осьминог можно кушать мусульманам

Можно употреблять в пищу осьминога?

осьминог можно кушать мусульманам

Вопрос: Я очень люблю морепродукты, но всегда волновал вопрос дозволенности их употребления. О дозволенности (халяль) рыбы общеизвестно, а можно ли употреблять в пищу мясо осьминога, кальмара и мидии?

Ответ:

Известный ученый шафиитского мазхаба Шихабуддин ар-Рамли в книге «Фатава ар-Рамли» на вопрос о дозволенности употребления в пищу мидии отвечает:

(فأجاب) بأنه يحل أكلها كما أفتى به ابن عدلان وعلماء عصره؛ لأنها من طعام البحر ولا تعيش إلا فيه، وقد نص الشافعي رضي الله عنه على أن حيوان البحر الذي لا يعيش إلا فيه يؤكل …»فتاوى الرملي « (ج4 ص71)

«Их разрешено есть, согласно решению (фетве) ибн Адлана и других современников, потому что мидии относятся к морской пище (обитателям моря), и они нигде не пребывают, кроме как в воде.

осьминог можно кушать мусульманам

Имам аш-Шафии прямым текстом указал на дозволенность употребления в пищу мяса морских животных, которые нигде, кроме как в воде, не обитают». (См. «Фатава ар-Рамли», том 4, стр. 71).

Заключение:

Согласно мазхабу имама аш-Шафии, все животные, которые обитают в море (воде), и не могут долгое время существовать вне воды, дозволены к употреблению.

Примерами таких животных могут служить кит, акула, дельфин, осьминог, кальмар, мидии и т.п.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Какие морепродукты дозволены, а какие нет? Можно ли курить кальян?

осьминог можно кушать мусульманам

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый алим! 1) Скажите, пожалуйста: дозволено ли по Исламу кушать креветок, кальмаров, морепродукты, рыбу без костей (сом, язык и т. д.)?
2) Можно ли курить кальян, а точнее табак, никотин? Заранее Вас благодарю. (Алматы, Казахстан)

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1) Разрешается употреблять морепродукты, относящиеся к категории «рыба». Аллах говорит в Коране:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил в отношении морепродуктов:

Данные творения названы мертвечиной, поскольку, в отличие от овец, коз, куриц, скота, забой данных животных затруднителен и не требуется исламом. Поэтому, хотя забой рыбы не производится, она исключается из запрета вследствие приведенного хадиса. Поэтому специалисты исламского права постановили, что все животные, являющиеся рыбами, разрешены к употреблению, если были пойманы живьем (то есть не умерли до того, как их вырвали из моря). Значит, разрешается употреблять рыбу с костями и без костей, а также креветок. (Маусуа. – Том 5, стр. 128)

Что касается морепродуктов, которые не являются рыбами, то есть крабов, кальмаров и т. д., то, согласно ханафитскому праву, есть их нельзя, поскольку в категорию «рыба», о которой говорится в хадисе, они не входят. Другие мазхабы (маликитский, шафиитский и ханбалитский) считают дозволенным употребление в пищу морских крабов и кальмаров из-за общего разрешения на морепродукты, которое дается в ранее приведенном аяте Корана (Маусуа. – Том 5, стр. 128).

2) Курение кальяна, табака и сигарет с никотином строго порицается из-за вреда, наносимого здоровью. Аллах велит употреблять чистые блага (то есть то, что не вредно для здоровья).

Аллах говорит в Коране:

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q553)

Источник

Какие морепродукты дозволены, а какие запрещены для мусульманина?

осьминог можно кушать мусульманам

Кого из морских животных можно употреблять в пищу, кроме рыбы?

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите» (ан-Нахль 16/14).

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (аль-Маида 5/96).

В этих аятах говорится о том, что моря являются кладезем божественной милости, из которой люди извлекают пользу. Также в этих аятах говорится о том, что все животные, живущие в море, являются дозволенными к употреблению в пищу.

Как известно, животные делятся на два вида: те, которые живут в воде, и те, которые живут на суше. В книгах по фикху подробно разъясняется, какие из сухопутных животных дозволены к употреблению в пищу, а какие запрещены.

Если мы взглянем в книги по фикху, то увидим, что среди мазхабов существуют разногласия по поводу того, какие из животных, живущих в воде, дозволены к употреблению в пищу, а какие нет.

Исходя из вышеприведенных аятов, алимы шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов пришли к выводу, что абсолютно все животные, живущие только в воде, дозволены для употребления в пищу, будь то рыба или иное животное. Точно так же, по мнению этих мазхабов, все эти животные, живущие в воде, дозволены к употреблению в пищу вне зависимости от того, пойманы они живыми или мертвыми, а также вне зависимости от того, кто их поймал, мусульманин или немусульманин.

Что же касается ханафитского мазхаба, то, по его мнению, употребление в пищу мидий, креветок, крабов, устриц и других морских животных, не похожих на рыб, считается макрухом.

Источник

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу

осьминог можно кушать мусульманам

осьминог можно кушать мусульманам

осьминог можно кушать мусульманам

Исламский образовательный портал

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).

Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289-291; «Бадаи ас-Санаи», 5/35-39; «Радд аль-Мухтар», 304-308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.

4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.

В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.

По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов («Муснад» Ахмада, 4/89, «Сунан» Абу Дауда, № 3790, «Сунан» Насаи и «Сунан» Ибн Маджа).

Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины («Радд аль-Мухтар»).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями («Сахих» Муслим, № 1934).

Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:

11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Источник

Дозволенные и запретные в пищу животные по ханафитскому мазхабу

осьминог можно кушать мусульманам

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только лишь к уверовавшим на Том!

Хвала Аллаху, даровавшему нам животных и птиц, которые играют огромную роль в жизни человека и которые так подчеркивают безграничную силу и могущество Всевышнего Творца.

Среди многочисленного количества творений Господь создал множество животных и птиц для того, чтобы мы употребляли их в пищу. Так же были сотворены создания, несущие иную функцию. И все они служат одной цели – принести пользу человечеству. Именно поэтому каждому из нас необходимо научится различать дозволенные для употребления в пищу животные и недозволенные.

Ниже приведены разновидности дозволенных и недозволенных животных и птиц согласно ханафитскому мазхабу:

1. Парнокопытные жвачные животные

осьминог можно кушать мусульманам

Те животные, которые питаются растениями и не относятся к хищникам, являются дозволенными для употребления в пищу. И не имеет значения пол животного (дозволены и мужские и женские особи).

Например: корова, буйвол, верблюд, лошадь, баран, козёл, косуля, антилопа, бизон, буйвол, газель, олень, лось, сайгак, як, тур, зебра, зубр, дикий осёл, джейран, лама, гну, жираф и т.д.

Исключением среди парнокопытных, являются следующие животные, которые запретны (харам): свинья, кабан, бабирусса, пекари, бородавочник, домашний осёл, мул…

(«Аль-Ихтияру Талилиль- мухтар», том 4, стр. 242).

2. Хищники

Все животные, относящиеся к семейству хищников, которые охотятся на добычу с помощью когтей, являются недозволенными (харам) для употребления в пищу.

В числе их: тигр, лев, леопард, волк, медведь, гиена, кошка, собака, шакал, лиса, гепард…

3. Земноводные и рептилии

осьминог можно кушать мусульманам

Все земноводные и рептилии так же считаются недозволенными (харам) для употребления в пищу.

(«Аль Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 248).

4. Членистоногие и прочие насекомые

Все отряды членистоногих считаются недозволенными (харам).

Это: пауки, скорпионы, фаланги, жуки, клопы, шершни, тараканы и другие подвиды отряда членистоногих.

Исключением является саранча. Так как Пророк Мухаммад ﷺ явно указывал на её дозволенность в хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.

(«Аль-Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 246).

5. Речные и морские обитатели

осьминог можно кушать мусульманам

Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, из морских и речных обитателей, дозволены лишь только рыбы.

Любые рыбы дозволены к употреблению независимо от того, хищние они или нет.

Кроме рыбы, которая умерла своей смертью. Она считается мертвечиной.

Но если рыба умерла из-за холода или жары или наткнулась на камень или её выбросило на берег, то такая рыба дозволена.

Учёные по ханафитскому фикху взяли во внимание следующий хадис:

أحلت لنا ميتتان: الحوت، والجراد

«Два вида мертвечины (животных, погибших без исламской процедуры забоя) дозволены нам: рыба и саранча» (Ахмад. Муснад. – № 3218, передал Ибн Умар.

Что касается морских обитателей, не относящихся к рыбам, то они не дозволены (харам) для употребления. К ним относятся: крабы, осьминоги, омары, моллюски, раки, улитки…

(«Аль-Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 248)

6. Приматы

осьминог можно кушать мусульманам

Все разновидности приматов запрещены (харам ) для употребления в пищу.

Это: обезьяны, гориллы, шимпанзе, орангутанги, гиббоны, лемуры…

7. Грызуны и прочие вредители

Все разновидности грызунов и прочие вредители, которые относятся к категории хашаратуль-ард, являются запретными для употребления в пищу.

Например: мыши, крысы, тушканчики, ежики, белки, кроты, выдры, скунсы, куницы и т.д.

8. Птицы

осьминог можно кушать мусульманамПтиц можно разделить на два вида.

Первый вид – это хищные птицы, которые охотятся посредством когтей.

Это: орел, сокол, ястреб, летучая мышь, сова, филин, коршун. Такого рода птицы не дозволены для употребления в пищу, т.е. харам.

Второй вид – это нехищные птицы, которые питаются исключительно зерном, семенами и т.д.

К ним относятся: курица, утка, гусь, лебедь, индюк, перепел, куропатка, канарейка, индейка, журавль, жаворонок, голуби и т.д. Такого рода птицы дозволены для употребления, т.е. халяль.

Считается нежелательным (макрух) употреблять в пищу курицу и прочих птиц, если большая часть их пищи будет состоять из нечистот.

(«Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289).

9. Животные имеющие бивни и большие передние зубы

осьминог можно кушать мусульманам

Животные, у которых есть бивни, и большие передние зубы считаются недозволенными для употребления в пищу, т.е. харам.

В материале были приведены основные категории животных, определяющие дозволенность и недозволенность тех или иных видов согласно ханафитскому мазхабу.

Да поможет нам Всевышний Аллах сохранить себя и свою семью от запретного (харам) и да одарит дозволенным (халяль). Амин!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *