перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

ХАРАКТЕР человека — что это. Виды и типы характера

Характер – это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности поведения личности. Под ним, как правило, понимают такую совокупность качеств и свойств человека, которые накладывают определенный отпечаток на его действия.

Характер проявляется в отношении человека к окружающему миру:

Центральными чертами личности является отношение к окружающим, работе и к себе. Это узнаваемые устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. Известный психолог Гордон Олпорт пришел к выводу, что центральных черт личности у каждого человека от пяти до десяти. Дополнительные (вторичные) черты характера менее устойчивы и узнаваемы и зачастую ситуативно обусловлены.

К примеру, у одного человека определенная черта (скажем, эгоизм) может быть центральной, а у другого – вторичной, потому что ярко проявляется только в определенной ситуации и не доминирует так сильно, как у первого.

Черты характера

Черта характера – это одна из наиболее важных и существенных определяющих человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность.

Черт характера насчитывается несколько сотен, вот лишь некоторые из них: благородство, гибкость, ехидность, жадность, двуличность, грозность, душевность, капризность, доброта, добросовестность, корыстность, отзывчивость, трудолюбие, пассивность, лояльность, любопытство, мрачность, наглость, неряшливость.

Принято делить черты характера на позитивные и негативные. Так, трудолюбие считается позитивной чертой. Однако есть и такие, насчет которых мнения расходятся: лояльность, например, может сослужить человеку плохую службу, если он будет верным плохой личности – тирану или сумасшедшему.

Характер и темперамент

Сильное влияние на характер человека оказывает темперамент. Последний не определяет черт характера, однако очень тесно с ними связан.

На характер влияют следующие свойства темперамента: сила эмоций, возбудимость внимания, эмоциональная возбудимость, тревожность, пластичность и ригидность, активность волевой деятельности. С другой стороны, характер влияет на темперамент: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

Виды и типы характера

Многие великие ученые (психологи, философы, социологи) создавали свои классификации характера. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Карл Юнг. Изучал темпераменты и выделил экстравертированные и интровертированные типы личности.

Фредерик Полан. Предложил типологию, основанную на законах психической деятельности человека, а также на изучении определенных тенденций личности (форм и содержания). Так появились две типологические линии, одна из которых опиралась на законы сочетания тенденций и их особенностей. В ней Полан различал два раздела. К первому относятся типы характера с преобладанием:

В основу второго раздела первой типологической линии Полана заложены формальные особенности человеческих тенденций, которые опирались на:

Вторая линия типологии основывалась на преобладании определенных тенденций, а именно:

Петр Лесгафт. Считал, что проявление определенного типа характера зависит в первую очередь от влияния на формирующуюся личность семейного окружения. Он выделял следующие две категории характеров:

Эрик Фромм. Под характером Фромм понимал энергию человека, которая появляется в процессе динамической адаптации различных его потребностей к конкретному образу жизни в обществе.

Он считал, что взаимодействие людей со средой происходит в двух направлениях:

Вот типы социальных характеров по Эрику Фромму:

Фромм считал, что человек тогда станет зрелой личностью и воспитает характер, когда научится развивать три измерения: любовь, труд и мысль.

Эрнст Кречмер. Немецкий психиатр предложил так называемую конституциональную типологию: каждому типу характера соответствует определенный тип телосложения.

Он выделил следующие конституциональные типы:

Характер: циклотимик. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

Характер: иксотим. Характеризуется спокойствием, маловпечатлительностью, сдержанностью жестов и мимики.

Изучение типов характеров позволяет лучше узнать и конкретных людей. Если вам важно понимать, что за человек перед вами, как найти к нему подход, повлиять на него, понять его мотивы, привить энтузиазм или попросту наладить эффективное взаимодействие, эти знания могут пригодиться. Практическим их применением занимается, в частности, профайлинг – совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Первая классификация — по психическим процессам. В этом случае черты характера делят на эмоциональные, волевые и интеллектуальные.

К эмоциональным относятся: эмоциональность, жизнерадостность, впечатлительность, отзывчивость, доброта, жестокость и пр.

К волевым: настойчивость, самостоятельность, неуверенность, решительность, смелость.

К интеллектуальным: любознательность, сообразительность, находчивость, легкомысленность, вдумчивость.

Однако следует отметить, что нередко проявления характера являются комплексными по своей природе и не могут быть однозначно отнесены к разряду волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (подозрительность, великодушие, щедрость). Кроме того, за пределами данной классификации останется ряд черт характера, определяющие нравственные качества человека. Поэтому, возможно, имеет смысл ввести в данную типологию четвертый тип черт характера — моральные, к которым относятся такие свойства человека, как доброта, отзывчивость, эгоистичность и т. д. (рис. 22.2).

Вторая классификация — по направленности личности. В этом случае выделяют три группы черт характера, которые связаны с:

отношением к окружающему миру (принципиальность, беспринципность);

отношением к деятельности (добросовестность, лень, трудолюбие, амбициозность);

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Рис. 22.2. Классификация по психическим процессам

отношением к людям (общительность, чуткость, вежливость, эго изм, альтруизм) (рис. 22.3).

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Рис. 22.3. Классификация по направленности личности

Типология характеров строится на предположении о наличии у людей определенных типических черт — общих» у некоторой группы людей. В этом смысле под типом характера понимается выражение в индивидуальности человека черт, типичных для группы людей с данным характером. Имеющиеся типологии характера исходят из определенных постулатов:

□ характер человека формируется рано в онтогенезе;

□ на протяжении жизни характер мало изменяется;

□ сочетания и комбинации черт характера, относящегося к определенному типу, являются закономерными, а не случайными;

□ людей в соответствии с их характером можно разделить на не сколько групп,

Структура характера во многом соответствует структуре личности. Здесь можно выделить несколько уровней, низшие из которых будут иметь больше биологического, а высшие — больше социального.

Если рассматривать характер с высшего уровня к низшему, то мы обнаружим:

убеждения (принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм);

потребности и интересы (если доминируют духовные потребности, то любознательность и бескорыстие, если материальные — то скупость, зависть);

интеллект (гибкость или косность мышления);

волю (самостоятельный или зависимый, решительный или нерешительный характер);

чувства (раздражительный или спокойный характер);

темперамент (общительный — необщительный, уравновешенный — неуравновешенный).

Источник

Типы характера человека — какие они бывают

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Приветствую вас, дорогие читатели! Говорят, что характер человека определяет его судьбу. И не найдется на свете двух абсолютно одинаковых по характеру людей. Даже близнецы, похожие как две капли воды, ведут себя по-разному. Несмотря на это, психологи придумали различные классификации, помогающие определить типы характера. Изучив их, вы станете лучше понимать психологические особенности личности, правильно оценивать положительные и отрицательные стороны. Это наладит общение с людьми и поможет управлять как собой, так и другими.

Что такое “характер”

В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни. В результате формируется конкретный стиль поведения в разных жизненных ситуациях.

Психологи разделяют черты характера на 4 группы. В основе этого деления лежит отношение человека к различным сторонам жизни.

Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту. Но важно различать эти понятия.

Как связан темперамент с характером человека

Характер человека – это сочетание его личностных качеств, которые могут меняться и зависят от социальной среды, в которой живет и развивается индивид. Темперамент же – это врожденные реакции на внешние раздражители. Он не меняется и остается постоянным в течение всей жизни человека.

Зная тип темперамента, можно лучше познать характер человека. Однако ярко выраженный темперамент встречается крайне редко. Чаще всего люди обладают смешанным темпераментом, в котором обязательно будет доминирующий.

Принято выделять следующие 4 типа темперамента, у нас на сайте есть подробные статьи, посвященные каждому из них.

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Если темперамент уже не удастся изменить, то над характером можно поработать. Для начала стоит определить свой тип характера и ключевые черты.

Классификация типов характера

Ученые и психологи выделили большое количество критериев для определения типа характера. Я вам расскажу об основных.

Типология по Кречмеру

Немецкий психолог Эрнст Кречмер классифицировал типы характера в зависимости от телосложения человека и выделил 3 основных.

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Интересно, что люди одной расы обладают схожими чертами характера. Так, шведский профессор Андерс Рециус ввел понятие нордического характера, которым обладали представители германской расы. Это высокие и стройные люди с голубыми или серыми глазами, со светло-пепельными волосами. Они стойкие, хладнокровные, сдержанные, рассудительные и очень наблюдательные. Умеют сохранять спокойствие в любых ситуациях.

Типология по Юнгу

Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, который разработал типологию характера, в основе которой – преобладание у человека внутреннего или внешнего мира. Он выделил 2 типа людей.

Типология по Лоуэну

Американский психоаналитик Александр Лоуэн составил свою типологию характеров, основываясь на защитных моделях поведения людей. Всего он выделил 5 типов.

Люди, на 100 % соответствующие описанию того или иного типа характера, встречаются довольно редко. Чаще всего черты характера переплетаются и ни одна не выделяется чересчур ярко.

Что такое акцентуация

Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены – это называется акцентуацией характера. С психологической точки зрения такое состояние является крайним вариантом нормы, а не психическим заболеванием. Однако при этом некоторые черты характера заострены и выражены так сильно, что приводят к дисгармонии личности.

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Эта особенность накладывает отпечаток на поведение и поступки человека, что отражается на всех сферах отношений: к себе, к другим людям, к труду, к вещам. Акцентуация характера наиболее распространена среди подростков. Так, среди обследованных представителей молодежи 95 % оказались с акцентуацией разной степени выраженности. А вот среди людей старшего поколения доля акцентуированных снизилась до 60 %. Поскольку с возрастом удается сгладить нежелательные черты характера.

Типы характера при акцентуации

Много ученых и психологов изучали акцентуацию и пытались классифицировать тип характера в зависимости от этого явления. Самую большую популярность получили типологии А. Е. Личко и К. Леонгарда.

Классификация по Леонгарду

Карл Леонгард в своей работе “Акцентуированные личности” выделил 10 основных типов и несколько промежуточных.

Классификация по Личко

Андрей Евгеньевич Личко выделил следующие типы акцентуаций.

Когда акцентуация становится патологией

С одной стороны, акцентуированная черта характера может сделать человека успешным, а с другой – является его уязвимым местом. Так, люди истероидного типа могут стать талантливыми актерами. Однако они очень сильно боятся насмешек и при негативной ситуации склонны к демонстративному суициду.

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Поэтому всегда высок риск того, что в сложных ситуациях акцентуация перерастет в невроз или психопатию, станет причиной алкоголизма, наркомании, преступления. Причинами проявления акцентуации характера могут стать как наследственные факторы, так и особенности воспитания ребенка.

Заключение

Теперь вы знаете, какие бывают типы характера и особенности поведения у людей. Я советую вам применять эти знания на практике, чтобы легче находить общий язык с окружающими. Конечно, поначалу будет нелегко определить тип характера или акцентуации человека, так как информации очень много. Для начала начните с себя. А чтобы лучше себя понять, советую вам посмотреть видео с интересным психологическим тестом.

Обязательно напишите в комментариях, какой у вас тип характера.

Источник

Практическое занятие по психологии на тему «Характер и типы акцентуации характера. Диагностика личностных черт»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическое занятие

ТЕМА: Характер и типы акцентуации характера.

Диагностика личностных черт
Теоретическое обоснование

Характер не является врожденным, он формируется на основе темперамента, зависит от его свойств. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Не предопределяя характер человека, особен ности темперамента могут лишь способствовать или препятствовать формированию тех или иных свойств характера. В свою очередь, характер своими свойствами держит под контролем некоторые черты темперамента, в основном отри цательные.

Характер и темперамент имеют одну и ту же физиологическую основу.

Характер человеческой личности всегда многогранен. Структуру характера образуют отдельные черты. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Существуют разные подходы к классификации черт ха рактера. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами, исходя из чего выделяют волевые (решительность, настойчивость, самостоятельность, органи зованность и др.), эмоциональные (порывистость, впечатли тельность, инертность, безразличие и др.) и интеллектуальные (сообразительность, находчивость, любознательность и др.) черты.

Другая классификация рассматривает черты характера в соответствии с направленностью личности, т.е. в системе отношений:

Черты характера в отношении к деятельности:

Черты характера, которые проявляются по отно шению к другим людям:

Система черт по отношению к самому себе:

Черты, которые характеризуют отношение челове ка к вещам:

Несомненно, существуют и другие, более тонкие черты характера.

Выступая как прижизненное образование, характер оп ределяется и формируется в течение всей жизни человека.

Несколько позднее под влиянием поощрений и наказаний складываются волевые черты характера, такие как старание, настойчивость, целеустремленность, выдержка, дис циплинированность.

Для формирования характера важны:

• объективная оценка поступков человека и его реак ция на эти поступки и их оценку в обществе;

• общественные, социальные условия, в которых нахо дится человек.

Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения тре бований со стороны взрослых.

Одним из физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип, т.е. система ус ловных рефлексов, которые образуются в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей.

Возрастная классификация формирования черт харак тера.

Возможны два кризисных периода:

О характере человека мы судим, в первую очередь, по его действиям и поступкам. Существуют и некоторые внешние признаки характера, например, особенности речи (громкая речь, как правило, признак сильного, властного характе ра), внешний облик.

Классификация типов акцентуаций характера

Гипертимный тип. Отличаются приподнятым на строением, высоким жизненным тонусом, активностью, энергией. Стремятся к самостоятельности и независимости, но тяготятся одиночеством и вынужденным бездействием. Находчивы, ловки и изворотливы, плохо переносят дисциплину и регламентированный режим. Неразборчивы в выборе знакомств. Увлекаясь новым, часто не доводят начатого до конца. Склонны к переоценке своих способностей, чрезмер но оптимистичны в плане будущего. С работой, требующей усидчивости и аккуратности, справляются плохо.

Циклоидный тип. Характеризуются сменой стойких периодов подъема и спада настроения и тонуса, между кото рыми могут быть продолжительные периоды ровного на строения.

Лабильный тип. Главной чертой является частая из менчивость настроения, возникающая даже от ничтожного повода. От настроения зависит самочувствие, работоспособность и отношение ко всему. Испытывают большую потреб ность в эмоциональных контактах, сопереживании, искренне привязаны к тем, кто оказывает им заботу и внимание.

Психастенический тип сочетает в себе нерешительность, склонность к рассуждательству с тревожной мнитель ностью в отношении своего будущего и будущего своих близких. Испытывает чувство постоянной внутренней трево ги, защитной реакцией от которой является педантизм и формализм. Склонны к самоанализу и самокопанию. Тяже лой нагрузкой для них является ответственность, особенно за других.

Эпилептоидный тип. Отличаются склонностью к ко ротким периодам тоскливо-злобного раздражения и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Аффекты отличаются силой и продолжительностью, способностью доходить до безудержной ярости. Очень сильны инстинкты, особенно сексуальный. Отличаются ревностью, иногда садистскими и мазохистскими наклонностями. Властны. Все поведение отличается тяжеловесностью, тугоподвижностью, инертностью. Педантизм сочетается с бережливостью, расчетливостью и злопамятностью.

Истероидный тип. Отличаются ненасытной жаждой быть в центре внимания, лживы, склонны к рисовке, позерству и чрезмерной драматизации событий. Претендуют на исключи тельное положение в обществе. Хорошие актерские способности позволяют вживаться в придуманную роль. Любят менять компании, приятелей, «разочаровываясь» в прежних.

Наиболее распространены смешанные типы акцентуа ций.

Критерии психопатий (Ганнушкин П.Б., 1933):

выраженность патологических свойств личности до степени нарушения социальной адаптации;

их относительная стабильность, малая обратимость;

тотальность патологических черт личности, опреде ляющих весь психический облик.

В настоящее время в Международной классификации болезней десятого пересмотра термин «психопатия» заменен на более благозвучный «расстройства личности».

Источник

Классификация черт характера

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

1) направленность индивида, система его отношений в социуме;

2) особенности волевой регуляции;

3) эмоциональные особенности;

4) интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность. Нравственность – моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Понятие нравственности – понятие пограничное между социологией, этикой и психологией. Нравственность личности – основной показатель ее социализированности. Формирование нравственности связано с культурно-историческими традициями данного общества, развитием: в нем нравственной идеологии, уровнем социального контроля и социальных ожиданий. Нравственное самоусовершенствование индивида – один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивидаэто всегда духовное преодоление трудностей бытия.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам: 1. «Я хороший и все люди хорошие»; 2. «Я плохой, а все люди хорошие»; 3. «Я хороший, а все люди плохие»; 4. «Я плохой и все люди плохие».

У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе – «Я-концепция». Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов: 1. когнитивного – образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость; 2. эмоционального – самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.; 3. притязательно-волевого – желание самоутверждения, признания достоинств другими индивидами.

Наряду с реальным «Я» существует «Я» идеальное и «Я» динамическое, саморазвивающееся.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая раз­личные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Этот внутренний диалог – основной механизм саморегуляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.

У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. В этих ситуациях и проявляется характер человека – его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений включает в себя также склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.

Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.

Цельность характера – это устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера – энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера – сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера – ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.

Волевая, деятельностная саморегуляция индивида, система его волевых качеств определяются широтой, иерархизированностью и динамичностью его мотивационной сферы. Широта и содержательность потребностей и интересов человека – одни из основных его психических качеств. Индивид должен обладать хорошо отработанными средствами подавления низменных побуждений. Иерархизированность мотивационной сферы индивида зависит от того, какие мотивы и в каких ситуациях актуализировались особенно часто и сильно, какие желания при этом реализовывались и какие качества индивида угнетались.

перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям

Эмоциональные особенности характера индивида – наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Эмоции – непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психическом и гуморально-вегетативном состояниях. По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида – показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

3.8. Структура личности в отечественной
психологии

В отечественной психологии часто используется следующая простая индивидуально-типологическая структура личности:

1. Темперамент, в т.ч. «чисто человеческие типы».

2. Способности – свойство личности, формирующееся в специфической деятельности на основе наследственных и врожденных задатков, обеспечивающих успех в данной деятельности. Наибольшее значение в развитии способностей имеет мозг человека, его количественные и, особенно, качественные особенности.

3. Направленность – совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших определяющими. Формы направленности – влечения, желания, интересы, склонности, идеалы (высшая форма сознательных устремлений личности), мировоззрение (система взглядов на окружающую действительность), убеждение (сочетание мировоззрения со стремлением к его осуществлению; здесь также задействованы мышление, эмоции, воля). Качества направленности – уровень, широта, устойчивость.

4. Самосознание (совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценками): самопознание (самонаблюдение, самоанализ); самоконтроль; самовоспитание. Звенья структуры самосознания: а) имя собственное (осознавание телесной и духовной индивидуальности); б) притязание на призвание (предъявление человеком прав на уважение); в) половая идентификация (ориентация на свой пол как на социальную роль); г) психологическое время (осмысливание себя в прошлом, настоящем, будущем); д) социальное пространство личности (условия развития и бытия человека).

3.9. Психологическая характеристика
способностей

Способности – свойство личности, формирующееся в специфической деятельности на основе наследственных и врожденных задатков, обеспечивающих успех в данной деятельности. Наибольшее значение в развитии способностей имеет мозг человека, его количественные и, особенно, качественные особенности. Взаимоотношения наследственности и внешней среды:

а) задатки психических свойств являются наследственными;

б) значение наследственности неодинаково для всех компонентов личности;

в) внешняя среда оказывает влияние на то, какие врожденные свойства будут развиваться и насколько широко разовьются;

г) очень сильные задатки проявляются в любой среде.

Выделяют способности общие и специальные, а по уровню:

а) средние способности (подражательно-стереотипные способности, на основе которых происходит исполнительная деятельность);

б) одаренность (начало творчества в какой-либо сфере деятельности, которая приближается к среднему уровню культуры, науки, и т.п. данного общества);

в) талант (творческая способность в одном ограниченном направлении: И.Е.Репин – талантливый художник, Г.Гегель и И.Кант – талантливые философы и т.д.);

г) гениальность (синтез нескольких талантов с увеличением на основе мепредметных связей способности к более крупномасштабным обобщениям; Аристотель – философ, логик, психолог, естествоиспытатель; Леонардо да Винчи – живописец, техник, естествоиспытатель, философ; М.Ломоносов — поэт, художник, естествоиспытатель; за всю историю человечества было всего около 400 гениев).

Темы рефератов:

Рекомендуемая литература:

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 583с.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2004.

4. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том. 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352с.

Практические задания:

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
(ОПРОСНИК К. ЛЕОНГАРДА)

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+»(да), если нет – знак «-» (нет).Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

№ п/пСуждениеДа /нет
1.У вас чаще веселое и беззаботное настроение?
2.Вы чувствительны к оскорблениям?
3.Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, беседе и т.п.?
4.Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?
5.В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?
6.Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
7.Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?
8.Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
9.Вы серьезный человек?
10.Способны ли Вы восхищаться, восторгаться чем-то?
11.Предприимчивы ли Вы?
12.Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?
13.Мягкосердечны ли Вы?
14.Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?
15.Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?
16.Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?
17.Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18.Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?
19.Любят ли Вас Ваши знакомые?
20.Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21.У Вас часто несколько подавленное настроение?
22.Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв
23.Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?
24.Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы оттаиваете свои интересы?
25.Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
26.Раздражает ли Вас, если дома скатерть или занавес висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?
27.Вы в детстве боялись оставаться один дома?
28.Часто ли у Вас бывают колебания настроения?
29.Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?
30.Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
31.Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?
32.Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?
33.Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?
34.Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?
35.Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?
36.Вы любите работу с высокой личной ответственностью?
37.Склонны ли Вы, выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?
38.В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?
39.Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?
40.Общительны ли Вы?
41.В школе Вы охотно декламировали стихи?
42.Убегали ли Вы в детстве из дома?
43.Кажется ли Вам жизнь трудной?
44.Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?
45.Можно ли сказать, что при неудаче Вы теряете чувство юмора?
46.Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?
47.Вы очень любите животных?
48.Возвращаетесь Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случиться?
49.Преследует ли Вас иногда мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?
50.Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
51.Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?
52.Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
53.У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
54.Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?
55.Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
56.Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57.Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?
58.Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня и будущего все время крутятся в Ваших мыслях?
59.В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
60.Потребуется ли Вам большее напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?
61.Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была всегда на одном и том же месте?
62.Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?
63.Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64.Бывают ли у Вас головные боли?
65.Вы часто смеетесь?
66.Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?
67.Вы подвижный человек?
68.Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69.Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?
70.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыта ли дверь?
71.Вы очень боязливы?
72.Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
73.В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?
74.Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?
75.Часто ли Вас тянет путешествовать?
76.Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?
77.Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?
78.Долго ли Вы переживаете обиду?
79.Долго ли Вы переживаете горести других людей?
80.Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?
81.Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
82.Часто ли Вы видите страшные сны?
83.Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?
84.В веселой компании Вы обычно веселы?
85.Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
86.Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?
87.В беседе Вы скудны на слова?
88.Если бы Вам было необходимо играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль, что бы позабыть о том, что это только игра?

При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются паталогическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.

КЛЮЧ

ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Тест содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации». Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный,эмотивный).

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип.Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *