панель в которой можно переключаться с 1 этажа на 3д вид и обратно в архикад

Панели инструментов Архикад

панель в которой можно переключаться с 1 этажа на 3д вид и обратно в архикад

Панели Archicad содержат все необходимые инструменты для работы. В уроке показана их настройка, а также подключение / отключение панелей.

Настройка панелей Архикад выполняется через Табло команд. Для этого вам нужно выбрать вкладку «Окно» → «Табло команд». Вы можете включить или отключить те или иные панели, а также выполнить дополнительную их настройку.

Очень часто нужно отключить текстовое сопровождение команд, которые расположены в панели инструментов ArchiCAD. Это позволяет несколько увеличить рабочее пространство. Чтобы управлять этими параметрами следует перейти в «Окно» → «Табло команд» → «Табло команд» → «Панель инструментов».

панель в которой можно переключаться с 1 этажа на 3д вид и обратно в архикад

Что делать, если пропала панель в Архикаде?

Если вы случайно закрыли какие-то команды, то чтобы вернуть панель в Архикаде нужно перейти во вкладку «Окно» и далее выбрать «Панели» или «Табло команд». Все зависит от того, о каких инструментах и командах идет речь.

В 95% случаев в списке «Панели» для работы потребуются следующие элементы интерфейса:

В списке «Табло команд» рекомендуется подключить такие панели, как:

Многие новички также интересуются, что делать, если в Архикаде исчезла панель справа? В этом случае вам следует в списке панелей подключить навигатор. Также рекомендуем ознакомиться с видео-уроком «Настройки ArchiCAD по умолчанию», который будет очень полезен начинающим пользователям.

Источник

Этажи в ARCHICAD

панель в которой можно переключаться с 1 этажа на 3д вид и обратно в архикад

Здания редко бывают одноэтажными. И в ARCHICAD хорошо реализована возможность создания этажей. Также присутствует отдельный инструмент для их копирования.

Давайте узнаем, как создавать этажи в ARCHICAD.

Как создать и настроить этажи в ARCHICAD?

Переход по этажам в ARCHICAD осуществляется через панель навигатора в правой части окна программы. По умолчанию в новом проекте имеется 3 этажа высотой 3 метра.

Мы можем легко изменить значение высоты, а также добавить или убрать необходимое количество этажей.

Для этого нужно кликнуть правой кнопкой мыши по любому из этажей в навигаторе. А затем выбрать из меню пункт «Настроить Этажи».

панель в которой можно переключаться с 1 этажа на 3д вид и обратно в архикад

После этого появиться окно, в котором производятся основные настройки этажей.

панель в которой можно переключаться с 1 этажа на 3д вид и обратно в архикад

Настроек в этом окне не много и все они понятны исходя из названия.

Для того чтобы изменить высоту этажа, в столбце «Высота» вводим значения с клавиатуры. Конечно, высота этажей может быть разной.

Создаются этажи с помощью кнопок «Поместить Над» или «Поместить Под».

Например, для того чтобы создать подвальный этаж нужно сначала выбрать первый этаж, а затем кликнуть на кнопку «Поместить Под».

Выбранный в данный момент этаж подсвечивается синим цветом.

Для сохранения изменений нужно нажать кнопку «ОК».

Как скопировать этаж в ARCHICAD?

Есть много способов копирования элементов на другие этажи. Самый надежный и правильный вариант – использовать функцию «Редактирование Элементов по Этажам».

Чтобы вызвать это окно кликаем правой кнопкой мыши по любому из этажей в навигаторе. Затем выбираем из меню пункт «Редактировать Элементы по Этажам…».

В открывшемся окне в пункте «С Этажа» выбираем этаж, с которого будем копировать элементы. В пункте «На Этаж» отмечаем галочками этажи, на которые будут скопированы элементы.

Я выберу второй этаж.

панель в которой можно переключаться с 1 этажа на 3д вид и обратно в архикад

Для того чтобы все сработало, жмем кнопку «ОК».

Этот способ очень удобен, особенно когда вы строите многоэтажный дом и приходится копировать большое число этажей.

Перейдем в 3D и посмотрим на результат.

панель в которой можно переключаться с 1 этажа на 3д вид и обратно в архикад

Как видите, все элементы были скопированы на второй этаж.

В общем, это все настройки связанные с этажами. Обязательно несколько раз повторите все действия у себя, чтобы закрепить материал.

Источник

3D-виды и 3D-документация в ArchiCAD

С помощью ArchiCAD легко создается Виртуальное здание (Virtual Building) – Информационная 3D-модель здания (Building Information Model – BIM) в части архитектурного проекта одновременно с получением согласованной двумерной рабочей документации.

Эта статья представляет способы отображения BIM-модели в трехмерном пространстве ArchiCAD. Мы быстро пройдемся по основным принципам, но при этом затронем некоторые малоизвестные опции, которые и придают продукту гибкость, оригинальность и уникальность. Также мы обсудим, как сохранить виды в Карте видов (View Map) для дальнейшего использования. А в конце опишем новейший и необычайно мощный инструмент ArchiCAD 12, который позволяет превратить любой 3D-вид в «живой» автоматически обновляемый 3D-документ – полноценный трехмерный чертеж с элементами аннотирования и размерами. Рис. 1 ярко иллюстрирует эту функцию: он отображает 3D-разрез по зданию с нанесенными на него размерами и выносками. При этом фон – обычная сплошная штриховка черного цвета, расположенная за конструкциями и надписями.

Рис. 1. Результат работы нового инструмента ArchiCAD 12 – 3D-документ

Вообще в программе существует несколько способов отображения архитектурной модели в 3D и связанных с ними настроек:

— Тип проекции – перспективная или аксонометрия;

— Стиль отображения – каркасная модель, модель со скрытыми линиями или закрашенная (плюс несколько различных эффектов, которые можно комбинировать);

— Фильтрация элементов – посредством видимости слоев и этажей, выбора объектов, границ отображения (бегущая рамка), по типам элементов, определение секущих разрезов.

При этом пользователь может работать с 3D-окном – взглянуть на проект с различных точек или отредактировать модель. В ArchiCAD встроен инструмент построения фотоизображений (Photorendering), который позволяет получить высококачественные изображения 3D-вида с помощью различных методов визуализации – собственной разработки (Internal), компании Lightworks и стилей Sketch (имитация ручной подачи). Построенное изображение можно разместить на листах чертежей (Layout) либо сохранить на диск и использовать во внешних программах.

Режимы 3D-вида

Сразу после выбора режима в 3D-окне будет построено объемное изображение в соответствии с параметрами камеры. Для выбора режима можно также воспользоваться горячими клавишами (PC: CTRL+F3 и SHIFT+F3, Mac: CMD+F3 и Option+F3) либо воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов (рис. 3).

Рис. 3. Можно воспользоваться выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов

Аксонометрический вид автоматически охватит всю модель и отобразит ее в 3D-окне, тогда как перспективный вид отобразит только то, что попадет в объектив камеры, для которой можно задать точку расположения, направление и конус взгляда.

Щелкнув по второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна (рис. 4), можно открыть Планшет навигатора (Navigator Preview).

Рис. 4. Планшет навигатора (Navigator Preview) можно открыть, щелкнув на второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна

Для аксонометрии Планшет используется при ручной настройке положения камеры вокруг объекта. Можно быстро выставить стандартные параметры построения аксонометрии: изометрия, вид сверху, сбору и ряд других часто используемых проекций (рис. 5).

Рис. 5. Окно Планшета навигатора в режиме аксонометрии

Кроме того, пользователь может задать произвольный угол взгляда на модель с помощью команды Орбита (Orbit).

В режиме построения перспективы (рис. 6) Планшет навигатора отображает миниатюрную копию поэтажного плана вместе с маркером, отображающим положение камеры (то есть точку, из которой вы смотрите на объект) и положение цели (точку, куда вы смотрите). В Планшете вы можете с помощью мыши передвинуть камеру или точку взгляда – 3D-вид автоматически обновится. Там же с помощью слайдера можно менять угол обзора.

Рис. 6. Окно Планшета навигатора в режиме построения перспективы

Совет. Предварительный просмотр поэтажного плана и положения камеры на нем иногда сливаются из-за того, что окно Планшета навигатора слишком мало. Это окно всегда отображает те элементы, которые видны на настоящем поэтажном плане (в соответствии с теми настройками, которые заданы для текущего или последнего открытого плана). Вы всегда можете увеличить окно предварительного просмотра, просто открепив его от панели (схватитесь за заголовок окна и переместите окно на свободное пространство) и растянув за угол. Соответственно увеличится и миниатюра плана. Также вы можете отключить видимость элементов, которые уменьшают предварительный просмотр и видеть которые не обязательно: например, можно отключить слой, на котором расположена модель местности. После этих действий вам понадобится только перестроить изображение в окне предварительного просмотра, щелкнув по стрелке в нижнем правом углу.

Для точной настройки перспективного вида используйте инструмент Камера (Camera): выберите этот инструмент на панели инструментов, первым щелчком задайте положение камеры, а вторым – направление взгляда. Далее выберите размещенную камеру, перейдите в 3D-окно – вы увидите изображение с этой камеры. Камера будет размещаться на плане до тех пор, пока вы не удалите ее или не скроете. Разумеется, в проекте можно размещать столько камер, сколько вам требуется.

Для просмотра 3D-модели точно из заданной позиции выберите нужную камеру на поэтажном плане и перейдите в 3D-окно. Все камеры отображаются в дереве Карты проекта (Project Map) и открываются двойным щелчком по ним.

Совет. Маркеры камер не выводятся на печать вместе с поэтажным планом, но могут мешать при работе. Чтобы скрыть их, дважды щелкните на инструменте Камера и откройте его параметры. Далее по кнопке Траектория (Path) зайдите в диалог и для опции Изображение на плане (Display Options) установите значение Нет (None). Есть и более быстрый способ: выберите инструмент Камера, убедитесь, что на поэтажном плане не выбрано ни одной камеры, и установите на Информационной панели (Info Box) другой режим камеры (то есть VR-объект или VR-сцена).

Совет. Одно из самых удобных сочетаний клавиш – включение режима Орбиты (Orbit) в 3D-виде, удерживая клавишу SHIFT на клавиатуре и нажав на колесо мыши. Теперь просто двигайте мышку: модель будет вращаться вслед за движением руки, причем это справедливо как для аксонометрии, так и для перспективы! Попробовав раз, отказаться просто невозможно.

Пока вы работаете в 3D-окне, вы всегда можете сохранить текущий вид в Карту видов (View Map) с помощью команды Сохранить текущий вид (Save Current View). Эта команда запомнит все параметры: тип проекции и выигрышный ракурс, комбинацию слоев, стиль тонирования, фильтрацию элементов и т.п. Теперь, если дважды щелкнуть на этом виде, можно быстро вернуться в 3D-окно, которое отображает именно тот вид, который мы когда-то сохранили. Но при этом сама геометрия модели обновится в соответствии с изменениями проекта. На рис. 7 показан пример сохраненных 3D-видов.

Рис. 7. Пример сохраненных 3D-видов в Навигаторе проекта

Способы построения изображения

Рис. 8. Диалог Параметры построения 3D-изображений

Рис. 9. Для любого слоя можно указать режим отображения в каркасном виде

На рис. 10 приведен пример визуализации здания, в которой крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а двери и окна отключены (отображается только проем) с помощью фильтрации элементов.

Рис. 10. Пример визуализации здания, где крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а остальные объекты – в обычном

Режим OpenGL представляет собой более быстрый способ построения и отображает текстуры поверхностей (обычные JPG- или TIF-картинки, имитирующие кирпичную кладку, дерево и т.п.). Внутренний механизм визуализации требует больше времени для построения, но при этом обеспечивает ряд особых функций – например, отображение векторной 3D-штриховки (векторный рисунок, имитирующий материал) и векторные тени (раскрашенные штриховки с дополнительными контурными линиями по границам теней, ложащихся на фасад). Разница между режимом OpenGL (слева) и внутренним механизмом визуализации с включенными режимами векторной штриховки и тенью (справа) наглядно показана на рис. 11.

Рис. 11. Режим OpenGL, в отличие от внутреннего механизма визуализации, отображает текстуры и работает более быстро. Но внутренний механизм визуализации ближе к чертежам – он отображает векторную штриховку для поверхностей и строит тени от солнца

Как правило, внутренний механизм визуализации строит изображение долго, особенно в случае больших моделей с большим числом полигонов (огромные здания, проекты со сложными формами или деревьями). Если вам необходим этот режим, а ждать не хочется, можно переключить режим раскраски с аналитического (Analytic) на растровый (Raster) – изображение будет строиться быстрее.

Учтите, что векторная штриховка работает только в аналитическом режиме, а времени на ее построение тратится меньше, чем на построение теней. В большинстве случаев рекомендуем отключать эти режимы, если они не слишком вам нужны, либо пользоваться режимом OpenGL, который имитирует материал поверхности с помощью JPG-текстур вместо штриховки и не строит теней.

Совет. Выбрав для режима векторного построения теней параметр Без контуров (Contours Off), вы не отключаете тени совсем – они будут строиться, только результат будет показан без внешней контурной линии. Чтобы полностью отключить построение векторных теней, вам необходимо четко выбрать опцию Нет (Off).

Фильтрация элементов

Программа предоставляет несколько способов фильтрации элементов в 3D. Простейший и наиболее понятный – это просто включить или отключить слои: либо вручную, либо с помощью комбинаций слоев. Включенный слой виден на поэтажных планах, разрезах/фасадах и 3D-видах; если же объект расположен на выключенном слое, то он не будет отображаться нигде.

Если выбрать инструмент Бегущая рамка (Marquee) и охватить такой рамкой часть поэтажного плана, то с помощью тех же команд можно отобразить в 3D только те элементы, которые попали в пределы рамки. Причем рамка может иметь форму прямоугольника, скругленного прямоугольника либо произвольного полигона – с помощью последней опции можно получить в 3D очень интересные эффекты. Благодаря этому инструменту вы можете отобразить часть многоэтажного здания (утолщенная рамка) или только объекты текущего этажа (если рамка тонкая): эта опция настраивается на Информационной панели (Info box) – кнопка расположена сразу за символом инструмента Бегущая рамка. На рис. 12 и 13 демонстрируется работа утолщенной бегущей рамки, которая позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам.

Рис. 12. Утолщенная бегущая рамка позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам

Рис. 13. Результат работы утолщенной бегущей рамки

Несмотря на то что бегущая рамка обрезает модель, все элементы можно выделять и редактировать. При выделении обрезанные объекты выделяются целиком – программа отображает границы объектов с помощью узловых точек, которые могут отобразиться за пределами границ рамки (именно такая ситуация представлена на рис. 13). Это функция помогает визуально контролировать, какая часть объекта отображается в 3D. Обратите внимание, что если переместить объект на границу рамки, можно получить его сечение или даже скрыть его (если вывести объект за пределы границ).

Совет. Вы можете выбрать элементы непосредственно в 3D и, щелкнув правой кнопкой мыши либо с помощью горячих клавиш, вызвать команду Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Вы сразу же увидите выбранные элементы, а все остальные будут скрыты. Чтобы снова увидеть всю модель в 3D, выберите команду Показать все элементы в 3D(Show All Elements in 3D), которая появится вместо предыдущей команды. Эти действия можно выполнять как в окне поэтажного плана, так и в 3D-окне. Конечно, все они применимы только к тем элементам, которые расположены на видимых слоях.

Рис. 14. В 3D-виде можно отображать только часть объектов

C его помощью при построении 3D можно вообще отключать определенные группы элементов (например, крыши или объекты) или ограничивать видимость проекта определенным диапазоном этажей.

Бегущая рамка по умолчанию отображает только те объекты, которые попали в ее границы. Но есть возможность изменить принцип построения и, наоборот, отображать только те объекты, которые расположены за пределами рамки (например, для того, чтобы сделать сквозной туннель через все здание). Можно отображать и лишь те элементы, которые попали в пределы рамки целиком (отключите опцию Рамка как линия сечения (Trim Elements to Marquee), и пересекаемые объекты исчезнут из 3D).

Одна из моих любимейших функций при работе с большими и сложными проектами – возможность отключения окон и дверей (вместо них остаются пустые проемы). Эффективность работы с 3D и разрезами возрастает на порядки! При выполнении тестовых проходов и перед видеосъемкой каждая сцена строится быстрее, а значит можно побольше поэкспериментировать с траекторией, настройками камеры.

Еще одна интересная настойка диалога – Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D): возможность отобразить в 3D объемы зон (Zones) (рис. 15). Зоны зачастую используют для определения границ помещений и подсчета площадей на поэтажных планах, но их можно отображать в 3D для формирования объемов, блоков и анализа теней. Их высота регулируется в диалогах параметров каждой зоны. Зоны можно подрезать под скат крыши с помощью Операций над объемными телами (Solid Element Operations).

Рис. 15. В 3D можно отображать объемы зон

Рис. 16. Диалог Плоскости 3D-сечений

Рис. 17. Пример работы диалога Плоскости 3D-сечений

Единожды заданные плоскости запоминаются программой, но их всегда можно удалить в том же диалоге просто дважды щелкнув на линии сечения или воспользовавшись кнопкой Удалить все плоскости сечений (Clear All Cutting Planes).

Секущие плоскости также сохраняются при сохранении вида в Карте проекта, поэтому к наиболее интересным видам можно возвращаться буквально одним щелчком мышки.

Презентация: фотовизуализация, анимация и анализ солнца

Любой 3D-вид может быть продемонстрирован либо посредством встроенного в ArchiCAD механизма фотовизуализации, либо с помощью прохода по виртуальному проекту (пройти пешком или выполнить облет), либо при статической визуализации прохождения солнца по небосводу и изменения теней на фасадах.

На поэтажных планах можно разместить практически любое количество камер визуализации, которые объединяются в траектории пролета, а затем пройти про проекту в соответствии с этой траекторией, сохранить результат прохода в формате QuickTime и в дальнейшем показывать его заказчику или коллегам. Операция Траекториясолнца (Sun studies) применима к любому 3D-виду; благодаря встроенной функции heliodon она рассчитывает положение солнца в различные моменты суток и года, автоматически прорисовывая положение и конфигурацию теней в зависимости от положения объектов в проекте и прозрачности материалов.

Описания возможностей ArchiCAD в этой части хватит не на одну статью – здесь задействованы сложные и очень мощные инструменты. Но пока ограничимся уже сказанным…

Новинка ArchiCAD 12: 3D-документация

В прошлом году компания Graphisoft изобрела новый тип чертежа – 3D-документ. Суть технологии заключается в том, что 3D-вид теперь можно оформлять (например, легко и элегантно проставить размеры по проекту) и автоматически обновлять (в точности так же, как разрез или фасад).

3D-документы используются в Карте проекта наравне с поэтажными планами, разрезами, фасадами, узлами, рабочими листами и т.п. – это просто новая категория. При создании 3D-документа нужно только задать имя вида и его код для ссылки.

Новый 3D-документ наследует те же настройки, что и исходный 3D-вид (аксонометрия или перспектива), но конвертируется в соответствии с Внутренним механизмом визуализации (Internal Engine). Это значит, что он не содержит текстур (то есть JPG-версий материалов) – вместо них поверхности раскрашиваются исходными цветами плюс используются векторные штриховки и тени от солнца.

Далее для оформления можно использовать большинство 2D-инструментов: тексты, выноски, линии, дуги, полилинии, сплайны, штриховки и размеры. Выноски могут быть независимыми (полка и независимый текст) или связанными с 3D-элементами (полка и символ с текстом, в который можно внести тип и код (ID) элемента, ассоциированного с выноской).

Размеры привязываются к узловым точкам элементов так же, как это делается на поэтажных планах или при редактировании объектов в 3D-окне. Три метода, настраиваемые на Информационной панели (Info Box), позволяют указать вертикальный/горизонтальный размер либо размер в произвольной плоскости (например, для скатов крыш).

Линии размеров идут от модели, а засечки ориентированы в соответствии с углом перспективы или аксонометрии. При размещении размера задается отступ от модели, что повышает читаемость чертежа.

Конечно, в документации по ArchiCAD вы найдете более полное описание работы с размерами в 3D-документе.

По умолчанию 3D-документ автоматически обновляется вслед за изменениями – это обычный рабочий вид. А значит он всегда будет соответствовать модели. Размеры обновляются и пересчитываются, выноски содержат актуальную информацию о строительных конструкциях.

3D-документы можно создавать из любого 3D-вида – следовательно, они могут быть ограничены как бегущей рамкой, так и секущими плоскостями. Например, на рис. 18 показано, как можно получить чертеж фундаментной части с помощью бегущей рамки.

Рис. 18. Аксонометрический чертеж фундаментной части, созданный с помощью бегущей рамки и нового инструмента ArchiCAD 12 – 3D-документ

И, конечно, часть модели можно отобразить без удаления невидимых линий – так же, как модель отображается в 3D-окне: на рис. 19 слой с крышами переведен в каркасный режим отображения.

Рис. 19. На этом 3D-чертеже крыши переведены в каркасный режим отображения

Для 3D-документа, который очень похож на обычное 3D-окно, есть и несколько ограничений. А именно: нельзя интерактивно сменить точку взгляда на узел, нельзя добавить новые 3D-элементы, нельзя растянуть или переместить существующие 3D-элементы. Но можно выбрать элемент и просмотреть и даже изменить его параметры с помощью Информационной панели или обычного диалога Параметры (Settings).

Для изменения модели необходимо перейти в стандартное 3D-окно или работать через поэтажный план. При этом перейти из 3D-чертежа в соответствующее 3D-окно просто: щелкните правой кнопкой мыши в любой точке рабочего окна (убедитесь, что ничего не выбрано) и выберите команду Открыть исходное 3D-окно (Open 3D Source).

Также можно изменить угол взгляда на модель и стиль раскрашивания. Для этого откройте 3D-окно (перейти в него можно с помощью уже упомянутой команды Открыть исходное 3D-окно) и поменяйте точку взгляда. Затем вернитесь в 3D-документ и, щелкнув правой кнопкой мыши в любой точке (опять же убедитесь, что ничего не выделено), выберите команду Переопределить на основе текущего 3D-окна (Redefine Based on Current 3D). Будьте внимательны: новый взгляд может привести к тому, что 3D-размеры сольются и станут нечитаемы – в этом случае их надо будет удалить и поставить заново.

Совет. Если при создании 3D-окна использовалась бегущая рамка, а затем этот вид использовали для создания 3D-документа, то возникает одна маленькая странность. Если размер привязан к конечным точкам, которые образовались от бегущей рамки (то есть к «искусственным» конечным точкам, которые лежат на пересечении режущей плоскости бегущей рамки и элемента), то он будет статичен. Это означает, что размер не будет обновляться, если, к примеру, изменится высота стены или ее толщина. Для того чтобы размер гарантированно и автоматически обновлялся, привязывайте его (конечно, по возможности) к «естественным» конечным точкам элемента (то есть к классическим точкам).

Осталось сказать, что 3D-документ можно распечатать/сохранить так же, как любой другой вид, а также разместить его на листе как обычный чертеж в Книге макетов.

Заключение

ArchiCAD использует непревзойденные инструменты, с помощью которых можно создать огромное число разнообразных видов из объемной BIM-модели. 3D-окно позволяет проектировщику работать над моделью здания с любой точки и угла, получая доступ к любой части модели или комбинации элементов. Встроенные инструменты визуализации проекта помогут легко продемонстрировать последнюю версию проекта в виде статичного изображения или анимации.

Новый тип отображения проекта – 3D-документ – поможет проектировщику при работе с заказчиком, консультантами и строителями. Он позволяет запомнить любой вид, а затем оформить его, разместить на листе с чертежами и работать как с обычным документом, управляя им и поддерживая его в актуальном состоянии. 3D-документ – это ярчайший пример современных технологий, разработанных компанией Graphisoft, которые трансформируют понятие документации и поднимают решения BIM на уровень искусства.

Эрик Боброу (Eric Bobrow),
филиал AIA,
руководитель Bobrow Consulting Group

Перевод с английского Дениса Ожигина (ЗАО «Нанософт»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *