организовать учащихся к выполнению упражнений с предметами можно средствами строевых упражнений
Строевые упражнения.
Строевые упражнения являются основным средством организации занятий физической культуры. Строевые упражнения содействую выроботке правильной осанки и регулирует настрой учащихся на уроке.
Просмотр содержимого документа
«1»
Задание. Разгадайте кроссворд «терминология строевых упражнений».
1. Стойка, при которой учащийся стоит прямо, пятки вместе, носки врозь, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к бедру; голову держит прямо; смотрит вперед.
2. Строй, в котором занимающиеся в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервал, равный ширине ладони.
3. Движение направляющего и за ним всей колонны в противоположном направлении вдоль строя.
4. Строй, в котором занимающиеся в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных преподавателем.
5. Команда, подаваемая преподавателем отчетливо, громко и протяжно, чтобы сообщить занимающимся какие действия им придется выполнять.
6. Расстояние между флангами.
7. Действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя.
8. Расстояние по фронту между занимающимися.
9. Упражнения, направленные на совместное действие в строю.
10. Занимающийся, двигающийся в колонне первым в указанном направлении.
11. Правая и левая оконечности строя.
12. Размещение занимающихся для совместных действий.
13. Передвижение вдоль границ зала.
14. Уплотнение разомкнутого строя.
15. Передвижение змейкой (петлей, дугой) на половину длины или ширины зала, половину диагонали.
16. Расстояние между занимающимися в глубину строя в колонне.
17. Подается для приемов (действий) не связанных с немедленным и одновременным исполнением.
18. Передвижение змейкой (петлей, дугой) на четверть длины или ширины зала, четверть диагонали.
19. Передвижение колонны от одного угла к другому через центр.
20. Петля, в которой направление передвижения в конце противохода изменяется в одном с противоходом направлении.
1. Действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.
2. Петля, при которой направление передвижения в конце противохода изменяется в противоположном направлении.
3. Шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком и ставится твердо на всю ступню.
4. Противоход, в конце которого меняется направление движения.
5. Команда, подаваемая преподавателем после паузы, громко, отрывисто и энергично.
6. Расстояние между первой и последней шеренгой или между направляющим и замыкающим в колонне.
7. Деление колонны на две (или более).
8. Занимающийся, двигающийся в колонне последним.
9. Строй, в котором занимающиеся размещены в затылок друг другу.
10. Действия учащихся по команде или распоряжению учителя, связанные с переменой вида строя.
11. Строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.
12. Сторона строя, противоположная фронту.
13. Вращательное движение тела вокруг вертикальной оси.
14. Сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.
15. Передвижение противоходами попеременно налево и направо.
16. Соединение двух колонн (или больше) в одну.
17. Передвижение, равное половине круга.
18. Фигура, образованная в результате пересечения движения двух встречных колонн в одной из точек зала.
19. Шаг, при котором нога выносится свободно, ставится на пол без акцента, руки производят свободные движения.
20. Передвижение змейкой, (петлей, дугой) на полную длину или ширину зала, полную диагональ.
При подаче команд указывается: название движений (поворот, в обход, змейкой), направление движения (налево, вправо),способ выполнения (шагом, бегом, прыжками).
Просмотр содержимого документа
«2»
Строевые упражнения являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.
Во-первых, они служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействуют правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Во-вторых, строевые упражнения – это наиболее целесообразные способы организации учащихся, для этого используются построения, перестроения, размыкания и смыкания, перемещения занимающихся по залу или площадке. Строевые упражнения решают задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышения дисциплины.
В третьих, строевые упражнения обладают большой зрелищностью и могут использоваться как составная часть массовых, физкультурно-спортивных гимнастических выступлений.
Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале. Строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В заключительной части эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить урок, например:
1. Организовать учащихся к проведению урока и нацелить их внимание на решение поставленных задач.
1. Построение, сдача рапорта, сообщение задач.
2. Способствовать, постепенному врабатыванию организма.
2. Ходьба в обход, противоходом, змейкой, с различными движениями рук; ходьба на носках, пятках, выпадами, в полуприседе.
3. Содействовать развитию внимания, ориентировки в пространстве.
3. Задание на внимание: руки вперед – ходьба, руки вверх – бег, хлопок – поворот на 360° в движении.
4. Организовать учащихся к выполнению ОРУ с предметами.
4. Ходьба в обход с раздачей инвентаря.
5. Формировать навык коллективных действий, содействовать воспитанию четкости и красоты.
5. Построения и перестроения на месте и в движении.
6. Организовать учащихся к проведению подготовительной, основной, заключительной части урока.
6. Построение в шеренгу, круг, колонну, по отделениям и т.д.
Образовательная: обеспечить усвоение основных знаний и умений по теме урока.
Коррекционная: тренировать память, внимание.
Воспитательная: воспитывать чувство взаимоуважение.
— формируют правильную осанку
— учат учащихся коллективным действиям
рассмотреть особенности и назначение строевых упражнений и их основных приемов;
определение особенностей обучения строевым упражнениям на уроках начальной военной подготовки и физического воспитания;
Значение строевых упражнений:
2. Способствует формированию навыков правильной осанки.
5. Развитию чувства ритма и темпа.
Цель: укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности
Повысить быстроту выполнения разнообразных движений.
Улучшить проявление ловкости в самых разнообразных действиях
образовательная: Всестороннее физическое совершенствование, методом круговой тренировки
развивающая: Развитие силы,быстроты, выностливости
воспитательная: Воспитание самостоятельности, внимания, организованности, дисциплинированности, решительности и взаимопомощи при выполнении упражнений в группах.
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
Виктория Яромич
Методика обучения дошкольников строевым упражнениям
Строевые упражнения являются средством формирования у детей правильной осанки, согласованности действий, умения ориентироваться в пространстве.
В первой младшей группе даже простейшие построения (друг за другом, в круг и в пары) малодоступны детям. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг.
В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.
В первое время построения проводятся с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек. Постепенно к построениям привлекают всю группу.
Все построения проводятся с помощью педагога (воспитателя и руководителя физического воспитания). Он показывает каждому ребенку его место среди других детей,например: «Миша, ты встань рядом с Ирой. Олечка, и ты с ними становись!». Если после этого ребенок плохо ориентируется при построении, воспитатель подходит к нему, берет за руку и отводит на место.
Для построения в круг используются следующие приёмы:
1 прием. Дети становятся сначала в шеренгу, берутся за руки. Педагог берет за руку первого и последнего в шеренге и замыкает круг.
2 прием. На пол ставится стул или кладется какой-нибудь яркий предмет (кегля, кубики др., которые обозначают центр круга. Педагог предлагает детям стать вокруг этого предмета лицом к нему, взяться за руки, а затем сделать круг как можно больше, отходя назад. Руководитель физ. воспитания всегда становится с детьми в круг, следит, чтобы дети его не сужали.
Переходы, необходимые в занятии, дети совершают гурьбой, либо направляясь к указанным педагогам ориентирам (к окну, куклам, скамейке, либо двигаясь за ним самим).
Дети располагаются произвольно, без учета роста. Очень важно приучать их становиться для выполнения упражнений подальше друг от друга. Педагог предлагает поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз и отодвинуться так, чтобы не касаться соседа. Удобны для быстроты размещения детей нанесенные на пол краской или обозначенные мелом, липкой лентой-пластырем точечки или кружочки. По предложению педагога каждый ребенок находит себе ориентир (домик) и становится там.
Во второй младшей группе дети уже более самостоятельны при построениях. По указанию педагога они легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом.
Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Чтобы добиться этого, педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.
Детей приучают становиться в шеренгу, т. е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (т. е. колонны). Из этого положения руководитель физического воспитания предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, педагог становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему.Другой способ: дети строятся в шеренгу, ориентируясь по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками.
Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку.Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом держаться за руки.
Руководитель физического воспитания показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте. При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну).
Во время перемещений на занятиях используется те же способы, что и в предыдущей возрастной группе.
В колонну и шеренгу воспитанников средней группы приучают становиться по росту. Надо чаще напоминать, чтобы дети становились посвободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становиться друг за другом ровно по одной полоске. Педагог объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу, надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии.
Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы.
Можно строиться вокруг водящих в несколько кругов. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Педагог приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его.
Направо, налево и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.
Во время перемещений от пособия к пособию дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом.
Указания для построения, перестроения и поворотов педагог дает в форме простого распоряжения, а не команды. («Повернулись направо. Пошли вокруг зала. Ребята, разойдитесь в звенья за звеньевыми и т. п.»).
В старшей группе воспитанников же довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг, они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья, как на месте, так и при передвижении. Самостоятельно строятся дети в два и несколько кругов.
При построенияхдетей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам.
В движении дети осваивают также ходьбу змейкой и расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Ходьба змейкой выполняется по распоряжению педагога «Змейкой!».
Расхождение из колонны по одному в разные стороны производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны,руководитель физического воспитания подает команду: «Один налево, другой направо!». Образуются две колонны, движущиеся по залу в разные стороны. Когда они встретятся у середины противоположной стены,педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами. Затем они снова расходятся по одному либо так и идут парами вокруг зала.
Повороты воспитанники совершают, как и раньше, простым переступанием на месте.
Во время передвижения по залу их приучают постепенно доходить до углов и делать повороты на носке наружной по отношению к центру зала ноги. Но четкого выполнения данного поворота от всех детей в старшей группе еще не требуют.
Старшие дети достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа «Построй, как хочешь».Например: «В колонну стройся. Сейчас вы пойдете врассыпную. Тот, кого я назову, должен быстро выбежать на край площадки и рукой подать всем детям сигнал, как надо построиться: рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну!». Строить колонну можно в любом месте зала, но обязательно вдоль».
Обучение строевым упражнениям принято разделять на три этапа, но четкую границу между этапами провести трудно, однако их выделение удобно для уточнения частных задач и подбора методических приемов для их решения.
Первый этап (ознакомление) направлен на создание предварительного представления о строевом упражнении. При обучении строевым упражнениям применяются словесный метод и метод наглядной демонстрации. На практике чаще всего метод наглядной демонстрации сочетается со словесным методом. При этом используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения.
Второй этап (разучивание) сконцентрирован на разучивание строевого упражнения. На данном этапе используется метод упражнения. Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения двигательного действия. При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений. Этот метод применим, в основном, к обучению строевых приемов.
С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные строевые упражнения. Они предварительно делятся на самостоятельные составные части и выполняются под счет раздельным способом. Например, при обученииповороту налево подаются следующие предварительные и исполнительные команды: «Поворот налево по разделениям, делай – раз!» показывается поворот на пятке левой ноги и правом носке (дети поворачиваются и выдерживают паузу, по команде «Делай –два!» приставляют правую ногу к левой. После нескольких повторений этого приема делается поворот в целом по команде «Напра – во!» или «Нале – во!».
Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнением отдельных частей движения по разделениям с попутным объяснением способа действия. При этом можно корректировать ошибки детей, а они, в свою очередь, осознают и запоминают правильность выполнения требуемых действий. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде «делай раз» выполняют шаг левой назад, по команде «делай два» — шаг правой в сторону, по команде «делай три» приставляют левую к правой.
Перестроение из двухшереножного строя в одношереножный: «Перестроение в одну шеренгу по разделениям, делай – раз!», делай – два!», делай – три!», или «Перестроение в одну шеренгу по разделениям, шаг левой в сторону – раз, шаг правой – два, приставить левую – три!».
Выбор методического приема для обучения строевых упражнений зависит от содержания упражнения и задач, которые ставит преподаватель. Так, для активизации внимания целесообразно использовать объяснение без показа; для повышения двигательной плотности используется показ с объяснением. Следует признать наиболее эффективным при обучении строевым упражнениям метод «По разделениям».
Третий этап (совершенствование техники исполнения) направлен на формирование навыка выполнения строевого упражнения. На данном этапе используются методы стандартного упражнения, игровой, соревновательный. Методический прием – изменение условий обучения, – применяется на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой строевого упражнения.
При выполнении перестроенияили размыкания следует соблюдать определенную последовательность в произношении команд:
1) название строя;
3) способ исполнения;
4) исполнительная команда.
При терминологической записи строевых упражненийтакже соблюдается определенная последовательность:
1) название строя;
2) название передвижения (в обход, противоходом);
3) направление движения (направо, налево);
4) способ выполнения (шагом, бегом);
5) исполнительная команда («МАРШ!»).
В соответствии с одним из основных дидактических принципов «от простого к сложному» изучение строевых упражнений начинается с простых строевых приемов на месте и в движении. В начале обучения рекомендуется выполнять строевые упражнения по разделениям.
Для успешного проведения строевых упражнений необходимо
— команды строевых упражнений;
— методику обучения строевым упражнениям;
— правильно подавать команды строевых упражнений (точность команды, интонация и громкость голоса в произношении, осанка преподавателя);
— рационально выбрать место перед строем (на месте, в движении);
— вести подсчет в различном темпе или использовать соответствующий темп музыкального сопровождения при выполнении упражнений;
— определять индивидуальные и групповые ошибки при выполнении строевых упражнений (видеть одновременно всех занимающихся, стоящих в строю).
При обучении строевым упражнениям большое значение имеет личный пример преподавателя. При подаче команд строевых упражнений необходимо принимать основную стойку (нельзя стоять расслаблено, руки держать на поясе или за спиной).
При обучении строевым упражнениям, выполняемым каждым занимающимся в отдельности, преподаватель показывает новый прием. При изучении разновидностей перестроений или размыканий в показе принимает участие группа занимающихся. Показ строевых приемов должен быть образцовым.
Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.
«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.
«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.
«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. II. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы с педагогами.
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.
Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Строевые упражнения на уроках
В программе для средних общеобразовательных школ по физической культуре и основам безопасности и жизнедеятельности строевые упражнения занимают значительное место и являются неотъемлемой частью уроков физической культуры и ОБЖ. Строевые упражнения составляют основу строевых смотров при проведении военно-спортивных мероприятий.
Значение строевых упражнений очень велико:
— формируют правильную осанку
— дисциплинируют учащихся
— учат учащихся коллективным действиям
Строевые упражнения можно разделить на построения, перестроения, строевые приемы, передвижения, размыкания и смыкания.
Для более успешного обучения строевым упражнениям, учащихся необходимо ознакомить с терминологией строя и его элементов. Знакомство с терминологией можно начинать с младших классов, но не следует требовать дословного определения. Начиная с 5-х классов учащиеся должны знать не только понятия, но и определения о строе и его элементах. Все определения вытекают из строевого устава Вооруженных сил, но должны быть адаптированы под школьную тематику. Это правило не распространяется на уроки по ОБЖ
Вот примерный перечень с определений строя и его элементов:
СТРОЙ – установленное строевым Уставом размещение (военнослужащих) учащихся для их совместных действий;
ШЕРЕНГА – строй, в котором (Военнослужащий) учащийся размещены один возле другого на одной линии;
КОЛОННА – строй, в котором (военнослужащие) учащиеся расположены в затылок друг к другу;
ФЛАНГ – правая (левая) оконечности строя;
ФРОНТ – сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены лицом;
ТЫЛ – сторона строя, противоположная фронту или сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены спиной;
ИНТЕРВАЛ – расстояние по фронту между (военнослужащие) учащимися или расстояние между учащимися в шеренге;
ДИСТАНЦИЯ – расстояние в глубину между (военнослужащие) учащимися или расстояние между учащимися в колонне;
ШИРИНА СТРОЯ – расстояние между флангами;
ГЛУБИНА СТРОЯ – расстояние от первой шеренги до последней;
Для уроков по ОБЖ перечень определений строя и его элементов значительно больше.
Учитель, во время строевых занятий, должен находить там, откуда ему удобнее командовать и наблюдать за выполнением учащимися строевых приемов. Все Строевые команды делятся на предварительную и исполнительную.
Предварительная команда подготавливает учащихся к выполнению приема, а исполнительная – обязывает точное выполнение приема.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ.
I КЛАСС.
Основная стойка – подбородок приподнят, раки опущены свободно вниз и кисти касаются бедер, пятки вместе, носки стоп – врозь. В начальных классах учащиеся часто прижимают руки к туловищу – это ошибка.
Согнуть по четыре пальца кисти – два
Прижать большие пальцы – три
Свободно опустить руки – четыре.
Выполнение команд РОВНЯСЬ И СМИРНО учащимися следует после показа учителем.
Построения в колонну по одному, в шеренгу выполняются после распределения учащихся по росту. При построениях можно класс поделить на мальчиков и девочек, что позволить с экономить время на основную часть урока при занятиях в группах. Построения выполняются несколько раз, до тех пор, пока учащиеся запомнят свое место в строю. Команды должны быть понятны детям: « За мной в затылок друг другу – становись». Построение в шеренге следует применять только в начале или в конце урока.
ПОВОРОТЫ (нале-во, напра-во) на месте выполняются переступанием по команде учителя. Между предварительной и исполнительной командами сделать паузу не менее 2-3 секунд.( для правильного выполнения поворотов учащимся рекомендуется сжимать пальцы той руки, в какую сторону следует поворот).
РАЗМЫКАНИЯ И СМЫКАНИЯ – на интервал руки в стороны –от Иванова Саши приставным шагом разом- кнись, к направляющему сом – кнись.
Движение и остановка класса выполняются по следующим командам:
«ШАГОМ – МАРШ», «КЛАСС – СТОЙ», «НАПРАВЛЯЩИЙ НА МЕСТЕ, КЛАСС – СТОЙ»
Совершенствование разученных строевых элементов в первом классе.
Перестроение из одной шеренги в две – после расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги – стройся!»
По исполнительной команде учащиеся (второй номер) – выполняют шаг левой назад раз, правой в право ( два) и приставляют левую ( три).
Обучение начинается по разделениям.
Размыкание на интервал руки в стороны приставным шагом.
Перестроение из одной шеренги в две и обратно./ см. 2 класс/
Правильное выполнение команд полностью зависит от показа учителем.
Расчет по – порядку производится по команде: «По порядку рассчитайся!»
Поворот направо осуществляется на пятке правой, после левой ноги. Налево – на пятке левой, носке правой ноги. Кругом – на пятке левой, носке правой через левое плечо.
Учащиеся выполняют шаг правой и поворачиваются налево продолжая движение в заданном направлении с меньшей скоростью, до полного перестроения.
Перестроение из одной шеренги в три ступени выполняются после предварительного расчета.
Повторяются ранее изученные строевые упражнения.
По этой команде направляющий движется налево в обход, сзади
Строевой шаг – шаг, при котором ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоте 15 – 20 см от пола ( земли) и становить ее твердо на всю ступню.
При движении рук вперед сгибают их в локтевых суставах так, что бы поднимались на ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела.
Переход с шага на месте в движении происходит по команде: «Прямо!» Команда подается под левую ногу, правой на месте и с левой движение вперед.
Используется материал прошедших лет обучения.
Примечание: На уроках физической культуры в водной части строевые упражнения организуют учащихся. В начальных классах строевые упражнения можно использовать в игровой форме как в команде так и в одиночном.