передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

Тайм-менеджмент: 15 методов эффективного управления временем

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

Что такое тайм-менеджмент

Экономист Питер Друкер писал, что менеджмент будет все больше выходить за рамки коммерческих предприятий, где появился в попытке организовать производство вещей.

Тайм-менеджмент — это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы.

Например, если завалило работой, а вы не знаете, за что браться в первую очередь, следует расставить приоритеты. Матрица Эйзенхауэра помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.

Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. А в условиях цифровой трансформации и ускорения изменений, четкое распоряжение временем помогает сохранять фокус на целях и не отклоняться от курса.

Принципы тайм-менеджмента

Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.

Большая часть техник тайм-менеджмента опирается на структурирование и приоритизацию, и только малая часть — сложная комбинация всех трех принципов. Мы разберем 15 лучших методов тайм-менеджмента: от простых техник к сложным системам управления.

Лучшие методы тайм-менеджмента

1. Подготовка с вечера

Подготовка с вечера подойдет тем, кому трудно вставать рано утром — совет психолога Ника Уигнала [1]. Записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку заранее и распределите задачи без утренней спешки. Можно готовить вечером план задач, рабочую одежду или обед с собой, если вы работаете вне дома.

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

2. Хотя бы N минут

Метод помогает справиться с прокрастинацией — откладыванием задач «на потом», даже если это важные или срочные дела. Если вы не хотите ничего делать, попробуйте начать хотя бы с нескольких минут на задачу: пять или десять. По мнению Джулии Мюллер, профессора Университета Лейпцига, так у человека останется право передумать, и оно повышает чувство контроля над ситуацией. Он перестает думать, что его принуждают делать что-то, чего он делать совершенно не хочет [2], поэтому дальнейшая работа идет легче.

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

3. Дедлайны

Ставьте четкие сроки сдачи работы — дедлайны. Понятные сроки стимулируют работать быстрее и помогают справиться с прокрастинацией. Исследователи Массачусетского технологического института выяснили, что даже самостоятельно установленные дедлайны помогают сдвинуть дела с мертвой точки [3]. При этом такие сроки работают хуже внешних дедлайнов, которые ставит руководитель или конкурсная комиссия. В личных делах внешним куратором может быть друг, коллега или родственник.

4. Поедание «лягушки»

Бизнес-тренер Брайан Трейси предлагает съедать «лягушку» каждое утро [4]— делать самую сложную и неприятную задачу самой первой. С утра мозг меньше нагружен информацией, поэтому вам будет проще справиться с трудным делом. После такой задачи все остальные покажутся пустяковыми и на них по-прежнему останутся силы.

5. Мелкие задачи

Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи. Это правило взято из метода Getting Things Done (GTD) бизнес-тренера Дэвида Аллена [5].

6. Автофокус

Метод «автофокуса» подойдет людям, которые часто работают с задачами без дедлайна. Два предыдущих принципа обязывают выбирать дело, и это чувство обязанности вызывает отторжение. Автор метода Марк Форстер считает [6], что сначала следует выписать все дела в единый список, а потом медленно его прочитать, пока не захочется остановиться на одной задаче. Объем задачи не имеет значения, важнее желание сделать ее прямо сейчас. Если получилось завершить дело сегодня — вычеркните его. Не получилось — перенесите в конец списка, и прочитайте его заново.

7. Сделайте это завтра

Автор книги «Сделай это завтра» [7] Марк Форстер рекомендует не браться за срочные задачи сразу, а откладывать их на завтра. Для этого нужно вести закрытые списки дел. В закрытый список невозможно добавить новую задачу, но можно занести в список на следующий день. Такой подход помогает сохранять фокус на текущих делах и делать только свою работу.

Форстер разделяет «свою настоящую работу» и «занятость». Настоящая работа помогает продвигаться в бизнесе или профессии. Здесь вы полноценно применяете свои навыки и знания. Часто выходите из зоны комфорта — делаете то, чего не делали раньше. Работать по-настоящему сложно, такая работа может вызывать небольшое сопротивление.

Занятость появляется, когда вы откладываете настоящую работу ради мелких задач. Деятельность — не то же самое, что действие. Если работа вызывает ощущение перегруженности, но не кажется сложной, — скорее всего, это занятость. Настоящая работа бывает сложной, но не заставляет чувствовать себя «белкой в колесе».

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

8. Деление большой задачи

Эту технику также называют поеданием салями или слона по кусочкам. Глобальная задача может испугать объемом. Чтобы к ней приступить, следует разложить большую задачу на небольшие этапы, декомпозировать. Например, «запуск нового проекта» звучит громко и давит ответственностью. Но когда в нем появляются конкретные шаги, становится проще: «начать исследование аудитории» → «поговорить с Сашей по пунктам анализа» → «изучить результаты» → «подготовить макет по результатам исследования». Задача «обрастает» конкретикой и уже не кажется невыполнимой миссией.

9. Одна задача в один промежуток времени

Многозадачность в интеллектуальном труде не работает. В 2009 году исследователи из Университета Стенфорда провели эксперимент [8]. Они выяснили, что когда человек делает несколько интеллектуальных дел одновременно, например, читает и разговаривает по телефону, то хуже запоминает и содержание разговора, и прочитанное. При этом не может определить, какая информация была важной, а какую можно было опустить. Если человек работает только над одним делом в один промежуток времени, он лучше справляется с задачей и хорошо запоминает информацию.

10. Методы фиксированного времени

Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.

Техника Pomodoro. Метод помидора — это «система 25 минут» Франческо Чирилло. «Помидором» называют отрезок времени в 30 минут — 25 минут на работу и пять минут на отдых. Вы работаете 25 минут, делаете пятиминутный перерыв, затем снова уходите в работу. Через каждые четыре повтора — перерыв 30 минут.

Кстати, таймер называется «помидорным» потому, что Франческо Чирилло вначале использовал небольшой кухонный таймер в виде помидора.

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

Метод «90 на 30» Тони Шварца [9] и метод «52 на 17», который появился в результате исследования сервиса The Muse [10], строятся по похожему принципу. Первое значение — время в минутах, которое нужно отводить для работы, второе — время для перерыва.

Можно сказать, что это модификация дедлайнов, но в них жестко ограничивается само время на работу. Обилие коротких перерывов помогает «разгружать мозг», сменить деятельность и отвлечься.

Если хотите попробовать методы на практике, помните, что в них одинаково важны не только промежутки работы, но и промежутки отдыха. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время.

11. Принцип девяти дел

Этот метод основан на иерархии задач. Согласно принципу, в течение дня нужно «закрыть» одну крупную задачу, три задачи поменьше и пять мелких. Подходят дела вроде подготовки к встрече с будущими клиентами, и задачи попроще, например покупка корма питомцу. Так домашние дела не пропадают из вида и входят в расчет собственной нагрузки.

Вариация этого метода — «принцип трех дел» Криса Бейли [11]. Этот метод поможет тем, кто легко погружается в рутину и не уделяет должного внимания своим долгосрочным целям. По мнению Бейли, нужно завершать три дела в день, которые приближают вас к достижению глобальной цели. Например, час в день делать грамматические упражнения на английском или сформировать заявку на стипендию, если ваша глобальная цель — учеба за рубежом.

12. Канбан

Канбан — это метод организации работы, чтобы распределять нагрузку между людьми и делать работу точно в срок. Метод помогает видеть нарастающий темп работы и ничего не забывать.

Классический канбан — это таблица с тремя столбцами «Нужно сделать», «В работе» и «Сделано». Но столбцов может быть и больше, например, по количеству этапов в вашем проекте или на производстве, а их названия также могут меняться по усмотрению компании.

Все дела по умолчанию заносятся в первый столбец отдельной строкой или на отдельном стикере, карточке. Потом они перетаскиваются из одного в другой, пока, не попадут в последний столбец. Благодаря такому «перетаскиванию» можно легко отследить прогресс отдельного человека и всей команды.

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

13. Хронометраж

Экономист и автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский считает, что в основе планирования — понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень. Архангельский предлагает планировать в три этапа.

14. Матрица Эйзенхауэра

Система ведения дел и приоритизации, которую придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр в середине XX века. Все текущие и будущие дела распределяют по четырем категориям матрицы в зависимости от их срочности и важности. Матрицей сложно пользоваться постоянно, но можно периодически к ней возвращаться, если завалило работой и домашними делами. Вот как ей пользоваться.

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

15. Тайм-менеджмент по хронотипу

Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус считает [12], что существует четыре хронотипа. У каждого из них свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна:

Бреус считает: если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни станет намного лучше.

Приложения для управления временем

Эти приложения пригодятся, чтобы управлять задачами. Они подходят для большинства методов тайм-менеджмента из нашего списка.

Книги по тайм-менеджменту

Эти книги дополняют статью и раскроют техники подробнее.

Читайте также на РБК Трендах:

Источник

Передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Смотреть картинку передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Картинка про передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительности. Фото передвигать сроки операции для составления ресурсного профиля можно в рамках продолжительностиОбзор документа

Письмо Минфина России от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843 О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ

В соответствии с пунктом 1.2.3 Детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 219, направляются для использования в работе и доведения до сведения органов местного самоуправления Методические рекомендации по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ.

Приложение на 21 л.

Методические рекомендации
по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ

Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью методологического обеспечения перехода к составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ.

I. Общие положения

1. В целях настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:

2. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» установлены правовые основания для разработки государственных и муниципальных программ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования) самостоятельно принимает решение о системе и составе участвующих в разработке и реализации государственной (муниципальной) программы.

3. Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлено, что государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальные программы рекомендуется разрабатывать в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития муниципального образования, с учетом положений программных документов, иных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.

Государственные программы субъекта Российской Федерации, необходимые для реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и включаются в перечень государственных программ субъекта Российской Федерации.

Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На муниципальном уровне рекомендуется разработку муниципальных программ осуществлять на основании перечня муниципальных программ, утверждаемого местной администрацией муниципального образования.

4. Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в статьи 179 и 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» устанавливается обязательность перехода на программный принцип составления бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вопрос составления бюджетов муниципальных образований на основе муниципальных программ отнесен к полномочиям субъекта Российской Федерации. Положения новых пунктов статьи 184.1 Бюджетного кодекса применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, начиная с бюджетов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

При этом обязательность перехода на составление местных бюджетов на основе муниципальных программ устанавливается только при условии составления и утверждения местного бюджета сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

5. Согласно статье 21 Бюджетного кодекса, целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Исходя из положений приказа Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» структура кода целевой статьи расходов соответствующего бюджета устанавливается финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации (финансовым органом муниципального образования) с учетом обязательности сохранения кода направления расходов бюджета (4-7 разряды кода целевой статьи расходов).

6. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Учитывая указанную норму, а также положения статей 84, 85, 86 Бюджетного кодекса, расходные обязательства возникают в результате принятия законов, иных нормативных правовых актов, заключения договоров или соглашений, с указанием в них:

б) объемов предоставляемых ресурсов, либо порядок определения таких объемов.

Государственные (муниципальные) программы сами по себе расходных обязательств не порождают, поскольку не соответствуют указанным требованиям, в том числе не устанавливают конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов.

Государственные (муниципальные) программы являются документом планирования бюджетных ассигнований во взаимосвязи с ожидаемыми результатами их использования. В этой связи параметры ресурсного обеспечения государственных (муниципальных) программ, исходя из положений статьи 174.2 Бюджетного кодекса, включают объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств (обусловленных уже принятыми нормативными правовыми актами, заключенными контрактами, международными договорами и соглашениями, иными аналогичными документами), а также предполагаемые объемы бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств (обусловленных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде).

II. Структура государственной (муниципальной) программы

7. При определении структуры государственной (муниципальной) программы рекомендуется учитывать структуру исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления муниципального образования) и организационно-правовые отношения между ними (полномочия, ответственность и порядок взаимодействия), а также практику применения программно-целевых инструментов.

8. Структура государственной (муниципальной) программы должна быть сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам государственной (муниципальной) программы, что позволит в дальнейшем провести оценку эффективности бюджетных расходов на реализацию программы.

В рамках государственных (муниципальных) программ рекомендуется формулировать одну цель, которая должна соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствующей сфере и определять конечные результаты реализации государственной (муниципальной) программы.

Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не предусматривающей специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения.

Достижение цели обеспечивается решением задач государственной (муниципальной) программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.

В случае формирования в структуре государственной (муниципальной) программы подпрограмм, как комплекса взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий и инструментов, рекомендуется применять следующий подход к целеполаганию: решение задачи программы является целью подпрограммы, решение задачи подпрограммы осуществляется посредством реализации конкретного мероприятия (основного мероприятия). При этом реализация конкретной задачи государственной (муниципальной) программы осуществляется в рамках соответствующей подпрограммы.

Набор мероприятий (основных мероприятий) должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы с учетом реализации мер государственного и правового регулирования, предусмотренных в рамках подпрограммы. Задачи подпрограммы не должны дублировать задачи государственной (муниципальной) программы.

9. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения и решения. Для этого рекомендуется сформировать показатели (индикаторы) исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач государственной (муниципальной) программы.

Показатели (индикаторы) приводятся по государственной (муниципальной) программе и каждой подпрограмме государственной (муниципальной) программы (при их наличии).

В число используемых показателей (индикаторов) целесообразно включать:

а) показатели, содержащиеся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 596-606;

б) показатели для оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами субъекта Российской Федерации:

Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»;

постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 570-р об утверждении перечня показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 2256-р об утверждении показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации.

в) показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, определенные правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, правовыми актами муниципального образования:

Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607».

г) показатели (индикаторы) государственных программ Российской Федерации, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для субъектов Российской Федерации;

д) показатели (индикаторы) государственных программ субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для муниципальных образований;

е) сводные показатели государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

В государственных (муниципальных) программах рекомендуется учитывать влияние на показатели (индикаторы) всех инструментов государственной (муниципальной) политики: применение налоговых льгот (налоговые льготы рассматриваются в качестве «налоговых расходов»), мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями и т.п.

10. При разработке государственных (муниципальных) программ также рекомендуется:

формирование мероприятий государственных (муниципальных) программ на принципах проектного управления, что предполагает обязательность обоснования выбора форм и механизмов финансирования реализации конкретных мероприятий (включая возможность их реализации без использования средств соответствующего бюджета либо целесообразность применения механизмов государственно-частного партнерства);

формирование обоснованных методик оценки эффективности государственных (муниципальных) программ, в том числе в части эффективности бюджетных расходов;

наличие нормы обязательной корректировки государственных (муниципальных) программ, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года, а также порядка учета результатов оценки эффективности при составлении проекта бюджета и уточнении оценки расходов на более отдаленную перспективу;

отражение в государственных (муниципальных) программах иных инструментов программно-целевого метода планирования, в целях обеспечения возможности полноценного учета соответствия мероприятий при составлении бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

11. В целях реализация принципа прозрачности и открытости разработанные государственные (муниципальные) программы следует утверждать и представлять в доступной и понятной форме. Для обеспечения доступности и компактности данных при необходимости рекомендуется разделение государственной (муниципальной) программы на утверждаемую часть и дополнительные (обосновывающие) материалы.

III. Финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы

12. Государственные (муниципальные) программы рекомендуется формировать в едином варианте финансового обеспечения, обоснованном с точки зрения достижения поставленных целей и для реализации которого имеются необходимые ресурсы.

Рекомендуется исходить из того, что финансовое обеспечение реализации государственных программ субъекта Российской Федерации в части расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет бюджетных ассигнований муниципального образования.

13. Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, утверждаются в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), т.е. в текущем финансовом году до начала реализации соответствующей государственной (муниципальной) программы.

Ключевые решения относительно параметров финансового обеспечения реализации государственных (муниципальных) программ в увязке с ожидаемыми результатами их реализации и целевыми показателями (индикаторами) принимаются при формировании проекта закона (решения) о бюджете.

В этой связи при разработке и утверждении в текущем финансовом году новой государственной (муниципальной) программы начало ее реализации должно предусматриваться с очередного финансового года. Одновременно при необходимости возможно аналитическое (справочное) отражение в формируемой государственной (муниципальной) программе соответствующих расходов на текущий финансовый год (при их наличии) по применяемым в текущем финансовом году кодам бюджетной классификации.

14. Согласно статье 179 Бюджетного кодекса объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете. При этом государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете в течение двух месяцев со дня вступления его в силу. Статьей 5 Бюджетного кодекса определено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января. В этой связи Бюджетным кодексом предусматривается обязательность приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с первоначальной редакцией закона (решения) о бюджете. Необходимость корректировки государственных (муниципальных) программ в случае внесения изменений в закон (решение) о бюджете Бюджетным кодексом не установлена.

Внесение соответствующих изменений в государственную (муниципальную) программу целесообразно в случаях, когда планируемые изменения бюджетных ассигнований оказывают значительное влияние на целевые показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты реализации государственных (муниципальных) программ. Соответствующую норму рекомендуется закрепить в порядке формирования и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ).

Утверждение новых государственных (муниципальных) программ, внесение изменений в действующие государственные (муниципальные) программы рекомендуется синхронизировать по срокам.

В целом, при уточнении объемов финансового обеспечения реализации государственной (муниципальной) программы основные параметры государственной (муниципальной) программы (в том числе индикаторы (показатели) государственной (муниципальной) программы, входящих в ее состав подпрограмм (при наличии), ожидаемые результаты) подлежат корректировке при необходимости в случаях и порядке, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).

15. Согласно пункту 4 статьи 179 Бюджетного кодекса государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти вправе предъявлять к государственным программам субъектов Российской Федерации общие требования, касающиеся соответствия их целей, инструментов и механизмов достижения этих целей, а также целевых индикаторов соответствующим государственным программам Российской Федерации. Установление требований к наименованиям государственных программ субъектов Российской Федерации, их структуре (количеству и составу подпрограмм, мероприятий), срокам реализации не входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 4 статьи 179 Бюджетного кодекса государственными программами субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предъявлять к муниципальным программам общие требования, касающиеся соответствия их целей, инструментов и механизмов достижения этих целей, а также целевых индикаторов соответствующим государственным программам субъектов Российской Федерации. При этом требования к наименованиям муниципальных программ, их структуре (количеству и составу подпрограмм, мероприятий), срокам реализации нарушают права местных администраций муниципальных образований на самостоятельное осуществление своих полномочий.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) вправе самостоятельно принять решение о том, в рамках какой государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) будет обеспечиваться достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации (государственной программе субъекта Российской Федерации). При этом возможно как формирование отдельной государственной (муниципальной) программы, соответствующей направлению государственной (муниципальной) политики, так и включение данного направления в государственные (муниципальные) программы в качестве структурного элемента. Реализация указанного права субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) не является основанием для отказа в софинансировании соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации)

16. Объемы финансового обеспечения реализации государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) за счет средств соответствующего бюджета на период после очередного финансового года и планового периода определяются исходя из установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) предельного объема расходов на реализацию государственной (муниципальной) программы.

Рекомендуется финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ за счет средств соответствующего бюджета на период после очередного финансового года и планового периода определять в процессе разработки и утверждения бюджетного прогноза.

17. Нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования может предусматриваться возможность заключения долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг (абзац 3 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса) в рамках основных мероприятий (мероприятий) государственной (муниципальной) программы.

В рамках основных мероприятий (мероприятий) государственной программы субъекта Российской Федерации может предусматриваться возможность заключения долгосрочных государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров, при наличии встречных обязательств (абзац 4 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса).

Государственные (муниципальные) программы, предусматривающие заключение долгосрочных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, должны содержать следующую информацию: наименование объекта закупки, сроки осуществления закупки, предельный объем средств на оплату исполнения контракта с разбивкой по годам, планируемые результаты выполнения работ, оказания услуг (предмет встречного обязательства и срок его исполнения).

18. Расходы на обеспечение функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), являющихся ответственными исполнителями одной государственной (муниципальной) программы, рекомендуется отражать в составе государственной (муниципальной) программы, в которой орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) является ответственным исполнителем, в том числе в случае его участия в иных государственных (муниципальных) программах.

В случае, если органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) являются ответственными исполнителями нескольких государственных (муниципальных) программ, отражение расходов на обеспечение установленных функций возможно либо в непрограммной части расходов бюджета, либо в составе государственной (муниципальной) программы, в рамках которой преимущественно реализуются полномочия соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), либо финансовое обеспечение которой преобладает.

У органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), не являющихся ответственными исполнителями государственных (муниципальных) программ, расходы на обеспечение установленных функций также возможно включать либо в состав непрограммной части расходов бюджета, либо в состав государственной (муниципальной) программы, в рамках которой преимущественно реализуются полномочия соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), либо финансовое обеспечение которой преобладает.

Расходы бюджета на обеспечение функций органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), участвующих в реализации нескольких подпрограмм (при наличии) одной государственной (муниципальной) программы, и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм (при наличии) одной государственной (муниципальной) программы, могут в полном объеме отражаться в составе подпрограммы (при наличии), которая направлена на обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы. В таком случае целесообразно отдельно сформировать указанную подпрограмму.

Средства на содержание законодательных (представительных) органов, судебных органов, избирательных комиссий, контрольно-счетных органов и т.п. органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в рамках государственных (муниципальных) программ не отражаются ввиду невозможности установления высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) целевых показателей (индикаторов) для таких органов.

19. При определении параметров финансового обеспечения реализации государственной (муниципальной) программы следует принимать во внимание деятельность организаций и предприятий, в том числе с государственным (муниципальным) участием, в соответствующих отраслях.

При этом в состав государственной (муниципальной) программы рекомендуется аналитически (справочно) включать информацию о расходах организаций, предприятий с учетом их консолидации с расходами соответствующего бюджета.

В случае участия в реализации государственной (муниципальной) программы коммерческих организаций, общественных, научных и иных организаций, в государственной (муниципальной) программе подлежит отражению соответствующая информация, включающая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию государственной (муниципальной) программы. Указанные сведения следует получать непосредственно от таких организаций в форме обоснованных данных, содержащихся в том числе в документах финансово-экономического планирования.

20. В финансовое обеспечение основных мероприятий (мероприятий) государственной программы рекомендуется включать объемы субсидии и (или) субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований в случаях, если их целевое назначение соответствует целям и задачам государственной программы.

В случае участия муниципальных образований в реализации государственной программы субъекта Российской Федерации рекомендуется аналитически (справочно) включать прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных образований на цели и задачи государственной программы (на реализацию аналогичных муниципальных программ).

IV. Оценка эффективности бюджетных расходов в рамках государственных (муниципальных) программ

21. Согласно статье 34 Бюджетного кодекса при составлении и исполнении бюджетов участникам бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Оценка экономности бюджетных расходов должна быть основана на анализе полноты и качества проведенных мероприятий и процедур, направленных на обеспечение использования наименьшего объема бюджетных средств, необходимого для реализации утвержденных в составе соответствующих государственных (муниципальных) программ мероприятий.

Оценка результативности бюджетных расходов основывается на анализе:

наилучших количественных и качественных характеристик исполнения мероприятий государственных (муниципальных) программ и их сопоставлении с фактическими характеристиками;

степени достижения установленных социально-экономических целей, удовлетворенности целевых групп потребителей государственных услуг.

22. Оценку эффективности бюджетных расходов на стадии планирования и исполнения государственных (муниципальных) программ рекомендуется осуществлять с учетом следующих условий:

оценка всей совокупности бюджетных и иных мер (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и пр.), направленных на достижение тех или иных целей государственной (муниципальной) политики;

сопоставимость объектов оценки;

публичность и общедоступность промежуточных и итоговых результатов оценки;

учет результатов оценки эффективности бюджетных расходов для уточнения государственных (муниципальных) программ.

Оценку эффективности бюджетных расходов в рамках государственных (муниципальных) программ предлагается проводить по двум основным направлениям:

оценка качества проектов государственных (муниципальных) программ;

оценка качества реализации государственных (муниципальных) программ.

23. Оценка качества проектов государственных (муниципальных) программ может осуществляться по таким критериям, как:

соответствие целей и индикаторов государственной (муниципальной) программы нормативным правовым актам и документам, определяющим стратегические приоритеты социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в том числе отраслевого характера;

соответствие задач и показателей целям государственной (муниципальной) программы;

своевременность и обоснованность выбранных форм государственной (муниципальной) поддержки с учетом альтернативных вариантов;

внутренняя согласованность и непротиворечивость основных мероприятий государственной (муниципальной) программы;

обоснованность привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения реализации государственной (муниципальной) программы;

достаточность и обоснованность состава основных мероприятий (мероприятий) подпрограммы (при наличии) государственной (муниципальной) программы для решения поставленных задач подпрограммы (при наличии);

обоснованность применения инструментов проектного управления для достижения целей государственных (муниципальных) программ, в том числе наличие методики, обеспечивающей выбор оптимального набора проектов;

наличие сопоставления альтернативных вариантов для достижения целей и задач подпрограммы (при наличии) и их обоснованность, в том числе обоснованность выбора механизма государственной (муниципальной) поддержки; полнота описания рисков и наличие мер по управлению ими;

полнота описания прямых и косвенных (сопутствующих результату) эффектов от реализации государственной (муниципальной) программы, в том числе оценка влияния государственной (муниципальной) программы на экономические, социальные и финансовые показатели;

наличие и полнота обоснования выделенных целевых групп, на которых направлено действие государственной (муниципальной) программы;

наличие общественных обсуждений хода и промежуточных результатов реализации государственной (муниципальной) программы.

24. Оценку качества реализации государственных (муниципальных) программ следует осуществлять по таким критериям, как:

установление и соблюдение плана (графика) реализации государственной (муниципальной) программы;

своевременность доведения и полнота распределения лимитов бюджетных обязательств;

соответствие кассовых расходов графику финансового обеспечения реализации государственной (муниципальной) программы; качество обоснований изменений в бюджетную роспись; соответствие запланированных затрат на реализацию государственной (муниципальной) программы фактическим;

полнота обоснования объема неиспользованных бюджетных ассигнований на реализацию государственной (муниципальной) программы;

степень достижения целей и показателей государственной (муниципальной) программы;

степень реализации подпрограмм (при наличии) государственной (муниципальной) программы;

соответствие задач и показателей государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) задачам и показателям подпрограммы (при наличии), в случае оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

качество межведомственного взаимодействия ответственного исполнителя с иными заинтересованными органами при реализации государственных (муниципальных) программ;

качество взаимодействия публично-правовых образований, взаимодействия с предприятиями и организациями, территориальными государственными внебюджетными фондами и другими заинтересованными органами и организациями при реализации государственных (муниципальных) программ;

уровень достижения значений показателей и их достоверность на основе сопоставления с данными статистического наблюдения, бухгалтерской и финансовой отчетности;

качество систем внутреннего контроля и аудита при реализации государственных (муниципальных) программ;

наличие правонарушений, выявленных в ходе внутреннего и внешнего государственного (муниципального) контроля;

соблюдение требований по открытости и прозрачности информации об исполнении государственной (муниципальной) программы, ее мероприятиях, о расходах и о процедурах принятия решений.

Обзор документа

Разработаны методические рекомендации по составлению и исполнению региональных и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ.

В июне 2014 г. в БК РФ вносились поправки, предусматривающие обязательность перехода на программный принцип составления региональных бюджетов.

Что касается местных бюджетов, то программный принцип применяется по решению региона. При этом основной финансовый документ муниципалитета должен быть принят на 3 года.

Данные поправки вступают в силу начиная с бюджетов на 2016-2018 гг.

Государственные (муниципальные) программы являются документом планирования бюджетных ассигнований во взаимосвязи с ожидаемыми результатами их использования. Параметры ресурсного обеспечения программ включают объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств (обусловленных уже принятыми нормативными правовыми актами, заключенными контрактами, международными договорами и соглашениями, иными аналогичными документами), а также предполагаемые объемы бюджетных средств на исполнение принимаемых расходных обязательств (предусматриваемые законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде).

Даны рекомендации по вопросам структуры программ, их финансового обеспечения, оценки эффективности соответствующих бюджетных расходов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *