первое упоминание о возведенных и спроектированных мостах в древней руси можно найти

Древние русские деревянные мосты XI—XV веков

Постройка мостов на Руси началась очень давно. Древнейшие из них благодаря обилию лесов рубились из дерева. Первыми мостами служили просто переброшенные с берега на берег деревья (рис. 209). По мере роста и усиления Киевского государства и роста городов в конце X века совершенствовалось и строительное искусство.

Необычайное мастерство русских плотников обращало на себя внимание иностранных путешественников. Жан Соваж Диепский, побывавший на Руси, отмечает: «Ограда Архангельска составляет замок, сооруженный из бревен заостренных и перекрестных; постройка его из бревен превосходна; нет ни гвоздей, ни крючьев, но все так хорошо отделано, что нечего похулить, хотя у строителей русских все орудия состоят в одних топорах; но ни один архитектор не сделает лучше, как они делали».

В «Русской Правде» (1020 г.) есть особая статья «о мостницех». В войске Яросдава Мудрого (1019—1054 гг.) было особое сословие военных строителей, носивших название «городников» — строителей крепостей, «мостников» — строителей мостов и переправ и «порочных мастеров», устраивавших разного рода машины (пороки) для осады крепостей. Под их началом находились рабочие: «плотники, древодели, наймиты, деловцы». Таким образом, уже в начале XI века Русь имела квалифицированных мастеров — специалистов в различных областях строительства. Наиболее распространенным типом мостов на больших реках были наплавные, так называемые «живые» мосты, состоявшие из ряда плотов, лодок или барок, поддерживавших настил. Подобный наплавной мост через Днепр в Киеве был построен еще при Владимире Мономахе в 1115 году. Для того времени этот мост был замечательным инженерным сооружением.

Своим мастерством «древоделей» издавна славились новгородцы, о художественном вкусе и уменье которых свидетельствуют сохранившиеся на севере образцы замечательного мастерства их преемников. Знаменитый мост через реку Волхов — место решения распрей новгородцев (рис. 210) — имел опоры в виде срубов, городней 1 с верхней сквозной частью. На нее опирался бревенчатый настил (рис. 211) полотна.

Пролет, примыкающий к городской стене, обычно делался подъемным и назывался возводным мостом. Первое летописное указание об устройстве подъемных мостов относится к 1229 году. Подъемный механизм их состоял из коромысла, вращающегося между столбами (жеравцами), и цепей.

Овраги и небольшие реки перекрывались нередко двойным или тройным рядом сквозных бревенчатых стен — заборов, связанных поперечными рядами бревен (рис. 212).

Татарское нашествие задержало развитие русского инженерного искусства и в частности строительства мостов.

В период усиления Московского княжества, во время процесса объединения русского государства возрождается и строительство мостов.

Немалую роль играли мосты при военных операциях. При Дмитрии Донском во время осады Твери был наведен мост через Волгу, а во время войны с татарами — через Дон (1380 г.). Не раз наводились такие мосты и в Новгороде. Во время борьбы о Москвой здесь была построена деревянная плавучая стена на Волхове (1477 г.). Известно, что во время похода Ивана III им также наводился плавучий мост у Новгорода. «Живыми» были и первые деревянные мосты Москвы: Москворецкий, Крымский и другие (рис. 216).

Примечания

1. В Новгородской летописи говорится в одном месте: «Тоя же осени (1335 г.) внесе лед и снег в Волхов и вышебе городень великого мосту».

2. Мост обмерен в 1946 году арх. Ополовниковым н Забелло, которым и принадлежат приведенные чертежи. Построенная в 1528 году Невежей Псковитяниным плотина через Волхов в Новгороде была как раз такого типа с ряжами, забросанными камнем.

3. Строителей в то время называли «розмыслами», «палатными мастерами», «городовыми смышленниками» и т. д.

Источник

Первое упоминание о возведенных и спроектированных мостах в древней руси можно найти

Сухопутные дороги на Руси существовали уже в X-XI веках, так как первое упоминание о взимании мыта (налога) на мостовых переправах через реки («урок мытников») имеется в Русской правде. Кроме того, известный летописцу обычай вятичей ставить сосуды с пеплом усопших «на столпех на путех» также может указывать на наличие более или менее устойчивых сухопутных дорог.

Иногда возникновение сухопутных дорог связывают с торогово-экономической функцией. Однако, сам термин «дорога», появившийся в XII веке, обозначает путь, только что пройденный войском. Так, князь Изяслав возвращается из Владимира Волынского «по королеве дорозе», т.е. по пути только что пройденном войском венгерского короля (1). А в «Повести временных лет» говорится, что Киевский князь Владимир в 1014 г. перед походом на своего непокорного сына Ярослава Новгородского приказывал «расчищайте пути и мостите мосты» (2). Таким образом, можно предположить, что прокладка первых сухопутных путей на Руси связана с военно-стратегической и политической функцией, с развитием и усилением княжеской власти, с функцией охраны и защиты пределов своего княжества, с возможностью скорейшего передвижения военных подразделений на стратегически важные рубежи.

Очень показателен кружной путь, которым ездили в XI веке из Киева в Суздаль. Суздаль и Муром объединились с Кивской Русью культурно и политически гораздо раньше, чем вятичи. Вятичи жили, как известно, по реке Оке и её притокам: Москве, Клязьме и др. А Суздальская земля в старину именовалась Залесской – это название дано ей Киевской Русью, от которой она была отделена дремучими лесами вятичей. В Повести временных лет говорится, что Глеб Владимирович в 1015 г. едет из Мурома в Киев через верховья Волги и Смоленск (3). Обход делался, чтобы миновать землю вятичей. В конце XI века Владимир Мономах в Поучении говорит «А в вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его». Отсюда мы узнаём имя единственного известного нам князя вятичей – Ходота. Князьям из рода Рюриковичей в XI веке вятичи вообще не подчинялись. Отсюда очень показательна характеристика племени вятичей киевским летописцем: «жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и три жены»(4). Понятно, почему летописец негодовал по поводу обычаев вятичей, ведь они не подчинялись Киеву.

Согласно народно-этимологической версии, приведённой в Повести временных лет, название вятичей произошло от родоначальника племени Вятко, уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав. На сегодняшний день наиболее актуальной является версия о том, что название вятичей восходит к корню праславянского «vet-«большой», и, в конечном счёте, сопоставимо с такими этнонимами, как венеды (венеты) и вандалы, восходящие к тому же корню. Все эти этнонимы, вероятно, имели значение «большой народ» (5).

Покорение вятичей началось не с запада, а с востока, где преграда лесов была реже. В 1096 г. впервые в летописи упоминается Рязань, нынешняя Старая Рязань. Какие колонизационные процессы вызвали её основание, мы не знаем. Первое упоминание Рязани связано с войнами Олега Святославовича.

Таким образом, небольшой восточный кусок земли вятичей стал в самые последние годы XI века одной из многочисленных княжеских волостей. Основная же масса оставалась обособленной. Только этой обособленностью и можно объяснить, что у вятичей так долго держался архаический обычай погребения на столбах на путях. Во всей остальной Руси в XI веке были уже распространены курганы с трупоположением. В XII веке у вятичей также распространились курганы. Это вполне согласуется с летописью, так как в XII веке обособленности вятичей приходит конец. Отражением этого процесса являются войны XII века на их территории(6).

В 1146 году Святослав Олегович (сын Олега Черниговского) был изгнан из Новгорода-Северского своим двоюродным братом Владимиром Давыдовичем, княжившем в Чернигове. Святослав по совету дружины «пойде в лесную землю», ушёл к вятичам. Святослвав вошёл в союз с Юрием Долгоруким. Шесть лет война шла на территории вятичей.

В связи с этим упоминаются многие города. В том числе и Москва.

Значение походов Юрия Долгорукого В.О. Ключеский отмечает в следующих словах: «Если Мономах ещё с трудом проехал здесь в Ростов с малой дружиной, то сын его Юрий Долгорукий, во время упорной борьбы со своим волынским племянником Изяславом, водил уже прямой дорогой из Ростова к Киеву целые полки. Это заставляет предполагать какое-то движение в населении, прочищавшее путь в этом направлении сквозь непроходимые леса» (7).

Археология доказывает, что крепости с земляными укреплениями имели к этому времени на территории Оки двухтысячелетнюю давность. Но до XII века вятические города не интересовали летописцев. Только с XII века в них стали сидеть князья или княжеские посадники, и это тесно связано с происшедшими хозяйственными изменениями. Поэтому и сами имена городов стали встречаться в летописных историях усобиц. Следующие, дотоле неизвестные вятические города упоминаются в летописях в XII веке: «Козельск, Коломна…» (8).

Кроме военного значения сухопутные пути, несомненно, прокладывались и с целью торгово-экономической. Хорошо известны, например, торговые связи Киевской Руси с Волжской Булгарией.

Восточные географы (Джейхани, Идриси) сохранили сведения об одном из путей, связывавших Булгар с Киевом, измеряемом только в одних сухопутных мерах. Реконструкцию этого пути на основе археологических данных предложил Б.А.Рыбаков, который рассматривает основные крупные остановки этого маршрута, расстояние между которыми равно «дневке» (35 км.) или двум дневкам (9).

Кроме военных и торговых путей прокладывались и пути регионального значения. С распадом Киевской Руси и началом периода усобиц, продолжавшегося с XII по XV века, формировались феодальные княжества во внутренних областях Древней Руси. Внутри княжеств получали развитие местные интересы, вопросы торговли и самостоятельности каждого из княжеств были неотделимы от надёжных путей.

К этому времени, первой половине XII века, относятся интереснейшие попытки создания искусственных водных путей, прорытия каналов, вызванных или заботой об улучшении водного пути или стремлением отдельных княжеств организовать независимые торговые пути в пределах своей земли (10).

Таким образом, можно выделить три основных побуждающих фактора построения путей сообщения: военный, экономический и региональный.

Источник

В. Количество научной информации в мире удваивается в каждые 10-15 лет

г. Из всего количества ученых, когда-либо живущих на земле, около 90%- наши современники

6.Какое из основных направлений изучения истории транспорта на современном этапе Вы считаете ведущим?

а. Комплексное изучение роли транспорта, путей сообщения в развитии России, европейской и мировой цивилизации

В. Изучение проблем транспортной структуры России связанных с областью будущей профессиональной деятельности, получение навыков анализа и обобщения исторической информации по различным видам транспорта

г. Изучение роли и особенностей развития транспорта на различных этапах исторического процесса, влияние транспорта на другие сферы различных стран, регионов, цивилизаций.

7. Какое определение транспорта наиболее полно отвечает своему предназначению?

а. Транспорт-(лат. Transportare- переносить, перемещать, перевозить). Отрасль материального производства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов.

б. Транспорт-совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

в. Транспорт- это вся совокупность инфраструктуры, управления средств и транспортных предприятий, составляющих транспортную систему, либо отрасль экономики.

Г. Транспорт- совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различных назначений, важнейшая отрасль материального производства.

8.Какому виду транспорта в мире принадлежит ведущая роль по перевозке грузов и пассажиров?

а. железнодорожному а. железнодорожному

б. морскомуб. морскому, речному

в. Автомобильному в. автомобильному

г. авиационному г. авиационному

9. Какому виду транспорта в России принадлежит ведущая роль при перевозке грузов и пассажиров?

а. железнодорожному а. железнодорожному

б. морскому, речному б. морскому, речному

в. Автомобильному в. автомобильному

г. авиационному г. авиационному

10. Назовите несколько конкретных транспортных средств, относящихся к следующим категориям транспорта.

а. Транспорт общего пользования

б. Транспорт специального пользования ( внутрипроизводственный, промышленный и внутриведомственный)

в. Личный транспорт.

Тема №2: Пути сообщения и развития транспорта в древнейшую историческую эпоху(до 476 г.н.э.)

С какой целью сооружались большие каналы в Месопотамии, Египте, Китае?

а. как оборонительная система от внешних врагов

Б. для орошения и судоходства

в. Для подтопления местности

г. для отправления религиозного культа

Когда появилась повозка, оснащенная колесами со ступицей?

В. Во II тыс. до н.э.

Какая древняя цивилизация не знала колеса?

В. Майя

Какими характеристиками обладала греческая триера?

А. скорость и маневренность

б. четырехрядность судна

в. Отсутствие паруса

г. отсутствие тарана

5.В каком государстве строительство дорог и мостов приобрело фантастический размах вдревности?

В. В Римской империи

С какой целью строили акведуки?

а. для украшения местности

Б. для снабжения городов водой

в. Для обороны от варварских нашествий

г. для обеспечения солдат жилыми помещениями

Как называлась самая знаменитая римская дорога?

а. дорога Хаммурапи

Б. дорога Аппия

Когда и где стали применять бетон для сооружения дорог и мостов?

а. в Месопотамии, в IV тыс. до н.э.

Б. в Римской империи, в III-II вв. до н. э.

в. В Древней Греции, в I тыс. до н.э.

г. в Древнем Египте, в эпоху бронзы

9.Первое упоминание о возведенных и спроектированных мостах в Древней Руси можно найти:

Б. в «Повести временных лет»

в. В сочинениях Верона

г. в Салической правде

В каком древнем государстве впервые в истории были устроены дороги?

Б. в Персии

г. в империи Александра Македонского

Тема №3: Развитие путей сообщения и транспортных средств в эпоху раннего средневековья (V-XIV вв.)

1.Мореходное судно с прямоугольным парусом- дракар- было создано…

А. норманнами

б. древними греками

2. Развитие какой отрасли хозяйства в раннем средневековье повлекло за собой целый ряд нововведений в технике?

А. каменное строительство

б. строительство дорог

в. торговое мореплавание

г. сельское хозяйство

3. Кто из европейских ученых выдвинул идею о возможности полета человека на аппаратах тяжелее воздуха?

б. Николай Коперник

В. Роджер Бэкон

4. Основной источник энергии в раннем средневековье?

первое упоминание о возведенных и спроектированных мостах в древней руси можно найти

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

первое упоминание о возведенных и спроектированных мостах в древней руси можно найти

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

первое упоминание о возведенных и спроектированных мостах в древней руси можно найти

первое упоминание о возведенных и спроектированных мостах в древней руси можно найти

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

А. Научные труды, энциклопедии, архивные материалы, учебники и учебные пособия по различным видам транспорта

б. Технические и транспортные журналы, различного рода технические альманахи

в. Международные транспортные выставки, транспортные музеи

г. Технические библиотеки

4. История транспорта России- неотъемлемая часть всемирной истории транспорта: общее и особенное в историческом развитии.

А. Особая роль транспорта для России с её огромной территорией и суровым климатом

б. Россия до сих пор отстаёт в вопросах дорожного строительства, высокоскоростного железнодорожного транспорта от ведущих мировых держав

в. К началу 2000 г. доля России в мировом валовом внутреннем продукте сократилась до менее чем 1%. Примерно такой же является доля России на мировом рынке высокотехнологических изделий( США- 21%, Япония- 16%).

г. Специалисты оценивают отставание от передовых стран в ряде важных областей десятилетиями.

5. Почему главной задачей в научно- технической сфере для каждого гражданина, для студентов вузов в особенности, следует считать переход России к постиндустриальному, информационному обществу в полном объеме?

а. За последние десятилетия масштабы научной деятельности в мире возросли многократно

б. Около 90% всех научных изобретений и открытий, совершенных человеком, пришлось на ХХ век

В. Количество научной информации в мире удваивается в каждые 10-15 лет

г. Из всего количества ученых, когда-либо живущих на земле, около 90%- наши современники

6.Какое из основных направлений изучения истории транспорта на современном этапе Вы считаете ведущим?

а. Комплексное изучение роли транспорта, путей сообщения в развитии России, европейской и мировой цивилизации

В. Изучение проблем транспортной структуры России связанных с областью будущей профессиональной деятельности, получение навыков анализа и обобщения исторической информации по различным видам транспорта

г. Изучение роли и особенностей развития транспорта на различных этапах исторического процесса, влияние транспорта на другие сферы различных стран, регионов, цивилизаций.

7. Какое определение транспорта наиболее полно отвечает своему предназначению?

а. Транспорт-(лат. Transportare- переносить, перемещать, перевозить). Отрасль материального производства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов.

б. Транспорт-совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

в. Транспорт- это вся совокупность инфраструктуры, управления средств и транспортных предприятий, составляющих транспортную систему, либо отрасль экономики.

Г. Транспорт- совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различных назначений, важнейшая отрасль материального производства.

8.Какому виду транспорта в мире принадлежит ведущая роль по перевозке грузов и пассажиров?

а. железнодорожному а. железнодорожному

б. морскому б. морскому, речному

в. Автомобильному в. автомобильному

г. авиационному г. авиационному

9. Какому виду транспорта в России принадлежит ведущая роль при перевозке грузов и пассажиров?

а. железнодорожному а. железнодорожному

б. морскому, речному б. морскому, речному

в. Автомобильному в. автомобильному

г. авиационному г. авиационному

10. Назовите несколько конкретных транспортных средств, относящихся к следующим категориям транспорта.

а. Транспорт общего пользования

б. Транспорт специального пользования ( внутрипроизводственный, промышленный и внутриведомственный)

в. Личный транспорт.

Тема №2: Пути сообщения и развития транспорта в древнейшую историческую эпоху(до 476 г.н.э.)

С какой целью сооружались большие каналы в Месопотамии, Египте, Китае?

а. как оборонительная система от внешних врагов

Б. для орошения и судоходства

в. Для подтопления местности

г. для отправления религиозного культа

Когда появилась повозка, оснащенная колесами со ступицей?

В. Во II тыс. до н.э.

Какая древняя цивилизация не знала колеса?

В. Майя

Какими характеристиками обладала греческая триера?

А. скорость и маневренность

б. четырехрядность судна

в. Отсутствие паруса

г. отсутствие тарана

5.В каком государстве строительство дорог и мостов приобрело фантастический размах вдревности?

В. В Римской империи

С какой целью строили акведуки?

а. для украшения местности

Б. для снабжения городов водой

в. Для обороны от варварских нашествий

г. для обеспечения солдат жилыми помещениями

Как называлась самая знаменитая римская дорога?

а. дорога Хаммурапи

Б. дорога Аппия

Когда и где стали применять бетон для сооружения дорог и мостов?

а. в Месопотамии, в IV тыс. до н.э.

Б. в Римской империи, в III-II вв. до н. э.

в. В Древней Греции, в I тыс. до н.э.

г. в Древнем Египте, в эпоху бронзы

9.Первое упоминание о возведенных и спроектированных мостах в Древней Руси можно найти:

Б. в «Повести временных лет»

в. В сочинениях Верона

г. в Салической правде

В каком древнем государстве впервые в истории были устроены дороги?

Б. в Персии

г. в империи Александра Македонского

Тема №3: Развитие путей сообщения и транспортных средств в эпоху раннего средневековья (V-XIV вв.)

1.Мореходное судно с прямоугольным парусом- дракар- было создано…

А. норманнами

б. древними греками

2. Развитие какой отрасли хозяйства в раннем средневековье повлекло за собой целый ряд нововведений в технике?

А. каменное строительство

б. строительство дорог

в. торговое мореплавание

г. сельское хозяйство

3. Кто из европейских ученых выдвинул идею о возможности полета человека на аппаратах тяжелее воздуха?

б. Николай Коперник

В. Роджер Бэкон

4. Основной источник энергии в раннем средневековье?

А. мускульная сила человека и животных

5. Морские лоции появились в …

А. Генуе в ХII в.

г. Португалии в Х в.

6. Первый шлюз в Европе был сооружен в …

а. 1232 г. б. 1220 г.в. 1310 г. г. 1405 г.

7. Где впервые в Европе был сооружен шлюз?

а. во Франции у г. Бордо

б. в Испании у г. Барселона

В. в Голландии у г. Амстердам

г. в Германии у г. Майнц

8.Строительство какого типа судов сделало возможным наступление эпохи Великих географических открытий?

а. бригантин б. каравеллв. фелюг г. фрегатов

9. О возможностях полета на аппаратах легче воздуха писал …

а. ученый монах Герберт

б. врач и переводчик Константин Африканский

В. астролог и алхимик Роджер Бэкон

г. император Карл Великий

А. быстроходное 3-4 мачтовое судно со сложной системой парусного оснащения

б. военный корабль с тремя рядами весел

г. трехмачтовый военный корабль

Тема №4: Великие географические открытия и начало формирования глобальной сети путей сообщения ( конец ХV-ХVII вв.)

1.Возрождением называют эпоху перехода …

а. от рабовладельческого общества к феодальному

б. от феодального общества к капиталистическому

В. от средних веков к новому времени

г. от нового времени к новейшему

2. Кто из художников Эпохи Возрождения первым изобразил автомобиль, летательный аппарат, велосипед?

Г. Леонардо да Винчи

3. Великие географические открытия были совершены на …

А. каравеллах

4.Великие географические открытия стали возможны благодаря …

а. достижениям медицины

б. развитию военной техники

В. техническим достижениям в мореходном деле

г. развитию стеклоделия

а. Америго Веспуччи

Г. Колумб

6. Экспедиция Колумба началась …

а. в 1380 г. б. в 1600 г. в. в 1492 г.г. в 1498 г.

7. Экспедиция АмеригоВеспуччи началась …

а. в 1498 г.б. в 1519 г. в. в 1601 г. г. в 1632 г.

8. У кого в эпоху Возрождения родилась идея аэроплана?

В. Леонардо да Винчи

9.Кто в эпоху Возрождения создал проект водолазного костюма?

В. Леонардо да Винчи

10. Кому в эпоху Возрождения принадлежала идея спасательного круга?

Б. Леонардо да Винчи

№5: Революционные изменения в развитии транспорта и промышленный переворот (ХVII-ХIХ вв.)

1.В XVI в. в Англии впервые появился новый вид транспорта для перевозки пассажиров и почты. Как он называется?

А. дилижанс

2. В 1718 г. в России была положена очень важная дорога

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *