основными типами источников которые можно использовать на уроке является
Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для вузов методика преподавания обществознания в школе
в обществоведческом курсе
Цели обществоведческого образования ориентируют школьников на активную социальную работу в обществе, где развивается и адаптируется личность в различной социальной среде, где усиливается интерес к поиску своего, особенного, индивидуального восприятия мира, где утверждается человек как носитель социального опыта и разумный преобразователь окружающего мира. Данная ориентация может быть значительно усилена, если систематически включить в работу на уроках обществознания письменные источники. Педагогические возможности источников во многом определяются их содержанием, ценностной ориентацией, эмоциональной окраской.
Важным условием успешного использования документов является их классификация, которая систематизирует различные виды документов, очерчивает конкретные пределы использования. В обществоведческом курсе используются:
1. Нормативные документы.
2. Мемуарные источники.
3. Программные документы.
4. Статистические материалы.
5. Информационные материалы.
6. Личные документы.
7. Материалы научных, политических, общественных, юридических, экономических, философских дискуссий (стенографические отчёты, протоколы)
8. Публицистические материалы.
9. Философские тексты.
10. Научные, научно-популярные тексты.
Кратко охарактеризуем каждый из названных видов документов.
1) Нормативные документы.
Наука под нормативным актом понимает официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Различаются Конституции (Основной закон) и иные законы, принимаемые высшим органом государственной власти, а также подзаконные акты.
Педагогическая роль данного вида документа велика, так как изучая правовые первоисточники на уроках, можно решать следующие педагогические задачи: учить понимать язык нормативного документа, давать знание закона; воспитывать уважение к закону; формировать умение грамотно пользоваться юридической литературой.
Трудно представить только лишь теоретическое изучение нормативного документа, так как любой нормативный документ направлен на практическое применение. Изучение этих документов помогает учащимся лучше разобраться в социально-правовых вопросах жизни общества, готовит их к практическому применению реальной жизни.
В трудах методистов, изучающих преподавание права, отмечается, что работа с первоисточниками способствует развитию политико-правового мышления, формированию активной жизненной позиции. Учёные всегда говорили о педагогической эффективности изучения правовых источников.
Правовые источники нужно изучать во всех темах курсов «Введение в обществознание» и «Человек и общество», так как это ориентирует на прочное овладение законами, регулирующих деятельность, во всех сферах жизни общества. Так, например, изучая тему «Можно ли преодолеть экологический кризис» (8класс), разумно включить «Закон о животном мире»; тема «Всеобщая декларация прав человека» (9класс) требует работы с названным документом; при изучении древних цивилизаций, вопроса о формировании и развитии государства и права можно привлечь законы Римской Империи («Договор о покупке рабыни»); при изучении вопросов экономики целесообразно привлечь Конституцию Российской Федерации (статьи об экономических правах и свободах граждан), «Закон об акционерных обществах», нормативные документы о деятельности банковской системы; при изучении политической сферы полезно привлечь «закон о выборах в Государственную Думу», Конституцию Российской Федерации и другие документы; при изучении духовной сферы привлекаются нормативные документы о научных открытиях и изобретениях, об интеллектуальной собственности и другие.
2) Мемуарные источники.
Применение мемуаров в курсе целесообразно. Это могут быть воспоминания политиков, учёных, художников, поэтов, писателей, военных, религиозных деятелей и т. д.
3) Программные документы.
К ним относятся программы партий, программные выступления политических лидеров, документы общественно-политических организаций, социально-экономические программы.
Данный источник целесообразно привлекать в теме: «У роковой черты», где используется программа общества «Гринпис». В теме «Нации и межнациональные отношения» привлекаются программы одной или нескольких партий по проблемам межнациональных отношений. Необходимо использовать такой источник, изучая политическую жизнь российской Федерации. Здесь разумно привлечь выступления президента Российской Федерации, где излагается материал о политическом курсе государства (например, Ежегодное послание Президента Федеральному Собранию); программные материалы политических партий и общественных движений по вопросам внутренней и внешней политики России.
4) Статистические материалы.
Под статистикой понимают самостоятельную общественную науку, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистика изучает также влияние природных и технических факторов на количественные изменения общественной жизни и влияние развития общественного производства на природные условия жизни общества.
Современное общество не представляется без статистики. Она необходима в любой человеческой деятельности, так как благодаря ей общество изучает, прогнозирует своё будущее развитие. Главным является фиксация массовых социально-экономических явлений, характерных особенностей выявления нового определяющего фактора (или группы факторов) в различных сферах жизни общества.
Педагогические возможности данных документов высоки, так как статистические материалы содержат в себе цифровую информацию о социально-экономическом, политическом, духовном развитии общества, что помогает формированию целостного, конкретного знания об обществе.
5) Информационные материалы.
Данный источник необходим, так как помогает формированию своей собственной точки зрения на данный факт, учит аргументировать, доказывать, сопоставлять, даёт возможность ученику самому разобраться в полученной информации, заставляет мыслить, анализировать, что отвечает целям современного обществоведческого образования.
6) Частные (личные) документы.
Под личными документами мы понимаем письма, дневники, записи. Особенностью данного источника является сугубо личный, интимный характер документа. Личный документ раскрывает внутренний мир человека, его душевные переживания, глубину чувств, эмоциональные порывы.
Педагогическая роль этих источников велика. Учащиеся определяют своё отношение к личности автора, событиям, о которых он рассказывает. В этом случае особую роль играет эмоциональная сторона восприятия, школьники сочувствуют, восхищаются, негодуют. Данный источник ориентирует на выбор нравственных ценностей, активизирует учебный и жизненный опыт учащегося, стимулирует связь между теоретическими выводами и практической деятельностью. Педагогические возможности личных документов объясняются тем, что при использовании писем, дневников, записей на уроке усиливается гуманистическая идея. Это отвечает принципам нового обществоведческого содержания, в котором знания о человеке должны занять такое же весомое место в учебном предмете, как и знания об обществе. Личные документы полнее раскрывают духовный мир человека, его чувства и мысли, внутренние переживания и сомнения, радость и печаль.
Личные источники целесообразно применять на многих уроках. Например, опыт показал, что изучая тему «Нравственные основы любви, брака, семьи», полезно использовать письмо Л.Н. Толстого «супругам» (1887 г., январь), где писатель просит не забывать основы нравственности в браке. Данный документ помогает ярче представить изучаемую тему, глубже понять мир человеческих чувств. Изучая тему «Вечные вопросы» можно включить отрывки из дневника Екатерины II о счастье; изучая тему «Нравственная культура», привлечь письмо В.А. Сухомлинского из сборника «Письма к сыну» и т. п.
7) Стенограммы, протоколы, отражающие ход съездов, конференций, конгрессов, судебный процессов.
Социальной особенностью этих документов является передача атмосферы события, обстановки происходящего, эмоциональной окраски общественно-политического явления, дословных выступлений ораторов. Общественные науки всегда прибегали к изучению стенографических отчётов, так как в этих документах зафиксировано каждое слово, которое может быть существенным и ключевым в раскрытии темы.
Педагогическая значимость таких документов заключается в том, что учащиеся с интересом изучают источник, так как текст несёт в себе полную информацию, которая не искажена и не фальсифицирована.Активизируется приобщение школьников к документам, которые отображают социально-экономическую и политическую жизнь страны, что, безусловно, формирует мировоззрение и нравственный выбор. Данный источник помогает понять глубину общественных процессов, приблизится к изучаемым событиям посредством деятельного описания, без цензурной обработки источника, вмешательства идеологических установок. Важной особенностью стенограмм является то, что они показывают борьбу мнений, позиций, передают характер дискуссионности обсуждаемого вопроса, выступления, реплики, комментарии.
Данный источник разумно привлечь на уроке «Познавательная деятельность человека», где могут быть использованы протоколы заседаний «круглых столов» философов и социологов (журналы «Вопросы философии», «Вопросы социологии» 1994-95 гг.) по вопросам современного познания. Протоколы помогают расскрыть идею плюрализма мнений, разных точек зрения, различную аргументацию, саму атмосферу и обстановку научной дискуссии современных ученых. При изучении темы «Духовный мир личности» могут привлекаться стенографические отчеты о встрече религиозных деятелей России, обсуждавших проблему духовного состояния современного российского общества. При изучении темы «Проблемы современного обществознания» была бы полезна стенограмма международной конференции по вопросу «Проблемы мирового обществознания».
8) Публицистические материалы.
Публицистика – род литературы и журналистики, рассматривающая актуальные политические, экономические, литературные, философские и другие проблемы. В рамках курса обществоведения данный источник, прежде всего, заключается в публицистических статьях по актуальным вопросам экономики, политики, социальных, национальных отношений. Социальная роль этого источника состоит в том, что публицистический материал привлекает к себе значительную часть читателей. В нем обсуждается актуальная проблема, дается её анализ, выдвигается четкая аргументация, обобщения, делается вывод. Этот источник способствует формированию общественного мышления, так как он наиболее доступен, популярен, читаем, интересен. Для читателя важен писатель, публицист, его профессионализм, компетентность, мастерство, с одной стороны, с другой – его позиция, оценка, мнение.
Включение этого источника в общую классификацию и работа с ним на уроках отвечает целям и задачам курса, так как без знания общественно-политической ситуации, без выработки своей личной позиции невозможно представить себе личность и гражданина, активного, деятельного.
Данный источник целесообразно применять на многих уроках. Например, изучая тему «Духовная культура», целесообразно привлечь отрывок из публицистической статьи Д.С. Лихачева «Прошлое – будущему», где автор объясняет значение слова «культура» и высказывает свое отношение к современной поп-культуре. Изучая тему «Что такое межличностные отношения?», можно привлекать отрывки из многочисленных публицистических статей о процессе становления межличностных отношений, о трудностях и радостях человеческих отношений.
9) Философские тексты.
Под философией, как известно, понимают форму духовной деятельности, направленную на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир и на место в нем человека.
Философские тексты включают в себя статьи, отрывки из трудов, дискуссии философов, отображающие состояние философской мысли в прошлом и настоящем.
Педагогическая ценность этого источника состоит в том, что он содержит размышления автора и, работая с ним, учащиеся пробуют нестандартно думать, анализировать, делать выводы, но главное, источник способствует развитию философского мышления, повышает интерес к философским рассуждениям. Неотъемлемой стороной рассуждения является творческое начало, без которого не представляется интересная, развивающая беседа всего класса. Философски тексты способствуют выработке основ мировоззрения, являются стимулом к познанию мира и окружающей действительности, к творческому применению своих знаний на практике, что отвечает современным целям обществоведческого образования, содействующего воспитанию человека, который активно участвует в общественной жизни, совершенствуется сам и создает новое.
Философский источник разумно привлекать к теме «Истина и её критерии», где учащимся может быть предложено философское рассуждение об истине известных философов Р. Декарта и Г.В. Лейбница. При этом школьники учатся читать, понимать, анализировать философские тексты, постигать глубину философских рассуждений, выяснять особенности философии. При изучении темы «Основные направления западной мысли» привлекается философский текст Э. Фомма и т. п.
10) Научные и научно-популярные тексты.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предметы её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле – теоретическое отображение действительности.
Под научными и научно–популярными текстами понимаются фрагменты из статей в научных и научно–популярных журналах, сборниках научных статей, монографий.
Социальная значимость этих источников заключатся в том, что научные тексты помогают объяснить многие общественные явления и процессы. Общество находит в научных работах ответы на интересующие их вопросы, результаты изучения социальных законов. Данный источник раскрывает глубину науки, показывает её сложный мир, роль ученого-исследователя в процессе научного познания мира.
Педагогическая целесообразность использования научных и научно-популярных текстов состоит в том, что они содержат научные знания, рассказывают о гипотезах и теориях науки, при этом у школьников развивается интерес к научному познанию, обращению к научным источникам, формированию научного мировоззрения, что отвечает принципиальным особенностям нового обществоведческого содержания, для которого характерен приоритет научных знаний.
Данный источник активно применяется на многих уроках. Так, например, оправдал себя опыт использования при изучении темы «Научное познание», фрагмента научной статьи из журнала «Квант» «Виды на звезды днем из глубокого колодца» В. Сурдина (Квант №1, 1994), где учащиеся работали по источнику, отвечая на поставленные вопросы. При изучении темы «Рынок и рыночные отношения» привлекается фрагмент одной из научных работ о рынке; на уроке «Политика и политическая жизнь» привлекается статья одного из политологов по ключевым вопросам политики.
Знания о многообразии источников, которые могут быть использованы в обществоведческом курсе, нацеливают учителя на поиск документов, которые в наибольшей мере отвечают задачам каждого урока.
Материал на тему «Методы обучения по источнику получения знаний»
Описание разработки
Существует следующие методы обучении по источнику получения знаний:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
— содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
— иметь четкую логику изложения;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Использование метода объяснения требует:
— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
— развивает их память и речь;
— делает открытыми знания учащихся;
— имеет большую воспитательную силу;
— является хорошим диагностическим средством.
Содержимое разработки
Методы обучении по источнику получения знаний
Существует следующие методы обучении по источнику получения знаний:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
— содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
— иметь четкую логику изложения;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа. Беседа диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
— развивает их память и речь;
— делает открытыми знания учащихся;
— имеет большую воспитательную силу;
— является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
— требует много времени;
— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
— необходим запас знаний.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция. Лекция монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
— Конспектирование краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
— Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
— Тезирование краткое изложение основных мыслей прочтенного.
— Цитирование дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
— Аннотирование краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
— Рецензирование написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
— Составление справки сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
— Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного.
— Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
— Составление матрицы идей сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях тренировочные упражнения;
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем на воспроизведение применение ранее усвоенного на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.