отцом социологии можно назвать

Огюст Конт: отец социологии

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

Огюст Конт считается отцом социологии.

Термин социология был впервые введен в 1780 году французским эссеистом Эммануэлем-Жозефом Сием (1748—1836) в неопубликованной рукописи (Faur? et al., 1999). В 1838 году термин был заново изобретен Огюстом Контом (1798—1857). Противоречия жизни Конта и времен, которые он пережил, в значительной степени можно понять из проблем, которые привели к его развитию социологии. Он родился в 1798 году, в 6 году новой Французской Республики, в семье верных монархистов и католиков. Они жили комфортно за счет доходов его отца в качестве младшего чиновника в налоговой инспекции. Изначально Конт учился на инженера, но, отвергнув консервативные, монархические взгляды своих родителей, в 13 лет он объявил себя республиканцем и свободолюбивым, а в 18 лет был исключен из школы за то, что провоцировал школьные беспорядки.

Он стал секретарем утопического социалистического философа Анри де Сен-Симона (1760—1825) до тех пор, пока они не поругались в 1824 году (после того, как св. Симон по общему мнению обвинил некоторые сочинения Конта и подписал им свое собственное имя). Тем не менее, они оба думали, что общество можно изучать, используя те же научные методы, которые используются в естественных науках. Конт также верил в потенциал социологов в работе по улучшению общества и придумал лозунг «порядок и прогресс», чтобы примирить противоборствующие прогрессивные и консервативные фракции, которые разделили кризисное, постреволюционное французское общество. Конт предложил обновленный, органический духовный порядок, в котором авторитет науки был бы средством создания рационального общественного порядка. Через науку, каждая социальная страта будет согласована со своим местом в иерархическом социальном порядке. Это свидетельствует о его влиянии в 19 веке на то, что фраза «порядок и прогресс» украшает герб Бразилии (Collins and Makowsky, 1989).

Конт назвал научное исследование социальных моделей позитивизмом. Он описал свою философию в популярной серии лекций, которую он опубликовал как «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Общий взгляд на позитивизм» (1848—1977). Он считал, что использование научных методов для выявления законов, с помощью которых общество и отдельные лица взаимодействуют, откроет новую «позитивистскую» эпоху истории. В принципе, позитивизм, или то, что Конт называл «социальной физикой», предполагал, что изучение общества может проводиться так же, как естественные науки приближаются к естественному миру.

Хотя Конт никогда не проводил каких-либо социальных исследований, его представление о социологии как о позитивистской науке, которая могла бы эффективно социально построить лучшее общество, было глубоко влиятельным. Когда его влияние ослабло, это стало результатом того, что он стал все более навязчивым и враждебным ко всей критике, поскольку его идеи перешли за пределы позитивизма как «науки об обществе» и стали позитивизмом как основой новой культовой, технократической «религии» человечества. Новый социальный порядок, который он себе представлял, был глубоко консервативным и иерархическим, своего рода кастовая система, в которой каждый уровень общества был вынужден примириться со своим «научно» отведенным местом. Конт представил себя на вершине общества, приняв звание «Великий жрец человечества». Моральная и интеллектуальная анархия, которую он осудил, будет решена посредством правления социологов, которые устранят необходимость в ненужном и противоречивом демократическом диалоге. Общественный порядок «должен быть несовместим с постоянным обсуждением основ общества».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

О.Конт – родоначальник социологии.

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

«Отцом-основателем» социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики» и др.

Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология». Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную. Огюст Конт (1798-1857) жил в г. Монпелье, Франция, В 1817-1824 гг. был секретарем известного философа-утописта графа Сен-Симона.

При изучении общества и общественных явлений необходимо ис­пользовать такие же методы, как при изучении неживой природы для получения подлинного «позитивного» знания. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценок и мнений исследо­вателя.

По мнению Конта, «социология» – единственная наука, призван­ная открывать законы, универсальные как для природы, так и для общества. Впоследствии подобное положение назвали принципом универсализма.

Первоначально в его трудах социология даже называлась «социаль­ной физикой». В качестве основных методов новой науки были предло­жены: наблюдение, эксперимент, типологизация, сравнительно-истори­ческий метод

(Предметом этой науки Конт считает обще­ство в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы мате­матики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит»идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Мар­ксаспособом производства, то у О. Контаобразом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе че­ловека и объясняет Конт историческое движение человеческой циви­лизации.(Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний).

Структурной единицей общества считал семью, исходя из того, что любая система должна состоять из однородных элементов, поэтому подлинная элементарная единица общества должна содержать в себе социальную связь, т.е. группу, которая включает в себя, о меньшей мере двух человек, наиболее устойчивая и часто встречающейся группой является – семья, именно ее Конт назвал «ячейкой общества».

Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук.

Конт резко отграничил социологию от социальной философии (из которой она фактически вышла), призывая к тому, чтобы она отказалась от «умозрительных» рассуждений, метафизики и теологии. Социология должна была стать точной наукой подобно физике или биологии и использовать методы естественных наук, такие, как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод и т.д. Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е., таких, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть с помощью известных фактов, доступных эмпирическому наблюдению. Подобный взгляд на науки, в целом достаточно распространенный в интеллектуальной среде Европы Х1Хв. и получивший название позитивизма, объясняется феноменальными успехами естествознания того времени. Конт, так же увлекшись достижениями естественных наук, развивает учение об органической аналогии, общество уподобляется организму, их развитие и структура сходны. Составными частями общества являются индивиды, и, подобно частям организма, они подчиняются целому, т.е., обществу.

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом в 40-х годах XIX века после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. (В материалах можно встретить разночтения по поводу зарождения науки социологии. Если речь идет о науке, то наиболее точной датой ее основания следует считать 1826 г., когда Конт начал читать публичные лекции по курсу позитивной философии. Большинство авторов указывают на 1830 как начало издания «Курса …»(1830- 1842). Другие годом рождения социологии считают 1839-й, т.к. тогда был издан 3-й том «Курса..», в котором Конт впервые употребил термин «социология»).

-фетишизм (люди видят богов во внешних предметах. Им же приписывается жизнь);

— политеизм (жизнью наделяются «фиктивные существа», боги (греческие, римские боги). Их вмешательством и объясняются все явления);

— монетеизм (хрестианство изменяет мораль, мировоззрение людей. Жизнь определяет единый бог).

На второй, метафизической стадии он отказывается от апелляции к сверхестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей. Причин и других философских абстракций. (Стадия развития знания – знание оторвано от реальной жизни, носит абстрактный характер. «В метафизическом состоянии (человеческого духа) сверхестественные факторы заменены абстрактными силами, могущими сами собой производить все наблюдаемые явления, объяснение которых состоит только в подыскании соответствующей сущности»).Стадия развития обществаЭпоха революций (абстрактное знание приобретает критический характер, наблюдается кризис, распад социальных связей. Эта стадия длилась примерно с XIV до начала XIX в. и охватывает собой эпоху Реформации, Возрождения, эпоху Великих географических открытий, становление и развитие капитализма. Первой и второй стадиям соответствует военное общество, общество, нацеленное на войну, имеющее военно- авторитарный режим правления.

Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию позитивную или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Стадия развития знания – знание основано на опыте, эксперименте и носит научный характер. В положительном состоянии «человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений, т.е. их неизменных отношений, последовательности и подобия». Стадия развития общества –Промышленное и мировое сообщество – начало этой стадии, т.е. индустриализацию общества, стабилизирующую все социальные процессы и делающую бессмысленной войну (ибо с помощью массового производства можно достичь во всех сферах общества гораздо большего, чем завоеваниями), и наблюдал О.Конт в первой половине XIX в.

Стадия развития знания Стадия развития общества(составить таблицу)

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им, появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают кооперация и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство соли подобно разделам физики дарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия, и призвана, по мнению О.Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части (подобно разделам физики): социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Итак, французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. Конт совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод социологии, выдвинул один из фундаментальных тезисов о необходимости эмпирической проверки знаний, ввел термин «социология» для обозначения новой науки об обществе;

Социология, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во взаимосвязи:

· для рассмотрения общества ввел термины «порядок» (уравновешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями и целями) и «прогресс»(использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);

· в социологии выделил два основополагающих раздела:«статику» (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и «динамику» (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);

· (Статикаизучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество). Динамика выводит общие законы эволюции общества (анализ общества через выявление соц. изменений и прогресса);

· понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;

· выделил четыре структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы, предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

· утверждал, что элементарной структурной единицей общества является семья;

· сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума («Закон о трех состояниях человеческого разума»): теологическая, метафизическая, позитивная.

· теологическая или фиктивная (с древнейших времен до 1300 г. Охв. Древность и раннее Средневековье) характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям. Делилась Контом на три периода: фетишизм (люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов); политеизм (жизнью наделялись «фиктивные существа» (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее; монотеизм (единобожие в лице христианства).

· метафизическая или абстрактная стадия (1300-1800 г.г. эпоха Реформации, Французская революция) характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ним общественного порядка. Эта эпоха породила революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества»;

· вершиной пирамиды, состоящих из шести базовых научных дисциплин (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология), по мнению Конта, является социология. Именно она венчает вершину контовской «иерархии наук», поскольку ее объект обладает максимальной сложностью и носит узкоспецифический характер. Математика лежит в основании пирамиды в силу максимально широкой применимости этой научной дисциплины ко всем объектам изучения.

Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее [социальной философии] разновидностью, т.е., сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.

Источник

Н. Смелзер. Социология. Глава 1. Огюста Конта, часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

ОГЮСТ КОНТ [AUGUSTE СОМТЕ] (1798-1857)

Огюста Конта, часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит «наука об обществе».

Конт родился во Франции в 1798 г. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, полагал Конт, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Источник

Отцы-основатели социологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание

С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

Работа состоит из 1 файл

распечатать контр по соц.doc

Тема: «Отцы-основатели социологической науки».

Часть 1. «Отцы-основатели социологической науки».

С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский катехизис» 1851г.

4.«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных элементов, их структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.

Для Спенсера аксиомой было то, что в конечном итоге все аспекты вселенной, органические или неорганические, социальные или несоциальные, являются субъектом законов эволюции. Его социологические изыскания, однако, концентрируются на параллелях между органической и социальной эволюциями, несходствах в структуре и эволюции органических и социальных единиц. Во всех социологических размышлениях Спенсера лидируют биологические аналогии, хотя он и был вынужден учитывать ограниченность таких аналогий. В силу того, что Спенсер был радикальным индивидуалистом, органические аналогии создавали для него некоторые социологические и философские затруднения, которых Конт с его коллективистской философией избежал.

Источник

1.2. История социологии

1.2. История социологии

Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального государства и совершенствование социальной структуры общества (Платон), политическая стабильность в небольших (Аристотель) и сверхбольших государствах (Полибий, Цицерон), воспитание и социализация личности (Сократ) и др.

Социальные проблемы в эпоху античности решались в рамках таких наук, как история, философия, софистика, этика, право, а также в литературе, поэзии и мифологии. В Средние века сложными социальными вопросами занималось в основном богословие, которое многое взяло из Античности, но при этом отталкивалось в первую очередь от христианских догматов. Проблемы повседневной жизни решались на основе традиций, привычек и предрассудков.

В Новое время с расширением географических и интеллектуальных границ познанного мира значительно расширяется и круг социальных проблем. Особую остроту они приобретают в эпоху бурного развития капитализма в начале XIX в. Третьему сословию, представлявшему собой наиболее активную и предприимчивую часть общества, кроме религиозных потребовались и научные представления об обществе.

Идею возможности разработки естественных законов бытия впервые высказал Сен-Симон (1760–1825) с позиций «физических» (т. е. естественных) наук, противопоставляя их теологии и метафизике. Ученик и последователь Сен-Симона О. Конт развил идею своего учителя и разработал концепцию позитивной науки, которая должна занять место богословия и старой философии. Он считал, что позитивная наука об обществе должна зиждиться на тех же принципах, что и физика, физиология, биология, и сначала называл ее «социальная физика». В своем капитальном труде «Курс позитивной философии», состоящем из шести томов, выходивших последовательно с 1830 по 1842 г.,[1] Конт создает стройную теорию зарождения науки об обществе, доказывает необходимость ее построения на позитивных принципах, определяет ее место в иерархии наук и, наконец, дает ей название. Если Сен-Симона можно считать «предтечей» социологии, то Конта мы с полным правом можем назвать ее «отцом».

По аналогии с физикой Конт свою «социальную физику» разделяет на социальную статику, т. е. науку об устройстве, структуре общества, и социальную динамику, задачей которой является изучение процесса развития общества. Общество рассматривается О. Контом как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Эти части — общественные институты (семья, религия, государство) – своим существованием способствуют «всеобщему согласию», объединению общества. Они помогают преодолеть эгоизм людей и разъединяющее их разделение труда, воспитывают молодое поколение в альтруистическом духе, передают традиции, опыт и моральные нормы старших поколений. Социальная динамика, по мысли Конта, должна изучать теорию общественного прогресса.

В литературе можно встретить разночтения по поводу зарождения науки социологии. Если речь идет о науке, то наиболее точной датой ее основания следует считать 1826 г., когда Конт начал читать публичные лекции по курсу позитивной философии. Большинство авторов указывают на 1830 г. как на начало издания «Курса…», другие считают (например, А. Радугин и К. Радугин) годом рождения социологии 1839-й, так как тогда был издан 3-й том «Курса…», в котором Конт впервые употребил термин «социология».

Необходимо учитывать, что по своему философскому мировоззрению Конт был идеалистом. Для него мир сначала мыслится, потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Конт отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии; каждой из них соответствует определенное состояние общества (закон трех состояний). «Первая стадия, – отмечает Конт, – хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».[2] Представим этот закон в виде таблицы (табл. 1).

Закон трехсостояний О. Конта

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

Именно позитивная (положительная) наука, по мысли О. Конта, является «единственной прочной основой общественного преобразования, имеющему положить конец тому критическому состоянию, в котором так давно уже находятся наиболее цивилизованные народы»2. Данная наука поможет осуществить переход к промышленному, мирному обществу.

Развитие науки, знания идет от простого к сложному, от общего к специфическому. Каждая новая наука имеет, полагал О. Конт, более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходимую часть предыдущую. Иерархия наук (закон классификации наук) выглядит следующим образом (рис. 2).

отцом социологии можно назвать. Смотреть фото отцом социологии можно назвать. Смотреть картинку отцом социологии можно назвать. Картинка про отцом социологии можно назвать. Фото отцом социологии можно назвать

Рис. 2. Закон классификации наук

Место социологии, по мнению О. Конта, на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные явления взаимодействия индивидов. Закон трех состояний сочетается с законом классификации наук в том смысле, что положительное мышление, сформировавшееся в математике, астрономии, физике, химии и биологии, должно охватить и социальную сферу и привести к созданию положительной науки об обществе — социологии. Предметом этой науки Конт считает общество в целом, историю его развития, трансформации. Причем законы этого развития носят точный и строгий характер, как и законы математики, физики, химии. Эти законы, по мнению О. Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее (принцип исторического детерминизма). Но детерминизм Конта носит идеалистический характер. Если у философов Древнего мира состояние общества определяется формой государства, у К. Маркса — способом производства, то у О. Конта — образом мышления. Именно изменением образа мышления при неизменной природе человека и объясняет Конт историческое движение человеческой цивилизации.

В 40-е гг. XIX в. возникло материалистическое направление всо-циологии, основателем которого стал К. Маркс (1818–1883). Он был знаком с трудами Сен-Симона и О. Конта и соглашался с ними в том, что мир — это объективная реальность и что можно открыть точные законы его развития. Но развитие человеческого общества, по К. Марксу (в этом он расходится с позитивистами), происходит не на основе развития знания, духа; оно детерминировано материальным производством (материалистический детерминизм). Именно материальное производство определяет так называемые производственные отношения, т. е. связи между людьми, возникающие в процессе производства. Все связи в обществе (общественные отношения) являются производными производственных отношений. Основу любого общества составляет экономический базис, который определяет политическую надстройку, духовную жизнь, все процессы, происходящие в обществе, в том числе и развитие науки, которое обусловлено потребностями материального производства. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».[3] Человек для К. Маркса — активное социальное существо, поведение которого изменяется в зависимости от окружающей его действительности. С изменением общества меняется не только образ мышления, но и сама природа человека, из которой вытекает его образ действий. Следовательно, считал Маркс, развивая производство и изменяя социальные отношения, быт, можно изменить и человека. Таким образом, общество переходит на новую, более высокую ступень (общественно-экономическую формацию). «Ни одна общественная формация не гибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».[4]

Взгляды К. Маркса на общество оказали влияние на развитие общественных наук в XX в., но в социологии XIX в. продолжал господствовать позитивизм. Социологи-позитивисты в отличие от философов-метафизиков представляли окружающий мир, в том числе и природу, как объективную реальность. Человеческое общество для них — продолжение, историческая часть природы. В нем действуют те же природные законы движения и развития, которые движут уже не неорганической материей, не растениями и животными, а людьми. Но принципиального отличия проявления природных законов в человеческом обществе нет. Таким образом, принципами позитивистской социологии являются:

натурализм. Для позитивизма человеческое общество — часть природы (nature);

органицизм. Социолог-позитивист под человеческим обществом понимает живой организм, каждый орган которого функционирует таким образом, чтобы обеспечить целостность и развитие системы в целом;

эволюционизм. Общество, по представлениям позитивистов, находится в постоянном движении и развитии. Движущими силами этих изменений являются природные законы: борьба за существование, естественный отбор и др.

Отсюда следует, что социология должна быть такой же «естественной наукой», как астрономия, физика, биология, а человеческое общество развивается по естественным законам. Никаких специфических «социологических» законов не существует, а методы социологии должны быть в отличие от умозрительных приемов метафизики точными, строгими, описываемыми количественно и проверяемыми экспериментально.

Последователь О. Конта английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903), создатель биологического направления в позитивной социологии, положил в основу своего учения об обществе аналогию с организмом, развивающимся по законам эволюции.

В своем труде «Основания социологии» (1886) Спенсер утверждает, что эволюция общества заключается в его дифференциации (как у животных и растений — увеличение числа видов). Вместе с тем эволюция толкает отдельные части-органы общества к большей интеграции, ибо только так можно сохранить целостный общественный организм.

Однако между сообществом животных и человеческим обществом существуют различия. Так, животная особь «конкретна», т. е. реально единична, а человеческая — «дискретна», так как обладает абстрактным мышлением и свободой действий. Отсюда следует, что прогресс состоит в том, чтобы от состояния, в котором личность подчинена целому, общество переходило к состоянию, в котором социальная организация служит составляющим его индивидам. Причем в первом состоянии общества интеграция является принудительной, а во втором — добровольной. Поведение людей, как и животных, по Спенсеру, определяет закон силы.

Еще одно отличие между сообществом животных и человеческим обществом состоит в том, что «регулятивная система» человеческого общества держится на «страхе перед живыми и мертвыми», т. е. на уважении таких социальных институтов, как государство и церковь. Повседневное общение регулируется «церемониальными инструкциями», т. е. традициями, нормами, отражающими статусы и роли людей. В экономической системе общества роль естественного отбора органического мира, открытого Ч. Дарвиным, играет, по мысли Г. Спенсера, конкуренция.

Отсюда берет свое начало направление социологического позитивизма, получившее название «социальный дарвинизм». Социологи-дарвинисты развитие индивидуалистических тенденций в обществе объясняли выживанием наиболее приспособленных (инстинкт самосохранения), а усиление социальной солидарности, морали и нравственности — проявлением альтруистического инстинкта продолжения рода.

Социальный дарвинизм дал пищу для размышления многим социологам и послужил социологической базой для таких разнородных течений политической мысли, как анархизм (П. Кропоткин), социализм (Э. Эванс, У. Клиффорд), фашизм (Б. Муссолини, А. Гитлер).

Другой английский социолог, Генри Бокль (1821–1862), основал географическое направление позитивистской социологии. Он представлял прогресс человеческого общества не как предопределенный провидением или как результат действия свободной воли исторических деятелей, а как проявление природных факторов. Такими факторами являются: климат, пища, почва, ландшафт. На юге пища более дешевая, почва более плодородная, климат более благоприятен для жизни. Отсюда большая численность населения в странах Востока, нищета основной его массы и огромное богатство немногих правителей. Ландшафт умеренных широт формирует рациональный, логический тип деятельности. Этим объясняется, что «в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы подчинение человека природе».[5]

Позитивизм дал мощный толчок в становлении и развитии социологии. Но он рассматривал общество механистически, т. е. находящимся, несмотря на внутреннюю борьбу за существование, в равновесном состоянии, которое определялось сбалансированностью и строгим функционированием частей-органов в рамках определенных задач. Несмотря на лозунг О. Конта «Порядок и прогресс», общество для позитивистов оставалось по сути своей неизменным. Они не смогли объяснить многих социальных явлений второй половины XIX в., в том числе таких, как революции, рост рабочего движения и классовой борьбы. Все это к 80-м гг. XIX в. привело к кризису позитивизма.

Антипозитивизм (1880–1920) не стремился объяснить мир социальных явлений биологической борьбой за существование или влиянием природной среды. Наоборот, родоначальники антипозитивизма немецкие философы и социологи Вильгельм Виндельбанд (18481915), Генрих Риккерт (1863–1936), Вильгельм Дильтей (18331911) видели свою задачу в том, чтобы разграничить природу и человеческое общество, которое, по их мысли, живет по своим собственным законам, отличным от природно-физических. Не объяснить общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, а понять смысл социальных явлений, структур и процессов — вот в чем они видели свою задачу. Антипозитивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а понимание социальных фактов. Философской основой такого понимания они избрали неокантианство. Неокантианцы критиковали философию Иммануила Канта «справа», с позиций субъективного идеализма. Главным достижением гносеологии И. Канта они считали субъективность мира и существование «вещей-в-себе», а главными заблуждениями — объективный характер последней. В. Виндельбанд и Г. Риккерт исходили из трансцендентально-психологического подхода к учению И. Канта, т. е. на место объективной истины ставили трансцендентальные ценности, которые хоть и существуют идеально, но имеют значение для людей, оказывают воздействие на их мышление и поведение. Причем «практическое», приближенное к жизни истолкование социальных факторов имеет большее значение, чем теоретические схемы.

Другими словами, антипозитивисты в отличие от позитивистов, признавших мир как объективную реальность, утверждали, что законы, по которым развивается природа и общество, различны, что дойти до сути общественных законов невозможно, что сущность, лежащая в основе социальных процессов и явлений, в принципе непознаваема.

Если для естественных наук характерен генерализирующий (обобщающий) метод познания, то для социальных наук — индивидуализирующий, означающий установление индивидуальных неповторимых фактов действительности. Эти неповторимые, своеобразные социальные факты могут быть идентифицированы соотнесением с устойчивыми идеальными представлениями-ценностями.

Концепцию «понимающей социологии» разработал немецкий социолог Макс Вебер. Понимание как прямое постижение противопоставляется М. Вебером свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию, объяснению. Важно не объективное знание, а понимание социальных действий. На место оценки социальных явлений М. Вебер выдвигает принцип свободы от оценочных суждений. Данный принцип означает, что достоверность и истинность социальных явлений и их значимость для социального поведения есть вещи совершенно различные и подчас несовместимые. Отсюда следует, что нет плохого или хорошего, положительного или отрицательного социального действия, что любое социальное поведение следует понимать из его соотнесения с теми социальными ценностями, которые присущи данной социальной группе (принцип отнесения к ценностям).

«Понимающая социология» активно развивалась в первой половине XX в. в Европе (в том числе и в России) и в США. Ее сторонниками становятся Г. Зиммель, А. Фиркандт, Ф. Знанецкий, Г. Блумер, Э. Хьюз, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Струве, Н. Кареев и др.

Одним из влиятельных направлений антипозитивизма было антропологическое, основанное Максом Шелером (1874–1929). Он считал, что человек занимает особое положение на «лестнице существ». У него отсутствуют некоторые необходимые инстинкты, например способность ориентироваться в лесу, в темноте, слабо развитое обоняние, осязание и т. д. Человек разорвал свою прямую связь с природой, и как единичное существо, индивид, он не самодостаточен. Свои недостатки он компенсирует культурой, т. е. знаниями и навыками, которые он получает от общества.

Дальнейшее развитие цивилизации будет только увеличивать разрыв человека с природой. Отсюда вытекает задача развития социальных институтов — семьи, школы, церкви, государства, которые насыщают индивида культурой и регулируют его поведение.

Кризис позитивизма в 80-х гг. XIX в. дал толчок развитию не только различным направлениям антипозитивизма. Примерно в эти же годы социологическая наука испытывает влияние развивающейся психологии. Социологи, сторонники психологического подхода, стремились объяснить социальные события исходя из психических явлений. Это течение социологии можно подразделить на такие направления:

психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс), который развитие общества рассматривал как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, базирующейся на техническом (целенаправленном), сознательном управлении социальными процессами. Социальное воздействие людей становится возможным на основе так называемого «сознания рода», «телезиса», – психического ощущения общности целей развития человеческой цивилизации;

психология масс (Г. Лебон, Г. Тард), которая стремилась объяснить поведение больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость, психическое заражение. Отсюда неуправляемость, иррациональность, быстрая смена настроения толпы;

бихевиоризм (Э. Торндайк, Д. Уотсон) объясняет поведение животных и человека, которое представляет собой совокупность двигательных и вербальных реакций, как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды. Методологической базой бихевиоризма стало положение позитивизма о том, что социология должна основываться на опыте, эксперименте. Отсюда бихевиористы делают вывод, что социология (и психология) должна изучать поведение, а не психику и сознание. Согласно бихевиоризму, в каждом человеке заложено определенное количество «схем поведения» (дыхание, принятие пищи и др.). Над этими элементами в процессе научения надстраиваются более сложные. Научение основано на принципе проб и ошибок, но результативная эффективная реакция закрепляется. Таким образом, регулируя стимулы, можно получить определенные реакции индивидов и групп. Однако результаты у бихевиористов получались неадекватными затраченным усилиям. Основным недостатком этой теории явилось исключение из цепочки поведенческого акта человека сознания.

В 20-е гг. XX в. возрождается позитивистская традиция. Неопозитивизм базируется на достижениях технических и естественных наук, новых разработках философии, логики, социологии науки.

Принципы неопозитивизма заключаются в следующем:

натурализм, т. е. подчинение социальных явлений природным законам;

сциентизм, т. е. методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук;

бихевиоризм, т. е. мотивацию социального поведения можно исследовать только через открытое поведение;

верификационизм, т. е. истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта и эксперимента;

квантификация, т. е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

объективизм, т. е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем.[6]

Неопозитивистские установки разделяют такие видные социологи, как П. Лазарсфельд, Г. Зеттербергер, Г. Блейлок, К. Поппер, Дж. Холтон, Р. Кит, Т. Бентон.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

История философии как духовная история человечества

История философии как духовная история человечества Приступая к рассмотрению истории философии, следует помнить положение Гегеля, что история философии – это эпоха, выраженная в мысли. Это поможет увидеть за калейдоскопом имен, теорий, концепций саму реальную жизнь

II. От философии к политической социологии

II. От философии к политической социологии Чем социологическое исследование политических режимов отличается от философского или юридического? Обычно отвечают примерно так: философия изучает политические режимы, чтобы оценить их достоинства; она стремится определить

Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ

Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас не все в порядке. И. В. Гете. Фауст Социологическая теория есть теория «социального мира»1, и социологическое познание есть институционализированное исследование. Оно создает

Глава 14. Автономия социологии

Глава 14. Автономия социологии Известное изречение Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»14.1 можно рассматривать как краткую формулировку марксовой оппозиции психологизму14.2 — весьма

Предисловие к Социологии

Предисловие к Социологии Я рисую пределы совершенства человеческого общежития. Разумеется, мои рисунки не могут быть ни полны, ни верны. Бесконечность отделяет истину от нашего слабого воображения.Я даю очерки отдалённого будущего, но какой путь к нему ведёт – я не знаю.

Глава V. Социология знания 1. Сущность социологии знания и ее границы а) Определение социологии знания и ее разделы

Глава 1 Предмет и история социологии

Глава 1 Предмет и история социологии 1.1. Предмет, функции и методы социологии Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй — от

1.1.2. Функции социологии

1.1.2. Функции социологии Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей

1.1.3. Методы социологии

1.1.3. Методы социологии Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования:наблюдение;изучение

ОБ АЛЕКСАНДРЕ ЗИНОВЬЕВЕ И ЕГО СОЦИОЛОГИИ

«Мнение правит миром». История народов как история культуры и цивилизации

«Мнение правит миром». История народов как история культуры и цивилизации Перед всей просветительской мыслью, отвергавшей теологическое понимание истории, стояла задача найти на земле, в материальном мире, то, что определяет действия людей в качестве исторических

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *