песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида
Общие представления о песочной терапии
Общие представления о песочной терапии по книге М.В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми»
Просмотр содержимого документа
«Общие представления о песочной терапии»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
по дисциплине МДК. 01.01 Теоретические основы
обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования
специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Выполнила: студентка 1 курса группы Вкш
1.Главные принципы песочной терапии
Песочная терапия – это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.
Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной на специальном подносе с песком, подобно тому, как они актуализируются в снах или воображении.
Сегодня «песочницу» активно используют в гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.
В качестве материалов используются песок, вода, миниатюрные фигурки. С их помощью создаются композиции на специальном подносе.
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного.
2. Механизм психокоррекционного воздействия
Механизм психокоррекционного воздействия – установление клиентом связи, контакта с глубинными пластами собственной психики, встреча с несознаваемыми частями Я.
Основные задачи песочной терапии:
Возможности песочной терапии:
3. Оснащение кабинета песочной терапии
4. Процесс песочной терапии
Продолжительность одной консультации 50-60 минут, периодичность рекомендуется от 1 – 2 раз в неделю, полный курс может составить 12 – 15 сессий.
На первой консультации нужно ознакомить клиента с тем, как организован процесс.
1. Демонстрация песочницы 2. Демонстрация коллекции игрушек 3. Построение песочной картины 4. Обсуждение песочной картины.
5. Основные вопросы психолога к клиенту
Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя.
6. Ключевые характеристики песочных картин
3) Сюжет (сюжеты) песочной картины – отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Условно можно разделить картины по сюжетной динамики на три линии:
— динамичные – имеют героя или героев, который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет.
— статичная картина – это стоп-кадр некоего сюжета.
— смешанные – статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя.
4) Конфликтное содержание песочных картин – отражает внутреннее напряжение человека, оно может быть описано следущими характеристиками:
— направленность агрессии – может проявляться как аутоагрессия и гетероагрессия
— адресность агрессии – показывает адресата агрессивных действий
5) Ресурсное содержание песочной картины – служит опорой для психологического консультирования и является интегральной характеристикой.
6) Символическое поле песочной картины – отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.
7. Семейная песочная картина
Техника игры с песочницей и семейная терапия при их сочетании представляют различные возможности, это связано с:
1. Ящик с песком выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии
2. В ходе игры психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов
3. В процессе хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи
4. Техника отвечает потребностям ребенка и членов семьи
5. В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы
8. Песочная терапия с детьми
Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, который является выражением его способности и права строить свою жизнь. Стадии игры с песком:
1) Хаос – отражает эмоциональное смятение и хаос, присутствующие в жизни ребенка
2) Борьба – в песочницу переносятся внутренние конфликты
3) Гармония – жизнь возвращается в нормальное русло, восстанавливается порядок и равновесие
Оснащение кабинета песочной терапии
1. Подносы с песком
Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5×72,5×7 см (часто используются другие пропорции, например, 50x70x8 см или 49x70x10 см). Один из подносов используется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
— Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
— Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т. п.).
— Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т. п.), храмы различных религий.
— Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
— Деревья, кусты, цветы и другие растения.
— Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
— Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.).
— Транспортные средства (наземные, водные, воздушные).
— Сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота.
— Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.
— Миниатюрные часы, весы, маятник.
— Миниатюрные музыкальные инструменты.
— Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
3. Технические устройства
Фотоаппарат, набор фотопленок.
Процесс песочной терапии
1. Демонстрация песочницы.
2. Демонстрация коллекции фигурок.
3. Построение песочной картины.
4. Обсуждение песочной картины.
В среднем, классический процесс индивидуальной песочной терапии составляет 8—10 сеансов продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут (в зависимости от возраста «художника»). Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
Индивидуальная форма
В протоколе фиксируется выбор игрушек, схематично зарисовывается ландшафт, помечается расположение фигурок на песочном листе.
Для удобства записи и последующей интерпретации схематическое изображение песочного листа делится на три части: левую, центральную, правую. Если Ваш пациент — левша – наоборот.
Объекты ландшафта и фигурки с ЛЕВОЙ части песочного листа, символизируют процессы, желания, события уже ПРОЖИТЫЕ, остающиеся в прошлом, а также имеющийся ОПЫТ, взаимоотношения с матерью, ситуацию в семье, дома, эмоционально-чувственную сферу жизни нашего пациента.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ часть песочного листа символизирует АКТУАЛЬНОЕ НАСТОЯЩЕЕ. Фигурки и объекты ландшафта, расположенные в центральной части, отражают состояние пациента «здесь и сейчас»: что для него важно, беспокоит, радует и пр.
ПРАВАЯ часть символизирует ЯНЬ-ские процессы внутреннего мира. То, что оказывается в правой части, расскажет нам о будущем, социальной ориентации, социализации, образе будущего, взаимоотношениях с отцом, с друзьями, сослуживцами и пр. Это могут быть потенциальные нереализованные, еще не прожитые, планы, ситуации, взаимоотношения. А также опасения и тревоги, связанные с будущим.
Кроме этого, мы разделим песочный лист по горизонтали: на ВЕРХНЮЮ и НИЖНЮЮ части.
Фигурки и объекты ландшафта, смещенные к ВЕРХУ, будут описывать процессы иррациональные, фантазийные, надежды, прежние ассоциации, актуальные мысли, образы будущего и пр.
То, что смещено к НИЖНЕЙ части, отражает сферу реальной деятельности, нечто сделанное или воплощаемое.
Особенно важно зафиксировать фигурку, которая появляется на песочном листе ПЕРВОЙ (не обязательно первой в песочнице окажется игрушка, выбранная первой из коллекции фигурок). Как правило, она символизирует образ, на который осуществлен перенос ЭГО, с которым бессознательно идентифицирует себя человек. Местоположение первой фигурки на песочном листе укажет нам положение «точки эго» в пространстве внутреннего мира нашего пациента. Где находится «точка самоосознавания»: в прошлом, настоящем или будущем?
Для удобства нами введена «дробная» запись: в числителе — порядковый номер выбора фигурки из коллекции, в знаменателе — очередность появления фигурки на песочном листе.
Например, обозначение 3/1 — означает, что фигурка под номером 3 появилась первой на песочном листе. 1/2 — фигурка под номером 1 появилась второй и т.д
Иногда фигурки закапывают. В этом случае рядом с цифровой записью нужно поставить значок стрелка вниз. Закопанные в песок предметы символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках важно подробно расспросить пациента: что это, по каким правилам живет, почему закопано и пр.
Символизм ландшафта песочной картины.
Типичными атрибутами ландшафта являются:
1) водоемы — ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;
2) отдельные фрагменты суши внутри или около водоема — мыс, коса, остров;
3) равнины — пустыни, долины, сады, леса;
4) возвышенности — холмы, курганы, сопки, горы;
5) естественные природные углубления — пещеры;
6) связующие элементы — мосты, тоннели, дороги, тропинки.
Водоемы могут символизировать чувственное, эмоциональное начало человека. Если в картине доминирует водная стихия, можно говорить об авторе как о человеке чувствительном. Или о его пробуждающейся чувственности, здоровой сексуальности (если вода в картине, безусловно, чистая и в ней нет злобных персонажей). Однако не будем забывать о том, что издавна люди строили свои дома и поселения на берегах рек, озер и других водоемов. Поэтому расположение строений на берегу является естественным и природосообразным.
Другая ситуация, если в песочной композиции отсутствует вода. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональности. Вода может отсутствовать по объективным причинам: идея и сюжет картины не предусматривают ее наличия. Например, автор лепит фигуру человека из песка или создает караван в пустыне.
Интересно и местоположение водоемов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируя центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личности, актуальными для автора в данный момент времени. Относительно рек может оказаться важным знание направления их течения. В какую сторону течет река: слева Направо (из прошлого в будущее) или справа налево (из будущего в прошлое); сверху вниз (от образа к его действенному воплощение) или снизу вверх (от действия к его осознанию).
Озера, пруды, внутренние моря занимают фиксированное место в картине. Поэтому для нас особенно интересно их пространственное положение.
Водоемы могут способствовать формированию отдельных фрагментов суши, наиболее интересными из которых являются острова. Остров — автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают самые значимые или уязвимые фигурки. Некоторые авторы картин с островами говорят, что это место их уединения. В основной части картины они вынуждены постоянно с кем-то взаимодействовать, суетиться, соответствовать, поэтому наступает момент, когда надо сбежать на остров. Иногда остров символизирует недоступную для реализации, с точки зрения автора композиции, мечту. На остров может быть «выселена» некая травматическая ситуация, вытесняемая в более глубокие пласты бессознательного.
Горы и другие возвышенности, проявленные на песочном листе, символизируют бессознательные тенденции к самоутверждению, реализации. Фигурки, оказавшиеся на возвышенности, имеют особую значимость для автора картины.
Бывает, что горы и реки разделяют песочную картину на две и более частей. Это может символизировать разные аспекты личности, «автономные» внутренние миры, ряд жизненных ситуаций, которыми озабочен автор картины.
Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Возвышенность приподнимает человека над землей, чуточку приближая к богам.
Находясь на горе, человек может увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «подняться над ситуацией», освободиться от суеты, посмотреть «философским взглядом».
Горы также символизируют стремление человека к социальной самореализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях.
Гора является почти традиционным символом в картине молодого мужчины, и она — отражение здорового желания утвердить свою мужскую силу.
Особое место в ландшафте занимают пещеры как земные, так и водные. Пещера — это сокровенное место земли, некая тайна. Тайна пещер, с одной стороны, привлекает, заинтриговывает. С другой стороны, пугает.
В песочных композициях довольно часто в пещерах живет некий загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру специально охраняется. В любом случае пещера является носителем Тайны.
Иногда в пещерах «прячутся» психотравматические, вытесненные воспоминания, к актуализации которых человек в данный момент не готов. Это особенно справедливо, когда в пещере сложен мусор или живет злобный персонаж. Особый акцент на пещерах (земных и водных) в песочных композициях, авторами которых являются женщины, часто становится указанием бессознательного на гинекологические проблемы.
Долины и сады символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, показывают умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.
Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, 2
страны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные возрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.
Условно можно разделить картины по сюжетной динамике на три вида:
• что это за мир, Сказочная страна?
• какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (важно подробно расспросить о каждой фигурке)?
• в каких взаимоотношениях они находятся между собой?
• всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?
• какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?
Групповая форма
Групповая форма сказкотерапевтической песочной терапии предполагает проективную психологическую диагностику системы межличностных отношений в группе, исследование совместимости ее членов и стиля взаимодействия, а так же коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общения друг с другом).
На групповых занятиях в Протоколе фиксируется стиль поведения участников сеанса.
Организация занятия
Участникам группы дается следующая инструкция: «Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, впутешествие. Для того, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил, — пустыню. Там вы хотите создать цветущую Сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны».
Когда участники группы выберут фигурки, можно предложить им строить сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди.
«Каждый Волшебник создавал свой кусочек Сказочной страны, стараясь не мешать другому иделать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом».
Или: «Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, чтосчитал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».
Анализ песочной картины.
Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек «отрабатывает» свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.
Использование в песочнице минитюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводят на мысль о спектаклях внутренннего тетра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. Однако фигурки, которые используются в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён клиент.
В процессе песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешения конфликта.
На стадии «хаоса» ребёнок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.
Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, что от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадия «борьбы» позволяет ребёнку бессознательно перенести на песочный лист внутренние конфликты: агрессию, обиду, тревогу, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идёт схватка, война, тяжёлое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более гармоничные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Вейнриб, юнгианский аналитик, в 1983 году предложил схему описания стадий «песочной терапии». Схема позволяет понять связь создаваемых от сеанса к сеансу песочных композиций между собой и их символическое значение.
Пространство песочной картины можно условно разделить на несколько секторов, анализ которых даёт представление о сознательных и бессознательных процессах, происходящих в психике клиента. Именно благодаря анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента.
Если в песочной картине присутствует центр, то он интерпретируется как ЭГО клиента (реальное Я), соответственно находящиеся в углах фигурки, интерпретируются как восприятие реальных и архетипических родителей, отношение реального с архетипическим может быть в гармонии или конфликте, тогда это является основой психического напряжения, которое может быть причиной базовых психологических проблем, но так же и стимулом к личностному развитию. Линия от нижнего левого угла к верхнему правому анализируется как линия от прошлого к будущему. Если центр композиции отсутствует, то расположение реальных и архетипических родителей меняется.
В анализе песочной картины можно опираться, в том числе, на структуру анализа волшебной сказки, рисунка.
На что обращается внимание, если сюжет работы с песком – создание сказки:
На что обращается внимание, в работе с песочной картиной как с рисунком:
Важное место в работе должно уделяться анализу переноса и контрпереноса. Необходима теоретическая подготовка по юнгианской психологии, знание психоаналитических теорий развития : Маргарет Малер, Винникотта, Биона, Мелани Кляйн и др.
Рассмотрение процессов песочной терапии с точки зрения гештальт-подхода (предъявление потребности (фигуры), проявление механизмов прерывания контакта, интеграция личности).
О. Ранк перенёс акцент в детской терапии с исследования жизни ребёнка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит « здесь и теперь» в эмоциональных отношениях между ребёнком и психотерапевтом.
Гештальт-терапия строится основных принципах: «здесь и теперь», «я – ты» и принципе субъективизации высказываний.
В пространстве песочной терапии клиент неизбежно оказывается в ситуации «здесь и теперь» в контакте со своими чувствами и желаниями, которые даже если не выражает словесно, то очень точно выражает символически. Предъявление ведущей потребности (фигуры) реального Я в условиях песочной терапии более безопасно. Наглядность символического предъявления также стимулирует осознавание, и дальнейшую психологическую работу с новыми переживаниями, связанными с осознаванием.
Возможность предъявлять свою психическую жизнь посредством песочной терапии без использования речи предоставляет особые возможности в терапии. С одной стороны это может быть преимуществом в психологической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с другой стороны, в работе со взрослыми, речь которых замусорена шаблонами долженствования, интроектами, что препятствует предъявлению реального Я.
Невротический отказ от собственных потребностей и следование навязанным ценностям приводит к нарушению саморегуляции организма.
Механизмы нарушения саморегуляции:
В результате действия этих механизмов нарушается целостность личности. Цель терапии – интеграция личности.
В процессе песочной терапии, можно наблюдать символическое проявление противоречия реальных потребностей и интроецированных. Способы взаимодействия с миром проявляются в действиях и отношениях героев, наглядной становится непродуктивность некоторых привычных способов, отражаются актуальные чувства, создаются условия для проектирования новых способов взаимодействия.
В песочной картине можно увидеть символическое отражение реального объекта, к которому адресуются ретрофлексируемые чувства, есть возможность направить чувства по адресу, завершить гештальт и освободить психическую энергию личностного развития.
Склонность к слиянию проявляется в как в отношениях с терапевтом (спрашивает совета, ожидает принятия решений и заботы), так и символически (фигуры ходят парами, желания которых общие).
Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Таким образом, устанавливается диалог между частями собственной личности, что способствует преодолению фрагментации.
В процессе игры «примеряются» различные роли, клиент отождествляется со значимыми чувствами и переживаниями, отчуждёнными частями личности и интроектами.
Цель – достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.
В некоторых случаях процесс песочной терапии может быть началом гештальт- ориентированной психотерапевтической работы по интеграции и гармонизации личности.
1. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. –Екатеринбург, 2002. – 65 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.
3. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.
5. Штейнхард Л. – Юнгианская песочная терапия.