по исламу можно делать эко

Можно ли мусульманам делать ЭКО?

Ассаламуалейкум! Пожалуйста, ответьте на вопрос «Ислам и ЭКО (искусственное оплодотворение эмбриона)». Разрешена ли эта процедура или же запрещена для мусульман? Хотели бы узнать точный ответ. И еще один вопрос – опубликуйте, пожалуйста, дуа о ребенке, чтобы забеременеть. Заранее спасибо! Макпал.

Только Аллах дает потомство и решает, когда даровать супружеской паре ребенка. Изначально мусульмане должны уповать на Всевышнего и обращаться к Нему за помощью. Однако это не означает категорический отказ от консультаций в центрах планирования семьи с опытными врачами, чтобы удостовериться, что у вас нет никаких физических осложнений.

Некоторые пары испытывают сложности с зачатием и прибегают к различным способам, чтобы малыш появился на свет. Один из современных методов лечения бесплодия — экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), то есть оплодотворение яйцеклетки и выращивание эмбриона в специальной питательной среде с последующим перенесением в матку женщины, где развивается беременность.

Бездетность может стать серьезным испытанием для мусульманской семьи. Однако Аллах не желает трудностей для Своих рабов. Он даровал нам возможность исцеления от болезней, что, по мнению исламских алимов, ведет к допустимости ЭКО. Мусульманские правоведы отмечают, что при проведении этой процедуры нужно соблюдать ряд условий:

— если используются семя мужа и яйцеклетка жены;

— нужно исключить вероятность подмены или смешивания с семенем другого мужчины;

— полученный в лабораторных условиях зародыш должен помещаться в матку женщины, от которой была взята яйцеклетка.

Только в этих случаях процедуру ЭКО можно считать дозволенной шариатом. При выполнении всех трех условий на наступившую беременность распространяются все остальные религиозные предписания, в том числе установленные для развода или траура сроки (идда), кровное родство и другие.

Ислам запрещает прибегать к услугам суррогатных матерей вне зависимости от их вероисповедания, так как Коран призывает заботиться о чистоте рода. Если при искусственном оплодотворении не соблюдаются вышеупомянутые условия, то знатоки фикха уподобляют это прелюбодеянию (зина).

Дуа за будущих детей супружеская пара делает еще за его рождения: сначала с намерением завести его и просьбой к Аллаху даровать ему счастливую жизнь, потом с молитвой родить его здоровым, без трудностей. После этого отец и мать всю жизнь делают дуа за своего ребенка, чтобы Аллах даровал ему баракат и благословил его.

В Исламе известно несколько молитв, которые нужно читать тем, кто собирается стать родителями. Им посвящена отдельная публикация, найти которую можно здесь.

Источник

Искусственное оплодотворение в исламе: можно или нельзя?

по исламу можно делать эко

Искусственное оплодотворение разрешено только при строгом выполнении некоторых условий

К тому, что в браке у супругов может не быть детей, приводят разные факторы, встречающиеся как у женской половины человечества, так и у мужской в равной мере. Это очень деликатная тема. В мусульманских странах разрешено шариатом применение метода искусственного оплодотворения, но только при строгом выполнении некоторых условий.

Во-первых: следующие пять методов запрещены согласно Шариату. Они запрещены либо сами по себе, либо по причине последствий, к которым приводит использование этих методов, таких как смешивание родословной (происхождения), незнание того, кто является матерью ребенка, или по другим причинам, противоречащим Шариату.

1. Когда оплодотворение совершается между спермой взятой у мужа и яйцеклеткой взятой у женщины, не являющейся его женой, после чего эмбрион помещается в матку жены.

2. Когда оплодотворение производится между спермой взятой у мужчины, который не является мужем, и яйцеклеткой взятой у жены, после чего эмбрион помещается в матку жены.

3. Когда оплодотворение совершается вне тела между спермой и яйцеклеткой супружеской пары, после чего эмбрион помещается в матку женщины, добровольно вызвавшейся вынашивать его (суррогатное материнство).

4. Когда оплодотворение совершается снаружи между спермой мужчины, который не является мужем, и яйцеклеткой женщины, которая не является женой, после чего эмбрион помещается в матку жены.

5. Когда оплодотворение совершается снаружи между спермой и яйцеклеткой двух супругов, после чего эмбрион помещается в матку другой жены (этого мужа).

Таким образом, искусственное оплодотворение возможно тогда, когда в сперме мужа имеются живые сперматозоиды. Возможно, их количество недостаточно, и приходится из каждой порции спермы отбирать первую часть, в которой их концентрация максимальна. Накопленная таким образом сперма затем вводится во влагалище жены. Бывают и другие причины, по которым сперматозоиды мужа не могут достичь яйцеклетки жены и оплодотворить ее. В некоторых случаях процесс оплодотворения производится вне организма женщины, для чего берется как сперма мужа, так и яйцеклетка жены (так называемое зачатие в пробирке). Полученный таким образом зародыш впоследствии внедряется в матку своей матери.

Как в случае введения спермы в женские органы, так и в случае «зачатия в пробирке» Ислам предписывает руководствоваться одним принципиальным правилом: допустимо только оплодотворение яйцеклетки жены спермой мужа. В этом процессе не должны участвовать ни другой мужчина, ни другая женщина. Что же касается персонала лаборатории, то он обязан быть предельно внимательным для того, чтобы исключить какую-либо вероятность ошибки (например, введения женщине спермы мужчины, не являющегося ее супругом).

Многие исламские ученые, например шейх Махмуд Шалтут, утверждают, что введение в организм женщины спермы мужчины, не являющегося ее мужем, квалифицируется как прелюбодеяние, хотя за этот поступок и не предусмотрено столь же строгое наказание.

Источник

Искусственное оплодотворение как помощь при бесплодии

Внимание! Перед применением описываемых на сайте Islam.Global медицинских процедур обязательно проконсультируйтесь с сертифицированным врачом-специалистом!

Фраза «искусственное оплодотворение» становится всё чаще на слуху. Бесплодные пары, которые по медицинским показаниям не могут зачать ребёнка традиционным способом, либо супруга – выносить, вынуждены прибегать к альтернативным методам, пользоваться современными медицинскими технологиями.

В первом случае семьи нередко выбирают ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Однако это только один из возможных способов, отличающихся между собой сложностью и эффективностью. Суть его заключена в том, что процесс оплодотворения происходит вне женского организма. Лишь потом зародыш вводится в тело матери.

С точки зрения Шариата все учёные единодушны во мнении, что в целом искусственное оплодотворение не противоречит канонам ислама – разумеется, при соблюдении некоторых условий:

1. Это должны быть семена мужа и яйцеклетка супруги

Никакие чужие, донорские, биологические материалы не допускаются. Поэтому в исламе запрещено пользоваться «банком спермы» и сдавать туда свой биологический материал. Такое приравнивается к категории зина – прелюбодеянию, а также грозит потерей родословной ребёнка. Каждый мусульманин должен знать свой род и поддерживать родственные связи.

2. Оплодотворённая клетка должна вводиться только законной жене, а не чужой женщине

Таким образом, суррогатное материнство также запрещено в исламе. Причина кроется в том, что формирующийся в утробе плод наследует часть качеств от той женщины, что его вынашивает. Обоснование данного запрета имеется и в коранических аятах:

Однако прибегать к искусственному оплодотворению супруги могут только после получения соответствующих медицинских показаний. Это альтернативный, но в то же время крайний способ в попытке зародить новую жизнь. Исламские богословы ссылаются на хадисы, в которых говорится о том, что Всевышний не создал болезни, от которой нет лекарства для исцеления.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

А исламе можно ли семена мужа сделать ЭКО для жены брата, наверное это Зина, пожалуйста можете ответить.

Источник

Допустимо ли искусственное зачатие в Исламе? Если да, то какие есть для него условия? На эти вопросы отвели ученые ДУМД

по исламу можно делать экоПо данным статистики, мужской и женский факторы бесплодия практически с одинаковой частотой могут привести к бесплодному браку. Учитывая специфику проблемы, очень важно отметить, что только взаимопонимание супругов, обоюдная поддержка и соблюдение всех норм Шариата в таких вопросах могут послужить залогом успеха в процессе комплексного обследования и лечения бесплодия. Согласно статистике в России каждый пятый брак является бесплодным. Современная медицина разработала методы искусственного оплодотворения, которое в настоящее время становится все более распространенной процедурой.
С вопросом об искусственном зачатии к нам обратился житель Тюмени Махмуд Аббясов.

Как же относится шариат к подобным медицинским новшествам?

Инсеминация

В 1899 году английский анатом Джон Хантер впервые осуществил искусственную инсеминацию. Искусственная инсеминация – самый простой способ оплодотворения. Смысл этой процедуры в том, что сперму мужчины очищают от примесей, концентрируют и вводят непосредственно в полость матки. Дальше все идет естественным путем: сперматозоид перемещается к маточным трубам, где встречается со зрелой яйцеклеткой и оплодотворяет ее. К этому методу прибегают, когда сперматозоид не может самостоятельно добраться до яйцеклетки.

Инъекция

При тяжелых формах мужского бесплодия экстракорпоральное оплодотворение проводят с помощью ICSI – интрацитоплазматической инъекции сперматозоида. Этот метод позволяет в яйцеклетку сделать инъекцию одного отобранного сперматозоида. Такая процедура приводит к оплодотворению даже в том случае, когда у мужчины имеется всего лишь один жизнеспособный сперматозоид. В некоторых случаях его приходится извлекать непосредственно из яичек.

Суррогатное материнство

Суррогатное материнство – это перенос оплодотворенной яйцеклетки в матку с последующим развитием беременности.

Этот метод получил название ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение.

Искусственное зачатие с помощью ЭКО возможно проводить практически при всех формах женского бесплодия: при повреждении маточных труб, гормональных, иммунных и иных нарушениях.

Врачи производят забор спермы у мужчины, после чего ее концентрируют. Затем половые клетки мужчины и женщины помещают в емкость с питательным раствором, где они соединяются при определенной температуре. Полученные эмбрионы проверяют на отсутствие дефектов, а затем переносят в матку чужой женщины, где они и развиваются дальше, как при естественной беременности.

Решение шариата

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном со слов Усамы бин Шурейка, говорится: «Принимайте лекарства, рабы Аллаха, потому что Всевышний не послал такой болезни, для которой нет излечения, кроме старости» (имам Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). Ислам разрешает использовать для лечения определенные средства, и одним из них является искусственное оплодотворение жены. Однако это считается дозволенным при обязательном соблюдении определенных условий, когда зачатие естественным путем, по мнению специалистов, невозможно по причине болезни. Условия эти таковы:

Первое. Разрешается, если при оплодотворении используются сперма мужа и яйцеклетка жены.

Второе. Разрешается, если оплодотворенная яйцеклетка от мужа и жены или полученный в лабораторных условиях зародыш спермы мужа и яйцеклетки жены помещается в ее же матку (т. е. жены), от которой была взята яйцеклетка.

Третье. ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если есть какие-либо сомнения в том, что сперма мужа и яйцеклетка жены подменены или смешаны с семенем другого мужчины.

При соблюдении всех трех условий на наступившую беременность распространяются все остальные религиозные предписания, в том числе, установленные сроки идда или траура по причине развода или смерти мужа, кровное родство, наследство и т. п.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ категорически перемещение полученной спермы мужа и яйцеклетки жены эмбриона для последующего развития в матку посторонней женщины, даже если эта женщина является второй третьей или четвертой женой того мужчины, у которого взята сперма. В Коране говорится (смысл): «…Мы выводим вас [из утробы ваших матерей] младенцами…» (сура «аль-Хадж», аят 5).

В этом аяте Аллах сделал материнство следствием зачатия и последующего развития именно в утробах женщин, т.е., законных матерей. Материнство – это одно неделимое целое.

Также категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование донорской спермы для оплодотворения жены.

Во всем, что запрещает Ислам, есть мудрость и польза. Ислам, запрещая прелюбодеяние (зина) и усыновление (удочерение), сохраняет родословную человека. И именно с такой целью Ислам запрещает (неполовой путь зачатия) при несоблюдении вышеперечисленных условий. Если же при искусственном оплодотворении не соблюдаются вышеупомянутые условия, то исламские ученые уподобляют это прелюбодеянию (зина). Родословную же ребенка, родившегося от прелюбодеяния, относят матери и такой ребенок, согласно исламскому шариату не получает права называться ребенком того, от кого его родила мать. На такого ребенка не распространяются ни кровное родство отца, ни наследство и т. д. Если же, полученный методами искусственного оплодотворения яйцеклетку оплодотворяют спермой чужого мужчины (не являющегося ее мужем), и потом полученный эмбрион переносят в матку другой женщине, то родословную ребенка, родившегося таким путем, не относят ни к матери, ни к отцу, т. к. материнство – одно целое и оно не делится.

Если же женщине введут сперму мужчины, который не является ее мужем, то родословную ребенка относят к матери, но не к отцу.

Мы призываем врачей и родителей подходить к этому вопросу со всей серьезностью и ответственностью, т. к., прибегая к таким методам и не учитывая вышесказанные условия, вы лишаете ребенка его законного рождения и родословной, родственных уз и наследства, и вы за это будете отвечать перед Аллахом. Священные тексты Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в обязательной форме повелевают заботиться о чистоте рода ребенка, о его наследственности и т. д., и воздержаться от всего, что способствует разрушению этого.

Лучше всего в вопросе зачатия детей, как и во всех других вопросах уповать на волю Всевышнего. Тем, кому суждено увидеть этот свет, независимо от обстоятельств, будут рождены естественным путем. Терпение – половина веры.

Да поможет Вам Аллах!

Фетва, вынесенная каноническим отделом ДУМД

по исламу можно делать эко

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Разрешается ли в исламе искусственное оплодотворение?

Под искусственным оплодотворением подразумевается соединение мужского сперматозоида и женской яйцеклетки неестественным путем или не в результате половой близости для достижения беременности. Согласно некоторым источникам, мусульманские врачи прибегали к подобной практике на лошадях еще в XIV веке. [1] В Европе искусственное оплодотворение известно с конца XVIII века. Предшествовало этому предположение Левенгука, высказанное еще в 1677 г., о том, что зачатие происходит в результате проникновения сперматозоида в организм женщины. В 1827 г. впервые было дано описание яйцеклетки и уже в 1891 г. была осуществлена первая успешная трансплантация эмбриона одной самки кролика другой.

Наконец, в 1899 г. английский анатом Джон Хантер впервые осуществил искусственную инсеминацию. Сперма мужчины, страдавшего от гипоспадии [2], была собрана и введена в половые пути его супруги. Процедура завершилась наступлением беременности. В 1918 г. во Франции впервые была осуществлена инсеминация с использованием спермы постороннего мужчины.

Искусственная инсеминация – самый простой способ искусственного оплодотворения. Смысл этой процедуры заключается в том, что сперму мужчины очищают от примесей, концентрируют и вводят непосредственно в полость матки. Дальше все идет естественным путем: сперматозоид перемещается к маточным трубам, где встречается со зрелой яйцеклеткой и оплодотворяет ее.

К этому методу прибегают, когда сперматозоид не может самостоятельно добраться до яйцеклетки. Такое случается, например, когда у женщины нарушены свойства слизи шейки матки (ее мало, она слишком вязкая или содержит вещества, повреждающие сперматозоиды), у мужчины снижены показатели спермы (ее мало или недостаточно жизнеспособных подвижных сперматозоидов) и т.д.

В 1930 г. Пинкус впервые применил технологию суррогатного материнства – перенос оплодотворенной яйцеклетки в матку с последующим развитием беременности. В 1934 г. Красовская добилась оплодотворения яйцеклетки кролика в лабораторных условиях.

В последующие годы ученые бились над тем, как выделить яйцеклетку женщины. В 1960 г. в клиническую практику вошел метод лапароскопии [3] и спустя восемь лет появился метод взятия яйцеклетки. Однако первые успешные эксперименты по слиянию половых клеток в лабораторных условиях и внедрению в организм женщины готового эмбриона заставили себя ждать довольно долго. Лишь в 1975 г. эмбриологу Эдвардсу и гинекологу Степто удалось добиться наступления беременности. Однако она оказалась внематочной, и эксперимент завершился неудачей. Первый ребенок, появившийся на свет в результате зачатия в пробирке, родился лишь в 1978 г. Им стала девочка Луиза Браун.

Этот метод получил название ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение. Он был значительно облегчен после изобретения ультразвуковой диагностики в 1979 г. Благодаря новой методике стало возможным получение яйцеклетки с помощью пункции.

Искусственное зачатие с помощью ЭКО можно проводить практически при всех формах женского бесплодия: при повреждении маточных труб, гормональных, иммунных и иных нарушениях.

Экстракорпоральное оплодотворение занимает от 14 до 15 дней и состоит из нескольких этапов. На первом – с помощью лекарственных препаратов стимулируют рост половых клеток в яичниках женщины. На втором — в ходе небольшой хирургической манипуляции под общим наркозом из яичников извлекают зрелые яйцеклетки. Оба этапа проходят под контролем УЗИ. Потом врачи производят забор спермы у мужчины, после чего ее концентрируют. Затем половые клетки мужчины и женщины помещают в емкость с питательным раствором, где они соединяются при определенной температуре. Этот процесс занимает примерно от 1 до 5 дней. Полученные эмбрионы проверяют на отсутствие дефектов, а затем переносят в матку, где они и развиваются дальше, как при естественной беременности. После этих этапов в матке оказывается сразу нескольких оплодотворенных яйцеклеток, что повышает шанс забеременеть и не исключает вероятность рождения сразу нескольких детей. По оценкам экспертов, такое случается примерно в 20-25 % случаев удачных беременностей с использованием метода ЭКО.

При тяжелых формах мужского бесплодия экстракорпоральное оплодотворение проводят с помощью ICSI — интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида. Впервые этот метод, при котором в яйцеклетку делается инъекция одного отобранного сперматозоида, был успешно применен в 1994 г. Такая процедура приводит к оплодотворению даже в том случае, если у мужчины имеется всего лишь один жизнеспособный сперматозоид. В некоторых случаях его приходится извлекать непосредственно из яичек.

Таким образом, на сегодняшний день в медицине практикуется три основных метода искусственного оплодотворения: искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение и интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида.

Шариат разрешает прибегать к любому из этих методов при выполнении нескольких условий. Во-первых, если при этом используются сперма мужа и яйцеклетка жены. Во-вторых, если нет никаких сомнений в том, что они были подменены или смешаны, например, с семенем другого мужчины. В-третьих, если полученный в лабораторных условиях зародыш помещается в матку женщины, от которой была взята яйцеклетка. При выполнении всех трех условий на наступившую беременность распространяются все остальные религиозные предписания, в том числе установленные для развода или траура сроки (идда), кровное родство и т.п.

Однако прибегать к искусственному оплодотворению можно только в тех случаях, когда зачатие естественным путем, по мнению специалистов, невозможно по причине болезни. Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали со слов Усамы б. Шурейка, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Принимайте лекарства, рабы Аллаха, потому что Всевышний Аллах не послал такой болезни, для которой нет излечения, кроме старости».

Искусственное оплодотворение приносит очевидную пользу конкретным людям, семье и обществу в целом, и у нас нет оснований для того, чтобы запретить этот метод излечения бесплодия. Основанием для такого запрета не может считаться даже неизбежное разрушение некоторых эмбрионов во время лечения одним из этих методов, поскольку они находятся на ранней стадии развития и лишены души. Кстати, именно по этой причине католическая церковь запретила искусственное оплодотворение, назвав гибель неразвившихся эмбрионов “убиением невинных младенцев”.

Но если беременность у женщины, от которой взята яйцеклетка, не наступает, то шариат запрещает прибегать к услугам суррогатной матери для того, чтобы она выносила чужого ребенка. При этом не имеет значения, какую религию исповедует эта женщина.

Это объясняется тем, что ребенок, согласно установлению Аллаха, должен развиваться в утробе своей матери: «Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках» (аз-Зумар, 6).

Причина этого запрета заключается в том, что развивающийся плод наследует определенные качества от женщины, которая его вынашивает.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что один из сподвижников спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

– Моя жена родила черного ребенка.

– У тебя есть верблюды?

– Есть ли среди них верблюды пепельного цвета?

– Отчего же так происходит?

– Наверное, на них повлияла наследственность.

– Так же и твой сын. Наверное, на него повлияла наследственность.

Священные тексты указывают на существование наследственности и повелевают заботиться о чистоте рода. По этой же причине запрещается вступать в половую близость с рабыней, если она беременна от другого мужчины. Ат-Тирмизи передал со слов Рувейфи б. Сабита, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто уверовал в Аллаха и в Последний день, тот не должен поить своим семенем чужого ребенка».

Из этого следует, что шариат запрещает создание так называемого банка спермы, наподобие банка спермы для искусственного оплодотворения здоровых и умных женщин с целью получения выдающегося потомства. Вот то, что мы можем сказать по этому вопросу. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Примечания

[1] Аль-Ислам ва Кадайа аль-Аср, с. 91.

[2] Гипоспадия – врожденное недоразвитие мочеиспускательного канала, при котором его наружное отверстие открывается на нижней поверхности члена, мошонке или промежности. Это – самая частая аномалия развития органов мочеполовой системы.

[3] Лапароскопия – эндоскопическое исследование брюшной полости с прокалыванием брюшной стенки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *