осьминог можно кушать мусульманам
Можно употреблять в пищу осьминога?
Вопрос: Я очень люблю морепродукты, но всегда волновал вопрос дозволенности их употребления. О дозволенности (халяль) рыбы общеизвестно, а можно ли употреблять в пищу мясо осьминога, кальмара и мидии?
Ответ:
Известный ученый шафиитского мазхаба Шихабуддин ар-Рамли в книге «Фатава ар-Рамли» на вопрос о дозволенности употребления в пищу мидии отвечает:
(فأجاب) بأنه يحل أكلها كما أفتى به ابن عدلان وعلماء عصره؛ لأنها من طعام البحر ولا تعيش إلا فيه، وقد نص الشافعي — رضي الله عنه — على أن حيوان البحر الذي لا يعيش إلا فيه يؤكل …»فتاوى الرملي « (ج4 ص71)
«Их разрешено есть, согласно решению (фетве) ибн Адлана и других современников, потому что мидии относятся к морской пище (обитателям моря), и они нигде не пребывают, кроме как в воде.
Имам аш-Шафии прямым текстом указал на дозволенность употребления в пищу мяса морских животных, которые нигде, кроме как в воде, не обитают». (См. «Фатава ар-Рамли», том 4, стр. 71).
Заключение:
Согласно мазхабу имама аш-Шафии, все животные, которые обитают в море (воде), и не могут долгое время существовать вне воды, дозволены к употреблению.
Примерами таких животных могут служить кит, акула, дельфин, осьминог, кальмар, мидии и т.п.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Какие морепродукты дозволены, а какие нет? Можно ли курить кальян?
Вопрос: Здравствуйте, уважаемый алим! 1) Скажите, пожалуйста: дозволено ли по Исламу кушать креветок, кальмаров, морепродукты, рыбу без костей (сом, язык и т. д.)?
2) Можно ли курить кальян, а точнее табак, никотин? Заранее Вас благодарю. (Алматы, Казахстан)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Разрешается употреблять морепродукты, относящиеся к категории «рыба». Аллах говорит в Коране:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил в отношении морепродуктов:
Данные творения названы мертвечиной, поскольку, в отличие от овец, коз, куриц, скота, забой данных животных затруднителен и не требуется исламом. Поэтому, хотя забой рыбы не производится, она исключается из запрета вследствие приведенного хадиса. Поэтому специалисты исламского права постановили, что все животные, являющиеся рыбами, разрешены к употреблению, если были пойманы живьем (то есть не умерли до того, как их вырвали из моря). Значит, разрешается употреблять рыбу с костями и без костей, а также креветок. (Маусуа. – Том 5, стр. 128)
Что касается морепродуктов, которые не являются рыбами, то есть крабов, кальмаров и т. д., то, согласно ханафитскому праву, есть их нельзя, поскольку в категорию «рыба», о которой говорится в хадисе, они не входят. Другие мазхабы (маликитский, шафиитский и ханбалитский) считают дозволенным употребление в пищу морских крабов и кальмаров из-за общего разрешения на морепродукты, которое дается в ранее приведенном аяте Корана (Маусуа. – Том 5, стр. 128).
2) Курение кальяна, табака и сигарет с никотином строго порицается из-за вреда, наносимого здоровью. Аллах велит употреблять чистые блага (то есть то, что не вредно для здоровья).
Аллах говорит в Коране:
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q553)
Какие морепродукты дозволены, а какие запрещены для мусульманина?
Кого из морских животных можно употреблять в пищу, кроме рыбы?
Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите» (ан-Нахль 16/14).
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (аль-Маида 5/96).
В этих аятах говорится о том, что моря являются кладезем божественной милости, из которой люди извлекают пользу. Также в этих аятах говорится о том, что все животные, живущие в море, являются дозволенными к употреблению в пищу.
Как известно, животные делятся на два вида: те, которые живут в воде, и те, которые живут на суше. В книгах по фикху подробно разъясняется, какие из сухопутных животных дозволены к употреблению в пищу, а какие запрещены.
Если мы взглянем в книги по фикху, то увидим, что среди мазхабов существуют разногласия по поводу того, какие из животных, живущих в воде, дозволены к употреблению в пищу, а какие нет.
Исходя из вышеприведенных аятов, алимы шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов пришли к выводу, что абсолютно все животные, живущие только в воде, дозволены для употребления в пищу, будь то рыба или иное животное. Точно так же, по мнению этих мазхабов, все эти животные, живущие в воде, дозволены к употреблению в пищу вне зависимости от того, пойманы они живыми или мертвыми, а также вне зависимости от того, кто их поймал, мусульманин или немусульманин.
Что же касается ханафитского мазхаба, то, по его мнению, употребление в пищу мидий, креветок, крабов, устриц и других морских животных, не похожих на рыб, считается макрухом.
Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу
Исламский образовательный портал
С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.
Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289-291; «Бадаи ас-Санаи», 5/35-39; «Радд аль-Мухтар», 304-308).
1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.
4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.
5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.
В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.
Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.
По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов («Муснад» Ахмада, 4/89, «Сунан» Абу Дауда, № 3790, «Сунан» Насаи и «Сунан» Ибн Маджа).
Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины («Радд аль-Мухтар»).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.
8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями («Сахих» Муслим, № 1934).
Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.
9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:
11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.
Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.
На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).
Дозволенные и запретные в пищу животные по ханафитскому мазхабу
С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только лишь к уверовавшим на Том!
Хвала Аллаху, даровавшему нам животных и птиц, которые играют огромную роль в жизни человека и которые так подчеркивают безграничную силу и могущество Всевышнего Творца.
Среди многочисленного количества творений Господь создал множество животных и птиц для того, чтобы мы употребляли их в пищу. Так же были сотворены создания, несущие иную функцию. И все они служат одной цели – принести пользу человечеству. Именно поэтому каждому из нас необходимо научится различать дозволенные для употребления в пищу животные и недозволенные.
Ниже приведены разновидности дозволенных и недозволенных животных и птиц согласно ханафитскому мазхабу:
1. Парнокопытные жвачные животные
Те животные, которые питаются растениями и не относятся к хищникам, являются дозволенными для употребления в пищу. И не имеет значения пол животного (дозволены и мужские и женские особи).
Например: корова, буйвол, верблюд, лошадь, баран, козёл, косуля, антилопа, бизон, буйвол, газель, олень, лось, сайгак, як, тур, зебра, зубр, дикий осёл, джейран, лама, гну, жираф и т.д.
Исключением среди парнокопытных, являются следующие животные, которые запретны (харам): свинья, кабан, бабирусса, пекари, бородавочник, домашний осёл, мул…
(«Аль-Ихтияру Талилиль- мухтар», том 4, стр. 242).
2. Хищники
Все животные, относящиеся к семейству хищников, которые охотятся на добычу с помощью когтей, являются недозволенными (харам) для употребления в пищу.
В числе их: тигр, лев, леопард, волк, медведь, гиена, кошка, собака, шакал, лиса, гепард…
3. Земноводные и рептилии
Все земноводные и рептилии так же считаются недозволенными (харам) для употребления в пищу.
(«Аль Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 248).
4. Членистоногие и прочие насекомые
Все отряды членистоногих считаются недозволенными (харам).
Это: пауки, скорпионы, фаланги, жуки, клопы, шершни, тараканы и другие подвиды отряда членистоногих.
Исключением является саранча. Так как Пророк Мухаммад ﷺ явно указывал на её дозволенность в хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
(«Аль-Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 246).
5. Речные и морские обитатели
Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, из морских и речных обитателей, дозволены лишь только рыбы.
Любые рыбы дозволены к употреблению независимо от того, хищние они или нет.
Кроме рыбы, которая умерла своей смертью. Она считается мертвечиной.
Но если рыба умерла из-за холода или жары или наткнулась на камень или её выбросило на берег, то такая рыба дозволена.
Учёные по ханафитскому фикху взяли во внимание следующий хадис:
أحلت لنا ميتتان: الحوت، والجراد
«Два вида мертвечины (животных, погибших без исламской процедуры забоя) дозволены нам: рыба и саранча» (Ахмад. Муснад. – № 3218, передал Ибн Умар.
Что касается морских обитателей, не относящихся к рыбам, то они не дозволены (харам) для употребления. К ним относятся: крабы, осьминоги, омары, моллюски, раки, улитки…
(«Аль-Ихтияру Талилиль-мухтар», том 4, стр. 248)
6. Приматы
Все разновидности приматов запрещены (харам ) для употребления в пищу.
Это: обезьяны, гориллы, шимпанзе, орангутанги, гиббоны, лемуры…
7. Грызуны и прочие вредители
Все разновидности грызунов и прочие вредители, которые относятся к категории хашаратуль-ард, являются запретными для употребления в пищу.
Например: мыши, крысы, тушканчики, ежики, белки, кроты, выдры, скунсы, куницы и т.д.
8. Птицы
Птиц можно разделить на два вида.
Первый вид – это хищные птицы, которые охотятся посредством когтей.
Это: орел, сокол, ястреб, летучая мышь, сова, филин, коршун. Такого рода птицы не дозволены для употребления в пищу, т.е. харам.
Второй вид – это нехищные птицы, которые питаются исключительно зерном, семенами и т.д.
К ним относятся: курица, утка, гусь, лебедь, индюк, перепел, куропатка, канарейка, индейка, журавль, жаворонок, голуби и т.д. Такого рода птицы дозволены для употребления, т.е. халяль.
Считается нежелательным (макрух) употреблять в пищу курицу и прочих птиц, если большая часть их пищи будет состоять из нечистот.
(«Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289).
9. Животные имеющие бивни и большие передние зубы
Животные, у которых есть бивни, и большие передние зубы считаются недозволенными для употребления в пищу, т.е. харам.
В материале были приведены основные категории животных, определяющие дозволенность и недозволенность тех или иных видов согласно ханафитскому мазхабу.
Да поможет нам Всевышний Аллах сохранить себя и свою семью от запретного (харам) и да одарит дозволенным (халяль). Амин!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!