основные методические требования к проведению уроков семинаров можно свести к нижеследующему
Выступление на тему «Методика организации и проведения урока-семинара»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автор Сафуанов Эльвир Нурмухаметович
Название работы «Методика организации и проведения урока – семинара»
Должность преподаватель истории и обществознания
Наименование образовательного учреждения государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Мамадышский Профессиональный колледж №87» (ГАОУ СПО «Мамадышский Профессиональный колледж №87»)
Сейчас, когда идёт глобальная перестройка всего нашего общества, необычайно возросли требования к историческому образованию обучающихся. Существенную помощь в преподавании истории могут оказать преподавателю истории активные формы обучения.
Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности каждого обучающегося.
«Методика организации и проведения урока – семинара»
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий».
Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив группы в активную самостоятельную проработку материала. Каким же должен быть семинар? Внешне все, вроде, как надо, семинар как семинар, школьники читают доклады или рефераты, в которых всё правильно и по теме, учитель оценивает и комментирует эти выступления: чего же ещё? А ещё – надо, чтобы эти рефераты или доклады были результатом самостоятельного творческого мышления, а не только «самостоятельного» списывания и «самостоятельного» чтения вслух списанного перед группой, которая тоже вполне «самостоятельно» слушает то, что на слух и воспринять–то невозможно. Надо, чтобы, готовясь к выступлению, обучающийся овладел новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и нужное для доклада, компоновать отобранное, излагать мысли, говорить без бумажки, устанавливать контакт со слушателями, реагировать на их поведение и т.д.
В чём же специфика семинара, его отличие от других видов урока? Уроки – семинары имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, где обучающийся должен не просто усвоить определённые сведения, даже в системе, но найти решение проблемы. Причём проблемы, предложенные для обсуждения, должны быть актуальны, интересны и для обучающихся, и для преподавателя. При взаимной заинтересованности становится возможной педагогика сотрудничества.
Есть у уроков-семинаров и своя, особенная форма. Можно выделить три разновидности семинаров (по характеру деятельности):
1) развёрнутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и обсуждение, как самих проблем, так и выступлений; 2) обсуждение рефератов или докладов учащихся; 3) диспут. В практике часто три вида в разных пропорциях соединяются в уроке, и это разумно.
Семинар обычно начинается вступительным словом учителя, где ставятся проблемы, которые надо решить на уроке. Вступление может быть подготовлено не обязательно учителем, а и инициативной группой учеников—организаторов семинара. Затем идет главная часть урока —обсуждение проблем. В заключительном слове учитель сделает выводы, которые нужны не для того, чтобы раз и навсегда решить все вопросы, часто не имеющие однозначного решения. Необходимо выделить важнейшие достижения участников, оценить работу каждого.
Урок-семинар требует от учителя серьезной предварительной работы (продумать форму участия каждого ученика, подготовить вопросы, провести консультации, помочь разработать «сценарий» и т. п.), а также большого педагогического мастерства при ведении урока.
Мы видим, что семинар требует большой предварительной подготовки и учителя, и учащихся, напряженной работы на самом уроке. Дают ли эти усилия особенный эффект, стоит ли результат затраченного труда? При разумном проведении семинарская форма занятий открывает многообразные пути для вовлечения учащихся в духовные искания, для организации деятельности каждого с учетом индивидуальных свойств, для создания атмосферы творческого общения в коллективе, для роста личности, способной к познанию и творчеству. Семинары с их спецификой — углубленным исследованием и обсуждением проблемы — могут практически учить демократии и учителя, и ребят. Но возможности еще надо претворить в действительность. Бывает, что и на семинаре учитель диктует свое мнение, а одни ребята нигилистически отвергают все навязанное, другие —соглашаются на словах. Поэтому учиться демократии в первую очередь надо учителю: отказаться от авторитарности, обратиться к ученику с доверием и уважением, признать возможность разных мнений, видеть в учащемся не объект воздействия, а личность, активную, ответственную, достойную диалога. Но не следует забывать, что выясняется все-таки истина, а не наличие разных мнений, что учитель призван помочь ученику состояться как личности, способной к творчеству и ответственности.
План-конспект урока на тему
«Русская культура конца Х I Х – начала ХХ века»
Цели: выявить особенности и основные тенденции развития культуры России конца Х I Х – начала ХХ в.; формировать навыки сбора материала, его реализации и культуры общения при проведении урока-семинара; развивать интерес к культуре наших предков, эстетические, этические и нравственные взгляды у учащихся.
Письменный опрос по предыдущей теме «Россия в первой мировой войне».
Усвоение темы – семинар по вопросам:
Исторические условия развития русской культуры серебряного века.
На рубеже Х I Х – ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряжённостью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории. Россия пережила три революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904 – 1905 гг., Первую мировую войну 1914 – 1918 гг., гражданскую войну.
Просвещение. Печать. Наука.
В XX век Россия вступала, имея обширную и разветвленную систему образования. Она включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища); среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училищами высшую (университеты, институты). Однако все эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях. Тяжелей всего было положение начальной школы. Об этом «свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране:21% —в 1897 г., 30% —в 1917 г. В начале XX в. Россия тратила на народное просвещение всего 43 копеек на душу населения, в то время как Англия и Германия — 3,8 руб. Правда, после первой российской революции началось резкое увеличение ассигнований на начальное образование. В 1905 г. во II Думе даже рассматривался проект о введении всеобщего начального образования в России, но он так и не получил силу закона.
Несколько лучше обстояло дело со средними учебными заведениями. В России еще в первой половине XIX в. была создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателей. Однако в 1860-х гг. в целях борьбы с «опасным» увлечением нигилистически настроенной молодежи естественными науками эта цельная система была искусственно деформирована. С одной стороны, учреждались классические гимназии, где основной упор был сделан на преподавание древних языков, с другой — реальные училища с узкопрофессиональной технической ориентацией.
В начале XX в. под влиянием требований общественности уродливые стороны среднего образования постепенно выправляются. В гимназиях было ослаблено классическое направление, больше времени отводилось на преподавание естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишне узкая специализация в реальных училищах, перед выпускниками которых открывались теперь более широкие возможности для получения высшего образования, чем раньше. Все большей популярностью в начале XX в. пользовались коммерческие училища, сеть которых была создана по инициативе и на средства торговой и промышленной буржуазии. Эти училища имели лучшую материальную базу, чем другие средние учебные заведения, они давали хорошее образование, в них практиковалось небывалое в России совместное обучение юношей и девушек.
Что касается высших учебных заведений — институтов и особенно университетов, то по уровню организации преподавания они не уступали лучшим европейским образцам. Однако именно на эту сферу российского просвещения трагические события начала XX в. оказали самое роковое воздействие. Студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни уже с 1860-х гг. Но именно в это время они приняли совершенно небывалый размах. В 1899 г. власти усугубили жесткий административный надзор так называемыми «Временными правилами», согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия, диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжались почти непрерывно, время, от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. Правда, Столыпину, действовавшему самыми жестокими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. Однако в 1911 г. вспыхнула общая студенческая забастовка, в результате которой было исключено из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался «исход» из Московского университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против репрессий в отставку подали Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и многие другие. Таким образом, с конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.
Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом b России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие «антиправительственный» толковалось властями чрезвычайно широко, все же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.
Если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 г.— более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры — 1263. При этом наряду с традиционными «толстыми» журналами, рассчитанными на образованные слои общества, все в большем количестве начинают выходить «тонкие» — сугубо развлекательные, «для семейного чтения», женские, для детей и юношей и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.
Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателей, среди которых своим размахом выделялись И. Д. Сытин и А. С. Суворин. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовал и Суворин, массовыми тиражами издававший «Дешевую библиотеку» — сочинения русских и иностранных авторов, книги по искусству, научно-популярные произведения. В то же время возникают издательства, например братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.
В конце XIX—начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи! В различных ее областях в это время появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия (1904 г). Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX — начале XX в. В. И. Вернадским.
Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидром и аэродинамики. В 1902 г. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба — одна из первых в Европе; в 1904 г. создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К. Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.
Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, праву. Эти науки из «кабинетных» превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX — начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др.
В это время появляется целый ряд очень ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования:
«Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера: серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.
3. Литература и искусство.
Литература конца XIX — начала XX в. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой («Воскресение», «Живой труп») и А. П. Чехов («Ионыч», «Дом с мезонином», «Чайка» и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А. М. Горького — самого популярного в это время писателя-реалиста. Чуткий наблюдатель, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»). Куда менее убедительными в творческом отношении были попытки найти силу, способную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарей-босяков («Челкаш»), потом в среде революционного пролетариата (роман «Мать»).
Наряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтической среде возникают модернистские течения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений,— символизм, акмеизм, футуризм и др. При всех их различиях эти течения объединяла одна общая черта — отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Представители модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих модернистов, особенно поэтов, характерна упорная работа над формой своих произведений — некоторые стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Н. С. Гумилева поражают своей звучностью, изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей этих течений — А. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира.
С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи — в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля («Демон», «Пан» и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства», члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. Так же как и близкие им по духу литераторы-модернисты, «мирискусники» отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к «чистой красоте» — совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В «Мир искусства» вошло немало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст), которые, пренебрегая «прозой жизни», создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во Франции, сценам помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов «мирискусники» достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве. Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России — подобные установки, ограничивавшие творческие возможности художника, вызвали в конце концов оппозицию. Часть «мирискусников» вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. «Союз русских художников». В «Союзе», таким образом, произошел органичный и плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи. В нем работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значитель ными из них были пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов.
Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поисков новых форм был характерен и для русской музыки конца XIX — начала XX в. В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру, во всяком случае, когда их вели такие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становится все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли так называемые Русские сезоны, организованные в 1907—1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.
Русская архитектура в начале XX в. переживает последний — короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско-Донского (архитектор Ф. И. Лидваль), вокзалов — Казанского (А. В. Щусев), Ярославского (Ф. О. Шехтель), типографий — газеты «Утро России» (Ф. О. Шехтель), превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, где модерн вообще получил наиболее последовательное развитие).
В целом русская культура конца XIX — начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.
4. Модернизм и течения в русской литературе и искусстве.
Рубеж веков, эпоха трех революций — важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, был еще жив Л. Толстой, действовали герои А. Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал декаданс (термин записывается). Нереалистические течения конца XIX — начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм) назывались декадентскими, т. е. упадническими, на том основании, что их будто бы «объединяла реакционная идеология». Это не совсем точно. Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.
Сложное и противоречивое явление — декадентство — отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а высшей ценностью для декадентов является культ красоты. Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия «декаданс» вскоре появляются «модернизм» — «новый» (термин записывается). Модернисты опирались на общие основы — осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения — акмеизм, символизм, футуризм.
В чем же состоит само понятие эпохи, обозначаемой как «серебряный век»? В чем особенности творчества современников «серебряного века»? В первую очередь, в том, что в этот период создавали свои произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта. Но всех их объединяло главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за художественные пределы того, что было прежде, в XIX веке, и одновременно с этим — деятельное, действенное отношение к проблемам современности.
Как писал русский философ Н. Бердяев, «это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства Исканий. ».
Итак, «серебряный век» — не только время, но и отношение художника к нему, которое может «выстраиваться» совершенно по-разному, но всегда осознается как целенаправленное воссоздание в своем творчестве образа мира и времени в тех формах, которые диктует эпоха.
Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина и Тургенева. Поэты «серебряного века», наследуя традиции XIX века, вносили то новое, что диктовало время. И ныне велика потребность обращения к творчеству этих поэтов — Блока и Бальмонта, Волошина и Брюсова, Северянина и Гумилева, Сологуба и Ахматовой. Поэты начала века создавали новую концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что не все создаваемое человеком осознается; есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.
Охарактеризуем эти поэтические течения.
Символизм — выражение идей посредством символов; в поэзии — метафоричность, иносказательность, «поэзия намеков» — по словам В. Брюсова.
Критерием познания символисты считали внутренний духовный опыт. Большое значение приобретало субъективное начало. Возникал культ «впечатления» (импрессионизм), он замыкал человека в самом себе; ценным и реальным становилось то, что мимолетно, неуловимо, недосказано, загадочно. Как пример можно привести стихотворение 3. Гиппиус:
Мне мило отвлеченное:
Я — раб моих таинственных,
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов.
Символизм — явление многогранное. Многое в нем связано и с непосредственным состоянием отечественной поэзии. При всем различии символистам — с их эмоциональной напряженностью и музыкальностью — был присущ культ формы, стремление к демонстрации глубоких познаний в различных областях — от историко-географической экзотики до философских и лингвистических тонкостей.
Символисты стремились существовать в двух планах — реальном и мистическом. Тема двойственного восприятия действительности была задана философом Владимиром Соловьевым (1853-1900):
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами.
Внутренний мир личности для символистов — показатель общего трагического мира, обреченного на гибель, «страшного мира». Символизму свойственны пророческие ощущения близкого обновления общества на рубеже веков. Так поэзия по своей сути объявлялась пророчеством и предвестием в «страшном мире», что и было принято поэтами-символистами.
В стихах тех лет мы часто встречаем эсхатологические образы и метафоры, аллегории и символы из Апокалипсиса («И се конь блед и сидящий на нем, имя ему Смерть»). Поэты и читатели воспринимали их скорее как жутковатую, но захватывающую игру в одиночество, мистерию-пророчество, которое едва ли когда сбудется. Нельзя же было всерьез воспринимать, когда поэт с веселым самодовольством («Я ненавижу человечество. ») объявил, что он славит «чуму, тьму, убийство и беду, Гоморру и Содом», что он, автор, приветствует, как брата, Нерона, жестокого тирана-позера.
И одновременно — декларации о прорыве в другой мир, «от реальностей к более реальному». От земных корней к мистически прозреваемой сущности, к соответствиям и аналогам. В творческой практике это вело к лирико-стихотворному иллюзионизму. Героико-трагические переживания русскими символистами социальных и духовных коллизий начала века, их открытия в поэтике (реформа напевного стиха, обновление тем и жанров лирики) вошли как влиятельное наследие в поэзию XX века.
Акмеизм — производное от «акме» — «цвет», «цветущая сила», «высшая степень». Его представители — ранние А. Ахматова, О. Мандельштам,
Н. Гумилев, С. Городецкий. Формируя эстетическую программу нового направления, в качестве главной задачи они определили преодоление символизма. Акмеисты, выступив против символистических уходов в миры «иные», именовали свое направление еще и адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о мужественном и ясном, твердом и непосредственном взгляде на жизнь.
«Новый Адам» иронически противопоставлялся видному русскому поэту середины XIX в. Ивану Саввичу Никитину (1824-1861), которого акмеисты пренебрежительно именовали «певцом горшков». Народность в истинном и глубоком значении как эстетическая категория была чужда акмеистам.
Основатели нового течения — Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич. Личные склонности и несколько умозрительное стремление к предметному реализму определили тематику акмеистов. Географические живописные диковины стали областью Гумилева. Зенкевич рисовал картины доисторической жизни. Нарбут воспроизводил мельчайшие подробности повседневного быта. Каждый на свой манер стремился писать «тяжелыми» словами, в которых «как бы застыла железная плоть земли». Отсюда излюбленные названия — «Камень», «Дикая порфира» и пр. Жемчуг был не просто жемчугом, а подразделялся: жемчуг черный, жемчуг серый и жемчуг розовый. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, уход от усложненной метафоричности к точному значению слова. На их щите было начертано: «Ясность, утверждение реальной жизни». Они отвергали мистику, которую часто использовали символисты. Роза, лилия снова стали цветами с запахом и цветом, а не только символами.
Поэзия акмеистов не могла не отличаться от декларируемых ими принципов. Наиболее последовательным акмеистом был Николай Гумилев, увлекавшийся созданием героических баллад. Он ввел в поэзию всевозможные африканские и восточные декоративные мотивы. Его стихи часто напоминали таитянские полотна Поля Гогена, живописной школы синтетизма, объединявшей декоративные и монументальные начала. Его стих отличался энергичной «поступью», легкостью, живописностью. Автор снискал у читателя славу певца «жизни ужасной и чудной». Культ сильной личности был в стихах Гумилева модной данью ницшеанству.
Поэт-акмеист С. Городецкий писал: «Борьба между акмеизмом и символизмом есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время. Символизм, в конце концов, заполнил мир «соответствиями», обратил его в фантом (фантом — причудливое явление, призрак, привидение, объясняет учитель), важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность».
Лидеры акмеизма были правы в том, что в общественной атмосфере
1910-х гг. уже невозможно было отстаивать главное положение символистов о сверхчувственном прозрении тайного смысла бытия.
Футуризм — от латинского слова Futurum (будущее). Футуристы выступили в конце 1912 г. с необыкновенно крикливой декларацией-манифестом «Пощечина общественному вкусу», подписанной Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. Они заявили: «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. »
По сравнению с соперниками — символистами и акмеистами — футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить «искусство будущего». Задумано было перестроить русскую словесность, освободиться от «слова как такового», разрушить синтаксис и грамматику в целях беспредельной свободы творца-поэта, изобретателя, фокусника, создать «заумный язык», который есть «грядущий мировой
язык в зародыше». Футуристы отрицали категорически весь предшестующий поэтический опыт, проповедовали принцип «самовитого» слова, призывали к любованию словом вне зависимости от смысла.
«Слово прекрасно само по себе», — считал один из создателей русского футуризма Давид Бурлюк и призывал не увлекаться созданием слов-образов, а «барахтаться в баюкающих, скачущих волнах гласных». В стихах поэтов этого направления часто наблюдается набор гласных. Например, слово «лилия» — безобразно, по понятию футуристов, потому что его истрепали. Придумывается новое словом «еуы» — и лилия вновь чиста и прекрасна. Футуристы занимались «словотворчеством и словоновшеством», обращались к фольклорно-мифоло-гическим первоначалам, когда язык был «частью природы», экспериментировали над звуковой графикой, гротескно смешивали стили и жанры.
Среди «будетлян» (так иногда называли себя футуристы), этих «Гениальных Детей Современности», не было, пожалуй, ни одного, не прославлявшего «перемещения в пространстве». Игорю Северянину, представлявшему петербургскую ветвь футуризма, грезилась поездка «из Москвы в Нагасаки, из Нью-Йорка на Марс». Василий Каменский (он одно время был летчиком), пролетая над Варшавой, ощущал себя «одиноким Колумбом»,, живым памятником, поражаясь при этом своей «святой скоромности». На платформе футуристов стояли В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников,
В. Каменский, Б. Пастернак, И. Северянин.
Обобщение: главное в поэзии «серебряного века» — ее причастность к эпохе, великой и трагической. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности», в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям. М. Волошин писал: «Один среди враждебной рати // Не их, не ваш, ни свой, ничей». И все же русский «серебряный век» незабываем и неповторим. Никогда — ни до, ни после — не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы.
IV . Оценка выступлений учащихся.
Итоги урока. Заключительное слово учителя: находки и недостатки семинара.
Домашнее задание. П. 22, 23.
Процесс обучения истории состоит из ряда связанных между собой звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала; изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и умений, приобретенных и классе; пополнение и углубление знаний, развитие умений учащихся на последующие уроках в процессе опроса и повторения. Ни одно из этих звеньев не может быть упущено без ущерба для формирования знаний, гуманистического воспитания и развития учащихся. При этом каждое из этих звеньев предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную преподавательскую деятельность учителя в учебную деятельность учащихся.
Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:
— способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач, несущих понятийное содержание;
— знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка;
— владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.
В то же время следует иметь в виду, что формирование исторических знаний, воспитание и развитие учащихся происходят не только в процессе урочных занятий. Большую роль играют также внеурочные источники информации (самостоятельное чтение учащихся, радио, телевидение, кино, интернет и т. д.), факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа и т. д.).
Раздаточный материал к письменному опросу по предыдущей теме
1. Охарактеризуйте геополитическое положение Российской империи накануне Первой мировой войны. Какие приоритеты (главные задачи) определяли внешнюю политику страны?
2. Соотнесите даты и события международных отношений и внешней политики России в конце XIX- начале XX в.
оформление Тройственного согласия Англии, Франции и России (Антанта)
боснийский кризис (аннексия) Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией;
первая и вторая балканские войны;
начало Первой мировой войны;
Тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией.
3. Какие цели преследовала Россия в первой мировой войне .
1) ослабление Германии как конкурента в мировых войнах;
2) сохранение своего господства на море;
3) сохранение своего влияния на Балканах;
4) сохранение своих колоний.
5) овладение Босфором и Дарданеллами;
6) присоединение Галиции;
7) присоединение Мемельской области.
4. Восстановите хронологическую последовательность событий:
1) объявление Австро-Венгрией войны Сербии;
2) объявление Германией войны России;
3) начало всеобщей мобилизации в России;
4) сараевское убийство;
5) объявление Англией войны Германии;
6) вторжение Германии на территорию Бельгии;
7) объявление Германией войны Франции;
8) объявление Японией войны Германии.
5. Соотнесите дату и событие:
1) наступление русских войск под Львовом
2) сараевское убийство
3) вступление в первую мировую войну Болгарии
4) битва на реке Сомме
5) поражение армий А.В. Самсонова и П.К. Ренненкампфа в восточной Пруссии
6) вступление в первую мировую войну Италии
7) Брусиловский прорыв
8) Верденское сражение
9) отступление русских войск в Галиции
2.Алгоритм «Как оценить ответ выступающего»