного транспорта;

— когда они являются объектами преступного посягательства;

— когда животное сопровождает преступника.

Изучение следов животных на месте происшествия помогает восстановить картину преступления или его конкретные обстоя­тельства; получить информацию для розыска животного и иденти­фицировать его.

При расследовании дел чаще всего встречаются следы ног ло­шади (копыт и подков).

Копыто лошади состоит из роговой стенки, подошвы и стрелки. Роговая стенка имеет три слоя: наружный (тонкая, прозрачная оболочка, защищающая от неблагоприятных факторов), средний и внутренний. Роговая подошва — часть копыта, обращенная к земле, а роговая стрелка находится в задней части копыта и по форме напоминает треугольник (рис. 25).

Рис. 25. Схема следа неко-ванного копыта лошади: АБ — длина; ВГ — шири­на; ДЕ — расстояние меж­ду отпечатками передней части роговой стенки и стрелки

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

Рис. 26. Схема отпечатка под­ковы: АБ — длина следа; РТ — ширина следа; ДЕ и ЛК — размеры отпечатка пя­точного шипа; МН и ОП — размеры отпечатка переднего (зацепного) шипа; СВ — рас­стояние между отпечатками соседних гвоздей

В следах отпечатываются общие признаки (нижние края рого­вой стенки, поверхность роговой подошвы) и частные (признаки заболеваний копыта — деформация роговой стенки, трещины, над­ломы, выросты и иные дефекты; дефекты на роговой подошве ко­пыта).

Копыта относительно эластичны, и поэтому в следе отпечатываются расплывчато, не имея четко очерченных границ. Копыта быстро изменяются по мере роста и стирания, что осложняет иден­тификацию. Если лошадь становится рабочей, то износ опережает процесс восстановления копыт. Поэтому в целях предохранения копыт и усиления устойчивости ног рабочих лошадей принято под­ковывать.

С точки зрения возможности индивидуальной идентификации следы подков более ценны.

В подкове различают верхнюю (прилегающую к копыту) и нижнюю (к земле) поверхности; две ветки — внутреннюю (обра­щенную к парной ноге) и наружную (противоположную); бухтовку — скос на внутренних сторонах подковы; дорожку ребра — в виде канавки на нижней поверхности; гвоздевые отверстия (от 6 до 8); отворот (зацепной шип) — в виде оттянутой полукруглой пластины в наружном крае подковы; пяточные шипы (рис. 26). Общие признаки подковы: форма, размер и т. п. Частные появ­ляются в процессе изготовления подковы, в момент ковки, в ре­зультате эксплуатации (отколовшиеся кусочки, выбоины, увеличе­ние гвоздевых отверстий и выпадение гвоздей, дефекты на голов­ках гвоздей, дефекты шипов и пр.).

В следе копыта измеряются длина и ширина в самом широком месте; расстояние между отпечатками стрелки и передней частью роговой стенки. В следе подковы измеряются: длина и ширина подковы; длина и ширина следов шипов; расстояние между ветвя­ми пяточной части; расстояние между следами шляпок гвоздей. Изучая особенности дорожки следов лошади, можно получить ориентировочные сведения о физических качествах животного (возрасте, величине), об особенностях «походки» и быстроте пере­движения. Различают четыре вида аллюра: шаг — медленный ал­люр, при котором лошадь опирается не меньше чем на три ноги, а при ускоренном шаге на две ноги; рысь — лошадь опирается на землю двумя ногами по одной диагонали; иноходь — лошадь опи­рается двумя ногами, но не по диагонали, а параллельно (правые ноги — передняя и задняя и левые — передняя и задняя); галоп — сначала опускается одна, а затем вторая задняя нога и одновре­менно с ней передняя нога (противоположная задней по диагона­ли). Быстрота передвижения при шаге составляет 3,5—4,5 км в час, а при ускоренном шаге — до 6—7 км.; при рыси и инохо­ди — 9—12 км; при галопе — 15—20 км.

Следы саней (лыж)

В зимнее время транспортными средствами служат сани (аэро­сани), лыжи. Их. следы относятся к динамическим и возникают в процессе скольжения. Полозья могут быть деревянными или же­лезными. Деревянные полозья часто покрывают железными поло­сами.

Установленных нормативов ширины полозьев и расстояний

77между ними не существует. В конкретной местности часто придер­живаются своеобразного «стандарта» в изготовлении саней, осо­бенно при единичном их источнике происхождения (кустарная ма­стерская, фабрика). Как и в колесном транспорте, о виде саней можно судить на основе исследования беговых дорожек и колеи. Необходимые для этого данные дает измерение их ширины, но нужно иметь в виду, что в результате скольжения след расширя­ется (раскатывается). Об этом могут свидетельствовать соскобы снега в сторону. На сухом рассыпчатом снегу плохо остаются сле­ды, а мягкий влажный снег хорошо отображает микрорельеф по­лозьев. На обледеневшей поверхности можно обнаружить только следы от сильно выступающих элементов.

Индивидуальная идентификация по следам саней (лыж) воз­можна лишь в редких случаях — при наличии существенных де­фектов и благоприятных условиях следообразования.

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

по каким признакам можно определить направление движения транспортного средства

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *