песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

Общие представления о песочной терапии

Общие представления о песочной терапии по книге М.В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми»

Просмотр содержимого документа
«Общие представления о песочной терапии»

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

по дисциплине МДК. 01.01 Теоретические основы

обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего

и коррекционно-развивающего образования

специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Выполнила: студентка 1 курса группы Вкш

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

1.Главные принципы песочной терапии

Песочная терапия – это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной на специальном подносе с песком, подобно тому, как они актуализируются в снах или воображении.

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

Сегодня «песочницу» активно используют в гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.

В качестве материалов используются песок, вода, миниатюрные фигурки. С их помощью создаются композиции на специальном подносе.

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного.

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

2. Механизм психокоррекционного воздействия

Механизм психокоррекционного воздействия – установление клиентом связи, контакта с глубинными пластами собственной психики, встреча с несознаваемыми частями Я.

Основные задачи песочной терапии:

Возможности песочной терапии:

3. Оснащение кабинета песочной терапии

4. Процесс песочной терапии

Продолжительность одной консультации 50-60 минут, периодичность рекомендуется от 1 – 2 раз в неделю, полный курс может составить 12 – 15 сессий.

На первой консультации нужно ознакомить клиента с тем, как организован процесс.

1. Демонстрация песочницы 2. Демонстрация коллекции игрушек 3. Построение песочной картины 4. Обсуждение песочной картины.

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

5. Основные вопросы психолога к клиенту

Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя.

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

6. Ключевые характеристики песочных картин

3) Сюжет (сюжеты) песочной картины – отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Условно можно разделить картины по сюжетной динамики на три линии:

динамичные – имеют героя или героев, который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет.

статичная картина – это стоп-кадр некоего сюжета.

смешанные – статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя.

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

4) Конфликтное содержание песочных картин – отражает внутреннее напряжение человека, оно может быть описано следущими характеристиками:

направленность агрессии – может проявляться как аутоагрессия и гетероагрессия

адресность агрессии – показывает адресата агрессивных действий

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

5) Ресурсное содержание песочной картины – служит опорой для психологического консультирования и является интегральной характеристикой.

6) Символическое поле песочной картины – отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

7. Семейная песочная картина

Техника игры с песочницей и семейная терапия при их сочетании представляют различные возможности, это связано с:

1. Ящик с песком выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии

2. В ходе игры психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов

3. В процессе хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи

4. Техника отвечает потребностям ребенка и членов семьи

5. В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

8. Песочная терапия с детьми

Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, который является выражением его способности и права строить свою жизнь. Стадии игры с песком:

1) Хаос – отражает эмоциональное смятение и хаос, присутствующие в жизни ребенка

2) Борьба – в песочницу переносятся внутренние конфликты

3) Гармония – жизнь возвращается в нормальное русло, восстанавливается порядок и равновесие

Источник

Оснащение кабинета песочной терапии

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

песочные картины по сюжетной динамике можно разделить на три вида

1. Подносы с песком

Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5×72,5×7 см (часто используются другие пропорции, например, 50x70x8 см или 49x70x10 см). Один из подносов ис­пользуется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внут­ренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирую­щий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь беже­вый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он дол­жен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мел­ким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был при­ятен на ощупь.

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различ­ной тематики.

— Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персона­жи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.

— Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторичес­кие представители фауны, фантастические животные (еди­норог, грифон, пегас и т. п.).

— Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вок­залы, больницы, школы и т. п.), храмы различных религий.

— Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

— Деревья, кусты, цветы и другие растения.

— Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засу­шенные цветы.

— Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.).

— Транспортные средства (наземные, водные, воздушные).

— Сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота.

— Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.

— Миниатюрные часы, весы, маятник.

— Миниатюрные музыкальные инструменты.

— Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

3. Технические устройства

Фотоаппарат, набор фотопленок.

Процесс песочной терапии

1. Демонстрация песочницы.

2. Демонстрация коллекции фигурок.

3. Построение песочной картины.

4. Обсуждение песочной картины.

В среднем, классический процесс индивидуальной песоч­ной терапии составляет 8—10 сеансов продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут (в зависимости от возраста «художника»). Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

Индивидуальная форма

В протоколе фиксируется выбор игрушек, схематич­но зарисовывается ландшафт, помечается расположение фигу­рок на песочном листе.

Для удобства записи и последующей интерпретации схематическое изображение песочного листа делится на три части: левую, центральную, правую. Если Ваш паци­ент — левша – наоборот.

Объекты ландшафта и фигурки с ЛЕВОЙ части песочного листа, символизируют процессы, желания, события уже ПРОЖИТЫЕ, остающиеся в про­шлом, а также имеющийся ОПЫТ, взаимоотношения с ма­терью, ситуацию в семье, дома, эмоционально-чувственную сферу жизни нашего пациента.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ часть песочного листа символизирует АК­ТУАЛЬНОЕ НАСТОЯЩЕЕ. Фигурки и объекты ландшафта, расположенные в центральной части, отражают состояние пациента «здесь и сейчас»: что для него важно, беспокоит, радует и пр.

ПРАВАЯ часть символизирует ЯНЬ-ские процессы внут­реннего мира. То, что оказывается в правой части, расскажет нам о будущем, социальной ориентации, социализации, обра­зе будущего, взаимоотношениях с отцом, с друзьями, сослу­живцами и пр. Это могут быть потенциальные нереализован­ные, еще не прожитые, планы, ситуации, взаимоотношения. А также опасения и тревоги, связанные с будущим.

Кроме этого, мы разделим песочный лист по горизонта­ли: на ВЕРХНЮЮ и НИЖНЮЮ части.

Фигурки и объекты ландшафта, смещенные к ВЕРХУ, будут описывать процессы иррациональные, фантазийные, надежды, прежние ассоциации, актуальные мысли, образы будущего и пр.

То, что смещено к НИЖНЕЙ части, отражает сферу реальной деятельности, нечто сделанное или воплощаемое.

Особенно важно зафиксировать фигурку, которая появля­ется на песочном листе ПЕРВОЙ (не обязательно первой в песочнице окажется игрушка, выбранная первой из коллекции фигурок). Как правило, она символизирует образ, на который осуществлен перенос ЭГО, с которым бессознательно иденти­фицирует себя человек. Местоположение первой фигурки на песочном листе укажет нам положение «точки эго» в про­странстве внутреннего мира нашего пациента. Где находится «точка самоосознавания»: в прошлом, настоящем или буду­щем?

Для удобства нами введена «дробная» запись: в числителе — порядковый номер выбора фигурки из коллекции, в знаме­нателе — очередность появления фигурки на песочном листе.

Например, обозначение 3/1 — означает, что фигурка под номером 3 появилась первой на песочном листе. 1/2 — фигурка под номером 1 появилась второй и т.д

Иногда фигурки закапывают. В этом случае рядом с цифровой записью нужно поставить значок стрелка вниз. Закопанные в песок предметы символизируют ВЫТЕСНЯЕ­МОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как сим­волы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках важно подробно расспросить пациента: что это, по каким правилам живет, почему закопано и пр.

Символизм ландшафта песочной картины.

Типичными атрибутами ландшафта являются:

1) водоемы — ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;

2) отдельные фрагменты суши внутри или около водоема — мыс, коса, остров;

3) равнины — пустыни, долины, сады, леса;

4) возвышенности — холмы, курганы, сопки, горы;

5) естественные природные углубления — пещеры;

6) связующие элементы — мосты, тоннели, дороги, тропинки.

Водоемы могут символизировать чувственное, эмоциональное начало человека. Если в картине доминирует водная стихия, мож­но говорить об авторе как о человеке чувствительном. Или о его пробуждающейся чувственности, здоровой сексуальности (если вода в картине, безусловно, чистая и в ней нет злобных персона­жей). Однако не будем забывать о том, что издавна люди строили свои дома и поселения на берегах рек, озер и других водоемов. Поэтому расположение строений на берегу является естественным и природосообразным.

Другая ситуация, если в песочной композиции отсутствует вода. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональнос­ти. Вода может отсутствовать по объективным причинам: идея и сюжет картины не предусматривают ее наличия. Например, автор лепит фигуру человека из песка или создает караван в пустыне.

Интересно и местоположение водоемов. Реки нередко проте­кают транзитом по всей картине, символизируя центральную ма­гистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с авто­номными частями личности, актуальными для автора в данный момент времени. Относительно рек может оказаться важным зна­ние направления их течения. В какую сторону течет река: слева Направо (из прошлого в будущее) или справа налево (из будущего в прошлое); сверху вниз (от образа к его действенному воплощение) или снизу вверх (от действия к его осознанию).

Озера, пруды, внутренние моря занимают фиксированное ме­сто в картине. Поэтому для нас особенно интересно их простран­ственное положение.

Водоемы могут способствовать формированию отдельных фраг­ментов суши, наиболее интересными из которых являются остро­ва. Остров — автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают самые значимые или уязви­мые фигурки. Некоторые авторы картин с островами говорят, что это место их уединения. В основной части картины они вынужде­ны постоянно с кем-то взаимодействовать, суетиться, соответство­вать, поэтому наступает момент, когда надо сбежать на остров. Иногда остров символизирует недоступную для реализации, с точ­ки зрения автора композиции, мечту. На остров может быть «выселена» некая травмати­ческая ситуация, вытесняемая в более глубокие пласты бессозна­тельного.

Горы и другие возвышенности, проявленные на песоч­ном листе, символизируют бессознательные тенденции к са­моутверждению, реализации. Фигурки, оказавшиеся на воз­вышенности, имеют особую значимость для автора картины.

Бывает, что горы и реки разделяют песочную картину на две и более частей. Это может символизировать разные аспекты личности, «автономные» внутренние миры, ряд жизненных ситуаций, которыми озабочен автор картины.

Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множе­ственную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Возвышенность приподнимает человека над землей, чуточку приближая к богам.

Находясь на горе, человек может увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «подняться над си­туацией», освободиться от суеты, посмотреть «философским взглядом».

Горы также символизируют стремление человека к социальной самореализации, утверждению себя в социальных делах и достиже­ниях.

Гора является почти традиционным символом в картине моло­дого мужчины, и она — отражение здорового желания утвердить свою мужскую силу.

Особое место в ландшафте занимают пещеры как земные, так и водные. Пещера — это сокровенное место земли, некая тайна. Тайна пещер, с одной стороны, привлекает, заинтриговывает. С другой стороны, пугает.

В песочных композициях довольно часто в пещерах живет не­кий загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру специально охраняется. В любом случае пещера является носите­лем Тайны.

Иногда в пещерах «прячутся» психотравматические, вытеснен­ные воспоминания, к актуализации которых человек в данный момент не готов. Это особенно справедливо, когда в пещере сло­жен мусор или живет злобный персонаж. Особый акцент на пеще­рах (земных и водных) в песочных композициях, авторами кото­рых являются женщины, часто становится указанием бессозна­тельного на гинекологические проблемы.

Долины и сады символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, показывают умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.

Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины име­ются два и более связанных между собой сюжета. Например, 2

страны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные возрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.

Условно можно разделить картины по сюжетной динамике на три вида:

• что это за мир, Сказочная страна?

• какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (важно под­робно расспросить о каждой фигурке)?

• в каких взаимоотношениях они находятся между собой?

• всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?

• какие события будут происходить в этой стране, что бу­дут герои делать дальше?

Групповая форма

Групповая форма сказкотерапевтической песочной те­рапии предполагает проективную психологическую диагно­стику системы межличностных отношений в группе, исследо­вание совместимости ее членов и стиля взаимодействия, а так же коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общения друг с другом).

На групповых занятиях в Протоколе фиксируется стиль поведе­ния участников сеанса.

Организация занятия

Участникам группы дается следующая инструкция: «Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, впу­тешествие. Для того, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил, — пустыню. Там вы хотите создать цветущую Сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны».

Когда участники группы выберут фигурки, можно пред­ложить им строить сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди.

«Каждый Волшебник создавал свой кусочек Ска­зочной страны, стараясь не мешать другому иделать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники ря­дом».

Или: «Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, чтосчитал нужным, следующий Вол­шебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили ска­зочную страну, дополняя друг друга».

Источник

Анализ песочной картины.

Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек «отрабатывает» свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.

Использование в песочнице минитюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводят на мысль о спектаклях внутренннего тетра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. Однако фигурки, которые используются в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён клиент.

В процессе песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешения конфликта.

На стадии «хаоса» ребёнок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.

Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, что от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадия «борьбы» позволяет ребёнку бессознательно перенести на песочный лист внутренние конфликты: агрессию, обиду, тревогу, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идёт схватка, война, тяжёлое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более гармоничные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Вейнриб, юнгианский аналитик, в 1983 году предложил схему описания стадий «песочной терапии». Схема позволяет понять связь создаваемых от сеанса к сеансу песочных композиций между собой и их символическое значение.

Пространство песочной картины можно условно разделить на несколько секторов, анализ которых даёт представление о сознательных и бессознательных процессах, происходящих в психике клиента. Именно благодаря анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента.

Если в песочной картине присутствует центр, то он интерпретируется как ЭГО клиента (реальное Я), соответственно находящиеся в углах фигурки, интерпретируются как восприятие реальных и архетипических родителей, отношение реального с архетипическим может быть в гармонии или конфликте, тогда это является основой психического напряжения, которое может быть причиной базовых психологических проблем, но так же и стимулом к личностному развитию. Линия от нижнего левого угла к верхнему правому анализируется как линия от прошлого к будущему. Если центр композиции отсутствует, то расположение реальных и архетипических родителей меняется.

В анализе песочной картины можно опираться, в том числе, на структуру анализа волшебной сказки, рисунка.

На что обращается внимание, если сюжет работы с песком – создание сказки:

На что обращается внимание, в работе с песочной картиной как с рисунком:

Важное место в работе должно уделяться анализу переноса и контрпереноса. Необходима теоретическая подготовка по юнгианской психологии, знание психоаналитических теорий развития : Маргарет Малер, Винникотта, Биона, Мелани Кляйн и др.

Рассмотрение процессов песочной терапии с точки зрения гештальт-подхода (предъявление потребности (фигуры), проявление механизмов прерывания контакта, интеграция личности).

О. Ранк перенёс акцент в детской терапии с исследования жизни ребёнка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит « здесь и теперь» в эмоциональных отношениях между ребёнком и психотерапевтом.

Гештальт-терапия строится основных принципах: «здесь и теперь», «я – ты» и принципе субъективизации высказываний.

В пространстве песочной терапии клиент неизбежно оказывается в ситуации «здесь и теперь» в контакте со своими чувствами и желаниями, которые даже если не выражает словесно, то очень точно выражает символически. Предъявление ведущей потребности (фигуры) реального Я в условиях песочной терапии более безопасно. Наглядность символического предъявления также стимулирует осознавание, и дальнейшую психологическую работу с новыми переживаниями, связанными с осознаванием.

Возможность предъявлять свою психическую жизнь посредством песочной терапии без использования речи предоставляет особые возможности в терапии. С одной стороны это может быть преимуществом в психологической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с другой стороны, в работе со взрослыми, речь которых замусорена шаблонами долженствования, интроектами, что препятствует предъявлению реального Я.

Невротический отказ от собственных потребностей и следование навязанным ценностям приводит к нарушению саморегуляции организма.

Механизмы нарушения саморегуляции:

В результате действия этих механизмов нарушается целостность личности. Цель терапии – интеграция личности.

В процессе песочной терапии, можно наблюдать символическое проявление противоречия реальных потребностей и интроецированных. Способы взаимодействия с миром проявляются в действиях и отношениях героев, наглядной становится непродуктивность некоторых привычных способов, отражаются актуальные чувства, создаются условия для проектирования новых способов взаимодействия.

В песочной картине можно увидеть символическое отражение реального объекта, к которому адресуются ретрофлексируемые чувства, есть возможность направить чувства по адресу, завершить гештальт и освободить психическую энергию личностного развития.

Склонность к слиянию проявляется в как в отношениях с терапевтом (спрашивает совета, ожидает принятия решений и заботы), так и символически (фигуры ходят парами, желания которых общие).

Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Таким образом, устанавливается диалог между частями собственной личности, что способствует преодолению фрагментации.

В процессе игры «примеряются» различные роли, клиент отождествляется со значимыми чувствами и переживаниями, отчуждёнными частями личности и интроектами.

Цель – достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.

В некоторых случаях процесс песочной терапии может быть началом гештальт- ориентированной психотерапевтической работы по интеграции и гармонизации личности.

1. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. –Екатеринбург, 2002. – 65 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

3. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.

5. Штейнхард Л. – Юнгианская песочная терапия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *