отпевание некрещеного человека можно ли
Как хоронят некрещеных людей: об отпевании в церкви
Родственники умерших атеистов часто задают вопрос священнослужителям, можно ли отпевать некрещеного человека. Сам по себе обряд не является гарантией пропуска души покойника в рай. Есть еще ряд запретов на отпевание. Церковь не провожает в иной мир самоубийц и младенцев, умерших до рождения. Прихожанам не всегда понятно, в чем причина отказа. Действительно, почему нельзя отпеть и похоронить по церковным канонам порядочного доброго человека, который при жизни не принял крещение?
Почему нельзя отпевать некрещеных людей
Православный христианин после смерти отпевается священнослужителем. Во время обряда произносится особая молитва, во время которой произносится просьба к Господу о прощении грехов человеку, ушедшему в мир иной.
Люди, которые не прошли крещение до своей кончины, находятся вне русской православной церкви. Родственники не вправе решать за усопшего, к какой концессии должна относиться его душа после смерти. Каждый должен определиться со своими религиозными взглядами при жизни. Души людские находится в руках Господа.
Воля дана человеку для того, чтобы он сделал самостоятельно свой выбор. Чтобы было ясно нужно разобраться в понятиях:
Что делать, если невозможно выяснить крещеный ли человек
Старшее поколение, дедушки и бабушки, часто крестили внуков тайно от родителей. Часто можно услышать от пожилых людей, родившихся в 30-50 годах, что они должны быть крещены, но сами в этом не уверены. Выяснить правду не у кого, поскольку очевидцы события уже умерли. Что делать в таком случае? Если человек считает себя православным христианином, но не уверен был ли крещен в детстве, ему следует креститься. Перед этим нужно исповедоваться и предупредить священника об особых обстоятельствах, для такого случая церковью предусмотрен особый обряд.
Покойных не крестят, поскольку это желание не исходит от усопшего. Даже живому человеку священник должен отказать в Крещении, если тот считает себя атеистом. Истинная вера в господа — это и есть обязательное условие для проведения обряда.
На вопрос можно ли отпевать некрещеного человека в православной церкви, ответ однозначный — этого делать нельзя. Гроб с покойником вносят в молитвенный зал, чтобы с прихожанином перед захоронением смогли попрощаться верующие. Это последнее посещение усопшим храма.
А если это младенец
Прошел слух, что Русская православная церковь разрешила отпевать умерших некрещеных младенцев. Так ли это на самом деле.
Это мнение неправильное. Во время отпевания произносятся речи, говорящие об ушедшем в иной мир члене Церкви. В текстах содержится молитва к Господу с просьбой простить умершему грехи его и принять в Царство Небесное.
На заседании Священного Синода, после которого среди верующих разошелся неверный слух, речь шла об утешении близких родственников умершего младенца. В последовании, которое разрешено для проведения, есть молитвы к Богу относительно души усопшего ребенка.
Иными словами, в текстах подчеркивается, что смертным людям не ведомо, какая участь ждет детей, умерших без Крещения. Памятуя о том, что маленький ребенок не успел сотворить грехов в своей маленькой жизни, родители и священнослужитель молят Бога, чтоб после смертная участь малыша была благой.
Когда тема обсуждалась соответствующей комиссией, особо подчеркивалось, что:
Церковь понимает, что некрещеные младенцы не успели совершить грехи и не могли сделать выбор религии. Родители, если случилось горе, могут пригласить священника в свой дом, либо молитву произнесут на кладбище до того, как погрузить гроб в яму.
Молитва на кладбище
Обратиться в церковь имеет право всякий, кто скорбит об умершем ребенке:
После захоронения родственники могут молиться и ставить свечи за упокой души младенца. Можно молиться за души детей, убитые посредством аборта. Прежде чем возносить такие молитвы, родители не рожденных малышей должны искренне покаяться за совершенный акт детоубийства.
Кого еще нельзя отпевать
Православный похоронный обряд отпевания не производится над самоубийцами. Добровольный отказ от дара Бога — жизни, относится к самым страшным грехам. Раньше таких людей хоронили на освещенном кладбище, им определяли место за оградой.
РПЦ разрешает отпевать людей, которые наложили на себя руки вследствие душевного помешательства. Психически нездоровый человек не ведает, что творит и не может отвечать за свои действия. К самоубийцам не относят:
Чтобы провести похороны с обрядом отпевания, родственники предъявляют священнослужителю медицинскую справку, заключение судмедэкспертов из морга. После этого разрешается проводить усопшего близкого человека в последний путь с соблюдением правильных традиций.
В исключительных случаях, когда была установлена истинная причина смерти, можно провести обряд отпевания и после похорон. Такие случаи бывают, когда человек был убит, но злоумышленники сымитировали самоубийство.
Как помочь душе некрещеного упокоиться
За некрещеных людей, которые умерли без отпевания, нельзя подавать записки, возносить молитвы на Божественной Литургии, поскольку они не являлись членами Церкви. Просить Господа о милости для усопших православные могут на домашних молитвах перед иконами.
Если человек при жизни вел порядочный образ жизни, который соответствует святому писанию, Бог не оставит его. Родственникам остается предоставить дальнейшую посмертную участь усопшего предоставить решать Богу. Молитвы за людей, умерших без Крещения, можно возносить в любое время суток.
Протоиерей Алексий Матюшин: «Отпевание не является условием спасения души»
Настоятель храма Святой Живоначальной Троицы разъяснил позицию церкви относительно отпевания некрещеных людей.
Когда человек умирает, его друзья, родственники не знают, раскаялся ли он в грехах перед кончиной. Таинство смерти сопровождается особыми молитвами. Отпевание является своего рода проводами, прощанием живых с мертвым. Оно возносится как ходатайство оставшихся в этом мире за того, кто ушел к Господу. Близкие совершают для души усопшего Богоугодное дело, вознося за него молитвы. Утешение получают и скорбящие.
Надо ли отпевать неверующего крещеного, который не ходил в церковь
Человек, который принял таинство крещения, становится членом церкви. Обычно на такой шаг идут осознанно, в зрелом возрасте, что говорит о достаточно глубокой вере. Но со временем некоторые люди перестают посещать церковь, забывают о религиозных обрядах, пропускают чтение молитв. По всему видно, что они утратили веру. После смерти остается много неясностей. Например, важно понять, надо ли отпевать неверующего крещеного. Ответ на этот вопрос неоднозначный.
Обряд отпевания: понятие, смысл, особенности проведения
Отпевание проводится лишь однажды. Этот обряд означает оказание помощи душе, пособничество прощению грехов через произнесение молитв. Отпевание – народное название обряда, официальное определение – Чин погребения или Последование мертвенное.
При совершении богослужения возникает ассоциация с песнопениями. Это способствовало появлению названия – «отпевание».
Чин погребения представляет собой вид богослужения. Его цель – помочь умершему преодолеть мытарства, уменьшить груз грехов, которые живущий на земле часто берет на себя. Это способствует очищению нетленной оболочки. Она может предстать перед Господом более чистой. Но прощение возможно, если сам покойный успел перед смертью покаяться.
Богослужение проводится особым образом, его нельзя повторять, как это делается в случае с панихидой, литургией. Отпевание проводится при условии, что умерший – человек крещенный. Особенности проведения службы:
Умерший должен обязательно исповедоваться перед смертью, т. к. прощение грехов возможно через покаяние. Отпевание крещеного совершается при условии предварительной договоренности со священнослужителем.
Кого церковь не отпевает
Под запретом проведение богослужения над людьми, которые были крещены, однако по разным причинам добровольно отказались от веры, а также над еретиками, пренебрежительно отзывающимися о Боге, если они при жизни отрицали основы религии. Но есть и другие группы людей, над которыми не совершается Чин погребения.
Иноверцы
Представители другой веры (исповедующие ислам, буддизм и т. д.) не отпеваются в православных храмах. Богослужение над ними совершают в церкви соответствующей религии. Хоть Бог и един, но основы конфессий могут несколько отличаться. Православие не отрицает возможность произнесения молитвы за умершего иноверца, но это лучше делать келейно – дома.
Разрешается отпевать тех верующих, что приняли христианство, как основную веру, даже если ранее принадлежали к другой религии.
Самоубийцы
Человек, который лишил себя жизни, но являющийся крещеным, более не принадлежит к церкви. Его нельзя отпевать, запрещено даже упоминать имя грешника во время панихиды. Причина заключается в том, что самоубиенный отказался от великого дара – жизни, которую дал Господь. После этого священнослужители не будут настаивать на проведении традиционного обряда отпевания крещеного человека – по принуждению нельзя прийти к Отцу Небесному.
В ряде случаев душа умершего, покончившего с собой, все еще может вернуться к Богу:
Родственники иногда пытаются скрыть факт самоубийства. Для этого приобретается справка о психических нарушениях, но такой обман имеет последствия. Грех самоубийцы не будет прощен, т. к. Господь видит все, но еще и родные должны отвечать перед ним за подобные деяния.
Преступники
Некоторое время назад церковь не отпевала людей, которые при жизни совершали преступления. Считалось, что они отошли от веры, отказались от основ религии, поэтому нарушают заповеди. Но сегодня преступников отпевают. Церковь относит их к порочным людям, которые нуждаются в исправлении. Но отпевание проводится, только если человек крещеный, обратился к Господу, посещает храм, бывает на исповеди.
Преступников нельзя отпевать и хоронить рядом с набожными и чистыми людьми
Атеисты
Когда человек отказывается от веры (через злодейские деяния, слова, мысли), он лишается права присутствовать во время совершения религиозных обрядов. Атеисты отрицают само существование Бога, основы религии. Вероятно, перед смертью многие из их числа начинают думать по-другому, т. к. осознают, что не могут контролировать течение жизни, видят, что есть силы, которые гораздо масштабнее возможностей человека, но пути назад нет.
Атеистов не отпевают, даже если они крещеные.
Нерожденные младенцы
Богослужение не проводят над теми, кто не приобщился к церкви через священный обряд. Нерожденные дети – одни из них. Но это не значит, что они не заслуживают молитвы, как выше рассмотренные алкоголики, преступники. Дети безгрешны по умолчанию, так считает церковь (если не учитывать первородный грех).
По этой причине несколько нет назад появилась возможность молиться за них после смерти – введен специальный Чин «о умерших некрещеными младенцах».
Не прошедшие таинство крещения
Любой человек, будь то взрослый или ребенок, не может предстать перед Господом после смерти, если не прошел обряд крещения. Это лишает возможности стать членом Церкви, попасть в Царствие Божие. Душа не получает помощи при переходе от земной жизни к загробной, испытывает мучения.
Особенности светских похорон некрещеных
При погребении крещеных и некрещеных людей совершается один обряд, но есть некоторые отличия:
Совершается гражданская панихида: родные и близкие прощаются с некрещеным покойным в траурном зале, они произносят речи, говорят только хорошее.
Обустройство могилы атеиста
Перед похоронами решают, отпевать крещеного, но неверующего, или нет, вместе с тем нужно узнать, ставят ли крест. Церковь высказывается неодобрительно по этому поводу, но родственники уже самостоятельно принимают решение. Чаще всего крест на могиле все же ставят, только обычно это личная инициатива близких. Но облегчения душе покойного такое действие не принесет, т. к. при жизни он сделал выбор – отрекся от Господа и церкви.
Могилы усопших
Могут ли родственники отмолить грехи некрещеного
Нет однозначного ответа на вопрос, поможет ли молитва некрещеному человеку. Известно, что священные слова творят чудеса, много раз Святые вымаливали прощение за самые разные грехи. Но некрещеные люди сами сделали выбор, сознательно пришли к нему, отказались от Царствия Божьего. Родственникам лучше менее усердно молиться за них, если при жизни умерший был ярым атеистом. Случается, душа умершего приходит во снах к родным, просит не читать о нем молитвы.
Можно ли отпевать крещеного неверующего
Даже если человек был крещен, но со временем сделал выбор в пользу человеческого, отказался от божественного, перестал верить, тогда священнослужители отказывают в отпевании. Суть обряда заключается в помощи душе верующего преодолеть мытарства, попасть в рай. Неверующий вряд ли сможет оказаться на одной ступени с ними, т. к. его ожидают адские обители.
Отпевание покойного
Обряд отпевания для некрещеных людей: разрешена ли процедура
Похороны – это процедура закапывания умершего в землю или предание его тела кремированию. Обряд погребения считают одним из самых важных таинств у православных христиан. А как проводить похороны некрещеного человека? Земная жизнь человека уготована ему для того, чтобы подготовиться к вечной при которой ему подобает стать нетленным и бессмертным.
Лучшая статья для Вас, переходите: Что едят в Успенский пост, питание, постные блюда, молитва
Некрещёных детей хоронят без православного ритуала, у Бога с ними свои отношения
Русская православная церковь строго подходит к вопросу того, как хоронить некрещёного человека, даже маленького. Их не хоронят по православному обряду.
Никаких исключений нет. Случается, что ребёнок умирает в утробе или едва родившись. Его просто не успели или физически не могли окрестить.
Некоторые верующие спрашивают, мол, разве ребёнок виноват, что не успел пройти таинство крещения. Разве справедливо лишать его стандартных для православия похоронных процедур?
Справедливо, ведь он — не из членов церкви. Не успел в неё вступить. Но Бог всё видит и знает. Он справедлив и не станет лишать посмертных благ некрещёных младенцев.
Раз они умерли так рано, значит, на то у Всевышнего имелись причины. И уж точно таким не нужен какой-то «пропуск» с земли в Царство Божье.
Похороны некрещёных детей и взрослых отличаются от обычных отсутствием молитв и атрибутов православия
Не нужно искать обходные пути, чтобы задним числом окрестить ребёнка. Это не только бесполезно, но и бессмысленно. Достаточно провести обычные похороны — с омовением, прощанием, но без привлечения священника, свечей, чтения молитв и прочего.
Просто гроб и люди, которые хотят проститься. Ничего пагубного для души ребёнка в этом нет.
до этого срока похоронами младенцев занимается медицинское учреждение
Также стоит оговориться, что часто похороны некрещёных младенцев не нужны. Речь об умерших внутри утробы. Если срок не достиг 28 недель, то телами занимается медицинское учреждение. Ну а душой займётся Господь.
Церковный канон
На самом деле чётких запретов на организацию могилы некрещёного умершего существует мало в церковном каноне. В основном чётко прописан запрет на отпевание. Что касается атрибутики, поминок, домашней молитвы, то здесь всё очень неоднозначно. Поэтому лучше всего проконсультироваться со специалистом, т.е. с батюшкой. И сделать это нужно заранее, т.е. сразу же после смерти человека, до организации всех остальных мероприятий. Тем более помните, что важно не крещение как таковое, а образ жизни умершего, ведь христианином становятся не столько на бумаге, сколько в душе, а наличие креста в этом случае играет малую роль.
Отпевание без крещения невозможно, потому что над некрещёными нельзя проводить православные обряды
Отпевание без крещения не делается. Но это не потому, что некрещёные люди как-то противны православию. Не нужно это воспринимать так, что, мол, умер человек без веры, значит, поделом ему, не будем отпевать.
Русская православная церковь просто не имеет права проводить какие-либо обряды над некрещенным человеком.
Ведь не только отпевание, но другие обряды и таинства с некрещёными проводить не разрешено. Крестясь, человек вверяет себя церкви, говорит, что отныне она ответственна за его душу.
Разумеется, когда крестят в младенчестве, ни о каком сознательном выборе речь не идёт. Но это делают, чтобы заблаговременно взять душу человека под опеку.
Он волен принять этот дар, либо отказаться в будущем. Но в раннем возрасте полезно иметь нечто, что тебя бережёт.
Обряд отпевания — он может проводиться только над крещённым православным человеком
Человек, который не вступил в церковь через крещение, не дал ей полномочий что-то делать для спасения своей души. А ведь один из главных даров Господа — свобода выбора.
И кто мы, если захотим это право оспорить? Так можно ли отпевать некрещёного человека, коль он сам сторонился церкви? Нет, это поступок против воли, а значит — и против Бога.
это просьба к Всевышнему простить грехи умершему
Этот обряд должен произойти после жизни каждого человека, который крещён и не отказался от православия. Церковь выполняет функцию посредника. Крещение — своего рода доверенность ей. Оттого и слово — «вера».
А если человек такого права не признал, то у него уже свои, личные взаимоотношения с Богом. Это всё будет решаться на другом уровне и не церковью. Так что отпевание становится бессмысленным и даже оскорбительным для Господа ритуалом.
Мы в таком случае будто говорим: «Ну и что, что умерший не разрешил нам просить за себя. Мы всё равно сейчас за него всё решим».
И, конечно, совсем уже абсурдом выглядит просьба некоторых прихожан к священникам: «Вы нашего покойного сперва окрестите, а потом отпойте». Так не бывает.
Протоиерей Алексий Матюшин: «Отпевание не является условием спасения души»
Настоятель храма Святой Живоначальной Троицы разъяснил позицию церкви относительно отпевания некрещеных людей.
Когда человек умирает, его друзья, родственники не знают, раскаялся ли он в грехах перед кончиной. Таинство смерти сопровождается особыми молитвами. Отпевание является своего рода проводами, прощанием живых с мертвым. Оно возносится как ходатайство оставшихся в этом мире за того, кто ушел к Господу. Близкие совершают для души усопшего Богоугодное дело, вознося за него молитвы. Утешение получают и скорбящие.
Крест на могиле некрещёных ставить бессмысленно, этот атрибут никак не поможет на том свете
Немного иная ситуация с вопросом, можно ли ставить крест на могиле некрещёного человека. Если православный священник должен отказать в просьбе отпеть, то повлиять на оформление надгробия он никак не в силах. Так что вопрос вряд ли должен звучать как: «можно ли».
«Всё мне можно, да не всё полезно», — гласит христианская истина.
Скорее, стоит спросить, есть ли в этом смысл.
Если родственники умершего думают, что таким образом некрещеному помогут на том свете, то не стоит даже пытаться. Господу решительно всё равно, хоть золотой крест над могилой возвести. На посмертной участи это никак не отразится.
Высшие силы не подчиняются свечам, крестам и молитвам. Ими нельзя манипулировать через обряды.
Для многих крест — это обязательный атрибут могилы. Иначе она выглядит какой-то незавершённой. Традиция как-никак. Это бездумный подход, но запретить его церковь не может.
Крест на могиле — это признак православного христианина, всем остальным он ни к чему
Однако некоторые священники предлагают альтернативу. Всё же крест — символ священный. Более корректно было бы не использовать его, а изобразить гравировкой.
Вроде и «традиция» сохранена, но в то же время это не сам крест, не то, что ставят на могилу православных.
Да и если человек не принял при жизни православие, будет ли он благодарен за крест? Ведь это против его воли.
В действительности крест часто не то, что некрещёным, но даже крещённым не полагается. Мало пройти первое таинство, чтобы стать православным христианином. Для этого нужно ещё и что-то делать.
А формальности не приближают человека к Богу. Если всё, что сделал духовного, — это крестился, поставил три свечки и закончил всё под крестом, то это пустое в глазах Господа.
Что делать, если невозможно выяснить крещеный ли человек
При известии о смерти дальнего родственника, неизвестно — принял ли он православие при рождении или в течение жизни. Прежде чем отпевать человека если не знаешь крещеный он или нет, попытаться выяснить его принадлежность к религии:
Если ни один способ не помог, человек не нуждался в церковной жизни, не участвовал в обрядах, был некрещеным. Или был, но с христианской верой себя не отождествлял. Значит, не нуждался в погребении и отпевании по христианским канонам.
Родственники должны молиться об упокоении души умершего дома, во время похорон и после процесса.
Священнослужители в таких ситуациях считают, что, если человек нуждался в отпевании, он дал бы это знать, будучи живым.
Молиться о некрещёных можно только дома, но не в храме
Если человек не крещён, то молитва в церкви на его участь никак не повлияет.
Митрополит Макарий (Булгаков) писал:
«Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся,
если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием,
т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом:
потому что в сем случае,
несмотря на видимое удаление от нас,
они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову».
Блаженный Августин ещё более категоричен:
«Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным.
Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия,
коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев.
Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал».
И всё же молиться за некрещёного можно, но не в храме. Допустимо, чтобы родные читали молитвы дома, ставили свечи, — но не более. Никаких проскомидий, панихид и т.д.
Новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» пишет:
«На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех,
кого нельзя поминать на церковном богослужении».
«Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви,
перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву,
будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших,
чем совершенное в храме,
но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».
При этом в православии нет единодушия в отношении того, можно ли поминать усопших какой-то церковной молитвой. Например, преподобный старец Лев Оптинский предлагал следующую:
«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Сегодня часто предлагают молиться за некрещеного мученику Уару. Это вызывает много споров. В христианской среде есть как сторонники, так и критики этой идеи. Возможно, в будущем у церкви сформируется более чёткая позиция.
На эту молитву стоит рать благословение у священника. Если благословит — смело читайте. А вот без благословения молиться за умершего мученику Уару не рекомендуют. Лучше тогда придумать свою молитву.
Мученику Уару молятся за некрещёных, но только дома, в храме запрещено
Тропарь, глас 4-й:
Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша
Молитва:
О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь,
Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси,
и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы,
и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу,
и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися,
воспомяни и наших сродников томление,
умерших в нечестии, приими наше прошение,
и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси,
тако воспомяни елицы противобожне погребенныя,
потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление,
да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.
Может ли некрещеный попасть в рай
Согласно догматам Русской православной церкви, Таинство Крещения смывает с человека первородный грех — источник смерти и греха.
Живший в V веке святой Диодох Фотикийский говорил, что до Таинства Крещения душу к добру склоняет благодать извне, а дьявол вьёт гнездо в сердце человека, а после Крещения он изгоняется из тела вон, а нутро человека наполняет Божья благодать.
Но Крещение само по себе не делает человека православным — после него он просто крещен в православную веру, не более.
Чтобы стать православным, ему необходимо воцерковиться — посещать храм, регулярно ходить на исповедь, причащаться, участвовать в делах прихода, но главное — начать вести совершенно другую жизнь, направленную на совершенствование своей души, на соблюдение заповедей и деление добрых дел. «Без дел вера мертва».
Добрый — не значит православный
Многие из неверующих, которые душой чувствуют Божью благодать, а развращенным умом отрицают Бога, хотят знать — может ли некрещеный попасть в рай, если «он хороший и делает добро»?
Евангелие об этом говорит совершенно четко: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) или «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). А все рассуждения людей или священников о том, что «только Бог определяет посмертную судьбу человека, а нам надо надеяться на лучшее» — суть иезуитские слова, призванные усыпить бдительность человека. Очень хорошо об этом говорил убитый исламскими фундаменталистами отец Даниил Сысоев: «Ну и хорошо, что человек был добрый, всех любил и всем добро делал! Ну а Бог-то здесь при чем?» Действительно, православный человек делает добро во имя Божье, а атеист — ради морали или даже ради собственной гордыни. И это две огромные разницы — творить дела во славу Бога или помогать людям просто потому что это приятно. Православным это человека не делает.
Но надежда стать «некрещеным православным» есть у любого. Вспомните евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа — о тех, кто может буквально в последний момент впрыгнуть в уходящий вагон Вечности и получить ту же награду, что и работники, служившие Богу с раннего утра (Мф. 20:1–16).
Действие этой притчи Христос показал людям на кресте, когда сказал разбойнику висевшему от него по правую руку и умоляющего Христа «Помянуть его во Царствие Своем», «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Представители других религий, даже католики, не поминаются и не отпеваются православной церковью
В отношении католиков, протестантов и других представителей различных христианских конфессий действует то же самое правило — поминать в православии их нельзя. Да, католик — христианин. Но он — не православный христианин.
Соответственно, православная церковь не имеет никаких полномочий в отношении его души.
Поэтому на атеистов, мусульман, католиков и представителей всех возможных религий действуют ровно те же правила, что и в отношении других некрещёных в православии людей.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Плоды народной фантазии
Попутно отметим, что на протяжении веков народная фантазия породила немало крайне нелепых поверий, связанных со смертью и похоронами новорожденных младенцев. Одни из них пришли в современный мир из давних языческих времен, другие же представляют собой искажение ныне существующих православных традиций, а то и просто являются проявлением темного суеверия. К таким, например, относится убеждение некоторых людей в том, что умерших детей следует хоронить ночью, поскольку в противном случае кто-то из родных может тяжело заболеть.
Еще одним примером подобной бессмыслицы может считаться глубоко антихристианское по своей сути поверье, что тело некрещеного младенца, положенное во гроб умершего взрослого человека, поможет ему избежать адских мук и войти во Царствие Божие. Подобная нелепица никогда не произносилась с церковного амвона и всячески осуждается в кругу духовенства.
Наконец, уж совсем неприкрытым язычеством можно назвать убеждение некоторой части людей в том, что оставившие этот мир некрещеные дети превращаются в цветы, бабочек, добрых фей, а то и в различную сказочную нечисть. Как поэтическая метафора это звучит вполне приемлемо, но принимать подобные заявления в буквальном смысле в наши дни является явным архаизмом.