отношение научной психологии к житейскому психологическому опыту наиболее точно можно выразить
Отношение научной психологии к житейскому психологическому опыту наиболее точно можно выразить
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми.
Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.
Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.
Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.
И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через «временную лупу» (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские ученые А. И. Мещеряков и Э. В. Ильенков).
Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.
Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии? Предположим, вы окончили университет, стали образованными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом состоянии. А теперь вообразите рядом с собой какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древнегреческого философа, например.
Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro* «разъять» душевную жизнь «на части».
История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И. В. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в «курьезных» действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.
О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Вы можете развить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, заключенные в научной литературе. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство «биения жизни» в научных занятиях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими.
Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание предостерегут вас еще от одной опасности. Дело в том, что, как известно, в науке нельзя ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но новые вопросы бывают разные: «дурные» и правильные. И это не просто слова. В науке существовали и существуют, конечно, целые направления, которые заходили в тупик. Однако, прежде чем окончательно прекратить свое существование, они некоторое время работали вхолостую, отвечая на «дурные» вопросы, которые порождали десятки других дурных вопросов.
Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. В конечном счете, мысль моя простая: научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.
Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят одну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выполненной. Мое желание менее скромно: хотелось бы, чтобы вы усвоили одну мысль уже за одну эту лекцию. Мысль эта следующая: отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.
Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»
Позиция научного психолога в отношении житейской психологии
Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.
Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Она ставит себе такие задачи и к этим задачам, пусть постепенно, но движется.
Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления.
Например, дети приобретают свой опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых. Опыт богатейший, он есть у каждого, но словесно его изложить может мало кто.
Психологи, работающие в научно-ориентированной традиции, стремятся быть более определенными и ответственными в своих формулировках.
Методы проверки
Житейские знания проверяются личным опытом, научно обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
Научные знания осознанно систематизируются и аккумулируются.
Позиция научного психолога в отношении житейской психологии
2. Предмет психология. Связь с другими науками.
Психология – наука о закономерностях, фактах, механизмах психической жизни человека и животных. Психология возникла на пересечении естественных наук и философии.
Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» – душа и «logos» – слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных, особенно наших домашних кошек и собак.
Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками.
Предмет психологии – психика человека.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.
Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими.
Предметом психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой.
Связь психологии и других наук:
Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. Это не значит, что ранее человек не вызывал интереса у исследователей. Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине.
Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология. В структуру современной антропологии включают три основных раздела: морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение.
Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучающие человека как биологический вид. Например, физический тип Человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.
Учение об антропогенезе — происхождении и развитии человека — также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия
Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизм поведения человека и закономерности его психического развития.
Существуют науки, которые соприкасаются непосредственно с учением об антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология. Особое место занимает палеолингвистика, исследующая происхождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии.
3.Основные направления современной психологической науки. Отрасли психологии.
Современная психологическая наука представляет собой совокупность различных направлений, каждое из которых имеет свои представления о сущности психики. Поэтому в настоящее время психологи затрудняются в определении единой теоретической концепции. Такое положение дел объясняется большим разнообразием проявлений психических явлений.
Общая характеристика основных направлений психологии:
1. Интроспективная психология изучает сознание. Это ряд направлений в психологической науке, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение за содержанием сознания (интроспекцию). Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, путем созерцания или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания (В. Вундт, Э. Б. Титченер, Ф. Брентано, К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльне). Таким образом, в интроспективной психологии преобладает субъективизм, основное внимание уделяется сознанию, не учитываются другие стороны психики.
2. Бихевиоризм(behavior – поведение). Данное направление психологии возникло в начале ХХ в. в США. Основатель – Джон Уотсон. Считается, что изучать можно только лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез внутренней секреции и описывается с помощью формулы – S–R, где S– стимул, предшествующий поведению и вызывающий его, а R –поведение. Подкрепления являются следствием поведения. Если они нежелательны, то поведение затормаживается, если благоприятны – воспроизводится. Бихевиоризм в основном критикуют за то, что не учитываются влияния внутреннего (мотивов, желаний, установок, интересов) на внешнее (поведение). Не дается ответ на вопрос: «Почему люди при одних и тех же одинаковых для них внешних стимулах дают разные реакции?».
3. Глубинная психологиявключает:
психоанализ З. Фрейда;
индивидуальную психологию А. Адлера;
аналитическую психологию К.Г. Юнга.
Основные положения.
1.Психика – это бессознательное, содержание которого составляют врожденные инстинкты, направленные на получение удовольствия. По З. Фрейду – это сексуальный инстинкт и агрессия (стремление к разрушению, танатос), по К.Г. Юнгу – архетип (коллективное бессознательное), по А. Адлеру – стремление к превосходству, совершенству, преодолению чувства неполноценности.
сверх-Я (superego) – моральные стандарты и запреты, усвоенные бессознательно (совесть, чувство вины):
Я (ego) – реально воспринимаемая информация о мире и регуляция действий индивида. Я живет в реальном мире;
Ид (оно, alterego) – слепые инстинкты (секс и агрессия), стремящиеся к удовлетворению.
3.Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Это создает напряжение, от которого индивид спасается с помощью следующих защитных механизмов:
а) вытеснение – забывание и подавление неприятных, асоциальных, общественно неодобряемых побуждений;
б) отрицание – выбрасывание из памяти неприятных событий жизни. Например, фантомные боли при ампутированных конечностях, истерическое бегство, амнезия;
в) проекция – отчуждение неприемлемых чувств и приписывание их другим;
г) рационализация – при сокрытии неприемлемых чувств человек впадает в крайность, в рациональное объяснение бессознательных процессов;
д) регрессия – перед лицом несчастий человек начинает вести себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений. Например, энурез ребенка при появлении новорожденного в семье;
е) сублимация – «возгонка», перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Например, военные игры для взрослых мужчин, кукла для битья, которые способствуют снятию агрессии социально приемлемым способом.
Таким образом, психическое и социальное развитие человека идет через установления баланса между инстинктами и культурными нормами. При этом игнорируется роль сознательного. Человек становится рабом своих инстинктов.
4. Гештальтпсихология (гештальт – целостная форма, образ)возникла при изучении познавательных процессов (К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келлер, Ф. Перлз). Основное внимание уделяет исследованию высших психических функций как целостных структур. Основное положение данного направления психологии заключается в следующем: для психической деятельности человека свойственно стремление к целостности и завершенности. Любое незаконченное действие оставляет в психике след в виде напряжения, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане. Данное положение используется в гештальтпсихотерапии, поэтому любые незаконченные действия лучше запоминаются человеком. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление гештальтписхологии, утверждающее, что психические процессы объединены по принципу ассоциации, а сама психика – психический образ, являющийся продуктом ассоциации.
5. Когнитивная психология, представителями которой являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, М. Айзенк, Дж. Кеттел, возникла в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века как реакция на бихевиоризм, отрицающего роль внутренней организации психических процессов. Предметом изучения являются когнитивные (познавательные) процессы, интеллектуальные характеристики человека. В этот период были созданы интеллектуальные тесты, позволяющие оценить уровень развития познавательной сферы человека. Представителям данного направления не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.
6. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – экзистенциональное направление психологической науки (экзистенция – смысл жизни). Основным положением данного направления психологии является то, что ведущий мотивом человека – его стремление к самоактуализации, под которой понимают непрерывный поток развития. У каждого человека есть внутренний потенциал, который стремится к раскрытию. Психоанализ и бихевиоризм не признают человеческой свободы: в одном случае человек – заложник слепых инстинктов, в другом – условий среды. Нормально развивающийся человек всегда хозяин жизни и у него есть возможность выбора.
7. Психология деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин) возникла и развивается в России.
развитие психики осуществляется через деятельность – взаимодействие человека со средой. Сама же психика проявляется во внешней и внутренней деятельности. К внешней деятельности относится предметно-практическая активность, а к внутренней – перцептивная, мыслительная, мнестическая, имажитивная, речевая деятельность;
сознание является внутренним планом деятельности, поэтому психика – это совокупность внутреннего и внешнего;
психические функции человека носят опосредованный характер, т.е. субъект управляет собственной психикой благодаря усвоенными из культурно-исторического опыта понятиям, значениям, логическим операциям. С помощью данных психических орудий (значений и понятий) люди регулируют свою психику и деятельность.
Вывод. В каждом направлении психологии и научной школе лежит идея об «единице» психике:
сознание (интроспективная психология);
поведенческий акт (бихевиориальная психология);
обратимые реакции (Ж. Пиаже, когнитивная психология);
значение и переживание (Л.С. Выготский, психология деятельностного подхода);
предметная деятельность (А.Н. Леонтьев, психология детельностного подхода);
когнитивные процессы (когнитивная психология);
установка (теория установки Д. Н. Узнадзе);
фигура и фон (гештальтпсихология);
ориентировочная основа деятельности (П.Я. Гальперин, психология деятельностного подхода);
бессознательное (глубинная психология).
Это еще раз доказывает отсутствие единой концептуальной теории о психике и свидетельствует о великом разнообразии ее проявлений.
Педагогическая (закономерности педагогической деятельности и личности педагога, поколения);
Возрастная (изучает человека в процессе жизнедеятельности);
Психология развития;
Социальная психология (изучает взаимодействие человека в соц. группах);
Космическая психология (включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.);
Спортивная психология (занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.);
Инженерная психология (ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.);
Военная психология (изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.);
Юридическая психология (исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.);
Общая психология (отрасль психологической науки, изучающая наиболее общие психические закономерности, теоретические принципы и методы, основные категории. Основными критериями являются: психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность личности), психические состояния).
4. Общее понятие о психике. Условия возникновения сознания и онтогенезе.
Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).
Сознание от момента рождения ребенка до зрелого возраста проходит несколько периодов своего становления.
1. Бодрствующее сознание (8-10 мес). В первый год жизни ребенок много спит, и его сознание проявляется только периодами бодрствования. Постепенно в периоды бодрствования появляются первые «реакции выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций». Например, можно заметить, что ребенок явно предпочитает находиться на руках у матери или засыпать при покачивании. Можно также заметить, что начинаются попытки исследования (сравнения и сопоставления) объектов окружающего мира. Такого рода реакции составляют первые элементы сознания, так как свидетельствуют о начале формирования и развития отношений ребенка к среде и начале выделения своего тела из окружающего. Ряд исследователей заметили и описали в этом возрасте своеобразные состояния «сытого бодрствования», при которых ребенок не реагирует даже на слова матери, хотя и не спит, а мимика его выражает полное удовлетворение. Полагают, что в этом возрастном периоде в мозге происходят процессы формирования «схемы» тела: импульсы, приходящие из различных частей тела, фиксируются в прогрессивно созревающих мозговых структурах. Формирование в мозге структур в виде «схемы тела» закладывает основу будущего самосознания.
3. Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9 лет) знаменуется появление у ребенка сознания своего «Я» и началом развития самосознания. Возможность выделения себя из окружающей среды становится возможной в связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о пространстве и времени. Сознание собственного «Я», сугубо индивидуальное в начале, в последующем претерпевает изменения по мере расширения общения ребенка со сверстниками и близкими.
4. Коллективное сознание (от 7-9 до 14-16 лет) характеризуется появлением в сознании ребенка к 7-9 годам новых качеств. Знание о предметах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания. Все эти новые качества сознания обеспечивается началом постепенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах пространства воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах своего внутреннего мира, т.е. пространства интрапсихического, субъективного (представляемого и воображаемого).
5. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) характеризуется совершенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность не только создания некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как бы «рассматривания» изнутри полученной картины («отражение отражения»). Таким образом, при рефлексии сознание обращается на само себя, и происходит размышление над своими психическими состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.
В психологической литературе описываются случаи более медленного развития самосознания у монозиготных близнецов, воспитывающихся вместе. Они долго откликаются на имя своего собрата-близнеца, и правильная ответная реакция у них устанавливается лишь после 2 лет. У близнецов чрезвычайно выражена эмоциональная синтонность, т.е. переживание за своего собрата как за самого себя (сопереживание). В зеркале близнец начинает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до этого смешивает свое отражение с отражением своего партнера.
Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающего постепенно, вырастает самосознание, которое в свою очередь также претерпевает сложное развитие: от сознания своего телесного, соматического «Я» до сознания психического «Я». Последнее на своих высших этапах (рефлексия) находит выражение в способности индивидуума контролировать адекватность, целостность, последовательность, завершенность своих психических процессов и умение их направлять на решение главных задач, стоящих перед человеком.
5. Проблема методов в психологии. Принципы построения и этапы психологического исследования.
1. Отработка своего методологического аппарата, выбор научных методов, выделение принципов исследования.
2. Проблема адаптации методов, привнесенных из других наук.
3. Проблема адаптации зарубежных психодиагностических методик к собственной культурной среде.
4. Проблема объективности.
5. Проблема этики психологического исследования.
6. Проблема повышения психологической грамотности населения и быстрого устаревания диагностических методик.
1. Принцип детерминизма. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Этот принцип говорит, что любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром и о наличии у любого психического явления причины. Поэтому его еще называют принципом причинности.
2. Принцип единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу сознание и проявляется и формируется в деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.
3. Принцип развития (или генетический). Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Психические явления должны изучаться с учетом их развития как у конкретного человека, так и у группы людей.
4. Принцип объективности. Психика субъективна, так как у каждого человека свои образы памяти, свои излюбленные логические операции, свой привычный тип ассоциаций и т.д. Принцип объективности требует чтобы исследование, проведенное при одних и тех же условиях на одних и тех же испытуемых, но разными исследователями дало одни и те же результаты. Т.е. мнение, личная оценка, отношение не должны определять выводов экспериментатора.
Рассмотрим схему соотношения методологических принципов и методов исследования. Ее можно представить в виде иерархической пирамиды, где каждый следующий этап строится на предыдущем.
Первый, самый большой, фундаментальный пласт – это методологические принципы психологического исследования. Второй, базирующийся на методологии – это методы исследования. Третий – это методики. С их помощью получают психологические факты. Четвертый – обработка материалов и получение конкретных результатов исследования. Пятый, вершина исследования – это выводы и рекомендации.
Этапы психологического исследования.
а) Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
б) Подбор и анализ литературы.
в) Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования
г) Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.
д) Выбор схемы организации и проведения эксперимента. В результате этой работы определяется предмет исследования, составляется программа исследования, осуществляется знакомство с испытуемыми.
2. Сбор фактического материала. То есть проведение эксперимента.
3. Обработка и анализ полученных результатов. Включает качественный и количественный анализ.
4. Формулировка выводов и практических рекомендаций. Конечно, на основе интерпретации полученных материалов.
6.Классификация методов психологии. Метод наблюдения. Житейское и научное наблюдение.
С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
Б.Г. Ананьев – классификация методов.
1. Организационный (стратегия)
+Сравнительный
+Лангитюдный
+Комплексный
2. Эмпирический (опыт)
+Основные (наблюдения и эксперимент)
+Вспомогательные (анализ, тестирование и т.д.)
3. Метод анализа и обработки данных
+Методы количественного анализа
+М. качественного анализа
4. Интерпретационный
+Структурный
+Генетический (динамика развития)
+и др.
Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.
Наблюдение— это метод, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.
Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах. Например, достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участником событий. Однако, если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходящих событиях. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу — самонаблюдению.
Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бесплановостью. В них редко производится учет всех существенных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекание его.
Однако житейские наблюдения, ввиду того, что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Бесчисленные житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках и представляют определенный интерес для изучения.
Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
1) целенаправленностью, наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
2) систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
3) планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение, когда, где, при каких условиях;
4) аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
5) регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
6) оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также многообразию возможных интепретаций.
В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях, и объект наблюдения не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше завися от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского
7.Метод эксперимента в психологии. Виды эксперимента.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.
8.Вспомогательные методы психологии: опрос, анкетирование, беседа, биографический метод, изучение продуктов деятельности, метод текстов.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и ее интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
Беседа-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы. Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует) Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:
1) четкое определение исследователем цели беседы;
2) четкое планирование системы вопросов;
3) система вопросов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обследуемых, быть динамичной, т.е. содержание следующего вопроса должен зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;
4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной
Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:
1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц;
2) контролем данных анкетного опроса другими методами:
— опросу третьих лиц;
— наблюдением;
— анализом доступных документов.
Анкетный метод может использовать заочно, сравнительно экономичным методом сбора данных. Он позволяет анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики. Этот метод применяют в массовых обследованиях.
Опрос – метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.
Методы опроса имеют в инженерной психологии вспомогательное значение, обычно они дополняют наблюдение и эксперимент. Иногда опрос включается в эти методы исследования как их составная часть. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.
Развитие психики сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н. с. Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества.
К основным предпосылкам Антропогенеза относится достижение высокого уровня развития:
1. сенсорных систем (с преобладанием зрения над обонянием);
2. двигательных способностей, особенно передних конечностей (исключительная подвижность кистей рук, в частности пальцев),
4. а также высокий уровень группового поведения и форм общения и др.
Предполагают, что предки человека перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению (бипедия), в связи с чем передние конечности освободились от функции передвижения, но приобрели множество др. функций, развитие которых тесно связано с А. Манипулирование превратилось из дополнительной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий. На этой основе зародились первые, еще очень примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия, характеризующиеся применением специально изготовленных орудий труда. Совместный труд породил первые общественные отношения, а затем и членораздельную речь и сознание, оказавшие обратное влияние на процесс становления человека современного вида. Антропогенез представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную.
Другое ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь — печени. От подобной ошибки предостерегал еще Ф.Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?
11.Сравнительная характеристика поведения человека и поведения в животном мире.
Всеобщей характеристикой живых существ является активность, обеспечивающая связь с окружающим миром. Источником активности живого существа являются его потребности, т.е. состояние живого существа, порождающее активность, нужда в чем-либо. Результатом активности и человека, и животного является поведение.
Поведение – это извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая так же и состояние неподвижности.
Оно представляет собой систему последовательно выполняемых действий. Благодаря поведению живой организм достигает цели.
Источниками поведения являются:
— психические побудители, т.е. те, которые регулируют и отражают внешний мир,
— исполнительные (т.е. внешние), приближающие или удаляющие организм от определенных объектов.
Форм поведения животных имеется довольно много, но выделить стоит три их них: инстинктивное поведение, научение и рассудочные действия.
Инстинкт (дословно – побуждение) – это генетически закрепленная форма поведения, общая для всех представителей данного вида. Инстинктивные действия обычно разделяются на две фазы: 1) Поисковая или подготовительная. Она больше учитывает изменения окружающего мира и может меняться от животного к животному;
2) Завершающая, консервативная. Она всегда одна и та же.
Научение –это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Т.е. на уровне онтогенеза каждый приобретает собственный опыт.
В условиях общения животные научаются с помощью подражания младшего старшему. Такое научение называется викарное. Особой формой научения является запечатление, или импринтинг. Это специфическая форма научения животных, при котором в их памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие к активности, действию, некоторые врожденные поведенческие акты. Лучше всего это демонстрирует реакция следования, например утят за первым попавшим в их поле зрения сразу после рождения движущимся объектом.
Интеллектуальные формы поведения животных. Это высший тип поведения животных.
1) Присутствует у обезьян и дельфинов как основной, ведущий. Им доступно объединение сформированных навыков в новые комбинации в связи с изменением среды.
2) Они могут устанавливать связи между различными формами предметов, пространственную связь между предметами.
3) Способность высшими животными решать двухфазные задачи.
В центре: самосознание. Его окружают: интеллект (познавательная функция), эмоции (оценочная функция), воля (управляющая функция), мотивация (целеполагающая функция).
Свойства сознания в психологии
Сознание личности (как осознающего субъекта) обязательно отличает активность, более всего обусловленная конкретной спецификой внутреннего состояния субъекта на момент действия. В большинстве случаев можно говорить о наличии у субъекта определенной цели и последовательных векторах деятельностью для достижения цели.
Сознанию субъекта присуща интенциональность, то есть направленность на какой-либо (не обязательно предмет материального мира, не обязательно конкретный). Сознание – это всегда осознание (или осознавание, а в момент коммуникации с другим субъектом или группой даже со-осознавание) какого-либо факта или мысли.
Сознание характеризуется постоянной рефлексией, то есть у субъекта идет процесс непрерывного самонаблюдения. Субъект может осознавать само наличие у себя сознания и опознавания.
Сознание в основном имеет мотивационно-ценностный характер (по крайней мере, у европейцев). Конечно же, к настоящему моменту развития знаний о человеке наивно, грубо и плоско, напрасно было бы думать, что сознание всегда мотивированно. Однако определенно можно утверждать, что реальный субъект в нашем мире всегда стремится к цели (даже если цель – это отсутствие цели), его понуждает к этому привязанность к вполне материальному живому организму.
Среди других важных свойств сознания можно выделить такие как: целостность, отвлеченность, обобщенность, избирательность, динамичность, искаженность, уникальность и индивидуальность. Вообще, следует понимать, что хотя сознание возникает в нашем мире только у реальных живых мыслящих субъектов, его относят к сфере идеального, поскольку образы, ощущения и смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
13.Структура сознания; осознаваемое и неосознаваемое в психике человека.
Неосознаваемые психические процессы – совокупность психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным. Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.
Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса:
неосознаваемые механизмы сознательных действий:
1. неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Одни процессы из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы – сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.), а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании (автоматизированные действия или навыки);
2. неосознаваемые установки – (Д.Н.Узнадзе) готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (моторная, умственная, перцептивная);
3. неосознаваемое сопровождение сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.
Информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснение и сопротивление.
Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Тем не менее они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы).
надсознательные процессы («интуиция») – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.
· субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс;
· не знаем, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они завершаются внезапно, но надсознательные процессы осуществляются только на основе фундаментальных знаний, по той или иной проблеме.
Процедуры познания неосознаваемых психических процессов: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены. Можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.
14.Понятие деятельности, её структура: потребность, мотив, цель.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Всякая деятельность имеет определенную Структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т. п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
Потребность – это необходимость, нужда чего-либо для человеческой жизнедеятельности.
Мотив – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Цель — это желанная задача, как правило требующая немало времени, предстоящая перед человеком, при исполнении которой человек удовлетворяет свою духовную потребность.
15.Сравнительная характеристика общения и деятельности.
Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.