по каким критериям на ваш взгляд можно оценить эффективность взаимодействия с родителями
Оценка эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Светлана Донская
Оценка эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Один из важных принципов современных требований к технологии реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проектируемой ДОУ, является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Следовательно, мониторинг, в котором участвуют родители, может быть направлен на выявление особенностей семьи и семейного воспитания, педагогической культуры родителей, индивидуальных особенностей ребенка, а также оценку эффективности образовательного процесса.
У педагогов выявляется уровень готовности к взаимодействию с родителями и компетентности в данном направлении деятельности. Оценивают себя педагоги сами, либо руководитель образовательной организации проводит анализ деятельности педагога. Избежать субъективности оценки возможно путем соотнесения результатов самодиагностики педагога и его оценки руководителем. Объективности оценки способствует учет мнения родителей.
Первичный мониторинг направлен на получение данных о семье, особенностях воспитания, об интересах, потребностях родителей в сотрудничестве, едином видении задач воспитания и развития детей.
Промежуточный мониторинг позволяет оценить представления и умения родителей в конкретных областях, предваряет создание педагогических проектов, внесение изменений в педагогический процесс. Промежуточный мониторинг проводится и как дополнительный с теми семьями, дети которых проявляют сложности в развитии.
Целью итогового мониторинга является: определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.
Проводить мониторинг должны как педагоги, так и руководители учреждений, заинтересованные в эффективной работе с родителями.
Процедура мониторинга позволяет не только педагогу оценить степень заинтересованности родителей и стремление их активно участвовать в образовательном процессе ДОУ, но и родителям осознать собственные интересы, определиться в воспитательной позиции, лучше узнать собственного ребенка, установить желаемую потребность во взаимодействии с педагогами. В результате у педагогов появляется возможность определить родителей к одной из групп (активные родители, ситуативно-активные, равнодушные) и планировать работу с разными группами родителей.
Заинтересованные родители активно участвуют в деятельности ДОУ, группы, вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают идеи, оказывают существенное влияние на организацию образовательного процесса, разрабатывают совместно с педагогами мероприятия и активно в них участвуют.
Ситуативно-активные родители социально активны, готовы придти на помощь и педагогам, и детям. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров их настроение может резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимодействии с педагогами, родителями, детьми.
Равнодушные родители – не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий, не участвуют в деятельности ДОУ, группы, не выполняют отдельные поручения.
Ежегодная оценка состояния взаимодействия дошкольного учреждения с семьямипозволяет условно подразделить педагогов на три группы:
1) активные педагоги – не допускают в работе формализма; учитывают социальный запрос (интересы, нужды, потребности) родителей в планировании работы группы, учреждения; проводят социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.) и учитывают её особенности в планировании работы; используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные, внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы с семьей; стремятся к диалогу при организации работы с родителями; создают условия «открытости» группы и дошкольного учреждения для родителей.
2) ситуативно-активные педагоги – стремятся к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; минимально учитывают в работе интересы, нужды, потребности, запросы родителей; изучают социальный профиль семей воспитанников; сочетают во взаимодействии с семьей традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, при большем акценте на традиционные формы; организуют открытые мероприятия для родителей в основном в праздничные дни; используют наглядно-информационные формы работы с семьей, используют пути наиболее рационального их применения.
3) пассивные педагоги – формально подходят к планированию и осуществлению работы с семьей; в работе не учитывают интересы, нужды, потребности и запросы родителей; бессистемно используют в работе только традиционные формы взаимодействия с семьей; организуют открытые мероприятия для родителей только в дни праздников; неэффективно используют наглядно-информационные формы работы с семьей, стремятся подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.
Крайне важно выявить трудности, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. Чаще всего у педагогов отсутствуют необходимые знания и навыки в организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей, отмечается низкий коммуникативный уровень.
Критерии эффективного включения семей в образовательноепространство ДОУ следующие:
1. Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
2. Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ.
4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Важно добавить к перечисленным выше такой критерий, как разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий.
По мнению В. А. Зебзеевой неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т. е. индивидуального подхода.Для анализа данного вопроса выделяют ряд критериев:
1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;
2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;
4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;
5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Для осуществления полноценной оценки важно также определить уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг. Полученные результаты станут основанием для дальнейшего планирования работы.
2. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья:методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.
«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.
«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.
Открытое занятие с родителями «Песочная терапия». «Проблемы и перспективы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи». Здравствуйте родители,уважаемые гости. Сегодня мы собрались на очередное заседание»Клуба молодой семьи».Тема семинара-практикума:»Песочная.
Партнерство образовательного учреждения и семьи как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми ПАРТНЁРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Педагогический совет «Роль индивида в эффективности организации деятельности образовательного учреждения» «Роль индивида в эффективности организации деятельности образовательного учреждения» Данный педагогический совет предполагает общее знакомство.
Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.
Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социализации дошкольника Детство- период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества,.
Работа с родителями и её результативность
Анна Сусарева
Работа с родителями и её результативность
Здравствуйте Уважаемые коллеги!
Начало нового учебного года предлагаю начать с обсуждения важной для нас с Вами темы взаимодействие «Детского сада» с семьями воспитанников, а в частности воспитателя и родителей.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Взаимоотношения с родителямицелесообразно выстраивать поэтапно:
«Давайте познакомимся!». На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
«Давайте подружимся!». На этом этапе родителямпредлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.
«Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)
Непосредственной задачей детского сада является «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать индивидуальный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Взаимодействие педагогов и родителейдетей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
Уважаемые родители и воспитатели давайте не забывать помогать во всем друг другу, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится!
Работа с родителями В начале каждого учебного года составляется план работы воспитателя с родителями. На первом родительском собрании родителей знакомят с задачами.
Работа с родителями. Работа с родителямиЧтобы найти контакт с родителями, нужно чувствовать меру своей ответственности, знать, что в детском саду душа должна.
Работа с родителями Педагогический коллектив ДОУ стремиться к открытой социально – педагогической системе, готовой к сотрудничеству со всеми учреждениями социального.
Работа с родителями Анкета для родителей. Физкультурно-оздоровительная работа. Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут.
Работа с родителями Так как ФГОС призывает к более тесной работе с родителями,я решила их приблизить к нашей работе,работе воспитателя через элементарные поручения,.
Работа с родителями. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на.
Работа с родителями Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Работа с родителями Сентябрь. № Активные формы работы Наглядная инфор-мация Индивидуальная работа Цель Материал Ответственный 1. Совместная подго-товка к учебному.
Работа с родителями Работа с родителями в ДОУ является важным аспектом в воспитании подрастающего поколения. Родители главные воспитатели своих детей. Дошкольные.
Работа с родителями Анкетирование Дата Ответст. Папка-передвижка Дата Ответст. 1. «Ваши ожидания от образовательного процесса в подготовительной к школе группе».
Статья на тему «Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность ДОУ в условиях ФГОС
Нина Авдиенко
Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность ДОУ в условиях ФГОС
Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования.
Ребята должны быть вовлечены в различные деятельности, исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Поэтому работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО особенно актуальна.
В ФГОС указано, что нужно развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг.
Семья – это самая влиятельная структура, под воздействием которой формируется человек. Вырастая, мы часто не замечаем, как сильно зависим от мнения родителей, привыкаем смотреть на мир через призму семейных ценностей и традиций, установок и принятых правил поведения. Образ личности складывается из того, как строятся взаимоотношения в семье, от того, чувствует ли человек любовь и уважение или привык к тому, что его не замечают, а общение проходит только в скандалах и на повышенных тонах. Куда бы мы ни переместились, в каком бы обществе ни развивались, как бы много мы ни достигли, наш личный опыт взаимодействия внутри своей семьи с родителями, братьями и сестрами будет всегда следовать за нами, определяя наше поведение.
Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС ДО. Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.
Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений: (одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.
Учитывая актуальность детско-родительских отношений в семье, перед нами стоит цель – содействие комфортных условий и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.
содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;
расширение возможностей понимания своего ребенка родителями и улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через совместные мероприятия;
формирование доверия родителей (законных представителей) к педагогам ДОУ.
Поставленные цели и задачи реализуется путём блоков следующей направленности:
В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективноговзаимодействия с детьми педагогами проводятся:
групповые консультации, родительские собрания;
анкетирование родителей: «Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком» (методика разработана Е. И. Захаровой, доцентом кафедры возрастной психологии МГУ, канд. психол. наук, Анкета «Что мешает вашему ребенку?»
Как и в работе с детьми, так и в работе с родителями, наиболее эффективный результат сопровождения детско-родительских отношений дает игровой тренинг, поэтому предлагаю распространить опыт воспитателя Лынник Ю. Н., в проведении не традиционных родительских собраний с включение игровых занятий, как с родителями, так и совместных детско-родительских. В помощь проведения таких собраний предлагаю программу психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений «Организация семейного клуба в условиях ДОУ».
Целью работы Семейного клуба является формирование у родителей психолого-педагогической компетентности и рефлексии, позволяющей понимать своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним.
Показателями эффективности работы клуба является:
1. Появление интереса у родителей к содержанию занятий.
2. Возникновение дискуссий по инициативе родителей.
3. Ответы на возникшие вопросы самими же родителями, приведение примеров из собственного опыта.
4. Повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов, а также посещение самих заседаний.
5. Активизация размышлений родителей, откровенность признаний собственных психолого-педагогических ошибок, теоретическое нахождение оптимальных методов воспитания детей в процессе заседания клуба.
Схема взаимодействия детского сада с семьей
— Консультации, тренинги, круглые столы
-Совместные праздники и развлечения
-Дни открытых дверей
-Психологические опросы, тестирование
Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной процесса с помощью игровых тренингов; совместных с детьми родительских собраний; праздников, где родители участники, а не зрители, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.
Чтобы правильно и наиболее эффективно выстроить работу с родителями, необходимо знать родителей.
Методы изучения семьи
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если вы будете знать не только своих воспитанников, но и их семьи.
Каковы же сами методы изучения семьи:
Наблюдение за ребенком;
Посещение семьи ребенка;
Обследование семьи, при помощи проектных методик;
Беседа с родителями.
Я предлагаю вашему вниманию несколько методик:
«Какая атмосфера царит в твоей семье?»
«Благополучны или неблагополучны ваши отношения с детьми»
«Насколько вы близки своему ребенку?»
«Что мы знаем о своем ребенке?»
Проективный тест «Семейная социограмма»
Тест на определение типа матери
Вы можете самостоятельно разработать свою анкету с интересующими вас вопросами, в системе детско-родительских отношений. Цель этих анкет, проектных методов изучения сводится, к тому, чтобы облегчить вашу работу с родителями и воспитать полноценно развитого нового члена общества!
А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер Стили семейного воспитания
Бодалев А. А. Психология межличностных отношений
Дружинин В. Н. Психология семьи
Закона РФ «Об образовании»
Формы работы с родителями в условиях ДОУ Настоящее время заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к реализации программ и созданию условий для полноценного.
Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников.
Родительская конференция как форма активного включения семей в развитие и воспитание детей дошкольного возраста В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.
Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на.
Новые формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС Шлыкова Людмила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золушка» С введением Федерального государственного образовательного стандарта в образовании.
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ» Полноценное развитие ребенка должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели в детском саду. Для этого мы в своей педагогической деятельности.
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в условиях ФГОС до Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Муниципального образования – городской округ город Касимов.
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева Светлана Работа с родителями в условиях реализации ФГОС.