по форме представления информацию можно разделить на типы

По форме представления информацию можно разделить на типы

Классификация – это разбиение на группы по определенным признакам.

Классификация информации

По способам восприятияПо форме представленияПо общественному значению
Визуальная
Аудиальная
Тактильная
Обонятельная
Вкусовая
Текстовая
Числовая
Графическая
Музыкальная
Комбинированная
Массовая
— обыденная
— общественно-политическая
— эстетическая
Специальная
— научная
— производственная
— техническая
— управленческая
Личная
— знания
— умения
— навыки
— интуиция

Виды информации по способу восприятия

У человека пять органов чувств, с их помощью человек получает информацию о внешнем мире: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Органы чувствВид информации
ЗрениеВизуальная
СлухАудиальная
ОбоняниеОбонятельная
ВкусВкусовая
Осязаниетактильная

Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% — при помощи органов слуха <аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

Виды информации по форме представления:

Виды информации по общественному значению:

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Свойства информации

1. Объективность информации

Информация — это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Пример:

Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22′ С» — объективную (если термометр исправен).

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.

2. Достоверность информации

3. Полнота информации

Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

Пример:

Мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: «Недоученный хуже неученого».

4. Актуальность

Актуальность — важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

5. Полезность или бесполезность (ценность) информации

Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

Источник

По форме представления информацию можно разделить на типы

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

по форме представления информацию можно разделить на типы

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

по форме представления информацию можно разделить на типы

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

по форме представления информацию можно разделить на типы

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

по форме представления информацию можно разделить на типы

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

по форме представления информацию можно разделить на типы

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

по форме представления информацию можно разделить на типы

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

по форме представления информацию можно разделить на типы

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Источник

Информатика. 7 класс

Конспект урока

Информация, её свойства и классификация

Перечень рассматриваемых вопросов:

Полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Ценность информации – свойство, определяемое её пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности.

Специальная информация – сведения, которые могут быть непонятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов, которые эту информацию используют.

Массовая информация – сведения, понятные большей части населения.

Личная информация – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий.

Секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних.

1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.

2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.

3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.

4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

На прошлом уроке мы выяснили, что информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией. А что же такое информация? Это и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Источниками информации для нас являются: радио, телевидение, другие люди, книги.

Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации или об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.

Информация доставляется к нам с помощью сигналов различного типа. Они могут быть: световые, тепловые, звуковые, механические, электрические и другие.

Например, пылающий костёр одновременно может нести как световой, так и тепловой сигнал.

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.

Например: игра на скрипке.

Схематично непрерывный сигнал можно представить в виде непрерывной кривой линии:

по форме представления информацию можно разделить на типы

Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.

Например: текст книги, время на часах.

по форме представления информацию можно разделить на типы

Информация поступает к человеку в виде сигналов внешнего мира. Но, прежде, чем попасть в мозг для анализа и осмысления, эти сигналы воспринимаются нашими органами чувств. В соответствии со способом восприятия различают следующие виды информации:

По форме представления:

Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:

например, заявление: «Гора низкая» необъективно;

например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;

например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;

например, оповещение на мобильный телефон: «Деньги на вашем счету заканчиваются» – актуальна, если прочитана вовремя;

например, голосовое объявление на вокзале: «Отправление поезда через 5 минут».

Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:

Необъективная: вода горячая; температура воды +70 0 С

Пояснение: необъективным является выражение «вода горячая», т.к. зависит от мнения человека: одному человеку вода покажется горячей, другому эта же вода покажется просто тёплой.

Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в 18.00 на стадионе нашего города.

Пояснение: информация «концерт состоится вечером» является неполной, во избежание ошибки, требуется пояснение, где и в какое время состоится концерт.

Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.

Пояснение: информация «завтра у вас состоится контрольная работа» актуальна, а информация «в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры» неактуальна и содержит устаревшие сведения.

Достоверность: люди бессмертны; день сменяет ночь.

Пояснение: информация «день сменяет ночь» соответствует современным научным представлениям и является достоверной, а вот научных доказательств бессмертия людей нет.

Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル67.56ルーブル

Пояснение: первая информация «Курс доллара 67 рублей 56 копеек» записана на понятном для нас русском языке, в отличие от иероглифов второго предложения.

На уроке мы изучили основные свойства информации и виды информации по способу восприятия.

Разбор заданий тренировочного модуля.

Определите, о каком виде информации идёт речь в следующих отрывках.

Ёжик любил рисовать цветы. Он показал ей свои рисунки, это было нечто! Цветы Ёжика были настолько диковинные и фантастические, иногда даже совсем нереальные, но всё же это были цветы.

Пояснение: информация получена в результате просмотра рисунков, с помощью органов зрения – визуальная.

И вот однажды вечером, когда Анюта играла во дворе со своей подругой Ритой, они услышали чей-то тоненький голосок:

– Наверное, это котёнок! – сразу догадались девочки.

Пояснение: информация получена с помощью органов слуха и называется аудиальной.

Помню… тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести.

Пояснение: информация о запахах получена с помощью органов обоняния и называется обонятельной.

Источник

Виды информации по форме представления

по форме представления информацию можно разделить на типы по форме представления информацию можно разделить на типы

Всего получено оценок: 130.

Всего получено оценок: 130.

Любое сообщение можно представить по-разному. Можно написать письмо, нарисовать рисунок, сделать фотографию или снять видеофильм. Информация может быть различных видов в зависимости от того, какой способ выбран для ее представления.

Виды информации по форме представления

Ежедневно люди узнают что-то новое – получают новую информацию. Информация – это знания об окружающем мире. Новые сведения можно получить: из телевизионных передач, из книг, из объяснений учителя на школьных уроках.

Человек может получить знания о любом предмете по-разному: услышать о нем рассказ, увидеть собственными глазами, потрогать и даже понюхать. Поэтому сообщение, которое мы хотим передать кому-либо, можно представить в различном выражении.

Различают следующие виды информации по форме представления:

Расскажем кратко о видах информации по форме представления.

Текстовая информация

Текстовая информация – это информация, представленная в форме текстового сообщения, которое написано или напечатано. Здесь кодирование речи выполняется с помощью специальных символов – букв. Закодировать информацию, представив ее в виде текста, можно с помощью алфавитов всех существующих естественных языков, на которых общаются между собой люди.

В каждом языке свой набор букв или специальных знаков – иероглифов. Сначала тексты писали от руки, затем с изобретением книгопечатания, появились печатные тексты.

по форме представления информацию можно разделить на типы

Рис. 1. Китайская каллиграфия.

Числовая информация

Числовая информация – это количественное отображение свойств объектов окружающего мира. Все характеристики объекта, которые можно представить в виде чисел: масса, высота, скорость передвижения – это числовая информация. Существуют различные системы цифр, с помощью которых выражаются количественные характеристики: арабские, римские, клинопись – система знаков в виде клиньев. В памяти компьютера данные также представляются в числовом формате – в виде двоичного кода, который представляет собой набор нулей и единиц. Большое значение числовая форма представления информации приобрела с возникновением товарно-денежных отношений.

Любой текст можно закодировать цифрами, используя специальные системы кодирования, когда каждой букве соответствует определенный набор чисел. Такой способ шифрования называется шифром простой подстановки. Здесь каждой букве ставится в соответствие ее порядковый номер в алфавите языка. Например, А – первая буква алфавита имеет номер 1, Б – 2.

по форме представления информацию можно разделить на типы

Рис. 2. Двоичный код.

Графическая информация

Графическая информация — это информация, представленная в виде картин, чертежей, рисунков, фотографий. Графическая форма дала возможность хранить сведения об окружающем мире. Первые наскальные рисунки древности являются примером такого вида информации. Пещерная живопись является источником ценных сведений для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности. На них переданы в виде картинок подробности об истории изучаемой местности.

Известно, что человек воспринимает 80 % информации с помощью органов зрения. Поэтому графическая форма представления так популярна. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

По мнению американских ученых, лучше всего запоминается информация, находящаяся в правом верхнем углу области печати и меньше всего схватывается информация из левого нижнего угла.

Звуковая информация

Звуковая информация — это все что можно услышать: музыка, речь человека, шум машин за окном. С древних времен песни и музыкальные произведения передавались из уст в уста, от музыканта к музыканту. Позже придумали способ кодирования музыки с помощью специальных символов – нот.

С появление звукозаписывающих устройств появилась возможность хранения и распространения звуковой информации. Теперь достаточно купить музыкальный диск любимого исполнителя или найти в Интернете понравившуюся композицию.

Видеоинформация

Видеоинформация — это информация, представленная в виде движущихся изображений – фильмов. С появлением в конце 19 века кинематографа появилась возможность сохранения «живых» картин окружающего мира. Кинематограф стал важной частью современной культуры.

по форме представления информацию можно разделить на типы

Что мы узнали?

Информация – это сведения об окружающем мире, которые могут быть представлены в разном виде. В зависимости от формы представления различают текстовую, числовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Источник

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Тестовые задания для самоконтроля. Информация и информационные процессы

Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление

1. Какое из следующих утверждений точнее всего раскрывает смысл понятия «информация» с обыденной точки зрения?

2. Непрерывным называют сигнал:

3. Дискретным называют сигнал:

4. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, называют:

5. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:

6. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

7. Известно, что наибольший объём информации физически здоровый человек получает при помощи:

8. Укажите «лишний» объект с точки зрения соглашения о смысле используемых знаков:

9. Укажите «лишний» объект с точки зрения вида письменности:

10. К формальным языкам можно отнести:

11. По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

12. Дискретизация информации — это:

13. Дайте самый полный ответ.

При двоичном кодировании используется алфавит, состоящий из:

14. Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус» длиной ровно шесть символов?

15. Для пяти букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв — из двух битов, для некоторых — из трёх битов). Эти коды представлены в таблице:

по форме представления информацию можно разделить на типы

Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000.

16. Шахматная доска состоит из 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество битов потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

17. В какой строке единицы измерения информации расположены по возрастанию?

18. Объём сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11 264 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?

19. Дан текст из 600 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 16 х 32. Определите информационный объём текста в битах.

20. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен из символов алфавита мощностью 16, а’второй текст — из символов алфавита мощностью 256. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?

21. Информационные процессы — это:

22. Под носителем информации принято подразумевать:

23. В какой строке верно представлена схема передачи информации?

24. Гипертекст — это:

25. Поисковой системой НЕ является:

26. Даны запросы к поисковой системе. По какому запросу будет найдено наибольшее количество соответствующих ему страниц?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *