организовать совместно с детьми первые экспериментальные наблюдения можно когда ребенок в возрасте
Требования ФГОС «Экспериментирование в детском саду»
Наталья Бубнова
Требования ФГОС «Экспериментирование в детском саду»
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Экспериментирование в организованной деятельности
В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы»
В ней запланировано изучение с помощью опытов:
свойств песка, глины и камня;
свойств воды в ее различных состояниях;
В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.
Например, эксперименты в детском садуво время организованной деятельности представляют собой:
взвешивание тяжелых и легких материалов;
измерение длины с помощью мерок;
наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
изучение смешивания цветов.
Структура игры-эксперимента в организованной деятельности
В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-экспериментпланируется по определенному плану:
постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
выдвижение детьми предположений;
фиксация результатов и подведение итогов;
Экспериментирование в свободной деятельности
Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
наборы для опытов с инструкциями-картинками;
игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
писчие принадлежности для фиксации результатов.
Картотека опытов и экспериментов в детском саду
Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.
условия, необходимые для жизни растений;
опыты в огороде и цветнике;
опытническая деятельность по сезонам;
Исследовательская деятельность о человеке:
Физические опыты в детском саду:
вещества и материалы;
Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.
Экспериментирование в детском саду. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Актуальность темы: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным.
Фотоотчет о мастер-классе для коллег «Экспериментирование в детском саду» Проводила среди коллег мастер-класс на тему»Экспериментирование в детском саду». Эта тема моего самообразования. Над этой темой я работала.
Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.
Рисование-экспериментирование в семейном детском саду Мой малыш увлечен рисованием с раннего возраста. В свои три года он очень любит малевать в различных «раскрасках» (старательно и аккуратно).
Экспериментирование в детском саду. Окружающий нас мир широк и разнообразен, дети очень любопытны и чем больше они узнают сейчас, тем проще им будет в будущем. Родители могут.
Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира Экспериментирование — один из способов.
Экспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбру Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию удивительный и очень занимательный эксперимент с водой и красками, который посчастливилось.
Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики. Роль детского экспериментирования достаточно велика, т. к. детское экспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности,.
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Алевтина Кораблина
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г. Нововоронеж
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Подготовила: воспитатель Кораблина А. В.
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Экспериментирование может быть организованов трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
стимулировать познавательную деятельность;
познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
знакомство со свойствами песка и глины;
воздух, его свойства и значение;
изучение свойств воды;
проведение опытов снег и тепло;
формирование знаний о теле человека;
природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
наблюдение за явлением магнетизма;
почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.
Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.
Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.
Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу).
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами.Пример дидактических игр:
• «Определи по запаху»;
• «Оденем куклу на прогулку»;
Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей.Правила проведения опыта:
• установить цель (для чего проводится опыт);
• подготовить материал и оборудование;
• продумать поэтапную инструкцию;
• доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
Серии картин с изображением природных сообществ.
Книги познавательного характера, атласы.
Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня».
Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши,шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия,которая включает:
физкультминутка, пальчиковая или гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.
Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
видеообращение сказочного или вымышленного героя;
стихотворения и загадки;
музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Книга для ребёнка в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и.
Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте «Путешествие в Москву» «Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» «Путешествие в Москву» Автор: воспитатель высшей квалификационной категории.
«Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте «Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте. Цель: помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду,.
Картотека музыкальных игр в старшем дошкольном возрасте Ступеньки. Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские.
Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Осень» Тема: «Волшебная книга Осени» Цель: закрепить и обобщить знания детей о признаках, живой и неживой природы в процессе интеграции образовательных.
Консультация «Коммуникативная активность в старшем дошкольном возрасте» Коммуникативная активность являет собой основу процесса общения, сущность, которой сводится к правилам создающим оптимальные условия для.
Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в старшем дошкольном возрасте Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.
Презентация «Организация исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте» Эффективным методом познания является метод исследования. Он даёт детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях.
Развитие речи в старшем дошкольном возрасте Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется.
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Дата публикации: 13.01.2019 2019-01-13
Статья просмотрена: 8924 раза
Библиографическое описание:
Ватлина, Е. А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду / Е. А. Ватлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55604/ (дата обращения: 08.11.2021).
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Малыши хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь, снег, град?», «Почему рыбы плавают, а птицы летают?» и т.д. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФГОС ДО, ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.
Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, коммуникативность, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Что же такое опытно-экспериментальная деятельность?
Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности.
Когда использовать экспериментальную деятельность?
Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка
Этапы развития экспериментальной деятельности
Методы и приёмы экспериментальной деятельности
В дошкольном образовательном учреждении целесообразно использовать следующие приемы и методы экспериментальной деятельности:
Проблемно-поисковый метод. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы), попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Педагог мотивирует детей к активному экспериментированию и стремлению получить результат. В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду
Наблюдения за объектом. Воспитатель организует наблюдение за объектом в помещении или на территории детского сада. Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы, где много разных красок, запахов, звуков. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников
Опыты и эксперименты. Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
В процессе детского экспериментирования дети учатся
– Видеть и выделять проблему
– Принимать и ставить цель
– Анализировать объект или явление
– Выделять существенные признаки, связи
– Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
– Отбирать материал для самостоятельной деятельности
С какого возраста предполагается начинать экспериментировать в детском саду?
В группах раннего возраста (2-3 года) малыши уже начинают экспериментировать с объектами. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты при помощи сенсорики: размазывание краски по листу, пробование на вкус, испытание на прочность (укусить, бросить), извлечение звука (хлопнуть ладошками, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений исследования становятся интереснее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется.
Дети 4-5 лет способны к длительным наблюдениям, их словарный запас активно пополняется, они уже могут использовать приобретенные навыки в самостоятельной деятельности. Воспитатель оказывает всяческое содействие детям.
Дети 5-7 лет в экспериментальной деятельности вполне могут обойтись без помощи взрослого. И если воспитанников старшей группы нужно стимулировать на самостоятельное проведение экспериментальных действий, то в подготовительной группе дети проводят опыты и эксперименты самостоятельно: сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, фиксируют и оценивают результаты. Из всего выше сказанного следует, что экспериментальная деятельность в детском саду прослеживается на протяжении всего периода обучения.
Какие материалы и оборудование используются в опытно-экспериментальной деятельности?
Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы (лупы, весы, линейки, микроскоп). Нужно научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют. Для экспериментов используют природный, бросовый и сыпучий материал. Обязательно наличие пробирок, пластиковых тар, пипеток, палочек и т.д. В группе отводят место для детской лаборатории, уголка природы, где и осуществляется наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры, красочные энциклопедии, схемы для проведения опытов, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов.
Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.
Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.