по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

Виды педагогической деятельности

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

Ни один человек, проживающий в обществе и имеющий социальные отношения, не может существовать, не ощутив на себе педагогического воздействия. Это жизненно необходимое и постоянно востребованное общественное явление, обусловленное закономерностями социального, культурного и цивилизационного становления человечества.

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

Что такое педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это особый вид человеческих отношений, обеспечивающий процесс передачи жизненного опыта как духовного, так и практического от обучающего обучающемуся.

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

Это один из древнейших видов деятельности возникший ещё на заре человечества. Его появление было обусловлено необходимостью сохранить знания и умения рода и передать их новым поколениям. Однако как вид профессиональных занятий, имеющий определённые требования к реализации, она оформилась только с возникновением письменности, ставшей приоритетной формой закрепления знаний. В этот период сформировалась специальная группа людей, не только владеющая письменностью, но и способная обучить других этому уникальному способу сохранения и распространения культурных и социальных основ общества.

В узком, практическом, смысле педагогическая деятельность понимается как осознанно выбранная профессиональная практика некоторых членов общества, реализуемая в отношении учащихся школ и других учебных заведений, содержанием которой является их обучение, воспитание, образование и развитие, осуществляемое специальными педагогическими средствами и методами.

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

Важнейшей отличительной чертой педагогической деятельности является её совместная форма осуществления, предполагающая реализацию через обязательное донесение необходимых знаний педагогом до ученика. Такая работа не подразумевает одностороннюю трансляцию знаний без учёта их усвоения другой стороной. Её сущность именно в их переходе к обучающемуся и усвоении им. Таким образом, в этом виде деятельности осуществляется не только самореализация педагога, но и проводится работа над совершенствованием ученика: повышением уровня его знаний, умений, культурных и бытовых навыков, а также социализации и адаптации в обществе.

Какие виды педагогической деятельности существуют

Педагогическая деятельность способна успешно реализовываться только в целостном педагогическом процессе, добиваясь намеченных целей за счёт комплексного использования всех средств и способов донесения знаний до обучающегося, и применяя для этого разнообразные её виды.

Анализ практического использования этих видов позволяет говорить об их неразрывной взаимосвязи и взаимопроникновении и только для более углублённого изучения особенностей каждого из них, они рассматриваются изолированно. Тем не менее каждый вид педагогической деятельности обладает собственными специфическими чертами.

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

Выделяют семь основных видов педагогической деятельности.

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

Отмеченные особенности представленных видов педагогической деятельности позволяют говорить о том, что успешное развитие личности обучающихся способно осуществляться только при условии тесной взаимосвязи всех этих видов. Все они в том или ином объёме имеют место практике каждого педагога и являются обязательными условиями обеспечения полноценного учебно-воспитательного процесса.

Источник

Педагогика как наука

7.4. Основные категории педагогики

Основные, фундаментальные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие.

В широком смысле воспитание – передача накопленного исторического и культурного опыта (знаний, компетенций, ценностей) от поколения к поколению; процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. Воспитание охватывает воспитательную работу семьи, образовательных и общественных организаций, а также влияния на личность социума, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации и коммуникации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя образование и обучение.

Воспитательный процесс – закономерное изменение свойств и качеств его участников, условий воспитания и характера воспитательного взаимодействия.

Образование – сложный термин, который обозначает планируемые / непланируемые, формальные / неформальные процессы развития когнитивной, аффективной и психомоторной сфер личности в соответствии с ценностными ориентациями общества.

Образование понимается как:

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

7.5. Законы педагогики

А.М. Новиков определил систему основных законов педагогики [8, C.26-33], удовлетворяющую требованиям полноты и непротиворечивости, взяв за основание классификации источники нового жизненного опыта, приобретаемого обучающимся в образовательной деятельности:

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

7.6. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие

Педагогическая деятельность – специфический вид социальной и профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленных целей образования.

Педагогическую деятельность может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Непрофессиональная педагогическая деятельность характеризуется тем, что субъект не осознает возникающие педагогические проблемы и задачи, в условиях разрешаемых педагогических ситуаций использует житейские знания, действует на основе интуиции и не может обосновать принимаемые решения. Профессиональная педагогическая деятельность есть целенаправленное решение педагогических задач.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом целей обучения, воспитания и развития, а также условий и способов их достижения на практике. У обучаемого, выступающего в качестве субъекта и объекта педагогического воздействия, в ходе решения педагогической задачи должны появиться новообразования в форме личностных ценностей, знаний, компетенций, опыта деятельности, качеств личности.

В зависимости от типа решаемой педагогической задачи можно выделить следующие виды профессиональной педагогической деятельности:

по характеру решаемых преподавателем задач можно выделить следующие виды деятельности

Педагогическое взаимодействие (англ. instructional interaction ) – взаимные действия (воздействия) обучающегося и его окружения в образовательном пространстве, направленные на изменение обучающегося и его продвижение на пути к достижению образовательных целей.

Источник

Виды педагогической деятельности учителя.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Структура педагогической деятельности учителя.

Для приобретения и совершенствования педагогического мастерства учителю нужно представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков.

В учебно-воспитательном процессе можно выделить виды педагогической деятельности учителя:

Рассмотрим сущность каждого из этих видов деятельности и те требования к учителю.

Для этого учителю нужно :

Владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся

Знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие изменения в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить.

На основе этого диагноза он :

Конкретизирует ее цели и задачи

Стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений.

Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увлекательности и эмоциональности.

Подобная ориентационно-педагогическая деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и фоpм воспитания и обучения.

Конструктивно-проектировочная деятельность связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм.

Учителю нужно хорошо разбираться:

В психологии и педагогике организации воспитательного коллектива

В формах и методах воспитания

Развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности

Уметь планировать учебную и воспитательную работу.

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений.

Уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся

Развивать их инициативу планировании совместной работы

Уметь распределять задания поручения

Руководить ходом той или иной деятельности

Уметь вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает как организатор учебно-воспитательного процесса, как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Поэтому большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами.

Знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся

Хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается па выработке у учеников умений и навыков

Требуемые качества учителя:

Умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения

Побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности

Проявлять любовь к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них

Вникать в потребности и интересы учеников

Уметь завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой

Очень отрицательно сказывается на воспитании:

Казенный тон учителя в отношениях с учащимися

От такого учителя ученики обычно держатся на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность от него.

Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании.Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

Аналитика-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии.

Осуществляет педагогический процесс

Анализирует ход обучения и воспитания

Выявляет в них положительные стороны и недостатки

Сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались

Сопоставляет свою работу’ с опытом коллег

Алитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать обратную связь в своей работе, а значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательско-творческая деятельность. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя определенного творчества.

Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений.

Такова сущность и система умений и навыков по каждому из рассмотренных видов деятельности учителя.

Источник

Основные виды педагогической деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

К основные видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную и преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Преподавание – управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения.

Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной деятельности.

Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляются в общности цели и развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Педагог сочетает в себя ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственно-методической деятельности педагога.

Научная работа педагога выражается в изучении детей, формировании собственного « банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая – в выборе и разработке методической темы.

Культурно-просветительская – составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психологопедагогических исследований и т.д.

Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию- обеспечения выполнения плана, мотивацию или стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности ( социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии ), а так же некоторые специфические качества:

— физическое и психическое здоровье.

В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:

Проблема творческого потенциала и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

Проблема профессионализма учителя.

Проблема психологической подготовки учителя.

Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

Проблема повышения квалификации учителей.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, с компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно- деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

На данном этапе происходит подготовка детей на работу,с проговариванием с ними задач урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т.п.) Также высказываются добрые пожелания детям, дается моральная поддержка или предлагается детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливается мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно проводится работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.

Предлагается обучающимся система вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подводится итог.

На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой используется индивидуальная форма работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап- включение в систему знаний и повторение. Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках.

При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Организуется самооценка учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении школьников.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).

Источник

На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура и содержание»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура

ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………. 5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…. 13

Объектом исследования педагогическое явление ;

Предметом исследования воспитательный процесс, способствующий решению возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения ;

1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.

2. Раскрыть происхождение понятия «педагогика».

3. Проанализировать структуру и содержание понятия педагогики.

Теоретической основой послужили такие работы исследователей Анисимова В.В., Вигмана С.Л. Работы данных авторов сформировали представление о понятии педагогики и педагогической деятельности.

В своей работе Каменская Е.Н., Марков А.К., Сластенин В.А. д али понимание о структуре и содержании педагогической деятельности.

ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) постановка учителем педагогических целей и задач;

2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *