основную идею теории естественного состояния томаса гоббса можно охарактеризовать как

Концепция естественного состояния человека в философии Т. Гоббса

Вы будете перенаправлены на Автор24

Естественное состояние – это состояние равенства людей, которые вольны использовать любые средства для достижения своей цели – сохранения жизни.

Эволюция представлений о естественном праве

Понятие естественного права зародилась еще во времена античности в философии Аристотеля, и получило свое дальнейшее развитие у Цицерона, а также Фомы Аквинского По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее в Средние века. Это понятие опирается на ведущую роль природы в установлении принципов взаимоотношений в человеческом обществе в той же мере, в котором природой установлена смена дня и ночи, или взаимоотношения в волчьей стае, или порядок взаимоотношений в муравейнике. При этом природа, согласна античным представлениям, понималась в первую очередь как гармонический и наиболее совершенный, естественный порядок вещей, который не может быть нарушен, и которым невозможно пренебречь или отметить.

В соответствии с этими представлениями классическое естественное право представляет собой природоподобный порядок взаимоотношений внутри социального организма, который предустановлен для отдельного человека и вынуждает его действовать так, а не иначе в определенных ситуациях. Согласно этому порядку люди должны жить в рамках государства, а государство должно иметь единый сильный источник власти, подобный власти отца в семье, согласно патриархальной теории, или подобный власти бога, согласно теологической.

Однако в период эпохи Возрождения представление о естественном праве меняется. Основой для этого изменения выступает перемена в самом понимании природы. Природа начинает выступать не в качестве некоторой отвлеченной и внешней силы, которая подобно богу, устанавливает правила, а напротив рассматриваться в качестве внутреннего естества отдельного человека, его первоначал, которые еще не знают воздействия социума.

Готовые работы на аналогичную тему

Представление о социальных механизмах как естественных, имеющих природный характер, распадается, становится ясно, что общество складывается из действий и взаимодействий отдельных людей, опирающихся на свою свободную природу. Новое понимание складывается в рамках школы естественного права, представленного трудами таких мыслителей как:

Согласно их позиции естественное право представляет собой неотъемлемую свободу на реализацию себя, свое стремление к жизни и развитию, благополучию. При этом естественное право не может быть уничтожено никакой внешней силой, оно – часть самой естественной природы человека.

Естественное право и состояние человека в работах Гоббса

В своей политической философии Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее опирается на новое понимание естественного права как свободы. Он указывает, что все люди рождаются равными по своим физическим и умственным способностям, а также с равными правами на достижение своей главной цели – выживания, избегания смерти, в которой Гоббс видит абсолютное зло. Мир, в котором все люди обладают естественными правами и активно используют их и является естественным состоянием человечества.

Однако этот мир отнюдь не утопичен. Гоббс предполагает, что реализуя свои права люди неизбежно будут сталкиваться между собой. А поскольку право каждого на полную свободу действий абсолютно, то разрешение конфликтов между людьми будет осуществляться лишь на основании произвола силы. Естественное состояние человечества – это аморфное и бесформенное состояние войны всех против всех, в котором правит паранойя – ведь никто не может чувствовать себя в безопасности даже в собственном доме среди семьи, ведь никогда невозможно знать кто и в какой момент решит реализовать свои права в ущерб твоих собственных.

Вместе с тем Гоббс справедливо полагает, что подобное состояние, хоть и является «естественным» но не может длиться хоть сколько-нибудь существенного времени, поскольку человек наделен разумом, который ищет пути его преодоления, создания безопасной и упорядоченной жизни. И ключом к такой жизни становится естественный закон.

Закон – это полная противоположность естественного права. Его главное действие заключается в добровольном отчуждении от человека той части его прав и свобод, которая необходима для поддержания общественной безопасности и порядка. Он включает в себя универсальную формулу – не используй в отношении других свою свободу так, как ты не хочешь, чтобы ее использовали в отношении тебя самого.

Общественный договор и установление государства

Рассматривая естественный закон, как единственный разумный выход из состояния войны всех против всех, Гоббс указывает на то, что одного лишь закона недостаточно, чтобы обеспечить безопасность всего общества. Необходим механизм который следил бы за его исполнением, пресекал и наказывал нарушения закона, а также руководил обществом с целью улучшения его благополучия. Таким механизмом выступает общественный договор, а контролирующим субъектом становится государство.

Общественный договор предполагает, что человек отчуждает свои права не просто так, а передает их некому лицу. Это лицо в свою очередь восприняв естественное право множества людей, составляющих общество, сохраняет это естественное право за собой и не налагается действию естественного закона – оно свободно в своих волеизъявлениях и ничем не ограничено. Однако поскольку сила этого лица – государства основана на силе граждан, составляющих его, оно обязано заботится об их процветании и благосостоянии, в противном случае окажется поглощено более удачливым конкурентом.

В своей теории Гоббс формирует два особенных, принципиально новых подхода к государству:

Источник

Скорый вызов

основную идею теории естественного состояния томаса гоббса можно охарактеризовать как

Что такое ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Согласно Гоббсу, жизнь людей в «естественном состоянии» была «одинокой, бедной, неприятной, жестокой и короткой». Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены: право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Люди в «естественном состоянии» были аполитичны и асоциальны. Согласно Томасу Гоббсу, человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без политической власти.

Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти.

Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства. Таким образом, договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Таким образом, возникают отношения господства и подчинения, т.е. политическое состояние.

основную идею теории естественного состояния томаса гоббса можно охарактеризовать как

1. Политико-правовое учение Гоббса

Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Общественный договор и полученные при этом гражданские права не являются естественными правами, не фиксируются навсегда. Другими словами, народ, то есть отдельные люди, являются независимыми. Гроций говорил, что люди sui juris (лат. — от своего имени) — в своей собственной власти. Первым философом, ясно сформулировавшим подробную теорию общественного договора, Томас Гоббс (1588—1679).

Смотреть что такое «ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ» в других словарях:

Это было состояние, где личный интерес, отсутствие прав и соглашений препятствовали развитию общества. Жизнь была «анархичной» — без управления и суверенности. Такое естественное состояние имеет следствием появление общественного договора.

Гоббс Т. Происхождение, сущность, цель, формы государства. Учение о государственном суверенитете.

Таким образом, общество больше не находилось в состоянии анархии. Все государства находились в конфликте, потому что не было никакого суверена свыше (то есть более влиятельного), способного к установлению законов общественного договора среди государств. В действительности, работы Гоббса послужили основой для теорий реализмамеждународных отношений, выдвинутых Эдуардом Харлетом Карром и Гансом Моргентау.

Хотя Руссо писал, что, возможно, в то время британцы были самые свободные люди на земле, однако он не одобрял их представительного правительства. Некоторые сторонники теории общественного договора утверждают, что человек обязан придерживаться этого самого «общественного договора», оставаясь в пределах государства. Другой взгляд на этот вопрос заключается в том, что договор — это нечто, принимаемое добровольно.

И риск для жизни, с помощью которого человеческая реальность «выходит на свет», есть риск во имя такого желания. Последующие наши ссылки на Гегеля — это, в. сущности, ссылки на Гегель-Кожева, и нас будут больше интересовать сами идеи, чем философы, которые их первыми, сформулировали.

Для тех ранних современных философов, которые были предшественниками Гегеля, вопрос о человеческой природе представлялся как описание Первого Человека, то есть человека «в естественном состоянии».

Для него человек свободен и индетерминирован, а потому способен создавать свою собственную природу в течение исторического времени. И все же этот процесс исторического самосозидания имеет начальную точку, которая по всем параметрам может считаться учением о естественном состоянии.

Иными словами, человек с самого начала являлся существом общественным: его собственное ощущение самоценности и идентичности тесно связано с оценкой, которую присваивают ему другие. Но «первый человек» Гегеля отличается от животного и в другом, куда более фундаментальном смысле. И то, что составляет идентичность человека как человека, наиболее фундаментальное и присущее лишь человеку свойство — это способность человека рисковать собственной жизнью.

основную идею теории естественного состояния томаса гоббса можно охарактеризовать как

Новая философская энциклопедия

Она может привести к смерти обоих бойцов, в результате чего сама жизнь, естественная и человеческая, заканчивается. По этому определению камень, катящийся с горы, и голодный медведь, бродящий в лесу без привязи, могут быть названы «свободными». По определению Гоббса, любой человек, действиям которого не мешают физические ограничения, будет считаться «свободным».

Великая политическая работа Гоббса «Левиафан» начинается именно с такого описания человека как невероятно сложной машины. Таким образом, получается, что в конечном счете Гоббс не верит в то, что человек свободен в смысле наличия возможности морального выбора. Он может в своем поведении быть более или менее рациональным, но эта рациональность просто обслуживает конечные цели, поставленные природой, — например, самосохранение.

Человек не только не определяется своей животной или физической природой, но сама человеческая суть состоит в способности преодолевать или отменять животную природу. Ибо, рискуя жизнью, человек доказывает, что может действовать вопреки самому сильному и основному инстинкту — инстинкту самосохранения. Причина, по которой я сражаюсь, — заставить другого признать факт, что я готов рисковать жизнью, и в силу этого я — свободный и подлинный человек.

Государство, считал он, возникает на основе договора. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения — контракта, как продукт человеческих действий. Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом, — политическая власть, организованная как единый субъект. Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

В этих условиях действия человека связаны только с его личной властью, ограниченной совестью и без противодействия. И превыше всего желает он желаний других людей— то есть хочет, чтобы другие его признавали.

Источник

Концепция естественного состояния человека в философии Т. Гоббса

Теория Гоббса о договоре

Рисунок 1. Томас Гоббс

Философ Томас Гоббс, живший в Англии в XVII веке, рассматривал вопросы государственного и общественного устройства. Он анализировал эти структуры с рационалистическим подходом, что привело к публикации труда, названного «Левифиан», в котором излагалась идея существования общественного договора.

Заметка 1 Гоббс считал, что образованию государственности предшествовало положение, которое философ прозвал естественным состоянием.

Человек и общество в прирожденном состоянии

Определение По Гоббсу, состояние человека естественного — это период, когда человечество еще не знало рамок и ограничений, свобода было единой для всех, а права были полностью уравнены.

Согласно этому состоянию, каждый член человеческого сообщества тогда был свободен и в желании управлять, захватывать и господствовать, то есть равенство носило всеобщий характер.

Пример 1 Подобному состоянию Гоббс дает название — война всех против всех, так как в таком виде люди пребывали в полной анархии, рассредоточенности, постоянной борьбе за первенство.

Рисунок 2. Человек и общество в прирожденном состоянии

В таком обществе оправдано даже убийство. Логичным в этом случае решением представляется введение ограничений на полную свободу действий. Для того, чтобы выжить, людям нужно было объединенными усилиями сузить бесконечный круг своих прав. Сознательное ограничение своих возможностей и выражается принципом общественного договора. В результате возникает обособленная группа людей или человек, которые следят за соблюдением этого договора и поддерживает порядок.

Пример 2 Так образовываются институты власти, единоличные правители, общественные системы регулирования.

Заметка 2 Гоббс утверждал, что идеал общественного договора достигнут в принципах абсолютной монархии, которая полностью контролирует общество.

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

основную идею теории естественного состояния томаса гоббса можно охарактеризовать как

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

основную идею теории естественного состояния томаса гоббса можно охарактеризовать как

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

основную идею теории естественного состояния томаса гоббса можно охарактеризовать как

Нужна помощь с курсовой или дипломной работой?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *