основным направлением нейропсихологии можно считать
Основные направления нейропсихологии
Вопросы к междисциплинарному экзамену по программе “Нейропсихология”.
Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга.
Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии.
Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.
Сфера практического применения нейропсихологии постоянно расширяется. Нейропсихологический подход оказался весьма продуктивным для изучения различных проблем: типологии нормы, развития психики в онтогенезе, особенностей нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС, динамики психических функций под влиянием психофармакологических воздействий, изменений психических функций в возрасте инволюции, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и др.
Основные направления современной нейропсихологии:
теоретические проблемы и области практического применения
Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:
1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.
Основной задачей клинической нейропсихологии является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга.
Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных.
Основным методом клинической нейропсихологии является метод клинического нейропсихологического исследования.
В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга.
Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.
2. Экспериментальная нейропсихология.
Основной задачей экспериментальной нейропсихологии является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.
Благодаря работам А. Р. Лурия с учениками наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, дополнены представления об организации памяти.
В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.
3. Реабилитационная нейропсихология.
Основной задачей реабилитационной нейропсихологии является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга.
Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).
Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.
В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.
Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под руководством В.М. Шкловского.
4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.
Направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.
5. Нейропсихология развития. Задача нейропсихологии развития- выявление закономерностей развития мозга.
В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.
Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с мозговыми дисфункциями.
6. Психофизиологическое направление – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).
7. Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.
Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют так же в клинике инсультов. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.
8. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.
В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.
Александр Романович Лурия.
Лурия Александр Романович, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Фото: i.pinimg.com
Основные направления научных исследований в нейропсихологии
– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.
– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.
– Разработал теорию локализации высших психических функций,
– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,
– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,
– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,
– изучал мозговые механизмы памяти.
Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии
Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.
Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).
Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
Направления нейропсихологии
Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь нейропсихология
Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит нейропсихология
Нейропсихология — отрасль науки, к которой относятся различные направления нейропсихологии. Они изучают, как связаны функции головного мозга с психическими процессами, что позволяет выявить воздействия определенных областей мозга на саму личность.
Современные нейропсихологические направления:
1) Синдромология исследует различные проблемы и поражения, связанные с головным мозгов и его различными структурами. Происхождение повреждений может быть как травматического, так и сосудистого характера; специалисты выявляют, как они отличаются от различных синдромов опухолей. Используются методики по А. Р. Лурия — неаппаратные клинические исследования.
2) Экспериментальная нейропсихология изучает нарушенные психологические и мозговые механизмы разнообразных психических функций. Исследует нарушения памяти, умственных способностей, двигательных функций и эмоциональных состояний. Данное направление основано на адаптированных экспериментальных методиках, что позволяет на основе полученных результатов составить общую картину работы нейропсихологических функций. Е. Д. Хомская и её ученики — основные специалисты в данной сфере.
3) Реабилитационная нейропсихология связана с исследованиями самовосстанавливающихся психических функций у пациентов, устройством и изменением нейропсихологических синдромов при сенильной деменции, поражениями мозга, созданием методики, восстанавливающей ВПФ.
Реабилитационная нейропсихология для детей выявляет разного рода аномалии, связанные с психическим развитием ребёнка, а также позволяет разработать новые методики избавления от дефектов.
Направление психофизиологии локальных повреждений мозга исследует нарушение деятельности познавательных, двигательных, эмоциональных состояний у пациентов с наличием локальных поражений мозга. Направление основывается на изучении психических функций с точки зрения физиологических процессов. Используемые методики: ЭЭГ, потенциалы мозга в различных ситуациях и тому подобное.
Нейропсихология норм индивидуальных различий исследует работу психических функций у здоровых людей. Обычно у людей без каких-либо нарушений в плане поведения и психики существуют определенные различия, которые связаны с асимметрией межполушарий мозга. То есть специалисты выявили, что индивидуальные различия связаны с моторной, слуховой или зрительной асимметрией. Это позволяет выявить, к каким видам деятельности предрасположен человек.
Нейропсихология (детская) основана на исследованиях психических функций и состояний детей при наличии поражения мозга, которое локализовано в каком-либо определённом месте. Поскольку нервная система ещё не до конца сформирована, причины, по которым возникло это поражение, могут отличаться от ряда тех причин, которые наблюдаются у взрослых. Поэтому для изучения этой области сформировано целое направление в нейропсихологии.
Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология) исследует нарушения психических функций и состояний у престарелых. В старческие годы нарушения мозга протекают по-особенному, не так, как у людей среднего возраста. Предметом изучения данного направления являются синдромы, которые возникают в связи с наличием болезни Паркинсона, Альцгеймера и затрагивают различные области мозга. Специалисты сравнивают симптоматику здорового и больного человека, выявляют причины и симптомы нарушений психических функций. Данная деятельность направлена на предупреждение развития подобных болезней в старческом возрасте.
Экологическая нейропсихология — относительное новое направленность. Она занимается изучением различных экологических катастроф и сопоставлением с ними выявленных у людей психических нарушений. Изучение состояния мозга, исследование его деятельности в жизненных ситуациях — основные проблемы, рассматриваемые экологической нейропсихологией. Пострадавшие от таких катастроф подвергаются исследованием, и на их основе разрабатываются меры, позволяющие предупредить или минимизировать последствия для психики людей. На начальном этапе становления экологической нейропсихологии изучалось воздействие малых доз радиации на работу головного мозга. Основным источником материалов стала чернобыльская авария и зафиксированные в то время синдромы, которые являются типичными для “Чернобыльской болезни”.
Направления нейропсихологии изучают самые разнообразные процессы всех возрастных групп. Это целое научное направление, исследуемое множеством квалифицированных специалистов, и оно даёт свои плоды. Сейчас это современная развивающаяся сфера нейропсихологии, и ей ещё есть куда расти.
. Они изучают, как связаны функции головного мозга с психическими процессами, что позволяет выявить воздействия определенных областей мозга на саму личность.
Современные нейропсихологические направления:
1) Синдромология исследует различные проблемы и поражения, связанные с головным мозгов и его различными структурами. Происхождение повреждений может быть как травматического, так и сосудистого характера; специалисты выявляют, как они отличаются от различных синдромов опухолей. Используются методики по А. Р. Лурия — неаппаратные клинические исследования.
2) Экспериментальная нейропсихология изучает нарушенные психологические и мозговые механизмы разнообразных психических функций. Исследует нарушения памяти, умственных способностей, двигательных функций и эмоциональных состояний. Данное направление основано на адаптированных экспериментальных методиках, что позволяет на основе полученных результатов составить общую картину работы нейропсихологических функций. Е. Д. Хомская и её ученики — основные специалисты в данной сфере.
3) Реабилитационная нейропсихология связана с исследованиями самовосстанавливающихся психических функций у пациентов, устройством и изменением нейропсихологических синдромов при сенильной деменции, поражениями мозга, созданием методики, восстанавливающей ВПФ.
Реабилитационная нейропсихология для детей выявляет разного рода аномалии, связанные с психическим развитием ребёнка, а также позволяет разработать новые методики избавления от дефектов.
Направление психофизиологии локальных повреждений мозга исследует нарушение деятельности познавательных, двигательных, эмоциональных состояний у пациентов с наличием локальных поражений мозга. Направление основывается на изучении психических функций с точки зрения физиологических процессов. Используемые методики: ЭЭГ, потенциалы мозга в различных ситуациях и тому подобное.
Нейропсихология норм индивидуальных различий исследует работу психических функций у здоровых людей. Обычно у людей без каких-либо нарушений в плане поведения и психики существуют определенные различия, которые связаны с асимметрией межполушарий мозга. То есть специалисты выявили, что индивидуальные различия связаны с моторной, слуховой или зрительной асимметрией. Это позволяет выявить, к каким видам деятельности предрасположен человек.
Нейропсихология (детская) основана на исследованиях психических функций и состояний детей при наличии поражения мозга, которое локализовано в каком-либо определённом месте. Поскольку нервная система ещё не до конца сформирована, причины, по которым возникло это поражение, могут отличаться от ряда тех причин, которые наблюдаются у взрослых. Поэтому для изучения этой области сформировано целое направление в нейропсихологии.
Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология) исследует нарушения психических функций и состояний у престарелых. В старческие годы нарушения мозга протекают по-особенному, не так, как у людей среднего возраста. Предметом изучения данного направления являются синдромы, которые возникают в связи с наличием болезни Паркинсона, Альцгеймера и затрагивают различные области мозга. Специалисты сравнивают симптоматику здорового и больного человека, выявляют причины и симптомы нарушений психических функций. Данная деятельность направлена на предупреждение развития подобных болезней в старческом возрасте.
Экологическая нейропсихология — относительное новое направленность. Она занимается изучением различных экологических катастроф и сопоставлением с ними выявленных у людей психических нарушений. Изучение состояния мозга, исследование его деятельности в жизненных ситуациях — основные проблемы, рассматриваемые экологической нейропсихологией. Пострадавшие от таких катастроф подвергаются исследованием, и на их основе разрабатываются меры, позволяющие предупредить или минимизировать последствия для психики людей. На начальном этапе становления экологической нейропсихологии изучалось воздействие малых доз радиации на работу головного мозга. Основным источником материалов стала чернобыльская авария и зафиксированные в то время синдромы, которые являются типичными для “Чернобыльской болезни”.
Направления нейропсихологии изучают самые разнообразные процессы всех возрастных групп. Это целое научное направление, исследуемое множеством квалифицированных специалистов, и оно даёт свои плоды. Сейчас это современная развивающаяся сфера нейропсихологии, и ей ещё есть куда расти.
ЛЕКЦИИ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ: Лекция №1 5/5 (3)
ЛЕКЦИЯ № 1
1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук
2. Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ)
3. Основные принципы строения мозга (самостоятельно)
1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук
Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века.
Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.
Имена ученых различных направлений, внесших вклад в развитие нейропсихологии:
Патопсихологи и клинические психологи — Р. Я. Голант; Психиатры М. О. Гуревич и А. С. Шмарьян А. Л., Абашев-Константиновский; Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками; Неврологи — Б. Г. Ананьев и его сотрудники; Нейрофизиологи- Г. В. Гершуни; Физиологи — Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др.
Отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Центральная проблема нейропсихологии — «мозг как субстрат психических процессов».
Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями.
Первый — это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их учениками и последователями в России и за рубежом.
Второй — это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д. Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.
Методологическими основами отечественной нейропсихологии являются общие положения диалектического материализма. Основные постулаты:
♦ материалистическое понимание всех психических явлений;
♦ общественно-историческая обусловленность человеческой психики;
♦ значимость социальных факторов для формирования психических функций;
♦ опосредованный характер психических процессов, речь в их организации занимает ведущую роль и тд.;
Центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.
Богатое научное наследие, оставленное А. Р. Лурия, надолго определило развитие отечественной нейропсихологии и существенно повлияло на развитие мировой нейропсихологии.
В настоящее время отечественная нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений.
Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.
Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики».
В рамках клинической нейропсихологии внимание обращено на следующее:
♦ интенсивно изучаются новые синдромы, обусловленные поражением правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия;
♦ исследуется специфика синдромов, определяемая возрастом больного;
♦ изучается специфика синдромов, связанная с характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.), с особенностями преморбида (на грани здоровья и болезни).
Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.
В экспериментальной нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно новое направление, которое можно обозначить как психофизиологическое.
В настоящее время развитие исследований в области психофизиологии локальных поражений головного мозга идет следующими путями:
♦ с одной стороны, расширяется проблематика изучения системных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов;
♦ с другой — совершенствуется методический аппарат (математическая обработка ЭЭГ-данных с помощью компьютера и др.).
Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.
Было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.
Начинает формировааться нейропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная нейропсихология) — изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Разработка этого направления позволит по-новому подойти к анализу типологии нормы — одной из важнейших проблем психологической науки.
В настоящее время в нейропсихологии индивидуальных различий сложилось два направления исследований. Первое — это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т. е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей.
Второе — это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий.
В последние годы складывается еще одно новое направление в нейропсихологии — нейропсихология пограничных состояний ЦНС, к которым относятся невротические состояния, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации («чернобыльская болезнь»), и др.
Отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика»; от простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, она перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию.
Связь нейропсихологии с общей психологией двухсторонняя:
♦ с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга;
♦ с другой — на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.
Нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук.
Она в большей степени, чем другие психологические дисциплины, включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и, бесспорно, является одной из успешно развивающихся наук о мозге.
2. Теория системной динамической локализации высших психических функций
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии, и прежде всего — на материале локальных поражений головного мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний, теорию объясняющую закономерности нарушений и восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга.
Понятие «высшие психические функции» — центральное для нейропсихологии.
Высшие психические функции — сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. ВПФ обладают тремя основными характеристиками:
♦ они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов;
♦ они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы);
♦ они произвольны по способу осуществления,
ВПФ — сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений.
Основные характеристики ВПФ — опосредованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы». ВПФ как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными в них являются исходная задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.
Представления о ВПФ как о сложных психологических системах было дополнено А. Р. Лурия представлениями о них как о функциональных системах.
Под функциональной системой в нейропсихологии понимается морфофизиологическая основа ВПФ (т. е. совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов), которая обеспечивает их осуществление.
Таким образом, высшие психические функции, или сложные формы сознательной психической деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем.
Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций — теоретической основы современной отечественной нейропсихологии.
В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; К первому классу понятий относятся такие, как:
♦ высшая психическая функция;
♦ интериоризация и многие другие.
Второй класс понятий — собственно нейропсихологические понятия
1. Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).
2. Первичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора.
3. Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей.
4. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).
5. Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
6. Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним — факторный анализ).
7. Нейропсихологическая диагностика — исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью клинических нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (топического диагноза).
8. Функциональная система — см.выше
9. Мозговые механизмы высшей психической функции (морфофизиологическая основа психической функции) — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления данной психической деятельности.
10. Локализация высшей психической функции (мозговая организация высшей психической функции) — центральное понятие теории системной динамической локализации высших психических функций, объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разныминейропсихологическими факторами (т. е. принципами, присущими работе той или иной мозговой структуры — корковой или подкорковой).
11. Полифункциональность мозговых структур — способность мозговых структур (и прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем.
12. Норма функции — понятие, на котором базируется нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций; показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют средние значения в данной популяции. Существуют варианты «нормы функции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга и др.).
13. Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.
14. Функциональная специфичность больших полушарий — специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными полушарными закономерностями.
15. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Перечисленные понятия (как и ряд других) входят в основной понятийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека.
Теория системной динамической локализации высших психических функций сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями в решении проблемы «мозг и психика»: узким локализационизмом (или психоморфологическим направлением) и антилокализационизмом (или концепцией эквипотенциальности мозга).
Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями мозга как будто бы подкрепляли фактами оба указанных направления: с одной стороны, поражение отдельных участков мозга (преимущественно коры больших полушарий) приводит к различным нарушениям психических процессов, с другой — при локальных поражениях мозга нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений, указывающие на возможность осуществления нарушенных функций и другими отделами мозга. Ни та, ни другая концепция не могли объяснить эти противоречия.
В истории изучения проблемы локализации психических функций существовали (и существуют) и другие направления. Довольно распространенной является эклектическая концепция, сохранившаяся до настоящего времени и объединяющая психоморфологические и антилокализационные представления. Согласно данной концепции, можно и следует локализовать (соотносить с определенными участками мозга) лишь относительно элементарные сенсорные и моторные функции.
Однако высшие психические функции связаны равномерно со всем мозгом.
Теория системной динамической локализации ВПФ создавалась в борьбе с этими направлениями. В отечественной нейропсихологии пересмотрено понятие «локализация».
Локализация психических функций рассматривается как системный процесс. Это означает, что психическая функция (как и физиологическая, например дыхание) соотносится с мозгом как определенная многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой разных мозговых структур.
Системная локализация высших психических функций предполагает их многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию. Это вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются ВПФ.
Локализация ВПФ характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип следует из основных свойств функциональных систем, опосредующих ВПФ: пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости входящих в их состав звеньев.
Перечисленные выше принципы являются общими для организации как психических, так и физиологических функций.
Однако ВПФ человека обладают не только большей сложностью по сравнению с психическими функциями животных, а тем более с физиологическими функциями; они характеризуются качественными отличиями — осознанностью, опосредованностью: речью, произвольным способом управления, решающим значением социальных факторов в их формировании. Эти качественные отличия высших психических функций человека проявляются и в особенностях их мозговой организации. Принцип динамической локализации функций у человека конкретизируется также в виде хроногенной локализации, т. е. в изменении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе.
Согласно теории системной динамической локализации каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции.
Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует связывать не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья. Следует связывать те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций — определенный нейропсихологический синдром.
Теория системной динамической локализации ВПФ, разработанная Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, составляет центральный раздел в понятийном аппарате отечественной нейропсихологии. Эта теория позволяет не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования. Вместе с тем, безусловно, эта теория — лишь один из первых реальных этапов в решении сложнейшей проблемы мозгового субстрата психических процессов, изучением которой занимается почти все современное естествознание.
3. Основные принципы строения мозга
Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую суперсистему, единое целое, состоящее, однако, из дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализации психических функций.
Как известно, головной мозг (encephalon) — высший орган нервной системы — как анатомо-функциональное образование может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции.
I уровень — кора головного мозга — осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами.
II уровень — базальные ядра полушарий большого мозга — осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса.
III уровень — гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро — осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию.
IV уровень (низший) — ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга — осуществляет управление вегетативными процессами (Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, 1996).
1 ) обонятельный мозг (rhinencephalon);
2) базальные ядра (nuclii basales);
3) кора большого мозга (cortex cerebri) — конвекситальная, базальная, медиальная.
В каждом полушарии имеется пять долей:
1) лобная (lobus frontalis);
2) теменная (lobus parietalis);
3) затылочная (lobus occipitalis);
4) височная (lobus temporalis);
5) островковая.
Как известно, у человека по сравнению с другими представителями животного мира существенно больше развиты филогенетически новые отделы мозга, и прежде всего кора больших полушарий. Кора большого мозга— наиболее высокодифференцированный раздел нервной системы — подразделяется на следующие структурные элементы:
♦ древнюю (paleocortex);
♦ старую (archeocortex);
♦ среднюю, или промежуточную (mesocortex);
♦ новую (neocortex).
У человека новая кора — наиболее сложная по строению — по протяженности составляет 96 % от всей поверхности полушарий. Наиболее типична для человека новая шестислойная кора, однако в разных отделах мозга число слоев различно. По морфологическим критериям выделены разные цитоархитектонические поля, характеризующиеся различным строением клеток.
В пределах новой коры у человека наибольшее развитие получили ассоциативные отделы. Одновременно отмечаются усложнение и дифференцировка ассоциативных таламических ядер, подкорковых узлов, а также филогенетически новых отделов мозгового ствола. Существенно более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира, включая и высших приматов, лобные доли мозга — как их корковые отделы, так и подкорковые связи.
Была разработана концепция структурно-системной организации мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой концепцией деятельность мозга обеспечивается проекционными, ассоциативными,интегративно-пусковыми и лимбико-ретикулярными системами, каждая из которых выполняет свои функции.
Проекционные системы обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.
Ассоциативные системы связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.
Для интегративно-пусковых систем характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация афферентных влияний в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию (т. е. на аппараты, реализующие конечную стадию приспособительного поведения).
Лимбико-ретикулярные системы обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния.
Все перечисленные выше системы мозга работают в тесном взаимодействии друг с другом по принципу либо одновременно, либо последовательно возбужденных структур.
Установлено, что головной мозг человека обладает значительной изменчивостью.
Различают этническую, половую, возрастную и индивидуальную изменчивость.
Этнические различия, сохраняющиеся от поколения к поколению, относятся к общему весу (массе) головного мозга, его размерам, организации борозд и извилин. Считается, однако, что средний вес мозга, свойственный одной этнической группе, — весьма условный показатель, так как индивидуальная изменчивость может перекрывать средние величины.
Масса мозга коррелирует с весом тела и формой черепа.
Установлены различия между мужским и женским мозгом: 1375 г для мужчин и 1245 г для женщин — средние показатели веса мозга европейца. С возрастом масса мозга и морфологическое строение отдельных структур и проводящих волокон (мозолистого тела, передних комиссур и др.) изменяются, причем у женщин эти изменения менее заметны, чем у мужчин.
С момента рождения головной мозг постепенно увеличивается и достигает максимальной массы к 20 годам; после 50 лет происходит постепенное уменьшение массы мозга (примерно на 30 г каждые 10 лет жизни).
Описана значительная индивидуальная морфологическая изменчивость мозга. Это относится и к массе мозга, и к другим его характеристикам. Современная нейроанатомия признает существование пороговых значений веса мозга: по одним данным, минимальная масса мозга равна 900 г; по другим — 750-800 г (С. В. Савельев, 1996). При объеме мозга 246-622 см (микроцефалия) наблюдается явное снижение умственных способностей.
Максимальная масса мозга здорового человека равна 2200-2300 г. Еще большая масса, как правило, является следствием патологического процесса (гидроцефалии и др.).
Помимо веса индивидуальные морфологические различия относятся и к организации мозга. Существует высокая изменчивость в строении поверхности полушарий переднего мозга, что отражается в изменчивости строения его борозд и извилин. По данным Института Мозга РАМН, существуют индивидуальные варианты не только строения борозд и извилин, но и расположения цитоархитектонических полей (рис. 5, А, Б, В).
Достаточно велика индивидуальная изменчивость и подкорковых образований, что не связано ни с объемом мозга, ни с полом, ни с национальной принадлежностью. Так, объем подкорковых ядер (скорлупа, хвостатое ядро и др.) у разных людей может различаться в 2-3 раза.
Таким образом, современные нейропсихологические представления о мозге как субстрате психических процессов должны учитывать не только общие характеристики его строения, но и фактор большой изменчивости, вариативности его морфологических показателей.
Весьма важным принципом структурной организации мозга как субстрата психической деятельности является также принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга, соответственно которому уменьшается число степеней свободы каждой нижележащей системы и осуществляется управление одного уровня иерархии другими, а также контроль за этим управлением на основе прямых и обратных связей.
Вместе с тем подобная иерархия допускает определенную избыточность в структурной организации мозга за счет вовлечения в ту или иную его функцию большого числа нервных элементов, что приводит к повышению надежности работы мозга и служит основой для компенсации функций при его поражениях. Принцип иерархии систем, как и другие принципы организации мозга, обеспечивает его интегративную целостную деятельность.
Наконец, современная нейропсихология выдвигает как один из важнейших принципов структурно системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково-корковых) и горизонтально организованных (корково-корковых) путей проведения возбуждения, что создает широкие возможности для различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и является одним из механизмов интегративной работы мозга.
Таким образом, согласно современным анатомическим сведениям об основных принципах организации мозга, он представляет собой сложную метасистему, состоящую из различных макросистем (проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых, лимбико-ретикулярных), каждая из них строится из разных микросистем (микроансамблей).
Интегративная деятельность систем разных уровней обеспечивается их иерархической зависимостью, а также горизонтально-горизонтальными и вертикально- горизонтальными взаимодействиями.
Динамичность мозговых структур, их индивидуальная изменчивость достигаются за счет динамичности и изменчивости составляющих их макро- и особенно микросистем. Качества динамичности и изменчивости присущи разным системам в разной степени.
Данная концепция дает анатомическое обоснование двум основным принципам теории локализации высших психических функций, разработанной в нейропсихологии:
♦ принципу системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга);
♦ принципу динамической локализации функции (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрастные периоды).
В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности.
Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
I — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;
II — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей извне) информации;
III — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Каждая высшая психическая функция (или сложная форма сознательной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Они характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.